Второе значение термина несет положительный за­ряд: κστασις как «изумление» или «удивление». Мно­гие христианские писатели связывают его с особым мистическим состоянием, называемым «восхищением в Боге»: это состояние характеризуется выходом ума из тела и другими психофизическими явлениями. Экстаз в разных формах существовал во многих религиях: он встречался и в древней Греции, и в древнем Израиле 1381 . Ранней Церкви были известны многие примеры мис­тического экстаза. Экстаз Петра описан в Деян. 10 (ср. 22:17 и далее), экстаз Павла – во 2Кор. 12:2–4 . В последнем случае термин κστασις отсутствует: Павел говорит о человеке, «восхищенном» ( ρπαγντα) до третьего неба и не знавшем, находится ли он в теле или вне тела. Автор Апокалипсиса, говоря о своих экс­татических состояниях, употребляет библейское выра­жение «быть в Духе ( εν πνεματι)» (см. Апок. 1:10, 4:2, 17:3, 21:10 ). В ранней Церкви экстаз часто сопровож­дался глоссолалией (говорением на языках), как случи­лось в Пятидесятницу (см. Деян. 2:4 ). Описания экстаза очень часто встречаются в агио­графической литературе 1382 . Жизнеописатель Антония Великого сообщает, что тот «однажды, сидя и занима­ясь рукоделием, впал как бы в экстаз» ( σπερ εν κστσει γγονε) 1383 ; в другой раз, во время молитвы де­вятого часа, он «ощутил в себе, что восхищен разумом» (fio- θετο εαυτν αρπαγντα τη δινοια) 1384 . Об авве Висса­рионе (IV век) сообщается, что он сорок дней пребыл в состоянии экстаза 1385 . Авву Силуана многократно заста­вали в состоянии экстаза 1386 . Авва Пимен в состоянии исступления, как передают, был на том месте, где «при Кресте стояла Богоматерь Мария и плакала» 1387 . Об ав­ве Исидоре говорится, что его охватывало состояние изумления во время общей трапезы 1388 .  В некоторых агиографических  памятниках  упоминания  об  экстазе встречаются столь часто, что почти все положительные персонажи повествования постоянно впадают в это со­стояние; например, в «Житии св. Симеона Столпника» упоминается более пятнадцати случаев экстаза: самого Симеона 1389 , его матери, Марфы 1390 , архимандрита Ио­анна 1391 ,  Конона 1392 ,  Феосевии 1393 , и  целой  толпы  лю­дей 1394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Присягавшие Людовику князья заявляли, что не желают повиноваться младшему брату. Андрей и Димитрий Ольгердовичи выехали к Димитрию Донскому, приняв участие в Куликовской битве. Произошел конфликт между Ягайло и Кейстутом, закончившийся гибелью старого князя. Выход из трудностей искали первоначально в соглашении с Москвой. В 1383 г. был заключен договор, по к-рому Ягайло обязывался жениться на дочери Димитрия Донского и принять Православие. Однако договор не был осуществлен. Перед политической элитой Л. в. к. вскоре открылись др. возможности. Польская (прежде всего малопольская) знать предложила Ягайло принять христианство, жениться на дочери кор. Людовика Ядвиге и занять польский трон. 14 авг. 1385 г. Ягайло дал обязательство вместе с братьями и подданными-язычниками принять католич. веру, освободить всех пленных христиан, находившихся в Л. в. к., использовать все силы и средства для возвращения земель, утраченных Польским королевством, наконец, «присоединить» (applicare) земли Литвы и Руси к Короне королевства Польского. 15 февр. 1386 г. в Кракове состоялось крещение Ягайло и его братьев, 4 марта была его коронация. Вместе с Ягайло крестились мн. литов. бояре. 17 февр. 1387 г. было учреждено католич. еп-ство в Вильно, вошедшее в состав Гнезненской церковной провинции. В городе построили кафедральный собор святых Станислава и Владислава, еп-ству были переданы часть г. Вильно и обширные земельные владения, наделенные полным податным и судебным иммунитетом. Православные кафедры таких прав не имели. Юрисдикция католич. Виленских епископов распространялась на всю территорию современных Литвы и Белоруссии. Затем последовали уничтожение языческих святилищ и массовое крещение язычников-литовцев. Гос. власть приступила к строительству приходских храмов, прежде всего на землях, заселенных литовцами. При заключении соглашения польская сторона дала ясно понять, что именно она будет играть главную роль в возникшем объединении. Князья, приехавшие в 1386 г. к Ягайло в Краков, принесли присяги кор.

http://pravenc.ru/text/2110584.html

1379 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 206. 1380 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, сс. 644-645. 1381 Штейнер Р. Тайноведение. – М., 1916, с. 240. 1382 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 311. 1383 Понятно, что здесь же берут начало не только опыты частного самопознания, но и разные системы философской антропологии. Вслед за соловьевским «Опраданием добра» Николай Бердяев, например, говорит, что «понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его» (Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993, с. 55). Примеры противоположных самоощущений и порожденных ими философских систем перед нами налицо уже даже не первое столетие… 1384 Тертуллиан. О душе.//Творения. Ч. 1. – Киев, 1910, с. 130. 1385 Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. 1. Книга Бытия. – М., 1994, с. 42. 1386 преп. Максим Исповедник. О любви.//Творения. – М., 1993, с. 126. 1387 преп. Максим Исповедник. О любви. с. 126. 1388 преп. Максим Исповедник. О любви. сс. 126-127. 1389 преп. Максим Исповедник. О любви. с. 118. 1390 преп. Максим Исповедник. Мистагогия//Творения. – М., 1993, сс. 161-162. 1391 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 645. 1392 Подробнее см. мою статью «Заповеди Эдема» (Альфа и омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. (5), 1995). 1393 преп. Макарий Египетский. Беседа 26//Духовные беседы. – М., 1880, с. 249. 1394 преп. Максим Исповедник. Мистагогия, с. 166. 1395 св. Григорий Богослов. Слово 45. На святую пасху//Творения. Т. 1, – Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 666. 1396 Толстой А. К. Иоанн Дамаскин.//Собрание сочинений т. 1, – М. 1963, с. 515. 1397 св. Григорий Богослов Творения. Т. 4, с. 238 1398 св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное слово//Творения. – М., 1855, с. 121 1399 св. Ириней Лионский. Цит. по: Danielou J. Les anges et leur mission – Paris, 1990, p. 72. 1400 Св. Григорий Нисский. Цит. по: Danielou J. Op. cit. p. 73. 1401 преп. Ефрем Сирин. Адам и Ева.//Творения. ч.5. – Сергиев Посад, 1912, с. 197

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Важно подчеркнуть именно эту догматическую мысль, что созерцание сущности Божией возможно для праведников. «Частное мнение» папы Uoahha XXII было его наследником Бенедиктом XII подтверждено особой конституцией «Benedictus Deus» от 29 января 1336 года: «les âmes justes, n " ayant aucune faute à expier, voient l» essence divine d " une vision intuitive et même faciale» 1384 . 2. Различия в Божественной Троице Тринитарные споры IV в. уточняли взаимоотношение Сущности Божией с Ипостасями, как образами бытия. Паламитские соборы напомнили богословскому сознанию о различении в Боге и энергии, как образов действования и проявления Св. Троицы. Палама пишет: «В Боге надо различать понятия: сущность, энергии и Божественные Ипостаси Троицы» 1385 . Об отношении божественной Усии к Трем Лицам Св. Троицы св. Григорий рассуждает сравнительно мало. Он ограничивается такими например замечаниями: «Бог есть Сам в Себе; и Три Божественные Ипостаси естественно, целостно, вечно и неисходно, но однако несмешанно и неслиянно взаимно держатся, и Одна Другую проникают так, что и энергия у Них одна» 1386 . О взаимоотношении Ипостасей, неслиянности и Нераздельности Их писали в свое время св. Григорий Богослов 1387 , Ареопагитики 1388 и св. Иоанн Дамаскин 1389 . «Благодаря всем этим энергиям Бог не в Одной, но в Трех Ипостасях познается» 1390 . Но эти Ипостаси, т. е. самая Троичность Бога, не есть Его сущность 1391 . Гораздо подробнее развито учение о взаимоотношении энергии и Ипостасей. Ссылаясь на пс. Дионисия, наш автор пишет: «В Боге существуют не только ипостасные различия, но и некие другие; и Дионисий это другое различие в отличие от ипостасного, называет божественным, ибо различие по Ипостасям не есть разделение Божества. По этим божественным проявлениям и энергиям, он говорит, что Бог умножается и увеличивается; он называет те же проявления я выступлениями. Этим не умножается Божество, прочь от такого мнения! – и не различается то, что в Боге. Ведь Бог для нас есть Троица, но это не есть Три Бога» 1392 . «Энергия есть нечто иное чем сущность, от нее отличное, однако неотделимое», отличное и от Ипостасей 1393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

1353–1354. Два Соборника, в десть, на бумаге. 1355. Книга Правила Святых Отец, в десть, на бумаге. 1356. Книга Пролог, в десть, с Сентября по Март. 1357. Книга Нового Симеона, в полдесть. 1358. Книга Григория Богослова , толковая, в десть. 1359. Книга Соборник постный, в десть. 1360. Книга Соборник праздничный, в полдесть. 1361. Книга Златоуст, в полдесть. 1362–1381. Двадцать книг старых харатейных всяких, ветхи. Вологодского уезда Каменского монастыря. Выписано из отписных книг 136 года. 1382. Книга в десть, а в ней писаны четыре Евангелисты толковые, мелкое письмо. 1383–1384. Две книги в десть, Евангелия толковые повседневные, оба писаны в две строки. 1385–1386. Две книги Евангелие толковые Воскресные, одно из них писано в две строки. 1387. Книга Апостол толковый, в десть, одета бархатом. 1388. Книга Деяние Апостольское толковое, в десть. 1389. Книга в десть, Апостольское правило. 1390–1392. Три книги в десть, Никонские послания, все писаны в две строки. 1393. Книга в полдесть, Никонские главы. 1394. Книга в полдесть, Иоанна Златоустог о. 1395. Книга Псалтырь толковая, и с песньми, вся сполна. 1396. Да в двух книгах Псалтырь толковая, с песньми вся сполна. 1397. Да в трех книгах Псалтырь толковая, четырнадцать кафизм с начала. А все шесть книг Псалтыри в полдесть. 1398. Книга Устав, письменный, в полдесть. 1399. Книга Устав, письменный, в десть. 1400–1405. Шесть Миней месячных четьих. 1406–1407. Две книги Григория Богослова , в десть, толковые, одна писана в две строки. 1408. Книга Григория Богослова , в полдесть, шестнадцать слов, толковая. 1409–1410. Две книги в десть, Торжественника, оба писаны в две строки. 1411–1415. Пять книг Соборников, в десть. 1416. Книга в десть, Василия Великого , писана в две строки. 1417. Книга Лапсаик, писана в две строки. 1418–1419. Две книги в полдесть, Патерики азбучные. 1420–1421. Две книги в полдесть, Патерики Печерские. 1422. Книга в полдесть, Синаксарь. 1423–1426. Четыре книги в десть, Прологи. 1427–1428. Две книги в десть, Златоструй, одна писана на харатье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Из. подписавшихся под протестом, таким образом, не присоединились к собору только сорок епископов, хотя есть основание полагать, что некоторые и из этих сорока епископов присоединились к собору впоследствии. 1383 Так сторонники св. Кирилла своей настойчивостью и решительностью, проявленными в факте открытия заседаний собора до приезда Иоанна Антиохийского, можно сказать, окончательно рассеяли и без того разрушавшуюся партию Нестория. Собор открылся в составе 162 членов; 1384 но число их все больше и больше увеличивалось 1385 , так что под определением первого же заседания (о низложении Нестория) имеется уже 197 подписей 1386 , присутствовавших же членов собора было значительно больше. 1387 Итак, вопреки заявлению 68 и Кандидиана, собор под председательством св. Кирилла открылся 22 июня, в понедельник, и привлек в свое заседание почти всех, собравшихся к этому времени в Эфес епископов. 1388 Очень многие исследователи обвиняют св. Кирилла за то, что он открыл собор, не дождавшись Иоанна Антиохийского. Даже Н. Н. Глубоковский считает этот поступок св. Кирилла незаконным. 1389 При этом большинство объясняло этот поступок св. Кирилла тем, чем объясняли „восточные» еще во время собора: Кирилл будто бы боялся, что Иоанн Антиохийский, приехав со своими „ восточными “ епископами, предъявит против него формальное обвинение в ереси за его анафематизмы, и он, потеряв председательство на соборе, лишится возможности руководить ходом соборных деяний. 1390 Обвиняющие св. Кирилла прежде всего указывают на то, что Иоанн Антиохийский опоздал по уважительным причинам. О причинах опоздания не раз писал уже сам Иоанн, а защитники его в последующее время еще подробнее разработали вопрос об этих причинах. Обычно указывается на дальность расстояния, с которым пришлось бороться сирийцам. Некоторые епископы должны были двенадцать дней ехать до Антиохии, а от Антиохии до Эфеса им предстоял путь еще в 30 дней. 1391 Указывают, далее, на беспорядки в Антиохии, задержавшие Иоанна, не желавшего в такой момент оставить свой город.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В случае если обвиняемые будут стараться отклонить обвинение в прелюбодеянии ссылкою на родство или дружбу, а затем вступят в брак, то снова должно быть поднято дело о прелюбодеянии. Нужно заметить, что этот закон является единственным в своем роде: если прежде алюльтер браком снимал с себя подозрение в прелюбодеянии, то теперь самый брак должен служить показателем факта прелюбодеяния. Закон налагает в данном случае строжайшее наказание, как за очевидное и вполне дознанное преступление 1383 . Наконец, законом 393 г. Феодосий запрещает военным, обвиненным в прелюбодеянии, иметь свой forum militare; в этом случае они не имеют права, пользуясь высшей властью, избегать того суда, которому подлежал вообще разбор дела обвинителя – мужа 1384 . Причиной к изданию этого закона послужили, быть может, жалобы из провинций на разврат среди военных, привыкших силу оружия применять там, где она меньше всего требовалась 1385 . Из рассмотренных законов ясно, что Феодосий преследовал одну цель – заставить общество серьезно смотреть на факты прелюбодеяния, как на уголовные преступления. Строгие судебные процессы, их публичность должны были послужить достаточною острасткою для распущенных жителей империи, которые очень легко смотрели на факт прелюбодеяния. Так, из речей Иоанна Златоуста видно, что общественное мнение не придавало название блудодеяния неверности замужних женщин и соучастию их соблазнителей 1386 . Кроме того сохранился любопытный закон 1387 , который предназначался специально для Рима с его знаменитым кварталом великого цирка – этой клоакой всякой распущенности. Судя по тому, что закон был издан в Медиолане, естественно допустить влияние Амвросия Мед. на Феодосия В., а надписание его in foro Trajano, встречающееся 10 раз в кодексе, указывает на важность закона, так как на форуме Траяна издавались законы, касавшиеся пользы и чести римского народа и города 1388 . Полагают, что закон был дан не на самой площади Траяна, а в прилегавшем к ней Atrium Minervae, где находился сенат и куда сходились послы провинций 1389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1385 В представлениях Московской академии три последних отдела были заменены русской церковной археологией. 1386 Таким образом в общем программа была обширная. Очевидно, власть сознавала, что без всесторонних познаний миссионерская подготовка будет недостаточна. С особенною тщательностью были составлены правила для миссионерских отделений при семинариях Казанского учебного округа; ими напр. требовалось, чтобы ученики писали сочинения о расколе и, кроме того, занимались бы составлением поучений, с опровержением раскольнических мнений на основании уважаемых раскольниками книг; живя в вакационное время в селах, по возможности на деле знакомились бы с сущностью раскольнических заблуждений, с причинами устойчивости раскола и со средствами к искоренению его; преподавание учения о расколе возлагалось на ректора семинарии и его помощника, как лиц духовного сана, опытно знающих обряды Церкви и имеющих больше случаев изучать понятия народа о вере и нравственности; им поставлено было в обязанность составить историю раскола в каждой епархии, его быта, изложение учения с опровержением. 1387 Особенным желанием Св. Синода было то, чтобы постановку дела на миссионерских отделениях привести к единообразному направлению по всем округам, но вместе и практическому – с приспособлением к местному по епархиям расколу. 1388 В Петербургской академии и при семинариях её округа миссионерские отделения были открыты в 1853 году, 1389 в академиях Московской, Киевской и Казанской в 1854 году; 1390 при семинариях Киевского и Казанского округов отделения учреждались и в 1855 году. 1391 Миссионерские отделения были снабжены древними печатными и рукописными книгами, относящимися к изучению раскола, и сочинениями полемическими; 1392 в классическое же употребление были введены две книги: синодального члена преосвященного Григория «Истинно-древняя и истинно-православная Христова Церковь » и епископа винницкого, ректора Петербургской академия Макария «История русского раскола», – первая в 1854, вторая в 1855 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Богословские дисциплины Догматическое богословие Общие работы 1379. Каллист (Уэр) , еп. Диоклейский. Бог и человечест во/Пер. с англ.: Г. И. Вдовина//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 353–376. Гл. 11 из кн.: Православная Церковь . М.: ББИ, 2001. Разделы: Троичный Бог; Человеческая личность; Св. Дух; «Причастники Божественного естества»: обожение – искупление и спасение. 1380. Лосский В. Н. Догматическое богословие/Пер. с фр.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1972. Сб. 8. С. 129–183. 1381. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви/Пер. с фр.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1972. Сб. 8. С. 7–128. 1382. Скурат К. Е. Догматические темы в русской церковной литературе XI–XVII вв.//БТ. 1989. Сб. 29. С. 5–19. 1383. Скурат К. Е. Проявление апостольской веры в жизни Церкви//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 60–81. Основные постулаты Православия. Учебники. Курсы. Программы 1384. Бобринский Б., протопр. Лекция по догматическому богословию, прочитанная в ПСТБИ 22 февр. 1993 г.: [О Святом Духе]. Ответы на вопросы//БСб. 1997. 1. С. 5–40. См. также 135, 508. Догматы: значение, происхождение. Символ веры 1385. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Символические тексты в Православной Церкви//БТ. 1968. Сб. 4. С. 5–36. 1386. Денисенко М. А. Выступление [на консультации «Вера и церковный строй» по теме: «Экуменическое значение Никео-цареградского Символа Веры ». Одесса, 9–15 окт. 1981 г.]/Филарет (Денисенко), митр. Киевский и Галицкий//ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 127–135. К вопросу об истолковании Никео-Константинопольского Символа веры . 1387. Иванов М. С. Догмат: содержание и определение//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 1. С. 83–107. 1388. Лосский В. Н. Вера и богословие: Пер. с фр.//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 101–112. Сокращенное изложение двух лекций (1957 г.) В. Н. Лосского , сделанное его учеником. 1389. Лосский Н. В. Формулировки веры и тайна веры: Пер. с англ.: [Докл. на консультации «Вера и церковный строй» по теме: «Экуменическое значение Никео-Цареградского Символа Веры ». Одесса, 9–15 окт. 1981 г.]//ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 151–155.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не схимнику в схиму стричь не годится, кроме аще нужда прилучится, болезни и схимника попа не будет: тогда, нужд деля, стричь. Постригание же чернецам и черницам едино есть, но токмо молитвы егда прочитает постригальные, и придет, идеже имена святых и преподобных Отцов написаны суть, тогда пременяет имена на 1384 преподобных святых жен. Аще убо человек при смерти, а язык отымется от него, не годится стричь его: мертвое бо овча на жертву неприводимо есть. Двоих же стричь единым постриганием не годится. В чернецы постриг, от самого того часа 1385 евангелие целовать и дора 1386 имать и хлеба Богородичного, такоже и святое причастие имать, аще не некая вещь возбраняет, душевного отца удержание; пояс же ему свой не распоясать до того же дни, такоже и мантии не снимать, а клобука к евангелию снимать, аще сверстен человек есть; аще ли же млад есть, рекще ун, не снимать ни к доре, ни к евангелию, дóндеже брадой уростет. Чернецам же не причащаться у мирянина попа, кроме великой нужды; аще ли при смерти будет, а чернеца попа не будет, тогда мирянину попу покаять его и причастие дать ему. Черницам же у попа у мирянина причастье имать годится, а в покаянии не быть у него, но старца многолетного держать себе духовника. 1387 Мирянину попу не годится стричь в чернецы: иже бо сам не имеет, како может иному дать? Дьякону не льзе проскомисать: слуга бо есть попу, а не ровен. 1388 Собака же аще по грехам в церковь вскочит, святить водой, священием августным 1389 , и церковь покропить, и потом же служить; аще ли же небрежением се поповым учинится, показнить попа годится, яко до брежет о церкви. Панихида петь многим попам без дьякона не лзе, но единому попу; аще ли будет дьякон, то многим попам петь, а дьякону почать, якоже и на всяком правиле церковном. В неделю за упокой не править, ниже в субботу вечере панихида петь; в неделю же на проскомидии поминать умерших, такоже и в тайных 1390 молитвах, не возбранно есть. Яко наставшему великому посту, аще случится кому от нас сего жития преставиться среди недели, певше над ним, гробу предать, а правления никакова, ниже панихида творить должно есть, разве в пятницу вечер, а в субботу поминание; такоже и по всем пятницам великого поста, кроме пятой субботы и шестой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010