Закрыть Бог близко Памяти прп.Силуана Афонского Анастасия Михалос   00:36 24.09.2022 1003 Время на чтение 14 минут Фото: Детская икона. Студия Р.Гирвеля Опыт преподобного Силуана Афонского был откровением для многих христиан нашего времени, потому что мы привыкли к определенным формам церковной жизни, казавшимся нам незыблемыми: утром-вечером вычитываем правила, днем трудимся, тоже что-то молитвенное или назидательное читаем, с большей или меньшей регулярностью ходим в храм, исповедуемся-причащаемся - и так не шатко, не валко катится вся жизнь до «со святыми упокой». Все хорошо, все правильно, где-то там, далеко, недостижимый Господь Бог, а мы здесь, земные, перстные. Когда-нибудь помрем и, может быть, Его увидим, и то неизвестно, спасемся ли. А история преподобного Силуана в изложении его ученика архимандрита Софрония Сахарова опрокинула в сознании многих людей этот милый дореволюционный порядок и показала, что у человека могут быть другие, личные отношения с Богом, отношения очень трудные, мучительные подчас, но обновляющие и преображающие и самого человека, и мир вокруг него. Эта история, опыт Старца показал нам, что Бог близко, что Он с нами, и нужно только приложить усилия и обратить к Нему свою любовь. Потом появились книги о других современных афонских подвижниках, и мы начали переосмысливать то, что уже знали о столпах древности, и оказалось, что ничего отец Силуан не изобрел, все это уже было, но мы почему-то не видели и не осознавали... Но он проложил путь к другому, неформальному, глубинному восприятию православия и монашеского опыта. Конечно, огромная заслуга в этом архимандрита Софрония (Сахарова), который рассказал об этом опыте миру и фактически перевел его на язык, понятный современному человеку. Простой русский парень История преподобного Силуана (в миру Семён Иванович Антонов) захватила очень многих христиан всего мира, прежде всего, потому, что это - простой русский человек, и жили мы с ним в одном веке, почти что современник. Родился он, правда в другом столетии, в девятнадцатом, в 1866 году в селе Шовском Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. У него были очень благочестивые родители, и Старец даже будучи пожилым человеком, говаривал, что в меру своего отца он еще не пришел. Вера самого Семена испытала первое искушение, когда мальчику было всего четыре года. Однажды к ним зашел некий книгоноша и стал усердно доказывать главе семейства, что Бога нет. Мальчик решил про себя, что он вырастет и пойдет искать Бога. Отец прокомментировал все просто:«Я думал, что он (книгоноша) умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его». Но сомнения были посеяны.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/24/...

В другой раз он испытал искушение самомнением. Терзавшие его помыслы разрушали зачатки смирения, способствовали формированию гордости и тщеславия. В конце концов посредством молитв, послушания и советов священников Симеон преодолел и это искушение. Но здесь его подстерегала другая опасность: чрезмерное, вплоть до отчаяния, осознание личной ничтожности, разуверение в возможности спасения. Тогда милосердный Господь вознёс Его духом в Горнее Царство. Почувствовав присутствие Вседержителя, Симеон ощутил, что он словно наполнился благодатью «мученичества». Этот благотворный опыт переживания встречи с Небесным Царём запомнился ему на всю жизнь. Однажды познав сладость Рая, он всеми силами стремился к стяжанию благодати, усилил подвиги, борьбу с лукавыми помыслами. Позднее он сравнивал человека, утратившего через грех благодать, с малым дитятей, лишившимся радости общения с матерью. Какого-то определенного старца-наставника Симеон не имел. В качестве ближайшего примера для подражания он всегда держал в памяти деятельность Серафима Саровского , великого молитвенника и светильника Русской земли. В 1896 году Симеон принял монашеский постриг и новое имя — Силуан, а в 1911 году был возведён в схиму. Возрастая возрастом духовным, он увеличивал подвиги. Стремясь подчинить себя Богу, усиливал воздержание и смирял себя едва ли не во всём: ел мало, содержал строгий пост; часто ограничивал сон двумя часами в сутки, при этом спал урывками, не ложась, а сидя на небольшом табурете. Как-то раз, когда несмотря на прилагаемые отцом Силуаном усилия, моление не складывалось (лукавые духи препятствовали молитвенному порыву, не получалось сосредоточиться и отстраниться от посторонних движений в душе), он обратился за помощью к Богу. Господь внял обращению и ответил, что гордые страдают от демонов. Кроме того, Бог повелел ему не отчаиваться и помнить об адском огне. Со временем в молитвах старца всё чаще стали звучать прошения о мире, грешащем и забывающем Творца. Эти прошения сопровождались скорбью и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Siluan_Afonski...

Далее митрополит Иларион в своем выступлении отметил, что в непростых условиях пандемии коронавируса ученые имет возможность встретиться, пообщаться, обменяться мнениями и «поговорить о перспективах развития теологического образования в России». Архипастырь особо отметил внимание Администрации Президента России к теме развития теологии. Митрополит Иларион отметил, что НОТА регулярно прирастает новыми членами, что свидетельствует о широком интересе к теологии не только в системе духовного образования традиционных конфессий, но и в светской системе. «Я очень надеюсь на то, что совместными усилиями будем и дальше развивать теологию как одну из важнейших областей гуманитарного знания и что рука об руку в этой работе будут идти представители традиционных конфессий со своими светскими коллегами-партнерами при неизменной поддержке государства в лице Администрации Президента РФ», — заключил владыка Иларион. От Администрации Президента РФ участников конференции приветствовал А.В. Третьяков — ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Участники пленарного заседания с вниманием выслушали письменное приветствие председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ  В.И. Матвиенко . Председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А.В. Максимов зачитал приветствие губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова. Далее с приветственными словами выступили: Берл Лазар — главный раввин России; В.М. Филиппов — председатель ВАК при Минобрнауки России, президент Российского университета дружбы народов; Равиль-хазрат Панчеев — председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтий Соборной мечети Санкт-Петербурга; Ю.П. Зинченко — президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова;  епископ Бронницкий Евгений  — председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ; В.В. Квардаков — заместитель председателя Совета Российского фонда фундаментальных исследований, член-корреспондент РАН; С.С. Антонов — заместитель директора Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров;  епископ Петергофский Силуан  — ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; Р.М. Мухаметшин — председатель Совета по исламскому образованию, ректор Российского исламского института.

http://patriarchia.ru/db/text/5726438.ht...

Также выступили губернатор Липецкой области О.П. Королев, митрополит Липецкий и Задонский Никон, епископ Елецкий и Лебедянский Максим и сопровождающий святыни насельник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеромонах Кирион. В дар музею была передана памятная медаль, выпущенная к 150-летию со дня рождения преподобного Силуана, а для часовни копия афонской фрески с изображением старца. Завершила праздничные торжества закладка у дома-музея яблоневого сада. Далее афонские святыни будут доставлены в Тамбов. За время пребывания в Шовском мощам преподобного поклонились около 6500 человек. Это были жители села, а также близлежащих районов. В 2016 году по инициативе правительства Липецкой области в селе Шовское была проведена большая работа по восстановлению облика зданий и сооружений конца XIX века: церкви Рождества Христова, часовни и родового дома прп. Силуана Афонского (теперь здесь создан музей). При содействии Российского военно-исторического общества возле храма Рождества Христова установлен бронзовый памятник преподобному Силуану (архитектор А.К. Тихонов, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный архитектор РФ; скульптор И.Н. Новиков, член-корреспондент Российской академии художеств, член Союза художников Москвы). Преподобный Силуан (Симеон Антонов) родился в 1866 году в с. Шовское Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Это место значимо для верующих тем, что именно здесь преподобный Силуан воспитывался в православной вере своими родителями. С детства желал он стать монахом, но по настоянию отца поступил на военную службу. Получив увольнение, в 1892 году отправился на Афон, где был пострижен в Русском монастыре святого великомученика Пантелеимона. В 1911 году принял схиму с именем Силуан. Согласно его биографии, составленной его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым), преподобный с самого начала послушничества стяжал дар молитвы. В то же время он испытывал и многочисленные искушения. Его воспоминания, размышления были заботливо сохранены отцом Софронием, а впоследствии были изданы.

http://patriarchia.ru/db/text/4610544.ht...

Он увидел, что Церковь – это на самом деле весь мир, работающий Богу, без разделений на епархии и приходы. Так сказать, очевидное и невероятное заключается в том, что и Сам Бог примерно так же смотрит на мир. Отец Павел научил нас видеть себя глазами Бога. Силуан Афонский, наоборот, сумел привлечь внимание народа к небу. Он пригласил нас попробовать наладить беседу с Богом. В истории Церкви людей – собеседников Божиих не так уж много. Самым великим собеседником Бога был царь Давид. Нет, не «Война и мир» и не «Гамлет» – самые лучшие книги, а Псалтырь. Именно она есть книга книг всех времен и народов. В ней верх поэзии, в ней верх драматургии и настоящие глубины премудрости. Почти все святые ученые люди оставили после себя поучения. Но масштаб Псалтыри, мощь мысли, сила духа оказались непревзойденными. Писатели делятся на тех, кто пишет для народа, тех, кто пишет для вечности, и тех, кто пишет Богу. Как ни странно, но среди ученых святых людей таких, которые писали Богу, были единицы. Тех, кто поучал народ, было много. Тех, кто делился тайными знаниями, тоже было много, но тех, кто непрерывно смотрел на небо и всю жизнь обратил в диалог с Богом, – таких были единицы. Внезапно такой человек родился в России, в Тамбовской губернии, в обычном русском селе. Бог избрал себе нового Давида не среди духовной профессуры и не среди князей Церкви, а среди пастушков, как это однажды было с юным Давидом. Им оказался Семен Иванович Антонов. Мир и великодушие Божие избранничество и харизма не от людей. Они дар Божий, вложенный Богом в особенную душу, подготовленную к выбору самим человеком. Душа молодого крестьянина была воспитана его отцом. Главными отеческими добродетелями явились два очень важных мирских сокровища: мир и великодушие. «Блаженны миротворцы – ибо они сынами Божиими нарекутся». А когда они нарекутся так, то становятся великими душами, питаемыми Святым Духом – и мы их узнаем по великодушию. Мир – это внутреннее устроение. Великодушие – мир души, явленный и основанный в Боге.

http://pravmir.ru/evangelskaya-psaltyir-...

Ощутив омерзение и ужаснувшись, Симеон пробудился и тут же услышал таинственный голос. Это был голос Пречистой Матери Божьей. Богородица разъяснила, что как ему было противно глядеть на глотание змея, так и Ей тяжко смотреть на его греховную жизнь. В результате такого необычайного вразумления Симеон осознал свою неправоту, сердечно раскаялся, возблагодарил Небесную Царицу за внимание и доброту. После этого случая он вновь воспламенился ревностью о Господе, загорелся желанием жить по закону Божьему, в согласии с совестью. Воинская служба Тяготы воинских обязанностей не пугали Симеона. Армейская служба, которую он проходил в Санкт-Петербурге, способствовала укреплению характера, приучала к ответственности и исполнительности. Всё больше и решительнее думал он о монашеской жизни, далёкой от мирских соблазнов и бессмысленной суеты. Несколько раз Симеон жертвовал накопленные деньги на нужды Афонских монахов. По этому поводу между его сослуживцами сложилась поговорка, что он пребывает умом на Святой Горе и на Страшном Суде. Когда срок воинской службы близился к концу, Симеон решил посетить Иоанна Кронштадтского , испросить у него благословения на монашество и получить пастырское напутствие. Не застав отца Иоанна на месте, он написал и оставил ему записку, в которой просил о молитвах. А уже на следующий день, пребывая в расположении части, Симеон почувствовал, будто находится в средоточии гудящего адского пламени. Это чувство помогло ему утвердиться в желании оставить мир и предаться служению Богу. Святая Гора Возвратившись после прохождения службы домой, Симеон пробыл там несколько дней, а затем, собравшись в дорогу и приготовив подарки, простился с близкими и отправился на Афон. Шёл 1892-й год. Прибыв на Святую Гору, он поступил в Русскую Пантелеймонову обитель. Первое время трудился на мельнице. Затем ему стали назначать другие послушания. Физический труд был ему по плечу, ведь он вырос в крестьянской семье, прошёл армию. Гораздо сложнее было противостоять искушениям. В какое-то время Симеон настолько пал духом, что предполагал оставить обитель. И лишь мысль о том, что он вновь огорчит Божью Матерь, отрезвила смутившийся дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Siluan_Afonski...

Иеромонах Софроний Часть первая ЖИЗНЬ И УЧЕНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА «Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49, 15) «Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» I ДЕТСТВО И МОЛОДЫЕ ГОДЫ ЖИЗНЬ блаженного Старца Силуана внешне протекала мало интересно. До призывного возраста это была жизнь бедного русского крестьянина, потом обычная военная служба в нижних чинах, и затем долгие годы, 46 лет, монотонной монастырской жизни простого монаха. Формуляр Монастыря говорит о нем следующее: Схимонах Отец Силуан, мирское имя — Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г., на Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму — в 1911. Послушания проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года. От «родился» до «скончался» — все бедно, не о чем рассказать: касаться же внутренней жизни человека пред Богом — дело нескромное, дерзновенное. Среди площади мира открывать «глубокое» сердце христианина — почти святотатство; но уверенные в том, что ныне Старцу, ушедшему из мира победителем мира, уже ничто не страшно, уже ничто не нарушит его вечного покоя в Боге, позволим себе попытку хоть что-нибудь рассказать о его чрезвычайно богатом, царственно высоком житии, имея в виду тех немногих, которые и сами влекутся к той же божественной жизни. Полем духовной борьбы для всякого человека, прежде всего, является его собственное сердце; и тот, кто любит входить в свое сердце, оценит выражение Пророка Давида: «приступит человек и сердце глубоко» (Пс. 63, 7). Подлинная христианская жизнь течет там, в глубоком сердце, сокрытом не только от посторонних взоров, но в полноте и от самого носителя этого сердца. Кто входил в этот таинственный чертог, тот несомненно испытал невыявляемое изумление перед тайной бытия. Кто чистым умом погружался в напряженное созерцание своего внутреннего человека, тот понимает невозможность проследить в полноте течение своей жизни даже за короткий отрезок времени, тот сознает невозможность уловить процессы духовной жизни сердца, которое своей глубиной касается того бытия, где уже нет процессов. А ведь перед нами, в данном житии, стоит как будто именно эта задача: изобразить внутренний процесс роста великого подвижника.

http://predanie.ru/book/69621-starec-sil...

П. в. С.-Петербургской епархии возобновлено по постановлению Синода РПЦ от 19 июля 2006 г., викарием был определен архим. Маркелл (Ветров) , настоятель Феодоровского собора в г. Пушкине (историческое название Царское Село) и преподаватель СПбДАиС. Его архиерейская хиротония состоялась 27 сент. того же года. 12 марта еп. Маркелл был назначен Царскосельским викарием, а титул «Петергофский» присвоен ректору СПбДАиС еп. Амвросию (Ермакову; с 1 февр. 2014 архиепископ). 14 июля 2018 г. последний был назначен архиепископом Верейским и ректором МДАиС, а ректором СПбДАиС с титулом «Петергофский» определен Люберецкий еп. Серафим (Амельченков) . 9 июля 2019 г. Синод постановил еп. Серафиму быть епископом Истринским, викарием Святейшего Патриарха, а также председателем Синодального отдела по делам молодежи; ректором СПбДАиС и епископом Петергофским назначен иером. Силуан (Никитин), ранее исполнявший обязанности ректора Сретенской ДС. 16 июля иером. Силуан был возведен в сан архимандрита, 18 июля 2019 г. состоялась его архиерейская хиротония. После возобновления П. в. является титулярным, имя архиерея за богослужениями поминается лишь в Петропавловском соборе и неск. храмах Петергофа; Ломоносовский р-н Ленинградской обл. ныне относится к канонической территории Гатчинской и Лужской епархии. Ист.: Андреев И. П. Мои воспоминания. Л., 1970-е гг. [Ркп.]//Собрание А. П. Агапова (Петергоф); Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы: 1925-1941: Восп. П., 1977; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2006. 8. С. 24; 2013. 4. С. 20; 2018. 8. С. 10; Малоизвестные страницы церковного служения экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) в 1922-1923 гг.: (По мат-лам следств. дела)/Публ., вступ. ст. и примеч.: А. Н. Сухоруков//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2009. Вып. 1(30). С. 79-122. Лит.: Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат: 1917-1945. СПб., 1995; Земля Невская Православная: Кр. церк.-ист. справ./Ред.: В. В. Антонов. СПб., 2000; Златоуст ХХ в.: Митр. Николай (Ярушевич) в восп. современников/Ред.-сост.: З. П. Староверова, Е. В. Урдина. СПб., 2003; Сурков С. А. Судьбы храмов, духовенства и мирян Петергофа в годы испытаний. СПб., 2005; он же. Митр. Николай (Ярушевич). М., 2012; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 347-348, 436-437, 646. (МИЦ; 54). С. А. Сурков, А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580080.html

В XVII - 1-й пол. XVIII в. территория Л. о. была подчинена Рязанской (сев. часть) и Воронежской (юж. часть) епархиям, а с кон. XVIII до сер. ХХ в. различные территории региона входили в Тамбовскую (центральная, вост. и юго-вост. части; см. Тамбовская и Рассказовская епархия ), Орловскую (зап. и юго-зап. части; см. Орловская и Болховская епархия ), Рязанскую (сев. часть), Тульскую (сев.-вост. часть; см. Тульская и Ефремовская епархия ) и Воронежскую (юж. часть) епархии. На землях Л. о. существовали Данковское (основано в 1813), Лебедянское (основано в 1815, уездное - с 1818, закрыто в 1851), 2 Задонских (приходское основано в 1819, уездное в 1837, объединены в уездное в 1854), Липецкое (основано в 1829) и Раненбургское (основано в 1868) духовные уч-ща. В Липецком ДУ в 1838-1839 гг. греч. язык преподавал А. М. Гренков (в монашестве прп. Амвросий Оптинский); преподавателем уч-ща, а позднее и настоятелем училищной Софийской ц. служил местночтимый подвижник благочестия прот. Иоанн Михайлович Рождественский († 1898). Выпускником Лебедянского ДУ был миссионер еп. Симбирский Варсонофий (Охотин) , Данковское ДУ окончили миссионер еп. Уфимский Дионисий (Хитров) , архиеп. бывш. Калужский Онисифор (Пономарёв) , Рязанский еп. Борис (Скворцов) , прот. сщмч. Иоанн Кочуров , издатель, публицист и миссионер В. М. Скворцов ; лат. язык в Раненбургском ДУ преподавал А. Л. Преображенский (впосл. митр. Ярославский сщмч. Агафангел ). Уроженцами края являются Херсонский архиеп. свт. Иннокентий (Борисов) , свт. Феофан Затворник (Говоров) , оптинский старец прп. Нектарий (Тихонов) , афонский подвижник прп. Силуан (Антонов) , прот. сщмч. Иоанн Кочуров; с Липецкой землей связано служение свт. Тихона Задонского , прп. Илариона (Фомина) Троекуровского, прп. Иоанна (Быкова) Сезёновского (1791-1839). К 1917 г. на территории Л. о. действовали 13 мон-рей и более 500 храмов. В 1919 г. были вскрыты мощи (см. ст. Вскрытие мощей ) свт. Тихона Задонского, почивавшие в задонском Рождество-Богородицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Монах Василий (Кривошеин) 1930-е гг. В силу молодого возраста и хорошего здоровья монах Василий сравнительно легко втянулся в трудную афонскую жизнь, но духовно это для него было гораздо сложнее. 17/30 января 1932 года он писал матери: «Трудности монашества не столько во внешних тяготах (пост, продолжительные богослужения и т. д.), сколько во внутренней душевной брани. А ещё в умении извлекать душевную пользу и поддерживать „божественное желание“ в обычном ходе монастырской повседневной жизни. Всё опять сводится к „стяжанию Духа Святого“ – в чём преподобный Симеон Новый Богослов и преподобный Серафим Саровский усматривают цель всей духовной жизни и даже условие нашего спасения! Не могу сказать, чтобы я хоть сколько-нибудь преуспел на этом пути. Характер мой за эти годы почти не изменился сравнительно с тем, что было в миру. Больше читаю о духовной жизни, нежели прохожу её на деле. Читаю вообще много и в ущерб молитве. Хорошо только, что в монастыре имеются некоторые старцы большой духовной жизни (большей частью простые монахи – как, например, о. Силуан) – от них можно многому научиться». В этом письме прозорливо выделен среди других именно старец Силуан Афонский (Антонов), который через полвека был канонизирован Константинопольской и Русской Православной Церквами. Его духовный сын о. Софроний (Сахаров) написал о нём замечательную книгу, которая произвела глубокое впечатление на современников и до сих пор постоянно переиздаётся на разных языках. Преподобный Силуан Афонский 1930-е гг. В конце 1920-х–1930-е годы о. Василий (Кривошеин) начал глубоко интересоваться патрологией, он получил доступ к богатым книгохранилищам и архивам обители, собраниям древних рукописей, начал изучать святоотеческое наследие. Среди его трудов 1930-х годов наиболее известна большая статья «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы », опубликованная в Праге в 1936 году. Не оскудел его интерес к православному искусству, особенно к афонским древностям. Неслучайно в той папке, где владыка Василий хранил переписку с Афоном, первым лежало письмо архимандрита Макария (Реутова), настоятеля церкви Старо-Афонского подворья в Ленинграде, от 25 июня 1927 года, адресованное многолетнему настоятелю Свято-Андреевского скита архимандриту Митрофану. Письмо было написано по поводу приёма экспедиции известного археолога Н.И. Репникова, которой предстояло работать на Малоазийском побережье (письмо в настоящей книге публикуется в разделе «Документы» как не относящееся непосредственно к переписке владыки Василия с Афоном). По-видимому, о. Василий тогда занимался этой экспедицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010