1384 По Сибирской летописи, митр. Иоанну в момент его смерти († 19 июня 1715 г.) было 63½ года. В стихотворной надписи, читав­шейся в XVIII в. на гробнице св. Иоанна, сказано в конце: «всех лет пожил шез " десят и полчварта летаˆ по временной жизни сей прейде з сего света» Полчварта – половину четвертого. – Надпись найдена среди хранящихся в московском архиве мин. иностр. дел рукописей историографа Феод. Ив. Миллера, собиравшего в 1733–1744 гг. архивные документы в Си­бири (Ркп. 102); обнародована Высокопреосвященным Макарием (Невским) , Митрополитом Московским, ко дню прославление свя­тителя Иоанна (Тобольск. Епарх. Ведомости 1916, 22, откуда в Историч. Летописи, 1916, кн. VIII, стр. 806–808). 1385 О семье Максима Печерского и его роде, который стал по его имени называться Максимовичами, см. статью потомка Максима Печер­ского, проф. М. А. Максимовича, Бубновская сотня (Собрание сочинений М.А. Максимовича. Т. I. Отдел Исторический. Киев 1876. Стр. 802 и дал. Впервые напечатано было в (Кур. Мин. Вн. Дел 1818–1849 гг.). Печерским Максим стал называться или по месту жительства или по­тому, что арендовал у Киево-Печорской лавры местечко Печерское (там же стр. 802). Но польско-шляхетское достоинство Максима предста­вляется М.А. Максимовичу сомнительным (см. там же). 1387 О местечке Печерском см. Митроп. Евгения, Описание Киево-Печер­ской лавры. Изд. 2-е, Киев 1831. Прибавл. 11 (стр. 214). А.М. Ма­ксимович, Собр. соч. т. Г, 802–803. В записях Выдубицкого монастыря (около Киева) сохранился, от 1686 г., договор Максима Васильковского с игуменом выдубецким св. Феодосием Углицким на поставление мельницы на р. Вете. (А.М. Максимович, цит. соч. 803, прим. 1). 1389 О хозяйственных счетах между ними упоминается в тестамент (духовном завещании) Гедеона, от 21 мар. 1690 г. «Пан Максим Пе­черский за спиж (медь) должен гроший полтрети тысячи золотых польских (5 золотых были равны одному рублю); а так за угар шести камений и за келих (чашу) церковный сребрный злацестый з дискосом, звездою и ложицею..; а за две тысячи золотых мает дати до святой Софии белого железа, шацуючи (оценивая) фасу (ящик) исталярий двадцать, як ся записал». Митр. Евгений. Описание Киево-Со­фийского собора и киевской иерархии. Киев 1825. Прил. 23 (стр. 119).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Кто присутствовал на соборе? – Сорок восемь епископов египетских, под предводительством Афанасия, утверждавшая, что не должно иметь общение с Евсевием и его единомышленниками, осужденными вселенским собором; кроме епископов египетских здесь было до шестидесяти епископов из Азии и Европы, которые все состояли в общении с Евсевием и общиной его, из которых многие, однако же, не отвергали никейского символа и еще больше хотели состоять в общении с Афанасием, чем с Евсевием, каковы иерусалимский Максим, солунский Александр; кроме епископов александрийского, иерусалимского, солунского, здесь были предстоятели других знаменитых восточных кафедр, антиохийский епископ Флакилл, кесарийский Евсевий, Евсевий Никомидийский, всем заправлявший 1383 . в) Кто председательствовал на соборе? – Посланный царем комит Дионисий 1384 . г) С чьего разрешения собор приступил к делу? – С дозволения царского 1385 . «Царский комит открывал собор» 1386 . д) Кто решал дела? – Комит Дионисий и Евсевий Никомидийский с братией. «Комит говорил», – гласит послание собора Александрийского о действиях собора тирского 1387 ; – «а присутствующее молчали или, лучше сказать, повиновались ему; епископов, думавших сделать какое-либо движение, останавливала его воля. Он давал приказания, и нас водили воины. Или, лучше сказать, приказывали Евсевиевы приверженцы, а он выполнял их мысль». е) Зачем собирался собор? – Явным назначением собора было судить Афанасия за его мнимые преступления. А тайной целью двигателей собора было – осудить Афанасия во что бы то ни стало, – оправдать Ария и торжественно соборными приговорами возвратить этому ересеначальнику общение с Церковью, – заставить православных открыто вступить в общение с арианами и через это утвердить арианство 1388 . «Содержанием представленного на зрелище была борьба ариан, главная цель состояла в том, чтобы доставить им успех – гласит послание собора Александрийского о цели собора тирского 1389 . ж) Что на соборе решено? – Так-как суд над Афанасием, несмотря на его неоднократные протесты, производился вопреки всяким законам правды: то Афанасий до окончания соборных заседаний удалился, чтобы в Константинополе искать правды и защиты у самого императора Константина Великого . По удалении Афанасия, собор постановил решение: за уклонение Афанасия от собора, прежде назначенного в Кесарии, – за смятение на соборе Тирском, произведенные будто бы епископом александрийским и прочими епископами египетскими, которых привел он во множестве, – за сокрушение свящ. сосудов, будто бы несомненно дознанное депутатами собора, лишить Афанасия епископского достоинства и изгнать из Александрии, – поставляя ему – Афанасию в вину самое удаление с собора, до окончания дела, и те преступления, которые, по причине его удаления, остались неисследованными; предводитель мелетиан, со всей своей общиной, принят в общение церковное. Соборный приговор сообщен императору и объявлен в посланиях ко всем епископам, чтобы они прекратили всякое общение с Афанасием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В 966 году польский князь Мешко I приниял христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию, Мешко сначала принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на княгине Дубравке в Польше усилилось латинское влияние. Ко времени Крещения Руси земли по западной стороне реки Буга, где находятся города Холм и Перемышль, входили в состав Киевского княжества. В этих краях христианство усиливало своё влияние одновременно с распространением его в других русских землях. В XI веке в Западной Руси возникли два самостоятельных княжества — Галицкое и Волынское, которые в конце XII века были объединены в единое Галицко-Волынское. Первая православная кафедра [ править править код ] В XIII веке при князе Даниила Романовича Галицко-Волынское княжество достигает своего могущества. В его столице — Холме — стараниями князя была основана православная епископская кафедра. Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность православию, но во второй четверти XIV век род Галицко-Волынских князей по мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазоветским князьями. Волынь попала во владение Литовского князя Любарта, который исповедовал православие, но с Галицией было иначе. Сын Мазоветского князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но впоследствии перешёл в католичество. Став Галицким князем он, по установкам папы Римского, притесняет православных. Ухудшение положения Православной церкви [ править править код ] После смерти Болеслава его продолжателем стал польский король Казимир Великий. В середине XIV века он завладел Галичиной. Волынь, несмотря на призывы папы к крестовому походу против «схизматиков», литовскому князю Любарту удалось отстоять. После присоединения Галицких и Холмских земель к польским владениям, положение православных здесь заметно ухудшилось. Православное население подвергалось различного рода дискриминациям, осложнялась возможность торговой и ремесленной деятельности. После вступления великого князя Литовского Ягайло в брак с польской королевой Ядвигой было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества. Одним из условий брака был переход Литовского князя в католичество. Ещё в 1385 году Ягайло официально отрёкся от православия, а через год после брака в 1387 году он объявил римско-католическую веру господствующей в Литве. Вскоре начались притеснения православных. Крупнейшие насилия происходили в Галичине. В Перемышле католикам был передан православный собор. На Городельском сейме 1413 года, который подтвердил объединение Литвы с Польшей, был издан указ о недопущении православных к высшим государственным должностям. Православие в период уний [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Поль...

1382 См. грамоту великого князя Василия Ивановича на Афон, вследствие которой прибыл в Россию Максим, во Временниках Общества Истории и Древностей, книга V, Смесь, стр. 32. 1385 Ibid. II, 370 fin. (В словах послания к митрополиту Макарию: «ещё и пред самыми вельможами» и пр., – Казанское издание II, 364 fin., Максим разумеет русских вельмож, составлявших боярскую думу, к которым он писал до митрополита). 1386 Чтобы Максим проповедовал православную веру в каких-нибудь других православных странах, кроме самой Греции (территорий, населённых Греками), этого нельзя предполагать, потому что он знал только язык греческий и латинский (и итальянский). 1387 О библиотеке великого князя см. в указанном выше исследовании С. А. Белокурова: «О библиотеке московских государей в XVI столетии». 1388 Что касается до «кто», то, по всей вероятности, это были Греки, служившие при дворе великого князя и остававшиеся от тех многих Греков, которые прибыли в Москву с Софьей Фоминичной. Относительно представлений, если они состояли в указании каких-нибудь особенных нужд времени, а не в простом указании общей важности псалтири, как книги богослужебной и четией, мы не находим возможным сказать что-нибудь. (Сам Максим в своём послании к великому князю, составляющем предисловие к переводу, – см. ниже, не указывает ни на какие особенные нужды времени, – Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева лист 1, стр. 84). 1389 Перед тем как посылать великому князю на Афон за Саввой, был в Москве за милостыней ватопедский монах (Сношения России с Востоком, I, 22 sub fin.): он-то, как нужно думать, и указал на Савву. 1390 Великий князь послал две тысячи рублей на поминовение родителей и с просьбой молиться о чадородии его неплодной супруги Соломонии, – у Муравьёва ibid. стр. 23. 1391 Грамота великого князя проту с собором о Савве, от 15 Марта 1515 года, во Временнике Общества Истории и Древностей, книга V. Смесь, стр. 31. Просьба в ней: «чтобы есте к нам прислали вместе с вашими людьми (посланными на Афон) из Ватопета монастыря старца Савву переводчика книжново на время, а тем бы есте нам послужили, а мы, ож даст Бог, его пожаловав, опять к вам отпустим». По Никоновской летописи, VI, 203 fin., и по 2 Софийской летописи, в Собрании летописей VI, 257, послы на Афон – Василий Копыл Спячий и Иван Варавин были отправлены вместе с послом турецкого султана и с нашим послом к султану Василием Андреевым Коробовым, того же 15 Марта, которым подписана грамота. Ходил на Афон один Копыл, а Варавин для потреб великого князя оставался в Константинополе, – Никоновская летопись стр. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

отец мыслит под общим понятием обогащения людей Христом. «Христос, будучи богатым, сделался бедным, чтобы нищетой Своей обогатить нас». 1375 Эту обогащённую Христом бедность людей св. Амвросий характеризует так: «Мы сделались слишком бедными, так как потеряли обманом диавола драгоценные одежды добродетелей, мы лишены рая, выгнаны из отечества, отосланы в ссылку, лишены даже самого покрова тела, которое прежде защищала ограда добродетелей, а потом обнажили грехи». 1376 Но, так как райское состояние в представлении св. отца тесно связывалось с образом «небесного человека», то и плодом искупления, – по словам св. Амвросия, – было то, что мы стали причастниками небесной природы (naturae caelestis). 1377 Благодаря искуплению появляется новое творение, надмирное (supra mundum), 1378 небесный человек, который уже здесь, на земле, походит на ангелов, 1379 небесный житель, 1380 в самом себе являющий небо. 1381 А так как небесность человека ближе всего проявляется в его духовной природе, созданной по образу и подобию Божию, то обличение в нового, небесного человека знаменует собой прежде всего восстановление образа Божия 1382 с его характерными свойствами – разумом и, особенно, свободой, понимаемой св. Амвросием в смысле благодатной 1383 свободы как от рабства греху, 1384 так и от рабства миру. 1385 Христос, – говорит св. Амвросий, – принесши в жертву Свою плоть, освободил весь мир 1386  и всей вселенной даровал свободу (universis libertatem daret 1387 ), отождествляемую иногда св. отцом с райской свободой (restituit libertatem paradisi 1388 ). В непосредственной связи с восстановлением в человеке образа Божия стоит причастие Его божественной природе и благодать сыновства, когда люди, благодаря воздействию Св. Троицы и, в особенности Св. Духа, 1389 становятся как бы богами, как бы сынами Божиими (quasi Dei, quasi filii Dei 1390 ), сынами духовными (filii spiritales 1391 ), откуда и Христос, удостоивший людей причастия Своего величества, называет их братьями, говоря: «Возвещу имя Твоё братьям Моим» ( Ис. 21, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

20 . ИННОКЕНТИЙ Нечаев, переведён из Тверской Епархии в 1763 году, Октября 4. В 1770 году, Сентября 22, пожалован Архиепископом. В 1798 году, Октября 9 уволен с пенсией, и в 1799 году, Января 24, в Санкт-Петербурге скончался. Он с 1764 года именовался Псковским и Рижским. 21 . ИРИНЕЙ Клементьевский переведён в 1798 году, Октября 17, из Тверских Архиепископов, и доныне находится. Ему в 1799 году велено именоваться Псковским, Лифляндским и Курляндским. Глава VI. Епархия Рязанская и Зарайская Основателем Епархии сей полагают Великого Князя Симеона Иоанновича, прозванием Гордого, во время Св. Митрополита Алексия. А) Епископы Муромские и Рязанские 1 . АРСЕНИЙ упоминается в 1208 и 1213 годах; он заложил город Переславль в 1203 году. 2 . EBФPOCUHUЙ I упоминается в 1225 и 1237 годах. 3 . UOCUФ I хиротонисан в 1284 году. 4 . BACUЛUЙ I, Святой, скончался в 1294 году. Мощи его почивают в Переславле Рязанском, в тёплом Рождественском Соборе. 5 . ГРИГОРИЙ упоминается в 1325 году. 6 . КИРИЛЛ упоминается в 1334 году. Б) Рязанские и Муромские 7 . BACUЛUЙ II хиротонисан в 1355 году, а по другим – в 1361 году. 8 . АФАНАСИЙ. 9 . ФEOKTUCT I хиротонисан в 1385 году. 10 . ФEOГHOCT I хиротонисан в 1387 году, Августа 15. 11 . ИЕРЕМИЯ, Грек, хиротонисан в 1390 году. 12 . ФEOГHOCT II хиротонисан в 1393 году. Скончался в 1408 году. 13 . СТЕФАН упоминается в 1400 году. 14 . CEPГUЙ I Азаков хиротонисан в 1423 году из Архимандритов Симоновских. 15 . UOHA I, Святой, хиротонисан в 1437 году. В 1449 году, Декабря 15, переведён на Митрополию Московскую. 16 . EBФPOCUHUЙ II Звенец, скончался в 1462 году. 17 . ДАВИД хиротонисан в 1462 году, Февраля 1, из казначеев Митрополичьего дома. Василий сомнительный. 18 . ФЕОДОСИЙ хиротонисан в 1473 году, Декабря 8, из Чудовских Архимандритов. 19 . СИМЕОН хиротонисан в 1481 году из монахов Коломенских. 20 . ПРОТАСИЙ хиротонисан в 1493 году, Декабря 18, и в 1520 году скончался. 21 . CEPГUЙ II хиротонисан в 1517 году, Февраля 12, из Архимандритов Андроньевских. 22 . UOHA II хиротонисан в 1522 году, Марта 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Перевод МДА Изд. Захариаду 57 (С. 42, 43) 58:1–15 58:16–46 124–126 (здесь и далее обозначает отсутствие толкований) 128–131 137b:1–87 138–143 146–150 155–158 159, 160 161–168 152–154 102–110 102–110 179–187 111–119 111–119 197–205 120–123 120–123 207–210 124–127 124–127 173–176 131–133 131–133 190–192 134 (Вопр.), 135 (Отв.) 135–136 136–137 195–196 138–149 139–150 211–223 151 (Вопр.), 152 (Отв.) 153 (Вопр.), 154 (Отв.) 155 (Вопр.), 156 (Отв.) 157, 158 154–176 159–181 178–181 182–185 183–187 187–191 189–214 193–218 98–123 215–219 219–223 132–136 224 (Вопр.) 224 (Отв.) 222–344 225–347 225–347 345–567 348–570 348–570 568, 569 570–575 576–579 571–574 571–574 582–605 576–599 576–599 606–649 600–643 600–643 650, 651 652–678 645–671 645–671 679, 680 672, 673 681–684 674–677 673–676 685–712 678–705 677–704 705, 706 714–784 707–777 707–777 785–787 788–839 779–830 779–830 831, 832 838, 840:12–17, 21–24 842, 843 833, 834 841, 842 137b:88–105 848 (Отв.) 839 (Отв.) 834 (Вопр. и Отв.) 839, 840:1–11, 17–21, 4–26, 843, 844, 846–848 Исследования 1385 . [Аноним]. Варсонофий Великий//ПБЭ 1903. 3. 107. 1386 . Варнава (Беляев) , иером. Святой Варсануфий Великий. Его жизнь и учение. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад, 1915. Феодор (Поздеевский) , еп.//БВ 25. 1916. 3. 166–168; Флоренский П., свящ.//БВ 25. 1916. 3. 168–189. 1387 . Дионисий (Шленов) , иером. Варсануфий Великий//Правосл. энциклопедия. 6. М. 2003. 684–696. [Вкл. раздел о молитве Иисусовой по учению Варсануфия]. 1388 . Покровский А. Ответы прп. Варсануфия и Иоанна. Опыт исторического и нравственно-психологического исследования. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад 1894. 1389 . Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна. Канд. дисс. [неизд] Сергиев Посад. 1914. 1390 . Cameron A. D. Е. On the date of John of Gaza//Classical Quarterly. 1993. 43:1. 348–351. 1391 . Cupane С. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gazä una proposta di ricostruzione//JÖB 1979. 28. 195–207. 1392 . Hausherr I. Barsanuphe (Saint)//DS 1937. 1. 1255–1262.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

In Evangelium Lucas, fg. 1–5 (M.), 1285–88. De dignitate sacerdotali (M.), 1287–88. Præfatio Gretser, 27–32. Notitia FH., 9–26, Gretser, 31–34. Index analiticus (in Hodegum et quæstiones), 1863–70. ANATOLIUS LAODICENUS ep., s. III, 10. Canon Paschalis (Bucherius), 209–22. Ex libris arithmeticorum (FH.), fg. 231–36. Bucherii in Canonem Paschalem commentarius, 221–32. Natitia G., 207–10. ANCHIALUS. Vide MICHAEL A. ANDREAS CÆSAREÆ Capp. ep., s, VI, 106. Commentarius in Apocalypsin, 215–458, Præfatio Peliani, 207–12. Notæ Ft. Sylburgii, 457–86. Capita Apocalypseos, 211–6. Notitia Oudin, 199–208. Monitum Migne, 7–8. Index græcitatis, 1387–94. Index analyticus, 1395–1412. ANDREAS CRETENSIS, arch., s. VII-VIII, 97. Orationes 1–21. ex editione G. el Combefis, juxta ordinem analogicum dispositæ, 1–4. In Nativitatem В. M. V,, 805–20, 819–44, 843–62, 861–82. 5 .  In Annuntiationem, 881–914. 6 .  In Circumcisionem Domini et in S. Basilium, 913–32. 7 .  In Transfigurationem Domini, 931–58. 8 . In Lazarum quatriduanum, 959–86. 9 . In ramos Palmarum, 985–1018. 10–11. In exaltationem S. Crucis, 1017–36, 1035–46. 12–14. In dormitionem S. Mariæ, 1045–72, 1071–90; 1089–1110. 15 . In S. Joannis decollation em, 1109–42. 16 . In apost. Titum, 1141–70. 17 .In S. Georgium, 1169–92. 18 .In S. Nicolaum, 1191–1206. 19 .In S. Patapium, 1205–34 et 1235–54. 20 .In Publicanum et Pharisæum, 1255–68. 21 .De humana vita et de defunctis, 1267–1302. De SS. Imaginum veneratione (Boissonade), 1301–4. De cyclo solari et lunari (Petavius), 18, 1329–34. Canones præcipui et triodia (Combefis), , 97. 1 . In В. Annæ conceptionem, 1305–16. 2 . In B. Mariæ natalem,315–30. 3 . Magnus canon, 1329–86. 4 . In Lazarum, 1385–98. 5 . Triodia majoris hebdomadæ, 1399–1420. 6 . Canon in mediam Pentecosten, 1421–34. 7 . Idiomela 1–6, 1433–38. 8 . Iambi ad Agathonem (G.), 1437–44. Notitia G., 789–92; FH., 791–804. Index initiorum horn., FH., 801–4. Index analyticus, 1645–54. ANDREAS SAMOSATENSIS ep., s. V, 85. Epistolæ 1–10, in Synodico, 84, с 43, 59, 62, 63, 82, 90, 98, 101, 103, 106.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1368 Там же, De Vita Martini, c. 20. То же самое, будто бы было повторено епископом Ноцерским при дворе императора Фридриха II. Raumer, Gesch. Der Hohenstaufen, 3, 290. 1371 370 г. Cod. Theodos. 16, 2:30. Нужно заметить, что закон этот был направлен против отдельных лиц, а не против церкви. Nat. Alex. 7:150. 1375 См. Hieron. Ep. 52:7. Некоторые из правил 4 собора Карфагенского, имеют целью защитить пресвитеров против притязаний как их начальников, так и их подчиненных. Так, епископ не должен позволять пресвитеру стоять, когда он сам сидит (34); в церкви и церковных собраниях он должен сидеть выше пресвитеров; но «intra domum», он должен помнить, что он их сотоварищ (35); диаконы должны помнить что они служители пресвитеров, как и епископа (27) и не должны садиться без позволенья пресвитеров (39). 1376 Собор Лаодикийский, 372 г.(?), С. В. постановляет, что выбор лиц для ххххх (то есть, или только пресвитерства, или только епископства, или пресвитерства и епископства вместе) не должно быть предоставляемо народу, – ххххх. 1381 Предложение это, вероятно было сделано Осием, так как оно согласуется с правилом собора Элвирского, на котором он председательствовал. 1385 С. 4, ар. Hard. 533. Григорий Назианзин говорит о лицах, которые с целью извинения в отсрочке своего крещения, заявляли что они не хотели принимать его от рук женатого епископа или пресвитера (Orat. 40:26). Это между прочим служит доказательством, как обычен был брак среди восточного духовенства. 1387 В то время обсуждался вопрос, считать ли двоеженцем клирика, который женат был однажды до крещения и однажды после крещения. Бл. Иероним (Ep. 69:2) решает его в отрицательном смысле; но его издатели замечают, что западные авторитеты (каковы Иннокентий I и Лев I) стояли вообще за другую сторону. См. Gracian, Dist. 26 (Patrol. 187). 1390 C. 3, См. Suicer под словом хххх. Из неверного понимания Subintroductam muliriem в переводе, в течение средних веков предполагалось, что этот канон направлялся против браков духовенства. См. защиту первого Римского собора при Григории VII в Hard. 6:1532. Мысль, что запрещение брака, относится к апостольскому авторитету, есть изобретение позднейших папистов. Giesel. 1, 2:257.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оставляя патриарших митрополитов в Москве пользоваться гостеприимством великого князя, – а нужно думать, что они желали и старались воспользоваться им как можно долее, – Пимин в Мае 1385 года отправился в Константинополь, чтобы хлопотать там о восстановления или об укрепления себя на кафедре митрополии 474 . Со своей стороны патриарх, когда явился к нему Пимин, выписал к себе своей грамотой Киприана, который и прибыл в Константинополь вместе с патриаршими митрополитами, ходившими в Москву и возвратившимися спустя некоторое время после Пимина 475 . Не ставя великому князю нового митрополита, патриарх предположил дать суд двум существовавшим митрополитам, чтобы решить, который из них должен быть признан имеющим законное право на кафедру московскую. Совершенно непонятно, почему и по каким побуждениям патриарх, столько перед великим князем виновный делом поставления Пиминова, хотел навязать ему того или другого из не желаемых им митрополитов. Но не только непонятно, но и совершенно не может быть извинено поведение патриарха, который, предполагая дать великому князю того или другого из не желаемых последним митрополитов, не хотел дать ему ни одного: митрополиты в ожидании суда прожили в Константинополе, а великий князь пробыл в неизвестности, – кто будет у него митрополитом и без всякого митрополита, около трёх лет – до конца 1387 – начала 1388 года. Медлил ли патриарх так долго судом потому, что вообще не находил нужным торопиться с делами русской церкви, или же он имел к этому какие-нибудь особенные побуждения: но когда видишь, что на целую церковь люди смотрели как на свою игрушку, то невольно овладевает тобой страшная грусть... Конец невероятно долгого медления был тот, что Киприан одолел Пимина, причём дело сопровождалось со стороны последнего неожиданными, а со стороны другого, находившегося в Константинополе, представителя Москвы невероятными поступками. Вскоре после того, как возвратились в Константинополь ходившие в Россию митрополиты, великий князь снова прислал к патриарху Симоновского архимандрита Феодора с подтвердительными требованиями низложения Пимина и с новым представлением доказательств его виновности 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010