Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЕЩИНСКИЙ [польск. Wereszczyski] Иосиф (ок. 1530, г. Збараж (ныне Тернопольская обл., Украина) - 26.03.1598), католич. епископ Киевский, писатель. Род. в правосл. семье помощника холмского судьи Андрея Верещинского. Воспитывался и обучался в Красном Ставе (ныне Красныстав, Польша), где в то время располагалась кафедра католич. епископа Холмского. Духовный сан принял в молодые годы, однако неизвестно, когда и от кого он был посвящен во иерея, а также когда и при каких обстоятельствах перешел в католицизм. Ф. Жепницкий утверждает, что В. имел степень д-ра теологии, но не уточняет, где он ее получил. Образованность, усердие и семейные связи способствовали церковной карьере В. 24 марта 1571 г. он подписался как епископский плебан (епархиальный приходской священник). В 1577 г. был каноником холмским и читал проповеди (изд. в 1584). В 1581 г. был избран комендаторийным аббатом бенедиктинского аббатства в Сецехове. После смерти Стефана Батория приложил много усилий для избрания на трон Сигизмунда III Вазы . В знак признательности Сигизмунд III в 1589 г. назначил В. епископом-номинатом Киевским, с сохранением права управления аббатством. 5 июня 1592 г. папой Климентом VIII В. был канонически утвержден в сане епископа Киевского, но рукоположен так и не был. О состоянии дел в Киевском еп-стве в кон. XVI в. сведений очень мало. Известно, что не было ни кафедрального собора, ни резиденции епископа; к 1592 г. сохранился только один католич. доминиканский мон-рь с одним монахом. Укр. казачий гетман Ян Орышовский упоминает о намерении Киевского еп. Иосифа В. превратить в кафедральный костел древний храм Св. Софии, но осуществить эту затею ему не удалось из-за недостатка средств. Своей епископской резиденцией он сделал Фастов - имение, перешедшее к католич. епископам в 1560 г. Там был построен укрепленный замок с костелом, устроена типография. В. даже хотел перенести туда кафедру, но этот замысел не был реализован. Ему удалось вернуть под юрисдикцию Киевского католич. еп-ства ранее утраченные земельные владения.

http://pravenc.ru/text/150413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОИШ Гоиш [португ. Góis] Дамиан ди (1502, Аленкер - 30.01.1574), португ. гуманист и ученый, одним из первых познакомил европейцев с традициями Эфиопской Церкви. Род. в знатной семье и в 1511 г. стал пажом при дворе кор. Мануэла I (1469-1521), в 1523 г., при кор. Жуане III (1521-1557), Г. был послан секретарем миссии Feitoria de Frandres в Антверпен, где за 5 лет познакомился с идеями и деятелями Реформации. В 1528 г. в Англии он встретился с Т. Мором. В 1529 г. Г. ездил с дипломатическими поручениями к польск. кор. Сигизмунду в Краков и Вильно, а в 1531 г.- ко двору дат. кор. Фредерика I. Эти поездки дали ему возможность хорошо познакомиться с учителями ранней Реформации И. Бугенхагеном, Эразмом Роттердамским, Ф. Меланхтоном и М. Лютером, и их идеи произвели на Г. большое впечатление. В 1530 г. в Лиссабоне он встретил эфиоп. свящ. Цага Зааба (от эфиоп.- благодать Отца), посланного к португ. королю эфиоп. царем Лебна Денгелем просить военной помощи для отражения мусульм. нашествия имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . Г. подробно расспросил эфиоп. священника о его стране и состоянии Эфиопской Церкви, результатом чего явились 2 книги, написанные им по-латыни: «Посольство великого индийского императора пресвитера Иоанна» (1532) и «Верования, религия, нравы эфиопов под властью священника Иоанна» (1540). Однако в книгах было описано не столько действительное состояние Эфиопской Церкви, сколько представления самого Г. о том, какой должна быть христ. Церковь не только в Эфиопии, но и повсюду. Эти книги вызвали, с одной стороны, большой интерес у европ. гуманистов, к-рых очень привлекал «мистический и мудрый» Восток, в т. ч. и Эфиопия, а с другой - серьезное неодобрение у членов инквизиции. В дальнейшем Г. долго жил в Италии и во Фландрии, затем заведовал португ. архивами в Торре-ду-Томбу. В 1566-1567 гг. по поручению кардинала-инфанта Энрике он написал и издал историю королей Мануэла I и Жуана III. Но научная деятельность не спасла его от преследования инквизиции. В 1573 г. Г. был арестован и заточен в мон-рь, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/165239.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В юбилейный год Дома Романовых выставка в Государственном историческом музее в Москве собрала в едином пространстве памятники эпохи, в которую происходило рождение и становление новой династии. Выставка состоит из двух разделов: «Смутное время. Рождение новой династии» и «Первые Романовы: портрет на фоне столетия». Среди памятников первого раздела, раскрывающих Смутное время, особое место занимают экспонаты из музеев Швеции и Польши. Впервые в России экспонируются хранящееся в Музее армии Швеции церемониальное знамя польского короля Сигизмунда III, факсимиле знаменитого 15-ти метрового Стокгольмского свитка, составленного из 39 частей, где изображена встреча королем Сигизмундом III своей невесты Констанции Австрийской. Королевский замок в Варшаве предоставил портрет юного королевича Владислава — кандидата на русский престол. Акцентная точка экспозиции – экспонаты, рассказывающие о том, как именно происходило призвание на царство Михаила Романова: выносной фонарь – одна из реликвий Великого Посольства Земского собора к Михаилу Федоровичу; чудотворный список иконы «Богоматерь Феодоровская», которой, по преданию, инокиня Марфа благословила своего сына Михаила на царство; пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь. Уникальные документы XVII столетия представляют мультимедийные презентации. Среди них «Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича Романова. 1613 г» и «Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца» –шедевр книжного искусства и миниатюры XVII столетия, иллюстрированная художниками Оружейной палаты. Яркими экспонатами второго раздела выставки являются мемориальные вещи, одежда, предметы дворцового обихода, мебель, переписка членов царской семьи и их драгоценные вклады в церкви и монастыри. Среди них: шишак царя Михаила Федоровича, «шапка ерихонская» Алексея Михайловича, вещи, принадлежавшие Федору Алексеевичу – просвещенному царю, при котором произошли важные перемены в жизни страны. Экспонируются портреты первых Романовых: царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, а также царевны Софьи и цариц Евдокии Лукьяновны Стрешневой, Марфы Матвеевны Апраксиной, Натальи Кирилловны Нарышкиной, Евдокии Федоровны Лопухиной.

http://moral.ru/выставка-романовы-начало...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Дунины-Барковские Фамилия Дуниных (Dunin) принадлежит к числу древнейших польских родов. Предок их Пётр Дунин прибыл из Дании в Польшу при князе польском Болеславе Кривоустом, в первой половине двенадцатого века. Из потомков его: Пётр был воеводою ленчицким в 1240 году; другой Пётр кастеляном сендомирским в 1271 году; третий Пётр, епископ познанский, был подканцлером коронным в 1414 году; четвёртый Пётр был кастеляном серадзским в 1478 году; пятый Пётр был воеводою брест-куявским; умер в 1562 году, оставив от брака с Лезенскою, сыновей Якова и Андрея. Яков женат был на Пржерембской; имел сыновей: Викентия, женатого на Валевской, и Станислава, кастеляна иноврацлавского, женатого на Гржималовой. В XVII веке Григорий Дунин был кастеляном жарновским; Николай и Станислав кастелянами полянецкими; последний был женат на Анне Замойской. Род Дуниных разделился на несколько фамилий, которые приняли имя каждая по своей родовой маэтности: Дунины-Барковские, Скржинские, Дунины-Лабендзкие, Дунины-Вансовичи, Дунины-Сулигостовские, Дунины-Шпотовы. Владислав Дунин-Барковский, женатый на Ядвиге Опалинской, жил в шестнадцатом веке. Вот родословие потомству его: КОЛЕНО I: Владислав Дунин-Барковский КОЛЕНО II: Павел, ротмистр в войсках Короля Стефана Батория КОЛЕНО III: Адам, советник (konsyliarz) Короля Сигизмунда III КОЛЕНО IV: Адам, женат на Терезие Опацкой КОЛЕНО V: Александр-Христофор, кастелян любачевский; женат на Екатерине Рудницкой Адам-Самуил КОЛЕНО VI: Павел, женат 1) на Ядвиге Дуниной; 2) на Франциске Гевловской (от 1-го брака 3 сына; от 2-го брака сын) Адам, женат на Констанцие Кобылинской КОЛЕНО VII: Франц, подкоморий воеводства лифляндского, женат на Розалие Сарновской Павел, женат на Марианне Мержеевской Стефан Антоний, женат на Бригитте Карской КОЛЕНО VIII: Станислав, женат на Юлие Бентковской Франц, женат на Магдалине Лужицкой Казимир, женат на Аполлоние Пянговской Станислав-Костка, женат на Анне Ледуховской КОЛЕНО IX: Ипполит, каноник капитула каменецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Собор Архистратига Михаила (Мозырь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор во имя Архистратига Михаила (Мозырь) – главный православный храм Туровской епархии, построен в XVIII веке как костёл в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. Содержание История [ править править код ] В 1615 году король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза " фундует " монастырь бернардинцев в Мозыре. В 1618 году мозырский староста Балтазар Стравинский, на выделенном королём участке, строит деревянный костел и несколько домиков для монахов. В 1645 году отставной полковник Стефан Лозко подарил часть холма, напротив Мозырского замка, монахам бернардинцам, и начинает строителство каменного монастыря. В 1648 году во время казацко-крестьянской войны монастырь был уничтожен. В течение войн середины XVII века, Мозырь был практически стерт с лица земли. Город был восстановлен при короле Яне III Собесском (1674 - 1696 ). Самые первые упоминания о Михайловском храме относятся к XVI веку. Но во второй половине XVIII века недостроенный монастырь был уничтожен. В 1745 году Аскерки начинают строительство нового каменного монастыря бернардинцев, центром которого должен был стать величественный костёл. Сколько лет длилось строительство храма - доподлинно неизвестно. Вероятнее всего храм было освещен в 60-х или 70-х годах XVIII века. Монастырский комплекс был построен в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. В монастыре так же располагались начальная школа и библиотека. В крипте костёла была устроена семейная усыпальница, где находили упокоение представители рода Аскерок. После национально-освободительных восстаний XIX века бернардинский монастырь был закрыт, в его корпусах расположились присутственные места Мозырского уезда и больница. Костёл неоднократно горел и пришел в упадок. В 1864 году храм был передан православной церкви и освящен в честь святого Архистратига Божия Михаила. 5 сентября 1865 года храм был освящен по православному чину. Новый собор освящают во имя святого Архистратига Михаила с правым приделом во имя святителя Кирилла Туровского .

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Архистра...

6. Танинское От Ростокина теперь лежит путь через деревню малые Мытищи в село большие Мытищи; но как Цари ездили к Троице более на Танинское, и дорога эта называлась Тонинкой : то прежде осмотрим этот любимый приют и перепутье Царей наших, к коему сворачивают влево от Ростокина, потом уже возвратимся в большие Мытищи. Танинское в 15 верстах от Москвы, и расположено на Яузе. Название Танинское, также Тонинское и Тайнинское различно объясняется преданием, которое производя его то от Тани, т.е. Татьяны, то от тайны, то от тоней, т.е. места, где рыбу ловят неводами, не опирается на исторические свидетельства. Это село издревле состояло в Радонежской десятине и некогда принадлежало знаменитому внуку Калиты, Владимиру Андреевичу Храброму, который завещал его в 1410 году жене своей Елене Ольгердовне; В. К. Василий Темный благословил этим подмосковным селом меньшего сына своего Андрея. 22 После трудного похода своего на Казань, победоносный Иоанн IV, Октября 28, ночевал в Танинском, пред торжественным вступлением в Москву. Сюда же подозрительный Царь тайно уехал из Москвы с Царицей и с двумя Царевнами, в сопровождении своих любимцев и полка вооруженных всадников, когда открылась измена Курбского и замыслы Сигизмунда III. Здесь Борис Годунов давал роскошные обеды ближним людям своим. Памятно Тайнинское подготовленной встречей и тайным совещанием Царицы Марии с Лжедимитрием, которого она, после того, торжественно признала своим сыном. Этот лицедей, окруженный Русскими боярами, посадив мнимую мать свою в великолепную карету, пеший, с открытой головой, провожал ее до Москвы. В это привольное село езжали Русские Государи прохлажаться летом и тещиться ловлей бобров и лосей, которые там прежде важивались, и ловить рыбу в Яузе. По свидетельству современного Лжедимитрию пастора Бера, этот самозванец, убив в Танинском большого мсдведя, сел на него верхом. 23 Царь Алексей Михайлович и Императрица Елисавета Петровна любили там тешиться соколиной охотой, Танинское на пути в Троицкий монастырь служило для Царей первым подхожим станом, где они имели обед, ужин, или ночлег в путевом дворце и оттуда ехали на следующий стан в Братовщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Аникщяй. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1873. Архитектор:А.Д. Фессалоницкий Адрес: Литва, Утенский уезд, Аникщяйский район, г. Аникщяй, ул. Билюно, 57 J. Bilino gatv 59, Anykšiai, Anykši rajono savivaldyb, Utenos apskritis, Lietuva Координаты: 55.529362, 25.120709 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый деревянный храм в городе Аникщяй был построен в 1867 году. В 1873 году неподалеку от него был воздвигнут новый каменный храм в честь святого Александра Невского, который был построен на пожертвования и оборудован на казенные средства. Во время Первой мировой войны храм был разграблен. В 1922 году управление района просило Департамент вероисповеданий передать здания, принадлежащие приходу, школе. Но эта просьба не была полностью удовлетворена. Было отобрано только 56 гектар земли и церковный дом, в котором оборудован школьный класс, поселились учителя. По данным Епархиального Совета, в 1937 году в приходе было 386 человек, в 1946 году – около 450 человек. Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1947 году. Первая православная церковь на месте города Аникщяй была построена на рубеже XV-XVI вв. в поместье княгини Елены Ивановны, дочери великого князя Ивана III и супруги великого князя литовского Александра. Она была разрушена в 1529 г. по велению короля Сигизмунда I Старого. В 1865 г. православные крестьяне-переселенцы местечка Оникшты и Оникштынской волости ходатайствовали о постройке часовни, а на следующий год – временной православной церкви. Для постройки было выделено 2 дес. земли, назначенной для постройки волостного правления. Наблюдал за строительством, которое осуществлялось на пожертвования (С.А. Маслова, В.Д. Левшина и др.) и на казенные средства, мировой посредник В.К. Масальский. 24 сентября 1867 г. викарный епископ Ковенский Александр (Дружинин) в присутствии командира 28-й артиллерийской бригады генерал-майора П.П. Лемтюжникова освятил деревянную церковь, которая вмещала до 300 человек.

http://sobory.ru/article/?object=37335

В Москве открылась документальная выставка о преодолении смуты в начале XVII века 24 октября, 2012. Новостная служба Выставка собрала около 300 экспонатов из 10 хранилищ страны: это грамоты, карты, мундиры, оружие и доспехи, монеты и медали, святыни ополчения 24 октября. ПРАВМИР. Историко-документальная экспозиция о преодолении смуты в начале XVII века открылась сегодня в зале федеральных архивов на Пироговке в Москве. Выставка собрала около 300 экспонатов из 10 хранилищ страны: это грамоты, карты, мундиры, оружие и доспехи, монеты и медали, святыни ополчения, сообщает ИТАР-ТАСС . Уникальную экспозицию представляют собой документы первого и второго ополчения, двух самозваных Лжедмитриев, польского короля Сигизмунда, а также так и не доехавшего до России королевича Владислава. Документы архива позволяют проследить процесс переговоров князя Трубецкого с Папским двором, польским королем Сигизмундом III и Сандомирским воеводой Мнишеком. В экспозиции представлена уникальная грамота о том, что воевода Трубецкой, князь Пожарский и Минин «стали в единстве и укрепились в своем намерении освободить Российское государство от врагов». После избрания царем Михаила Федоровича Романова и его коронации была подготовлена «Утвержденная грамота», представленная на выставке. В архивных документах подробно описана церемония венчания на царство Михаила Федоровича, проиллюстрированная акварельными рисунками XVII века. Смутное время – так современники называли время на рубеже XVI–XVII веков, когда экономический, политический и династический кризисы привели к гражданской войне и внешней интервенции. Однако народ России объединился, чтобы сохранить независимость своей родины. Важнейшую роль сыграла Православная церковь, духовными символами этой эпохи стали патриарх Гермоген, затворник Иринарх. Героическая оборона Троице-Сергиевой лавры стала прологом к созданию народных ополчений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-moskve-otkrylas-doku...

В нескольких регионах Украины прошли собрания православной общественности за единство с Русской Православной Церковью Киев, 21 марта 2007 г. 17-21 марта с.г. в нескольких регионах Украины - в Донецке, Черкассах, Житомире, Николаеве - прошли собрания православной общественности в защиту единства Церкви и в знак протеста против вмешательства властей и политиков в дела канонической Православной Церкви. Собрания по этим проблемам проходят в разных уголках Украины по инициативе Всеукраинского Православного братства Александра Невского. Особенно активно обсуждались актуальные для православных верующих темы в Донецке, Черкассах и Житомире. В Черкассах собрание состоялось сразу после молитвенного стояния по поводу 90-летия чудесного явления Державной иконы Божией Матери. Участники этого собрания - более 180 представителей православной общественности города. и Черкасской области - говорили о необходимости укрепления единства с Русской Православной Церковью, а также о недопустимости незаконного антиконституционного давления на Священноначалие Украинской Православной Церкви со стороны президентской власти Украины. В Житомире собрались более 140 представителей православной общественности. Выступающие отмечали, что нынешнее беспрецедентное вмешательство в дела канонической Православной Церкви на Украине можно сравнить только с действиями активного поборника унии в конце XVI столетия - Сигизмунда III. Единственное отличие заключается в том, что тогда за спиной польского короля стоял Ватикан, а сейчас за спиной украинского президента - Вашингтон. Антиправославные силы на Украине во что бы то ни стало стараются осуществить план Збигнева Бжезинского по уничтожению Русской Православной Церкви как стержня и фундамента Восточнославянской (Русской цивилизации). В резолюциях, принятых на собраниях, прошедших в указанных регионах, отмечается, что только единство Украинской Православной Церкви с Русской Православной Церковью обеспечит успешную миссию канонической Православной Церкви в современной Украине. Именно поэтому это единство

http://pravoslavie.ru/21409.html

Дьяковцы с., с деревнями Медведевкою и Нетребовкою, лежит неподалеку от больших Летичевских лесов, до недавнего времени почти примыкавших к селу. Село расположено на низменности, на правом берегу речки, левого притока Згара, неподалеку от впадения его в р. Буг. Речка образует у села пруды и болота. В 1½ вер. от Д. на с.-в. по течению той же речки лежит маленький (в 5 хат) приписной поселок Нетребовка, а в 4 вер. на с.-в. — д. Медведовка. Д. пересекаются почтовою дорогою из Литина в Летичев и имеют почтовую станцию для перемены лошадей. Бойкий пункт, занимаемый селом, подсказал местному еврейскому населению возбудить ходатайство об открытии здесь базаров и ярмарок, которые и разрешены в 1897 г. От уездного города Д. в 16 вер. на с.-з. Почва — глинистая, с примесью песку. По предположениям некоторых историков, Дьяковцы - это древний город Дядьков, входивший в XIII в. в состав загадочной Болоховской земли („Подолия " , изд. Батюшкова, 19). Дьяковцы в 1442 г. на ленных условиях даны были польским королем Владиславом III Семку Кослевскому, а впоследствии Сигизмундом I утверждены за братьями Дьяковскими. В начале XVIII в. владельцами Д. были дворяне Ясинские, построившие в 1722 г. в этом селе церковь. В половине того же века имение принадлежало помещику Войне-Смалинскому, потом князю Чарторыйскому, который в 1817 г. продал весь Ново-Константиновский ключ Ярошинскому, а от последнего досталось кн. Кочубею; в настоящее время небольшая часть Д. (48 дес.) находится в пользовании Дьяковского, считающегося отпрыском первоначальных владельцев поселения. Приписная к Д. деревня Медведовка - тоже очень старое поселение; уже в 1527 г. она находилась во владении четырех братьев - Лукаша, Бунича, Елиаша и Юнича, которые скоро обменяли ее на с. Кожухов. Впоследствии М. вошла в состав Ново-Константиновского ключа и принадлежала преемственно Ржевуским, Чарторыйским, Ярошинским и Кочубеям. Никаких памятников старины в Д. не сохранилось. Живо воспоминание о проезде через село по почтовому тракту в 1821 г. Императора Александра Павловича, который, в ожидании перемены лошадей на здешней станции, посетил приходскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=59342

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010