Сергий (Петров Сергей Васильевич) (1924—1990), митрополит Одесский (с 1971). Инспектор, ректор Одесской духовной семинарии, с 1960 — викарный епископ, а с 1965 — архиепископ Херсонский и Одесский. Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович) (между 1314 и 1322—1392), прп., подвижник, мистик, основатель общежительного монашества на Руси. Принадлежал к боярскому роду. Ок. 1335 устроил пустынь посреди глухого Радонежского бора, поставил там церковь Святой Троицы, принял монашеский постриг. Вначале жил в полном одиночестве и делил хлеб с медведем. Вскоре обитель стала разрастаться, и с 1354, понуждаемый братией, С. Р. стал ее игуменом и по совету Константинопольского патриарха Филофея принял в монастыре общежительный устав. Житие подчеркивает простоту С. Р., смирение и любовь к братьям, сообщает о чудесах и избытке благодати, излившейся по его молитвам на монастырь и учеников. Созерцатель и отшельник по призванию, он тем не менее принял деятельное участие в жизни русской Церкви и народа: возродил монашество и содействовал освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Богословие С. Р. не было им сформулировано в виде догматического учения и почти не выражено в словах, однако в нем творчески синтезировались троические богословские искания предыдущих веков. С. Р. открыл новый путь созерцания Божественного единства, который в совершенстве выразился в иконе Троицы его ученика прп. Андрея (Рублева) (см.), и воплотил это единство в совместном житии братьев в любви и единомыслии. Наиболее почитаемый русский святой. Причислен к лику святых в 1452. Память 5 июля, 25 сентября. Силуан Афонский (Антонов Семен Иванович) (1866—1938), прп., старец, подвижник. Родился в крестьянской семье, приехал на Афон, где был пострижен в мантию в 1896, в схиму — в 1911. Его учение, донесенное до читателя схиархимандритом Софронием (см.), содержит в себе все основные черты монашеской аскетической традиции, но дополняется требованием непрестанной молитвы за весь мир, любовью к врагам как критерием правоверия и ободряющим вниманием к духовному опустошению секуляризованного современника. Христос в видении сказал С. А.: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Причислен к лику святых в 1988. Память 11 сентября.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

Это были годы расцвета русского монашества на Афоне. В обители воздвигали новые храмы, собиралась братия. В 1912 г. в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре было 25 храмов и параклисов, подвизалось более 1800 иноков, среди них много опытных в духовной жизни старцев, деятельно проходивших молитву Иисусову, в их числе и старец схимонах Силуан (в миру Семен Иванович Антонов). Под руководством Афонских старцев упражнялся в непрестанной Иисусовой молитве и Василий. Это духовное делание стало основным в его жизни. В 1915 г. он был призван в русскую армию и воевал до заключения мира с Германией. Вернуться на Святой Афон, куда так стремилась его душа, он не смог из-за начавшейся гражданской войны. Василий жил на родине, работая по найму столяром. В эти тяжелые годы жизнь, проведенная на Афоне, казалась ему раем духовным. Но он, молясь непрестанно, не терял духовной целенаправленности. Его постоянным духовным орудием стало имя Господа, а ревность Божия действовала в нем так сильно, что часто, читая Святое Евангелие, он не мог сдержать слез. Его жизнь – это удивительный пример внутренней собранности и подлинно монашеской жизни в миру. Лишь в июле 1957 года смог Василий поступить в монастырь. Он приехал в Глинскую пустынь, духовно близкую его сердцу, благодаря строгому Афонскому уставу и молитвенно-подвижнической жизни ее старцев. Более 42 лет прожил Василий вне монастыря, но пришел в обитель истинным монахом. Высоту его духовной жизни прозрел схиархимандрит Серафим (Амелин) и сразу же по поступлении Василия в Глинскую пустынь сам постриг его в мантию с именем Виталий 1976 , хотя и находился в то время на покое. После пострига о. Виталий во всех монастырских делах проявил присущее ему трудолюбие и редкое послушание, отличался скромностью и смирением 1977 . «Усердный к молитве» 1978 , он неопустительно посещал все богослужения, кроме положенного монашеского правила, келейно совершал правило, данное ему его Афонскими старцами, спал крайне мало, постился строго. Отец Виталий достиг большого преуспеяния в Иисусовой молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

    Преподобный Парфений был примером подражания и для преподобного Варсонофия Оптинского (в миру – Павел Плиханков, 5/18 июля 1845 года – 1/14 апреля 1913 года). Подвижничество старца Парфения приводил он в пример и своим духовным детям. Так, в беседе со своими чадами 27 декабря 1900 года он говорил: «В Киево-Печерской Лавре жил один подвижник, который единственное окно своей кельи заставил образом, чтобы видимый свет не мешал ему созерцать невидимый» 121 . «Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами множество шкатулок, и ключей к ним нет...» – говорил он. В 1996 году, старец Варсонофий причислен к лику святых Собора преподобных Отцов и Старцев Оптинских. Святой Силуан Афонский     Преподобный Силуан Афонский (Антонов Семен Иванович, 1866 год – 11 сентября 1938 года) был пострижен в схиму в 1911 году. Сын Российской земли прославлен Константинопольской Церковью в 1987 году в Соборе Всех Святых, на Горе Афонской просиявших. Память празднуется во второе воскресенье по Пятидесятнице. Имя святого Силуан а Афонского внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память празднуется 11 (24) сентября (преставление). В 1999 году Силуан Афонский прославлен в Соборе Тамбовских святых (28 июня10 августа). Святой Силуан Афонский говорил: «Молиться за людей – это кровь проливать» и молитвенником за весь мир называл преподобною Парфения: «Господь избирает молитвенников за весь мир. Киевскому подвижнику Парфению, желавшему узнать, что есть схима монашеская, Божия Матерь сказала: «Схимник – это молитвенник за весь мир " " 122 . И преподобный Парфений молился за весь мир до последней минуты своей жизни. Вся его подвижническая жизнь была примером не только для его духовных чад, но и для последующих поколений монашествующих. «Кто любит скорбящих, тому Господь дает пламенную молитву за людей. Они со слезами молятся за народ, который любят и о котором скорбят, но скорбь эта – угодна Богу», – говорил Силуан. Святой праведный Феодор Томский

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Память преподобномученика Романа празднуется 16 февраля. Преподобный Силуан Афонский Преподобный Силуан Афонский (в миру – Семен Иванович Антонов) родился в 1866 году в Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. В 19 лет он пережил благодатное посещение. Семен коренным образом изменил свою жизнь и решил уйти в монастырь. Однако, когда он просил отца отпустить его в Киево-Печерскую Лавру, отец категорически ответил: «Сначала кончи военную службу, а потом будешь свободен пойти» с. 15]. Когда вскоре молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен. Однажды он задремал и в состоянии легкого сна увидел, что змея через рот проникла внутрь его. Он ощутил сильнейшее омерзение и проснулся. В это время он слышит слова: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно – так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь» с. 18]. Семен никого не видел. Он слышал лишь произнесший эти слова голос, который по своей сладости и красоте был совершенно необычный. Действие, им произведенное, при всей своей тихости и сладости, было потрясающим. По глубокому и несомненному убеждению старца – то был голос Самой Богородицы. Этот вторичный зов, совершившийся незадолго до военной службы, имел уже решающее значение на выбор дальнейшего пути. Его первым следствием было коренное изменение жизни. Семен ощутил глубокий стыд за свое прошлое и начал горячо каяться перед Богом. Решение по окончании военной службы уйти в монастырь вернулось с умноженной силой. Военную службу Семен отбывал в Петербурге, в Лейб-гвардии, в саперном батальоне. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, он не переставал помнить о Боге. Окончив свою службу в гвардии, Семен, незадолго до разъезда солдат его возраста по домам, вместе с ротным писарем поехал к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, просить его молитв и благословения. Отца Иоанна они в Кронштадте не застали и решили оставить письма. Писарь стал выводить красивым почерком какое-то мудреное письмо, а Семен написал лишь несколько слов: «Батюшка, хочу пойти в монахи – помолитесь, чтобы мир меня не задержал». Возвратились они в Петербург, в казармы, и, по словам старца, уже на следующий день он почувствовал, что кругом него «гудит адское пламя». По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Славу Св. Горы в наше время составляют ряд выдающихся старцев, к-рые своей жизнью и трудами внесли неоценимый вклад в дело возрождения монашества (см. разд. «Старчество»). Св. Гора вступила в 3-е тысячелетие христианства на подъеме расцвета своих духовных сил, что является благословением Божиим для всего правосл. мира, духовной крепостью к-рого она всегда являлась. Лит.: Μωυσς Αγιορετης, μον. ρδβλθυοτεΑγιον Ορος Εκοσι χρνια μετ τν πρτη χιλιετηρδα (1963-1983)//Πρωττον. 1984. Τ. 5. Σ. 81-83; Ανδρας Αγιορετης, ρχιμ. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 19973. Σ. 253-314. Мон. Моисей Святогорец (пер. с греч. И. Дьяченко) Иеросхим. Игнатий Слепой С древности до наших дней Св. Гора является свящ. местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, питающим и умиряющим подвижников благочестия. Здесь непрестанно совершаются высокие аскетические подвиги. На А. можно встретить реальное воплощение христ. идеала обожения, ибо святогорские иноки желают стяжать в этой жизни не столько знание о Боге, сколько знание Самого Бога. Среди знаменитых подвижников немало простых, малообразованных в мирском понимании людей, чистотой своей жизни стяжавших благодатные дары Св. Духа и достигших высокого духовного просветления и святости. Иеросхим. Феодосий Карульский Иеросхим. Феодосий Карульский В кондаке службы афонским святым о подвижниках Св. Горы говорится: «Онебесившие Гору сию и показавшие в ней житие ангельское». За историю своего христ. существования Св. Афонская гора взрастила сонмы св. отцов, среди к-рых преподобные Петр и Афанасий Афонские, Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливиты, Нил Мироточивый, свт. Григорий Палама, прп. Максим Грек, сщмч. Косма Этолийский († 1779), прп. Никодим Святогорец, груз. аскет Иларион († 1864), старец Хаджи Георгий (1809-1886). Мн. святогорские иноки-аскеты старались вести себя так, чтобы внешне ничем себя не выражать, не открывать миру своего духовного величия. Искусство смирения и мудрой простоты стоит у святогорцев очень высоко, поэтому большинство афонских святых остаются при жизни неузнанными. Даже прп. схим. Силуан (Антонов) , один из величайших подвижников XIX-XX вв., при жизни оставался малоизвестным, и только после кончины († 1938) его святость была общепризнана. Там же, где и старец Силуан, в Русском мон-ре вмч. Пантелеимона, подвизался в XIX в. старец иеросхим. Иероним (Соломенцо в) , несший послушание братского духовника при игум.-старце схиархим. Макарии (Сушкине) , к-рый, по свидетельству современников, стал «духовным возобновителем Русика». Среди прославленных рус. подвижников прп. Аристоклий Афонский († 1918), исихаст Феодосий Карульский († 1937) и его ученик старец Никодим († 1984). Не только рус., но и серб., болг., греч. иноки почитали его за дар духовной рассудительности и пользовались его наставлениями.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Hymnen der Ostkirche – С. 49. Там же – С. 40, 28, 38. Минея (август) – С. 160. ср. Минея – С. 171. ср. Там же, стр. 160. Там же – С. 161. ср. Минея (август) – С. 165. С Булгаков. Философия имени – Санкт-Петербург – 1998 – С. 334; также смотри его книгу «Православие» (1991), где он пишет, что «вера во Христа есть вместе с тем и вера во Св. Троицу» (стр. 226). Минея (август)– С. 162-163. Там же – С. 166. Там же – С. 164. Ср. J. Meyendorff. Introduction a I’etude de Gregoire Palamas – Paris – 1959 – С. 147. Минея (август) – С. 168. Там же – С. 166. Там же – С. 156. Там же – С. 157. Там же – С. 160. Там Же – С. 167-168. Там же – С. 156. Мирское имя Силуана – Семен Иванович Антонов. Старец Силуан. Жизнь и поучения – Москва-Минск – 1991 – С. 163. Ср. письмо кардинала E. Suchard»a, написанное им в 1947 году о посте. – «Esor ou declin de I’Eglise – Paris – 1947 – С. 70. Минея (август) – С. 156, 161. ср. Там же – С. 167. ср. Там же – С. 159-160. Катехизис, о котором идет речь, был утвержден Тридентским собором в 1566 году. Он носит название «Римский катехизис». Минея (август) – С. 156. Там же – С. 164. Там же – С. 160. Там же – С. 156. ср. Там же – С. 159. Там же – С. 171. Там же – С. 163. греч. – имеющий власть, Господь. Kerygma (греч.) – возвещение, Слово Самого Бога. В. Ф. Эрн. «Историческая Церковь» – Сочинения – Москва – 1991 – С. 269. Эта статья была напечатана в 1907 г. в «Церковном обновлении» (Nr. 11). По-видимому, автор (А. М.) пользовался именно этим изданием. Там же – С. 269-270. R. Guardini. Der Herr. Betrachtungen uber die Person und das Leben Jesu Christi. – Wurzburg – 1937 – С. XIII. – В этом произведении Гвардини выступает не только против исследований психологии Христа, но и против описаний истории Его жизни (примечание автора – А. М.). Н. Бердяев. Наука о религии и христианская апологетика. – ж. «Путь» – 1927 – 6 – С. 50-51. Об этом автор достаточно подробно писал в своей работе «Тайна Беззакония» (примечание автора – А. М.). На русском языке упомянутое произведение Мацейны вышло в свет в 1999 г. в Санкт-Петербурге, в из-ве «Алетейя» (замечание переводчика – Т. М.).

http://pravmir.ru/preobrazivshiysya-hris...

Пусть мы грешны – быт наш свят. Это нашу грешность делает он особенно наглядной. Но путь к святости только грешникам и открыт – честно сознающим свою греховность пред лицом святости. Увидеть святость и возжелать ее – это было свойственно русскому человеку. Этому учит нас отец Иоанн каждым своим словом, каждым своим жестом. Хотим ли мы восыновиться ему? Своей помощью нам показывает он свою близость – ответим ему должным образом. Помоги Бог! Старец Силуан (Антонов). Об отце Иоанне Кронштадтском Отца Иоанна я видел в Кронштадте. Он служил литургию. Я удивлялся силе его молитвы и доселе, а прошло почти сорок лет, не видел, чтобы кто служил так, как он. Народ любил его, и все стояли со страхом Божиим. И не дивно: Дух Святой влечет к Себе сердца людей. Мы видим из Евангелия, как множество народа ходило за Господом. Слово Господне привлекало народ, ибо оно говорится Духом Святым, и потому оно сладко и приятно для души. Когда Лука и Клеопа шли в Эммаус и на пути к ним приблизился Господь и говорил с ними, то сердца их горели любовью к Богу. И отец Иоанн имел в себе обильно Духа Святого, Который согревал его душу любить Бога, и тот же Дух чрез него действовал на людей. Я видел, как народ бежал за ним, как на пожар, чтобы взять от него благословение, и, получив, радовался, ибо Дух Святой приятный и дает душе мир и сладость. Некоторые плохо думают об отце Иоанне и этим оскорбляют Духа Святого, Который в нем жил и живет после смерти. Они говорят, что он был богат и хорошо одевался. Но они не знают, что в ком живет Дух Святой, тому богатство не вредит, ибо душа его вся в Боге, и от Бога изменилась, и забыла свое богатство и наряд. Счастливы те люди, которые любят отца Иоанна, ибо он будет молиться за нас. Его любовь к Богу горяча; весь он в пламени любви. О, великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю я Бога, что видел тебя, благодарю и тебя, пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Святую Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога. И теперь пишу, радуясь, что Господь дал мне понять жизнь и подвиг доброго пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ср. J. Meyendorff . Introduction a I " etude de Gregoire Palamas – Paris – 1959 – С. 147. 52 Минея (август) – С. 168. 53 Там же – С. 166. 54 Там же – С. 156. 55 Там же – С. 157. 56 Там же – С. 160. 57 Там Же – С. 167-168. 58 Там же – С. 156. 59 Мирское имя Силуана – Семен Иванович Антонов. 60 Старец Силуан . Жизнь и поучения – Москва-Минск – 1991 – С. 163. 61 Ср. письмо кардинала E. Suchard " а , написанное им в 1947 году о посте. – «Esor ou declin de I " Eglise – Paris – 1947 – С. 70. 62 Минея (август) – С. 156, 161. 63 ср. Там же – С. 167. 64 ср. Там же – С. 159-160. 65 Катехизис, о котором идет речь, был утвержден Тридентским собором в 1566 году. Он носит название «Римский катехизис». 66 Минея (август) – С. 156. 67 Там же – С. 164. 68 Там же – С. 160. 69 Там же – С. 156. 70 ср. Там же – С. 159. 71  Там же – С. 171. 72 Там же – С. 163. 73 греч. – имеющий власть, Господь. 74 Kerygma (греч.) – возвещение, Слово Самого Бога. 75 В. Ф. Эрн . «Историческая Церковь» – Сочинения – Москва – 1991 – С. 269. Эта статья была напечатана в 1907 г. в «Церковном обновлении» (Nr. 11). По-видимому, автор (А. М.) пользовался именно этим изданием. 76 Там же – С. 269-270. 77 R. Guardini . Der Herr. Betrachtungen uber die Person und das Leben Jesu Christi. – Wurzburg – 1937 – С. XIII. – В этом произведении Гвардини выступает не только против исследований психологии Христа, но и против описаний истории Его жизни ( примечание автора – А. М. ). 78 Н. Бердяев . Наука о религии и христианская апологетика. – ж. «Путь» – 1927 – 6 – С. 50-51. 79 Об этом автор достаточно подробно писал в своей работе «Тайна Беззакония» ( примечание автора – А. М. ). На русском языке упомянутое произведение Мацейны вышло в свет в 1999 г. в Санкт-Петербурге, в из-ве «Алетейя» (замечание переводчика – Т. М.). 80 Г. Федотов . Православие и историческая критика – ж. «Путь» – 1932 – 33 – С. 15. С. Булгаков . Православие – Характерно, что Восточная Церковь не высказала своего мнения ни по одному вопросу новой экзегетики ( примечание автора – А. М. ). 81

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

21. Антоний. Иконостасы (1)=Антоний [Храповицкий], архиеп. Какие сооружать иконостасы в новых храмах?//ВиР. 1914. 14. С. 145–154. (Перепечатка: РдСП. 1914. 39. С. 59–63; 40. С. 87–91.) 22. Антоний. Иконостасы (2)=Антоний [Храповицкий], архиеп. Предание или произвол? (Продолжение статьи об иконостасах)//ВиР. 1914. 14. С. 155–160. (Перепечатка: РдСП. 1914. 41. С. 112–118.) 23. Антонов. Русские богословы=Антонов Н.[Р.], свящ. Русские светские богословы. СПб. 1912. 24. Антонов. Сектантство=Антонов Н.[Р.], свящ. Сектантство и борьба с ним//Санкт-Петербургские ведомости. 1908. 154. С. 1–3. 25. Антонов. Условия=Антонов Н.[Р.], свящ. Условия возрождения церковно-приходской жизни в России//ИСПбЕ. 1906. 11–12. С. 27–37; 13–14. С. 32–56; 15. С. 7–21; 16–17. С. 24–38. 26. Антонов. Чтение=Антонов H.[P.], свящ. Отведено ли чтению Евангелия в нашем богослужении подобающее ему место и время?//Смоленские ЕВ. 1908. 16. С. 645–649. 27. Аполлосов М.[В.], свящ. Реформа церковной жизни нашего Отечества. По поводу предстоящего Поместного Собора Российской Церкви//Воронежские ЕВ. 1906. 5. С. 205–217. 28. Апраксин (1)=Апраксин С. Исповедь уверовавшего интеллигента. Киев, 1907. 29. Апраксин (2)=Православный мирянин [Апраксин СА.]. К вопросу об упорядочении церковной службы. (Голос пасомого)//ИСПбЕ. 1905. 9–10. С. 24–28. 30. Апраксин (3)=Православный [Апраксин СА.] Об упорядочении церковной службы. (Голос пасомого)//ЦВк. 1905. 16. С. 501–503. 31. Апраксин (4)=Апраксин С. Голос светского человека о просветительно-воспитательном значении православного богослужения и истовости его отправления//МО. 1905. 11. С. 243–257. 32. Апраксин (5)=Православный [Апраксин СА.] Что такое православное богослужение и во что превратили его наши «пастыри». (Предсоборные думы православного)//Правда Православия. СПб., 1907. 12–13. С. 1–10. 33. Апраксин (в)=Вл. М-ов. [Рец. на:] Девять лет на лоне Православной Церкви. (Вторая исповедь уверовавшего интеллигента.) Доклад, читанный на миссионерском съезде в Н.-Новгороде 20 августа 1907 года. Врача С.А. Апраксина.// Церковь . М., 1908. 1. С. 33–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это приводит к следующему. Я уважаю Гора Чахала, но я не могу сказать, что это христианское искусство. Две рыбки с бутылкой мне больше кажутся рекламой гастронома, чем Тайной Вечерей. Но это уже попытки и это не его вина. Это вина того, что в нас, опять же, нет этой цельности. И на одном краю оказывается Гор Чахал, а на другом — группа девочек, вбежавших на солею храма Христа Спасителя. Так люди понимают актуальное. Очень важно об этом говорить, писать — знакомить людей с настоящим христианским искусством. Люди, живущие в одной стране, одной Церкви, одном городе — его не знают. Церковь — не о прошлом. Канон — это не повторение, а правило. Правила русского языка мне не мешают говорить на русском языке, и даже напротив — чем лучше я знаю правила, тем более свободно я говорю. Канон искусству не мешает. Дело не в каноне, а в том, что мы не очень хорошо понимаем, что такое актуальность внутри Церкви. Мы все время идем не «вперед, к отцам», как говорил протоиерей Георгий Флоровский, а «назад, к отцам». Что Отцы делали? Они брали актуальную греческую философию, и на этом философском языке пытались сформулировать веру. Брали актуальную энкаустику и писали иконы. Брали актуальные знания оптики и геометрии и выстраивали Софию Константинопольскую. Мне кажется, что наша задача — стремиться к как можно большей целостности и как можно меньше разделять и меньше ставить границы, за которые мы боимся выйти.   Фото Юлии Маковейчук Ирина Зарон, Тайная Вечеря, авторская техника     Сергей Антонов, Снятие со Креста, доломит Ирина Зарон, Омовение Младенца, авторская техника Ирина Зарон, Положение во Гроб, авторская техника Сергей Антонов, Оплакивание, доломит Ирина Зарон, Положение во Гроб, авторская техника Сергей Антонов, Жены-мироносицы у Гроба, доломит Сергей Антонов, Сошествие во Ад, доломит Сергей Антонов, Вход в Иерусалим, доломит Сергей Антонов, Несение Креста, доломит Ирина Зарон, Снятие со Креста, авторская техника Сергей Антонов, Распятие, доломит Ирина Зарон, Бегство в Египет, авторская техника

http://pravmir.ru/umiraet-li-hriastiansk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010