Завоевание Ливонии шведами Сигизмунд III был сыном и наследником шведского короля Иоганна III. Воспитанный матерью, польской принцессой и ревностной католичкой, Сигизмунд на всю жизнь сохранил преданность католицизму. Шведы-протестанты, опасаясь доверить королевскую власть ревностному католику, решили признать своим королем не Сигизмунда, который был по праву наследником шведской короны, а его дядю, строгого лютеранина Карла IX (1598). Сигизмунд не пожелал уступить дяде шведскую корону и объявил ему войну. И опять военные действия происходили все на той же несчастной земле Ливонии. Немецкие бароны перешли на сторону шведов, надеясь на защиту своих интересов единоверцами. Страна снова пережила все ужасы войны. Небывало холодная зима, а затем неурожайное лето еще более увеличили бедствия населения. В войне победили шведы, но все же Карлу IX не удалось вытеснить поляков из Ливонии. Это сделал уже его сын — Густав Адольф (1611–1632). «Пользуясь продолжающейся войной между Польшей и Россией, юный шведский король Густав II Адольф вскоре возобновил войну с Польшей и Лифляндией» . С 20-тысячным войском при содействии баронов он в течение восьми лет завоевал всю Ливонию, заставив поляков отказаться от этой страны. Под властью шведов страна стала называться Лифляндией. По праву завоевателя Густав Адольф ввел здесь шведские порядки. Он подтвердил все права горожан и даже предоставил им новые льготы. Лютеранское вероисповедание он объявил государственной религией и потребовал, чтобы все иезуиты без промедления оставили страну. У большинства польских дворян король приказал отобрать имения за участие в войне против шведов. Эти имения перешли во владения шведских подданных и немецких баронов, оказавших королю услуги во время борьбы с Польшей. Затем Густав Адольф привел судопроизводство в соответствие со шведскими порядками и объявил крестьянам, что они имеют право жаловаться на притеснения и несправедливости своих господ. Судьями назначались, однако, те же немцы, а за правильностью и беспристрастностью судебных решений должны были следить шведские губернаторы. Но крестьянской реформы Густав Адольф так и не успел провести.

http://sedmitza.ru/lib/text/430154/

" Дело о «законных детях» и положение православной иерархии в Великом княжестве Литовском в первой половине XVI века " Б. Н. Флоря   На фоне средневековой Европы конфессиональные отношения в Великом княжестве Литовском отличались существенным своеобразием. Православие не являлось здесь господствующей конфессией, но одновременно признавались законность существования православной Церкви и наличие у нее определенных прав. Некоторые особенности юрисдикции православной Церкви в таких условиях отразились в судебном решении короля Сигизмунда I от 1528 г. Дело было начато по жалобе Ульяны, жены полоцкого боярина Яцка Сенкевича. После смерти мужа Ульяны его племянник князь Семен Одинцевич отобрал имение покойного у детей вдовы, утверждая, что они незаконные («неправые») и потому не могут наследовать. Как разъясняла в своей жалобе Ульяна, они с Яцком вступили в брак «не водле закону греческого», хотя и были православными. Когда об этом узнал Киевский митрополит Иосиф II (Солтан), он осуществил их развод («того доведивъшися... в том нас розвел»). Согласно привилею 1511 г. короля Сигизмунда I, за митрополитом признавался «духовный суд» по делам, касающимся православного общества, в том числе и регулирование в нем семейных отношений . Данный пример показывает, что митрополит Иосиф II использовал это право. Вместе с тем, как отмечено в жалобе, митрополит, приняв во внимание, что «Яцко со мною ся венчал и тые дети в законе прибыл», «оставил тых детей при чти, иж они суть правые законные дети»; был выдан митрополитом и соответствующий «лист судовый» — судебное решение. Как видим, православный иерарх обладал правом регулирования разных сторон семейных отношений и активно его использовал. Князь Семен Одинцевич, очевидно, не желая потерять захваченное имение, стал оспаривать такое решение после смерти Иосифа II. Его жалобы были предложены на рассмотрение нового Киевского митрополита Иосифа III (Русина), который подтвердил решение своего предшественника. Тогда князь Семен Одинцевич обратился с жалобой к Константинопольскому патриарху Иеремии I. К патриарху обратились и дети Яцка, и патриарх «своим листом» признал их «законными» детьми. Этот пример показывает, что, хотя связь между патриархией и Киевской митрополией была непрочной, она и в первой половине XVI в. не была формальной, возникали ситуации (вероятно, не часто), когда патриархия выступала в качестве верховного авторитета в духовных делах.

http://sedmitza.ru/lib/text/10098620/

Польское владычество в Южной Эстонии Южная территория страны, Лифляндия, в результате Ливонской войны оказалась под властью Польши. Граница между польскими и шведскими владениями проходила по той линии, которая впоследствии стала границей между Эстляндской и Лифляндской губерниями. Польские власти раздали своим дворянам много земель, учредили новое административное деление, однако особых изменений в жизнь оккупированного Польшей края это не внесло. Основной хозяйственной и политической силой оставались прибалтийские немецкие помещики, которые получили подтверждение всем своим привилегиям на владение землей и крестьянами, но хозяйство края было сильно разрушено. Еще около 1590 г. не менее 40% крестьянских хозяйств в районе Феллина и около 60% в Дерптском округе не имели тяглового скота для обработки земли и выполнения барщины . Сразу после окончания войны Польша намеревалась превратить завоеванную территорию из неблагонадежной лютеранской провинции в католическую. Было опубликовано воззвание, переселенцам-католикам обещаны всевозможные льготы и освобождение от податей на 10 лет, но приехавших оказалось немного. Из-за начавшейся войны со Швецией большинство вернулось назад. В 1583 г. в Дерпт прибыли иезуиты-миссионеры, была открыта гимназия , где учились главным образом дети польских дворян. Однако в целом жизнь в городах, в том числе и в Дерпте, во время польского владычества не изменилась, а население даже сократилось. Исключение составлял только Пернов, который стал главным портом, поляки отправляли отсюда преимущественно зерно. Упадок экономической жизни породил в среде городского бюргерства и прибалтийских немецких помещиков сильную оппозицию польским властям, что сыграло важную роль в шведско-польских войнах. Несмотря на кратковременное подчинение Ливонии польским королям — Сигизмунду II Августу, Стефану Баторию и Сигизмунду III, проводившим довольно умеренную политику по отношению к крестьянам, немецкое дворянство не пошло ни на какие уступки и сохранило за собой право обсуждать в ландтаге все важнейшие дела края, сопротивляясь тем распоряжениям польских королей, которые могли бы облегчить положение крестьян.

http://sedmitza.ru/lib/text/430151/

Ипатий, митрополит Киевский и Галицкий, управляющий Владимире-Волынской епархией (Потей или Поцей Адам Львович) Родился в 1541 году в селе Рожанке Седлецкой губернии в семье литовского подскарбия. Учился в кальвинистской школе, затем в Краковской духовной академии. Поступил на службу к князю литовскому Николаю Радзивиллу Черному – главному насадителю и распространителю учения Кальвина в Литве, сам сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста. Около 1574 года возвратился в Православие и перешел на государственную службу. С 1580 года – земский судья в Бресте. С 1589 года – сенатор и брестский каштелян. Не будучи тверд в Православии, под влиянием иезуитов, обещавших ему богатое епископство Владимиро-Волынское, стал склоняться в сторону унии. 20 марта 1593 года (по другим источникам. в 1591 году) королем Сигизмундом III назначен епископом Владимиро-Волынским и Берестейским. Овдовел, принял монашество от униатского епископа Луцкого и Острожского Кирилла (Терлецкого) и в том же году хиротонисан во епископа. 2 декабря 1594 года вместе с Кириллом (Терлецким, † 1607) подписал акт о намерении их соединиться с Римской Церковью и соединить с нею все духовенство и весь западнорусский народ, а также дал согласие на унию. 12 июня 1595 года вместе с Кириллом (Терлецким) написал прошение к королю и послание к папе, где изъявлял согласие на принятие унии, причем не только от своего лица, но и от «всего духовенства и вверенных им овец». С этой целью король Сигизмунд III отправил его вместе с Кириллом (Терлецким) в Рим. По прибытии в Рим 23 декабря 1595 года епископ Ипатий облобызал ногу папы Климента, вручил ему соборное послание и прочитал исповедание веры, в котором признал исхождение Святого Духа и от Сына, верховную власть папы, чистилище, индульгенции, причащение мирян под одним видом, – словом, все, что определено Тридентским Собором (1545–1563, с перерывами) сверх содержащегося в Никео-Цареградском Символе веры . Они приняли много такого, чего никто из сообщников и не думал принимать, но. приняв, дали в этом присягу за себя и за других.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Неведомый Хмельницкий 11.02.2015 г. Думается, в жизни всякой выдающейся исторической личности имеются некие факты, которые летописцы старательно замалчивают и тщательно обходят своим драгоценным вниманием. Обычно подобное происходит тогда, когда какое-то событие ломает само собой разумеющийся и давно установленный образ одарённого политика или легендарного полководца. С одним таким примером мы и предлагаем ознакомиться уважаемого читателя. Украинский гетман Богдан Хмельницкий неизменно являлся символом единства и несокрушимой дружбы народов России и Украины. После длительной и кровавой бойни с польскими шляхтичами Хмельницкий включил земли тогдашней Малороссии в состав огромной семьи народностей, находящихся под крылом Московского царства. Этим он увековечил своё имя. По большому счёту, сей факт ни для кого не является большой новостью. Но, как известно, у каждого человека в шкафу спрятаны свои скелеты. Вот и в биографии великого гетмана существует страница, о которой он сам, стоя на пороге смерти, ох как не любил вспоминать. Было тогда Богдану двадцать три годочка от роду... Чтобы правильнее осознать суть того, что произошло, нам доведётся окунуться в предысторию данной темы. Стало быть, в окошко заглядывал1618 год, и государство Российское только начало снимать повязки с ран, оставшихся после смутного и шального времени. Ещё бродили по бескрайним просторам ватаги «вороватых» казачков, уже не помнивших, кому они присягали, а осколки групп интервентов превратились в откровенных бандитов. То здесь, то там загоралось пламя крестьянского бунта, когда мужички с топорами убивали дворян, оставляя от их усадеб дымящиеся головешки. Не прошло и года со дня подписания Столбовского мира со Швецией, - документа горького и весьма унизительного для России, потерявшей родные северные земли и города. А тут новая напасть! Жаркое лето 1617 года запомнилось не менее жаркими спорами польского сейма о судьбе принца Владислава (отцом которого был король Сигизмунд III). Королевичу предстояло отвоевать московский престол. Прокрутив колесо истории чуть назад, можно узнать о том, что ещё во времена Великой Смуты Владислав, хоть и номинально, но всё же владычествовал на Руси под прозвищем «Владислава Жигимонтовича». Быть может, у коллекционеров даже сохранились московские копейки с его именем. Теперь принц готовился выложить последний довод королей перед Михаилом Фёдоровичем Романовым.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/061hmeln.htm

П.В. Долгоруков Графы Рачинские Фамилия Рачинских (Raczynski) древняя и была известною в земле волынской ещё в пятнадцатом веке, владея там вотчинами Рачин, Руда и другими. Поколенное родословие нынешних графов Рачинских начинается со Станислава Рачинского, владетеля вотчины Руда, жившего в конце XVI века. КОЛЕНО I: Станислав Рачинский, женат на Елисавете Рыхловской КОЛЕНО II: Пётр, женат на Эвве Рыхловской КОЛЕНО III: Сигизмунд, женат Виктор Самуил Феликс КОЛЕНО IV: Ян-Карл Франц-Стефан, женат на Анне Гейденштейн Михаил-Казимир, воевода познанский, рождение 1650 † 1738; женат на Христине Красовской Пётр (жил 105 лет), женат на Мошинской Станислав КОЛЕНО V: Андрей Сигизмунд, женат на Магдалине Сенджицкой Виктор, женат на Магдалине Дзялынской Лев, кастелян сантоцкий и польский генерал-лейтенант; женат на Виридиане Бнинской (во 2-м браке за познанским воеводою Иосифом Мельжинским) NN, за Зыхинским NN, за эльбингским кастеляном Чапским Франц, женат на Марианне Дамбской Сигизмунд КОЛЕНО VI: Антоний, женат на Екатерине Шыговской Иосиф, женат: 1) на NN; 2) на NN; 3) на Каролине Банковской (от 3-го брака сын) Граф Казимир, генерал велико-польских войск и надворный маршал коронный, кавалер святого Александра Невского, белого орла и прусского ордена чёрного орла, рождение 1739 † 1824; женат на Терезие Рачинской Филипп, польский генерал-майор; женат на Мишелине Рачинской Екатерина, за Радолинским Терезия, за графом Казимиром Рачинским 21) КОЛЕНО VII: Игнатий, архиепископ грозненский, рождение 1740 † 19 февраля 1823 Войцех Граф Викентий Осипович, российский каммергер, рождение 10 января 1771; женат на Вильгельмине Христофоровне ф.-Лудинсгаузен-Вольф, рождение 4 сентября 1788 † 3 января 1852 Каролина Осиповна Терезия Осиповна, за Виктором ф. Германн Магдалина, за князем Михаилом Любомирским Мишелина, за Филиппом Рачинским 22) Граф Эдуард, прусский каммергер, рождение 1786 † 8 января 1845; женат на Констанцие Станиславовне Потоцкой Граф Афанасий, прусский действительный тайный советник и штандесгерр (standesherr), т. е. потомственный член верхней палаты Королевства Прусского, рождение 21 апреля 1788; женат на княжне Анне-Елисавете Радзивилл

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († после 1514, Спасо-Каменный мон-рь?), еп. Смоленский. Из смоленских бояр. Поставлен на Смоленскую кафедру через нек-рое время после возведения на Киевский митрополичий престол (между февр. и сент. 1509) бывш. Смоленского еп. Иосифа (Солтана) . 25 дек. 1509 г. В., уже как Смоленский архиерей, принял участие в Соборе епископов Западнорусской митрополии в Вильно, 18 янв. 1510 г. скрепил своей подписью соборные «Деяние» и «Правила». В листе кор. Сигизмунда I от 24 июня 1511 г. указывалось, что В. неправомерно собирал дань и пошлины с Мстиславля, подчинявшегося Полоцкому и Витебскому еп. Евфимию . Король обязал Смоленского владыку, «а што будет тое десятины, и куниц соборных, и присудов, и иных доходов побрал, то бы еси все ему поотдавал конечно». В 1513 г., после первой осады Смоленска рус. войсками, В. ходатайствовал у кор. Сигизмунда о ликвидации в городе корчем. В февр. следующего года епископ находился в Вильно, где вместе с митр. Иосифом подписал жалованную грамоту Супрасльскому Благовещенскому мон-рю , к-рый освобождался от пошлин в пользу митрополита. В июле того же года рус. войска вновь осадили Смоленск. В кон. месяца В. участвовал в переговорах о сдаче Смоленска войскам вел. кн. Василия III и просил, «чтобы государь князь велики их, вотчину свою и дедину, отдал им и пожаловал бы... велел им себе служити и с его вотчиною со градом Смоленьским, и старины бы их государь не рушил, из града бы из Смоленьска государь не велел розвести». В. добился выдачи смольнянам жалованной грамоты, подтверждавшей более ранние пожалования кор. Александра Ягеллончика (вел. кн. Василий III, в частности, обещал «не вступаться» во владения мон-рей). 1 авг. со Смоленской иконой Божией Матери архиерей встречал Василия III при въезде в город, В. благословил его крестом и отслужил молебен в присутствии вел. князя в Успенском соборе. После поражения рус. войск в битве под Оршей (8 сент.) В. послал в окт. 1514 г. к Сигизмунду I с письмом своего племянника В. Ходыкина, призывая короля скорее выслать к городу войска. Часть местных бояр и мещан выдала рус. наместнику замыслы епископа. Согласно др. версии, В. организовал заговор против Василия III еще до битвы под Оршей, зазывая «государя своего великого князя хлеба есть, и хоте над ним перевет учинити». По приказу кн. В. В. Шуйского в Смоленске был произведен обыск и перед приходом под город литов. войск кн. К. И. Острожского В. был арестован и отправлен в Дорогобуж, в ставку вел. князя. По приказу Василия III епископ сначала был сослан в Москву в Чудов мон-рь , а затем в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мон-рь на Кубенском оз. После этих событий его имя в источниках больше не встречается.

http://pravenc.ru/text/154341.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Ледуховские Фамилия Ледуховских или Ледоховских (Ledochowski) старинная, весьма известная в земле волынской, и как полагают, происходит от древней фамилии Галка (Halka), один из членов коей, по имени вотчины своей, стал писаться Ледуховским, и передал это имя потомству своему. Фамилия Ледуховских, до исхода шестнадцатого века, исповедовала святую православную веру, и лишь при Короле Сигизмунде III перешла в римско-католицизм. Иван и Вацлав Ледуховские участвовали в войнах Ягайлы с ливонскими рыцарями. Павел, Яков и Богдан Ледуховские также упоминаются, все трое, в пятнадцатом веке; Гневош Ледуховский был королевским секретарём при Сигизмунде I. Поколенная роспись нынешних графов Ледуховских начинается с Макария Ледуховского, жившего в конце шестнадцатого века. отцовский КОЛЕНО I: Макарий Ледуховский КОЛЕНО II: Самуил, женат на Елисавете Станишевской КОЛЕНО III: Самуил Казимир, хорунжий черниговский Мартын, подхорунжий кременецкий Стефан, кастелян брацлавский и волынский; женат на Анне Сржеджинской КОЛЕНО VI: Фелициан, полковник † 1683 Казимир, ротмистр † 1683 Станислав, воевода черниговский Франц, кастелян волынский † 1704 КОЛЕНО V: Стефан, подстолий волынский Михаил, женат на Ржевуцкой Адам, кастелян волынский; женат на Марие Вержбовской Соломея, 1) за Яном Потоцким; 2) за Казимиром Каминским Розалия, за Юрием Ольшанским Терезия, за галицким кастеляном Карчевским КОЛЕНО VI: Станислав Феликс Бенедикт Франц, воевода черниговский и кавалер белого орла; женат на графине Луизе Дёнгоф Анна, за львовским кастеляном Попелою КОЛЕНО VII: Игнатий Граф Антоний-Филипп-Михаил, рождение 1755 † 11 ноября 1835; женат на Юлие Островской (потомки его владеют поместьями и в России и в Австрии) Анна, за Михаилом Чапским Марианна † 1826, за подлясским воеводою Фомою Александровичем КОЛЕНО VIII: Граф Иосиф Антонович, рождение 26 февраля 1786; женат на Марие Ивановне Закржевской Граф Игнатий Антонович, полковник, рождение 1 января 1789; женат на Луизе Адамовне Горской

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

VII. Густав Шведский и Иоанн Датский Во время переговоров с поляками и шведами Борис думал употребить то же средство, которое так неудачно Грозный испытал с датским принцем Магнусом: сделать из Ливонии вассальное государство, посадив в ней королём иностранного принца, женатого на русской царевне. С этой целью Борис призвал в Москву принца Густава, который был сыном сверженного с престола шведского короля Эрика XIV и изгнанником скитался по Европе. Как двоюродный брат Сигизмунда III и племянник Карла IX, Густав являлся опасным соперником тому и другому. Борис начал стращать им Сигизмунда польского: Льва Сапегу, во время торжественного въезда посольского, нарочно провезли мимо дома, занимаемого Густавом, чтобы послы могли видеть этого соперника Сигизмундова. Годунов хотел выдать за него свою дочь Ксению и до приобретения Ливонии назначил ему в удел Калугу с несколькими городами. Но Густав оказался человеком совершенно неподходящим. Во-первых, он не согласился покинуть католичество и принять православие, а во-вторых, не хотел расстаться с одной замужней немкой. За такое упрямство у него отняли Калугу и дали ему разорённый Углич; впоследствии он умер в Кашине. Неудача с Густавом не охладила в Борисе желания породниться с европейскими царствующими домами, с целью возвысить собственный род. Он усердно искал невесты для своего сына Феодора и жениха для дочери Ксении. Феодор был ещё очень юн и мог ждать, а красавица Ксения была старше его и близилась к поре девической зрелости. Второго жениха для неё отыскали в датской королевской семье. С Данией уже давно тянулись у нас переговоры по поводу русско-норвежской границы в Лапландии. Этими переговорами воспользовались и сообщили королю Христиану IV о желании Бориса иметь своим зятем его младшего брата, герцога Иоанна. Московское предложение было охотно принято, так как, кроме благополучного разрешения споров о Лапландии, Дания приобретала союзника против своей соперницы Швеции. Иоанну обещали в удел Тверскую область. Переменить веру Иоанн, однако, решительно отказался, и Борис согласился оставить зятю его протестантское исповедание и позволил ему построить кирку в Москве и в Твери. 11 августа 1602 года Иоанн приехал в Россию и в Ивангороде был встречен боярином М. Г. Салтыковым и думным дьяком Власьевым. Здесь датские послы, сопровождавшие Иоанна, спрашивали Салтыкова:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Положение Православия и унии в Западнорусской митрополии и характер борьбы между ними К оглавлению Уния в Литве или, вернее, в Западнорусском крае началась анафемою. Православный Собор в Бресте изрек 9 октября 1596 г. анафему на владык, изменивших православию и принявших унию, низложил их и послал к королю Сигизмунду III просьбу, чтобы он дал своим православным подданным нового митрополита и епископов на место изменников. Собор униатов и латинян там же и в тот же день изрек анафему на православных, духовных и мирян, не захотевших принять унии, низложил оставшихся в православии двух епископов (Львовского Гедеона и Перемышльского Михаила) и все духовенство и просил короля утвердить это решение и привести в исполнение . Первая анафема была совершенно справедлива: православные признали и объявили низложенными и отлученными от православной Церкви тех своих владык, которые уже сами отлучились и отделились от нее, изменив православию. Последняя анафема была совершенно несправедлива и даже не имела смысла. От какой Церкви униаты и латиняне могли отлучить православных в Литве? От Римской? Да православные эти и не принадлежали к Римской Церкви, и еще прежде ею же самою признавались схизматиками, т. е. отлученными и отделенными от нее. От православной? Но отлучать от православной Церкви униаты и латиняне и все их духовные власти не имеют ни права, ни возможности. А отлучить православных от православной Церкви и низложить православных епископов и пресвитеров за то только, что они остались верными своей Церкви, не захотели изменить ей и последовать за другими владыками-изменниками с митрополитом во главе — это верх несправедливости и безрассудства. И однако ж, король Сигизмунд III принял сторону униатов, а не православных. Он утвердил определение униатского Собора, признал православных епископов и прочих духовных, не согласившихся на унию, лишенными сана и отлученными от Церкви, оставил митрополита и других владык, принявших унию, архипастырями в тех самых православных епархиях, которые подчинены были им прежде, и издал универсал (15 декабря 1596 г.) ко всему православному литовско-русскому духовенству и мирянам, чтобы они не считали Гедеона Балабана и Михаила Копыстенского, пребывших твердыми в православии, за своих владык, как проклятых и низложенных, не брали у них благословения и не имели с ними никакого общения, но чтобы, напротив, оказывали полное послушание митрополиту Рагозе и другим владыкам, принявшим унию, как своим законным пастырям и ни в чем против них не возмущались .

http://sedmitza.ru/lib/text/436110/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010