В Священном Писании Симеона особенно привлека­ют те персонажи, которые сподобились увидеть Госпо­да. По этой причине он обращается к жизни апостола Павла, который встретил Христа на пути в Дамаск ( Деян. 9:3–5 ) и был восхищен на третье небо ( 2Кор. 12:2 ). Упоминает Симеон и о том, как Стефан видел Христа ( Деян. 7:56 ). Но для него важнее то, что подоб­ные вещи могут произойти и с ним самим, в его собст­венной жизни: Что это за новое чудо, которое и ныне происходит? Бог и ныне желает являться грешникам – Тот, Кто некогда взошел горе и воссел на Отчем престоле На небесах, и пребывает сокровенным. Ибо он скрылся от очей Божественных апостолов И после этого, как мы слышали, один лишь Стефан Видел разверзающиеся небеса и тогда сказал: «Вижу Сына, стоящего одесную славы Отца»... Но ныне – что означает это странное событие,   Происходящее во мне?..   Я обрел Того Самого, Кого видел издали, Кого Стефан увидел в разверзающихся небесах И Кого потом Павел увидел и ослеп... 271 Если в данном отрывке Симеон рассматривает свой собственный опыт как равнозначный опыту библейских персонажей, то в других случаях он говорит о нем как о более значительном. Так в 51-м Гимне Симеон пере­числяет персонажи Ветхого и Нового Заветов и утвер­ждает, что его, Симеона, собственный опыт несравнен­но более удивителен. Моисей видел Господа в облаке на горе Синай всего один раз, а Симеон постоянно ви­дит Его как несказанный свет. Апостол Павел был вос­хищен на третье небо один раз за четырнадцать лет до того, как написал об этом, а Симеон удостаивался по­добного созерцания многократно. Стефан увидел Хри­ста перед смертью , а Симеон видел Его постоянно от юности на протяжении всей жизни. Енох и Илия были вознесены на небо и избежали смерти, а Симеон уже «преодолел смерть» 272 . События Ветхого Завета прообразуют реальности Нового Завета, однако вся Библия – это только тень того, что может случиться с человеком в его мистиче­ском опыте: Илия был взят на огненной колеснице, И прежде него Енох... Но что это в сравнении с тем, что происходит в нас?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Рукописи подобного типа полностью не изучены. По моим предварительным подсчетам, их по крайней мере около 30. Важно отметить, что некоторые из них содержат также трактаты и из других собраний, например Baghdad Chaldean Monastery, syr. 680, Mingana syr. 86, Berlin, Sachau 203, Codex Syriacus Primus, Codex Syriacus Secundus, Sinai syr. 14. 2-е СОБРАНИЕ – 42 трактата Полные (или в своем первоначальном виде полные) списки (исключительно восточношрииского происхождения) Урмийский список – утерян Bodleian Library, syr. е. 7 (Χ–ΧΙ в.) BnF syr. 298 + Cambridge Or. 1144 (ΧII–XIV в.) Harvard, Houghton Library syr. 57 (XIII–XIV в.) Teheran Issayi Collection, ms. 4 (CE 1895) [копия оксфордской рукописи] Выборочные трактаты и фрагменты [к приведенным ниже спискам следует также добавить: a) списки 1-го собрания, содержащие трактаты 16–17 (=собрание I, трактаты 54–55) и b) списки 3-го собрания, содержащие трактат 25 (=собрание III, трактат 17)]: Восточносирийские Западносирийские Мелькитские Bagdad, Chaldean Monastery, syr. 680 1288/9 г. монастырь Рабан Хормизд BL Add. 14729 XII–XIII в. Codex Syriacus Secundus 882 г. Бейрут Bagdad, Chaldean Monastery, syr. 681 1909 г. (копия багдадского списка) Mingana syr 86 XIII в. Codex Syriacus Primus IX в. (утерян) Vat. sir. 509 1928 г. (копия багдадского списка) Mardin Orth. 420 1471/2 г. Тур Абдин Sinai syr. 14 Mingana syr 601 1932 г. (копия багдадского списка) Berlin or. Sachau. 203 После 1493 г. Sharfen Rahmani 181 XV–XVI в. Vat.sir. 543 1782 г. 3-е СОБРАНИЕ 17 трактатов, два из которых входят также в состав 1-го (трактаты 20 и 40) и 2-го собрания (трактат 25). Полный список Teheran, Issayi collection, ms. 5 (Урмия, между 1900 и 1903) Выборочные трактаты и фрагменты [списки, содержащие трактат 10, подлинность которого пока окончательно не определена, опущены] Восточносирийские Западносирийские Мелькитские Bagdad, Chaldean Monastery, syr. 680 1288/9 г. монастырь Рабан Хормизд BL Add. 14729 XII–XIII в. Codex Syriacus Primus IX в. (утерян) Bagdad, Chaldean Monastery, syr. 681

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ru...

1) Свящ. Аркадий Виноградов. Св. Андрей, Архиепископ Критский. (Апологический очерк). «Христ. Чт.», 1902 г., февраль. Небольшая статья свящ. Виноградова о св. Андрее Критском , имя которого столь популярно в русском народе, благодаря составленным им богослужебным канонам, представляет собою краткий биографический очерк знаменитого церковного песнописца. Древние исторические памятники сохранили нам очень мало свидетельств о жизни св. отца. В виду этого главным источником для свящ. Виноградова служили синаксари богослужебных книг и церковные песнопения, составленные в честь св. Андрея. Однако к этому, не всегда надежному источнику, автор относится с должной осторожностью и критикой. Биографические данные, извлеченные из богослужебных книг, всегда проверяются хроникой Феофана, творениями самого Андрея и справками в области византийской истории соответствующей эпохи. Время жизни св. Андрея автор относит к концу VII и началу VIIΙ веков. На том основании, что в церков- —422— ных песнопениях св. Андрей называется «борцом за св. иконы и обличителем неправомыслящих о них», автор предполагает, что епископ Критский дожил до иконоборческой эпохи, по крайней мере до 726 года, времени издания первого иконоборческого эдикта. Время епископского служения св. Андрея длилось приблизительно от 680–685 г. до его смерти в 726–727 г. На это указывает упоминание св. Андреем в его слове на апост. Тита о двух «равновенчанных и сопрестольных царях», которыми могли быть только Константин Погонат и его сын и соправитель Юстиниан II, совместное царствование которых продолжалось с 680 по 685 г. Год рождения св. Андрея определяется простым вычитанием 40 лет, канонического возраста для епископа, из 680–685, времени первых годов его епископского служения. В изложении событий жизни Андрея Критского автор статьи касается его участия в соборе, созванном имп. Филиппиком Варданом с целью отмены постановлений 6-го Всел. собора, направленных против монофелитства. По свидетельству хронографии Феофана, Андрей Критский , вместе с Иоанном и Германом, анафематствовал 6-ой Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дело шло не о вселенском соборе, а только о богословском совещании. Сменивший Домна Агафон предварительно решил созвать собор в Риме. На этот собор приехали не только итальянские епископы, но также представители из Галлии и Британии. Собор, состоявший из 125 участников, прошел весной 680 г. В результате в Константинополь была отправлена депутация с соборным посланием. В этом послании признавалось, что «Господь наш Иисус Христос, как совершенный Бог и совершенный человек, имеет два естественные хотения и два естественные действия» 42 . Там же заявлялось, что Римская Церковь никогда не заблуждалась и хранила неповрежденное учение. «Яснейший свет кафолической и апостольской истинной нашей веры, … проистекши из истинного источника света, как из луча животворной молнии, через блаженных верховных апостолов Петра и Павла и их учеников и апостольских преемников, при помощи Божией, преемственно сохранился до нашего недостоинства, не омраченный никакой гнусной еретическою тьмою, не затемненный никакою примесью еретических заблуждений, как мрачных туманов» 43 . В послании назывались имена виновников монофелитства: Феодора Фаранского, Кира Александрийского, Сергия, Пирра, Павла и Петра Константинопольских. Вместе с тем, имя папы Гонория замалчивалось. Открытие и состав Шестого Вселенского собора Делегация с соборным посланием прибыла в Константинополь 10 сентября 680 г. В это время епископом Константинопольским был не Феодор, настроенный антиримски, а Георгий, который хотя и симпатизировал монофелитам, но был настроен примирительно. В день приезда римской делегации император издал указ о созыве вселенского собора. Георгию было поручено известить об этом восточных патриархов. Макарий Антиохийский, патриарх титулярный, в то время постоянно проживал в столице. Александрийская и Иерусалимская кафедры вдовствовали, поэтому их представляли пресвитеры. Приехав на богословские собеседования, представители Римской Церкви неожиданно стали участниками Шестого Вселенского собора. Шестой Вселенский собор проходил с 7 ноября 680 г.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Папа многократно упоминает о непогрешимости всех своих пред­шественников и этим дает понять, что и Гонория он не считает впавшим в ересь. Естественно, что ни на Востоке, ни на Западе, где хорошо помнили и папу Гонория, и двусмысленное поведение всех его преемников (кроме Феодора и Мартина), никто не мог воспринять это заявление всерьез. Но одно было очевидно: в отличие от недавнего прошлого, римская делегация прибыла в Константинополь, пользуясь поддержкой всего западного епископата, и выступала за Православие против монофелитства. Тем временем император Константин IV настоял на низложении антиримского патриарха Феодора. Новый патриарх Константинопольский Георгий хотя и склонялся в сторону монофелитизма, был открыт для дискуссий. Общая атмосфера была такова, что простая богословская конференция, планировавшаяся императором, на первой же сессии объявила себя Вселенским собором. VI Вселенский Собор открылся 7 ноября 680 г. в Трулльском зале имперского дворца. До 16 сентября 681 г. прошло 18 сессий. Император практически не оказывал влияния на дискуссии. В начале в работе Собора принимало участие всего 43 епископа, но определение Собора подписано уже 174-мя иерархами. Такие малые цифры отражают состояние христианского мира в 680–81 гг., когда Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка были оккупированы арабами, Малая Азия была разорена, а большая часть Балканского полуострова занята славянами. Представительство восточных патриархатов было номинальным. На соборе присутствовал Макарий, титулярный патриарх Антиохийский, проживавший в Константинополе, но Александрия и Иерусалим, где халкидонские кафедры были вдовыми, были представлены лишь “викариями”, тоже по всей видимости проживавшими в столице. В отличие от ранних Соборов, на которых обсуждались богословские вопросы сами по себе, собрание 680–81 гг. концентрировалось на вопросе Предания. По существу на нем обсуждался единственный вопрос: можно ли использовать ранние соборные решения и писания отцов для оправдания учения об одной энергии и одной воле во Христе.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

л. 322. Мес. тогоже в 15 день, Григория архиеп. российскаго Слово на всечестное Преставление преславныя Владычица нашея Богородица. См. 680 л. 257. л. 328. В тойже день, препод. и богон. отца нашего Иоанна прозвитера Дамаскина Слово на Успение пресв. Богородица. Там же л. 246. л. 344. В тойже день, иже во святых отца нашего Андрея иерусалимскаго Слово на всечестное Успение преславныя и препетыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. Нач. Таиньство настоящее убо и торжество имущь вещь Богородичнаго Успения. л. 355. В тойже день, Похвала на Преставление св. Владычица нашея Богородица. Сотворено Климентом епископом. См. 680 л. 242. л. 358. Тогоже дни, иже во святых отца нашего Андрея, архиеп. иерусалимскаго, Слово на пречестное Успение пресв. Богородица. Там же л. 230. л. 370 об. В тойже день, Слово Иоанна Богослова о покои св. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. Там же л. 220. л. 380. В тойже день, иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. селуньскаго, правоверна и свята мужа, Слово о Успении пресв. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. Нач. Егда прииде время изыти от телесе пресв. Богородицы, прииде к ней великий ангел. л. 397. В тойже день, иже во святых отца нашего Григория, архиеп. селуньскаго чюдотворца, Слово на Успение пресв. Богоматере. См. 680 л. 262. л. 408. В тойже день, Слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, архиеп. Констянтинаграда, на Успение пресв. Владычица, похвалное. Нач. Должни есмя, братие, всегда простившего долгу помнити. л. 420. В тойже день, Слово на честное Преставление преславныя Владычица нашея Богородица. Нач. Егда к себе Христос Бог наше прияти благоизволи свою матерь. л. 423. В тойже день, Поучение на Успение пресв. Владычица нашея Богородицы и Приснодевы Мария. Нач. Многа различна торжества и праздницы человеческое житие украшают. л. 430 об. Епифания ермонаха обители Калистратовы о житии и о воспитании летняго и тонкостнаго показания пречист. и преблаг. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. См. 663 л. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

250 . Amphilochii Iconiensis. Opera. Ed. C. Datema. Corpus Christianorum, series graeca 3. Louvain, 1978. 251 . Beck H.-G. Nomos, Kanon und Staatsraison in Byzanz//Sitzungsberichte der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-Historische Klasse 384, Wien 1981, s. 20–39. 252 . Bergamo N. Expeditio Persica of Heraclius: ‘Holy war’ or Crusade?//Porphyra 12 (2008), p. 94–107; 253 . Bonizo. Liber de vita christiana/ed. E. Perels, Berlin, 1930. 254 . Braun O. Augewahlte Akten persischen Martyrer – Bibliothek der Kirchenvalter. Vol. 22, 1915. 255 . Brehier L. Les Institutions de l’empire byzantin. Paris, 1949. 256 . Brooks E. W. Arabic Lists of Byzantine Themes//JHS. 1901. Vol. 21, p. 67–77. 257 . Brooks E. W. The Campaign of 716–718, from Arabic Sources//JHS. 1899. Vol. 19, p. 19–31. 258 . Brooks E. W. The Emperor Zenon and the Isaurians//EHR. 1893. Vol. 8. No. 30. P. 209–238. 259 . Brooks E. W. The sources of Theophanes and the Syriac chroniclers/BZ. 1906. Bd. 15. P. 578–587. 260 . Brown T. S. Gentlemen and officers: imperial administration and aristocratic power in Byzantine Italy, A.D. 554–800/T. S. Brown. London: British School at Rome, 1984. 261 . Brownworth L. Lost to the West: the forgotten Byzantine Empire that rescued 262 . Brubaker L. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680–850). The sources: an annotated survey Aldershot Ashgate, 2001. 263 . Brubaker L. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680–850): a history Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2011. 264 . Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680–850): The Sourse Aldershot, Ashgate Publishing, 2001. 265 . Bury J. B. A History of Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395 A.D. to 800 A.D.) London; New York: Macmillan and Co., 1889. 266 . Bury J. B. The Imperial Administrative System in the Ninth Century, with a revised edition of the Kletorologion of Philotheos. London, 1911. 267 . Canard M. La guerre sainte de la monde islamique et dans le monde chrétien//Revue Africain 79 (1936), p. 605–623.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава о высокой духовной жизни преп. Исаака распространилась среди христиан. Жители Ниневии стали упрашивать его занять епископскую кафедру их города. Католикос Георгий (управлявший с 660 по 680 годы) рукоположил в монастыре Бет-Абэ преп. Исаака во епископа Ниневии. Богословская и церковная позиция этого католикоса Востока была весьма близка Православию. Так, в 680 году он писал: «Наша вера... есть вера великого Рима и всей Италии, также Константинополя, Иерусалима и всех славных городов римлян и Церквей, входящих во Вселенскую Церковь , которые не осквернены грязной тиной еретиков (монофизитов –ред.)... ибо они придерживаются истинного исповедания двух природ со свойствами и действиями в одном единстве (в едином союзе) во Христе» («The Ascelical Homilies of Saint Isaac the Syrian», Boston, 1984. «Translator " s Epilogue»). Преп. Исаак пробыл на Ниневийской кафедре всего пять месяцев. Основными причинами оставления епископства явились, как нам представляется, его пустыннолюбие и желание всецело жить по евангельским заповедям. Епископство же в крупном городе было связано с многопопечительностью. администрированием и интригами. Существует гипотеза, что преп. Исаак оставил кафедру по догматическим причинам. И, действительно, как мы увидим ниже, есть основания предполагать, что преп. Исаак принадлежал к проправославному течению внутри Персидской Церкви и, следовательно, находился в оппозиции к побеждающему несторианскому течению. Но и католикос Георгий также принадлежал к проправославному течению, и в его правление преп. Исаак не мог бы оставить кафедру по догматическим причинам. Другое дело, если предположить, что преп. Исаак был рукоположен во епископа в последний год правления католикоса Георгия (680 год). Тогда его уход с кафедры совпал бы с началом правления главы несторианского течения, католикоса Бабая Великого, и здесь вероучительные разногласия вполне могли стать причиной оставления преп. Исааком епископства в Персидской Церкви. Повод к оставлению епископства был следующим. Преп. Исаак на епископском суде указал некоему нетерпеливому заимодавцу на евангельскую заповедь о прощении долгов и попросил проявить великодушие к должнику, обещавшему заплатить долг вскоре. Заимодавец с гневом возразил епископу: «Евангельскую заповедь оставь теперь в стороне». На это преп. Исаак кротко заметил: «Если они не повинуются Евангельским повелениям Господа, то что остается мне делать здесь?» («Добротолюбие». Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1986 г., т. II.. «Святый Исаак Сирианин . Краткое сведение о нем»).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

л. 8. В тойже день, Слово Иоанна, архиеп. Констянтинаграда, Златоустаго о Макковеих и о матери их. См. 680 л. 49. л. 15 об. В тойже день празднуем Всемилостивому Христу и преч. Его Матери. Нач. Ведети есть о сем нам, возлюбленая братия, еже Пантократный день милости Божия празднуем. С л. 17 рассказывается 10 чудес Богородицы, из коих 1, 2 и 10 встречаются в Степ. книг. Ч. 1. стр. 535–539; после чудес Владимирской следует чудо Одигитрии константинопольской и о ризе Богоматери кратко. л. 23. Мес. тогоже в 2 день, пренесение мощей первомученика Стефана от Иерусалима в Царьград. Нач. Во царство Великаго Константина явишася мощи св. первомученика Стефана. л. 23 об. Мес. тогоже в 2 день, мучение св. Стефана патр. римскаго. См. 680 л. 58. л. 38. В тойже день, Слово св. Лукияна прозвитера св. церкви иерусалимския о принесении мощей святаго и всехвалнаго апостола и первомученика архидиякона Стефана из Иерусалима в славный Царьград. Там же. л. 51 об. Начало принесения мощей св. апостола Стефана в Царьград. Продолжение пред. статьи под особой главой. л. 61 об. В тойже день, на принесе(ние) мощем св. первомученика Стефана Слово Иоанна Златоустаг о. Нач. Чювьственое солнце на земли возсиа, аки деньница. л. 65 об. Мучение св. славнаго и всехвалнаго первомученика архидиакона Стефана. См. 680 л. 104. л. 74 об. В тойже день, житие вкратце и слово похвалное св. и правед. Христа ради уродивому богоблаженному Василию, досточюдному новому чюдотворцу московскому. Нач. Благословен Бог Отец Господь Вседержитель. Чудеса (числом 24) под особой главой, равно и след. два: л. 141. Знамение ужасно и преславно, и како спасен град Москва от нашествиа безбожных Татар, иже к Богу молитвами преч. Богородица и великих чюдотворцов руских, и како Божиим пособием сами безбожнии погибоша вскоре. Случилось в 7029 (1521) году. л. 156. О великом и сугубом пожаре и о милостивом защищении иже на воздусе, заступлением преч. Богородицы, бывшим в Москве 7056 (1548) апреля 12. л. 164 об. Мес. того же в 3 день, преложение честнаго и многочюдеснаго тела препод. и богон. отца нашего Антония римлянина, новгородскаго чюдотворца. Нач. По преставлении же отца нашего Антония чюдотворца летом минувшим 451, преложено же бысть преподобнаго тело в 7105 (1597) мес. июня (sic) в 1 день. Чудес 21. Пред концом сказано: Списана быша сиа чюдеса Преподобнаго во преименитой обители Живоначалныя Троицы Сергиа чюдотворца в лето 7106 (1598) мес. марта в 22 (день, Нифонтом иноком, сперва Антониева, потом Троицкого Сергиева монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

На полунощнице, вместо обычных тропарей и прочих песнопений Часослова, по 1-м «Трисвятом» – тропарь, а по 2-м – кондах праздника, и молитва за упокой («Помяни Господи») не глаголется. Для утрени в Триоди Цветной, на ряду, имеются седальны и стихиры «на хвалитех», а прочие песнопения берутся из последования праздника Пятидесятники, по указаниям Устава (имеющимся и в Триоди Цветной). Эта утреня совершается с великим славословием, но без пения полиелея и чтения Евангелия; вместо же «Честнейшую» на утрени поется ирмос 9-й песни канона. – На литургии, на блаженны, положены (на 8) тропари от 3-й и 6-й песен праздничного канона; возглашается (после: «Премудрость, прости»), как и в праздник Пятидесятницы, «входное» («Вознесися Господи») и поются тропарь, кондак, задостойник и причастен праздника Пятидесятницы; но положены: «Трисвятое» и другие – прокимен («Спаси Господи люди Твоя»), апостол, аллилуиарий («Помилуй мя Боже») и Евангелие. Отпуст – тот же, что и в день Пятидесятницы (см. 680 стр.). Ап. ( Еф.5:9–19; 229 зач.; Ев. Мф.18:10–20; 75 зач.). Праздник в честь Святой Троицы и Святого Духа продолжается во всю «пятидесятную» седмицу. – Во всю эту седмицу «оставляются междочасия часов, и иже в повечериях певаемый канон Пресвятыя Богородицы» (см. также на 680 стр.). Во всю седмицу после праздника Пятидесятницы, не исключая среды и пятка, разрешается вкушение скоромной пищи, посему эта седмица и называется сплошной иди всеядной. Седмица эта посвящена в честь Святого Духа, как пасхальная: – в честь Сына Божьего, – и разрешением поста в продолжение ее Церковь исповедует, что Дух Святой единочестен Отцу и Сыну. «Службы святых, прилучившихся в субботу грядущую (в отдание Пятидесятницы) и в неделю Всех Святых, поем единого напреди, а другого в настоящий пяток на повечерии». – О службе Обретения главы Предтечи во вторник, если он случится 26 мая, и в пяток, если этот пяток случится 23 мая, см. на 204 стр. (сн. 652 стр.). В субботу празднуется Отдание праздника Пятидесятницы. Службы совершаются по тому же порядку, «якоже указася (в Уставе) на Отдание Вознесения Христова»; но только положен «канон праздника, со ирмосом на 8, ирмосы по 2-ды, другой (канон праздника) со ирмосом на 6, ирмосы по 2-ды, катавасия – ирмос 2-го канона: Божественным покровен, оба лика вкупе» («Честнейшая», как и в праздник Пятидесятницы, не поется). – Отпуст – праздничный (см. 680 стр.); но на нем «поминает иерей святого, егоже есть день».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010