XIII - сер. XV в. Самой ранней является роспись ц. великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата (ок. 1295), к 1312 г. относятся фрески ц. Митрополии, в 1-й четв. XIV в. была выполнена роспись ц. Богородицы Одигитрии (Афендико). Фрески Афендико и Митрополии свидетельствуют о высоком уровне художественной жизни Мистры и ее связях с К-полем. Сер. XIV в. датируются росписи Евангелистрии и ц. Софии, 80-90-ми гг. XIV в.- ц. Богородицы Перивлепты и ок. 1428 г.- ц. Богородицы Пантанассы. Два последних ансамбля отличаются сложностью иконографической программы и являются памятниками позднего стиля, также ориентированного на столичное искусство. Внимание к символическому осмыслению литургии, стремление максимально наглядно представить центральное таинство христ. Церкви привели к развитию иконографии композиции «Великий вход», представленной в жертвеннике ц. Богородицы Перивлепты. Христос Психосотир (Душеспаситель). Икона. 1-я пол. XIV в. (Народный музей Охрид) Христос Психосотир (Душеспаситель). Икона. 1-я пол. XIV в. (Народный музей Охрид) Сходные процессы можно отметить в живописи Сербии, Македонии и Румынии. В росписях церквей Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (Сербия, 1338-1348), арх. Михаила в мон-ре Лесново (Македония, 1348), вмч. Димитрия в Марковом мон-ре (Македония, 1376-1380), Спасителя в мон-ре Раваница (Сербия, 1385-1387), св. Андрея на Треске (Югославия, 1389) и св. Николая в Куртя-де-Арджеш (Румыния, сер. XIV в. ), где присутствуют греч. и слав. надписи, сложная литургическая программа сочетается с обилием пространных циклов, среди к-рых важное место занимает цикл Акафиста Богородице. Исихастские споры сер. XIV в. не только затронули богословские круги, но и отразились на культуре В. и. Под влиянием учения о Фаворском свете получил особое значение свет в живописи: стали широко применяться сияющие блики, лежащие на поверхности предметов, моделирующие объемы белильные «движки»; свет пронизывает и преображает плоть, мягкое свечение излучают лики. Наиболее ярко этот стиль проявился в творчестве Феофана Грека, расписавшего ц.

http://pravenc.ru/text/ВИЗАНТИЙСКАЯ ...

Временные успехи Мануила заставили турок направить в Южную М. большую группу войск. Важную роль в военной кампании 1383-1387 гг. сыграл военачальник Эвренос-бей. Были взяты Битола (1383), Серры, Драма, Зихна (1384), Штип, Велес, Прилеп (1385), Кастория (1385 или чуть позже), Веррия (1385-1386 или ок. 1387), Христополь (ныне Кавала) (1387). Фессалоника в 1383-1387 гг. выдерживала осаду, но в апр. 1387 г. ее жители сдались Хайреддину-паше. Вскоре византийцам удалось восстановить контроль над городом. Завоевательную политику Мурада I продолжил его сын Баязид I. После битвы на Косовом поле (1389) он направил тур. силы в М. В 1389 г. после 8-месячной осады пала Эдесса, были захвачены Китр и крепость Платамон. В 1394 г. Баязид I взял штурмом Фессалонику. В кон. 1391 - нач. 1392 г. туркам удалось завладеть Скопье, ок. 1393 г.- крепостью Сервия, к-рая оказала сильное сопротивление, в 1394 г.- Охридом. Башня крепости кор. Марко в Прилепе Башня крепости кор. Марко в Прилепе В нач. 90-х гг. XIV в. Баязид I изменил политику по отношению к христианским правителям-вассалам: они стали рассматриваться скорее как препятствие, чем как помощь в завоевании. Поэтому в некоторых местах были размещены тур. гарнизоны. Зимой 1393/94 г. была организована встреча османских вассалов в Серрах, где на них были возложены тяжелые обязательства. Не случайно братья кор. Марко - Андрияш и Дмитар оставили свои владения и уехали в Дубровник и Венгрию. Но большая часть вассалов сохранила лояльность к туркам. В 1395 г. кор. Марко и Константин Драгаш приняли участие в османском походе против валашского господаря Мирчи I Старого и венг. кор. Сигизмунда I и погибли в битве при Ровине. Их владения перешли под прямое управление султана. После поражения, нанесенного туркам в 1402 г. войсками Тимура, Палеологи отвоевали Фессалонику с окрестностями, п-ов Халкидики и побережье от устья Пиньоса до течения Стримонаса. Но в 1423 г., чтобы избежать захвата Фессалоники турками, Андроник Палеолог (сын Мануила II) вынужден был сдать город венецианцам.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Весной 1384 г. по неясной причине И. Г. покинул осажденную Фессалонику и приехал в К-поль. Патриарх Нил неоднократно обращался к И. Г. с призывами вернуться в епархию. В сент. 1384 г. решением Свящ. Синода К-польской Церкви И. Г. был низложен в связи с его длительным отсутствием на кафедре. Возможно, неожиданный переезд И. Г. в К-поль был лишь предлогом для его низложения; его политические связи с различными визант. деятелями, в т. ч. с представителями правящей династии Палеологов, делившими между собой власть и земли империи, в этот период не отражены в источниках. Жители Фессалоники также были недовольны отъездом митрополита: 15 июля 1385 г. иером. Досифей Карантин отправил ему письмо, где упрекал за то, что он покинул город. В ответ 14 сент. 1385 г. И. Г. отправил послание-апологию с извинениями, он объяснял, что оставил Фессалонику против своей воли, и выразил надежду на скорое возвращение, тем более что страдал и от разлуки с братом, к-рый находился в осажденном городе. В нач. 1386 г. И. Г. был возвращен сан митрополита Фессалоники. Возможно, к этому моменту в связи со смертью имп. Андроника IV в 1385 г. политическая ситуация в Византии изменилась и прежние конфликты И. Г. с имп. Мануилом и Свящ. Синодом оказались исчерпаны. Тем не менее по намекам в письмах И. Г. можно заключить, что отношения с патриархом Нилом были холодными (Ibid. 1912. Επ. 5. Σ. 376-379). И. Г. оставался в К-поле при дворе по крайней мере до сер. лета 1389 г. В 1387 г. турки захватили Фессалонику и увели в М. Азию большое число пленных (оккупация продолжалась до 1392 и в 1394-1403). После 1389 г. И. Г. отправился в Анатолию ко двору султана Баязида I, чтобы вести переговоры, вероятно, о судьбе плененных и о будущем положении Фессалоники и ее жителей-христиан под тур. правлением. Тяжелому путешествию И. Г. в Анатолию посвящена монодия ритора Константина Иванка из Фессалоники (PLP, N 7973), обращенная к митрополиту. И. Г. вернулся на престол Фессалоники, возможно, в 1393 г. (известны 2 его гомилии, произнесенные в Фессалонике в окт.

http://pravenc.ru/text/Исидору ...

Архиеп. Арне известен обращением к пастве, оформленным в виде грамоты, на провинциальном синоде в Нидаросе в 1347 г. В обращении, адресованном только мирянам, в краткой и доступной форме были изложены основы христ. вероучения и благочестивого образа жизни. По результатам каждого провинциального синода архиепископ выпускал статут, в к-ром отражались принятые синодом решения. Известно о 9-10 таких документах, объединенных архиеп. Арне в кодекс, ныне утраченный. «Христианское право архиепископа Йона» долгое время не действовало в Н., пока не было введено ок. 1350 г. указом кор. Хакона VI в судебных округах Фростатинга и Гулатинга. Статут архиеп. Олава I (1350-1370) стал очередным шагом к введению единого церковного законодательства в Н. и основывался на принципах Тёнсбергского конкордата. Этому способствовали переговоры между кор. Магнусом Эрикссоном и Хаконом VI, с одной стороны, и архиеп. Трондом Гардарссоном (1371-1381) - с другой, в Бергене (1373) и Тёнсберге (1374). Результатом стала новая редакция церковного права, подготовленная вице-канцлером Винальдом Хенрикссоном (впосл. архиепископ Нидаросский в 1387-1402). В 1367-1370 гг. Н. была втянута во 2-ю Ганзейскую войну на стороне Дании, последствиями которой стали торговая блокада страны и прекращение поставок хлеба. Гос-во, разоренное чумой, начавшейся еще в 1349 г., и войнами, оказалось банкротом. В этих условиях, чтобы сохранить власть после смерти своего отца, дат. кор. Вальдемара IV (1375), кор. Маргрете добилась избрания на дат. престол их общего с Хаконом VI сына - Олава IV, который после смерти отца стал и норвежским королем (1380), что положило начало унии между Н. и Данией (1380-1387). После преждевременной смерти Олава IV (1387) по закону корона должна была перейти к шведскому кор. Альбрехту Мекленбургскому, однако Маргрете удалось убедить норвеж. знать согласиться избрать на престол малолетнего Эрика Померанского, который был внуком ее сестры. Норвежцы надеялись совместно с Данией расправиться с господством мекленбуржцев и эффективнее противостоять ганзейскому диктату во внешней торговле.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

1361 г. Iannuar. Ind. XIV. Ibidem. р. 412. Philotheus patriarcha litteris datis ad patriarcham Antiochiae conqueritur de episcopo Tyri et Germanopoleos. Ibidem. p. 415. Патриарху Пахомию вручено было ложное уведомление, будто Вселенский не признает его законным патриархом. Узнал об этом Вселенский и известил его, что он признает его законным патриархом, и отлучает от церкви лжеца, кто бы он ни был. 1365 г. Ibidem. р. 463. Synodus Antiochiae iterum confirmat, Pachomio rite electum esse patriarcham... Παρεδηλσαμεν τ μν ερτητι... κα πλιν παραδηλομεν κ δευτρου τ μν γιτητι δι το παρντος μν συνοδικο γρμματος, τι παρ’ μν ες γνετο πατριρχης ντιοχεας δηλωθες Κυρ Παχμιος. У Брека 111. – Muralt sub anno 1365: Un Synode d’Antioche confirme la validité de l’election du patriarche d’Antioche Pachôme. Междупатриаршество. 1367–1368. Le Quien. Anno 1367 antiochena sedes patriarcha vacasse omnino videtur propter inscriptionem epistolae Urbani Papae V, quae hoc anno data est ad patriarchas tres Orientes Constantinopolitanum, Alexandrinum et Hierosolymitamum; prudentibus viris Philotheo Constantinopolitanam, Nifoni Alexandrinam et Lazaro Ilierosolymitanam ecclesiam more graecorum regentibus, omisso prorsus Antiocheno. 105. МИХАИЛ. 1369–1374½ Acta P. C. T. I p. 511: Anno 1369 februario 15 indict. VIII. patriarcha Philotheus litteris ad patriarcham Antiochiae datis conqueritur de quodam Marco: Бывший Апамейский епископ Марк, управляя Одигонским монастырем в Константинополе, наделал много соблазнов, не признавал ни чьей власти и поносил всех архиереев: за это был отрешен Антиох. владыкою: но опять домогался настоятельства в Одигоне. Посему Вселенский просил не посылать его в эту св. Обитель. Le Quien. – У Брека 112. Междупатриаршество. 1374–1376. 106. МАРК из Константинополя. 1377. †1378. Le Quien. – У Брека 113. Опять междупатриаршество. 1379–1385. ПАХОМИЙ. 1386. †1387. Опять патриаршил два года и умер 9 декабря 6895=1387 года. (Брек) 107. НИЛ. 1387–1395. 21 январ.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

516 ...прозванъ бысть Темирь Аксакъ... – Β одном из сражений Тимур был тяжело ранен в бедро и остался хромым (это подтвердило и медицинское обследование его скелета); русское прозвище Железный Хромец – перевод с тюркского («половецкого») Темир Аксак; персидский вариант Тимур-ленг дал известное в Европе произношение: Тамерлан. 517 ...цесаря туръска Крещия полонилъ... – Β походе на Малую Азию Тимур пленил султана Баязета I Молниеносного (Крещий – высекающий искру, огонь; от глагола кресати, как перевод-калька турецкого эпитета Баязета: Jildirim – Молниеносный) после битвы при Ангоре в 1402 г.; раньше этого года «Повесть...» ο Темир Аксаке не могла появиться. 518 Асеимена тмъ землямъ и тмъ цесарствомъ... – Перечисляются города и государства, покоренные Тимуром: Чагадай – Чагадайское государство в междуречье Амударьи и Сырдарьи, первый эмират Тимура; Хорусани – Хорасан, город и область в северо-восточной части Ирана; Голустаини – город Гюлистан; Китай – Китая Тимур не завоевал, он умер в начале вторжения в эту страну; Ширасъ – Шираз – город в Иране, захвачен Тимуром в 1387 г.; Испаганъ – город в центральном Ираке Исфаган за восстание и убийство тимуровских сборщиков дани в 1387 г. был разрушен; Тимур повелел убить жителей, а из их черепов сложить пирамиду; Ориначь – город Ургенч в Средней Азии; Гиненъ-Сизъ – Гилянсизъ, то есть Ганджа, город в Закавказье на одном из притоков Куры; Шибренъ – Шабран, ныне город Ширван в Северном Азербайджане; Шамахии – город Шемаха в Азербайджане; Савасъ – город в Малой Азии Сивас захвачен Тимуром в 1402 г.; Арзунумъ – город Эрзерум в западной Армении; Тефлизий – Тбилиси захвачен Тимуром в 1386 г.; Тевризий – город в южной части Азербайджана Тавриз захвачен Тимуром в 1385 г.; Горзустаний – Грузия; Обезний – обезами в Древней Руси называли абхазцев; Багдатъ – Багдад, город на реке Тигр (ныне столица Ирака), Тимур занимал дважды – в 1392 и 1401 гг.; Тимиръ Кабы – город Дербент на западном побережье Каспийского моря, в переводе «Железные Ворота»; Асурию – называется территория древнейшего Ассирийского государства в Закавказье; Вавилонское цесарство – называется территория древнего малоазийского государства в междуречье Тигра и Евфрата, также покоренная Тимуром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Присоединившись к Польше на федеративных началах, Литовское княжество не могло взять над ней преобладания, но также не имело задатков для прочной федерации. Разрозненное по своему племенному составу, обессиленное вероисповедным антагонизмом, постоянно теснимое и придавливаемое сильным союзником, угрожаемое со всех сторон внешними врагами, оно неизбежно должно было потерять свою независимость. История его со времени городельского сейма до Люблинской унии проходит чрез ряд ступеней, низводящих его все ниже и ниже с первоначальной высоты. Польша стремилась и пользовалась всеми случаями подчинить его себе и уничтожить его самобытность. Литовские князья любили свою родину и старались сберечь ее, сколько могли, от Польши; но политика Польши, возводившая литовских князей на польский престол, вынуждала последних жертвовать интересами родного престола. Литовская Русь всеми силами противилась этому объединению и, под видом его, порабощению Польше: но не имела ни сил внутри, ни опоры вовне, чтобы удержаться на раз принятом скользком пути. Условием брака Ягайла с Ядвигой и соединения под одной верховной властью Польши и Литвы было обращение Ягайла и обязательство его обратить своих подданных великого княжества в латинскую веру. В 1385 г. он сам торжественно отрекся в Кракове от восточной веры, которую исповедовал, а по прибытии в 1387 году в Литву объявил римско-католичество господствующей верой 82 и начал латинскую миссию в Вильне. Во главе латино-польского духовенства, прибывшего с Ягайлом в Литву, стояли гнезненский архиепископ Богориа и доминиканец Венжик. Король сам был толмачом их проповеди к собравшемуся народу 83 «и окрести Литву в немецкую веру». Но еще половина столицы его оставалась православной. В том же (1387) году Ягайло учредил в Вильне латинское епископство и отдал его поляку Андрею Василю, герба Ястрембец, епископу серетскому (молдавскому) in partibus, бывшему духовнику королевы Ядвиги и матери ее Елизаветы 84 Ягайло учредил также много латинских приходов и отдал их полякам, 85 а Ядвига уфундовала их имениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1979. С. 43; L udat. 1980. C. 175). В 1375 г. вслед. новой войны между кор. Людовиком I и господарем Владиславом I Венгрия вернула себе крепость Северин, документ этого года свидетельствует о существовании католич. епископии в Северине ( Hurmuzaki. 1890. Vol. 1. Pt. 2. Р. 276). Н. Т. вынужден был покинуть Водицу. Для нового мон-ря он выбрал место на севере Олтении, в долине р. Тисмана. Мон-рь Тисмана был основан господарем Раду I (ок. 1377 - ок. 1385), братом и преемником Владислава I. Ктиторский акт Раду I отсутствует, сведения о начале монашеской жизни в Тисмане можно почерпнуть из грамоты его сына господаря Дана I (ок. 1385-1386), к-рый увеличил пожалование своего отца мон-рю: «Сего, благоизволи господство ми якоже и господству, сице и сему въсприемник быти, обновити убо помен родителя моего, своею же ради душу, с храм Пресветыю Владичицу Богородицу и Приснодевы Марию наздати и укрепити всекыми прилогы и доходци, не тьчию се, но и елика при родители моем приложися ся монастирю, все подтвръдити и укрепити» (DRH. B. ara Româneasc. 1966. Vol. 1. P. 20). Согласно этому документу, в мон-ре на тот момент проживали 10 монахов. После того как Валахия вслед. династического кризиса и гражданской войны в Венгрии вновь установила контроль над Северином, Н. Т. вернулся к управлению мон-рем Водица, сохранив в то же время и пост настоятеля в Тисмане. Это положение было отражено в грамоте Дана I, а также в документе от 27 июня 1387 г. господаря Мирчи Старого (1386-1418), к-рый увеличил пожалования этим 2 мон-рям (Ibid. Р. 22-23; Бойчева. 1979. С. 44-45). В возведении мон-рей и устроении там монашеской жизни Н. Т. оказывал поддержку серб. кн. мч. Лазарь. Его пожертвования подтвердил его сын, деспот св. Стефан Лазаревич (1402-1427): согласно грамоте 1406 г., св. Стефан вернул валашским мон-рям земельные владения и села: «Иже помощью блаженаго родителя моего създаше се, храмь Пречьстой Богородици на Тисменои и Великаго Андониа на Водици. Метохы яже имаху в области царства ми, подобно якоже и инаа в забытие и запустение коньчно преложеннаа.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

618 Москва была взята 26 августа; для того, чтобы после этого татарские отряды достигли Звенигорода, Волока, Можайска, Юрьева, Дмитрова и Переяславля и все возвратились, необходимо было не менее пяти-шести дней. Следовательно, Тохтамыш не мог уйти из Москвы ранее первых чисел сентября. 622 Черепнин Л.В. Указ. соч. С. 648–650; Клюг Э. Княжество Тверское (1247– 1485 гг.). Тверь, 1994. С. 221. 627 См.: Павлов П.И. К вопросу о русской дани в Золотую Орду//Ученые записки Красноярского пед. ин-та. Красноярск, 1958. Т. 13, вып. 2. С 101. 628 Для выплаты этой дани, по-видимому, брались деньги в долг у русских и мусульманских купцов (Водов В. «Долг бесерменьскыи и протор и русскыи долгь» в договорной грамоте Дмитрия Донского с Владимиром Андреевичем Серпуховским//Russia mediaevalis. München, 1977. Т. III). Примечательно, что во время своего похода на Новгород зимы 1386–1387 гг. Дмитрий требовал с новгородцев за различные провинности общую сумму именно в 8000 рублей (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 2. С. 345–347); очевидно, он стремился таким образом восполнить собранную в 1383–1384 гг. с разоренной войной территории великого княжения и ушедшую в Орду сумму. При принятии предположения о «сопряженности» этих двух выплат делается понятным, почему известия о них обеих содержатся именно в Новгородской IV летописи (т.е. у новгородского летописца конца первой трети XV в.): в Новгороде, видимо, хорошо осознавали наличие связи памятных для новгородцев событий зимы 1386–1387 гг. с задолженностью великого князя хану. 635 О дате см.: Назаров В.Д. Дмитровский удел в конце XIV – середине XV в.//Историческая география России: XII – начало XX в. М., 1975. С. 50–51, примеч. 27; Клюг Э. Указ. соч. С. 230–232. 640 По мнению А.Л. Хорошкевич, в договоре 1399 г. имелось в виду именно это событие (автор относит его к 1395 г.) (Хорошкевич А.Л. Noлimuчhi hacлiдki Куликовськоï битви//УÌЖ. 1980. С. 54). 644 Повтор данного пункта в договоре Василия с Михаилом был связан, очевидно, с тем, что Тохтамыш в 1399 г. пытался вернуть себе престол в Орде с помощью Витовта и вполне мог предъявить в случае успеха претензии к Василию, враждебно настроенному в этот период к великому князю литовскому (см. гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1379 г. их ослабили набеги очередных банд наемников, на этот раз выходцев из Наварры, разорявшие Зап. Грецию в 1376-1404 гг.; в 1387 г. каталонцы были вынуждены уступить афинский Акрополь флорентийскому правителю Коринфа. Визант. возвращение в Сев. Грецию при первых Палеологах было недолговременным. В сер. XIV в. гражданская война в Византии и социальное движение, вылившееся в восстание «зилотов» в Фессалонике в 1342 г., опустошительная война с наемниками, затем серб. наступление Стефана IV Душана (1331-1355) на визант. владения в Сев. Греции и, наконец, тур. вторжение свели на нет успехи, достигнутые византийцами в кон. XIII в. Весьма сложной была история Фессалоники в этот период. В 1224 г. эпирский деспот Феодор Комнин Дука захватил город, и он стал частью Эпирского деспотата, пока в 1246 г. не перешел к никейскому имп. Иоанну III Ватацу. В 1308 г. Каталанская компания неудачно осаждала Фессалонику. В 1320 г. город был центром политического противостояния между претендентами на визант. престол Андроником II и Андроником III. В 1334 и 1341 гг. Фессалоника отбивала наступление сербов, к-рые также не смогли овладеть ею. В 1342-1349 гг. город находился под упр. «зилотов» - вождей местного городского восстания. Османы напали на Фессалонику осенью 1383 г., и в 1387 г. город, находившийся почти в постоянной осаде, пал. Однако после сражения при Анкаре в 1402 г., когда турки были разбиты Тимуром, византийцы захватили власть над Фессалоникой и установили деспотат, как в Морее. Но в 1423 г. деспот Андроник сдал город Венеции, к-рая согласилась соблюдать права и привилегии жителей. Султан Мурад II взял город 29 марта 1430 г. после короткой осады. Лит.: Fallmerayer J. Ph. Geschichte der Halbinsel Morea während des Mittelalters. Stuttg.; Tüb., 1830-1836. 2 Thl. Hildesheim, 19652; Hertzberg G. F. Die Geschichte Griechenlands unter der Herrschaft der Römer. Halle, 1866-1875. 3 Bde; Васильев А. Славяне в Греции//ВВ. 1898. Т. 5. С. 404-438, 626-670; Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten.

http://pravenc.ru/text/597843.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010