Иосиф, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (Солтан) Иосиф происходил из знатной фамилии Солтанов, а мать его Василисса происходила из рода Тышкевичей. С 1502 года – епископ Смоленский. В период своего пребывания на Смоленской кафедре вместе с Ходкевичем А. И. основал и построил Супральский монастырь в честь Пречистой Девы Марии и пожертвовал монастырю три небольших села в Вельском уезде, которые ранее получил от польского короля Александра за свои заслуги. Так как в этот период шла война между польским королем Александром и Московским князем Иваном III Васильевичем, многие монастыри и церкви были разорены и разрушены русскими войсками. Восстановление этих обителей было заботой Смоленского владыки. В 1507 году избран на Киевскую митрополию и назывался нареченным. В 1509 году поставлен митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси Константинопольским патриархом Пахомием. В этом же году созвал в Вильне Собор в целях восстановления церковных порядков и ограждения западнорусского духовенства от светской власти. В 1511 году выхлопотал у польского короля Сигизмунда I грамоту, подтверждающую права и преимущества православного духовенства. В период разделения Московской и Киевской митрополий западнорусский первосвятитель Иосиф (Солтан) проявил себя выдающимся церковным деятелем. Его забота простиралась не только на сохранение и умножение материального благополучия Православной Церкви на Западе, не только на ее правовую защиту, – он старался сохранить и поддержать духовный уровень своей паствы. Им написаны уставы для нескольких монастырей; по его повелению и благословению переписано Пятикнижие Моисеево в Супральском монастыре, которому он покровительствовал; его стараниями была собрана большая библиотека. Скончался в 1521 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 9. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. – Ч. 1. Батюшков П. Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы северо-западного края. – СПб., 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Католич. св. Казимир. XIX в. Неизвестный художник (Литовский художественный музей, Вильнюс) По свидетельствам современников, К. отличался скромностью, благочестием и заботой о бедных, к-рых оделял щедрой милостыней. Часто ранним утром он приходил к храму и молился перед еще закрытыми дверями. Особо почитал Пресв. Деву Марию. С нач. XVI в. появились упоминания о посмертных чудесах К. («et post mortem prodigiis miraculorum splendescere ferebatur» - Matthias Mechovius [de Mechow]. Chronica polonorum. Cracoviae, 1521. P. 345). По преданию, в 1518 г. он явился перед литов. войском, к-рое направлялось к осажденному рус. войсками Полоцку, и указал брод через Зап. Двину (Chronica Bernardi Vapovii, pars posterior 1480-1535//Scriptores rerum polonicarum. Cracoviae, 1874. T. 2. P. 156). Сведения о чудесах стали поводом для начала канонизационного процесса. Посетивший Вильно в 1520 г. польск. нунций Захария Феррери провел опрос свидетелей, на основе собранных сведений им было составлено Житие К. (опубл. в 1521), а также литургические тексты на день его памяти. По неизвестным причинам собранные материалы не были отправлены в Рим, а остались в Вильно. Папа Римский Лев X в 1521 г. издал буллу о канонизации К. и вручил ее Эразму Цёлеку, еп. Плоцкому, но тот вскоре умер (1522), а булла была утрачена вместе с его архивом. По инициативе польск. кор. Сигизмунда III Вазы папа Климент VIII , основываясь на сохранившейся копии буллы 1521 г., подтвердил канонизацию К. (7 нояб. 1602). В связи с канонизацией было вскрыто захоронение К., его останки, по свидетельству очевидцев, оказались не тронуты тлением. Церемония канонизации состоялась в 1604 г. в виленском кафедральном соборе св. Станислава. В том же году была заложена ц. во имя К. при коллегии иезуитов в Вильно (в 1840-1915 правосл. кафедральный собор свт. Николая Мирликийского). В 1636 г. мощи К. перенесли в специально построенную капеллу собора св. Станислава. В 1613 г. К. был провозглашен св. покровителем Литвы, в 1636 г.- Литвы и Польши. В 1948 г. папа Римский Пий XII объявил К. покровителем литов. молодежи и литов. эмигрантов в Сев. Америке.

http://pravenc.ru/text/1319872.html

Леонтий, епископ Владимиро-Волынский и Брестский (нареченный) (Карпович Логгин или Логвин) Родился около 1580 года в семье священника, происходившего из Пинской шляхты. В детстве жил в Вильне и учился в школе Виленского православного братства (по другим сведениям, образование получил в русских школах Острожских на Волыни). В 1606 или 1608 году в сане иеродиакона написал сочинение «Обличение на унию», как очевидец Брестского сейма 1595 года. (По мнению других, он был светским человеком до 1610 года.) В 1609 году – депутат православного Виленского братства на Варшавском сейме. В 1610 году – писарь, старший типограф и корректор Виленского братства. За напечатание «Фриноса», сочинения Мелетия (Смотрицкого, † 1633), написанного в антикатолическом духе, по распоряжению короля Сигизмунда III был заточен в тюрьму, где провел два года. В 1613–1614 годах – строитель и первый архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. С 1615 года – первый архимандрит и начальник Виленского братства. С 1617 года – ректор Братской школы при Свято-Духовом монастыре. В 1620 году избран епископом Владимирским и Брестским, но скончался до хиротонии, в середине сентября 1620 года. 2 ноября 1620 года архиепископ Мелетий (Смотрицкий) произнес в Вильне поминальное слово при отпевании своего бывшего наставника епископа Леонтия, изданное впоследствии под названием «Казанье на честный погреб... господина Леонтия Карповича». В этом слове архиепископ Мелетий отмечал: «Вообще он был словом и делом инок-подвижник, хотя от природы был сложения очень слабого, здоровья очень плохого и надломлен во всех телесных силах двухгодичным заключением в оковах... Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат самые язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа остается неповрежденным и не издающим запаха». Захария (Копыстенский), архимандрит Киево-Печерского монастыря, в сочинении своем, написанном в 1621 году, оставил о епископе Леонтии следующий отзыв: «Блаженный Леонтий Карпович, архимандрит Виленский, муж богодухновенный, в языке греческом и латинском знамените беглый, оборонца благочестия», а строгости монашеской его жизни отдавали справедливость даже ярые униаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Макарий, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (Москвитянин) Сведений о митрополите Макарии сохранилось немного. До хиротонии во епископа был архимандритом Пинского Лещинского монастыря Черниговской епархии. С 1522 года – епископ Туровский и Пинский. С 24 апреля 1528 года переведен на Луцкую кафедру. С 9 апреля 1535 года (по другим сведениям, с 1 марта 1534 года) – митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Скончался в 1556 году. В грамоте короля Сигизмунда от 1 марта 1534 года говорится: «Бил нам челом владыка Луцкий и Острожский епископ Макарий и просил нас, чтобы мы пожаловали его хлебом духовным, митрополиею Киевскою и Галицкою и всея Руси, которую держал пред ним митрополит Иосиф. О том же говорила нам за него наша королева и великая княгиня Бона...» Таким образом, высшую должность в Западнорусской Церкви начали приобретать не по своим личным достоинствам и не по избранию от православных, а по просьбам, искательствам, челобитьями. И этого даже не стыдились и не скрывали: до того укоренился обычай. Луцкую кафедру, с которой владыка Макарий поступил на митрополию, он также выпросил себе у короля в 1528 году. До поступления в монашество был женат и имел детей. Был прежде придворным капелланом королевы Елены, дочери московского великого князя Ивана III. Период его правления митрополией характеризуется наступлением латинян на права православного населения Западной Руси. Королевские привилегии на монастыри, епископии, церкви и прочее приобретались самыми недостойными путями, что характеризовало общее состояние общества начиная с короля и королевы. Так, за получение привилегии на Галицкую митрополию для поставления туда православного наместника было выплачено королю 300 волов. Митрополиту Макарию приходилось постоянно рассматривать тяжбы, жалобы да и самому подвергаться суду. Распри были не только со светскими властями, мирянами и представителями Римской Церкви, но и между православными за права на монастыри, имения, доходные приходы. Даже перед своей смертью, «в седьмую субботу 1556 года», митрополит Макарий должен был явиться на королевский суд по жалобе Львовского епископа Арсения (Балабана, † 1569). Но едва ли митрополит явился, так как в начале этого года он уже скончался и предстал пред судом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра. Основан в 1-й пол. XVII в. сыновьями боярина М. Г. Салтыкова-Морозова Феодором (см. Сергий (Салтыков) ), Петром, Павлом и Иоанном при приходской Крестовоздвиженской ц. в Бизюкове, пожалованном Салтыковым польск. кор. Сигизмундом III . Впосл. Ф. М. Салтыков принял в Б. м. постриг с именем Сергий, был рукоположен в иеромонаха, являлся строителем обители. В 40-х гг. XVII в. мн. иноки покинули Б. м., спасаясь от преследований униатов и католиков. Сохранилась жалоба (1650) некого старца Б. м. на Смоленского униатского еп. Ф. Исайковского, к-рый «хочет монастырь их разорить». Посетивший Дорогобуж в 1653 г. подьячий Разрядного приказа Д. Мордасов писал в отчете, что в храмах Дорогобужского у. униатский еп. А. Золотой-Квашнин меняет «московские» антиминсы на «киевские», и лишь в Б. м. «ему не далися такие пакости учинить и в церков ево, что пса, не пустили... бизюковский старец Сергеи Салтыков сказал ему, что тот монастырь уфундован на ево родительских гробех» (РГАДА. Ф. 79. Д. 2. Ч. 2. Л. 456, 456об., 461-463). До 1654 г. Б. м. являлся ставропигией К-польского Патриарха, но фактически мон-рем управлял Киевский митрополит. После взятия Смоленска рус. войсками (1654) Б. м. перешел в ведение Патриарха Московского и всея Руси. Грамотой от 22 нояб. 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел иером. Сергию (Салтыкову) «ведать» Б. м. «со всякими монастырскими угодьи», а также построить Успенский храм. Ок. 1662 г. иером. Сергий и постриженик Б. м. инок Ефрем (Потёмкин) уклонились в старообрядчество и основали на р. Керженец скит Смольяны. Иером. Сергий пользовался таким авторитетом среди духовенства, что протопоп Аввакум указывал на него царю в своей челобитной как на достойного занять архиерейскую кафедру. В 1665 г. Сергий и Ефрем были схвачены и после принесения покаяния на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Сергий вернулся в Б. м., а Ефрем был отправлен в Новоспасский московский мон-рь .

http://pravenc.ru/text/149173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Збируйский Дмитрий Грицкович; † 18.11.1603, Холм, совр. Хелм, Польша), еп. Холмский. Д. Збируйский, мещанин г. Красный Став (совр. Красныстав, Польша), одно время занимавший должность таможенного писаря, был женат на дочери мещанина этого же города Зиновия Иляшевича, являвшегося после принятия монашеского пострига с именем Захария Холмским епископом в 1566-1577 гг. Преемником Захарии на Холмской кафедре был его сын еп. Леонтий (Пельчицкий; 1577-1585), к-рому наследовал Збируйский. Как нареченный Холмский епископ Збируйский упоминается с 10 дек. 1585 г., в кон. 1586 или в нач. 1587 г. он принял постриг с именем Дионисий и был хиротонисан во епископа. Перед этим он развелся с женой, к-рая, однако, продолжала активно участвовать в его делах (в послании патриарху Иеремии II от 6 февр. 1592 львовские братчики обвиняли Д. в том, что он в епископском сане продолжает жить с женой). От своих предшественников Д. унаследовал конфликт с др. зятем еп. Захарии - Федором Лаговским, к-рый в 1594-1595 гг. пытался оспаривать право Д. на епископскую кафедру, именуя себя Холмским еп. Феодосием. Д. участвовал в собрании западнорус. епископов, созванном К-польским патриархом Иеремией II в нояб. 1589 г. в Вильно, на к-ром рассматривался спор между Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) и Львовским братством , а также в Брестских Соборах епископов Западнорусской митрополии в июне 1590 г. и в окт. 1591 г.; на Соборе 1594 г. Д. не присутствовал. Начиная с обращения западнорус. епископов к папе в июне 1590 г., Д. принимал участие во всех акциях епископов - сторонников унии. Когда в июле 1595 г. Львовский еп. Гедеон решил отделиться от др. архиереев - сторонников унии, заявив, что они злоупотребили чистыми бланками с его подписями, Д. выступил с опровержением этих утверждений. Д. принял унию в числе др. западнорус. епископов в 1596 г. на Соборе в Бресте (см. Брестская уния ). За заслуги в борьбе за принятие унии Сигизмунд III 28 окт. 1596 г. пожаловал Д. в пожизненное владение Лещинский в честь Рождества Пресв. Богородицы близ Пинска мон-рь . Нет серьезных данных, к-рые позволили бы охарактеризовать деятельность Д. как главы епархии. К 1599 и 1602 гг. относятся жалобы холмских священников на сквернословие и побои со стороны епископа. Приехавший в Холм накануне смерти Д. брат его жены Лука Зиновьевич захватил митру, чаши и др. имущество, принадлежавшее Холмской кафедре.

http://pravenc.ru/text/178378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Гоголь-Богушевич (Богушевич-Гоголь) Иван Петрович; † ок. авг. 1602), еп. Пинский и Туровский ( Западнорусская митрополия ), принявший Брестскую унию 1596 г. Из мелкопоместной дворянской семьи Берестейского повета. 7 февр. 1586 г. получил грамоту кор. Сигизмунда III Вазы на кобринский Спасский монастырь, имевший статус архимандритии, с обязательством в течение года принять сан. В мае 1589 г. Гоголь-Богушевич был еще мирянином, но жил в монастыре и титуловался нареченным архимандритом. К сент. 1592 г. принял постриг, в документах того времени назывался архимандритом кобринского монастыря. И. подписал составленный 2 дек. 1594 г. епископами Владимирским Ипатием Потеем и Луцким Кириллом (Терлецким) Торчинский манифест, в к-ром правосл. западнорус. архиереи признали власть Римского папы и выразили желание заключить унию с католич. Церковью. И. принял участие в совещании архиереев о заключении унии, проведенном 20 мая 1595 г. в кобринском мон-ре. Кобринский архимандрит поставил подпись и печать под составленными 1 июня того же года «32 артикулами», определявшими условия подчинения западнорусской Киевской митрополии Риму. На прошедшем в Бресте 12 июня 1595 г. совещании епископов настоятель кобринского мон-ря подписал обращение к папе Клименту VIII с изъявлением согласия на принятие унии. И. был единственным архимандритом, подписавшим эти акты. Документы также подписал Пинский и Туровский еп. Леонтий (Пельчицкий), еще при жизни которого (дата неизв.) И. стал нареченным Пинским епископом, сохранив титул архимандрита кобринского мон-ря св. Спаса (АЗР. Т. 4. 68). По-видимому, И. должен был унаследовать Пинскую кафедру после кончины еп. Леонтия. О смерти последнего упоминается в королевской грамоте от 26 авг. 1595 г., по к-рой мон. Елисею (Плетенецкому) был пожалован Лещинский Успенский муж. мон-рь близ Пинска (прежде им управлял еп. Леонтий). 22 сент. 1595 г. король передал Пинскую епархию И. при условии, что тот признает верховную власть папы и откажется от контактов с К-польским патриархом (Там же. 85). В королевской грамоте указывалось, что после вступления И. на Пинскую кафедру Кобринская Спасская архимандрития не будет ему подчиняться и перейдет в распоряжение короля. Хиротония И. состоялась не позже 30 мая 1596 г., когда королевской грамотой кобринский Спасский монастырь был передан в пожизненное управление Луцкому еп. Кириллу (Терлецкому).

http://pravenc.ru/text/578306.html

Михаил, митрополит Киевский и Галицкий (Рагоза) В 1579 году пострижен в монашество и в этом же году возведен в сан архимандрита Минского Вознесенского монастыря. С июля 1582 года – архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря. 27 июля 1588 года Константинопольским патриархом Иеремией хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. Михаил был человек благочестивый, скромный, сравнительно безукоризненной нравственности, далекий от дел насилия, но, к сожалению, с этими достоинствами честного человека, монаха и епископа Михаил не соединял других достоинств, необходимых для западнорусской Церкви в то бурное время. Он был слаб, боязлив, вследствие чего вынужден был играть жалкую, двоедушную роль в вопросе принятия унии. М. В. Толстой говорит, что митрополит Михаил «был старик добрый, но с характером слабым». А в то время требовался не просто твердый характер, а готовность к мученичеству. Михаил (Рагоза) проявил слабость с самого начала. Патриарх Константинопольский Иеремия, являвшийся тогда верховным главой Киевского экзархата, предложил митрополиту Михаилу собрать Собор по вопросу о церковном благочинии и для суда над Кириллом (Терлецким, † 1607). Но Кирилл заставил Михаила (Рагозу) опасаться за свою жизнь, и Собор не состоялся. В последующие годы, когда польский король и католическое духовенство усиленно стремились ввести унию, митрополит Михаил лавировал, не присоединясь твердо ни к той, ни к другой стороне. В 1593 или 1594 году он издал окружную грамоту, в которой говорил, что и не думает об унии, и клятвой уверял, что дорожит союзом с патриархом Константинопольским. 8 октября 1596 года на Брестском Соборе на вопрос православных он ответил, что не хочет унии. Но унию требовал король Сигизмунд III, и Михаил через несколько часов после своего ответа на том Соборе вместе с пятью епископами подписал акт соединения, т. е. принятия унии. Он был первый униатский митрополит. После этого православные на том же Соборе составили приговор, в котором объявили всех изменников Православия лишенными власти. (Со своей стороны, первый униатский митрополит Михаил Рагоза сразу же после принятия унии объявил окружной грамотой от 10 октября 1596 года, что епископы и священники, не последовавшие за ним, своим архипастырем, в унию, преданы проклятию и лишены сана навсегда и что потому православные не должны считать их за своих епископов или пресвитеров как проклятых, а кто станет считать, тот сам да будет проклят со всем своим домом. Главным образом это проклятие относилось к верным Православию Гедеону (Балабану, † 1607) и Михаилу (Копыстенскому, † 1610).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Белинские Фамилия Белинских (Bielinski) делается известною в шестнадцатом веке: отцовский КОЛЕНО I: Пётр Белинский КОЛЕНО II: Северин, женат на Доротее Косинской КОЛЕНО III: Александр, женат на Марианне Одолинской Ян, женат на Варваре Скржидлевской Мартын, женат на Анне Щитницской Святослав, женат на Агнесе Целецкой КОЛЕНО IV: Адам, кастелян закроцимский; женат на Варваре Погоржельской Юрий, женат на Туробинской КОЛЕНО V: Яков, женат на Екатерине Курнатовской Александр, кастелян лендзский, женат: 1) на Ядвиге Керской; 2) на Елисавете Павловской (от 1-го брака 2 сына и 2 дочери; от 2-го брака 2 сына) Андрей, женат на Елисавете Веруш-Ковалевской Антошний, женат 1) на Софие Олевинской; 2) на Анне Вильчинской (от 1-го брака сын; от 2-го брака сын и дочь) Иероним Казимир КОЛЕНО VI: Иосиф-Фаустин, женат на Элеоноре Лакинской Матвей Станислав, женат на Марианне Рогалинской Доротея, на Лудовиком Голынским NN, монахиня францисканка Владислав Урсула, за Войцехом Голынским Михаил Казимир Феодосия КОЛЕНО VII: Карл, женат 1) на Терезие Трчинской; 2) на Ядвиге-Терезие Кошутской (от 1-го брака 2 дочери; от 2-го брака 3 сына и 2 дочери) Игнатий Граф Пётр, сенатор-воевода в Царстве Польском и кавалер белого орла, женат на Теодоре Лубинской, рождённой Рогалинской КОЛЕНО VIII: Екатерина Бригитта Михаил Казвмир Феликс Иоанна Фаустина Граф Ян-Непомук Владислав, сенатор-кастелян в Царстве Польском (он и отец его были сенаторами в одно время). Женат на Анне-Веронике-Виргиние Добржицкой КОЛЕНО IX: Граф Витольд-Януш Графиня Виргиния-Теодора Пётр Белинский, сенатор-воевода в Царстве Польском, возведён был Императором Александром I, в 1825 году, в Графское Царства Польского достоинство. Есть ещё ветвь фамилии Белнских. Адам Белинский, живший в начале XVII века, имел дочь Эвву, за Сигизмундом Красинским, и трёх сыновей: 1) Николая; 2) Даниила; и 3) Франца-Яна, коронного мечника. Сей последний имел дочь Терезию, за хельмским воеводою Томасом Дзялынским, и сына Казимира-Лудовика († 1743), великого маршала коронного, женатого на Марие-Лузие Морстыновской. У них было два сына и четыре дочери: 1) Екатерина, за Яковом Потоцким, потом за французским посланником в Варшаве де-Безваль; 2) Марианна, за Юрием Любомирским; 3) Терезия, за сендомирским кастеляном Богуславом Лубинским; 4) Урсула, за малогосским кастеляном Яном Черминским; 5) Франц, воевода хельмский и великий маршал коронный († 1783), женат был на княгине Радзивилл, рождённой Пржебендовской; 6) Михаил, также бывший коронным великим маршалом, от брака с Пепловскою, имел дочь, и маркизом Велопольским, и двух сыновей; а) Франца, женатого на княжне Христине Сангушко, и б) Станислава, бывшего коронным надворным маршалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

(Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550, с. Протасьево близ Ростова - 13.09.1626, Соловецкий мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, писатель. Происходил из древнего московского дворянского рода. Поступил на гос. службу при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном , служил воеводой в Коле и, возможно, в Холмогорах, «государевым посланником» на Русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набегов крымских татар и наделении землей арзамасских служилых людей (1582-1587). В 1587 или 1588 г., при царе Феодоре Иоанновиче , подвергся опале (причина неизвестна), был сослан, не ранее 1597 г. принял монашество в Соловецком мон-ре. В 90-х гг. XVI в. управлял приписным к Троице-Сергиеву свияжским Богородичным монастырем , в 1601 г. управлял Троицким подворьем в Москве, в 1602 г. был соловецким келарем, в 1603 или 1604 г.- монастырским старцем, затем, возможно, управлял подворьем Соловецкого мон-ря в Каргополе. В 1607 или 1608 г. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря. В период осады мон-ря тушинцами находился в Москве и оказывал помощь осажденным, но, по-видимому, поддерживал связи и с интервентами. В 1610 г. был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III , к-рому присягнул под Смоленском. После завершения посольской миссии изменил свою позицию и уже в 1611-1612 гг. вместе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и др. троицкими старцами участвовал в составлении патриотических посланий, призывавших народ к борьбе с интервентами. Во время освобождения Москвы склонял казаков кн. Д. Т. Трубецкого к поддержке ополчения К. Минина и кн. Д. М. Пожарского . Способствовал избранию Михаила Романова царем на Земском Соборе 1613 г. А. был в числе инициаторов предпринятой в Троицком мон-ре в 1616-1618 гг. правки Требника и др. богослужебных книг, из-за к-рой в июле 1618 г. были осуждены справщики архим. Дионисий, Иван Наседка и Арсений Глухой . В 1618 г. А. управлял Троице-Сергиевым мон-рем и руководил его обороной от польско-литов. войск королевича Владислава . После возвращения в 1619 г. из польск. плена Филарета (Романова), ставшего Патриархом, А. лишился влияния при дворе и, по-видимому, был сослан: в 1620 г., оставив должность, А. уехал на покой в Соловецкий мон-рь, где и умер.

http://pravenc.ru/text/62922.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010