После возвращения Бессарабии в состав Советского Союза значительная ее часть была включена в Одесскую епархию, а в Кишинев в декабре 1940 г. временно управляющим Кишиневской и Бессарабской епархией был назначен епископ Тульский Алексий (Сергеев). В мае 1941 г. он был возведен в сан архиепископа и стал правящим архиереем Кишиневской епархии, но через месяц началась Отечественная война и последовала новая оккупация Бессарабии Румынией, продолжавшаяся до августа 1944 г. Архиепископ Алексий (Сергеев) был эвакуирован в Центральную Россию. После избрания в 1917 г. архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) на Владимирскую кафедру вместо архиепископа Алексия (Дородницына) , уехавшего на Украину, временное управление Финляндской епархией было поручено викарному епископу Сердобольскому Серафиму (Лукьянову). 17 января 1918 г. он стал самостоятельным правящим епископом, а с 1920 г. – архиепископом Финляндским и Выборгским. Ввиду отделения Финляндии от России, в июне 1919 г. Собор в Сердоболе (ныне Сортавала) обратился к патриарху Тихону с ходатайством о самостоятельности, которая и была дарована Финской Церкви в 1921 г. Но финское правительство хотело полного разрыва канонических уз Православной Церкви Финляндии с Московским Патриархатом. Власти потребовали ввести в церковное употребление григорианский календарь. Архиепископ Серафим был вынужден подчиниться, но это требование вызвало протест и неповиновение со стороны большинства монахов древних обителей Севера – Валаама и Коневца. Многие монахи покинули монастыри; другие, оставшись в своих обителях, держались за старый юлианский календарь и подвергались за это преследованию. В монастырях Валаама и Коневца произошло разделение на ново- и старостильников. Правительство Финляндии потребовало от архиепископа Серафима в трехмесячный срок выучить финский язык и сдать соответствующий экзамен, если он желает сохранить управление Церковью. Этому оскорбительному ультиматуму владыка Серафим не подчинился, за что был устранен от церковного управления и заточен в монастырь на острове Коневце, но по ходатайству митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского) он был вскоре освобожден и сумел покинуть Финляндию. На его место был поставлен епископ Герман (Аав) – финн, прежде бывший священником в Эстонии. В 1922 г. под давлением финских властей он был избран викарием архиепископа Серафима, 8 июля 1922 г. в Константинополе, несмотря на протест правящего архиерея, Герман без предварительного пострига был хиротонисан патриархом Мелетием IV во епископа Сортавальского. Став главою автокефальной Церкви, он был самовольно переведен в юрисдикцию Константинопольского Патриархата с титулом «архиепископа Карельского и всей Финляндии», что явилось нарушением канонических прав Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Закрыть itemscope itemtype="" > Цареубийство. Расследование продолжается... 30.11.2019 1097 Время на чтение 6 минут Источник: Портал Культура Заметным событием в длительной дискуссии о тайнах гибели Николая II, его супруги и детей стал документальный фильм «Цареубийство. Следствие длиною в век». Премьера этой серьезной киноработы Елены Чавчавадзе и режиссера Галины Огурной состоялась в ночь на 25 ноября на канале «Россия 1». О том какие старые новые факты и смыслы содержит фильм, «Культуре» рассказала журналист, сценарист, заслуженный деятель искусств РФ Елена ЧАВЧАВАДЗЕ. Чавчавадзе: Во-первых, я хочу поблагодарить тех «ночных» наших зрителей, которые сумели дождаться конца эфира Владимира Рудольфовича Соловьева, за их маленький подвиг. Когда-то на телевидении нарушение программы передач даже на несколько минут было немыслимо, но сегодня есть те, кому, похоже, все позволено... Тем не менее сегодня уже известно, что фильм увидело очень много людей. культура: Тема гибели царской семьи с годами, кажется, лишь прибавляет остроты, а вопрос с «екатеринбургскими останками» продолжает будоражить общество противоречивыми мнениями, нераскрытой тайной. Приоткрывает ли Ваш фильм ее завесу? Чавчавадзе: У нас не было и не могло по определению быть задачи что-то «окончательно» доказать. Поставили себе задачу восстановить ход главных событий. В первой части фильма мы отдаем дань «белому» следователю Соколову — можно сказать, возлагаем венок на могилу Николая Алексеевича. Тем более что 2019 год — это столетие начала его следствия. Далеко не все знают, например, что самые первые розыски по следам преступления в июле-августе 1918-го провели следователи Алексей Павлович Наметкин и Иван Александрович Сергеев после того, как в Екатеринбург вошли войска Сибирской армии: добровольческие офицерские и казачьи отряды вместе с частями чехословацкого корпуса. Именно Наметкин и Сергеев установили сам факт убийства, а Николай Соколов в феврале 1919 года спустя более чем полгода по приказу Верховного правителя адмирала Колчака начал новое следствие, прежде всего проверив собранные ими факты. Первыми же свидетельства злодеяния нашли местные крестьяне в кострище на Ганиной Яме. Они показали их позже поручику Андрею Шереметевскому, который скрывался от красногвардейских отрядов неподалеку в деревне Коптяки. И тот идентифицировал их принадлежность царской семье, сдав потом коменданту Екатеринбурга генерал-майору Владимиру Голицыну. Позже Соколов передал эти ценные свидетельства сестре царя Ксении Александровне, а та — в возведенный в 1950-м храм-памятник во имя Иова Многострадального в Брюсселе.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/30/careub...

Дело «Бессарабской митрополии» стало объектом рассмотрения в Европейском суде по правам человека. Выступая 2 октября 2001 года на заседании суда, министр юстиции Молдовы Ион Морей открыто обвинил заинтересованные силы в Румынии в нагнетании церковного конфликта в Молдове и привел аргументы, не позволяющие зарегистрировать раскольников (в частности, то, что эта регистрация вызовет новый межэтнический конфликт в стране). Премьер-министр Румынии Адриан Нэстасе отменил свой визит в Кишинев и потребовал отставки правительства Молдовы, а президент Ион Илиеску заявил, что «Румыния ждет официальных извинений от руководства Молдовы». Европейский суд по правам человека вынес решение, обязывающее правительство Молдовы зарегистрировать «Бессарабскую митрополию». В апреле 2002 года ПАСЕ принял документ под названием «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе», в котором потребовал от Молдовы зарегистрировать раскольников в ультимативном тоне. Аналогичные заявления делал и Госдепартамент США. 30 июля 2002 года правительство Владимира Воронина сдалось: «Бессарабская митрополия» получила официальный статус, были зарегистрированы ее герб и устав. Более того – «Бессарабская митрополия» в составе Румынского Патриархата была признана правопреемницей «Бессарабской митрополии», существовавшей в Бессарабии в период оккупаций. Раскольники и унионисты праздновали победу. Министр госбезопасности ПМР Владимир Антюфеев тогда заявил: «Берега Днестра стали дальше друг от друга, а Днестр – глубже». Конфликт выходит за пределы Молдавии Однако конфликт вокруг «Бессарабской митрополии» уже давно перерос границы Республики Молдова. Еще в 1995 году Румынский Патриархат даровал Петру (Пэдурару) статус «экзарха новых земель» с правом создавать приходы за пределами Молдовы. В 2003 году «Бессарабская митрополия» создала свой приход в селе Камышевка Измаильского района Одесской области (каноническая территория Украинской Православной Церкви Московского Патриархата). А в январе 2005 года «экзарх новых земель» Петр (Пэдурару) создал «Московский благочинный округ» (соответственно, и российскую столицу в Румынии считают «новыми землями»). В состав «округа» вошли: «протопресвитер» Александр Сергеев-Зарнадзе (он же Михальченков), основатель секты «тараканников» (так называемая «Российская истинно-православная церковь»), «протоиерей» Андрей Егоров, «протоиерей» Владимир Ярошевский, «иерей» Евгений Демидов. Временно в состав «округа» также включен бывший священник Московской Патриархии Андрей Берман, настоятель храма Успения Божией Матери в Чебоксарах. «Благочинным» московского округа назначен «протопресвитер» с тройной фамилией Сергеев-Зарнадзе-Михальченков, уже успевший побывать в целом ряде раскольнических группировок и сект и запрещенный, как и Пэдурару, в священнослужении Московской Патриархией.

http://pravoslavie.ru/5182.html

С.: А Вы слышали такую версию, что свт. Лука будто бы был сталинистом? С. Х.: Действительно иногда приводят цитаты церковных деятелей того времени, которые восхваляют Иосифа Сталина, сердечно его благодарят. Я думаю, что это отчасти понятно, потому что они фактически находились в заложниках, их паства находилась в заложниках, люди, которые от них зависели, находились в заложниках, и тут я совершенно не берусь порицать этих людей. Не нам, находящимся сейчас в полной безопасности, порицать людей, которые находились перед лицом вполне серьезной угрозы.   Тел. звонок: Почему Ленина не убирают с Красной площади? С. Х.: Надо бы его деликатно убрать, но если убрать его сейчас, возможно, это вызовет смуту, какие-то волнения, беспорядки. А пока он лежит и никому не мешает, ну и пусть лежит. Наступит время и его оттуда уберут. И. С.: А что Вы думаете по поводу такого высказывания, что Сталин не знал, что происходит, а на местах какие-то рьяные садисты… С. Х.: Что же это за правитель государства, который не знает, что у него в непосредственной близости от столицы представители государства убивают его сограждан тысячами? Это тогда не правитель никакой, это тогда получается совершенно бутафорская фигура. Тел. звонок: Вы знаете, я хочу сказать про Сталина все-таки доброе, ведь за счет Сталина мы выиграли войну, ему явилась Матерь Божия… С. Х.: Это скорее достаточно поздние благочестивые легенды, к которым историки церкви относятся крайне скептически, таких историй ходит достаточно много. Главная проблема в том, что людям хочется царя, и это хорошо, это совершенно нормально. Но слово Божие говорит, что у нас царь есть, это Христос. Царь Святой Руси – это Христос. И поэтому мы не должны ставить памятники Сталину, как-то его прославлять, потому что нам это не нужно, у нас есть вождь. Наш вождь – это Иисус Христос. То место, которое заполняет в сердце человека Сталин, это то место, которое не отдано Иисусу Христу. Перейдем к новости, которая сегодня прошла – министр культуры уволил постановщика опера «Тангейзер» и директора театра Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-30-03-20...

Например, Иван III , кто о нём знает? Никто не бегает с просьбами прославить и канонизировать его. Он не был ни убийцей, ни душегубом, не устраивал беззаконных казней, при этом при нём Россия тоже очень хорошо развивалась, росла. В других примеров множество можно назвать. Но о них не вспоминают. Но именно нужно изуверов да маньяков на троне представить как святых, не просто более-менее нормальных людей, а святых. Это издёвка дьявольская. И. Сергеев: -  Может, поэтому Христа отвергли, а антихриста примут? отец Георгий: -  Да, отчасти поэтому. Это глумление над нашей историей, над нашим народом, когда таких персонажей предлагают как какой-то идеал - позор. И. Сергеев: - Я слышал, что вроде бы он прославлен в лике местночтимых святых, якобы есть какое-то изображение его с нимбом. отец Георгий: -  Это всё ложь. Одна из популярных у почитателей Грозного тем. Некоторые из почитателей его говорят о том, что его надо канонизировать, а другие говорят, что канонизировать его не надо, потому что он уже канонизирован. И в частности показывают вот эти изображения. Но был обычай вообще изображать любых правителей с нимбами. В том месте, где эту фреску нашли, там все остальные правители тоже с нимбами изображены. Это не признак их святости. Есть такой писатель Леонид Болотин, он заявлял, что готовилась канонизация Ивана Грозного до революции. Никаких подтверждений этому он не привёл. Говорят ещё про Коряжемский монастырь, что там сохранилось сообщение об обретении  мощей великомученика царя Иоанна и якобы это Грозный имеется в виду. Но это абсурд, потому что мощи Ивана Грозного не обретались, поэтому и праздника обретения мощей быть не могло. Они были вскрыты в первый раз в советское время. Что касается того Иоанна, которой упоминается, то в святцах есть несколько правителей и царей с именем Иоанн, которых можно было иметь в виду. Иоанн Владимир сербский царь и другие. Это всё не стоит выеденного яйца. Я в своё время разбирался в этом, общался с людьми, которые были заражены этими взглядами, они мне всё это присылали, показывали, я всё это вместе с ними читал и везде вскрывался обман.

http://radonezh.ru/2021/09/10/fenomen-po...

Из всех поступивших из церкви Воскресения Лазаря икон в собрание нашего музея мы имеем единственные подписные произведения мастера-монограммиста Д.С. Это миниатюры примерно одного времени – упомянутые ранее дробницы с царских врат, храмовые иконы свт. Николая и Троицы Ветхозаветной и близкие к ним иконы Спасителя и Богородицы, которые обычно подвешиваются на столбиках царских врат. Иконы свт. Николая и Троицы датируются 1861 г. На эту дату мы и ориентируемся, когда определяем время выполнения всего комплекса. Что вполне допустимо, так как из летописи церкви известно, что в 1857 г. на средства доброхотов и жертвователей в храме обновляли иконостасы. Иконы мастера «Д.С.» находятся на стыке двух направлений развития ростовской финифти – народного и профессионального. В целом это примитив, но как тщательно, скрытым пунктиром выписано личное. Очень мягкий нежный тон подмалевка то усиливается, то ослабляется едва заметным пунктиром, который напоминает работы Якова Шапошникова, его стремление к легкости и воздушности, умению прятать мазок. И здесь, думается, нужно сказать еще об одном, видимо, последнем ученике Якова Шапошникова (мастер умер в 1851 г.) – Дмитрии Сергееве. Дмитрий Сергеев – воспитанник общественной богадельни, около 1832 г. рождения, взят Яковом Шапошниковым от купца Рахманова до 18-летнего возраста. В 1844-1848 гг. жил у него в доме в учениках. В 1861 г. ему было 29 лет. Дмитрий Сергеев – не единственный из мастеров этого времени, кто имел инициалы «Д.С.». В конце 1850-х гг. работали так же Дмитрий Соколов на Алексея Яйцова и Денис Старчиков, сначала на Никанора Шапошникова, затем на Николая Колосова. Но они были значительно старше Дмитрия Сергеева, в 1861 г. каждому из них было уже за 50 лет. Что в миниатюре особенно важно, особенно при выполнении таких крупных комплексов, которые остались после мастера «Д.С.». Создание комплексов миниатюр, стремление вырваться из камерности миниатюры отличало не только мастера «Д.С.». Аналогичный комплекс миниатюр для царских врат второго придела церкви Воскресения Лазаря был выполнен, предположительно, Сальниковым.

http://sobory.ru/article/?object=43120

71. Салтыков А. Иконография «Троицы» А. Рублева/А. Салтыков//Древнерусское искусство XIV–XV вв. Сб. ст./Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублева. – М.: Наука, 1984. – С. 77–85. 72. Сахаров И. Исследования о русском иконописании. Кн. 2/И. Сахаров. – СПб.: Тип. Якова Трея, 1849. – С. 80. 73. Святоотеческие наставления о внутренней сердечной молитве. – Казань: Казанская епархия, 1884. – С. 120. 74. Сергеев В. Н. Рублев/В. Сергеев. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 254. 75. Слова преподобного Симеона Нового Богослова . В 2 ч. Ч. 1. – М.: Правило веры, 2001.-С. 700. 76. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху великих соборов. Т. 1/А. Спасский. – М.: Сергиев Посад, 1914. – С. 648. 77. Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Т. I, вып. I: Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. – СПб.: Имп. Академия Наук, 1898. – С. 255. 78. Тихомиров М. Н. А. Рублев и его эпоха/М. Н. Тихомиров//Вопросы истории. – 1961. – 1. – С. 73–76. 79. Тихонравов Н. С. Древние жития Преподобного Сергия Радонежского/Н. С. Тихонравов. – Репр. воспроизведение. – М.: Книга по требованию, 2012. – С. 360. 80. Топоров В. Н. Растения/В. Н. Топоров//Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – Т. 2. – С. 370. 81. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника/Е. А. Торчинов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. – С. 384. 82. Уваров А. С. Христианская символика/А. С. Уваров. – М.: Алетейя, 2001. – С. 256. 83. Успенский Л. А. «Троица» Андрея Рублева: антология/А. Л. Успенский . – М.: Искусство, 1989. – С. 180. 84. Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви/ Л. А. Успенский . – М.: Зап.-Европ. экзархат Московского патриархата, 1989. – С. 476. 85. Успенский Порфирий, архиепископ. Второе путешествие по Святой Горе Афонской/ Порфирий Успенский . – Репр. воспроизведение изд. 1880 г. – М.: Книга по требованию, 2010. – С. 516. 86. Успенский Порфирий, архиепископ. История Афона. В 3 ч. Ч. 3, отд. II/ Порфирий Успенский . – Предисл. и ред. П. Сырку. – СПб., 1892. – LII, С. 607.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борис Сергеев: «Творческие импотенты просто подставили Церковь» По мнению заслуженного художника России, «художниками» с выставки «Двоесловие/Диалог» руководил дух тьмы 23.06.2010 972 Что касается выставки «Двоесловие/Диалог», то это не двоесловие, а скорее пустословие, а, может, даже злословие. Представленные на выставке работы меня не удивили, ибо от внутренней пустоты появляется желание выпендриваться. В свое время нам удалось пресечь подобную провокацию, когда изображение Пресвятой Богородицы в виде куклы посадили в пустую банку из-под селедки, где завернутый в полиэтилен лежал пупсик, и назвали это «произведение» «Рождеством». На выставку «Двоесловие/Диалог» были собраны работы не художников, а скорее прохиндеев. К сожалению, в организации этой экспозиции приняли участие священнослужители. Увы, но не все священнослужители могут отличить подлинное искусство от подделки. Некоторые священники большое значение придают ложному благолепию, красивости, нередко пренебрегая подлинными произведениями искусства. В этом сказывается как отсутствие художественного образования и в целом просвещения, так и недостаток духовного восприятия искусства. В выставке «Двоесловие/Диалог» нет ничего христианского. Это антихристианская акция под прикрытием Христианства. Это элементарная провокация, глупость и желание выпендриваться. Люди, далекие от религии, невоспитанные на Рублеве, Дионисии, на новгородских фресках, силятся рассуждать о природе религиозного. Этим людям чужда религия, они, рассуждая о ней, стремятся выпятить свое «я». Один мой знакомый, талантливый художник, как-то сказал, что актуальное искусство - это игры ума, не идущие от сердца. Это игры эгоистического самовлюбленного ума, любящего красоваться и рисоваться. Если иконописцами, например, рукой Дионисия писали ангелы, то «художниками» выставки «Двоесловие/Диалог» руководил дух тьмы. Сейчас организаторы выставки, после ее провала, заявляют, что у них были добрые намерения, что они вовсе не собирались осквернять святыни и оскорблять религиозные чувства, но, мы-то знаем, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Они заявляют, что произведения прошли жесткий отбор, но если это так, то какие тогда, с позволения сказать, «произведения» хотели протащить в Дом Божий?

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/23/bo...

25 июня 1941 г., вскоре после начала Великой Отечественной войны, в Орле закрыли последний храм - Воскресенский на Афанасьевском кладбище. Ко времени закрытия в храме не было священника, богослужения мирским чином совершали монахини закрытых мон-рей. В связи с оставлением в июле 1941 г. Красной Армией Молдавии Кишинёвский архиеп. Алексий (Сергеев) покинул свою епархию и вскоре был назначен на Орловскую кафедру, ему также было поручено управлять Курской епархией (титуловался «архиепископ Орловский и Курский») ( Галкин. 2008. С. 59, 70). 3 окт. 1941 г. герм. войска вступили в Орёл, к 8 дек. заняли большую часть Орловской обл., в том же месяце вост. районы были освобождены Красной Армией. 14 окт. архиеп. Алексий (Сергеев) назначен на Тамбовскую кафедру. На оккупированной части Орловской обл. начали открывать храмы, легализовались некоторые священнослужители, ранее служившие подпольно. Главной святыней открывшегося орловского Богоявленского собора стали мощи свт. Тихона Задонского. 15 апр. 1942 г. в Орле действовали 4 храма, в Орловском р-не - 10 храмов, к освящению готовили храмы еще в 14 селах. Осенью 1942 г. мон. Антония (Чинёнова) организовала в Болхове жен. общину, собрав более 35 женщин, стремящихся к иноческой жизни. Всего на оккупированной части Орловской обл. были открыты 108 храмов ( Шкаровский. 2002. С. 417). Оккупированная территория Орловской обл. была включена в состав Среднеевропейского митрополичьего округа РПЦЗ. В сент. 1942 г. священнослужители Орла просили главу Среднеевропейского митрополичьего округа митр. Берлинского и Германского Серафима (Ляде) прислать к ним правящего епископа. 18 нояб. Синод РПЦЗ предложил митр. Серафиму выяснить возможность направления в Орёл епископа для организации там церковной жизни. Однако из-за противодействия герм. властей епископ в Орёл не был послан. Несмотря на отсутствие архиерея, в Орле действовало ЕУ. При нем были подготовлены 25 законоучителей. При Богоявленском соборе проводились занятия по Закону Божию. 24 марта 1942 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Почему? Потому что то, о чём повествует нам вера в Божественное, мы никогда в этой жизни увидеть не можем. Мы не можем видеть духовную жизнь, мы не можем видеть ангелов, мы не можем видеть душу человеческую. И поэтому то, что мы видели в своём собственном опыте, но перенесённое на опыт других людей, оно воспринимается, конечно, легко и просто. А вот духовную жизнь мы не можем увидеть обычными телесными очами. И поэтому здесь вера является тем мостиком, который проводит нас из обыденного материального бытия человека в бытие, которое невозможно постигнуть с помощью материальных, физических чувств или приборов. И.Сергеев: - Отец Илья, как Вы думаете, почему при сотворении мира Бог не дал нам каких-то стопроцентных доказательств своего существования? Допустим, человек просыпается утром, подходит к окну, смотрит на небо и видит там, предположим, ангелов или ещё что-нибудь подобное, чтобы человек уже не сомневался. о.Илия: - Я бы не согласился с Вами, что при творении Бог не дал человеку такой возможности. Мы знаем, что с первыми людьми Господь общался непосредственно до их грехопадения. Т.е. в раю у Него было непосредственное общение с людьми, люди видели и могли воспринимать Бога напрямую. Не только духовно, но и телесно. Эти способности были утрачены после грехопадения, когда человеческое материальное тело, поражённое грехом, стало намного более грубым. Оно стало неспособным ко многим духовным устремлениям, которые были открыты человеку до его грехопадения. Мы видим, что Господь даёт людям при изгнании их из рая кожаные ризы. Так вот, по согласному толкованию святых отцов кожаные ризы - это как раз символ  грубости человеческого существа в его материальном бытии. Однако же Господь не даёт им такого Своего явления не только потому, что люди огрубели. Господь помимо этого ещё и даёт людям возможность осуществить свой выбор, своё стремление к добру добровольно, свободно. Если бы мы, допустим, каждый день видели бы сияние Славы Божией, то мы безусловно были бы словно понуждаемы этим сиянием к стремлению исполнять заповеди Божии, например, боясь адских мук при созерцании ада.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-24-12-20...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010