поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Слово Патриарха Кирилла после молебна на месте будущего памятника святителю Ермогену у стен Московского Кремля 2 марта 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у закладного камня памятника святителю Ермогену, патриарху Московскому, в Александровском саду у стен Московского Кремля. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Всех вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с большим праздником. Ныне мы празднуем 100-летие канонизации святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, человека, который сыграл решающую роль в спасении России в Смутное время XVII века. С особым чувством мы празднуем его память у камня, заложенного в основание памятника этому святому, – памятника, решение об установке которого было принято 100 лет назад и по историческим обстоятельствам не претворено в жизнь доныне. Многие, особенно те, кто плохо знает историю, задают вопрос: что же такого совершил Патриарх Гермоген? Многие знают, что он был замучен в подвалах Чудова монастыря – прямо за моей спиной, на территории Кремля. Монастырь этот не сохранился – он был разрушен в лютые годы гонений ХХ века, но именно там от голода и холода умер священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Почему же он умер? Кто заморил его до голода, кто погубил его? В то время иноземный враг вошел в пределы русского государства, с легкостью достиг Москвы и вступил в Кремль. Речь шла о посаждении на московский государев престол Владислава, польского королевича, сына Сигизмунда III. Неслучайно с такой легкостью противник достиг столицы – потому что очень многие, руководимые московскими боярами, московской элитой, восприняли оккупацию России как доброе дело, как один из способов повысить уровень материальной жизни, уровень культуры, приобщиться к европейским ценностям. Подобными мыслями жила тогдашняя московская элита, бояре. Конечно, огромную роль играл и фактор междоусобной конкуренции, борьбы за престол, борьбы за влияние. Но главная причина была в смуте духовной, в потере национального самосознания, в неспособности отличить добро от зла, и были открыты двери Руси, двери Москвы и врата Кремля: " приходите, господствуйте и царствуйте над нами " .

http://religare.ru/2_100055.html

Скачать epub pdf 141. Михаил III Фёдорович Романов, царь и великий князь всей Руси сын боярина Федора Никитича Романова-Юрьева (в иночестве Филарет), патриарха всероссийского, от брака с Ксенией Ивановной Шестовой (в иночестве Марфа). Родился в Москве 12 июля 1596 г.; по пострижении отца и матери его разлучен с ними и отправлен при тетке, княгине Черкасской, на Белоозеро в июне 1601 г.; оттуда перевезен в с. Клин, отписное юрьево-польское поместье отцово, в 1603 г.; здесь соединился с матерью в 1605 г. с ней же поехал в Ростов к отцу, тамошнему митрополиту, в 1606 г. по захвате отца в Тушино укрылся с матерью в Москву в 1609 г. тут был очевидцем «московской разрухи» и пленником поляков в 1611 г.; по очищении поляками разоренной Москвы переселился в Кострому, где мать его имела свой дом, в 1612 г.; избран на царство земским собором в Москве 25 февраля, благословлен матерью в костромском Ипатьевском монастыре 14 марта, вступил в Москву 2 мая, короновался в Успенском соборе 11 июля 1613 г.; стерпел набеги ногайских татар почти под Москву, но успел захватить на р. Яике (Урале) Марину, вдову так называемого Лжедмитрия I, с ее сыном и третьим мужем Иваном Заруцким, в 1614 г.; безуспешно осаждал Смоленск и не знал, что делать с налетами поляка Лисовского в 1615 г.; заключил в Столбове договор со шведами, которым уступил Карелию и Ингерманландию, 27 февраля 1616 г.; воевал внутри своих владений с поляками, взявшими Дорогобуж и Вязьму, в 1617 г.; заключил в Деулине перемирие на 14 1/2 лет с Польшей, которой уступлены от России Киев, Смоленск и Северское княжество под условием возвращения из польского плена митрополита Филарета, отца государева, 1 декабря 1618 г.; встретил в Москве отца 14 июня и поставил его патриархом 24 июня 1619 г.; издал «Устав ратных дел» в 1621 г.; установил впервые правильную подводную повинность в 1627 г.; устроил первый на Руси железный завод Ницинский (Туринского уезда Тобольской губернии) в 1628 г.; заключил торговый до говор с Францией в 1629 г.; возобновил войну с Польшей по случаю смерти Сигизмунда IV и имел успех в 1632 г.; образовал приказ Сбора ратных и даточных людей в 1633 г.; казнил боярина Шеина за неудачу под Смоленском в 1634 г.; указал клеймить преступников и не казнить беременных преступниц до истечения шести недель после родов, в 1637 г.; узнал, что сибирские служилые люди, казаки енисейские и иркутские, проникли в Забайкальскую область в 1642 г.; допустил в Москве открытые прения о вере с датчанами 28 мая 1644 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич) Дата рождения: ок.1553-54 гг. Дата смерти: 1 октября 1633 г. Страна: Россия Биография: Феодор Никитич Романов-Юрьев родился около 1553-1554 гг., принадлежал к одному из видных боярских родов, был племянником первой жены Иоанна Грозного (его отец Никита Захарьин-Юрьев — брат супруги царя Анастасии Романовны). Воспитываясь в придворной обстановке, был широко образован, любим народом, принимал участие в государственных делах. Разрядные книги свидетельствуют, что в феврале 1586 г. будущий Патриарх имел чин боярина и исполнял обязанности нижегородского наместника. В 1593-1594 гг. упоминается как псковский наместник. К концу царствования Феодора Иоанновича имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трех руководителей ближней царской думы. После смерти царя Феодора Иоанновича как его ближайший родственник стал одним из законных претендентов на русский престол. Подвергнутый опале при Борисе Годунове в 1600 г., был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского в Архангельской губернии. Его жена Ксения Шестова также была насильно пострижена в монашество с именем Марфа. После смерти Бориса Годунова в 1606 г. поставлен митрополитом Ростовским, в том же году участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу. В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его Патриархом Московским. В 1610 г. был освобожден из тушинского плена, впоследствии назначен на должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу и почти девять лет пребывал в плену. В 1613 г. Земский Собор избрал на русское царство Михаила Романова, за его отцом был утверден титул «нареченного Патриарха». 1 июня 1619 г. освобожден в порядке обмена пленными в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 г. и был торжественно встречен сыном. Прибыл в Москву 14 июня 1619 г.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198587...

Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси 25 мая, 2014. Новостная служба Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. 25 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Священномученик Ермоген происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Пре-ображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (+ 21 декабря 1326), a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 27 января. ПРАВМИР. 1 февраля в Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери. Чудотворная Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — сообщает СИНФО Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Греции. По преданию, греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии – символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами. Башня, на которой находился образ, пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 — 1611 гг. Однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. Перед ней царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву после освобождения города в 1654 году.

http://pravmir.ru/v-moskvu-budete-prines...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Виленская " Описания иконы Описание иконы Виленская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища. В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоря[...] Икона Виленская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По одному из преданий, эта икона типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Из Палестины икона попала в Царьград (Константинополь). Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона стала достоянием Московского князя. По другому преданию, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III. В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название – Виленская. Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решитель[...]

http://pravicon.com/icon-56

500 лет третьему спасению Москвы Владимирской иконой Богоматери по молитвам из Сретенского монастыря Григорий Романов Нерадостно встречали москвичи Пасху в 1521 году. С 1512 года с переменным успехом и частыми перерывами шла война великого князя Василия III Иоанновича с великим князем литовским и королем польским Сигизмундом I за обладание Смоленском. В союз с Сигизмундом против Московии вступил крымский хан Махмет-Гирей и объявил в 1521 году набег на Москву. В Казани промосковского правителя Шах-Али в результате переворота весной 1521 года сменил Сахиб-Гирей, младший брат Махмет-Гирея. Казанцы также собрались в грабительский поход. Вдобавок к политическому кризису из Пскова пришли пугающие известия о начале эпидемии чумы, уже свирепствовавшей в Европе. Апокалиптические настроения не покидали христиан еще с 1492 года, когда в связи с наступлением 7000 лет от сотворения мира ожидали конца света. Страх и трепет, охвативший москвичей в 1521 году, хорошо передает летописная повесть, записанная в середине века под руководством митрополита Макария «Знамение ужасно и преславно, и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных тотар к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чюдотворцев русских, и како Божьим пособием сами безбожнии побегоша» . «Тогда и мнози сподобишася видети многа и ужасная видения и страшна знамения с прещением гнева Божья, вкупе же великаго милосердия исполнение» . В повести сначала упоминается видение блаженного Василия о повелении Господа московским святителям вынести из града Владимирскую икону за нерадение народа в молитвах, но это прискорбное положение может быть исправлено. Пример исправления приведен далее в следующем видении слепой инокине Вознесенского монастыря в Кремле: «Некая инокиня благоговейна от славных града и светла рода, иже многа лета в добродетели препроводиста, старость же достиже, бысть слепа чувственныма очима, умныя же очи велми прозорливы и добродетелны имея… видит, яко идут во Фроловскии ворота мног световидный собор достолепных муж во освященных одежах: многие митрополиты и с ними иных святителей и прочий священный собор и причет, – и с ними же зрится, якоже несом ими и самый чюдотворный образ Богоматери, и честныя кресты, и прочия святыя иконы со иеуангелии, и кандилы и со свещами, и с ломпадоми, и с рипидами и со псалмы и пением. Преже сих ношахуся и церковныя хоругви. И по чину видится все, якоже есть лепо совершаться действу на литие, еже есть вхожение на похрестиях… святителие чюдотворцы Петр и Алексей, Иона и Левонтей Ростовский и с ними мнози святителие и чюдотворцы. И тако вси со образом Богоматери и с прочею святынею идяху из града во Фроловские ворота. Последоваху же им и народа безчислено множество всякаго возраста, мужеска полу и женьска…

http://pravoslavie.ru/138332.html

Столовичи. Церковь Александра Невского. Столовичи. Открытое письмо; издательство Verlag Emil Gebel, Hirschgarten, печать Rotophot, Berlin (на оборотной стороне знак в виде красного треугольника со встроенными буквами NBC) Т. .. - .. Карта и ближайшие объекты Единственный в Беларуси храм рыцарей Мальтийского ордена. Был возведен владельцем местечка командором Маль­тий­ского ордена М. Домбровским по проекту известных архитекторов И. Фонтана III и И. Глаубица как костел Иоанна Крестителя. Первоначально на этом месте по приказу М. Радзивилла Сиротки для его сына Жигимонта Кароля в 1610 г. был построен деревянный костел св. Марии и Иоанна Крестителя, предназначенный для рыцарского мальтий­ского ордена и привезенной из Италии скульптуры Божьей Матери. В интерьер храма 1740—46 гг. в качестве пресбитерия включена часовня 1639 г. постройки. В 1830-е и в конце 1990-х передан Православной церкви. http://globus.tut.by/stolovichi/index.htm Авторами проекта храма Успения Пресвятой Богородицы, возведенного в 1740-1746 годах как католический костел Иоанна Крестителя, являются знаменитые архитекторы Иосиф Фонтан и Иоганн Кристоф Глаубица. Костел построен около каменной часовни 1639 года постройки и была включена в состав интерьера барочного архитектурного сооружения. Православными храм переосвящен в 1863 году. В настоящее время храм действует и является одним из интереснейших объектов туризма. http://www.guidebook.by/architecture/ Первые письменные упоминания о Столовичах относятся ещё к XV столетию. В 1596 году местечко было куплено князем Николаем Криштофом Радзивиллом по прозвищу Сиротка. С именем Николая Криштофа связано появление в Столовичах весьма необычных гостей - рыцарей Мальтийского ордена, основавших в местечке собственное отделение (командорию). Мальтийский орден возник ещё в эпоху крестовых походов, после того как в 1099 году христиане захватили у мусульман Иерусалим. После окнчания крестовых походов и изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры продолжили свою деятельность на острове Родос, а после захвата в 1522 году Родоса турками обосновались на Мальте. В результате многочисленных подарков от богатых покровителей у ордена появилось много владений в странах Западной Европы. Госпитальерам-мальтийцам принадлежали рыночные площади в городах, торговые лавки, мельницы, финансовые структуры. В 1608 году мальтийский кавалер Мартин Судо склонил к вступлению в орден Сигизмунда Кароля Радзивилла (1591-1642), сына Сиротки, который в то время учился в Италии в знаменитом Болонском университете. Отец не только выразил на это согласие, но и в ноябре 1610 года выделил собственные деньги на основание для Сигизмунда Кароля рыцарской Мальтийской командории, единственной в Великом княжестве Литовском в составе имений Столовичи и Потейки, с условием, чтобы столовичские командоры назначались преимущественно из рода Радзивиллов.

http://sobory.ru/article/?object=09615

В русле исторической памяти… В филиале Государственного Исторического музея «Новодевичий монастырь» открылась выставка «Защищая Отечество… Новодевичий монастырь в военной истории XVI–XIX веков». Любуясь нарядным ансамблем бело-красных стен и башен, золотым сиянием куполов монастыря, основанного Василием III в память о присоединении Смоленска к Русскому государству, спросим себя: много ли мы знаем о его роли в духовном развитии нашего государства, в защите Москвы и Отечества от неприятельских полчищ? Эта уникальная выставка продлится до конца года. …Под древними белокаменными сводами монастырских палат эти экспонаты смотрятся органично. Словно не они явились к нам сквозь толщу веков, а мы сами очутились в Москве начала XVI века, при дворе великого князя Василия III. Вот его «Духовная запись» об основании Новодевичьего монастыря, сделанная на свитке и скрепленная княжеской печатью… Вот миниатюра, изображающая строительство монастыря – важного форпоста на подступах к юго-западной границе града. Ведь с момента своего возникновения Новодевичий монастырь оказался на первых рубежах защиты Москвы – велика была его роль при набегах крымских татар Казы-Гирея и Девлет-Гирея, в битвах с неприятелем в Смутное время, при нашествии Наполеона в 1812 году… Русские воины. Гравюра из альбома Герберштейна, 1557 г. Вот гравюра «Русские воины» (мужественные лики наших прадедов в старинных военных доспехах – словно ожившая связь времен) из книги «Записки барона Сигизмунда Герберштейна», изданной в 1549 году в Вене. Этот просвещенный иностранец, несколько раз посещавший Россию в составе иностранных посольств, впервые использовал в своих «Записках» русские источники – летописи, различные документы, гравюры… А вот и знаменитый Несвижский план Москвы 1611 года, выполненный в традициях картографии того времени, в духе раннего итальянского Возрождения, и показывающий Москву объемно, как бы с высоты птичьего полета… Оказывается, выставка интересна всем – и нашим соотечественникам, и иностранным гостям, которые досконально изучают экспонирующееся воинское снаряжение крымских татар, стрельцов, рейтаров русского регулярного войска, французской армии, каменные и чугунные ядра, холодное и огнестрельное оружие – бердыши, сабли, мушкеты, ружья с ударно-кремневым замком…

http://pravoslavie.ru/534.html

Смутное время в 15 картинах русских художников Как рисовали события XVII века? 4 ноября, 2015 Как рисовали события XVII века? История России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными нестроениями. Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться. Как видели русские художники те события? В праздник, приуроченный к изгнанию захватчиков из Кремля – пятнадцать картин о Смутном времени. 1. Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862 Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать. «Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…» Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе. 2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874 В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол. Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.

http://pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-ka...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010