Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. Вып. 1. СПб., 1908. С. 4; Судьба мощей и раки святого благоверного князя Александра Невского//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 27. [vii] Белякова Е.В. Александро-Невская Лавра в честь Святой Троицы//Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 613; Петрово детище//Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. 2009. 36. С. 3. [viii] Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. Вып. 1. С. 4; Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. 1713-1913. В 2-х кн. СПб., 2001. Кн. 1. С. 19; Судьба мощей и раки святого благоверного князя Александра Невского. С. 27. [ix] Исторические кладбища Петербурга. Справочник-путеводитель/Сост. А.В. Кобак, Ю.М. Пирютко. СПб., 1993. С. 132; Владимирова Е. Указ. соч. С. 45. [xiii] Исторические кладбища Петербурга. С. 132-137, 162-163; Рункевич С.Г. Указ. соч. Кн. 1. С. 26-27, 73; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Т. 1. СПб., 1994. С. 37; Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990. С. 535; Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 815, оп. 2, д. 52-1717, оп. 9, д. 7-1860, л. 2, 9. [xiv] Пирютко Ю.М. Материалы для каталогизации надгробий Шереметевых в Лазаревской усыпальнице//Сохраненная память. Сборник научных статей. СПб., 2008. С. 90-91. [xviii] РГИА, ф. 815, оп. 4-1722, д. 122, л. 5, оп. 4-1724, д. 146, л. 10, оп. 4-1728, д. 6 ; Алексеев А.А. Живописных дел мастера и Невский монастырь в 1-й пол. XVIII в.//Сохраненная память. С. 190-195. [xix] Исторические кладбища Петербурга. С. 168; Рункевич С.Г. Указ. соч. Кн. 1. С. 139, 147, 148, 153; Антонов В.В., Кобак А.В. Указ. соч. С. 39-40; Описание архива Александро-Невской Лавры. Т. 2. СПб., 1911. С. 1230; РГИА, ф. 796, оп. 6, д. 133-1725, л. 301об, ф. 815, оп. 4, д. 11-1724, 122-1722, 146-1724. [xxiii] Рункевич С.Г. Указ. соч. Кн. 1. С.  275-278; Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. С. 78.

http://bogoslov.ru/article/989778

Н.Р. Антонов XVIII. Выборное начало, как средство осуществления соборности Вторым необходимым признаком осуществления «соборности» является выборное начало при назначении на должности клириков, в особенности же епископов. Этому вопросу Н. П. Аксаков посвятил много страниц своих сочинений, указывая: а) происхождение выборного начала, б) картину избрания, а также в) время и причину прекращения этого обычая. Если в древности на соборах епископы были «представителями» своих церквей, то этот порядок, говорит Аксаков, не может иметь церковного освящения теперь, когда церкви только получают себе епископа, сами же в избрании их не принимают никакого участия». Основания, приводимые Аксаковым в пользу исторической действительности и юридической необходимости выборного начала, – трех родов. Библейские – избирание всею церковью апостола Матфея на место Иуды Деен. 1, 15 – 19; Гал. 3, 1 – 10 ; особенно 7 и 10 стихи, где говорится о необходимости иметь свидетельство, т. е. публичное фактическое расследование о нравственном цензе избирательного лица. Свидетельства писателей: – а) Лампридия об имп. Александре Севере, рекомендовавшем при назначении «на имперские государственные должности «делать известными имена желающих кандидатов, для проверки их личности – на подобие выборов христианских епископов, б) Игнатия Богоносца (к Филадельфийцам), в) Киприана Карфагенского (письма 68 и 52) – который устанавливает три момента избрания – хиротонию, одобрение и сопричтение епископству, г) автора апостольских постановлений, д) Геласия Судзесензия – из I-ro Вселенского собора, е) Феодорита – в препроводительном послании I-ro Вселенского собора (кн. V, IX) об избрании Флавиана Антиохийского, ж) Епифания в сочинениях «о ересях» (49), з) папы Льва Римского (посл. 84 и 69), и) Иоанна Златоустог о (о священстве). Касаясь слова Златоуста, который, как известно, критикует систему выборов и на которого поэтому ссылаются противники выборного начала, Аксаков говорит: «Если Златоуст неодобрительно относился к существующей форме, то об изменении формы у него речи нет. Мрачными красками он описывал все строение церкви, пресвитерство, положение вдов и девствующих. Следует ли из этого, чтобы он относился неодобрительно к самим учреждениям» 138 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

В горячем желании придать нашему величественно–торжественному великосубботнему богослужению свою и, скажем прямо, своеобразную «логическую последовательность», о. Антонов, оставив стихиры на «Господи, воззвах» на своем месте предлагает перестроить всю эту службу по его личному вкусу. «Оставив богослужение великой субботы сплошь и до конца (sic) звучать погребальными словами и мелодиями, а всю церковную обстановку оставив в траурном покрове – возможно было бы, говорит он, 46 песнь: «Воскресни, Боже», с которой никак не может расстаться наше музыкальное чувство (только–то?), и чтение евангелия о воскресении Спасителя перенести на полуночницу «светлой ночи», предварив ими крестный ход. От такой вполне возможной (будто–бы?), с точки зрения исторического развития богослужения, перемены наше Пасхальное богослужение нисколько не потеряло бы в своих достоинствах, но еще боле выиграло бы, приобретя большую выразительность и назидательность». О. Антонов смело утверждает, что даже самое «чтение евангелия за литургией надо считать непоследовательностью, ибо в то время как Божественное Слово «запечатало свои уста», не могло раздаваться его Божественного учения на земле», 47 и поэтому рекомендует великосубботнюю литургию оставить совершенно без евангельского чтения. Если бы мы следовали беспощадной «логике» о. Антонова, то нам пришлось бы воскресные стихиры на «Господи, воззвах» и причастен, трактующие о воскресении, тоже выкинуть из великосубботней службы. Греческий Типик должен был бы уничтожить из нее всю обрядность «перваго воскресения» и воскресный отпуст в конце литургии. Но, следуя доброму совету о. Антонова, если мы решимся вдумчиво и серьезно вникать во все подробности богослужения великосубботней службы и ее исторические основы, то мы никоим образом уже не сможем исключить, например, евангельского чтения из этой литургии. О. Антонову известно, что с великосубботним вечерним богослужением соединялся в древности чин крещения оглашенных, 48 совершавшийся во время чтения, и доселе сохраняющихся в нашей практике 15 паремий, вместо коих современный Типикон Великой Христовой Церкви, за отсутствием оглашенных, указывает читать только три паремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Трудами почитателей архиепископа Михаила, в том числе заведующего аспирантурой Санкт-Петербургской духовной академии священника Константина Костромина, к этой памятной дате были подготовлены издания ряда сочинений покойного богослова, включая первую часть его магистерской Работа по подготовке к печати творческого наследия архиепископа Михаила продолжается и в настоящее время. А яркая личность этого выдающегося проповедника и богослова, свидетеля страданий и славы Русской Православной Церкви, величественного и вместе с тем предельно скромного в повседневной жизни архипастыря-бессребреника, единому Господу служившего не щадя живота своего, остается дорогою для многих, особенно же воспитанных им учеников Санкт-Петербургских духовных школ и всех, кто имел преимущество быть с ним знакомым. Вечная ему память! См.: Антонов В.В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы)//Минувшее. Вып. 15. М.; СПб., 1993; Антонов В.В. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23; Шкаровский М.В. Александро-Невское братство: 1918-1932 годы. СПб., 2003. Деятельность братства, просуществовавшего до 1932 г., когда оно было окончательно разгромлено карательными органами, воссоздана в 2008 г. См., в частности: Михаил (Мудьюгин), архиеп. Из воспоминаний о жизни ленинградских евангелическо-лютеранских общин перед их ликвидацией//Церковь Ингрии. 1993. 3-4 (8). Протоиерей Николай Чуков проходил тогда по «делу академика Платонова». Речь архимандрита Михаила (Мудьюгина) при наречении во епископа Тихвинского//ЖМП. 1967. 1. С. 22. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Введение в основное богословие. М., 1995. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Русская православная церковность. Вторая половина XX века. М., 1995. См. последующую публикацию: Фирсов С.Л. Власть и верующие: из церковной истории начала 1920-х годов. По материалам архива ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области//Нестор. 2000. 1. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Православное учение о личном спасении. Спасение как цель и как состояние/СПб., 2010; Разрозненные мысли вслух. Штрихи к портрету архиеп. Михаила (Мудьюгина)/Ред. свящ. К. Костромин. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2010.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2307178...

1947. 9. С. 7–12. 159 Андреевский И. М. Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году//Дивеевские предания. М., 1996. С. 409, 416. 160 Андреевский И. М. Путь проф. С. А. Аскольдова. С. 57; Антонов В. В. Указ. соч. С. 44–49, 93–99; Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 1995. С. 129–136; Полчанинов Р. Проф. И. М. Андреевский. С. 11. 161 Андреевский И. М. Путь проф. С. А. Аскольдова. С. 57; Антонов В. В. Указ. соч. С. 44, 95–98; Медведев Ю. «Воскресение»: К истории религиозно-философского кружка А. А. Мейера//Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск; М., 1999. 4 (29). С. 90. 162 См., например: Андреевский И. М. Еще несколько слов о Д. В. Болдыреве/И. А.//Православный путь: 1951. Джорданвилль, 1951. С. 60; Его же. Заметки о Катакомбной Церкви в СССР/Проф. И. Андреев //ПР. 1947. 14. С. 6, 10; Его же. Матушка Мария Гатчинская. С. И; Его же. О положении Православной Церкви в Советском Союзе: (Катакомбная Церковь в СССР)/Проф. Ив. Андреев//ПР. 1951. 1. С. 7, 8; Катакомбная Церковь . Доклад проф. И. М. Андреева, прочитанный 17 июня с.г. в Лейквуде, Н. Дж. и записанный одним из слушателей/Ю.Д.//ПР. 1950. 13. С. 3; Речь проф. И. М. Андреева на Владимирском празднике 12–25 июля 1954 г.//ПР. 1954. 15. С. 8. 163 Анциферов Η. П. Указ. соч. С. 349–350; Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 153, 171, 177, 225–226, 253, 267, 397–410. 164 См.: Андреевский И. М. Большевизм в свете психопатологии/Проф. И.С.//Возрождение. Париж, 1946. 6. С. 142–149; Его же. Психиатрические экспертизы в Советской России/Проф. И. А.//Владимирский Православный русский календарь на 1956 г. Нью-Йорк, 1955. С. 104–118. 165 Андреевский И. М. Пытка детьми: (Страничка из «Воспоминаний»)/Профессор И. С.//ПР. 1948. 1. С. 13. 166 Андреевский И. М. Заметки о Катакомбной Церкви в СССР. С. 7–10; Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 129; Полчанинов Р. Проф. И. М. Андреевский. С. 11; Серафим (Роуз) , иеромон. Указ. соч. С. 554; Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стб. 518-519). Этот же принцип вводился и относительно порядка ношения одежды и обуви (Там же. Стб. 524-525). Казначею предписывалось строго смотреть, чтобы никто из иноков не имел в своей келье ничего лишнего. Запрещалось брать к.-л. вещь или делать приписки в книгах без благословения настоятеля (Там же. Стб. 526-527). Оставались запреты беседовать на трапезе и вечером, выходить из монастыря без благословения настоятеля, приносить в обитель вино (Там же. Стб. 528-530, 542-543); не разрешалось приходить в обитель женщинам, запрещалось проживание в монастыре детей (Там же. Стб. 543-546). В 6-й и 7-й главах содержалось предписание обязательного участия всех монахов, кроме больных, в монастырских службах (Там же. Стб. 530-542). Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Подвесная пелена. 3-я четв.— кон. XVII в. (ГРМ) 10-я гл. получила особое название: «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцехъ, бывшихъ в монастырехъ, иже в Рустей земли сущихъ»; здесь обобщен опыт уставной и повседневной жизни русских: Троице-Сергиева, Кириллова Белозерского, Симонова, Саввина тверского, Андроникова, Чудова, Макариева Калязинского мон-рей, к-рые, по мысли автора, ничем не уступали мон-рям Афона. Главная идея «Отвещания...» - необходимость единодушия настоятеля и братии мон-ря. 11-я гл. посвящена обязанностям настоятеля (Там же. Стб. 563-566). 12-я гл. представляет собой краткий пересказ первых 9 глав Устава (Там же. Стб. 567-570). 14-я подчеркивает решающую роль соборных старцев в управлении мон-рем, в т. ч. в выборе настоятеля (Там же. Стб. 587-609). Здесь перечислены епитимии за нарушения монастырской дисциплины (Там же. Стб. 610-615). При составлении Устава И. использовал монастырские уставы преподобных Феодосия Печерского, Феодора Студита, правила прп. Афанасия Афонского , свт. Василия Великого, новеллы визант.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Фотий грамотой на имя архим. Иосифа передал настоятелю право суда над причтом церквей, к-рые «тянут» к Н. П. м., и заменил для этих храмов все сборы фиксированным оброком (АСЭИ. Т. 3. 303. С. 332). Впосл. эти привилегии Н. П. м. были подтверждены грамотами митр. Московского и всея Руси Афанасия (3 окт. 1564; Антонов, Маштафаров, 2001. С. 433. 73) и патриарха Московского и всея Руси свт. Иова (Там же. С. 435. 85). 2 апр. 1512 г. жалованную несудимую грамоту Н. П. м. на все его владения вручил вел. кн. Московский Василий III Иоаннович (Там же. С. 424. 29); впосл. она подтверждалась царями Борисом Годуновым, Михаилом Феодоровичем (14 июля 1613 и в 1633/34), Алексеем Михайловичем , Иоанном V Алексеевичем и Петром I Алексеевичем (см.: Антонов, Маштафаров. 2001. С. 440. 117). В грамоте 1512 г. перечислены различные привилегии, предоставляемые обители. Так, настоятель был полновластным судьей над всеми монастырскими крестьянами во всех делах, «кроме убийства, разбоя и татьбы»; все монастырские строения в городах и селах освобождались от казенного постоя и подвод; местным гражданским чиновникам или их наместникам не позволялось въезжать в монастырские вотчины, судить или посылать туда своих подчиненных для суда. Эти права и преимущества подтверждались и позже, напр. при архим. Илии, в 1602 г., царем Борисом Годуновым. К кон. XVI в. в обители насчитывалось 6 каменных церквей (собор Вознесения Господня, церкви Покрова Пресв. Богородицы, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Чудотворца, святых Бориса и Глеба и прп. Сергия Радонежского), была возведена каменная колокольня; нек-рые из жилых и хозяйственных построек также были каменными. В 1597 г. Н. П. м. был уничтожен гигантским оползнем. Наиболее подробное описание этого события содержится в Нижегородском летописце - памятнике местного летописания 2-й пол.- кон. XVII в. При этом в различных списках дата этого события разнится: 18 июня, в день памяти мч. Леонтия, 12 июня, 12 и 18 июля. А. С. Гациский считал наиболее корректной дату 18 июня, т.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

1862 года июля первого дня, мы ниже подписавшееся домохозяева Тульской губернии, Чернского уезда, Девочкинской волости, сельца Малого Скуратово водворенные на землях Действительной Статской Советницы Софьи Львовны Путята и Титулярной Советницы Ея Сиятельства Княгини Елизаветы Ивановны Кугушевой, в числе ревизских мужеского пола 396 и женского - 400 душ или 160 тягол в одном имении, поговорив между собой единодушно согласились изъявляем наше общее усердие и желание воздвигнут в знак памяти своего освобождения 19 февраля 1861 года, у себя храм во имя Александра Невского, в честь Высочайшего Имени драгоценного нашего Государя Императора Александра Николаевича на постройку коего жертвуем от себя на первый раз триста рублей серебром, и с каждого тягла по пяти тысяч кирпича, что составит со всех 160 тягол 800 тысяч, — Сверх сего выставляем всю нужную пропорцию песку, известки и дикого камня на бут, для обеспечения же духовного причта, отделяем из причитающегося нам душевого надела земли указанную пропорцию 36 десятин, а равно и под кладбище, -словом сооружение храма, как только разрешено будет Правительством принимаем на свой счет, не утруждая ни в чем высшее начальство на каковой предмет по общему нашему согласию и избрали мы храмостроителем управляющего имениями Чернского купеческого сына Алексея Кузьмина Кочетова; как человека честного и добросовестного, которому мы все поручаем руководствоваться как постройкою означенного храма, так равно предоставляем ему полное право трёбовать от нас все нужные для оной материалы и работы натурой по его усмотрению, а на ходатайство же для вытребования плана, указания местности и в других наших предприятиях,— мы всем обществом уполномочиваем за себя особою законною доверенностью. В чем таковой приговор и заключили сельца Малого Скуратова временно-обязанные крестьяне генеральши Путята: Диментий Калинов, Михайло Ермолаев, Сергей Артамонов, Тихон Борисов, Павел Федоров, Дмитрий Прохоров, Данила Васильев, Гаврило Павлов, Василий Андреев, Филипп Алексеев, Иван Яковлев, Сергей Никитин, Сергей Федоров, Григорий Семенов, Алексей Кондратьев, Стефан Фёдотов, Иван Селиверстов, Логвин Алексеев, Стефан Михайлов, Иван Владимиров, Моисей Парменов, Гаврила Федотов, Федор Павлов, Николай Кондратьев, Филимон Евдокимов, Прохор Федоров, Тарас Данилов, Данила Иванов, Александр Михайлов, Иван Абрамов, Николай Семенов, Александр Иванов, Дмитрий Герасимов, Николай Митрофанов, Михайло Данилов, Алексей Матвеев, Алексей Антонов, Иван Ильич, Иван Иванов, Иван Антонов, Семен Петров, Семен Петров 2-й, Фрол Егоров.

http://sobory.ru/article/?object=10002

Зато вижу новую (старую) мифологию про то, что христианство - это головная боль, а земля - пустыня, и Церковь только странствует по земле не имея отечества. А вот вы попробуйте перенести эту идеологию на мирян и получите тех же пензенских затворников, новых катакомбников и сектантов разных мастей, которые будут убегать от " обмирщения " , читай от мира. Уроки старообрядческого раскола ничему нас не учат. Очень однобокая статья. Константин Антонов, Москва 30 июня 2010г. 16:46 Мне, признаться, не показалось, что о. Диодор защищает монашескую идеологию. По-моему, он против всякой, в том числе, и монашеской. (Отче, если я не прав - поправтье меня). " в тишине и безмолвии, наедине с собственной судьбой, перед лицом Бога " - можно пытаться жить где угодно, и чем угодно занимаясь, и наоборот, можно быть очень идеологичным монахом и даже пустынником. Андрей Шишков 30 июня 2010г. 22:03 Константин, " в тишине и безмолвии, наедине с собственной судьбой " - все это из области теории или даже мечтаний. Жить так удобнее всего, конечно, монахам, а также людям ведущим околомонашеский образ жизни (т.н. " монахи в миру " ). Но вот если глава семейства начнет так жить, то его семью на практике ждет катастрофа. Не бывает исихазма в браке, потому что брак подразумевает общение любви между людьми, и общение это не только духовное. А безмолвие - это одинокое предстояние перед Богом. Сколько семей распадается от увлечения " духовными браками " и " исихазмом в миру " ? За примерами далеко ходить не надо. Думаю, что каждый, если непредвзято обратится к своей памяти, сможет припомнить далеко не один такой случай. Мечты о " городском исихазме " - это, конечно, очень романтично, но не реально - сколько об этом не говори, они остаются мечтами. Если уж бороться с мифами, то давайте в первую очередь поборем миф об " исихастах в миру " . А идеологией это все становится потому, что не имеет универсального для всех членов Церкви характера. Константин Антонов, Москва 30 июня 2010г. 22:19 Да, я согласен, что как и всякий миф (в дурном смысле слова), он ничем не лучше любого другого. Но я-то ничего такого в виду не имел (думаю, что и о. Диодор). Речь идет просто о том, чтобы не путать идею и жизнь и главное и второстепенное не менять местами. " Тишина и безмолвие " для меня здесь не технические термины, маркирующие исихазм в специальном смысле, а обозначение некоторой (в пределах возможного) дистанцированности от суеты и чрезмерной (да простит меня д-р Мартин Хайдеггер) озабоченности, которая любит рядится и в христианские одежды.

http://bogoslov.ru/article/913510

А. А. Дубровский: Мы видели, мы присутствовали в тот момент, когда увозили икону в Храм Христа Спасителя, мы обратили внимание, с какой неподдельной грустью коллектив института прощался с этой иконой. Та благодать, которая пришла вместе с образом Божией Матери в институт, заметна сейчас и ощутима, коллектив это понимает и грустит. Мы их приглашает к нам в Смоленск всякий раз, когда возникнут какие-то проблемы в работе, в жизни института, к нам, к образу помолиться, с удовольствием встретим, будем рады. Д. Б. Антонов: Дай Бог, чтобы все у нас было хорошо, но приезжать будем с приятными вещами. Соответственно, мы некоторое время, поскольку у нас, вы понимаете, не было большого времени контролировать сейчас состояние ее, мы будем в течение длительного времени еще регулярно приезжать обследовать ее. Как врачи, знаете, у нас работа, мы не то что врачи, это работа нейрохирургов, и придется некоторое время понаблюдать, как она себя будет вести. Может быть, иногда даже что-то и будем... но надо наблюдать, но здесь уже на месте у вас. Наверное, покинет, я думаю, Смоленск только в 2112 году к юбилею очередному Бородинского сражения. Она только туда выезжает все время, три раза выезжала, да? А. А. Дубровский: Да. Д. Б. Антонов: Вот четвертый, если только... Епископ Исидор: Мы обратили внимание вместе с историками и реставраторами, что раз в сто лет икона покидает Успенский собор по тому или иному поводу. Раз в сто лет. Но а в отношении сотрудничества Смоленской епархии с институтом реставрации считаю своим долгом сказать, что мы с Дмитрием Борисовичем обсудили наши перспективы сотрудничества в связи с тем, что и иные, особенно пристенные, пристолпные образа, находящиеся в Успенском кафедральном соборе, конечно же также нуждаются в определенных реставрационных работах, чтобы нам эту живопись привести в должное состояние. И это благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Я хочу надеяться, что в этом году эта работа начнется, тем более, что она напрямую поддерживается Губернатором Смоленской области Алексеем Владимировичем Островским, который считает своим долгом совместно со мной принимать участие во встречах с Министром культуры Российской Федерации Владимиром Ростиславовичем Мединским. Эти встречи были неоднократны, и они еще продолжатся для того, чтобы были найдены федеральные средства для ведения профессиональной реставрационной работы по всей живописи Успенского кафедрального собора.

http://religare.ru/2_106025.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010