Преставился отец Кирик в Сербии в Панчове в русском лазарете 2 декабря 1938 года и погребен около Иверской церкви на новом кладбище в Белграде. Часть архива отца Кирика сохранена в архиве Руссика: его письма 357 , письма к нему разных лиц, личные документы и его некоторые творения 358 . Преподобный Силуан (Антонов) Преподобный Силуан Афонский 359 (мирское имя Симеон) родился в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова и супруги его Соломониды. Родители его были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья, как вспоминал впоследствии старец, жила бедно, однако нуждающимся в помощи никогда не отказывала, порой делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока. Преподобный Силуан (Антонов) С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. По этой причине, видимо, он вынужден был оставить сельскую школу, проучившись в ней только две зимы. Но стремление к знаниям (которое характеризовало его отца, «томившегося своей темнотой») было присуще преподобному всегда. Жизнь набожной семьи Антоновых была неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед Словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «Житий святых». Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Киево-Печерской Лавре. Его стремление, однако, не встретило поддержки у отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже далеко не бедный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1090 . Маросейка. Жизнеописание отца Сергия Мечева . Письма, проповеди, воспоминания. М. 2001. 1091 . Могилевцев Г. И. Отец Сергий Мечев //ЖМП 1994. 9–10. 59–61. 1092 . Московский батюшка. Воспоминания об отце Алексее Мечеве . М. 1994. 110. 1093 . О молитве. Из воспоминаний об о. Алексии Мечеве //ВРСХД 1964–1965. 75–76. 66–73. 1094 . Отец Алексей Мечев : Воспоминания С. Дурылина, о. Владимира [Сысоева], еп. Арсения [Жадановского], А. Ярмолович и др.; Письма. Проповеди. Надгробное слово о себе самом. Свящ. П. Флоренский : О надгробном слове о себе самом/Ред., прим., предисл. Струве Н. А. Париж 1970. 2 Париж 1989. 389. Б. м. б. г. 1095 . «Пастырь добрый»: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева /Сост. Фомин С. В. М. 1997. 780. (Русское православие XX в. 3). 2 М. 2000. 767, ил. 1096 . Т. М. Московский старец отец Алексей Мечев //АО 2000. 1. 147–165. 1097 . Флоренский Павел , свящ. Отец Алексей Мечев //Москва. 1990. 12. 162–178. 1098 . Храм Николая Чудотворца в Кленниках. М. 1991. 1099 . [Энгельгардт С. Э.] Воспоминание Софии Александровны Энгельгардт//Надежда. 1993. 16. 208–224. [Об о. Сергии Мечеве ]. Силуан Афонский DS 19. 859–860; TRE XIII, 3/4. 579 Семен Иванович Антонов, 1866–11(24).09.1938; канониз. Константинопольской Церковью 26.11.1987, в Русской Церкви внесен в святцы в 1992, пам. 11 сент.: Правосл. церк. календарь на 1993, 83–86 Архимандрит Софроний Сергей Семенович Сахаров, 22.11.1896–11.07.1993 Библ.: 1100 . Stangé P. Saint Silouane l’Athonite//Buisson Ardent. 1995. 1. 95–98; 1996. 2. 121–122. [Преп. Силуан]. 1101 . Stangé P. Archimandrite Sophrony//Buisson Ardent. 1995. 1. 99–102; 1996. 2. 122. [Архим. Софроний]. 1102 . Преподобный Силуан Афонский //Жития святых, чтимых Православной Церковью/Сост. архиеп. Филарет (Гумилевский) (с дополнением житий святых, канонизированных Русской Православной Церковью в XX веке). М. 2000. 1: Сентябрь-октябрь. Сентябрь, 11 число. 392–401. 1103 . Преподобный Силуан Афонский . Псалмы. Молитвы./Сост. архим. Виктор (Мамонтов) . М. 2000. 144.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Сергий (Лицас), бывший эпитроп на Афоне, почтальон в 1974 г., в 1981 г. уже покойный. Сергий , иеромонах, насельник Свято-Пантелеимоновского монастыря, прибыл не позднее 1971 г., предположительно ранее подвизался в Псково-Печёрском монастыре. Силуан (Стрижков Роман Борисович, 1911–1995), архимандрит, родился в Финляндии в семье офицера, в 1930 г. эмигрировал с родителями в Белград, в 1931–1932 гг. подвизался на Афоне, где встречался с прп. Силуаном Афонским , в 1933–1940 гг. учился на богословском факультете Белградского университета, в 1944 г. возвратился на Афон и вступил в братию Свято-Андреевского скита, после окончания 2-й мировой войны переехал в Париж и поступил в Свято-Дионисиевский богословский институт, находившийся в юрисдикции Московской Патриархии, был возведён в сан иеромонаха, затем игумена (1958) и с 1948 г. до конца жизни служил в Свято-Никольском храме при Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа. Силуан Афонский (Антонов Семён Иванович, 1866–1938), преподобный, святой Константинопольской (1988) и Русской (1992) Православных Церквей, на Афоне подвизался с 1892 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре и подчинённых ему обителях, пострижен в мантию в 1896 г., в схиму – в 1911 г., был старцем высокой духовной жизни, стяжавшим умную сердечную молитву. Силуан , иеродиакон Руссика, прибыл в 1978 г. в возрасте 25 лет, молдаванин. Силуан , иеромонах Руссика, прибыл в 1978 г., было ему 23 года, из чувашей. Сильвестр , насельник Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, скончался в 1955 г. Симеон Новый Богослов (949–1022), св. преподобный, богослов, мистик и сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Симеон Столпник (356–359), преподобный, в 423 г. основал род подвижничества, который называется столпничеством, и подвизался так до конца дней. Симеон , монах Свято-Андреевского скита на Афоне, доживал свой век в Свято-Пантелеимоновом монастыре, упоминается в письмах 1965–1971 гг. Сисой Великий († 429), святой преподобный, был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, чудотворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

(1866–11 (24).09.1938) – знаменитый русский подвижник и афонский старец. Как свидетельствует Краткое житие из «Патерика новоканонизированных святых» (Альфа и Омега. 1998. 4 (18). С. 200–202): «Преподобный Силуан Афонский (Семен Иванович Антонов) родился в селе Шовском (Тамбовская губерния) в крестьянской семье. В 19 лет он пережил благодатное посещение. Когда вскоре молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Семен коренным образом изменил свою жизнь и решил уйти в монастырь. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон. В русский монастырь святого великомученика Пантелеймона он прибыл осенью 1892 г. Первым послушанием брата Симеона стала работа на мельнице; на стезю духовного подвига его вводил Афонский вековой уклад. Скоро он получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар: его молитва стала “самодвижной”. Вместе с тем неопытный инок подвер­гался разнообразным демоническим нападениям. По прошествии полугода борьбы с ними брат Симеон изнемог: он почувствовал полную оставленность, его душу охватила адская тоска. Спустя час молодому послушнику явился Господь Иисус. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру Благодати, которая обычно дается совершенным. Они особенно остро переживают ее неизбежное умаление и с напряжением, неизвестным другим, стремятся обрести утраченное: “Знают они, что потеряли”. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило “скучание о Господе”. Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло “разумным подвигом” очистить себя от страстей. Постриженный в 1886 г. в мантию, отец Силуан по-прежнему несет монастырские послушания, в глубине сердца обучаясь “умному трезвению” – борьбе с помыслами; несет подвиг отсечения своей воли и предания себя на волю Божию. Спит он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15–20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе проходит пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? чтобы смирилась моя душа?” И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1930-х годах Сербским Патриархом Варнавой был вызван в Югославию для оказания содействия в устройстве церковной жизни русской эмиграции. За духовным советом к нему и к отцу Мисаилу (Сопегину) неоднократно обращался митрополит Вениамин (Федченков) . 144 Преподобный Силуан (Антонов) (1866–1938) подвизался на Афоне с 1892 года. Еще в начале своего монашеского пути сподобился редчайшего дара самодвижной молитвы, впоследствии достиг духовного преуспеяния, сравнимого с преуспеянием древних подвижников. После смерти преподобного один из его учеников, архимандрит Софроний (Сахаров) , составил его жизнеописание, в которое включил и наставления старца, исполненные подлинной христианской любви. В 1987 году старец Силуан причтен к лику святых Константинопольской Церковью, в 1992 году его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. 145 Иоаким (Сабельников), иеромон. Иеросхимонах Иероним, старец- духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря//Иоаким (Сабельников), иеромон. Великая Стража: в 3 кн. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001. Кн. 1. С. 515. 147 Так называемое имяславие – ошибочное учение, заключающееся в особом почитании имени Божиего. Официально это учение называлось «имябожие». Самым общим выражением учения «имяславцев» (как сами себя называли его сторонники) является формула «Имя Божие есть Сам Бог». В начале 1900-х годов получило распространение в русских православных монастырях на Афоне. По мере своего развития движение «имяславцев» привело к существенным беспорядкам на Афоне в 1912–1913 годах. Восставшие монахи-имябожники, в частности, совершили ряд бесчинств, свергли настоятеля Андреевского скита, избрали вместо него другого, практически лишили возможности управления Пантелеймоновым монастырем его игумена – архимандрита Мисаила. В дальнейшем не подчинялись решениям Афонского Протата и других вышестоящих духовных и светских властей. Эти беспорядки были прекращены по требованию греков только после принудительного выдворения монахов-имябожников в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Его советы всегда были мудрыми, его епитрахиль была постоянно в деле, его ломаный греческий делал его еще более милым. Он говорил: «Дитя мое, Христос любит тебя, Он простил тебя. Больше всего Христос любит грешников, которые раскаиваются и живут в смирении». Он был суров к самому себе и мягок с другими. Его кончина, которую он предвидел, была, по словам о. Паисия, поистине благодатной. Третим биографом о. Тихона является иеромонах Агафангел Калафатис, бывший монах Иверского монастыря, а ныне Карейский старец из Кельи Честного Креста монастыря Симонопетра, и с тех пор вышло четыре ее издания 388 . О. Агафангел вспоминает о благорасположенности и любви к людям о. Тихона, о его горячей молитве с поминанием тысяч живых и усопших, постоянных слезах, приносящих радость, о его чудесном подвижничестве. Его оружием были крест и четки, но больше всего он любил Божественную литургию, Св. Писание и св. отцов 389 . Другом о. Тихона был его соотечественник, делатель умной молитвы Афанасий, старец Кельи Честного Креста при монастыре Каракаллу 390 . Конечно же, необходимо провести более систематическую работу, чтобы подробнее описать всех этих святых, русских старцев Св. Горы XX в., молитвами которых да утвердится современное афонское монашество, находящееся в своем расцвете, а также возрождаемое русское монашество – во славу Церкви и на пользу верным. Анестис Кеселопулос (Греция, Фессалоники). Преподобный Силуан Афонский и старец Софроний (Сахаров) Эссекский В Формуляре монастыря Св. Пантелеимона о прп. Силуане содержатся такие сведения: «Схимонах отец Силуан, мирское имя – Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г.; на Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен в 1896 г., в схиму – в 1911 г. Послушания проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владения монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 г.». Его биограф старец Софроний, рассуждая о скромности и лаконичности этой записи, говорит: «От «родился» до «скончался» – все бедно, не о чем рассказать; касаться же внутренней жизни человека пред Богом – дело нескромное, дерзновенное. Среди «площадей мира " открывать «глубокое» сердце христианина – почти святотатство; но с убеждением в том, что ныне старцу, ушедшему из мира его победителем, уже ничто не угрожает, ничто не нарушит его вечного покоя в Боге, позволим себе сделать попытку хоть что-нибудь рассказать о его чрезвычайно богатом, и царственно высоком житии, ради тех немногих, которые и сами влекутся к той же Божественной жизни» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец Силуан пребывает в давно существующей, древней традиции. Он не был единственным в своём роде и в своём собственном времени. В каждом поколении существует целый сонм свидетелей тайн Царствия Божия. Наша беда в том, что мы не знаем их и не интересуемся ни ими, ни их свидетельствами. Мы поглощены мирскими заботами. История старца Силуана – это своевременное напоминание нашему поколению о том единственном благе, которое никогда не отнимется. Это также приглашение в паломничество к вере и надежде». 773 Я процитировал всё это целиком, потому что эти слова представляются мне точной квинтэссенцией того, что следует знать об отце (ныне преподобном) Силуане. Он был афонским монахом и если в чём-то исключительным, то только потому, что был тем, кем афонский монах и подразумевается быть: он был одним из того облака свидетелей ( Евр.12:1 ), большинство которых остаются неизвестными. Отец Георгий, однако, особо отметил то, что отличало прп.Силуана: его учение о любви, в особенности о любви к врагам, и наряду с этим его опыт прохождения тьмы, «тёмной ночи» – момент, в котором его можно сравнить с другим великим западным мистиком – Иоанном Креста, также подчеркивавшим роль любви: А la tarde te examinarán еп el amor – «Вечером [твоей жизни] ты будешь проэкзаменован в любви». 774 Опыт прп.Силуана также напоминает опыт другой западной [католической] святой, современной ему, – Терезы де Лизьё. 775 Последующее значение цитируемых о.Георгием слов заключается в том, что, в то время как о.Софроний искал и получил в случае с прп.Силуаном от монахов Горы Афон подтверждение о нём как об истинном представителе афонской духовности, 776 о.Георгий, говоря с академической позиции, которую он выражал, признает прп.Силуана представителем истинной мудрости святых. Жизнь преподобного Силуана Кем он был, этот монах, ставший прп.Силуаном? Монастырский формуляр пишет о нём следующее: «Схимонах отец Силуан, мирское имя – Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 году, на Афон приехал в 1892 году, в мантию пострижен в 1896 году, в схиму – в 1911 году. Послушания проходил: на мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года». 777

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

3)   " Однако Ю.Л. Халтурин не отдал Пушкина масонам, как бы этого не хотели присутствующие " . Присутствующие вообще ничего не хотели, не надо приписывать им какие-то скрытые желания. И я не считаю, что связи Пушкина с масонами как-то порочат его имя. Русское масонство сделало большой и значимый вклад в русскую культуру, отдать им кого-то на откуп, как выражается автор, вовсе не стыдно. 4) " Отметив, что «его друзья были масоны, царь был масон " " . Я не говорил, что царь был масон, речь шла о псевдоисторических версиях, с которыми я не согласен. Это была ирония! Ау! 5) " Да и памятник на могилу, скорее всего, также не сам поэт себе заказывал. " Хэлло, Капитан Очевидность!Ну и что дальше? Никто этого и не утверждал... Вывод: либо все переврано сознательно, либо по невнимательности и невежеству. В любом случае автору статьи имеет смысл извиниться за искажение хотя бы моих слов, а редакции в общем-целом опровергнуть совершенно неадекватное описание происходившего на этой научной конференции. Константин Антонов 23 января 2011г. 18:00 Уважаемый о. Александр! Данный текст, к сожалению отличается  от текстов св. Иринея в худшую сторону, по той простой причине, что у св. Иринея мы, кроме иронии и насмешки, найдем 1. Точное знание того, с кем именно он спорит - не с исследователями гнозиса, а с последователями лжеименного гнозиса, чего именно не различает автор; 2. Точное изложение идей оппонента, 3. Собственные (точнее, церковные) идеи, изложенные на уровне, не уступающем этим оппонентам по интеллектуальной силе и насыщенности. И не найдем у него - невежества. кроме того, Вы же не будет оправдывать практику сожжения еретиков ссылками на святость преп. Иосифа Волоцкого? Почему же ссылками на склонность св. Иринея к насмешке Вы оправдываете применение неадекватных полемических приемов? Тогда были другие нномры ведения полемики и святитель им соответсвовал, но в современном академическом сообществве они не приняты - зачем же нам лишать людей шанса нас услышать? Если уж ссылаться на аворитеты святых - вспомните, что советовал преп. Силуан Афонский по поводу полемики с инославными. А по поводу пользы - я думал, что Богослов.ru - научно-богословский портал.

http://bogoslov.ru/article/1405173

8 Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов ; 1866–1938) – монах Константинопольского патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне, куда приехал в 1882 г. Канонизирован в 1988 г. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю). 10 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155 или165–220 или 240) – один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни – языку средневековой западной мысли. 11 Долгое время термин «дидактика» употреблялся в том же значении, что и «педагогика» вообще. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их принципы, цели, содержание, средства, результаты. 12 Ср.: ...но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1 Кор., 9, 27) 13 Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – российский религиозный писатель и общественный деятель, известен как публикатор «Протоколов сионских мудрецов». 15 Рим., 8. 22 : 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.; 17 Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус Христос мог сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел этого делать, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем (из толкования архиепископа Феофилакта Болгарского на указанный стих из Евангелия от Матфея). 18 «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» – говорит Родион Раскольников Соне. 20 Первое послание Петра. Глава 3. Стих 15

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вначале для испытания твердости его воли Василия назначили на самые тяжелые послушания, но, видя его самоотверженность и добросовестность, перевели в канцелярию, где он проявил себя способным, смиренным и трудолюбивым послушником. Многовековой уклад жизни Свято-Пантелеимонова монастыря был средством к стяжанию иноками благодатных даров Святого Духа. Продолжительные богослужения в храме (когда вся ночь посвящалась исключительно молитве), молитвенное келейное правило, ежедневное исповедание помыслов, строгие посты (в понедельник, среду и пятницу ели один раз в день и без постного масла), труды послушания, чтение святоотеческих творений из богатейшей монастырской библиотеки – все это очищало душу молодого послушника и возогревало его ревность в деле спасения. Это были годы расцвета русского монашества на Афоне. В обители воздвигали новые храмы, умножалась братия. В 1912 г. в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре было 25 храмов и параклисов, подвизалось более 1800 иноков, среди них много опытных в духовной жизни старцев, деятельно проходивших молитву Иисусову, в их числе и старец схимонах Силуан (в миру Семен Иванович Антонов). Под их руководством упражнялся в непрестанной Иисусовой молитве и Василий. Это духовное делание стало основным в его жизни. В 1915 г. он был призван в русскую армию и воевал до заключения мира с Германией. Вернуться на Святой Афон, куда так стремилась его душа, он не смог из-за начавшейся гражданской войны. Василий жил на родине, работая по найму столяром. В эти тяжелые годы жизнь на Афоне казалась ему раем. Но он, молясь непрестанно, не терял духовной целенаправленности. Его постоянным духовным орудием стало имя Господа, а ревность Божия действовала в нем так сильно, что часто, читая святое Евангелие, он не мог сдержать слез. Жизнь Василия Середы – это удивительный пример внутренней собранности и истинно монашеской жизни в миру. Лишь в июле 1957 г. смог Василий поступить в монастырь. Он приехал в Глинскую пустынь, духовно близкую его сердцу, благодаря строгому Афонскому уставу и молитвенно-подвижнической жизни ее старцев. Более сорока двух лет прожил Василий вне монастыря, но пришел в обитель истинным монахом. Высоту его духовной жизни прозрел схиархимандрит Серафим и сразу же по поступлении Василия в пустынь сам постриг его в мантию с именем Виталий 1247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010