Скачать epub pdf Детство и отрочество Фамильное прозвище, которое я ношу, принадлежит к старым великорусским родам дворян, или детей боярских. Насколько нам известно, оно упоминается в XVI веке; тогда уже существовали названия местностей, напоминающие это прозвище, – например, Костомаров Брод на реке Упе. Вероятно, и тогда уже были существующие теперь села с названием Костомарове, находящиеся в губерниях Тульской, Ярославской и Орловской. При Иване Васильевиче Грозном сын боярский Самсон Мартынович Костомаров, служивший в опричнине, убежал из Московского государства в Литву, был принят ласково Сигизмундом Августом и наделен поместьем в Ковельском (?) уезде. Он был не первый и не последний из таких перебежчиков. При Сигизмунде III по смерти Самсона данное ему поместье разделилось между его сыном и дочерью, вышедшею замуж за Лукашевича. Внук Самсона, Петр Костомаров, пристал к Хмельницкому и после Берестецкого поражения подвергся банниции и потерял свое наследственное имение сообразно польскому праву кадука, как показывает современное письмо короля к Киселю 2 об отобрании имений, подлежавших тогда конфискации. Костомаров вместе с многими волынцами, приставшими к Хмельницкому и поступившими в звание казаков, ушел в пределы Московского государства. То была не первая колония из южноруссов. Еще в царствование Михаила Федоровича появились малорусские села по так называемой Белогородской черте 3 , а город Чугуев был основан и заселен казаками, убежавшими в 1638 году с гетманом Остраниным 4 ; при Хмельницком же упоминаемое переселение казаков на московские земли было, сколько нам известно, первое в своем роде. Всех перешедших в то время было до тысячи семей; они состояли под начальством предводителя Ивана Дзинковского 5 , носившего звание полковника. Казаки эти хотели поселиться поблизости к украинским границам, где-нибудь недалеко от Путивля, Рыльска или Вельска, но московское правительство нашло это неудобным и определило поселить их подалее к востоку. На их просьбу им дан был такой ответ: «Будет у вас с польскими и литовскими людьми частая ссора, а оно получше, как подальше от задора».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Уланов. Церковь Вознесения Господня. Вознесенська церква Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:не позже 1777. Архитектор: И.Г. Григорович Адрес: Украина, Винницкая область, Хмельникский район, с. Уланов Координаты: 49.696696, 28.119835 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Уланов м. расположено на возвышенном берегу речки Сниводы, при впадении в нее речки Сальнички; высший пункт местечка занят православной церковью и причтовыми усадьбами. Большую половину населения составляют евреи. Здесь есть костел, еврейская синагога, аптека, волостное правление, становая квартира и народное училище; до 1884 г. был свеклосахарный завод. Ярмарок в году 10, а базарных дней 52. В 2½ в. выше по течению речки Сальнички лежит приписная деревня Морозовка. Климатические условия благоприятны для здоровья; почва - чернозем с примесью песку, а в д. Морозовке - чистый чернозем. От зашт. г. Хмельника Уланов находится на с.-в. в 19 в. Первоначально У. входил в состав так называемых " Любарских хуторов " ; в просторечии гораздо употребительнее название " Улянов " . В 1552 г. У. уже упоминается как опустошенный и получает привилегии от польского правительства на возобновление и магдебургское право; с этого времени владельцами У. стают греки Дукадиновичи - Лука, Петр, Георгий и Иоанн („Подолия " , изд. Батюшкова, 95). В 1570 г. У. принадлежал уже Рафаилу Сенявскому, старшему сыну гетмана Николая Сенявского. Местечку угрожала опасность совсем исчезнуть, но новые привилегии ему от короля Сигизмунда III в 1606 г. на имя воеводы Иакова Претвича опять вызвали У. к жизни, так что люстрация 1615 г. застает местечко значительно разросшимся, с крепкими замком, но плохо вооруженным. Оно принадлежало уже Ушанским, которые получили владальческие права от Претвича, а в 1636 г. У. принадлежал Александру Пясочинскому. Во время казацких войн в XVII в. местечко было совершенно разорено и замок разрушен, но так как оно находилось на границе владений украинских полков, то в нем поставлен был казацкий отряд, который устроил на полуострове, образуемом речкою Сниводою, кирпичную крепость - замок и возле нее деревянную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=59304

Церковь арх. Михаила. 1180–1194 гг. памятник смоленского церковного зодчества XII в. Построена в период правления кн. Давида Ростиславича (1180-1197) в его загородной резиденции на зап. окраине Смоленска, на левом берегу Днепра близ впадения Смядыни (совр. адрес: Парковая ул., д. 2а). В Ипатьевской летописи под 1197 г. в похвальном слове усопшему князю говорится, что он «по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златомь и серебромь и жемчугомь и камениемь драгим украшены, и всею благодатью исполнены» (ПСРЛ. Т. 2. С. 703-704). Сведения о том, что к моменту смерти кн. Давида храм был не только возведен, но и роскошно украшен, позволили исследователям уточнить датировку строительства 1180-1194 гг. ( Воронин, Рапопорт. 1979. С. 372). С кон. XV в. при церкви существовал мон-рь ( Трофимовский. 1864. С. 214), в документах 1609 г., освещающих период осады Смоленска польским кор. Сигизмундом III, он упоминается среди обителей, где остановились вражеские войска (АИ. 1841. Т. 2. С. 318. 266). На гравюре В. Гондиуса 1634-1636 гг. церковь изображена без главы, ее барабан покрыт растительностью. В документах кон. XVIII в. упоминается устроенный в диаконнике придел во имя прп. Алексия, человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича, т. о., вероятно, церковь была возобновлена и перестроена в период его правления, после взятия рус. войсками Смоленска в 1564 г., однако мон-рь при этом возобновлен не был. Известно, что в кон. XIX в. существовал антиминс, выданный в нояб. 1713 г. Смоленским митр. Сильвестром для освящения ц. в честь чуда архистратига Михаила; освящение состоялось после завершения масштабных ремонтных работ. В 1733 г. на месте жертвенника был устроен придел во имя прп. Александра Свирского, благодаря чему сама церковь получила название Свирской. В 1833 г. к церкви с запада был пристроен придел во имя князей Бориса и Глеба. Во время Отечественной войны 1812 г. близ церкви располагалась франц. батарея, здание пострадало от артиллерийского огня и было разграблено. После восстановления церкви Александро-Свирский придел был переосвящен во имя блгв. кн. Александра Невского - святого покровителя имп. Александра I. В 30-х гг. XX в. богослужения были прекращены. В 1990 г. церковь была передана Смоленской епархии, освящена в 1994 г.

http://pravenc.ru/text/2563802.html

Часть I. Преподобный Зосима (Верховский) – основатель Троице-Одигитриевского женского монастыря Семья Схимонах Зосима (Верховский) , в миру Захария, принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии. Родоначальник рода, Адам Верховский, в 1620 году эконом Смоленских волостей, получил за службу привилии 13 на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна Казимира. После того как Смоленский край вернулся в 1654 году под московскую корону, сын Адама, Ян Адам, принял святое крещение с именем Александр, и с тех пор все смоленские Верховские, исповедуя Православие, служили верой и правдой русскому государю в рядах Смоленской шляхты. Московские цари признали все привилии шляхты, полученные от польских королей, и род Верховских был внесен в родословную книгу Смоленской губернии наряду с представителями древнего дворянства. Внук родоначальника Павел Александрович Верховский был пожалован в стольники. 14 В 1701 году в родовой вотчине Верховских, в селе Богородицком под Смоленском, была отстроена новая деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы: «храм старинной архитектуры, форму имел креста, с небольшими окнами вверху, так что мрачен; иконостас – точная копия старинного византийского письма» 15 . В этом селе, в древнем монастыре во имя Богородицы на Селище, полагал начало иноческим подвигам и отправлял богослужения смоленский святой, преподобный Авраамий, подвизавшийся в XII веке. Будучи иеромонахом, он жил в пещере, вырытой в кургане на берегу реки. Позднее на кургане поставили часовню, а в храме в 1892 году устроили придел во имя преподобного Авраамия Смоленского, где вплоть до разрушения храма находилась самая почитаемая икона преподобного Авраамия 16 . Часовни и храма не стало в советское время, в начале 1930-х годов. Жизнь многих поколений Верховских была связана с этим храмом в течение двух столетий. Здесь вырос родитель Захарии. По-видимому, здесь бывал и юный подвижник и не раз вслушивался в рассказы и вглядывался в немые свидетельства подвигов чтимого по всей Смоленщине святого, особенно близкого и родного в Богородицком. Заметим, что на Смоленской земле встречались иконы «Одигитрии» с молящимися перед Нею смоленскими святыми Авраамием и Меркурием 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

XXXVI. Лихолетье Ещё в октябре 1609 года, когда Скопин занял Александровскую слободу, пришло известие о том, что король польский Сигизмунд прибыл под Смоленск и осадил его. Предстояла неизбежная война с Польшей. Сигизмунд рассчитал, что это время всеобщего шатания и раздоров в Московском государстве было самым подходящим для исполнения заветных желаний Польши и Рима, ополячения и окатоличения Москвы, и он объявил ей войну. Что именно эти причины заставили его поднять оружие, это он сам подтвердил в своём письме к папе Павлу V от 30 октября 1610 года. „Хотя я не сомневаюсь, – писал он, – что вашему святейшеству известны причины, побудившие меня объявить войну Московскому государству, но здесь будет уместно повторить их вкратце для того, чтобы окончательно выяснить их. Причины эти следующие: распространение истинной христианской веры и польза моего государства, неприкосновенность моих владений и сохранение пограничных городов, которые неприятель собирался, по-видимому, разорить, пуская для этого в ход тайные козни, захват исконных владений королей польских, совершенный изменническим образом тираном Василием Ивановичем, наконец, тиранство стольких самозванцев, которые, будучи увлечены страстным желанием царствовать, выдавали себя за потомков великих князей московских, разоряли Россию, как завзятые разбойники, и усеяли её могилами своих жертв, угнетая в то же время подданных моего королевства и нарушая вместе с тем мои права на наследие великих князей московских». Папа одобрил побуждения Сигизмунда, благословил войну и послал ему нарамник и меч, как защитнику „истинной» веры. Сигизмунд решился отвоевать как можно больше областей у Московского государства и объединить под одной короной Польшу, Литву и Москву, и потом общими их силами добыть себе и Швецию. 16-го сентября 1610 года король Сигизмунд III с главными силами своими прибыл под Смоленск, и началась знаменитая осада сего города. Королевское войско окружило его несколькими отрядами. Во главе его были: сам Король, гетман Жолкевский, канцлер Сапега, Стадницкий, Потоцкий, Дорогостайский, Гонсевский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

V. Общий взгляд на состояние Западнорусской митрополии К оглавлению Окончилось второе двадцатипятилетие церковной унии и борьбы с нею православия в Западнорусском крае. Это двадцатипятилетие было для православных благоприятнее предшествовавшего. Теперь они имели у себя полную высшую иерархию — митрополита и несколько епископов, тогда как прежде у них было только два епископа, а под конец оставался один. Правда, в первые двенадцать лет перемены к лучшему почти не замечалось. Польское правительство не хотело признать ни митрополита, ни епископов православных, напротив, считало их самозванцами и вначале даже изменниками и воздвигло на них сильное гонение, так что епископы не могли пребывать в своих епархиях, а должны были скрываться. Гонения, простиравшиеся не на одних иерархов, но и на всех православных, отличались прежнею несправедливостию и жестокостию, потому что в Польше все еще царствовал прежний король — иезуит Сигизмунд III и во главе унии стоял прежний митрополит — фанатик Велямин Рутский. При всем том перемена к лучшему в положении православных, несомненно, уже существовала: на защиту православия в крае выступили казаки. Если в Вильне, Полоцке и других местах правительство по-прежнему угнетало православных, то в Киеве, вокруг Киева и вообще в Малороссии, где находились казаки, этого уже не могло быть. В Киеве митрополит Иов Борецкий спокойно занимал свою кафедру и совершал свое архипастырское служение. Он созывал Соборы, рассылал свои послания ко всей своей пастве, имел свои капитулы в Киеве и даже в Слуцке, поставлял своих наместников — протопопов для наблюдения за приходскими церквами и своих уполномоченных — протов для надзора за монастырями. Православные дворяне беспрепятственно основывали и поддерживали монастыри в своих имениях. Не раз и сеймы делали православным уступки, хотя незначительные. Сам даже Сигизмунд III нашелся почему-то вынужденным утвердить своею грамотою Киевское православное братство, хотя не вдруг, а спустя почти пятнадцать лет со времени его основания.

http://sedmitza.ru/lib/text/436149/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владислав IV Ваза. Гравюра. XVII в. (9.06.1595, Краков - 20.05.1648, Мереч, ныне Мяркине, Литва), польск. король (1632-1648). В ходе польско-швед. интервенции часть рус. знати в февр. 1610 г. провозгласила королевича В. царем в Русском гос-ве, по Поляновскому миру 1634 г. В. отказался от претензий на рус. престол. Правление В. в Польше было осложнено множеством внешне- и внутриполитических конфликтов. Последние зачастую имели религ. характер и были следствием религ. политики, проводившейся отцом В. кор. Сигизмундом III Вазой и имевшей главной целью утверждение приоритета католичества на территории Речи Посполитой над Православием и протестантизмом. Сигизмунд III старался не давать важных гос. должностей протестантам и православным, активно содействовал заключению Брестской унии 1596 г. , не признавал правосл. иерархов, поставленных в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном IV . В. имел др. политические цели. После смерти Сигизмунда III весной 1632 г. началась Смоленская война с Россией. Правящие круги Речи Посполитой нуждались в лояльности правосл. населения, прежде всего Запорожского казачьего войска, упорно выступавшего против религ. политики Сигизмунда III. В этих условиях В. был инициатором уступок правосл. населению страны. Он мог опираться на поддержку шляхты Волынского, Киевского и Брацлавского воеводств, выбравших правосл. послов на сейм, к-рый должен был определить порядок и условия выборов на польск. трон. На сейме была создана комиссия во главе с В. для урегулирования положения правосл. Церкви в Речи Посполитой, о чем были срочно уведомлены послы Запорожского казачьего войска. Однако никаких серьезных решений сейм не принял. На собравшемся 27 сент. 1632 г. элекционном сейме, еще до избрания В. на трон, участники поручили В. разработать документ, к-рый определял бы положение правосл. Церкви в Речи Посполитой. Проект соглашения - «Пункты успокоения»,- созданный В.

http://pravenc.ru/text/155001.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗИМИР IV ЯГЕЛЛОНЧИК (29/30.11.1427, Краков - 7.06.1492, Гродно), Литовский вел. князь (с 1440), король Польши (с 1447). Младший, 3-й сын польск. короля и Литовского вел. кн. Владислава (Ягайло) и Софьи Гольшанской. После смерти отца (1434) опекуном К. Я. стал Краковский еп. Збигнев Олесницкий, недоброжелательно к нему относившийся. В 1438 г. утраквисты выдвинули кандидатуру К. Я. на чеш. трон в противовес австр. герц. и герм. кор. Альбрехту II Габсбургу, однако год спустя после 2 неудачных военных походов К. Я. отказался от борьбы. В 1440 г., после убийства вел. кн. Литовского Сигизмунда Кейстутовича, в Великом княжестве Литовском начались междоусобицы, связанные с желанием части литов. знати разорвать унию с Польшей. Брат К. Я., кор. Владислав III Варненчик, направил его наместником в Великое княжество Литовское, однако без согласия польск. короля и сейма и в отсутствие Владислава в стране 29 июня 1440 г. литов. бояре провозгласили К. Я. вел. князем, что фактически означало разрыв унии между Польшей и Литвой. Юному вел. князю, действовавшему в согласии с боярами, удалось добиться стабилизации положения в стране (подавление бунта «черных людей» в Смоленске в 1440-1441, преодоление сепаратистских настроений в Жмуди) и мирным путем урегулировать территориальные споры с соседними гос-вами. Правление К. Я. в Литве стало временем усиления магнатских родов и формирования крупных магнатских латифундий. Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) После гибели кор. Владислава III (1444) К. Я. был избран на польск. трон 23 апр. 1445 г. на съезде в Серадзе, однако, согласился стать королем только после отказа польск. стороны от условий Гродненской унии 1432 г. и признания привилея от 17 сент. 1446 г., устанавливавшего равноправие Польши и Великого княжества Литовского в объединенном гос-ве, а также равенство шляхты, проживавшей на обеих территориях.

http://pravenc.ru/text/1319876.html

" Последние минуты семейства Годуновых " . Гравюра Шублера с картины Н.П. Шаховского (нач. ХХ в.) 24 октября 2012 г. 11:00 Уникальные архивные документы из истории Смуты начала XVII века на публичной выставке Сегодня в российской столице открылась историко-документальная выставка " Преодоление Смуты в России в начале XVII века " . Российский государственный архив древних актов (РГАДА) здесь в максимально возможном для публичного экспонирования виде представляет свое собрание " родом " из трагического периода российской истории на рубеже XVI — XVII в.в. " Аккомпанируют " ему Историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " , Государственный исторический музей, Государственный музей А.С. Пушкина, Музей Государственного академического Большого театра России, а также провинциальные музеи и архивы из Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля — городов, с которыми связаны основные исторические вехи в преодолении Смуты. " Наш архив обладает практически полным документальным наследием Лжедмитрия I — в частности, его подлинной перепиской с сандомирским воеводой Юрием Мнишеком и с королем Сигизмундом III, где он официально формулировал свои обещания относительно женитьбы на Марине Мнишек и о передаче ее семейству денежных средств и огромных владений, - рассказывает заместитель директора РГАДА Юрий Эскин. - Вот, к примеру, " роспись " городов Северского и Смоленского княжеств, отданных Лжедмитрием Мнишеку " в вечное владение " . А позднее, когда в 1610 году поляки разбили войско Василия Шуйского под Клушиным, уже сам Сигизмунд III начал одаривать наших коллаборационистов. Этот момент иллюстрирует подлинная королевская грамота о наделении поместными и денежными окладами можайских дворян Тимофея и Василия Микулиных (кстати, родственников знаменитого опричника Микулина) с автографом канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги " . Раритеты из " польско-литовской " части собрания уцелели гораздо лучше иных " стопроцентно отечественных " . Случилось это благодаря тем же Мнишкам, успевшим переправить все более-менее касавшиеся их грамоты к себе в родовой замок. В Москву они вернулись более века спустя, когда в царствование сначала Петра I, а затем Анны Иоанновны их у поляков выкупила российская казна (конечно, не из интереса к истории: для тогдашнего внешнеполитического ведомства эти бумаги по-прежнему имели огромное значение). А вот оставшиеся после Смуты в Москве документы катастрофическим образом пострадали в пожаре 1626 года.

http://e-vestnik.ru/reports/vystavka_o_s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Буссов К. Московская хроника Глава XV. О том, как в 1609 году Русская земля со всех сторон подверглась нападениям, нашествиям и притеснениям К оглавлению   В этом году беды с еще большей силой обрушились на все четыре конца России, так что отсюда легко было понять, что Господь Бог гневается на эту землю и сурово взыскивает с ее жителей. Всюду шли большие кровопролитные войны. Димитрий второй упорно осаждал Москву и Троицу. Где только можно было причинить ущерб московитам, там его десять тысяч ратников не ленились, жгли, убивали, грабили всюду, куда им только удавалось попасть. Они завалили лагерь всяким провиантом: маслом, мукой, медом, питьевыми медами, солодом, вином, всевозможным скотом в таком изобилии, что можно было удивляться. Головы, ноги, печень, легкие и другие внутренности животных выбрасывались, и их так много лежало всюду на проходах в лагере, что собаки не могли всего сожрать, и из-за этого в лагере распространилось такое зловоние, что даже стали опасаться мора. Ежедневно самые маленькие люди в лагере варили и жарили что только есть отменного, пили больше медов, чем пива, в таком изобилии был найден готовый мед у крестьян и в монастырях. Польский король Сигизмунд III тоже пришел в этом году с 20 000 ратников под Смоленск, требуя, чтобы город и крепость сдались ему добровольно, ибо они издревле принадлежали польскому королевству. Смольняне же в ответ ему не послали ничего, кроме пороха и пуль. Он стоял там полтора года до 13 июня 1611 г., потерял во время штурмов много храбрых немецких воинов, так что от всего полка едва осталось 400 человек. Смольняне в крепости испытывали недостаток в соли и уксусе, отчего у них началась повальная болезнь, от которой они умирали один за другим, так что при взятии города там находилось едва 300 или 400 совсем здоровых людей, которые никак не могли отстоять город, осажденный на столь большом протяжении, иначе королю пришлось бы подольше повозиться с крепостью, прежде чем он овладел ею. Много тысяч московитов приходило из крепости в это время к королю и присягало его величеству на верность, но большинство изменило клятве и уехало в Москву или куда они имели возможность.

http://sedmitza.ru/lib/text/439111/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010