Александр Антонов: Мы не учитываем вертикальную линию, мы все время мыслим расколы между людьми. Но на самом деле истина — вертикальна, это истина с Богом, со Христом, и человек к ней прилепляется. И он полагает: «Вот тогда он не раскольник, когда он с истиной. А кто отходит от истины, тот — откалывается». И вот тогда формируется это «я в истине, а ты — нет!». Церковное сознание очень жесткое: оно не терпит никакого релятивизма. Потому что если я в истине, а ты не со мной, значит, ты — что? Ты не в истине. Вот я старообрядец, и я убежден в своей истине, но я уверен, что должен за это заплатить — любовью и милосердием к инакомыслию. И когда говорят в интервью по поводу сериала «Раскол» Досталя, что вот, дескать, слишком в нем фигура Никона возвеличена, я, напротив, согласен с Досталем: не надо делать из Никона бяку — это была трагедия неглупого и талантливого человека. Мне по-человечески его жалко. Сергей Ряховский: И это судьба реформатора в России… Александр Антонов: Хотел еще добавить, что после раскола 17 века мы оказались нацией без аксиомы, у нас нет аксиоматики. Вот, например, в Польше: один состоит в партии «Солидарность», другой — коммунист, но для всех костел — это общенациональная аксиома, даже для неверующих. А посмотрите, что у нас? Начинают говорить: «А Владимир-то святой, оказывается, жидовскую веру к нам принес! А русская вера-то — это баба Яга — Костяная Нога». Я стою в храме, и ко мне постоянно приходят такие люди… Сергей Ряховский: Перуны? Александр Антонов: …однажды пришел мужчина, походил-походил и говорит: «Вот вы умный человек, а не знаете простых вещей — Христос-то не был евреем!». Я говорю: «Да. А если бы вы еще глубже разбирались в вопросе, вы бы знали, что Христос не только не был евреем, а был русским! А Никола Чудотворец — украинцем!» Он обиделся, хлопнул дверью. Но я вот к чему: народ дезориентирован полностью, он тонет. И  святой Владимир им не тот, и все им не так. И возвращаясь к расколу. Я тут разговаривал с одной инокиней из Русской Православной Церкви, и она сказала: «Вот, мы посмотрели сериал, это же такая трагедия, почему бы нам не объединиться?» А я отвечаю: матушка, для вас что будет лучше — два корабля, которые плывут вместе, или один, но «Титаник»?

http://pravmir.ru/cerkovnyj-raskol-vera-...

Жизненный путь И.М., как мы могли убедиться, извилист и требует дальнейшего исследования. Да и в чисто человеческом плане, по отзывам знавших его, И.М. представлял собой хотя и яркую, но очень нервную, импульсивную и весьма противоречивую личность. Что касается его мировоззренческого облика, то яснее всего он прослеживается на том отрезке жизни И.М., который был связан службой у немцев в годы Великой Отечественной войны и преподавательской и литературной деятельностью в США в 1950–1960 годы. Куда сложнее обстоит дело с определением мировоззрения профессора в советские годы его жизни. Тем не менее, истоки антикоммунизма и охранительного православия И.М. вполне обнаруживаются, как мы могли убедиться ещё в 1920-е годы в его усилиях по организации религиозно-философских кружков и братств среди молодёжи, антисоветская направленность которых на почве противостояния политике власти по отношению к церкви, не подлежит сомнению. Конечно же, арест и пребывание в концлагере много поспособствовали укреплению антикоммунистических установок И.М. Андреевского, но формирование их началось, по-нашему мнению, именно в то время. Список литературы 1 . Андреев И. М. Очерки по истории русской литературы 19 века. (Краткое конспективное изложение некоторых лекций, читанных в Свято-Троицкой Духовной Семинарии.) Вып.1. – Джорданвиль: Тип.преподобного Иова Почаевского , 1968. – 318 с. 2 . Антонов В.В. Братство преподобного Серафима Саровского . К истории православного движения в Петрограде 1920-х годов//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – Выпуск 16. – СПб., 1996. – С. 93–99. 3 . Антонов В.В. Братство преподобного Серафима Саровского //Антонов В.В. Петроград – Ленинград.1920–1930-е. Вера против безбожия. Историко-церковный сборник. – СПб.: Лики России, 2011. – С. 95–119. 4 . Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. – Д. 81213. 5 . Архимандрит Ианнуарий (Недачин). Четыре русские эпохи в судьбе профессора И.М. Андреевского//История страны в судьбе узников Соловецких лагерей. Сборник статей и докладов научной-практической конференции. Вып.1. – Соловки: Соловецкий историко-архитектурный музей заповедник, 2011. – C. 91–111.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Д. Б. Антонов: Анализы состава красок делались очень подробные. Мы уверенно говорим о начале XVII века благодаря наличию определенных красителей. Это один из важных датирующих признаков, который позволяет сказать, какого периода написания работа. Самые ранние фото иконы, которую вы знаете – это фотографии Прокудина-Горского, цветные, есть также черно-белые фото 1912 года (показ слайдов) А. А. Дубровский: Епархии будет передан полный пакет документов с подробным ходом реставрации с паспортом иконы. Он будет храниться в архиве епархии. Епископ Исидор: Более того, в Успенском соборе около ризы, которая будет помещена рядом с чудотворной иконой, будет установлена интерактивная панель, наподобие тех, что были установлены на выставке, посвященной Романовым, в Москве. Всякий желающий может ознакомиться с ходом реставрации, рассмотреть все детали (показ слайдов). Владимир Иващенков, ГТРК-Смоленск: Насколько в Вашем институте богат опыт по восстановлению разных исторических ценностей? Д. Б. Антонов: Институт основан в 1957 году, статус НИИ получил в конце 70-х годов. Наш институт делал очень много памятников на территории Советского Союза. Мы делали фрески Дионисия в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – работа заняла 30 лет. Опыт работы очень большой, и специалисты у нас лучшие. Интересное совпадение: примерно через год после иконы " Одигитрии " к нам поступила на реставрацию коляска Михаила Илларионовича Кутузова, на которой он выезжал на Бородинское сражение. Забавный факт – эта коляска раз в сто лет " встречаются " с " Одигитрией " на Бородинском поле, но в последний раз встретились у нас в НИИ. Епископ Исидор: Дмитрий Борисович, может быть нам и коляску отдадут в епархию? (улыбается) Д. Б. Антонов: Боюсь, что музей " Бородинское поле " будет против. Татьяна Приходько, газета " Сафоновская правда " : Мы воспринимаем образ Смоленской Богоматери " Одигитрии " как свою мать. Теперь икона в Храме Христа Спасителя. Будут ли смоленские священники там проводить богослужения? Можно ли сказать, что икону не оставили там одну?

http://religare.ru/2_106025.html

Нельзя сказать определенно, кого имел в виду Антонов. Возможно, Виталий (Максименко; 1873–1960 гг.), архимандрит, с 1903 г. редактор «Почаевского листка», и. о. редактора официальной части «Волынских епархиальных ведомостей». С августа 1906 г. возглавлял Почаевский отдел «Союза русского народа». В декабре 1918 г. по распоряжению правительства С. В. Петлюры арестован в Киево-Печерской лавре. Летом 1919 г. освобожден при посредничестве французской военной миссии, выехал на Волынь, где вновь был арестован польскими войсками и затем освобожден при содействии французских военных властей и благодаря ходатайству митрополита Антония (Храповицкого). В 1922 г. эмигрировал в Сербию. Возможно, Антонов имел в виду Вениамина (Казанского; 1874—1922 гг.) или Вениамина (Муратовского; 1856–1930 гг.). Вениамин (Казанский), с 20 марта 1914 г. епископ Гдовский, первый викарий Петроградской епархии, временно управляющий епархией с 6 марта 1917 г. 24 мая 1917 г. избран на Петроградскую кафедру, с 17 июня 1917 г. архиепископ Петроградский и Гдовский, с 13 августа 1917 г. митрополит. Вениамин (Муратовский; 1856—1930 гг.), с 1 мая 1915 г. архиепископ Симбирский и Сызранский. Владимир Игнатьевич Востоков (1868–1957 гг.), иерей, миссионер, настоятель Князь-Владимирской церкви при московском епархиальном доме. В ноябре 1911 г. основал ежемесячный духовно-литературный журнал «Отклики на жизнь», став его редактором и издателем. Упоминание в мае 1913 г. на страницах журнала о нестроениях в Московской епархии стало причиной удаления Востокова из Москвы в Коломну в качестве настоятеля Христорождественской церкви. Восторгов был лишен благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор охранки, однако издание журнала продолжалось. 26 января 1916 г. Востоков был переведен на погост Ильинское, с 1 июня 1916 г. в Клин настоятелем тюремного храма. В конце сентября – начале октября 1916 г. приехал в Уфу, где начал служить и продолжил издание журнала, избран членом Учредительного собрания, делегатом на Поместный собор от мирян Уфимской епархии. 19 ноября 1917 г. возвращен в Москву настоятелем церкви Космы и Дамиана на Таганке. На соборном заседании 22 января 1918 г. произнес речь против безбожного коммунизма, за что был объявлен советской властью вне закона. Вместе с П. Н. Врангелем 30 октября – 1 ноября 1920 г. эмигрировал в Галлиполи.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

Азбелев 1960 – Азбелев С. Н. Новгородские летописи XVII века. Новгород, 1960. АИ 4 – Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. 4. Александр Троицкий 1999 – Троицкий Александр, священник. Переводы святоотеческих творений в изданиях Мос- ковского Печатного двора XVII века//Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях Рос- сии: Сб. докладов конференции 17 – 21 ноября 1998 года, Москва. М., 1999. С. 57 – 60. Алексеев и др. 1998 – Евангелие от Иоанна в славянской традиции/Evangelium secundum loannem. Издание подг. А. Алексеев , А. А. Пичхадзе, М. Б. Бабицкая, И. В. Азарова, Е. Л. Алексеева, Е. И. Ванеева, А. М. Пентковский, А. Ромодановская, Т. В. Ткачева. СПб., 1998. Алексеев и др. 2005 – Евангелие от Матфея в славянской традиции/Evangelium secundum Маттнеит. Издание подг. А. А. Алексеев , И. В. Азарова, Е. Л. Алексеева, М. Б. Бабицкая, Е. И. Ванеева, А. А. Пичхадзе, В. А. Ромодановская, Т. В. Ткачева. СПб., 2005. Алексеев 2002 – Алексеев А. А. «Песнь Песней» в древней славяно-русской письменности. СПб., 2002. Алферова 1969 – Алферова Г. В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона //АН. М., 1969. 18. С. 30 – 44. Амфилохий 1863 – Амфилохий (Казанский-Сергиевский), архимандрит. Выписка из подробной описи имущества Но- воиерусалимского монастыря. 1680 г. Доставлена архимандритом Амфилохием//Известия ИАО. СПб., 1863. Т. 4. Амфилохий 1876 – Амфилохий (Казанский-Сергиевский), архимандрит. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки с приложением снимков со всех пергаменных рукописей и некоторых писанных на бумаге. М., 1876. Амфилохий 1877 – Амфилохий, архимандрит. Описание Юрьевского Евангелия 1118 – 1128 гг. М., 1877. Андросенко 1988 – Андросенко В. П. Цитата как элемент сообщения и как фактор эстетического воздействия. Авто- реферат дисс. ... канд. филол. наук. М., 1988. Античная эпистолография – Античная эпистолография. Очерки. М, 1967. Антонов 1912 – Антонов Н. Р., священник. Храм Божий и церковные службы. Учебник богослужения. СПб., 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее подробное описание данного периода церковной истории с привлечением архивных материалов советских карательных органов сделано в работах петербургских историков В.В. Антонова и М.В. Шкаровского . Важная проблема – зарождение разделения в Ленинградской епархии. Действительно, противостояние, которое возникло в Патриаршей Церкви осенью 1927 г. на общецерковном уровне, в Ленинграде наложилось на уже вполне проявившееся смущение в среде староцерковников. Это убедительно показывает непосредственный участник событий протоиерей Михаил Чельцов. Находя основную причину разделения в столкновении «честолюбивых» интересов ленинградских викариев, он особенно выделял сложившееся к началу 1927 г. противостояние между епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) и епископом Шлиссельбургским Григорием (Лебедевым) . Однако рассмотрению идейных движений и противоречий в широких слоях староцерковников протоиерей М.Чельцов отводил второстепенное значение. В частности, неоднократно упоминая о деятельности группы ленинградского духовенства, объединенной вокруг протоиерея Николая Чукова, автор исторических записок не дает исчерпывающего анализа предпосылок их церковно-административных инициатив, однако, упоминает о негативной оценке их деятельности со стороны значительной части староцерковного духовенства и мирян . К сожалению, недосказанность в свидетельствах протоиерея М.Чельцова иногда порождает среди исследователей, как кажется, несколько предвзятое отношение к роли в церковной истории 1920-х гг. протоиерея Николая Чукова и единомышленных с ним священнослужителей. Их обвиняют, во-первых, в симпатии к «обновленчеству», во-вторых, в сотрудничестве с ОГПУ. Так, В.В. Антонов склонен считать главной и решительной причиной противостояния среди ленинградских староцерковников интриги «либеральной» части духовенства во главе с протоиереем Николаем Чуковым, якобы послушно следовавшей указаниям ОГПУ. Несмотря на то, что В.В. Антонов неоднократно ссылается в своих исследованиях на «Неизданные дневники» протоиерея Николя Чукова за 1922–1937 гг.

http://bogoslov.ru/article/3680434

Богоявления в нижнем ярусе. В XIX в. она использовалась как зимний храм. После упразднения Переславской епархии (1788) колокола с Богоявленской ц. были сняты и перевезены в С.-Петербург на колокольню Петропавловской крепости. После переезда в П.-З. Г. м. ДУ, в кон. XIX в., из кирпича Гефсимании был построен 2-этажный корпус общежития для учащихся и преподавателей, в к-ром к 2019 г. находится экспозиция художественного отдела Переславского музея. Тогда же появилась и небольшая башенка-звонница в сев.-зап. прясле монастырской стены. Книжное собрание мон-ря разрознено и рассредоточено по разным хранилищам. Среди немногих книг, хранящихся в Переславль-Залесском музее, наибольший интерес представляет вкладной синодик 1695 г., украшенный орнаментами и 10 миниатюрами (ПЗИХМЗ. 4284). После упразднения епархии многие чтимые иконы были вывезены из мон-ря. В собрании Переславль-Залесского музея сохранилась большая икона «Успение Богородицы» кон. XVI в. (ПЗИХМЗ. 1710), к-рая, вероятно, находилась в иконостасе древнего монастырского собора. Арх.: ГИМ ОР. Увар. 777; РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. 149; Ф. 237. Оп. 1. 60; Ф. 280. Оп. 3. 149. Ч. 1. Ист.: ААЭ. Т. 2. С. 41; АИ. Т. 2. Стб. 279, 420; Т. 3. Стб. 141; Переславль-Залесский: Материалы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1884. С. 12, 13, 15, 20, 40; Титов А. А. Синодики XVII в. переславского Горицкого мон-ря. М., 1902. С. 10-15; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и Чудеса его. М., 1908; ПСРЛ. Т. 21. С. 607, 616, 618, 622, 625; Шумаков С. А. Обзор «Грамот Коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4; ДДГ. 2-3. С. 13-14; АСЭИ. Т. 1. 457; 187, 193, 228; Т. 3. 94-94а. С. 130-131; Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских монастырей и церквей XIV - нач. XVII вв.//РД. 1997. Вып. 1. С. 43-44, 49-81; он же. Вкладчики Успенского Горицкого монастыря XV-XVI вв.//Там же. 2003. Вып. 9. С. 3-37; Антонов А. В., Баранов К. В. Акты XV-XVI вв. из архивов рус. мон-рей и церквей//Там же.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

Е.А. Антонов 1. Моя семья. – Наш переход из православия в раскол и причина перехода. – Увещание совращенных, кончившееся ничем. – Антоний Шутов и его ревность о распространении раскола. – Мое поступление в писцы. – Книги, написанные мною. Родина моя – деревня Матюкова, Новоторжского уезда, Тверской губернии. Родители мои принадлежали к православной церкви. В сороковых годах, когда я родился, в нашей деревне было 50 домов: из них только семь домов, в том числе и наш, принадлежали к общеправославной церкви; домов 30 было единоверцев; а остальные – раскольники поповщинского толка, принявшие новоявленную тогда австрийскую иерархию. Родительница моя немножко умела грамоте: она и научила меня читать; родитель же был безграмотный. Все принадлежащие к общеправославной церкви жители нашей деревни, в том числе и мои родители, хотя и числились церковными, хотя и ходили в церковь за богослужение, но внутренне предпочитали православию раскол старообрядчества – за то, что в нем истово крестятся и вполне соблюдают устав богослужения. Правда, попа у наших старообрядцев не было, по воскресным и праздничным дням они собирались в доме одного почтенного крестьянина, где и отправляли вечерню, утреню, часы; но певцов у них было много, – пели не одни мужчины, а и некоторые женщины, умеющие петь, что очень нравилось и православным; напротив, в приходской православной церкви певцов не было (как и теперь нет), и служба отправлялась невнимательно, что и отталкивало от нее прихожан к расколу. Со старообрядцами могли бы в этом отношении соперничать единоверцы; но у них общественного богослужения в деревне совсем не было, – церковь , к которой они были приписаны, находилась в 30 верстах, в г.Торжке. Замечу кстати, что эта церковь была открыта еще при самом учреждении единоверия. Инок Никодим, ехавши в Петербург хлопотать об учреждении единоверия, дорогой останавливался в Торжке и заручился прошением граждан города, старообрядцев, на принятие единоверия: тогда у них и была устроена единоверческая церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.6 из  5) Литература о жизни и творчестве А. С. Грина Алиев Э. О некоторых малоизвестных произведениях А. С. Грина//Литературный Азербайджан. 1970. Антонов С. А. Грин. «Возвращенный ад»// Антонов С. От первого лица: Рассказы о писателях, книгах и словах. М., 1973. Ашукин Н. С. Рец. на кн.: Грин А. С. Алые паруса. М., 1923//Россия. 1923. Басинский П. В., Федякин С. Р. Русская литература конца xix – начала xx века и первой эмиграции. М., 1998. Блок А. А. Записные книжки 1901–1920. М., 1965. Блок Г. П. Рец. на кн.: Грин А. С. Бегущая по волнам. М.; Л., 1928//Книга и профсоюзы. 1928. Бобров С. П. Рец. на кн.: Грин А. С. Алые паруса. М.; Пг., 1923//Печать и революция. 1923. Бондаренко Г. В. Феерия навсегда! К 120-летию со дня рождения Александра Грина//Православный интернет-журнал «Соборность». Борисов Л. И. Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть. Л., 1972. Будницкий О. В. Предисловие к книге «Женщины-террористки. Бескорыстные убийцы». Ростов н/Д., 1996. Важдаев В. М. Проповедник космополитизма: Нечистый смысл «чистого искусства» Александра Грина//Новый мир. 1950. Валентинов Н. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1//Киевская мысль. 1910. 16 марта. Вдовин А. Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения)//Урал. 2000. Вихров В. Рыцарь мечты// Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965. Т. 1. Воспоминания об Александре Грине/Сост., вступ., примеч. Вл. Сандлера. Л., 1972. Войтоловский Л. Н. Литературные силуэты: А. С. Грин//Киевская мысль. 1910. 24 июня. Войтоловский Л. Н. Летучие наброски: Александр Грин//Киевская мысль. 1914. 3 мая. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1//Русское богатство. 1910. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Искатель приключений: Рассказы. М., 1916//Русское богатство. 1917. 6–7. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. Симферополь, 2000. Зелинский К. Грин//Красная новь. 1934. Каверин В. Грин и его «Крысолов»// Каверин В. Счастье таланта. М., 1989.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

священник Николай Антонов 5. Великопостное Богослужение 101. Понятие о постах Постами называются особые сроки, установленные Церковью для побуждения верующих усиленно позаботиться в это время о спасении души, очиститься от греховных привычек и укрепить свою волю в борьбе с соблазнами. С внешней стороны пост состоит иногда в совершенном неедении (в продолжение одного или нескольких дней), иногда в едении только рыбной (не мясной пищи). С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви и милосердия. Изображая характер истинного поста, Св. Церковь говорит в своих песнопениях: «истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищие безкровныя введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость». 102. Разделение постов Ведя начало от первых времен христианства ( Деян. 13:2–3 ), посты разделяются на однодневные и многодневные. К первым относятся посты: в среду – в воспоминание предательства Спасителя Иудою; в пятницу – в воспоминание о Страданиях и Смерти Иисуса Христа; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября); в день усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа); в сочельник или канун Крещения Господня (5 Января). Многодневных постов четыре: Рождественский или Филиппов пост, – установленный для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова и продолжающийся 6 недель, – с 14 Ноября по 24 Декабря включительно; Великий пост, продолжающийся 7 недель перед Пасхой и состоящий из двух постов: Св. Четыредесятницы или сорокадневного поста (в воспоминание сорокадневного поста Спасителя) и Страстной седмицы; Петров пост или Апостольский, в честь Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, начинающийся через неделю после Троицына дня и продолжающийся до 29 июня, дня памяти Апостолов; Успенский пост, продолжающийся две недели с 1 по 15 августа перед праздником Успения Божией Матери, и установленный для достойного приготовления верующих к праздникам Преображения Господня (6 августа) и Успения Богородицы. Отсюда этот пост называется и Богородичным, и Спасовым. 103. Приготовительные «недели» к Великому посту

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010