В 1954 году он ушёл в Глинскую пустынь. Сначала Иван несколько месяцев нес в монастыре общие послушания, затем ему дали подрясник, а в 1955 году зачислили в обитель по указу. В то время в обители подвизались такие великие старцы, как схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов). Настоятель обители вскоре благословил Иоанна отвечать на многочисленные письма, поступавшие в обитель от тех, кто просил совета, духовного наставления и помощи. Так Иван начал свое самоотверженное служение Богу и ближним, ведя жизнь самую скромную, строгую и смиренную. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, затем был заведующим аптекой и одновременно клиросным. 8 октября 1957 года накануне празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова молодой послушник был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола. В послужном списке тех лет сказано: «Монах Иоанн Маслов отличается исключительным смирением и кротостью; несмотря на свою болезненность, он исполнителен в послушаниях». В 1961 году после закрытия монастыря, Отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую Духовную Семинарию. В 1962 году он был рукоположен в Патриаршем Богоявленском соборе в сан иеродиакона, а 31 марта 1963 года — в сан иеромонаха. После окончания Семинарии он продолжил обучение в Духовной Академии. Сокурсники рассказывали, что будучи простым, смиренным и общительным в повседневной жизни, отец Иоанн как бы преображался, когда исповедовал. Они чувствовали, что не могут относиться к своему сокурснику иначе как к старцу, духовному отцу, многоопытному наставнику. Во время учебы в Академии отец Иоанн был назначен ризничим Академического храма. Отца Иоанна, имеющего абсолютный слух, назначили также звонарем Академического храма. Еще в годы учебы в Академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того, он исповедовал богомольцев. Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником. Рассказы о прозорливом иеромонахе передавались из уст в уста. Отцу Иоанну было тогда лишь 33 года, но он был духоносным старцем, он имел редкий дар проникать во внутренний мир людей, ему было присуще удивительное чувство сострадания и сопереживания ближним. И, сострадая, он имел дар силой своей пламенной молитвы исцелить душу и тело человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/

Отец Виталий – удивительный был человек! Когда они в Глинской жили, батюшке отцу Серафиму (Романцову) письма шли – из Москвы, из Питера, из Киева: Просто не успевает батюшка отвечать – лежат и лежат. И вот вызовет Виталия: – Виталий, видишь письма? – Вижу, батюшка. – Вот благословляю: распечатывай их и давай ответы как от меня. И ко мне не обращайся: – ну, батюшка знал, что он умный: да и молился, конечно, за него. – Пиши. А ко мне не подходи и не спрашивай, что писать... Ну, Виталий как начнет отвечать: Ответ даст, а внизу подпишет: «Схиигумен Серафим». И отправляет. Они получают: «Ну, все! Мы теперь ожили, мы воскресли! Мы теперь отчаиваться не будем!» Пишут батюшке благодарность: «Ой, батюшка, благодарим Вас!» «Спасли Вы нас! Мы в отчаянии были»... Батюшка Серафим – он благодать видел у Виталия, что Виталий сможет. И это действительно так». Так как послушник Виталий не имел документов, ему часто приходилось скрываться, когда в монастырь приезжали представители власти. В конце 1950-х годов власти ужесточили контроль, в Глинскую пустынь стали все чаще приезжать проверяющие. Послушнику Виталию стало опасно находиться в монастыре, и он уехал в Таганрог. В Таганроге он любил посещать городское кладбище, там молился у могилы блаженного старца Павла (Стожкова) (1792–1879). Он часто повторял слова старца Павла: «Все мое желание от юности было – молиться Богу, а намерение – идти по святым местам». Видя подвижническую жизнь брата Виталия, вокруг него стали собираться верующие люди. Останавливался он в тех домах, куда приглашали. Как когда-то таганрогский старец Павел, подвижник ходил по святым местам, его сопровождали верующие женщины, сестры во Христе, будущие духовные чада. «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви...» ( Лк.10,3–4 ) Из воспоминаний келейницы отца Виталия схиигумении Серафимы (Дьяченко)): «Странствуя с ним, мы не имели ни денег, ни двух одежд. Бывало, ночевали в поле, утром молились, клали поклоны и дальше шли...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Получается, что все старцы не только примерно в одно время поступили в Глинскую пустынь, но и несли вместе послушания. Кроме того, все они приняли монашеский постриг в Глинской пустыни уже после революции, но до ее закрытия в 1922 году. Обычно в то непростое время настоятель монастыря архимандрит Нектарий перед постригом предупреждал желающих равноангельского жития о том, что обитель в ближайшее время могут закрыть. «Если кто хочет, — сказал он, — может принять постриг, а кто не готов к предстоящим испытаниям, тот может отказаться». Но никто из юношей не отказался. Пустынножители Кавказских гор После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Зиновий (Мажуга) и отец Серафим (Романцов) перебираются в благословенную Иверию. Их принимают в Драндовский Успенский монастырь близ Сухуми. Кавказские горы, подобно Египетской пустыне, издавна служили местом аскетических подвигов хрис­тиан, посвятивших себя Богу. Этот край был освящен апостольской проповедью и мученической кончиной ученика Христа святого апостола Симона Кананита, святителя Иоанна Златоуста и мученика Василиска. Шли годы, сменялись столетия, но эти горы всегда были желанным прибежищем для тех, чья душа жаждала уединенной молитвы. Не имея возможности открыто исповедовать веру, монахи и миряне, стремившиеся следовать заповедям, уходили из городов в горы, где еще много веков назад поселялись подвижники. Здесь пустынножители обустраивали кельи и, подражая своим великим предшественникам, совершали монашеское делание и окормляли верующих из ближайших селений и всех с верой к ним приходящих. Но в то тяжелое время монахам не давали покоя даже в горах. На них постоянно устраивали облавы, поэтому священнослужители были вынуждены оставить свои кельи. В 1928 году был закрыт Драндовский монастырь. Вскоре многие из монахов были арестованы, в их числе были и глинские старцы. Исповедники веры Удивительно, что пути глинских подвижников постоянно пересекались в разных уголках страны. Отца Зиновия арестовали в 1930 году и семь месяцев продержали в ростовском распределителе, где он встретился с отцом Серафимом (Романцовым) и другими отцами Глинской пустыни. Отец Серафим был отправлен в Ташкент, туда же хотели отправить и отца Зиновия. Находясь в изоляторе, иеромонах Зиновий заболел малярией. Его положили в лазарет. Один молодой доктор дважды созывал консилиум врачей и доказывал им, что отца Зиновия из-за болезни нельзя отправлять в Среднюю Азию. Он сказал своим коллегам: «Вам в Ташкенте нужна рабочая сила или мертвецы? Если Зиновий Мажуга поедет туда, его ожидает смерть». И случилось так, отца Зиновия отправили на Урал.

http://e-vestnik.ru/church/svyatye_start...

Решение стать монахом родилось, наверное, вскоре после этого. Сердце безошибочно выбрало Глинскую пустынь, сияние которой разливалось для тех, кто умел не только смотреть, но и видеть за тысячи верст. «Глинская пустынь – звезда России», – повторял потом старец. Полгода он там послушничал. Много лет спустя с умилением в голосе произносил имена учителей: «Владыка Зиновий, отец Серафим Амелин, Серафим Романцов, Иоанн Маслов, старец Андроник…» Старец Андроник (Лукаш) неотступно молился об исцелении Сергея, когда тот слег от пневмонии, и казалось, уже не поднимется. Умиравшему послушнику сделали гроб. Три дня он провел между жизнью и смертью. И умер, но только для мира. С одра восстал уже осознавший себя монах, дело было только за постригом, но властям, которые уже вынесли Глинской обители свой приговор, новые иноки были не нужны. Прописаться Сергею не дали, пришлось уехать. Года через два после этого владыка Иоанн (Разумов) написал братии Псково-Печерского монастыря следующее послание: «Если послушник С.Халин действительно пришел в обитель, чтобы стать монахом и сыном обители, он должен навсегда уяснить себе, что смысл иноческой жизни состоит в самоотверженном подвиге самоотречения, то есть: все дни жизни быть воином духовным, хранить чистоту душевную и телесную, со смирением переносить все удары судьбы и все испытания... Принимая во внимание его усердное желание пострижения в мантию с именем Ипполит, за всенощным бдением в канун дня памяти Трех Святителей – благословляю. Епископ Иоанн». На Святой Горе Приход к власти богоборцев в России стал первым ударом по Афону. Иссяк тот поток помощи, благодаря которому процветали не только Пантелеимоновский монастырь и Андреевский скит, но и греческие обители. Во время II Мировой войны Афон блокировали войска германского Вермахта. Это стало причиной голода на Святой Горе. Затем под пятой большевизма оказались все славянские православные страны. Не осталось ни одной внешней силы вокруг Церкви, от которой можно было ждать помощи, а не новых напастей. «Мы умоляем Вас, Святейшего Патриарха Алексия, и всю Русскую Православную Церковь незамедлительно оказать нам помощь. Иначе наш монастырь обречен», – писали русские иноки в Москву в 1945 году. Но лишь два десятилетия спустя Русская Церковь смогла откликнуться по-настоящему.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/27/soshed...

Сердечно прошу вас: как будете ехать к о. Андронику, не минуть меня убогого странника. Ваше Высокопреподобие, дорогой о Господе собрате И., М., Н., М. и все близкие! Поздравляю всех вас с праздником Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. И желаю вам доброго здоровья и всякого благополучия и успеха в ваших делах. Да сохранит вас Господь на всех путях вашей жизни и покроет вас Матерь Божия честным Своим омофором от всех бед и зол и напастей. Всегда помнящий всех вас в своих убогих молитвах, и у вас прошу святых молитв о своей худости и неисправности. Недостойный Серафим Ваше Высокопреподобие, дорогой о Господе собрате отче И.! По крайнему недостатку времени пишу вам письмо, пришедши из церкви вечером в ... часов. Что вам писал, то и теперь скажу, что всего необходимее для спасения смирение и истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это – величайший дар Божий и приобретается он многими трудами и потами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант. Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мысленно не осудит, всех сожалеет, всем желает спастись, видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием, но не предается отчаянию или унынию, а твердо уповает на Воздаятеля и Спасителя своего. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования: молитву, или слезы, или пост, или иное что то все оное тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, все изъедает. Вот я грешный, что мне Господь внушил написать вам, то и написал. Простите за малое писание по недостатку времени. Душевно Вам желаю преуспеяния в жизни духовной. Остаюсь ваш убогий Богомолец Недостойный Серафим Молитвами преподобного Сергия и старцев наших святой обители нашей да благословит тебя Господь начать учение и окончить во славу Божию. Христос посреди нас! Возлюбленные о Христе сестры А., М., М., П. и все Ваши близкие!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

39. протоиерей Виталий Шкарупин 40. протоиерей Сергий Дмитриев 41. протоиерей Владимир Королев 42. протоиерей Сергей Титков 43. священник Артемий Морозов 44. иерей Алексий Зорин 45. протоиерей Андрей Львов 46. протоиерей Сергий Сторожев 47. иерей Илия Гаврышкив 48. протоиерей Виталий Фонькин 49. священник Артемий Колягин 50. иеродиакон Елисей (Романцов). 51. иерей Глеб Кривошеин 52. диакон Иоанн Мыздриков 53. диакон Валериан Дунин-Барковский 54. священник Владислав Богомольников 55. протоиерей Владимир Дробышевский 56. священник Вадим Карпенко 57. протоиерей Глеб Вечелковский 58. прот. Феодор ван дер Воорт 59. иерей Федор Косолапов 60. иерей Антоний Лынов 61. иерей Антоний Коваленко 62. протоиерей Дионисий Кузнецов 63. священник Дмитрий Лукьянов 64. иерей Павел Касперович 65. протоиерей Валентин Бонилья 66. иеромонах Онисим (Акифьев) 67. священник Алексей Пичугин 68. протоиерей Олег Шульгин 69. протоиерей Дионисий Дуденков 70. протоиерей Виктор Теплицкий 71. протоиерей Анатолий Кора 72. иерей Алексей Козолетов 73. диакон Александр Пушкарев 74. иеромонах Иларион Резниченко 75. протоиерей Александр Дубовой 76. протоиерей Павел Сердюк 77. иерей Иоанн Бурдин 78. иерей Александр Кухта 79. диакон Дмитрий Коростелёв 80. протоиерей Георгий Завершинский 81. протоиерей Андрей Кузьма 82. иерей Павел Земляков 83. иерей Димитрий Виницкий 84. иерей Георгий Христич 85. священник Антоний Серафимович 86. иеромонах Лавр (Соломонов) 87. диакон Алексей Перуновский 88. протоиерей Василий Петров 89. диакон Стефан Кузьмин 90. иерей Дмитрий Ушаков 91. священник Яков Коробков 92. иерей Александр Насибулин 93. протоиерей Михаил Ильин 94. священник Константин Лебедев 95. иеромонах Петр (Белов) 96. Иеромонах Серафим (Стандхардт) 97. диакон Андрей Георгиевич Морозов 98. диакон Алексий Хилько 99. протоиерей Михаил Фаст 100. протодиакон Игорь Паначёв 101. протоиерей Михаил Евгеньевич Клочков 102. иерей Александр Лебедич 103. диакон Владимир Ольшевский-Давыдов 104. иерей Василий Максимишинец 105. протоиерей Пётр Коротаев

http://pravmir.ru/svyashhenniki-russkoj-...

Батюшка отец Серафим Романцов говорил мне: «Отец Михей, раньше ведь были монахи не такие, как теперь, помню, с каким благоговением, с каким страхом и трепетом мы шли прикладываться к образу». Благочестию насельников много способствовал сам уклад монастыря, со времени возобновителя Глинской пустыни архимандрита (так в тексте.— Ред .) Филарета существовавшее там старчество. Настоятель архимандрит отец Исаакий очень любил и всячески поддерживал подвижничество среди братии. В 1913 году, когда из старого Афона высылали братию за почитание Имени Божия по другим монастырям, архимандрит Исаакий охотно принимал подвижников в свой монастырь . При ближнем Иоакимо-Анненском скиту специально построил для них кельи, чтобы они могли жить и спасаться в уединении, как на Афоне. Сам он очень следил за братией, не допускал никакой роскоши (считалось щегольством, например, блестящие калоши, блестящий пояс и пр.). Монах или послушник должен идти по двору благоговейно, творя Иисусову молитву. Увидит архимандрит со второго этажа своих покоев послушника, который идет и играет четками, а не творит Иисусову молитву или обутого не в монастырские грубые сапоги, скажет келейнику: «Позвать его сейчас же» — и непременно сделает монаху внушение: «Что же ты, брат…» Но были и такие случаи. Был один монах, который имел пристрастие к вину. Как его ни уговаривали, как ни стращали, но безрезультатно. Отец архимандрит решил его устрашить. После очередного случая, когда тот пришел подвыпивши, отец архимандрит велел позвать его к себе и стал ему говорить: «Вот, брат, я сегодня видел сон такой страшный, вижу ад, стон, плач, огонь гееннский, пригляделся и вижу среди других грешников и тебя, брат. Смотри, брат, что тебя ожидает, если не перестанешь пить». А этот брат парировал: «А я, батюшка, видел сон какой, вижу отверстое Царство Небесное и в нем среди многих праведников и Вас».— «Ах ты такой, уходи с глаз долой!» Так и не удалось устрашить этого брата. Архимандрит Исаакий был известен при дворе императора, очень почитаем за свою строгую подвижническую жизнь, за умелое руководство монастырем, имел большие связи среди высоких и знатных людей, многие были его духовными детьми.

http://pravoslavie.ru/47783.html

В проповеди в день памяти святых апостолов Петра и Павла батюшка говорил: «Каждый из нас, рождаясь в жизнь земную, получает от Господа наследие – ту ниву, возделывать которую он призван. Нива – душа наша, жизнь земная – срок для ее обработки. Хозяин нашей души и жизни – Господь, Которому мы и должны будем дать ответ в своей деятельности. Отсюда наша первая и непременная обязанность – заботиться о душе своей, о ее спасении, о той ниве, которую каждый из нас получил от Творца». 63 Безусловно, все Глинские старцы уделяли вопросу спасения человека основное внимание. Но тема спасения наиболее полно раскрыта в трудах схиархимандрита Иоанна, который посвятил этой теме раздел кандидатской диссертации «Учение о спасении и достижении Царства Божия по письмам старца Амвросия» и магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Отец Иоанн дает емкое определение спасения: «Спасение души есть не что иное, как очищение ее от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувствований, подготовление ее к тому, чтобы она сделалась храмом Духа Божия». 64 В своих письмах старец пишет: «Спасение – это не один какой-то момент в жизни человека, а это всежизненный подвиг, состоящий в комплексе добрых дел и намерений. Эти два момента – добрые дела и намерения – Господь принимает и оценивает одинаково. Другими словами, добрые дела должны совершаться христианином тогда, когда у него есть здоровье и физические силы, а добрые намерения и желания он должен иметь тогда, когда физические силы оставляют его». 65 Бесконечно разнообразны человеческие характеры и условия их жизни, но, по мысли отца Иоанна, ни место, ни окружающая обстановка не могут повлиять в худшую сторону в вопросах спасения, если сам христианин будет проявлять решимость добрыми делами угождать Богу. 66 Схиархимандрит Серафим (Романцов) уточняет: «Обстоятельства, в которые мы поставлены премудрым Промыслом Божиим, есть наш Крест и школа, в которой мы должны учиться и познавать добро и зло. Познание это необходимо на пути нашего спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Д. имел подворья в Сухуме и пос. Дубинка на окраине Екатеринодара. С 1889 г. при Д. было открыто уч-ще, где на содержании мон-ря 40-50 детей получали общее и духовное образование, обучались ремеслу, садоводству, пчеловодству и др. Мон-рь имел библиотеку, больницу, аптеку; здесь же была расположена и епархиальная типография. Согласно декрету Комиссариата автономной Абхазии от 1 сент. 1919 г., объявившего Сухумскую кафедру, вошедшую в состав восстановленной автокефальной Грузинской Православной Церкви, вакантной, право на управление Д. предоставлялось временно управляющему епархией: с 3 по 11 сент. 1919 г. эту должность занимал архим. Иоанн (Маргишвили), затем - исп. Амвросий (Хелая) , с 7 окт. 1919 г. митрополит Сухумско-Абхазский (Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 292). Среди известных насельников Д.- глинский старец схиархим. Серафим (Романцев) , подвизавшийся в Д. с 1922 г., после закрытия Глинской пустыни , принявший здесь постриг и рукоположенный во иерея (1926). После установления советской власти в Грузии (25 февр. 1921) Д. постепенно пришел в упадок и был закрыт в 1928 г. Ист.: Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006. Лит.: Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Гавриил (Кикодзе), еп. Обозрение Абхазских приходов в 1871 г. М., 1872; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Джугели А. Из Абхазии//Мцкемси (Пастырь). Кутаис, 1886. 28. 10 окт. 1886 г. (на груз. яз.); Освящение древнего храма Дранда в Абхазии еп. Имеретинским Гавриилом и его последнее обращение к абхазской пастве//Там же. 1886. 30. 30 окт. (на груз. яз.); Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894; Боярский А. Драндский Успенский мон-рь на Кавказе. Од., 1894; И. Н. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898.

http://pravenc.ru/text/180405.html

Как своего Ангела Хранителя можно увидеть, а где лучше и не встречаться? Святитель Иоанн Златоуст: – Ангелы всюду присутствуют, и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этими бесплотными силами. Преподобный Иустин (Попович): – Когда земля измучит тебя своим адом, ты поспеши в храм, войди в него, и вот – вошел ты в рай. Если люди досадят тебе своим злом, ты прибегни к храму, припади к Богу, и Он примет тебя под Свою благую и всемогущую защиту. И если случится, что на тебя нападут целые легионы демонов, ты беги в храм – стань среди святых ангелов, ибо храм всегда полон ангелов, и ангелы Божии охранят тебя от всех демонов мира сего. И ничто не сможет тебе повредить. Не забывайте, братья: мы, христиане, сильны Богом. Кто тогда может быть сильнее нас? Никто, никто! Святая литургия. Это всегда лестница, мост на Небо. Каждый день ты на Небе. Всё, что в ней, мгновенно возносит тебя в оный мир и ставит среди ангелов и святых. Преподобный Серафим (Романцов), Глинский: – Утешительным снам не очень-то доверяй. Лучше не принять ангела, чем принять беса в виде ангела. Мы горды, легко можем ошибаться в этом. И я действительно увидела своего ангела Святитель Макарий (Невский): – Когда явится злой помысл, старайся прогнать его памятью о смерти, об адских мучениях. Представь, что ангел стоит возле тебя; вспомни, что ты Христу принадлежишь, приобщаешься Его Божественного Тела и Крови. Игумения Хризолеонтисского монастыря Нектария, духовное чадо святителя Нектария Эгинского: – Однажды я прогуливалась с моим духовным отцом (святителем Нектарием Эгинским – Ред .), когда он неожиданно спросил: – Нектария, хотела бы ты увидеть своего ангела? – О да, – ответила я, – я хочу его увидеть. – Смотри, – сказал он, – твой ангел перед тобой. И я действительно увидела своего ангела, но вид его был так ослепителен, что я испугалась. Как привлечь к себе любовь ангелов? Святитель Иоанн Златоуст: – Украшай лицо целомудрием, скромностью, милостынею, человеколюбием, любовью, приветливостью… кротостью, смирением, терпеливостью; вот краски добродетели; ими ты привлечешь любовь не людей только, но и ангелов; за них восхвалит тебя Сам Бог.

http://pravoslavie.ru/130044.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010