Василий, Москва 14 сентября 2012г. 00:33 Вы абсолютно правы. И мне непонятен смысл  написания таких текстов. а  Константин Антонов 05 сентября 2012г. 23:26 О. Иосифу: канонизация, когда она касается мыслителя, всегда или почти всегда означает закрепление его взглядов как некоей церковной нормы - это и подразумевается приводимым Вами словосочетанием " православие безукоризненное " . Проблема именно в том и состоит, что ряд идей о. Серафима (креационизм, апокалиптика, традиционализм и связанное с ним радикальное неприятие многих тенденций современной культурной и духовной жизни и т.п.) - являются крайне спорными. Существуя в качестве спорных они могут приносить пользу, заставляя православных людей задумываться о месте Церкви в современном мире, если же они после канонизации они сделаются бесспорными (как показывает комментарий Никиты для многих они уже таковы) - это принесет крайний вред. И отче, если можно, киньте ссылочку на сведения о самооговоре и оговоре других Флоренского. Никите: " православная Традиция " - это как раз генонизм, я про нее ничего не знаю, я знаю Церковь. А по поводу генонизма о. Серафима - это вопрос к автору статьи, а не ко мне. По-моему он уже показан достаточно убедительно, но следует конечно дождаться второй части, как советует Антон Небольсин. " Начетничество " - это определенный способ обращения с авторитетным текстом. Почему Вы так  сразу решили, что это плохо? Просто он не является единственно возможным. Никита 06 сентября 2012г. 15:48 " Креационизм, апокалиптика, традиционализм и связанное с ним радикальное неприятие многих тенденций современной культурной и духовной жизни и т.п. "   являются спорными только для модернистов, пытающихся полностью пересмотреть учение Церкви по самым разным вопросам, без которого " знание Церкви " не более чем бессодержательная фраза. Константин Антонов 08 сентября 2012г. 00:01 Вот видите, господа, как интересно получается: стоит человеку усомниться в целесообразности канонизации идей о. Серафима, как на него обрушивается не шквал, конечно, но небольшой шквальчик довольно-таки личностно окрашенной и предвзятой критики. Это как раз говорит говорит о том, что в умах многих людей идеи о. Серафима уже де факто канонизированы. Придавать им еще больший (пусть и не абсолютный, тут я согласен с о. Иосифом, но и он согласен со мной в том, что значимость идей с канонизацией автора возрастает) авторитет - именно поэтому может быть весьма опасно - не сделалось бы согласие с о. Серафимом мерилом православности.

http://bogoslov.ru/article/2794086

Исключения из этого правила относятся к нескольким примерам казней священнослужителей в период Гражданской войны и к кампании 1930-х годов по принуждению священнослужителей к публичным заявлениям о снятии сана в обмен на восстановление гражданских прав и предоставление работы. В обоих случая речь идет именно об исключениях из общего правила. Более того, хотя сейчас трудно оценить масштабы отречений 30-х гг., но известно, что очень часто отречения не достигали своей цели, т.к. бывшие священники продолжали подвергаться дискриминации, поскольку " исторически " относились к неблагонадежной категории граждан. Этот вопрос даже рассматривался в комиссии ВЦИК по делам культов. См., например, Проект Циркуляра Президиума ВЦИК об искажениях и нарушениях законодательства о культах. 10 июня 1932 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 294–295. Шмаина-Великанова А.И. О новых мучениках//Страницы: Богословие. Культура. Образование. 1998. Т. 3. Вып. 4. С. 504–509; Семененко-Басин И.В. Святость в русской православной культуре ХХ века. История персонификации. М., 2010. С. 214–217. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Нью-Йорк, 1984; Вильнюс, Москва, 1992. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999 и др. Харбинцы – сотрудники Китайской восточной железной дороги (КВЖД), построенной еще до революции на территории, арендованной Россией у Китая. Город Харбин был центром этой территории. После того, как в 1935 г. СССР продал КВЖД Японии, многие " харбинцы " вернулись на Родину, где им было определено место жительства на территории Сибири. См., например, Беглов А., Чаковская Л. Обыденный героизм//Татьянин день. Издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. 1 октября 2010 г.: http://www.taday.ru/text/651147.html. Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы)//Минувшее: Исторический альманах. Вып. 15. М.–СПб., 1993. С. 424–445; Антонов В. В. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 103–112; Шкаровский М. В. Александро-Невское братство. 1918–1932 годы. СПб., 2003; Беглов А.Л. Церковно-общественные движения на рубеже 1910–1920-х годов//XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. Т. 1; Зегжда С.А. Александро-Невское братство. СПб., 2009.

http://religare.ru/2_80988.html

Н.Р. Антонов XX. Церковное предание, как мерило церковного бытия В той же самой древности, в истинном смысле церковных правил и вообще в идеале Церкви, как в живом организованном союзе, зиждущемся верою, действующею любовью, – Аксаков почерпает материал для решения бытовых вопросов, которые, занимая иногда общественное внимание, невольно захватывали и Аксакова, вызывая его на обмен мыслей. Таков, напр., знаменитый, роковой для многих последующих религиозных мыслителей, вопрос о браке, безбрачии и аскетизме, как идеале христианина. По этому вопросу Аксаков написал статью «О браке и безбрачии». Ссылаясь снова на данные церковного предания, постановления Гангрского поместного собора и I-ro Вселенского собора, Аксаков говорит: «Взгляд Церкви на материальную сторону брака совершенно ясен и совершенно определен, и в этом отношении в ней нет и не может быть ни, раздвоения, ни сомнеия, ни вопроса. Физическое соединение является безусловно чистым, оправдываемым в браке, как религиозно-нравственном институте, имеющем свои религиозно-нравственные задачи и цели, и оно же является безусловно нечистым и скверным вне брака, составляя блудили прелюбодеяние. Признавая брак, в состав которого входит и физическое соединение, Церковь остается верной самой себе и ни в чем себе же не противоречит. Брак осуждается ересью, но Церковью он не только не осуждается, но даже благословляется...» Церковь не только не хулит и не осуждает брак, но и всякую хулу на него и всякое его осуждение открыто и прямо объявляет ересью, извергая от себя в качестве еретиков, всех осуждающих и хулителей. Поступать иначе Церковь и не могла бы, как благословляющая браки и тайнодейственно сообщающая им благодать...» «Взгляд Церкви на девство, как на религиозно-нравственное требование, был бы даже противен Церкви, как и взгляд на брак, как на нечто обязательное, устраняющее святость и религиозную допустимость девства, как отчасти предполагает протестантская этика...» «Девство не есть «повеление Господне», нравственное требование, предъявляемое ко всем или хотя бы к избранным, но условие, соответствующее, способствующее исполнению иного нравственного требования и подвига, наложенного или избираемого тем, кто обеспечивает себе девством свободу его исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Ф. м. чинились «убытки и продажи великие». Новая грамота давала обители полную независимость от действий местных властей, а также судебный иммунитет. Царь определял один срок - один раз в год «день по Крещенье Христове», когда пристав, данный П.-З. Ф. м., должен был ездить в Москву и решать возникшие проблемы и дела. Власти мон-ря обязывались в этот день быть у царя Иоанна Грозного, а в его отсутствие - у большого дворецкого в приказе Большого дворца. Здесь разбирались все их дела, «опричь духовных». Эти дела «по игумена, и по попов, и по дияконов и по старцов» должен был разбирать и судить митр. Московский свт. Макарий или его приставы (ААЭ. Т. 1. 259. С. 285-286; РИБ. Т. 32. 216. Стб. 440-442). 12 сент. 1564 г. игум. Харитон получил жалованную тарханно-несудимую и заповедную грамоту от царя Иоанна Грозного на подмонастырское с. Фёдоровское, к-рое освобождалось от приема ездоков и незваных гостей во время церковных праздников. 20 янв. 1567 г. утверждена указная с прочетом грамота от боярина и большого дворецкого Никиты Романовича Захарьина-Юрьева (отца патриарха Московского и всея Руси Филарета). Она обязывала выборного старосту Воина Баракова не собирать оброк с рыбных ловель П.-З. Ф. м., расположенных на р. Нерли и оз. Ивановском ( Антонов. 1997. 191-192. С. 74). После смерти в Александровой слободе из-за болезни наследника, царевича Иоанна Иоанновича , его отец, царь Иоанн Грозный, пожаловал властям П.-З. Ф. м. переславские: слободку Ямскую, дворцовые села Ивановское и Петровское, 500 р. денег «на монастырское строение по сыне своем», а также «платья - шубу соболью и нагольную, ферези дорогинны, тарлик бархатный, зипун тафтян, 3 ковша серебряные, 4 стакана серебряные» ( Свирелин. 1903. С. 27-28). В связи с отменой тарханов в 1585 г. П.-З. Ф. м. со своих владений стал платить ряд налогов. Известны дьяческие отписи от 25 янв. 1587 г. и от 12 марта 1588 г. о получении ямских и полоняничных денег из П.-З. Ф. м. (РИБ. Т. 32. 336. Стб. 651; Антонов. 1997. 194-195. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Братии в монастыре налицо состоит 18 человек без послушников и, кроме того, один иеродиакон, слепой и больной, об котором Антонов дал приказ убрать в богадельню, по сему администрацией монастыря вместе с сим возбуждается ходатайство пред епархиальным начальством о помещении его в Николо-Угрешскую богадельню. Кроме братии, в монастыре помещаются члены Собора – епископ Евсевий и архимандрит Гурий, инспектор Каз[анской] дух[овной] академии, протоиерей А. Санковский, Головин и др. Донося об изложенном, администрация монастыря покорнейше просит Вас возбудить ходатайство перед подлежащею властью о разрешении каждому лицу из братии иметь хотя бы по одной комнате: одну комнату настоятелю для приема, одну – для канцелярии и предоставить в монастыре помещение тем из 8 лиц, кои декретом отчисляются будто бы от монастырской братии. Настоятель Сретенского монастыря 876             Архимандрит Афанасий ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1.Д. 567. Л. 81–81 об. Копия. III. 58. Письмо члена Священного Собора Н.Д. Кузнецова в СНК РСФСР с протестом по поводу реквизиций в Московском Сретенском монастыре и выселении монашествующих 8 августа 1918 г. В Совет народных комиссаров Члена Всероссийского Церковного Собора Н.Д. Кузнецова , живущего по Неглинной ул. в д. 5 у Боровицких ворот Кремля, заявление Управление Московского Сретенского монастыря обратилось ко мне с сообщением, что 19 июля комендант по реквизиции помещений Антонов объявил, что по декрету должно быть оставлено в монастыре для обслуживания храма только 10 человек братии и им вместе с настоятелем должно быть предоставлено лишь 6 комнат. Никакого подобного декрета Советами народных комиссаров, насколько мне известно, издано не было, и распоряжение гр. Антонова, по-видимому, не имеет под собою законной почвы. Мало того, оно ведет к упразднению монастыря, как такового, потому что в помещениях, где живут монахи, намереваются поселить людей светских, а самих монахов частью совершенно удалить, а оставленных 877 заставить жить по несколько лиц в одной комнате. Между тем, по правилам монастырского устава монахи должны жить каждый отдельно, на что указывает и самое название – монах. Поэтому я прошу Совет народных комиссаров отменить распоряжение коменданта Антонова и, во всяком случае, предоставить монахам жить каждому в одной комнате, как это требуется монастырским уставом, а настоятелю предоставить еше приемную и канцелярию. Кроме того, в Сретенском монастыре разместились члены Собора, что они вынуждены были сделать по причине занятия семинарии для членов съезда Советов 878 , причем здания семинарии до сих пор не возвращены в распоряжение Собора. Нельзя же, не допустив членов Собора жить в семинарии, лишать их возможности разместиться по монастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Создаётся каста «неприкасаемых» Правовед Андрей Антонов об антиконституционности концепции закона «О культуре» 30.05.2019 1031 Время на чтение 5 минут Вчера в Санкт-Петербурге прошел круглый стол , посвященный обсуждению концепции закона «О культуре». Мероприятие организовано Петровской академией наук и искусств (ПАНИ). В дискуссии приняли участие: Алексей Васильевич Воронцов, президент ПАНИ, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга I-V созывов, руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад», экс-вице-губернатор Ленинг радской области, доктор философских наук, профессор; Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, и.о. директора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург), член Союза писателей и Союза кинематографистов России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор отзыва на доработанную концепцию закона «О культуре»; Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции СПб», член Президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии; Борис Александрович Орлов, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, капитан первого ранга в отставке; Андрей Витальевич Антонов, адвокат, вице-президент ПАНИ, член Союза писателей России; Анатолий Дмитриевич Степанов, председатель международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии»; Александр Федорович Полозов, Заслуженный художник России, член Союза художников России, профессор; Борис Михайлович Сергеев, член Союза художников России, председатель отделения изобразительных искусств ПАНИ. На «Русской народной линии» будет опубликован подробный отчет о мероприятии. Сегодня предлагаем вниманию читателей «Русской народной линии» выступление модератора состоявшегося круглого стола, члена Союза писателей России, вице-президента ПАНИ адвоката Андрея Антонова .

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/30/so...

А Козьму, государь, Лопухина впредь, Господа ради, с своим, государским, указом ко мн не присылай, для того что он, Козьма, для многоимтельства своего твоего, великого государя, указу ни в чем не хранитъ. Царь государь, смилуйся, пожалуй. Примечания Л. 191 ...на престол срачица... – Престол – освящённый стол в алтаре напротив Царских дверей, который покрывается двумя покровами: льняной срачицей («катасаркий»), которая символизирует погребальные пелены Иисуса Христа, и парчевой индитьей («индитион»), которая символизирует торжественное одеяние Господа как Царя Славы – Антонов 1912, 25. Во время богослужения на срачицу кладётся антиминс, накрываемый литоном – платком, который служит обёрткой для антиминса вне литургии. ...на жертвеник покровъ крашенинищо толстое по дв денги аршинъ... – Жертвенник – стол в левом углу алтаря, на котором приготовляется вещество для Св. Евхаристии, т. е. приносится «бескровная жертва» – хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Христа. В особых случаях жертвенник (в церковной символике образ Иисуса Христа) опоясывается вервием длиной около 40 м, что знаменует собой путы, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд к иудейским первосвященникам. Другое наименование жертвенника – «предложение» – Антонов 1912, 27. Крашенина – толстый холст, окрашенный краской. ...у Царских, государь, дверей завсы... – Царские двери – главный вход в алтарь. Называются так потому, что через них, по православному учению, в Св. Дарах проходит Господь; через них позволено проходить только освящённым. Царские двери имеют важное сакральное значение при совершении литургии. По традиции, на Царских вратах изображалось Благовещение и либо епископы – творцы литургии ( Василий Великий и Иоанн Златоуст ), либо евангелисты. ...у мстных иконъ пеленъ... – Местные иконы – иконы в нижнем, местном, ряду иконостаса, справа от Царских врат, за образом Христа Спасителя, изображавшие святого или праздник, которому посвящён храм. Пелены – полотенца (убрусцы), подвешиваемые под иконы, нередко шитые золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

См.: Северин Г., диакон. Митрополит Симферопольский и Крымский Гурий.//ЖМП. 1965. 9. С. 17–19; Митрополит Иоанн (Вендланд) . Памяти друга и учителя.//ЖМП. 1965. 9. С. 17–21; Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы).//Минувшее. Вып. 15. М.-СПб. 1994. С. 425–427, 434, 439–441; Его же. «Воскресенье» Мейера и «воскресники» Назарова. Духовные поиски петроградской интеллигенции 1920-х годов.//Невский архив. Вып. 4. СПб. 1999. С. 292, 295, 296, 311, 312, 318; Антонов В. В. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде.//С.-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 23. 2000. С. 103–105, 109–112; Варлаам (Сацердотский), архимандрит. Письма из заточения к духовным детям. Публ. А. Воронцова.//Минувшее. Вып. 15. М.-СПб. 1994. С. 465, 473, 475, 498, 502, 503, 513, 516; Резникова И. Православие на Соловках. СПб. 1994. С. 136–137; Антицерковные гонения в Ленинградской епархии. 1958–1964. Публ. М. В. Шкаровского.//Невский архив. Вып. 2. М.-СПб. 1995. С. 131, 134, 135, 140, 150, 151; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945. СПб. 1995. С. 24; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917–1945 гг. СПб. 1996. С. 23; Их же. С.-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917–1945. СПб. 2000. С. 19, 233. 252, 261, 266, 347, 348, 349 Гусев В. – представитель от прихода Сергиевского собора. 222 Гусева Мария Алексеевна; (ок. 1896 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Гюйо (Guyau) Жан Мари; (28 октября 1854 – 31 марта 1888) – французский философ. 440 Гюнтер (Гинтер) Карл Карлович; (1849 – 6 октября 1901). Окончил Олонецкую гимназию (1867) и 4 курса Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 сдал экзамен на звание учителя немецкого языка и назначен преподавателем Енисейской мужской гимназии. Преподаватель немецкого языка Олонецкой гимназии с 12 декабря 1879 до кончины; состоял секретарем педагогического совета гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 марта 1931 года тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Евфросина к пяти годам заключения в концлагерь. Вернувшись из заключения, он был направлен служить в храм Воскресения Христова в село Раменье Шаховского района Московской области, а в марте 1937 года – в Знаменский храм в село Корнеевское Лотошинского района. 7 октября 1937 года иеромонах Евфросин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В качестве свидетеля обвинения председатель местного райпо показал, что священник будто бы говорил на проповеди, что советская власть все увеличивает налоги и жить становится все хуже и хуже; он сам видел, что в квартире священника бывают собрания при занавешенных окнах, что священник имел связь с Лотошино, откуда к нему приходили старушки. Вызванный на допрос староста храма показал, что священник на проповеди говорил, что теперь нужно укреплять нашу церковь, в наши дела никто не имеет права вмешиваться; в другой проповеди он говорил, что налоги с каждым годом все увеличиваются и платить их становится не под силу. – Обвиняемый Антонов, вы арестованы за контрреволюционную агитацию. Дайте по этому вопросу правдивые показания! – потребовал от священника следователь. – Нет, контрреволюционной агитации я не вел, этого не признаю и показания давать отказываюсь. – Следствие располагает фактами, что вы в июне 1937 года в проповеди призывали верующих к укреплению церкви, клеветали на сталинскую конституцию. Это вы признаете? – Нет, этого я не признаю. 11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Евфросина к расстрелу. Иеромонах Евфросин (Антонов) был расстрелян 13 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4» Тверь, 2006 год, стр. 200-204. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/1122/evfrosin/

священник Николай Антонов 2. Порядок и изъяснение церковных служб 46. Церковные службы Как уже было сказано (§ 4), все церковные службы могут совершаться или по желанию отдельных лиц, или для целого христианского общества. Но не каждый из членов православной Церкви в состоянии бывает пригласить священнослужителя для совершения службы для себя, и общественное предназначение Храма Божиего и православной Церкви не было бы достигнуто, если бы совершение служб было поставлено в зависимость от желания отдельных лиц. Поэтому Церковь установила для совершения служб во храме определенное время, чтобы всякий молящийся мог прийти в храм и «пролить свою молитву ко Господу». Служб, предназначенных ныне Св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, «первый час», «третий час», «шестой час», «девятый час», обедня. Эти службы называются повседневными. 47. Что называется службой Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, отделов из Священного писания, песнопений и священных действий для выяснения какой-нибудь определенной идеи или мысли. Благодаря тому, что в каждой службе православного богослужения последовательно развивается определенная мысль, каждая церковная служба представляет стройное, законченное, художественное священное произведение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, песенных (вокальных) и созерцательных впечатлений создать в душе молящихся благочестивую настроенность, укрепить живую веру в Бога и подготовить православного христианина к восприятию Божественной благодати. Найти руководящую мысль (идею) каждой службы и установить связь с нею составных частей – есть один из моментов изучения богослужения. Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах «чином» или «последованием» службы. 48. Происхождение повседневных служб Названия повседневных служб указывают на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Напр. вечерня указывает на вечерний час, повечерие – на час, следующий за «вечерею» (т.е. за вечерней трапезой), полунощница – на полночь, утреня – на утренний час, обедня – на обеденный, т.е. полуденный, первый час – по-нашему значит 7-й час 49 утра, третий час – наш 9-й час утра, шестой час – наш 12-й час, девятый – наш третий час пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010