Купол фессалоникийского типа возведен над первым кафоликоном Большого Метеорского мон-ря (1387-1388), включенном в качестве алтаря в структуру более поздней церкви. Возможно, кафоликон был построен фессалоникийскими мастерами после захвата их города османами в 1387 г. В ц. вмч. Георгия в Оморфоклисье близ Кастории (XIV в.) заметно взаимодействие традиций: эпирской (барабан купола) и фессалоникийской (ниши в гранях апсиды, заполненные фигурной кладкой). 3-ярусная, квадратная в плане колокольня эффектно поставлена перед нартексом по оси храма. Особое место в архитектуре эпохи занимают храмы Мистры. Их пространства отличаются повышенными пропорциями и хорошей освещенностью. Все постройки сложены самым простым вариантом кладки в технике клуазоне, но очень аккуратно, с тщательно отесанными блоками охристого камня. В ц. св. Феодоров, построенной в технике смешанной кладки, лишь на вост. фасаде в 3 поясах использована кладка в технике клуазоне. Эти пояса, как и декоративные арки на торцах выступающих вверх рукавов, подчеркнуты лентами поребрика - излюбленным мотивом местных мастеров. Поребриком выделены и арочные грани на барабане. В ц. вмч. Димитрия (Митрополия) на боковых торцах применена и орнаментальная живопись. Декор апсид ц. Афендико с разделением их многогранных объемов на 4 зоны, верхние 3 из к-рых занимают разновысотные окна и ниши, напоминает оформление вост. фасадов к-польских храмов. На барабанах церквей Мистры окна чередуются с плоскими нишами, как в ц. св. Феодоров, или округлыми, как в ц. вмч. Димитрия (Митрополия) и в ц. Богородицы Евангелистрии. В 2 последних храмах традиц. аркатура барабана заменена одиночными выдвинутыми арками над окнами, тогда как над нишами их нет. На барабане ц. Богородицы Евангелистрии отсутствуют и колонки, арки опираются на консоли. В последней значительной постройке Мистры - ц. Пантанассы (1428), поставленной на крутом склоне так, что открытая галерея размещена на краю обрыва,- создан просторный, светлый интерьер. В декоре отражены вост. и готические мотивы. Окна в виде готического трилистника применены и на примыкающей к углу храма 3-ярусной колокольне. Это одна из мн. звонниц города, сооруженных не позднее XV в., для к-рых характерны грани, прорезанные крупными 2- и 3-частными проемами, разделенными мраморными колоннами.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Фреска «Страшный суд», выполненная Микеланджело с 1537 по 1541 годы, покрывает стены алтаря Сикстинской капеллы в Ватикане. Изображение демонстрирует второе пришествия Христа и Апокалипсис, когда человеческие души отправляются в ад или в рай. Фреска изобилует сценами, в которых мужские фигуры сплетаются в объятиях и целуются. Лаццарини считает, что это «несомненно, говорит об их гомосексуальной природе». Искусствовед также полагает, что прорисованные на фреске «напряженные мускулы мужчин» и «анатомические гримасы боли на их лицах» взяты из реальной жизни во время посещения Буонарроти бань, в которых были все условия для сексуальных контактов. Когда фреска была написана, католическую церковь возмутило чересчур натуралистическое описание Микеланджело обнаженных мужских тел, и художника обвинили в непристойности и непотребстве. Бьяджо да Чезена, папский церемониймейстер того времени, заявил, что фреска больше подходит для «общественной бани и таверны», чем для места поклонения. После смерти Буонарроти, художнику Даниэле де Вольтерра (Daniele da Volterra) было поручено закрасить гениталии изображенных на фреске людей, за что он получил прозвище «штанописец» . Рассмотрим, как изображали св.Иоанна Предтечу православные иконописцы и Леонардо да Винчи. Св.Иоанн Предтеча. Константинополь. 1387–1395. Икона св. Иоанна Предтечи – из семи икон из деисусного ряда иконостаса соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы Высокого серпуховского монастыря. Написан по заказу Афанасия Высоцкого Старшего в Константинополе в 1380–1390 гг. для белокаменного храма, строившегося в монастыре с 1381 г. по инициативе князя Владимира Андреевича Храброго, прислан ещё при жизни Афанасия Высоцкого Младшего (ум. 12 сентября 1395 г.) вместе с другими иконами и благословенной грамотой. Ныне шесть икон Высоцкого чина находятся в Третьяковской галерее, икона «Святой Иоанн Предтеча» – в Русском музее (с 1934 г.). Св.Иоанн Предтеча.Фрагмент. Константинополь. 1387–1395. Написана икона уже после исихастских соборов в Византии. Разъяснение исхастских религиозно-философских идей дал А.Ф. Лосев: «Осияние и преображение твари возможно только потому, что есть нетварная энергия Божия, оформляющая и осмысляющая тварное естественно (ибо иначе тварь никуда и не восходила бы, но оставалась сама собой и по себе); но, с другой стороны, осияние и восхождение возможны только потому, что тварь, своими силами и за свой риск и страх, стремится приблизиться к Богу (ибо энергия лично-произволяющего Бога, сообщенная человеку, становится лично-произволяющим устроением самого человека). Человек – тварь; следовательно, он не Бог по существу и не может стать таковым. Но человеку сообщима энергия Божия, которая есть Сам Бог. Следовательно, человек есть бог – уже по причастию, стало быть, и по благодати, а не по сущности, и – может, должен стать им, то есть энергийно стать, неотлично отождествиться с Ним по смыслу, имея единственное отличие от Него – по сущности, по субстанции, по факту, по бытию».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/02/...

Наметившиеся здесь тенденции получили продолжение в политике польского короля (и одновременно великого князя литовского) Владислава (Ягайла), под властью которого оказалась не только Галицкая земля (с 1387 г.), но и украинские земли, как, например, Волынь, в составе Великого княжества Литовского, на которые ранее лишь формально распространялись предписания буллы 1375 г. При решении вопросов, касавшихся этих земель, Ягайло действовал совместно с двоюродным братом Витовтом, с 1392 г. непосредственно управлявшим Великим княжеством Литовским. Между братьями вспыхивали споры из-за власти над церковными территориями, так как Витовт исподволь, но порой весьма эффективно стремился ослабить связь епископств на украинских землях Великого княжества Литовского с центром митрополии — Львовом, но в том, что касалось упрочения позиций католической Церкви в Восточной Европе, оба правителя выступали солидарно. Их деятельность в течение многолетнего правления привела к тому, что к 1430 г. все католические епископства на «русских» землях оказались обеспечены земельными владениями и иными доходами . Епископы, как правило, постоянно находились на территории своей епархии. При ряде кафедр были созданы органы церковного управления. Положение, однако, было разным на украинских землях Великого княжества Литовского, которые лишь после принятия Ягайлом в 1387 г. католичества стали объектом миссии католической Церкви, и на территории Галичины, где соответствующие процессы начались на несколько десятилетий раньше и поддерживались идущей из Польши колонизацией. Наименее значительными были результаты этой деятельности на территории Киевщины. Хотя с 1410 г. Киевским епископом стал близкий к Ягайлу доминиканец М. Трестка, крестный отец наследника трона Владислава, не сохранилось никаких следов его деятельности на территории диоцеза, владения кафедры были незначительными, у епископа не было ни капитула, ни кафедрального собора, ничего не известно и о каких-либо католических приходах за пределами Киева.

http://sedmitza.ru/lib/text/443000/

Дионисием Суздальским и игум. Симонова мон-ря Феодором, к-рая должна была огласить обвинения против митр. Пимена. В качестве нового кандидата на единый митрополичий престол рассматривался свт. Дионисий. Между авг. 1383 и нач. 1384 г. в К-поле состоялся Собор под председательством Н. Патриарх заявил, что в 1380 г. был введен в заблуждение рус. послами, самовольно представившими Пимена кандидатом вел. князя, и инициировал принятие на Соборе решения о том, что на Русь должны быть отправлены 2 митрополита, к-рым следует изучить обвинения против Пимена и в случае их соответствия действительности низложить его и поставить на митрополичий престол свт. Дионисия (RegPatr, N 2760-2761). Н. также принял решение о возведении игум. Феодора в сан архимандрита (Ibid. N 2762). Тем не менее вскоре союз Руси с Литвой распался, и в 1384 г. свт. Дионисий как нареченный митрополит прибыл в Киев, где был арестован вел. кн. Киевским Владимиром (Василием) Ольгердовичем (60-е гг. XIV в.- 1394) и вскоре скончался в заточении (ПСРЛ. Т. 25. С. 211). Возможно, решение об аресте было принято под влиянием свт. Киприана, рассматривавшего свт. Дионисия в качестве конкурента в борьбе за митрополичью кафедру. Многократные попытки Пимена восстановить утраченные позиции не привели к успеху: в кон. 1387 - нач. 1388 г. Н. принял окончательное решение о низложении митрополита (RegPatr, N 2831). Осуждение Пимена подтвердил преемник Н., патриарх Антоний IV , в февр. 1388 г. (подробнее о борьбе за Киевский митрополичий престол в 80-х гг. XIV в. см. в ст. Киприан , свт., митр. Киевский и всея Руси). Н. принадлежат 2 завещания - 1384 и 1387/88 гг., последнее завещание не сохранилось. Он является автором похвальных слов (энкомиев) своему учителю (вероятно, свт. Григорию Паламе) и «новому исповеднику» Анфиму († ок. 1370), митр. Афинскому и архиеп. Критскому (BHG, N 2029), а также не менее 43 гомилий, к-рые испытали большое влияние проповедей свт. Иоанна Златоуста . Соч.: «Послание о стригольниках»: Miklosich, Müller.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

Как таковой, Дух несотворен (increatus) и обладает единой силой, могуществом, величием, честью и сущностью с Отцом и Сыном 1382 . Так же как и Сын, Св. Дух существует вечно (semper esse) 1383 . Ему следует воздавать поклонение наравне с Отцом и Сыном 1384 . При этом Дамас полагает, что Св. Дух имеет отношение как к Отцу, так и к Сыну: Он есть не только Дух Отца, и не только Дух Сына, но вместе «Дух Отца и Сына» (Patris et Filii Spiritus) 1385 . Тем самым Дамас утверждает одно из тех догматических положений, которое впоследствии легло в основу западного учения о Filioque, о чем речь пойдет ниже. Развивая учение о Божественной Троичности, Дамас утверждает, что хотя каждое из Лиц Троицы в отдельности есть Бог, Их всех вместе не следует именовать тремя Богами, но только единым Богом вследствие единства Божества и могущества (propter unam divinitatem et potentiam) 1386 . Дамас признает в Боге существование единой сущности, Божества, силы, величия и могущества и трех Лиц (tres personas), Которые не сводятся одно к другому и не уменьшаются, но пребывают вечно 1387 . Согласно Дамасу, Отец, Сын и Св. Дух суть «три Лица – истинные, святые, равные, вечно живые, содержащие все видимое и невидимое, всемогущие, все судящие, все животворящие, все созидающие, все спасающие»; у Них «единое Божество, власть, величие, могущество, слава, господство, царство, воля и истина» 1388 . Еще один западный «никеец», Зинон, епископ Веронский (ум. ок. 370/371 г.), в своих проповедях раскрывал для простого народа «тайну единственной веры в единую Троицу» (sacramentum semel creditae unitae Trinitatis) 1389 . В этом выражении содержится указание на характерное для Зинона понимание тайны Божественной Троицы как диалектики единства и различия, в противоположность предельной рационализации, которой эта тайна подвергалась в арианской доктрине. Единство Лиц Троицы подчеркивается им с помощью целого ряда уже известных нам терминов: единая сущность (una substantia) 1390 , единое Божество (una deitas) 1391 , единая сила (una virtus, potentia) 1392 , единая воля (una voluntas) 1393 , единая любовь (caritas, affectus) 1394 , единое величие (una maiestas) 1395 , единое достоинство (una dignitas) 1396 , единое Царство (regnum) 1397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1384 И пошел Моисей, и говорил слова сии всем [сынам] Израиля, и сказал им: теперь мне сто двадцать лет, я не могу уже выходить и входить, и Господь сказал мне: «ты не перейдешь Иордан сей»; 1385 Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, сказав: озьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; … ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа [Бога], раздражая Его делами рук своих. 1386 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. 1387 я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю… вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; 1388 И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня. 1391 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; 1392 И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня. 1393 Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца, равно и все царствование его, и мужество его, и происшествия, случившиеся с ним и с Израилем и со всеми земными царствами. 1394 Прочие деяния Соломоновы, первые и последние, описаны в записях Нафана пророка и в пророчестве Ахии Силомлянина и в видениях прозорливца Иоиля о Иеровоаме, сыне Наватовом. 1395 Деяния Ровоамовы, первые и последние, описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца при родословиях. И были войны у Ровоама с Иеровоамом во все дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Завьялов. Ук. соч. С. 208 и след.; ср.: Знаменский. Духовные школы. С. 616 и след. 1385 Знаменский. Ук. соч. С. 621 и след., 624 и след. 1386 «Устав» Платона см. у Смирнова (1855). С. 218–222; Кедров. Студенты-платоники, в: У Троицы в Академии. С. 202–232; Смирнов (1867). С. 490 и след., 514 и след. 1387 Знаменский. Ук. соч. С. 631 и след., 637 и след.; Смирнов (1855). С. 264; Можаровский. Старая Казанская Академия, в: Чтения. 1877. 2. С. 101 и след. Здесь еще в 1819 г. имелся 991 стипендиат приходов: ПСЗ. 22. 15981; 25. 18921 (указы Святейшего Синода 1787 и 1799 гг. относительно таких стипендиатов). 1388 Знаменский. Ук. соч. С. 631 и след., 637 и след.; Смирнов (1855). С. 264; Можаровский. Старая Казанская Академия, в: Чтения. 1877. 2. С. 101 и след. Здесь еще в 1819 г. имелся 991 стипендиат приходов: ПСЗ. 22. 15981; 25. 18921 (указы Святейшего Синода 1787 и 1799 гг. относительно таких стипендиатов). 1389 ПСЗ. 22. 16500; 25. 18726. Ст. 15; 18880; 26. 19434, 19723, 19897; 27. 21278, 21321; 28. 21472; Смирнов (1855). С. 379 и след.; Чистович. С. 60 и след.; Сборник. 43. С. 91 и след. 1390 Знаменский. Ук. соч. С. 613; Мартынов. Записки. С. 68–183. 1391 Знаменский. Ук. соч. С. 614. 1392 Смирнов (1855). С. 64, 227 и след., 381, 390 и след.; Мартынов. С. 77; Прилежаев. Духовная школа, в: Христ. чт. 1879. 2. О воспитанниках Московской Академии, которые стали профессорами светских учебных заведений, см. также: У Троицы в Академии. С. 599; Макарий. С. 192 и след.; Чистович. С. 54–68, 151. Крашенинников (1713–1755), сын солдата, исследователь Сибири, в особенности Камчатки, окончил в 1732 г. Московскую Академию (РБС. Кнаппе-Кюхельбекер (1903). С. 420–422). С. Е. Десницкий († 1789), профессор римского права в Московском университете также был выпускником Московской Академии, а кроме того, учился в Англии, куда был послан в 1761 г. Историк Н. Н. Бантыш-Каменский учился сперва в Киевской Академии, а завершил свое образование в Московской (РБС. Дабелов-Дядьковский (1905). С. 331–335). 1393

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Р. с их кафедр. В 1375 г. папской буллой для этой земли была учреждена митрополия с центром в Галиче (с 1412 во Львове), в состав к-рой были включены ранее созданные еп-ства в Перемышле, во Владимире и в Холме. Вскоре после выдачи буллы Владислав Опольский наделил католич. митрополичью кафедру во Львове обширными земельными владениями и десятиной от городских пошлин. В 1384 г. кафедра получила значительные земельные дарения от венг. кор. Марии. К 1385 г. в центре католич. диоцеза был построен кафедральный собор. Эти тенденции получили продолжение в политике польск. кор. и вел. кн. литов. Владислава (Ягайло), под власть к-рого Г. Р. перешла в 1387 г. Одним из главных итогов его правления стало то, что к 1430 г. все католич. еп-ства на «русских землях» Польши и Великого княжества Литовского (последнее с 1392 находилось под непосредственным упр. Витовта , поддерживавшего в этом аспекте политику Ягайло) оказались обеспечены земельными владениями и иными доходами. В 1426 г. Ягайло подтвердил право Львовского католич. архиепископа взимать налог со всех крестьян - как католиков, так и православных,- что ясно показывало намерения власти содержать католич. Церковь за счет правосл. подданных. Легче было положение православных в Перемышле, где сохранялась епископская кафедра. Деятельность правосл. Церкви в Г. Р. начиная с кон. XIV в. подвергалась многочисленным ограничениям, сохранявшим силу до кон. XV в.: ограничивалась свобода богослужения (были запрещены крестные ходы, правосл. священники не имели права посещать больных со Св. Дарами и провожать умерших в церковных облачениях и со свечами, в нек-рых местах не разрешался колокольный звон), действовал запрет на строительство правосл. храмов, правосл. мещане не допускались в состав городских магистратов, не принимались в цехи, в судебных спорах с католиками не могли выступать ни в качестве одной из сторон, ни в качестве свидетелей. Однако совр. исследования показывают, что, несмотря на это, распространение католицизма на восточнослав.

http://pravenc.ru/text/161541.html

1385 Ориген делает вывод об μοουσιον Сына из образного описания απαγασμα, Евр. 1:3 . Его ученики отказались от этого термина на Антиохийском соборе, 264 г., потому что еретик Павел Самосатский извратил его значение, называя ουσα общий источник, из которого произошли изначально три божественные личности. Но в конце III века слово снова было введено в употребление в церкви Феогностом и Дионисием Александрийским , что доказывает Афанасий, De Deer. Syn. Nic. y с. 25 (ed. Bened., i, p. 230). Евсевий, Ep. ad Caesarienses, c. 7 (у Сократа, Η. Ε., i, 8, и Афанасий, Opera, i, 241) говорит, что некоторые древние епископы и авторы, ученые и прославленные (τν παλαν τινας λογους κα επιφανες επισκπους κα συγγραφες), употребляли слово μοοσοον по отношению к Богу Отцу и Сыну. Тертуллиан (Adv. Prax.) использовал соответствующее латинское выражение unius substantiae применительно к ипостасям святой Троицы. 1386 Каннингем (Cunningham, Hist. Theology, i, p. 291) говорит об ομοοσιος: «Количество людей, которые придерживались сути никейского учения, но возражали против используемой в нем фразеологии, было очень невелико [?] – поэтому зло было незначительно; преимущества же от обладания определенной фразеологией и ее использования были бесценны, это позволило исключить всех, кто поддерживал заблуждения, собрать вместе почти всех защитников истины и поднять некое знамя, вокруг которого в конце концов собралась вся ортодоксальная церковь , когда завершился период путаницы и смятения, вызванный арианскими уловками и арианскими гонениями». 1387 Афанасий, Epist. de Decretis Syn. Nicaenae, cap. 20 (i, p. 226); с. 26 (p. 231); и в других местах. 1388 Василий Великий , Epist. Iii, 3 (tom. iii, 146): Ατη δε φων κα το του Σαβελλου kakôv πανορθοται αναιρε γαρ την ταυττητα της υποστσεως κα εισγει τελεαν τν προσπων την εννοιαν (tollit enim hypostaseos identitatem perfectamque personarum notionem inducit) où γαρ αυτ τ εστν αυτ μοοσιον, αλλ τερον τερω (non enim idem sibi ipsi consubstantiale est, sed alterun alteri).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1381 Cod. Vat. Gr. 2219. Fol. 202 v . 1–10. Цит. по: Rochow I., Matschke Κ.-Ρ. Neues zu den Zigeunern... S. 250. 1385 Ср.: Serban C. La peur à Byzance aux XIII е et XIV е s.//JÖB. 1982. Bd. 32/2.P. 187–193 (выделяет страх перед двумя группами явлений – природно-астрономическими и общественными); Λαμπχης Σ. Μορφς υπερβατικς επικοινωνας στην ιστοριογραφα και στην χρονογραφα των παλαιολογεων χρνων// Η επικοινωνα στο Βυζντιο. Σελ. 323–330 (ценный материал о вере в сны и сновидения в высших кругах Империи). 1386 В общем плане см.: Beck H.-G. Theodoras Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München, 1952; Γλικατζ–Αρβελρ Ε. Η πολιτικ ιδεολογα της Βυζαντινς αυτοκρατορας.. Σελ. 137–147; Meduedev I. P. Neue philosophische Ansätze... S. 529–548, bes. 539–540; Hohlweg A. Astronomie und Geschichtsbetrachtung bei Nikephoros Gregoras. S. 60. 1387 Образ Феодора Метохита. См., помимо литературы, указанной выше: Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. С. 130–134 (там же, с. 130, и об эллинистических истоках образа); Ševenko I. Théodore Métochites, Chora et les courants... P. 36; cf.: p. 33, 35 (то же ощущение неустойчивости жизни и мироздания, столь знакомое новоевропейскому человеку, начиная с гамлетовского – «The time is out of joint...»). 1388 Каждан А. П. «Корабль в бурном море». К вопросу о соотношении образной системы и исторических взглядов двух византийских писателей//Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 3–16, особ. с. 9 и сл. (о «сознательном антидетерминизме» Григоры – с. 11). Эта статья закладывает основы для изучения темы на всём пространстве византийской литературы. Ср. опять-таки у Вриенния: «Человеческая жизнь похожа на непреодолимую морскую пучину, усеянную неисчислимыми скалами, подводными утесами и переполненную пиратами. В середине этого моря возвысился великий корабль, обуреваемый могучими и неисчислимыми волнами, – Божья Церковь » (цит. по: Сметанин В. А. Восприятие... С. 141). Образ корабля, по-видимому, принадлежит к числу универсальных (ср. у поэта: «В ком сердце есть, тот должен слышать, время,//Как твой корабль ко дну идёт»). Море истолковано как образ здешнего мира уже Тертуллианом (О крещении, 12. См.: Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан . Избранные сочинения/Сост. и общая ред. А. А. Столярова. М., 1994. С. 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010