Между 1584 и 1597 гг. власти обители получили от царя Феодора Иоанновича жалованную грамоту на сельцо Хорошёво в Переславском (?) у. ( Антонов. 1997. 193. С. 74). 12 марта 1588 г. городовой приказчик С. Т. Николаев утвердил межевание земли П.-З. Ф. м. от переславль-залесского Свято-Духовского мон-ря под мельницу на р. Трубеж до устья р. Чёрной (Там же. 196. С. 74). 12 окт. 1588 г. вопреки указу о тарханах царь Феодор Иоаннович выдал жалованную тарханно-несудимую - на данного пристава, односрочную и заповедную проезжую грамоту - игум. Силуану «с братией» на владения обители в Переславском у. Этот документ защищал их от нежданных ездоков, запрещал последним появляться и в монастырских лесах ( Иванов. 1850. С. 234-236; Антонов. 1997. 197. С. 74). 21 нояб. 1588 г. царь Феодор выдал игум. Силуану жалованную данную грамоту на с. Тюшино, «Ильинское тож» с деревнями. 14 дек. 1598 г. оба этих пожалования были подтверждены царем Борисом Феодоровичем Годуновым ( Свирелин. 1903. С. 27; Антонов. 1997. 197-198. С. 74-75). В 1608 г. жители Переславля-Залесского признали над собой власть Лжедмитрия II . 27 нояб. 1608 г. самозванец выдал властям П.-З. Ф. м. свою подтвердительную жалованную тарханно-несудимую грамоту на их владения в пределах Переславского у. ( Антонов. 1997. 197. С. 74). Отряд воинов из Переславля-Залесского участвовал в войсках пана Я. П. Сапеги в осаде Троице-Сергиева мон-ря (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610). 28 июня 1609 г. отмечалось, что ранее, во время штурма обители «Федоровского монастыря вотчины Слободки», было «убито 5 человек крестьян» (АИ. Т. 2. 237. С. 279). В 1611 г. население Переславля-Залесского активно боролось против польско-литов. интервентов, поддерживая деятельность Первого и Второго ополчений. Сохранилась грамота от 23 мая 1612 г., к-рая свидетельствует о получении денег за лошадей «для земские службы в Ярославле» с вотчин П.-З. Ф. м. ( Антонов. 1997. 201. С. 75). Нуждаясь в деньгах, 15 апр. 1612 г. игум. Герасим и «вся братья» продали один из своих осадных дворов в городе сыну боярскому И.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

В заключении подводятся итоги исследования и суммируются помещенные в разных главах контекстуальные разделы, что позволяет показать место «Апологии» в церковном Предании. Помещенные после заключения приложения к диссертации представляют собой перевод фрагмента из малоизвестного, но значимого исследования Ф. Портманна, и не переведенный ранее фрагмент из «Demonstratio Evangelica» Евсевия Кесарийского . Список работ, опубликованных по теме диссертации Прочие публикации: 1 . «Апология» свт. Григория Богослова и «Шесть слов о священстве» свт. Иоанна Златоуста : проблема связи текстов//Златоустовские чтения. Сборник докладов научно-практической конференции 2–3 февраля 2022 г. М., 2023. С. 478–493. (0,8 а.л.) 2 . Nazianzena Rossica. Свт. Григорий Богослов : исследования и переводы. Сборник статей/Науч. Ред.: Н. К. Антонов, П. А. Пашков. – М.: ПСТГУ, 2022. (24/авторский вклад – 5,95 а.л.) 3 . Antonov N. The ρχ of the Priest in the “Apology for his Flight” (or. 2) of Gregory of Nazianzus//Philosophy. The Journal of the Higher School of Economics. Vol. 6. 2022. 4. P. 13–35 46 . (1,5 а.л.) 4 . Антонов Н. К. Пастырская образность в «Апологии» свт. Григория Богослова //Шаги/Steps. Т. 7. 2. 2021. С. 193–211 47 . (1,45 а.л.) 5 . Антонов Н. К. [Рецензия]//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 136–140 – Рец. На кн.: Hornung C. Monachus et sacerdos: Asketische Konzeptualisierungen des Klerus im antiken Christentum. Leiden: Brill, 2020. – 271 p. (0,2 а.л.) 6 . Антонов Н. К. Новый взгляд на эпистолярное наследие свт. Григория Богослова //Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 91 – Рец. на: Storin B.K. Self-Portrait in Three Colors: Gregory of Nazianzus " s Epistolary Autobiography. Oakland: University of California Press, 2019. – 276 p. (0,5 а.л.) 7 . Антонов Н. К. Второй вселенский собор в историко-богословском контексте//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 95. С. 9–32. (1,5 а.л.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Константин Антонов 08 сентября 2012г. 16:47 Спаси Господь и Вас, честной отче! Да, необходима богословская (и не только) работа с наследием о. Серафима. Что касается о. Павла, то Вы, вероятно, были бы правы, если бы этим арестом все закончилось. Но расстрелян-то он был гораздо позже и по другому поводу. Во всяком случае, люди, работавшие в комиссии говорили мне, что основным препятствием являются именно его взгляды. иеромонах Иосиф (Лужнов) 09 сентября 2012г. 12:43 Благодарю Вас, Константин, за интересную дискуссию! Кажется, мы наконец-то поняли друг друга. :-) Храни Вас Господь!    Константин Антонов 09 сентября 2012г. 18:14 И Вам спасибо, о. Иосиф. Не часто такое случается, к сожалению Никита 09 сентября 2012г. 01:50 По поводу " апокалиптики " ... Конечно, давно известны слова: " Не скоро придет господин мой " (Лк.12:45). Через несколько стихов Господь говорит: " Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? " (Лк.12:56). О том, что современники будут переживать события, изложенные в Откровении Св. Иоанна Богослова, говорили многие прославленные Святые. Просто мipoлюбцaм очень не хочется об этом думать. Константин Антонов 09 сентября 2012г. 18:48 Бесспорно, очень удобно не думать о конце мира, но, согласитесь, Никита, что также удобно можно устроиться, отказавшись от всякого христианского делания в этом мире под предлогом ожидания его близкого конца. И кто в этом случае оказывается большим мipoлюбцeм? Никита 10 сентября 2012г. 18:25 Абсолютно православная мысль о. Серафима Роуза заключается в том, что " в ожидании близкого конца " следует озаботиться спасением души, а не любостяжанием и суетными попечениями. Константин Антонов 11 сентября 2012г. 14:37 Ничего в этом нет " абсолютно православного " . Православно: " не ваше дело знать времена и сроки " . А конец одинаково близок сейчас как 2000 лет назад и как будет еще через 10 тысяч. И к спасению души это не имеет никакого отношения, потому что она нуждается в спасении всегда и независимо от всеобщего конца мира, который придет когда это решит Господь.

http://bogoslov.ru/article/2794086

32 . Андроник= Андроник (Никольский) , архиеп. О Церкви, России. Сост. В.А. Королев. Фрязино, 1997. 33 . Антоний= Антоний (Храповицкий) , архиеп. В чем продолжало отражаться влияние православия на последних произведениях гр. Л.Н. Толстого. Харьков, 1911. 34 . Антонов. Аннотированный список=Антонов В.В. Аннотированный список упоминаемых [в дневнике прот. Николая Чукова] лиц. Минувшее: Историч. альманах. М.-СПб., 1994. Т. 15. С. 599618. 35 . Антонов. Приходские братства=Антонов В.В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы). Минувшее: Историч. альманах. М.-СПб., 1994. Т. 15. С. 424445. 36 . АПТ=Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 19171943 гг. Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. 37 . Архангелов=Архангелов С.А. Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. СПб., 2008. 38 . АС=Атеистический словарь. Под ред. М.П. Новикова. М., 1983. 39 . Афанасий=Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова) , епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. 40 . Б.Т.=Б. Т[итлинов]. Наука и религия. ВСС. 1926. 5 (1). С. 1518. 41 . Бабкин. Духовенство=Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в.конец 1917 г.). М., 2007. 42 . Бабкин. Материалы=Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви. Сост. М.А. Бабкин. М., 2006. 43 . Багин=Багин С., свящ. Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. Казань, 1910 [Оттиск из «Православного собеседника» за 1910 г.]. 44 . Багрицкий=Багрицкий Э. Стихи и поэмы. М., 1956. 45 . Балашов Е.=Балашов Е.М. Школа в российском обществе 19171927 гг.: Становление «нового человека». СПб., 2003. 46 . Балашов Н.=Балашов Н.В., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. 47 . БД ПСТГУ=Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. База данных [Электронный ресурс:] http://kuz3.pstbi. ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Умер в 1860 году 22-го декабря. 1) Протопоп Василий Антонов. Так как в прошении, поданным этим протопопом в апреле 1750 года Санкт-Петербургскому архиепископу преосвященному Феодосию· об определении его Исаакиевским протопопом излагаются многие обстоятельства его службы и жизни, то мы выпишем здесь содержание этого прошения: «С прошлого 1747 года, по определению св. правительствующего Синода, находился в нижайший в епархии Белоградской по некоторому духовному делу в Краснокутском Петропавловском монастыре по 13-е число июля 1749 г., этого числа указом Синода из оного монастыря уволен и священнодействовать мне повелено точно в показанной епархии, и к какому порожнему месту я не определен, а уволен для испрошения ваканционного места из той белградской в московскую епархию к преосвященному Платону, архиепископу Московскому и Невскому, и дан мне  рукой преосвященного Иоасафа, епископа Белоградского пачпорт, с которым я к его высокопреосвященству в Санкт-Петербург и являлся; точно и в московской епархии ни к какому месту определения мне не учинено, а нахожусь я и поныне празден. А в епархии Вашего Высокопреосвященства имеются при Санкт-Петербурге во многих церквах ваканция. Того ради, Ваше Высокопреосвященство, милостивого отца и архипастыря покорнейше прошу для долгопонесенных моих волокит и всекрайнейших бедствований определить меня из оных ваканционных мест в какой-либо церкви по усмотрению Вашего Преосвященства, при чем сообщаю две копии – с указа и пачпорта». Из указа видно, что Белоградской епархии, Сумского слободского полка, города Мирополя, соборной Преображения Господня церкви протопоп Василий Антонов, по следственному делу за вину его в написании соблазнов якобы о рождении антихриста на миропольском горизонте, послан был в отдаленный монастырь на два года в труды, где с 13-го июня 1747 года по 1749 год находился. А в паспорте его значится, что он 38-ми лет, родился в городе Чернигове, от черниговского мещанина Антона Титова. В 1741 году рукоположен во диакона в Воскресенской церкви, а 9-го мая 1742 года произведен в священника к Покрову Пресвятой Богородицы в Чернигове. Преосвященный Феодосий, архиепископ Санкт-Петербургский, «Рассуждая, что по именному Его Императорского Величества высочайшему указу, объявленному в письме духовника Ее Императорского Величества протоиерея Феодора Дубянского к преосвященному Феодосию, между прочим, повелено – к соборной церкви Исаакия Далматского определить другого священника; а поскольку в епархии нашей празднонаходящихся священников и викарных при церквах не имеется, и в скорости определить некого, а сего апреля 5-го дня поданным нам прошением бывший в Белоградской епархии протопоп Василий Антонов просит об определении его к какой-либо в епархии нашей церкви, и при том, нам не безызвестно, что оный Антонов состояния и жития честного и воздержанного, приказали в исполнение Высочайшего указа, протопопу Василию Антонову быть при Исаакиевском соборе священником».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сергей Антонов Ирина Зарон Рождество Богородицы Тайная вечеря Сошествие во ад Несение креста Благовещение Блудный сын Бегство в Египет Евхаристия Милосердный самарянин Предательство Иуды Рождество Христово Рождество Христово Тайная вечеря Ирина Зарон: Сергей делал рельефы для храма священномученика Антипы на Колымажном дворе, куда и я пишу большие фрески, и дал мне обрезки от своих отпиленных камней. Как раз была годовщина смерти отца Александра Меня, который крестил нас, и я написала вот такие работы на тему Страстного цикла… Сергей Антонов: Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках отец Александр Абрамов позвонил мне и сказал, что хотел бы каменный иконостас. Мне очень мешала металлическая связь на своде алтаря. В конце концов, я решил именно за нее и «зацепиться» и сделать основу иконостаса тоже из металла. Получился прозрачный крест с каменными иконами. Потом было принято решение сделать небольшое ограждение перед иконостасом, чтобы отделить алтарь. Свод алтаря расписала Ирина. Сергей Антонов: Когда работаешь в храме, всегда нужно идти от его архитектуры. В Тихвинском приделе храма в Голутвине можно было бы всю конструкцию закрыть, но тогда пропала бы арка. Я решил ее использовать. Чтобы конструкция иконостаса держалась, за иконами Спасителя и Божией Матери, в алтаре, в качестве конструктивных элементов сделаны такие стулья-троны, они как контрфорсы в средневековой архитектуре… Сергей Антонов, «Сошествие во ад» («Воскресение Христово») в Андреевском монастыре. Это очень редкий пример, когда в Крест вписывается сюжет Воскресения и тем самым богословские смыслы становятся более очевидными, ведь спасение человечества, победа над смертью стали возможны только через крестные муки Спасителя… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/molodym-ikonopistsam-n...

Алипий 1964 – Алипий (Гаманович). Грамматика церковнославянского языка. Джорданвилль, 1964. (После 1991 г. вышло несколько репринтных переизданий этой книги.) Алфеев 1915 – П. Алфеев , прот. К вопросу о введении общего церковного пения и русского языка при православном богослужении. – Миссионерский сборник, Рязань, 1915, 5–6. Анастасьев 1897 – А. Анастасьев. Школа грамоты. Обучение русскому и церковнославянскому чтению, письму и счету. Книга для чтения в народных училищах. Казань, 1897. Андрияшев 1889 – А. Андрияшев. Русско-славянский букварь. Киев, 1889. Андроник 1981 – Монах Андроник (Трубачев) . Минея-ноябрь. Изд. Московской патриархии. М., 1980. – Журнал Московской патриархии 1981, 7. Антонин 1923 – Антонин (Грановский), архиепископ. Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий. М., 1923. Антонов 1886 – П. Антонов. Русская азбука. СПб., 1886. Антонов 1994 – В.В. Антонов. Аннотированный список упоминаемых лиц. – Минувшее. М.,1994. Т. 15, с. 599–618. АПТ – Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. Составил М.Е. Губонин. М., 1994. Ардов 1995 – М. Ардов, прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. (Картинки с натуры.) М., 1995. Арранц 1995 – О. Михаил Арранц. А.А. Дмитриевский : из рукописного наследия. – Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995, с. 120–133. Асмус 1999 – Прот. Валентин Асмус . «Рассекреченная» книга. О книге священника Георгия Кочеткова «Православное богослужение: русифицированные тексты Вечерни, Утрени и Литургии». – Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М., 1999, с. 247–265. Афанасий 1918 – Определение Всероссийского Поместного Церковного Собора от 13 (26) августа 1918 года. О восстановлении празднования дня памяти всех русских святых. (Еп. Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев ). Служба всем святым, в земле Российстей просиявшим, б/м., б/г., без указания типографии. (1918) Афанасий 1930 – (Еп. Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев ). Слжба всмъ стымъ, въ земл Париж, 1930.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

«Молодым иконописцам нужно смотреть на лица в метро». Почему у церковного искусства нет задачи поразить Скульптор Сергей Антонов и иконописец Ирина Зарон – об искусстве и движении вперед 17 мая, 2019 Скульптор Сергей Антонов и иконописец Ирина Зарон – об искусстве и движении вперед Может ли иконописец писать натюрморты, насколько для него значимо мнение заказчика, настораживает ли скульптура в храме, почему так важно образование, полезно ли копировать иконы и чем руководствоваться архитекторам и иконописцам при создании новых произведений? Скульптор Сергей Антонов и его супруга, художник-иконописец Ирина Зарон часто работают вместе для одних и тех же храмов. Их работа для надвратного храма Андреевского монастыря в Москве – программное явление современного церковного искусства. Мы обычно делали то, что хотели – Сейчас в среде искусствоведов часто затрагивают тему продолжения византийской традиции иконописи. Кто-то считает, что это – копирование лучших образцов, кто-то – что и византийская, и древнерусская икона развивалась на основе имеющегося опыта, давая иконописи что-то новое. Как вы на это смотрите? Ирина Зарон: Когда мы смотрим на то, что сделали византийские мастера, даже на фрагменты – лики, фигуры, мы понимаем, что все это – ими пережито в том бытовом, духовном контексте, в котором художники работали. Сергей Антонов: Церковь всегда жила культурой своего времени. Весь Петербург – это петербургская архитектура, там нет и не может быть храма Покрова на Нерли, зато там есть соборы архитекторов Растрелли, Воронихина и так далее. Почему эта простая мысль так трудно усвояема современным православным сознанием? Почему надо бояться того, чтобы Церковь жила культурой своего времени? Сейчас нам говорят: нет, надо делать все по канону. Но хотелось бы сначала понять, что такое канон. Мне очень нравится выражение, что канон – это литургический критерий качества изображения. То есть критерий не эстетический, не еще какой-либо, а именно литургический – пригодно ли изображение для совершения Евхаристии, помогает или мешает молящимся.

http://pravmir.ru/molodym-ikonopistsam-n...

В течение года, с декабря 1917 г. по декабрь 1918 г., борьбу с «антисоветской», «враждебной» деятельностью духовенства всех конфессий осуществлял Отдел борьбы (по борьбе) с контрреволюцией Он существовал в структуре центрального аппарата ВЧК с 20 декабря 1917 г. Положение об отделе было принято 1-й Всероссийской конференцией чрезвычайных комиссий 13 июня 1918 Обязанности заведующего отделом последовательно исполняли: до конца февраля 1918 г. Щукин, с 18 марта И. Н. с 20 мая 1918 г. М. Я. Лацис, с 16 июля 1918 г. (после отъезда Лациса на Восточный фронт) Н. А. Отдел среди прочих подразделений включал в себя Секретное (по сути, политическое) отделение, в «ведении» которого находились контрреволюционные организации и политические партии, не стоявшие на советской 8 июля 1918 г. Приказом 2 по Отделу по борьбе с контрреволюцией ВЧК заведующим политическим отделением был назначен А. М. . С 15 ноября 1918 г. на волне массовой критики ВЧК ее руководство начало реформирование структуры ведомства, в том числе перераспределяя функции в самом центральном Новая организационная структура обсуждалась на 2-й Всероссийской конференции ЧК (26–30 ноября 1918 г.). Заседание ВЧК, посвященное реализации организационных решений 2-й конференции, состоялось 9 декабря 1918 г. На нем руководителем организованного на базе Отдела по борьбе с контрреволюцией Секретно-оперативного отдела был избран Н. А. (17 декабря ВЧК утвердила коллегию Отдела с ним во В конце декабря (или в начале января 1919 г.) уехавшего на Украину Скрыпника на посту зав. отделом сменил М. Я. Лацис. В Центральном архиве ФСБ России находится на хранении следственное дело Р–48566 (старый номер Н–21) в 10 томах. Основная масса материалов дела относится к аресту летом 1918 г. проповедника-миссионера, протоиерея Иоанна Вместе с тем в томе 9 (листы 1–80) отложились многочисленные рукописные материалы по вопросам контрреволюционной деятельности православного духовенства, подписанные «Антонов», «А. Антонов», «Аркадий Антонов» (с рукописными пометами неустановленного лица «Просмотрено»), а также газетные вырезки 1917–1918 гг. на те же сюжеты с рукописными комментариями Антонова.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

Модератор: Ну, объясните! Александр Антонов: Нет, я только еще раз задал этот вопрос! Модератор: А кто ответ-то будет давать? Александр Антонов: Досталь будет! Модератор (обращается к Досталю): Николай Николаевич Досталь, режиссер, автор сериала «Раскол». Что вас подвигло снять этот фильм? Николай Досталь: Как правило, материал к которому мы обращаемся, отражает ключевые и драматичные страницы нашей истории. И здесь у создателей не только художественная, но и просветительская задача… И вот раскол — трагическая, одна из самых трагических историй. И для меня эти трещины, проложенные расколом, идут на всем дальнейшем протяжении истории вплоть до нашего времени. Само слово «раскол» стало обиходным: вот Союз кинематографистов раскололся, появилось два союза — и потому для меня этот фильм очень современный, он про нашу жизнь, про наши расколы в разных ипостасях. Как режиссеру, который закончил фильм, мне, конечно, нужно молчать — я и пришел сюда больше, чтобы послушать специалистов. Но вот вопрос: вера объединяет или раскалывает? Конечно, вера должна объединять. Если мы, христиане, веруем в одного Христа, то какая разница, написан он с одной буквой Исус или с двумя Иисус? Главное, чтобы мы верили в единого Христа. Александр Антонов: Так чего ж тогда старообрядцы встали за это умирать? Николай Досталь: Вопрос был: объединяет вера или раскалывает. Ответ: должна объединять. А на деле: бывает и раскалывает. Сергей Ряховский: А мне кажется, вера, объединяя, раскалывает — это более точная формулировка. Александр Антонов: Вот баптистский ответ! О. Иоанн Миролюбов: Совершенно верно прозвучала диалектическая мысль: Евангелие — это, конечно, книга любви, не книга войны. Но она подразумевает сильные чувства, а где там, где они, там, простите, может быть по-разному. Касательно расколов, есть еще один момент: начиная с 4 века, когда христианство стало государственным, в этих взаимоотношениях стали появляться некоторые сложности. Это сейчас мы можем совершенно спокойно иметь раздельное существование государства и Церкви, но это было не всегда так.

http://pravmir.ru/cerkovnyj-raskol-vera-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010