Павловский монастырь существовал в царствование Андроника старшего в 1288 году. Это видно из росписи Афонских обителей, сделанной в дни сего государя и помещённой в так называемом Трагосе афонском. А пострадал ли он от нашествия Каталонцев, которые с 1303 года по 1309 разоряли все окрестности Афона: это пока неизвестно мне. Но в 1385 году некто Николай Пагáси Балдуин передал сему монастырю во владение свою наследственную обитель пресвятой Богородицы Месонисиóтиссы, построенную (не сказано, где) тестем его Радославом Хлапеном, и передал по любви к родному брату своему Арсению, который тогда был игуменом в сказанном монастыре. Эта передача помножена была пожертвованием ему четырёх селений, нескольких участков земли, и трёх семейств рыбачьих у озера Острова. Всё сие извлечено мною из Павловского дееписания, озаглавленного так: Παραδοτριον γγραϑον Νικολου Παγσης το Βαλδουβνου στωγ τους – Дарственная запись Николая Пагаси Балдуина 6893 (1385) года. В этой записи верно сказано, что «монастырь св. Павла Ксиропотамита находится при подошве св. Горы Афона, на западной стороне её, недалече от обители Вулевтирийской». А в конце её Николай Балдуин просил всех, кому достанутся его собственные имения, будут ли они греки, или мусульмане, или Сербы, не отторгать его пожертвований и не обижать калуеров. Отсюда я заключаю, что Месонисиотская (Средоостровская) обитель находилась где-то в Македонии 7 , и что она была славяно-сербская. Верность такого заключения подтверждается и самым именем и прозванием строителя её Радослава Хлапена. Стало быть, в 1385 году и в Павловском монастыре жили монахи Сербские. Сам игумен его Арсений, брат Балдуина, был Серб. В тамошней библиотеке я видел принадлежавшую ему сербскую рукопись, именно собрание слов Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, со следующей (не Арсениевой) пометою на ней: Сия книга старца Кир Арсения, лето 6956 (1448). Но когда же сербские монахи поселились в Павловском монастыре, как хозяева его, и как это случилось? Вышеупомянутый Арсений Балдуин был второй Сербский игумен сего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

b Acma Pamriarcham. Consmanminop. Миклошича т. 1, 300, 301, 303, 306, – за время после Углеша при Лазаре в сербском Родослове и из сего последнего в некоторых сказаниях новейших, см. напр. Гласн. XI, 161 sqq u XXI, 247 и 253 fin. sqq). 3) Ефрем 2-й. После смерти Саввы кафедра патриаршая стала предметом спора между целой толпой честолюбивых и корыстолюбивых соискателей (вероятно, каждый удельный владетель или деспот поддерживал своего кандидата); по устранении этих соискателей, Ефрем был избран 3 октября 1376 года (Родосл.). Правив очень недолго, неизвестно – сколько именно, но не далее 1382 года (в сем году его преемник), удалился с престола (что удалился, а не умер, см. b Monum. Serb. р. 212 и у Григоровича в Путеш. стр. 24, где в 1387 г. он – бывший патриарх), по словам одной позднейшей летописи, вследствие того, что «был великий раздор в архиереях, всякий под своим князем был особо и не было истинного повиновения своему архиепископу» (Гласн. V, 80. – Записью о поставлении патр. Ефрема кончается сербский Родослов. Нарочитых сказаний о последующих патриархах нет; имена их известны из каталогов, которых мы имели три: 1) напечатанный из рукописи XVII в. в Гласнике кн. XI, стр. 160 sqq; 2) напечатанный в «Дечанских Спомениках» архим. Рпстича стр. 81 sqq, и взятый из какой- то старой латинской книги, вероятно, uзHismoria Serviae Neяцebuчa, которой, к сожалению, у нас нет; 3) принадлежащий сербо-австрийскому писателю настоящего столетия епископу Лукиану Мушицкому и напечатанный в Гласнике кн. VI, стр. 25 sqq). 4) Спиридон. Упоминается под 1382–1387 годами (см. Гласи. XXIV, 265, у Григоровича в Путеш. стр. 24 и 83 и у Майкова в Истории сербского языка стр. 4, cfr лemonucь в Гласи. V, 80). 5) Даниил 3-й. Упоминается в правление деспота Стефана Лазаревича до 1406 г. (Monumenma Serbica p. 568, – при жизни матери Стефановой Милицы, которая умерла в сем 1406 г.; см. также у Григоровича О Сербии прибавл. стрр. 62 и 70, Дечанских Споменяков стр. 42 fin. и Гласн. XXIV, 276). 6) Савва 5-й. Известно одно только имя (в каталогах). По одной из позднейших летописей после Саввы опять был на патриаршестве Ефрем (Гласн. V, 80). 7) Кирилл 1-й. Упоминается при деспоте Стефане Лазаревиче после 1407 года (в житии сего деспота, Волокол. ркп. 655, л. 177, § 52, – в день Пятьдесятницы неуказанного года освящал церковь в монастыре Ресавском, который начат был строением в 1407 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пимен сомнительный. Моисей Святой, оставивший Епархию в 1329 году, паки возведён на оную в 1352 году. В 1355 году пожалованы ему от Константинопольского Императора Иоанна Кантакузина и Патриарха Филофея крестчатые ризы. В 1334 году поставил церковь Воскресения Христова в Деревяницах и монастырь устроил. В 1354 устроил три мужских монастыря: 1. во имя Св. Духа, Духов, 2. во имя Успения Пресвятой Богородицы в Рагодовицах, Рагодовицкий, 3. во имя Св. Архистратига Михаила на Сковородке, Сковородский. В 1359 году, по другим – в 1360 году вторично оставил Епархию и отошёл в Сковородский монастырь на упокоение. В 1362 году Января 25 преставился и погребён в том же монастыре. Ефрем, а по другим – Евфимий, Феодосий – сомнительные. 22 . АЛЕКСИЙ избран в 1359 году, хиротонисан в 1360 году. В 1387 году, а по другим – в 1388 году оставил Епархию и отошёл в Деревяницкой монастырь, где в 1389 году, Января 3, скончался и погребён в паперти. 23 . UOAHH II избран в 1387 году, Мая 7. Хиротонисан в 1388 году, Января 17, из Игуменов Хутынских. В 1401 году взят Митрополитом под стражу и содержался 3,5 года по 1404 год и потом возвращён. В 1406 году поставил церковь Преображения Господня на Видогощи и монастырь устроил. В 1414 году, Ноября 15, принял схиму, в 1415 году, Января 20, оставил Архиепископию и отошёл в Деревяницкий монастырь на покой, где в 1417 году, Июня 24, скончался и погребён в притворе. 24 . СИМЕОН, Святой, избран в 1415 году, Августа 11, из монахов Хутынских, хиротонисан в 1416 году, Марта 22. До Святительского сана именовался Сампсон. По 5-летнему правлению, в 1421 году, Июня 15, преставился и погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. Феодосий избран в 1422 году, Сентября 30, из Игуменов Клопских. Изгнан в 1423 году, Августа 30, не быв хиротонисан. Скончался в 1425 году. 25 . EBФUMUЙ I, прозванием Брадатый, до Архиепископства именовавшийся Емелиан, избран в 1423 году из Игуменов Деревяницких, хиротонисан в 1424 году. По 6-летнему правлению Епархией, в 1430 году, Ноября 1, а по другим – в 1429 году, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2-й, не зависящий от 1-го полный перевод хроники Г. А., известный в лит-ре под названием «Летовник» («Лтовникь ськращень от различнïихь лтописьць же и повдателïи избрань и сьставлень от Георгïа грешнаа инока»), был выполнен, как считается, в Болгарии не позднее 2-й четв. XIV в. (учитывая рукописную традицию памятника, нельзя исключать возможность его перевода болгарами, но в Сербии или по серб. заказу на Афоне), сохранился только в серб. списках XIV-XVI вв. общим числом не менее 13 (их перечень см.: Weingart. S. 168-230; Турилов А. А. К истории второй (македонской) рукописной колл. А. Ф. Гильфердинга//Слав. альманах, 2002. М., 2003. С. 133-134). Старший (пергаменный) список, содержащий 2-ю часть хроники (Вена, Австрийская национальная б-ка. Слав. 10), датируется 2-й четв. XIV в. и происходит из Хиландарского мон-ря (в XIV-XV вв., судя по записям, находился в одном из крупных серб. рудничных центров - см.: Сп. Творци и дела старе српске Титоград, 1963. С. 271-273). «Летовник» был весьма популярен у серб. правителей 2-й пол. XIV в.- наследников царства Стефана Душана; список 70-х гг. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 183; РНБ. Вяз. F. IX/1. Л. 28) был переписан для правителя Эпира Карло Топиа; рукопись 1386 г. (ГИМ. Син. 148) - в Хиландаре для вельможи Константина Деяновича «господина Радована»; кодекс 1387 г. (Афон. Пантелеимонов мон-рь. Слав. 17) - для Вука Бранковича ; пергаменный кодекс 1388-1389 гг. (Прага. Народный музей. IX D 32) - для неустановленного правителя или иерарха (лист с записью писца сильно поврежден). В кон. XIV в. сокращенный текст «Летовника» был использован в качестве введения к серб. летописям (т. н. старшим). В нач. XV в. (ок. 1408) памятник был привлечен в Хиландарском мон-ре иноком Григорием для создания по поручению деспота Стефана Лазаревича сокращенной редакции («Паралипомена») хроники Иоанна Зонары ( Азбучник српских nojмoba. Београд, 19902. С. 366). Болг. орфографическая традиция памятника представлена только поздним (2-й четв. XVI в.) списком молдав. или (менее вероятно) валашского происхождения (РГБ. ф. 178 (Муз.). 921), для к-рого нельзя полностью исключить серб. посредство. На Руси этот перевод известность не получил: список 1387 г. (ГИМ. Син. 148) был приобретен на Афоне в сер. XVII в. Арсением (Сухановым) .

http://pravenc.ru/text/164333.html

л.867. Послесловие переводчика Псалтыри толковой. Начинается словами: «Изволением отца ... при державе ... великого князя и царя всея Русии Ивана Ва- сильевича, благословением и повелением пресвященнаго архиепископа Макария великаго Новагорода и Пскова преложена бысть сия псалтырь с толкованием ... потружением и послужением грешнаго и малоученаго Дмитрия схоластика ...» л.868. «А се перечень летом от начала мира до настоящего лета 7044 го». Начинается словами: «По нашему рускому счету от создания Адамля до воплощения Христова лет 5500...» л.1090. «Слово на пренесение мощей Петра митрополита всея Руси», 24 августа. л.1097 об. Похвала на пренесение мощей митрополита Петра. л.1109. «Повесть ко всем полезна ...» (о иконе Владимирской), 24 августа. л.1143. Житие Александра Свирского , «новаго чудотворца», ЗО августа. л.1168 об. Послесловие писца: «Списано бысть житие сие у живоначальной Троицы во обители преподобнаго отца нашего Александра в созданием от него монастыре в лето 7053 во второе на десять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, повелением господина пресвященнаго Макария митрополита всея Русии и по благословению господина пресвященнаго Феодосия архиепископа великаго Новагорода и Пскова. Молю же вы убо отци святии и братва о Христе проходящии житие святаго, не порцете Бога ради тягости на душу мою грешную грубости моея ради, аще и не удобрение зрите или погрешение обрящете, господь наш Иисус Христос Спас всего мира да будет со всеми вами и милость его с духом вашим во веки». л.1179. Козьма Индикоплов (миниатюра во весь лист). л.1387–1387 об. «Вопрошание князя Изяслава сына Ярославля, внука, Володимера Феодосию Печерскаго монастыря о латыньской вере». л.1413, 1428. Максима Грека против ереси звездочетья. л.1447–1470 об. Беседа о богомилах Козьмы пресвитера (Х в.). л.1470 об. Послесловие: «... Подражайте Иоанна презвитера новаго, егоже но вас самех мнози знают бывшаго пастуха и ексарха иже в земли Болгарстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Михаилу Ярославичу; но под 1368 годом встречаем известие, что в Твери срубили деревянную крепость и глиною помазали; потом князь Михаил Александрович велел около крепостного вала выкопать ров и вал засыпать от Волги до Тмаки, а в 1394 году тот же князь велел рушить обветшалую стену и тут же рубить брусьем. Как видно, кремль Донского был единственною каменною крепостью во всем Московском княжестве; в Серпухове князь Владимир Андреевич построил крепость дубовую. Гораздо более известий о городских постройках встречаем в летописях новгородских и псковских: в 1302 году заложена была в. Новгороде каменная крепость; в 1331 владыка Василий заложил город каменный от Владимирской церкви до Богородичной и от Богородичной до Борисоглебской, и в два года строение было окончено; а юрьевский архимандрит Лаврентий поставил стены около своего монастыря в сорок сажен, с заборалами; в 1334 году владыка покрыл свой каменный город, а в следующем году заложил острог каменный от Ильинской церкви к Павловской. В 1372 году выкопали ров около Людина конца, Загородья и Неревского конца; в 1383 выкопали ров около Софийской стороны, к старому валу; в 1387 сделали вал около Торговой стороны. В 1400 владыка Иоанн заложил каменный детинец. Иностранному путешественнику Ланноа (в начале XV века) Новгород показался удивительно огромным, но дурно укрепленным; Псков, по его отзыву, укреплен был гораздо лучше. Действительно, мы часто встречаем известия о городовых постройках в Пскове: в 1309 году здесь заложена была стена плитяная от Петропавловской церкви к Великой-реке; в 1374 году псковичи заложили четвертую стену плитяную от реки Псковы до Великой, подле старой стенки, которая была с дубом немного выше человеческого роста, а через год поставили два костра каменных на торгу; в 1387 году поставили три каменных костра у новой стены на приступе; в 1394 выстроили перши, или перси; в 1397 четыре костра каменных; в 1399 заложена новая стена с тремя кострами; в следующем году поставлены два новых костра, а в 1401 году пристроили новую стену к старой подле реки Великой; в 1404 заложили новую стену каменную подле реки Псковы и старой стены, толще и выше последней, и покрыли ее; в 1407 выстроили стену против персей от гребли сторожевой избы толще и выше; в 1417 наняли мастеров, выстроили стену и поставили костер: в Петров пост кончили строение, а в Успенский оно упало; в 1420 поставили новый костер и выстроены были новые перши: строили их 200 человек, которые взяли у Пскова за работу 1000 рублей, да тем, которые плиту обжигали, дали 200 рублей; но через три года строение распалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

37 Еще в 1387 г., в силу официальной грамоты, было определено обращать в католичество православных, а противников всеми мерами принуждать к латинству, при­бегая даже к наказаниям (ad quod etiam poenis corporabilibus compellendi). 38 В 1387 г. привилегией, данной на виленское бискупство, Ягайло воспретил русским вступать в брак с латинянками, или выходить замуж за исповедующих латинскую веру, если первые не станут соглашаться последовать латинскому вероисповеданию. На главном сейме в Городне 1413 г. было постановлено, чтобы гражданские должности были замещаемы только людьми по­слушными римскому костелу, т.е. людьми римско-католического вероисповедания. 39 В 1381 г. папа Урбан VI отправил в Россию особого инквизитора для успехов римской веры и для искоренения заблуждений (ad extirpandos errores in Russia). 40 Сколько было сделано успехов латинством вслед­ствие таких распоряжений, хроники молчат. Но Ягайло и другие явно покровительствовали латинству, как господство­вавшей вере, и след. были пущены все средства в ход для распространения католической веры. О действиях Ягайло и Витовта известно, что они употребляли все насильственные меры к стеснению православных, которых считали наравне с язычниками. 41 Князь Витовт, крестившийся из расчета три раза, православные церкви называл в актах синагогами. Для большего успеха в 1436 г. в Литве учрежден был трибунал «священной инквизиции», президенту которого было дано право отыскивать и карать в Литве еретиков и отщепенцев. 42 Около этого времени начался, так называемый, Флорентийский собор, в 1433 г., а в Польше изуверская ненависть была в таком разгаре, что, по просьбе королевича Казимира, отец его Ягайлович, около 1480 г., запретил строить новые и починять ветхие православные церкви. Преемник Казимира IV, Александр, подстрекаемый папой Александром VI, вопреки брачному договору с Иоанном III, князем Московским, постоянно возмущал совесть супруги своей Елены, требуя от нее принятия латинства. Несколько позже (1501 г.) виленский епископ Войцюг Табор, не довольствуясь обыкновенными мерами, выпросил у папы Александра VI буллу, которой предоставлено ему, его преемникам и всему римскому духовенству право казнить смертью еретиков; под этим именем разумелись русские православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ VII Иннокентий VII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий VII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (ок. 1336, Сульмона (совр. обл. Абруцци, Италия) - 6.11.1406, Рим; до избрания папой - Козимо Джентиле де Мильорати), папа Римский (с 17 окт. 1404). О происхождении И. известно мало. Его отец Джентиле, вероятно, принадлежал к местной аристократии и смог дать сыну хорошее образование. Получив степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro) в Болонском ун-те, К. де Мильорати нек-рое время преподавал в ун-тах Перуджи и Падуи. В 1370 г. стал ректором ц. Санта-Мария Аннунциата в Сульмоне (занимал эту должность до 1381). В 1373 г. получил титул архипресвитера Сульмоны. С рекомендацией от проф. Болонского ун-та Дж. да Линьяно К. де Мильорати отправился в Рим. При папе Урбане VI (1378-1389) он был принят в состав Римской курии, где исполнял функции папского капеллана. Затем стал аудитором Rota Romana , клириком апостольской палаты (1380), настоятелем церкви в Вальве (1383), где получил также ряд бенефициев. Согласно Liber Pontificalis , до 1387 г. он был также коллектором (ответственным за сбор церковных податей) в Англии. В 1387 г. возведен в сан архиепископа Равенны. Из-за оппозиции властителя города гр. Гвидо да Поленты, к-рый поддерживал кандидатуру, предложенную авиньонским антипапой Климентом VII (1378-1394), К. де Мильорати не мог вступить во владение кафедрой до 1400 г. (впосл. кафедру получил племянник Козимо, Дж. Мильорати). 19 июня 1389 г. К. де Мильорати был поставлен епископом Болоньи. 18 дек. того же года он получил титул кардинала-пресвитера римской ц. Св. Креста. В 1390 г. назначен папским легатом в Тоскане и Ломбардии для урегулирования конфликта между Миланским герц. Дж. Г. Висконти и коммунами Болоньи и Флоренции. После избрания на Папский престол и коронации, состоявшейся 11 нояб.

http://pravenc.ru/text/468785.html

Β Царьграде: Македоний монофелит 640– 645. Георгий монофелит 645–650. Междупатриаршество 651–652. Макарий монофилит 653–680. Феофан 681–685. Александр 686–688. В Антиохии: Стефан 660–661. Фома 662–681. Междупатриаршество 682–683. Георгий 684–707. Стефан правитель 708–742. Он же патриарх 743–744. Феофилакт 745–751. Феодор 751–773. Междупатриаршество 774–776. Феодорит 777–794. Междупатриаршество 795–812. Иов 813–843 . Междупатриаршество 844–846. Николай 847–869. Стефан один день. Феодосий (Фаддей) 870–880. Евстафий 889–892. Симеон 892–903. Илия 904–931. Феодосий 934–940. Макарий 941–944. Междупатриаршество 945–952. Агапий 953–959. Христофор 960–969. Феодор 970–975. Аганий 975–986. Иоанн III 987–1010. Макарий 1011–1012. Елевферий 1013–1024. Николай 1024–1029. Междупатриаршество 1029–1033. Илия 1033–1034. Феодор 1034–1042. Василий 1043–1052. Петр 1053–1057. Феодор (Феодосий) 1057–1076. Эмилиан 1078. Никифор Маврос 1080–1092. Иоанн IV 1092–1098. Феодосий. Аристарх. Иоанн V † 1140. Сотирих 1155–1156. Афанасий 1156–1170. Симеон 1178. Феодор Вальсамон 1186–1203. Иоаким I. Иерофей. Симеон. Евфимий I 1254–1260. Феодосий Принкепс 1261–1283. Арсений 1283–1286. Кирилл II. Дионисий I. Кирилл III. Дионисий II. Софроний II. Иоанн VI. Mapk I . Игнатий II 1344–1331. Пахомий I 1359–1366. Михаил I 1369–1374. Mapk II † 1378. Пахомий (втор.) 1386–1387. Нил 1387–1395. Михаил II 1395–1400. Пахомий II 1413–1414. Иоаким II † 1425. Mapk III 1427–1430. Дорофей I 1435–1452. Михаил III 1452. Марк. Иоаким III. Григорий. Дорофей II Сапонис 1484. Михаил IV Мавродис 1523. † 1540. Дорофей III 1541. Иоаким IV Джума 1543–1576. Макарий II Хилал, антипатриарх Иоакима. Михаил V 1576–1582. Иоаким V Дов 1582–1592. Михаил VI 1582, 1585. Иоаким VI 1586–1587. Иоаким VII 1593. Дорофей IV 1608. Афанасий с 1618. Игнатий III 1618–1633. Кирилл IV антипатриарх. Евфимий II 1634–1635. Евтихий 1635–1648. Макарий 1648–1672. Кирилл V 1672–1720. Неофит. Кирилл (вторично). Афанасий с 1686 г. одновременно с Кириллом, умершим в 1720 или после 1723.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В истории формирования приходской сети выделяются два этапа. На первом, в конце XIV — 1-й четверти XV в., приходы закладывались почти исключительно правителями (польским королем, мазовецким князем Земовитом — владельцем Белзской земли) в крупных городах и центрах административных округов. Эти приходы должны были покрывать всю территорию округа. Они имели, как правило, хорошее материальное обеспечение в виде земельных владений или доходов от торговых пошлин. Очевидно, что распространение католицизма на этом этапе было связано с политикой государственной власти, а хорошее обеспечение католических храмов должно было поддерживать их существование при отсутствии приношений от верующих. Со 2-й четверти XV в. стало заметно расти количество приходов, образованных частными лицами на территории своих имений и за счет своих доходов. С этого времени политика распространения католицизма стала получать поддержку формировавшегося здесь нового правящего слоя — польской шляхты . После 1387 г., когда Ягайло и его подданные литовцы приняли католичество, открылись возможности для распространения католической религии не только на украинских, но и на белорусских землях Великого княжества Литовского, вошедших в сферу действия основанного в 1387 г. в Вильно католического епископства. Ягайло и Витовт наделили епископство большими владениями (к 1430 г. около 100 деревень) не только на собственно литовской этнической территории, но и на «русских» землях Великого княжества Литовского . Однако в первые десятилетия существования епископство было занято созданием сети приходов на литовской этнической территории. За ее пределами были заложены храмы лишь в некоторых белорусских городах, находившихся на территории «Литовской земли» — в Волковыске, Гродно, Новогрудке . Особое положение сложилось на территории т. н. Подляшья (земли Дрогичинская и Брестская), большая часть которого в конце 20-х гг. XV в. была подчинена в церковном отношении Луцкому епископству. Эта граничившая, как показывает ее название, с польскими землями территория уже с XIV в. была объектом экспансии горожан и дворян с территории соседней Мазовии. В Бресте-Литовском во 2-й половине XIV в. был заложен храм Святого Креста, а в начале XV в.— монастырь августинианов, появились в районе Бреста и первые деревенские приходы . В то же время в Дрогичине был заложен католический храм Святой Троицы, здесь же был основан францисканский монастырь Вознесения Богоматери. В округе был образован ряд приходов не только в городках, как, например, в Венгрове, но и в деревнях . Храмы и монастыри в обоих центрах — Бресте и Дрогичине — заложила и наделила имуществом государственная власть.

http://sedmitza.ru/lib/text/443000/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010