Преподобныи Серафим (Романцов) В этом году празднуем 40-летие со дня преставления, а также вспоминаем и чтим схиархимандрита Серафима (Романцова; 1885–1976) – удивительнейшего подвижника XX века, одного из плеяды Глинских старцев, хранивших духовные традиции пустыни и передавших их многочисленным духовным чадам, в том числе и отцу Иоанну (Крестьянкину), принявшему монашеский постриг от рук отца Серафима. «Сердцем моим страдаю о вас», – часто писал в письмах духовным чадам преподобный Серафим. В день рождения старца – 28 июня/11 июля – предлагаем читателям воспоминания о нем. «Господи, молитвами раба Твоего схиархимандрита Серафима помоги дойти до кельи» Многие знавшие батюшку говорят о его прозорливости и рассказывают об исцелениях по его молитвам. Его помощь была благодатной. Монах Константин рассказывает такой случай: «Однажды я поехал в Цебельду – и пошел снег, я не смог попасть в келью, потом пошел к отцу Серафиму, говорю, что там остался брат, а дров у него мало, как быть? Он помолчал и ответил: “Бог благословит”. Я купил болотные сапоги и пошел, но последние сто метров я уже не мог идти, на мне стала замерзать одежда, и тогда я стал молиться: “Господи, молитвами раба Твоего схиархимандрита Серафима помоги дойти до кельи”. Не помню, как я одолел подъем, сила какая-то подняла» . «Его молитвы и сейчас нам помогают» Далее монах Константин говорил об отце Серафиме: «Он был крупного телосложения, чуть сутулый, выше среднего роста. Не знаю, имел ли он светское образование. Говорил мало: монах – делатель непрестанной молитвы. Благодатный был – вот что главное. Его молитвы и сейчас нам помогают, отец Серафим печется о монахах-пустынниках и сегодня. У отца Кассиана (тоже чадо батюшки Серафима) было искушение: недавно он поехал к своему другу в Одессу, а когда вернулся, боялся возвращаться в келью, отец Серафим ему дважды являлся и укреплял: “Иди в келью, живи в ней и ни в чем не сомневайся”» . Монахов Глинской пустыни, рассеянных после закрытия обители, отец Серафим жалел, опекал, старался утвердить в чувстве единства, поддерживал их в желании общаться. Отец Серафим поддерживал связь со всеми Глинскими старцами и монахами до конца своих дней. Также до конца он занимался Иисусовой молитвой и незадолго до смерти сказал, что получил то, к чему стремился всю жизнь, – видимо, дар непрестанной сердечной молитвы .

http://pravoslavie.ru/95165.html

Преподобный Серафим (Романцев) (1885–1976) Глинский старец схиархимандрит Серафим прошел тот путь, которым было суждено пройти множеству русских монахов и священников – он был арестован, отправлен на строительство Беломорканала, выслан в Киргизию, после войны жил в Ташкенте, где был духовником при кафедральном соборе. 30 декабря 1947 года старец вернулся в Глинскую пустынь, а в следующем году был назначен духовником обители. Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим и многотрудным подвигом. Особым духовным даром старца было умение принимать исповедь, вызывать людей на полную откровенность. В тяжелое послевоенное время старец Серафим выслушивал все скорби и тотчас накладывал пластырь на раны душевные. Утешение, успокоение и отраду вливали в души скорбящих наставления и молитвы любвеобильного старца. Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и духовному возрождению. Наделенный духовным рассуждением, старец Серафим всякому приходящему к нему давал наставления. Его советы имели огромный вес, так как он соблюдал сам в своей жизни то, чему учил других. К нему могут быть приложимы слова Христа Спасителя: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» ( Мф. 5, 19 ). Все, что говорил старец, было основано на Священном Писании и святоотеческих творениях. Особенно зоркое внимание обращал старец на душевные страсти тех, кто к нему обращался, и учил всех следить за ними, не действовать по их внушению, а, призывая помощь Божию, противоборствовать им. Он учил не оправдывать себя, а осознавать свои грехи и полагать твердое намерение исправиться. День старца начинался с двух часов ночи, когда он исполнял свое келейное правило, затем неопустительно бывал на богослужении, после которого всего себя отдавал на служение ближним: принимая богомольцев, распределял их на жительство в пустыни, исповедовал, решал все возникшие вопросы, и так до позднего вечера. Ночью отвечал на письма. Переписывал сам и духовных детей благословлял переписывать отрывки из творений святых отцов, которые потом рассылал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим      Как верующие люди любят святых, и как часто обращаются к ним за помощью! Ищет сердце общения с небесными жителями, которые перешли порог смерти и вошли в Царство Небесное. Жаждут они, чтобы и мы попали в Рай и готовы во всем помогать нам. Они ждут общения с нами через нашу молитву. О многих мы знаем, а многие сокрыты от нас промыслом Божиим. Но иногда, по милости Божией, наступает такой момент в жизни, о котором сказано: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16). Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы – схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом Митрополит Зиновий (в миру Захария) родился в городе Глухове Черниговской губернии в 1896 году. Он рано остался сиротой, но всю жизнь вспоминал наставления своей глубоко верующей матушки Феодосии, которая передала ему свою веру и любовь ко Господу. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом. С самого детства он благоговел к Пресвятой Богородице, и Она Сама стала его покровительницей и путеводительницей по морю житейскому. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным. По воспоминаниям рабы Божией Анны, которая была его ближайшей соседкой и долгие годы ежедневно общалась с ним, владыка Зиновий был человеком очень чутким, с чрезвычайно отзывчивым сердцем. Мог выслушивать и утешать всех, кто приходил к нему. Часто до полного изнеможения. Он не мог отказать в помощи. Владыка Зиновий был очень прост в жизни и доступен для общения. Часто дарил соседским деткам мелочь. Скорбел обо всех сердцем. Был совершенно незлопамятным и кротким человеком. Даже когда староста храма, в котором владыка был настоятелем, писал на него жалобы, в ответ на возмущение прихожан недостойным поведением этого человека и желание снять его с этого места, владыка отвечал, что никого он снимать не будет. Еще в юности, когда Захария был послушником в монастыре, его старцем был отец Герасим, известный своим строгим отношением к послушникам. Но будущий владыка все переносил с терпением и полным послушанием.

http://pravoslavie.ru/73463.html

Схимитрополит Серафим, Серафим та в православного чернецтва нового часу особливе Вони пережили закриття на долю випали заслання, в " За порадою до них з усього колишнього Радянського Союзу. ще люди, про особливу благодатну силу молитви, про дар про благочестя було прийнято на Священного Синоду Церкви 25 березня 2009 року. З благословення Кирила минулого року Серафима (Романцова) були до з Сайт Церкви   за темою Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Кирила Предстоятелю Церкви з днем пам " : та звернення] Церкви взяв участь у в Глава Казахстанського митрополичого округу з Грузинського У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова з святих очолив роботу «Прославлення та шанування святих» наукова з святих екзархату питання шанування та прославлення» У прославлення у лику святих священномученика Носова Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года) [Стаття] Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года) [Стаття] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Грузинська Церква – святих – Православна Церква –   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських За депутата у захоплено Покровський храм села секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1256542...

Февральский день в Тбилиси похож на майский денек в Москве. Плюс семнадцать на улице, начинает зеленеть трава, поют птицы. Мы едем в Мцхету, древнюю столицу Грузии. Здесь находится Собор Светицховели – Животворящий Столп , второй по величине храм страны, построенный в XI веке на месте более древней церкви IV века. Собор вобрал в себя всю историю Грузии и множество православных святынь. Здесь хранится величайшая святыня Православия – Хитон Господень. Именно в этом соборе, вдохновленный проповедью святой равноапостольной Нины , крестился первый христианский царь Грузии – Мириан. Здесь похоронены многие грузинские цари и патриархи, здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Архимандрит Рафаил (Карелин) назвал Собор Светицховели сердцем Грузинской Церкви, закованным в камень и гранит. Здесь нас ждет в гости наместник монастыря, настоятель кафедрального Патриаршего собора Светицховели, архимандрит Серафим (Чедия). Вот его рассказ. Кто утром раньше всех встанет и на кладбище придет – тот молодец Я родился в 1972 году в Сухуми, предки мои – крестьяне. Родители были верующими, но в церковь не ходили – они все были закрыты. Тоталитарный режим... Пасху праздновали так: красили яйца. Кто утром раньше всех встанет и на кладбище придет – тот молодец. В 1991 году папа умер: сердце болело.      Школа, где я учился, находилась на территории бывшего монастыря, там раньше подвизались глинские старцы : духовник Святейшего Патриарха Илии II митрополит Зиновий (Мажуга; в схиме Серафим), схиархимандрит Серафим (Романцов). Половину территории занимала наша школа-интернат, половину отдали под тюрьму. И все вместе – бывший монастырь. Вот такое немыслимое сочетание... В 1989 году стали реставрировать монастырский храм, мне исполнилось 17 лет – и я первый раз в жизни увидел священника и с ним поговорил. Гражданская война – страшное дело В 1992 году началась война: вооруженный конфликт на территории Абхазии. В результате боевых действий 250000 грузин, живущих здесь (почти половина жителей Абхазии), были вынуждены покинуть свои дома. Тогда просто заходили в грузинские дома – и убивали, резали всех подряд. В родном Сухуми, в городском аэропорту, в ожидании самолетов сидели тысячи грузинских беженцев, а аэропорт беспрерывно бомбили… Гражданская война – это страшное дело, гибнут с обеих сторон невинные люди.

http://pravoslavie.ru/101804.html

Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 26–27 января 2017 года)      «Монашество в Церкви – это передовой отряд, принимающий на себя удары миродержителей тьмы века сего и своей молитвой, духовной силой оберегающий всю Церковь» , – сказал в одной из проповедей Святейший Патриарх Кирилл. Именно поэтому монашество жизненно необходимо Церкви . Фундамент духовной жизни должен цементироваться подвигом, а школой подвига всегда считалась обитель. Силой же обители было старчество. Преподобные Глинские старцы митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин) и схиархимандрит Андроник (Лукаш), родившись еще в дореволюционной России, пронесли свой пастырский подвиг служения Церкви и людям на протяжении всего богоборческого периода XX столетия. «В годы, когда многие духовные понятия для большинства людей потеряли свое значение или приобрели чуждый им новый смысл, даже отдельные штрихи жизни по вере, искренности, цельности, верности заповедям Евангелия могут помочь желающему видеть, что свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5). Свет духовной жизни виден и во тьме нашей суеты и окамененного нечувствия» . Монастырь является благодатной средой для воспитания, поскольку в нем создаются все условия для совершенствования и развития всех духовных сил человека. А беседа и общество ближних имеет существенное воздействие на человека. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно, что беседа и знакомство со святыми сообщает святость» . Смысл монастырской жизни отражается не только в направленности, но и в результатах монастырской деятельности: монастырь может воспитывать и воспитывает людей высокой духовной жизни. В душах подвижников-монахов возобновляется та духовная благодатная жизнь, которая была утрачена человеком вследствие грехопадения. В условиях монастыря «союз человека с Богом может восстановиться в полной гармонии и идеальной реальности» . По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), монашество – это «особый, законченный, целостный тип христианской жизни, самый чистый, совершенный» . Таким образом, монашество является высшим проявлением христианства. По своей идее монашество представляет «школу обновления, подкрепления и развития духовных сил» .

http://pravoslavie.ru/101009.html

Старец — Мы слышали, что вы верующий. А вы знаете, что в армии это не принято? — Как же не принято, если вся русская история славилась великими полководцами, которые без молитвы и крестного знамени никогда не выезжали на поле брани? 22 сентября, 2010 — Мы слышали, что вы верующий. А вы знаете, что в армии это не принято? — Как же не принято, если вся русская история славилась великими полководцами, которые без молитвы и крестного знамени никогда не выезжали на поле брани? В воскресные дни у левого клироса Иоанно-Богословского храма города Тбилиси всегда многолюдно: ждут встречи с почитаемым старцем, отцом Филаретом. Ученик Глинских старцев, батюшка — скромный и благодатный подвижник, весьма строгий к греху и милостивый к падшим. Как и подобает доброму пастырю, кроток, у него молодые светлые глаза и душа ребенка. О себе не рассказывает. Вдруг разговорился со мной. Диктофона не было. Что смог, записал в блокнот. После беседы у меня появилось чувство прикосновения к великому. Архимандрит Филарет, перекрестившись, поставил зажженную свечу на подсвечник. Дивны дела Твои, Господи, не забыты духовные подвиги тех, кто оберегал от ветра и туманов безбожия в своей душе яркий светильник веры и благочестия… Вот и прославлены нынешним августом в лике святых насельники Богородице-Рождественской Глинской пустыни: схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов). Эти старцы-подвижники в истории православного монашества нового времени занимают особое место. Они пережили закрытие Глинской обители, на их долю выпали гонения и унижения. Второй духовной родиной для них стала Иверия, куда приехали они, пройдя лагеря и тюрьмы. За советом и поддержкой к ним приезжали верующие из разных уголков православного мира. И сегодня еще живы люди, которые свидетельствуют об особой благодатной силе их молитвы, об удивительном даре любви к Богу и людям, о прозорливости старцев. Отец Филарет закрыл глаза, и воспоминания прошлых лет духовной радостью коснулись его души. Вот, он, тогда еще иеромонах, в Тбилиси, за алтарем храма святого Александра Невского, с схиархимандритом Андроником (Лукашем) в ожидании службы мирно беседуют. Отец Андроник улыбается, весело прищурив глаза и теребя свою раздвоенную бороду, что-то втолковывает сидящему рядом.

http://pravmir.ru/starec/

Схиигумения Елисавета (Орлова): Искали Бога — нашли старцев Мы искали Бога – нашли старцев. А сейчас люди ищут не Бога, а старцев, человеков ищут! Когда приезжали к отцу Виталию, то говорили иногда: ‘Отец Виталий, слава Богу, мы Вас нашли’. А он отвечал: ‘Не вы меня нашли, а я Богу молился, и Господь избрал вас’. 26 сентября, 2012 Мы искали Бога – нашли старцев. А сейчас люди ищут не Бога, а старцев, человеков ищут! Когда приезжали к отцу Виталию, то говорили иногда: ‘Отец Виталий, слава Богу, мы Вас нашли’. А он отвечал: ‘Не вы меня нашли, а я Богу молился, и Господь избрал вас’. Тбилиси – город совершенно неповторимого колорита, обаяния, теплоты. Поэтому войдя в ограду церкви святого благоверного князя Александра Невского , на мгновение замираешь от изумления: ты неожиданно попадаешь в Россию прежних лет – строгую, скромную, простую. Впервые сюда меня привел около десяти лет тому назад один грузинский священнослужитель. Он в тяжелую для него минуту молился на могиле схиархимандрита Виталия. Мое сердце тронуло это полное доверия обращение за помощью к русскому старцу, словно к живому. Сегодня я вновь у отца Виталия. Идет панихида. Она служится здесь почти ежедневно. Звучат ласковые южно-русские напевы. После панихиды люди не расходятся, опускаются на колени, просят о сокровенном. А я поднимаюсь в «крестилку», где меня ждет матушка Елисавета. Она переехала в Тбилиси из России по благословению отца Серафима (Романцова) в 1975 году. Тогда при Александро-Невской церкви собрались старцы из закрытой Глинской пустыни – митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в схиме Серафим (Мажуга, †1985), схиархимандриты Серафим (Романцов, †1976), Андроник (Лукаш, †1974) и Виталий (Сидоренко, †1992) . С читателями «Правмира» матушка делится необыкновенным опытом жизни в послушании святым старцам. Схиигумения Елисавета (Орлова) в келье митрополита Зиновия (Мажуги) Матушка Елисавета – игумения. Время от времени к ней заглядывают то свечница за свечами, то водитель, который привез продукты; возле храма накрыты столы, кормят нуждающихся. «Так всегда было в Глинской, – поясняет матушка с улыбкой и продолжает, — вот…старцы ушли, а я так и осталась у них на послушании». Филиал Глинской в Тбилиси

http://pravmir.ru/sxiigumeniya-elisaveta...

«Благодатность молитвы, которую несли Глинские старцы, передавалась окружающим» Беседа с протоиереем Александром Чесноковым Александра Боровик «Сколько ни пиши о старцах, сколько книг ни издавай, тайна останется тайной», – говорят опытные люди. Правда, одному из авторов новинки книжной серии «Подвижники благочестия ХХ века» посчастливилось много лет провести в самой непосредственной близости к ныне прославленному старцу Глинской пустыни митрополиту Зиновию (Мажуге) , в схиме Серафиму, – сначала в качестве иподиакона, а затем келейника. О своем общении с будущим святым и о старцах вообще размышляет протоиерей Александр Чесноков, который в соавторстве с сыном Зиновием, названным в память прославленного митрополита, написал книгу «Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. ХХ век» . Внизу слева направо: архимандрит Модест (Гамов), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиигумен Андроник (Лукаш)      – Отец Александр, вы лично были знакомы с тремя ныне прославленными Глинскими старцами: митрополитом Зиновием (Мажугой), в схиме Серафимом, схиархимандритом Андроником (Лукашем), схиархимандритом Серафимом (Романцовым). Какие у них были общие качества? – Все молитвенники, делатели непрестанной Иисусовой молитвы. Беседуют с вами и перебирают четочки: умная молитва идет постоянно. До этого дойти надо! Не каждый доходит, чтобы одновременно беседовать и продолжать молитву в сердце через ум. Что еще общего? Доброта. Всегда старались помочь сами, не дожидаясь просьб. Любвеобильные. И что замечалось: прошли большую, очень трудную жизнь, через ссылки, гонения, разного рода оскорбления. Но никогда об этом не говорили, только иногда рассказывали, больше для назидания, о случаях из жизни в ссылке. Всегда в проявлении любви, и больше рассказывали о хороших случаях. Вот что интересно: пройдя ссылки, они сохранили любовь к Богу, любовь к ближнему. Никакой озлобленности, никакой жестокости. Старались вспоминать только хорошее и о жизни в заключении, и о повседневной жизни, то, как Господь их вел.

http://pravoslavie.ru/62816.html

В Псковской епархии отметили годовщину со дня смерти архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 5 февраля 2007 г. 12:47 Сегодня исполняется год со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина), на протяжении долгих лет бывшего духовником братии Псково-Печерского мужского монастыря и одним из наиболее почитаемых и авторитетных священнослужителей Русской Церкви. Накануне, 4 февраля, в Псково-Печерском монастыре Божественную литургию и панихиду по старцу Иоанну совершили архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий в сослужении епископа Зарайского Меркурия , управляющего Патриаршими приходами в США, а также настоятеля Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), братии обители и представителей псковского духовенства. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) родился в благочестивой семье 11 апреля 1910 года в городе Орле. Родители назвали его в честь преподобного Иоанна пустынника. Вся жизнь будущего подвижника веры строилась под благословением священномученика Серафима (Остроумова), причисленного к лику Святых в 2001 году. В 1945 году 14 января в Воскресенском храме на Ваганьковом кладбище митрополит Николай (Ярушевич), один из четырех архиереев Русской Православной Церкви, оставшихся в живых после гонений, посвятил будущего архимандрита Иоанна в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Святейшим Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен во священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где он остался служить. Но в 1950 году отец Иоанн был арестован за пастырское служение и приговорен к семи годам исправительно-трудовых лагерей, а по досрочном возвращении из лагеря в 1955 году вскоре был назначен на служение в Псковскую епархию, затем —  Рязанскую. Отца Иоанна постоянно перемещали с прихода на приход, и 10 июня в 1966 году в Сухуми отец Иоанн принял монашеский постриг. Совершал постриг старец Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов). 5 марта в 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь, в 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — в сан архимандрита.

http://patriarchia.ru/db/text/192221.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010