Находился в г. Могилёве. Основан в 1619-1620 гг. Обитель тесно связана с Могилёвским Крестоносным православным братством, первоначально организованным при могилёвском Спасском муж. мон-ре по инициативе священников и мирян, получивших на это грамоту 21 марта 1597 г. ( Копысский. 1975. С. 162). Возникнув сразу после заключения Брестской унии 1596 г., братство имело непростые отношения с королевской властью, которые усугублялись проводимой ее представителями церковной политикой. 9 окт. 1618 г. одним из решительных действий братчиков и могилёвских мещан, к-рых поддерживал письмами настоятель вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря архим. Мелетий (Смотрицкий) , стал запрет на въезд в город полоцкого униат. еп. Иосафата (Кунцевича) . В 1620 г. священники заявили ему об отказе совершать богослужения в церквах Могилёва, перешедших униатам, из-за этого «дети без крещения от сего свету отходят» ( Мелешко. 1988. С. 215-217). Учитывая дискриминационные законы Речи Посполитой в отношении православных, М. Б. м. мог быть устроен только на частной территории, которая была выкуплена под застройку в центре Могилёва. Формально земля стала принадлежать авторитетному землевладельцу кн. И. Б. Огинскому. Еще 4 июня 1619 г. он «внес в Виленские трибунальные книги свой дарственный фундуш на имя Виленского братства». Братству покровительствовали некоторые представители правосл. магнатского рода Воловичей. В трибунальном суде кн. Огинский официально передал права на выкупленную землю братству, лишившемуся своего центра - могилёвского Спасского мон-ря, обладавшего большими налоговыми привилегиями и правом сбора денег за перевоз на р. Днепре. Такое юридическое решение обеспечивало защиту в суде основателей М. Б. м. от возможных имущественных притязаний униатов. Добившись выгодного для себя постановления суда польского кор. Сигизмунда III Вазы , униаты еще 22 марта 1619 г. получили грамоту, по которой братчики и др. правосл. жители Могилёва остались без храмов, отданных в собственность униатам.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

Объединение мирян в г. Люблине в М. Польше (ныне Польша) в кон. XVI - кон. XVII в. Правосл. община в Люблине возникла, по-видимому, в XV в., когда в одном из предместий города появилась Русская ул., на которой для нужд этой общины был поставлен деревянный храм в честь Преображения Господня. По преданию, он был основан (или возобновлен) кнг. Марией Ивановной, женой киевского кн. Семена Олельковича, в 1447 г. Уже это говорит о том, что храм в Люблине не был обычной приходской церковью. Об этом же свидетельствуют и более поздние факты. Так, в 1506 г. по душе киевского воеводы Д. И. Путятича был сделан вклад в Спасо-Преображенскую ц., позднее крупный вклад внес брацлавский воевода кн. Р. Ф. Сангушко. Очевидно, правосл. знать из юж. воеводств Великого княжества Литовского (далее ВКЛ) стремилась поддерживать правосл. общину в Люблине и ее храм. Оживлению связей должно было способствовать включение юж. воеводств согласно Люблинской унии 1569 г. в состав Польского королевства, когда трибунал в Люблине стал для магнатов и шляхты этих земель важной судебной инстанцией. Встречающиеся в научной лит-ре утверждения, что Л. б. было учреждено в 1586 г. Антиохийским патриархом Иоакимом V Дау , основаны на поздних и недостоверных свидетельствах. Образование братства, под опекой к-рого должны были находиться Спасо-Преображенская ц. с ее имуществом и клиром, было санкционировано грамотой Киевского митр. Михаила (Рагозы) от 28 июня 1594 г., выданной на Соборе в Бресте (см. Брестские Соборы ). По просьбе мещан Люблина митрополит дал разрешение на создание братства по правилам, установленным для Львовского братства патриархом К-польским Иеремией II Траносом . Члены братства получали возможность осуществлять опеку не только над храмом, церковным имуществом и священниками, но также над школой, больницей и богадельней. По ходатайству мещан грамота была подтверждена польск. кор. Сигизмундом III Вазой 22 апр. 1596 г. В 1603 г. документ по ходатайству «старших» (6 чел.), выбранных братством, был внесен в книги трибунала в Люблине по Волынскому воеводству.

http://pravenc.ru/text/2561042.html

П.В. Долгоруков Графы Мнишки Николай Мнишек (Mniszek), чешский дворянин, выехал из Богемии в Польшу в первой половине шестнадцатого века; получил, от Короля Сагизмунда I староства луцкое и сокальское, и пожалован был коронным подкоморием (т. е. обер-каммергером). Вот родословие потомству его. отцовский КОЛЕНО I: Николай Мнишеки, коронный подкоморий, † 1553; женат на Каменецкой КОЛЕНО II: Ян † 1612; женат на Ядвиге Фирлей Николай, первый коморник (т. е. каммергер) Короля Сигизмунда-Августа † 1597; женат на Софие Дзялынской Юрий, воевода сендомирский † 1613; женат на Ядвиге Тарло Елисавета, за Стадницким Варвара, 1) за Лукою Нагорским; 2) за коронным великим маршалом Яном Фирлей; 3) за коронным великим подскарбием Яном Дульским КОЛЕНО III: Николай Иероним Михаил Христофор Андрей, коронный кухмистр (т. е. гофмаршал); женат на графине Сидоние-Урсуле Орттенбург Ян-Стефан, рождение 1580 † 1602; женат на Евфросиние Дочи (во 2-м браке за венгерским графом Другет) Станислав-Вонифатий † 1645; женат на княгини Софие Сангушко, рождённой Головинской † 1605 Николай Сигизмунд, рождение 1587 † 1613 Франц-Бернард, кастелян сандецкий; женат на Варваре Стадницкой Анна, за войницким кастеляном Петром Шишковским Христина-Терезия, монахиня-кармелитка Урсула, за чермнорусским воеводою князем Константином Вишневецким Марина † 1615; 1) за первым Лжедмитрием † 1606; 2) за вторым Лжедмитрием (Тушинским вором) † 1610; 3) за казацким атаманом Иваном Заруцким † 1615 Евфросиния, за Ермолаем Иорданом КОЛЕНО IV: Михаил Ян, женат на Урсуле Фирлей Юрий, воевода волынский † 1693; женат 1) на Пац; 2) на Анне Ходкевич (все дети от 2-го брака) Терезия, за бельзским воеводою князем Константином Вишневецким Франциска-Варвара, за Константином-Бонавентурою Бельжецким КОЛЕНО V: Сидония, 1) за Адамом Држевецким; 2) за Казимиром Богаткою Франц-Руперт-Александр Иосиф, литовский генерал от артиллерии, великий маршал, сперва литовский, потом коронный, кавалер святого Андрея и белого орла; женат 1) на Элеоноре Огинской; 2) на Констанции Тарло (от 1-го брака 2 дочери; от 2-го брака 2 сына и 2 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Князья Трубецкие Имя Трубецких приняли от владения городом Трубчевском (в нынешней Орловской губернии). отцовский ОТ ГЕДЕМИНА КОЛЕНО III: Корибут, во Святом крещении Дмитрий Ольгердович, внук Гедиминов, Великий Князь Трубчевский, Брянский и Новагорода-Северского 112 ; женат: 1) на княжне Любови Иоанновне Московской, сестре Великого Князя Димитрия Донского; 2) на княжне Анастасие Олеговне Рязанской КОЛЕНО IV: Князь Иоанн Дмитриевич † 12 мая 1399 Князь Михайло Дмитриевич, удельный князь Трубчевский Князь Фёдор Дмитриевич, удельный князь Несвижский и Збаражский, родоначальник князей Воронецких и угасших князей: Вишневецких, Збаражских и Портецких Князь Сигизмунд Дмитриевич † 1431 (избран был Гусситами на престол Богемский) Князь Андрей Дмитриевич † 12 мая 1399 Княжна Анастасия Дмитриевна, за князем Василием Михайловичем Кашинским Княжна Елена Дмитриевна, за герцогом Ратиборским Иоанном II КОЛЕНО V: Семён Михайлович, удельный князь Трубчевский Князь Юрий Михайлович КОЛЕНО VI: Иван Семёнович, удельный князь Трубчевский Князь Иван Юрьевич Князь Александр Юрьевич КОЛЕНО VII: Андрей Иванович, во иноках Адриан; последний удельный князь Трубчевский † 1546 Князь Иван Иванович † 1513 Князь Фёдор Иванович † 1541 Князь Семён Иванович, боярин, потом инок Серапион † 1533 Князь Семён-Богдан Александрович КОЛЕНО VIII: Князь Михайло Андреевич † 5 декабря 1557; женат на Ксении NN (во инокинях Анисия) Князь Василий Андреевич † 1561; женат на Анастасие NN Князь Никита Андреевич Князь Роман Семёнович Князь Василий Семёнович Князь Александр Семенович; женат на NN Васильевне Бороздиной Князь Михайло Семёнович † 15 декабря 1565 КОЛЕНО IX: Князь Фёдор Михайлович, боярин, потом схимник Феодосий † 1 января 1602; женат на Степаниде NN Князь Андрей Вассильевич, боярин; женат на Евдокие NN Князь Никита Романович, боярин, потом инок Иона † 1608; женат на Евдокие Михайловне NN † 1629 Князь Тимофей Романович, боярин, потом инок Феодорит † 12 ноября 1602; женат на Ксение Семёновне NN (во инокинях Каптелина)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Первое появление личности, игравшей такую важную роль под именем царя Димитрия и оставшейся в нашей истории с именем первого самозванца, остается до сих пор темным. Есть много разноречивых сведений в источниках того времени, но нельзя остановиться ни на одном из них с полной уверенностью. Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что перед тем в польской Украине казаки, вместе с польскими удальцами, помогали уже нескольким самозванцам, стремившимся овладеть молдавским престолом. Так, в 1561 году некто грек Василид, с острова Крита, выдававший себя за племянника Самосского герцога Гера-клида, с помощью украинской вольницы изгнал из Молдавии тирана Александра, овладел молдавским престолом, два года был признаваем за того, за кого себя выдавал, и погиб от возмущения, вспыхнувшего впоследствии за то, что он хотел вводить в Молдавии европейские обычаи и жениться на дочери одного польского пана, ревностного протестанта, что для молдаван казалось оскорблением религии. В 1574 году казаки помогали другому самозванцу Ивонии, который назвался сыном молдавского господаря, Стефана VII; а в 1577 году те же казаки выставили третьего самозванца Подкову, называвшегося братом Ивонии. Оба эти самозванца имели успех, но только на короткое время. В 1591 году у казаков явился четвертый самозванец, которого они, однако, выдали полякам. В самом конце XVI века казаки стекались под знамена одного сербского искателя приключений Михаила, овладевшего Молдавией. Украинские удальцы постоянно искали личности, около которой могли собраться; давать приют самозванцам и вообще помогать смелым искателям приключений у казаков сделалось как бы обычаем. Король Сигизмунд III, для обуздания казацких своевольств, наложил на казаков обязательство не принимать к себе разных " господарчиков " . Когда на московской земле стал ходить слух, что царевич Димитрий жив, и этот слух дошел на Украину, ничего не могло быть естественнее, как явиться такому Димитрию. Представился удобный случай перенести на московскую землю украинское своевольство под тем знаменем, под которым оно привыкло разгуливать по молдавской земле.

http://sedmitza.ru/lib/text/435621/

Петр Могила , Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович был Князь Волошский. Некоторые из киевлян, по преданию, утверждали, что он воспитывался в Парижском университете и кончил там круг Словесных Наук до Богословия. Так напечатано Рубаном и в Киевском Ката­логе Митрополитов. Потом в молодых летах служил он у поляков при разных военных походах и оказывал им многие услуги, а особливо под Хотином. Напоследок, прибывши в Киево-Печерскую Лавру при Архимандрите Захарии Копыстенском, подстригся 1625 года в Монахи; а по смерти сего Архимандрита избран и, соизволением Польского Короля Сигизмунда III, утвержден на его место и по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла Лукаря произведен в сей сан в 1628 году Киевским Митрополитом Иовом Борецким. В 1632 г., по изволению Короля Владислава IV и по согласию всего благочес­тивого в Польской Области пребывавшего народа, избран он в Митрополита Киевского с предоставлением ему и Архимандрии Киево-Печерской. С сим выбором и с проезжим от Польского Короля Указом был отправлен к Констан­тинопольскому Патриарху Ректор Киевских Училищ, Иеромонах Исайя Трофи­мович, и когда привез он утвердительную Грамоту, то Петр Могила посвящен был 1633 г. Апреля 8 в Митрополита Киевского благочестивыми Грекороссийского Исповедания Молдавскими Архиереями в город Львов, в Братской Церкви Ставропигии Успения Пресвятой Богородицы. До того времени владе­ли Софийскою Кафедрою Униаты и почти разорили оную, а Православные Киевские Митрополиты жили при Церкви Св. Архангела Михаила Златоверхо­го. Но Петр, по вступлении в управление Митрополии, немедленно отобрал от Униатов Кафедральную Церковь Святой Софии, обновил ее и вновь освятил; а к ней приписал со всеми принадлежностями Монастырь Михайловский Выдубицкий для помещения там Коадьютора своей Митрополии, которого, однако ж, во всю жизнь он не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Пинск. Варваринский монастырь. Храмы монастыря: Собор Воскресения Словущего Крестовая церковь архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления) Карта и ближайшие объекты Возникновение в Пинске православного монастыря во имя великомученицы Варвары относится к глубокой древности. Известно, что в 1521 году пинским князем Феодором Ярославичем при Варваринской церкви были построены новые деревянные монастырские здания. С введением унии в 1596 году монастырь был обращен в униатский. Короли Сигизмунд III и Владислав IV передали обитель Евфросинии Тризнянке с правом выбирать сестрам новую игумению с условием пребывания в унии. Православные монахини были изгнаны, но им некоторое время решалось проживать в Пинске. В 1635 году король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать в Пинске православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь взамен отнятого Варваринского. Монастырь оставался униатским до Полоцкого Собора в 1839 году, когда вновь стал православным. В 1874 году его насельницы были переведены во вновь основанный Минский Преображенский монастырь, монастырская церковь обращена в приходскую и приписана к Лещинской церкви, а в монастырских зданиях разместилась городская больница. Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года (журнал 1) и утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года (журнал 47) в Пинске был вновь открыт Свято-Варваринский женский монастырь. Здание обители разместилось на территории Пинского епархиального управления. Информация с сайта - Древо - открытая православная энциклопедия Возникновение монастыря относится к глубокой древности – к периоду христианизации наших земель. В письменных источниках упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисоцк, двор Пискаловщина. Монастырские здания были возведены в 1520-е гг. Монастырь располагался в центре города, к западу от пинского замка. Монастырский храм и все строения был деревянными. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей. В XVI - XVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Поповские, Сапеги, Тризны, Ширмы.

http://sobory.ru/article/?object=11305

Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии. Часть 4 ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРАВОСЛАВИЕ В ЗАПАДНОЙ РУСИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ. ЧАСТЬ 4 Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве место упокоения митрополита Иова Продолжение. Начало см. здесь и здесь и здесь. К началу 1620-х гг. малороссийское казачество представляло собой уже весьма внушительную силу, с которой король был вынужден считаться, тем более, что начинались военные действия против турок, и казакам в предстоящей кампании отводилась очень важная роль. Реестровые казаки, понимая заинтересованность Сигизмунда III в их лояльности, через своего гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного поставили перед королем вопрос о признании законными иерархами митрополита Иова Борецкого и других православных архиереев и о прекращении гонений на них. В канун войны король, разумеется, обещал исполнить все, но заявил, что вынужден отложить решение этого вопроса до времени, когда после войны соберется новый сейм. Не дожидаясь легализации своего положения, митрополит Иов Борецкий, принялся энергично приводить в порядок дела Киевской митрополии. С этой целью в 1621 г. он созвал церковный собор, целью которого стало " советование о благочестии " (как говорилось в предисловии к правилам, принятым собором). Речь на соборе шла прежде всего о том, как в Речи Посполитой сохранить Православие во всей его догматической чистоте и оградить народ от преследований со стороны римо-католиков и униатов. На соборе также обсуждался вопрос о способах обеспечения беспрепятственного поставления православных иерархов в Западной Руси. Киевский собор 1621 г. принял 24 правила. Они определяли, что духовенство впредь должно поставляться из числа наиболее достойных людей, жить благочестиво и целомудренно, ревностно исполняя свое служение.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav4...

Прошло три года, как четыре православных епископа в Литве решились принять унию на известных условиях и заявить о том своему королю, и около двух лет, как король дал епископам торжественное обещание выполнить предложенные ими условия, насколько будет зависеть от него, и с тех пор дело как будто остановилось, и мы не видим никаких следов его. Знаем только, что в 1592 г. многие и из мирян в Галиции при виде плачевного состояния своей Церкви желали согласиться на унию, и папа принимал там некоторые меры для привлечения русских; знаем еще, что в 1593 г. на Владимирскую кафедру возведен был известный ревнитель унии Потей и сам князь Острожский писал к нему послание об унии,— и больше ничего. А между тем дело, начатое четырьмя епископами и королем, отнюдь не прекращалось: оно велось тайно и, хотя медленно, подвигалось вперед при участии, с одной стороны, епископов Кирилла Терлецкого и Ипатия Потея, а с другой — короля и его сенаторов, как духовных, т. е. латинских прелатов, так и светских. В 21-й день мая 1594 г. в гродский владимирский уряд явился со своими крылошанами владыка Луцкий Кирилл и просил внести в актовые книги лист, начинавшийся следующими словами: «Я, Кирилл Терлецкий, милостию Божиею экзарх, епископ Луцкий и Острожский, и мы, капитула, или крылошане, луцкой соборной церкви св. Иоанна Богослова, объявляем всем и каждому, что, по воле и промышлению Бога, в Троице славимого, и при усердном старании и содействии его королевской милости, пана нашего милостивого Сигизмунда III, и панов рад, духовных и светских, наступило давно желанное примирение и соединение, восстановилась братская любовь между двумя столько времени разрозненными по вере Церквами, Восточною и Западною, с признанием святейшего папы Римского верховным пастырем и наместником апостольским. А чтобы точнее утвердить это соединение и засвидетельствовать покорность святейшему отцу папе, его королевская милость определил послать в Рим двух особ, в Бозе велебного отца Ипатия Потея, прототрона, епископа Владимирского и Брестского, и меня, епископа Луцкого, и на разные дорожные потребности позволил мне своею грамотою заложить одно из церковных имений». Далее говорилось в листе, что Кирилл действительно заложил церковное имение Водирари на сорок лет гродскому владимирскому писарю Станиславу Кандыбе, заняв у него 2000 польских злотых . Вот до чего уже доведено было дело об унии! И однако ж, в нем недоставало еще самого главного и самого существенного. Король с своими сенаторами дал согласие на соединение Русской Церкви, находившейся в его владениях, с Римскою, но необходимо еще было согласие самих иерархов Западнорусской Церкви и во главе их митрополита: от их только лица и можно было вести речь об унии с Римским первосвященником. Король назначил послать в Рим двух депутатов из среды русских же святителей, но необходимо было, чтобы этим депутатам дали от себя уполномоченность все остальные их собратия. Верно, надеялись легко и скоро

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

Сводная хронологическая таблица основных событий истории России и русского Православия в период Смуты с 1586 — 1607 гг. 1586. Июнь, 17 Антиохийский патриарх Иоаким в Москве. Конюший, наместник Казанский, царский шурин Борис Годунов «по приговору» Государя Феодора Иоанновича ходатайствует через патриарха Иоакима перед восточными патриархами о «благословении Патриаршества Московского». Поддержка Ватиканом плана покорения России польским королем Стефаном Баторием (составлен при участии иезуита Антония Поссевина). Папа римский Сикст V обещает королю Польши 25000 скуди в год на завоевание Московии и введение в ней католицизма. Начинаются заседания сейма, на котором должно быть принято решение о вторжении в Россию. 1586. Ноябрь В боярской думе Годунов обвиняет бояр (Шуйских, в частности) в изменнических связях с Литвой. Шуйские оправдываются и инспирируют в Москве беспорядки, направленные против Годунова. 1586. Декабрь,2 Смерть короля Стефана Батория. 1588. Июнь, 24 Прибытие Вселенского патриарха Иеремии II в Россию, в Смоленск. Затем он в Москве. Труды Бориса Годунова по установлению на Руси Патриаршества. 1589. Январь, 17 Соборное установление Патриаршества в Русской Православной Церкви. Первый патриарх Московский — св. Иов. 1589. Январь, 26 Интронизация св. Иова, патриарха Московского (память 5 апреля и 19 июня). 1589. Июль, 21 Королевская грамота на Киевскую митрополию Минскому архимандриту Михаилу Рагозе; впоследствии он возглавил предавший Православие епископат, первый Киевский митрополит-униат. Срочное переиздание в Кракове книги иезуита Петра Скарги-Повенского «О единстве Церкви Божией» (первое издание 1577 г.) с посвящением королю Сигизмунду III. Программная книга унии. 1590. Июнь, 20 Собор в Бресте, на котором были шесть православных епископов во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой. Признание плачевного состояния митрополии, внешних гонений и внутренних нестроений. Решение о ежегодном соборе в Бресте. — Давление властей на православных епископов в Литве. Луцкий староста Александр Семашко незаконно захватывает имение епископа Кирилла Терлецкого и т.п.

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010