Предисловие письма блаженной памяти о. схиархимандрита Серафима к игумении Лебединского монастыря Евфалии (†1962) и другим сестрам Письма духовника глинской пустыни схиархимандрита Серафима (РОманцова)     В книге представлены некоторые письма духовника Глинской пустыни схиархимандрита Серафима (Романцова , 1885–1976) окормлявшимся у него монахиням Красногорского и Лебединского монастырей (ныне Черкасская епархия). После закрытия в 1961 г. Лебединского монастыря насельницы его вместе с игуменией перешли в Красногорский монастырь, где продолжали духовное общение с о. Серафимом. Это был период усиления гонений на Церковь , когда руководитель атеистического государства Никита Хрущев обещал «показать последнего попа по телевизору». И, казалось бы, о какой духовной жизни, тем более в монастыре, могла идти речь. Однако письма отца Серафима свидетельствуют о непрерывности проповеди Христовой веры и святоотеческой традиции старчества. И сегодня, ког­да современному христианину приходится преодолевать множество искушений от мира сего, эти письма так же актуальны, так же утешают, наставляют и укрепля­ют на пути к Горнему Отчеству. Настоящий сборник посвящен 30-летней годовщине блаженной кончины схиархимандрита Серафима (Романцова) и 10-летней годов­щине со дня упокоения приснопоминаемой игумении Августы (Тараниной), в своей духовной жизни руководствовавшейся наставлениями о. Серафима. Предисловие Большинство из тех, кто знал о. Серафима, посещали Глинскую пустынь в период ее наибольшей известности – 50–60-е годы, вплоть до второго ее закрытия в 1961 г. Кто бывал в Глинской пустыне, не мог не знать о. Серафима. Едва переступив порог обители, паломник направлялся к о. Серафиму, и тот определял, где ему поселиться. Он знал всё и всех. К нему шли «на совет», на исповедь, если позволяли время и силы – за благословением потрудиться. Он вместе с отцом настоятелем, тоже отцом Серафимом, и о. Андроником составлял «совет старцев», который решал все дела обители. Время трудное, вопросов много, большинство насельников уже преклонных лет, за плечами многих годы разорения, высылки, ссылки, скитаний... Как могли старцы решать все духовные и административные вопросы, всё терпеть, всем управлять, всех содержать и при этом еще принимать всё более возрастающий поток богомольцев? Почему люди тянулись в обитель, где не осталось почти ничего из былого величия? Люди спешили к старцам, живым носителям того мирного духа, который примирял с трудностями жизни, укреплял веру, очищал душу, вызывал раскаяние и жажду обновления. Чтобы хотя бы немного представить себе, как выковывались такие души, к которым спешили народные толпы, необходимо познакомиться с краткой биографией о. Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Проповеди Разное О проповедях отца Иоанна Мы публикуем проповеди насельника Псково-Печерской обители, нашего монастырского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Сокрывшись от мирской жизни в монастырских трудах и подвигах, отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял духовно и охранял его в жизни — его богомудрых наставников. От младенчества до юности — это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей — архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня (генеральша по происхождению) Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков). Слово на Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

Скачать epub pdf Приложение к статье «Таинство послушания» Часть 1. Все, о чем говорит в «Таинстве послушания» отец Рафаил, безусловно, верно, его высказывания аксиоматичны. Послушание превратилось в наши дни едва ли не в самую забытую и пренебрегаемую добродетель. И слова автора многих могут отрезвить, многим дадут возможность задуматься: имеют ли они послушание (или хотя бы стремление к нему), и если нет, то действительно ли оно «невозможно» или же это всего лишь ложь изворотливого самолюбия? Но в то же время нельзя оставить без внимания один очень серьезный момент. Каждый человек пишет, говорит, учит из своего (именно из своего !) опыта. Суть учения может быть неоспоримой. Но существует такой важнейший фактор, как обстоятельства, которые, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова) , не изменяя сущности, оказывают тем не менее «на сущность существенное влияние» 270 . Это в том числе и те обстоятельства, в которых сложился как духовная личность пишущий, и те, в которых находятся читающие. О людях, с которыми поддерживал духовную связь отец Рафаил, в среде которых находился, чьими советами и чьим опытом пользовался, благодаря которым формировался как священник и монах, мы можем узнать из его уже известной и пользующейся большой популярностью книги «Тайна спасения». В их числе и замечательный святитель митрополит Зиновий (в схиме – Серафим; [Мажуга]), и знаменитый духовник Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов), и почитаемый Псково-Печерский старец схиигумен Савва (Остапенко) , и такие удивительные, хотя практически никому доселе в России не ведомые грузинские подвижники, как архимандриты Парфений (Апциаури) и Гавриил (Уркетадзе), схимонахи Авраам (Чхеидзе) и Гавриил (Булискерия), и многие другие. С этими старцами отец Рафаил общался, говорил, «дышал одним воздухом»; их жизнь во многом и его жизнь. Абсолютное же большинство из нас – как людей, приходящих сегодня в Церковь , так и людей, избравших для себя иноческий путь (особенно людей молодых),– подобного общения совершенно лишено. Мы живем, мы сформировались или формируемся совершенно в иных условиях, иной среде. Трудно было тем, на кого давил пресс атеистического режима, но тем, кто живет сегодня, осмелимся сказать, еще труднее. Грех, как говорит сам отец Рафаил, существовал всегда, но была и добродетель, ее чистые и светлые образцы, была любовь, было, наконец, человеческое тепло. А мы живем в мире, где это тепло и любовь с умножением беззакония оскудели до чрезвычайности 271 , так что от нас требуется в полном смысле этого слова подвиг, чтобы с помощью Божией самим сохранить их в своем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Мы решили поговорить о христианском отношении к животным. Наши пастыри практически никогда не говорят об этом в своих проповедях и иных выступлениях. А жаль: твари бессловесные, братья меньшие, те, кому Адам давал имена (см.: Быт. 2, 20), занимают в нашей жизни и в наших душах очень заметное место. Мы любим их за то, что они красивы; за то, что они, бесконечно от нас далекие, в чем-то нас повторяют; за то, наконец, что они любят нас и радуются нашему существованию. Любя животных, мы, по сути, любим жизнь, созданную Богом, любим творение. Нам больно видеть страдания животных, жалость к ним подчас острее жалости к человеку: человек разумен, он осознает свою ситуацию, он в силах взять ответственность за нее на себя и найти какой-то выход, а неразумное существо беспомощно. Бессмысленная садистская жестокость к животным воспринимается как одна из самых отвратительных форм беснования. Животные в доме, в семье часто служат своего рода психотерапевтами. Контакт с ними необходим ребенку: общаясь не с игрушкой, не с виртуальной фигуркой из компьютерной игры, а с живым существом, ребенок познает реальный, живой мир и учится любить и трудиться для других. Конечно, если иметь в виду человечество в целом, то его отношения с миром животных никак не назовешь идиллическими: тысячи лет человек питается животными, одевается в их шкуры, использует их во всевозможных иных целях. Заметим, христианство никогда этого не запрещало, буддистский принцип неубиения живых существ нашей вере чужд. Но христианство всегда призывало к умеренности, к обузданию алчности, хотя и не связывало это с отношением к природе. Связывает сама жизнь: грешный человек, не желающий себя обуздать, разрушает природу, уничтожает животный и растительный мир. Случайно ли животные так тянулись к святым? Почему общение с животными, окруженность ими создает в нас некое чувство рая? И в то же время многие святые предостерегали от излишней привязанности к животным, от любви, возвышающей их до человека. В ХХ веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов) так дополнил известную фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». А ведь иногда эта любовь принимает самые уродливые формы. Чего стоят одни только бойцовские собаки, периодически калечащие людей и находящие при этом неизменную защиту у своих хозяев!

http://pravoslavie.ru/56936.html

Н.В. Маслов Часть II. Учение глинских старцев о спасении Литературное богословское наследие всех глинских старцев направлено к одной цели – к спасению душ тех, кто обращается к ним. Естественно, что на своем пути все желающие спастись встречают всевозможные затруднения, препятствия, у них возникают недоумения, сомнения. Все это побуждает их искать опытного духовного руководителя, обращаться к нему за советом и наставлением. Именно такими руководителями и являются Глинские старцы. Задача этой части работы – раскрыть учение о спасении глинских старцев; познакомить с теми наставлениями, которые старцы непосредственно давали во время своего пастырского служения, т.е. с изречениями, записанными их учениками, а также находящимися в их трудах, проповедях и письмах. Это одновременно позволит в какой-то мере раскрыть методы пастырского душепопечения глинских старцев, способы воздействия на паству и увидеть, как свое высокое учение они претворяли в жизнь. 1. О спасении Глинские старцы внедряли в сознание своих духовных чад мысль, что главная цель бытия человека на земле – спасение души. Так, например, письма схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) почти всегда начинаются или заканчиваются словами: «Спасайся!», «Спасайся о Господе!», «Желаю тебе душевного спасения». 58 Указывая высшую цель стремлений человека, отец Илиодор призывал всех «шествовать неуклонно к цели Царствия Божия». 59 Схиархимандрит Серафим (Романцов) пишет: «В спасении вся наша радость и цель жизни». «Спасайся о Господе со страхом и усердием ради вечного блаженства. Гори всегда, как свеча пред Богом». 60 Схиархимандрит Иоанн (Маслов) называет спасение первейшим делом христианина, учит, что «спасение дороже всего на свете, нужнее всего для человека», «во всех своих делах христианин должен более всего заботиться о спасении души». 61 В своих письмах отец Иоанн указывает: «В жизни каждого христианина должно стоять на первом месте спасение во Христе и приобретение Царства Небесного». «Основное, конечно, должно в нашем сознании быть – это спасение». «Особенно желаю вам быть целенаправленными и стремящимися к достижению вашего спасения. Самое основное – это быть наследниками жизни вечной». «Цель, в конечном своем существе, должна сводиться к тому, чтобы Господь сподобил всех нас узреть Его в Царствии Небесном лицом к лицу». 62

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Терпение и перенесение скорбей При искушениях подвижнику приходится немало скорбеть, чтобы терпеливо снести испытание Божие и не впасть в искушение диавольское. Неложно говорит слово Божие: «Многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Глинский патерик Терпение Глинский патерик высоко ставит терпение. По его утверждению, терпение помогает бороться со страстями и побеждать их – освободиться от них (165); терпение привлекает к подвижнику «благоволение Божие» и содействует ему в нравственном совершенствовании (185). Оно даёт силу сохранить внутреннее спокойствие при любых обстоятельствах жизни, даже при самых тяжёлых (616). Схимонах Артемий (†1885) учил: «На пути спасения нет лучшего венца, как благодушно терпеть всякое поношение. Апостол Пётр говорит: “Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас... Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь” ( 1Петр.4:14–16 )» (368). Продолжая ту же мысль, схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976) убеждал в необходимости для спасения терпения. «Невозможно, – говорит он, – без креста спастись». Именно терпение спасает нас (684). Поэтому в Патерике считается правильным, если духовный руководитель, утверждая волю пасомого, нарочито подвергает его различным неприятностям. «Пастырь душ, – читаем в нём, – делает вред себе и подвижнику, если не подаёт ему случаев к приобретению венцов, какие он, по его примечании, может на всякий час заслужить перенесением досад, бесчестий, унижений и поруганий. От этого (неподаяния случаев к венцам) происходит троякий и весьма важный вред: во-первых, сам настоятель лишается награды, которую получил бы за благонамеренные выговоры и наказания, во-вторых, добродетелью одного мог бы доставить пользу другим, но этого не сделал; третий же и самый тяжкий вред состоит в том, что часто и кажущиеся мужественными, терпеливыми и утвердившимися в добродетели, не получая от настоятеля ни обличений, ни поношений, лишаются снискания кротости и терпения» (368).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Архиерейский Собор прославил ряд местночтимых святых ноября 2017 Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе - мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который, в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Разделы портала «Азбука веры» Скажите, пожалуйста, как можно научиться непрестанной молитве? 4 Ответа Это дар Божий, который нужно развивать под руководством молитвенника-духовника. Не думаю, что это возможно сделать самостоятельно, требуется мощное изменение внутренней жизни в лоне Церкви. Ну для начала стоит понять, что такое непрестанная молитва?  Свт. Феофан Затворник : «Брат сказал: “Как ум может непрестанно молиться, когда, поя псалмы, читая, беседуя с другими, исправляя свои нужды, мы развлекаем его разными помышлениями?” – Старец отвечал: “Св. Писание не заповедует ничего невозможного. И сам Апостол, написавший сию заповедь, пел, читал, учил, работал и страдал, гонимый, а между тем непрестанно молился. Непрестанная молитва состоит в том, чтоб ум содержать в великом благоволении и горячем устремлении к Богу, о Нем Едином мыслить, Им Единым заниматься, Его Единого зреть, к Нему припадать в сердечном молении, всегда висеть на непоколебимом уповании на Него и в надежде на Него быть дерзновенным во всех делах и приключениях». Ведь непрестанная молитва — это не всегда только устная молитва, как учили мессалиане. Ересь мессалианства была осуждена Церковью. Ведь молитва — это не просто бубнёж языческий не от сердца. Бог такие молитвы не принимает и это грешно. И да, всё же как верно подмечено, что непрестанная молитва — это дар Божий. Его стоит стяжать нам! К нему надо стремится! Хотя непрестанная молитва и есть дар свободного в этом Бога, она обычно дается при выполнении некоторых необходимых, но не достаточных условий. В книге архим. Рафаила (Карелина) есть глава про схиархимандрита Серафима (Романцова) , он недавно был канонизирован. Там есть такие слова: Для стяжания благодати необходимо, совершенно необходимо, как воздух, послушание. Монаха без послушания отец Серафим вообще не считал монахом. Только через полное послушание своему старцу возможен настоящий, реальный, а не мнимый и иллюзорный духовный путь. Внешние подвиги уединения и поста отец Серафим считал второстепенными по отношению к послушанию, то есть подспорьем, а не основой монашеской жизни. Телесный подвиг должен опираться на благословение старца и быть точно определенным. Отец Серафим считал, что без послушания невозможно занятие Иисусовой молитвой: она останется на уровне повторения звуков, не будучи в силах тронуть окаменевшее в гордыне сердце. Одному монаху отец Серафим сказал то, что я считаю дерзновенным и не повторил бы, если бы не слышал сам: «Никакой Иисусовой молитвы у тебя нет: ты просто привык к ее словам, как некоторые люди привыкают к ругани».

http://azbyka.ru/vopros/kak-nauchitsja-n...

Статистика Иоанн (Маслов), схиархим. Свои иноческие подвиги о. Иоанн начал в 23-летнем возрасте в 1955 году в знаменитой Глинской пустыни, которая была недалеко от его родной деревни и переживала тогда пору своего расцвета. В ней подвизались тогда такие великие старцы, как схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов). Именно с ними сразу духовно сблизился молодой подвижник. Особенно близок был Иоанн схиархимандриту Андронику, который, впервые встретившись с ним, сказал: «Вот никогда его раньше не видел, а он самый родной мне человек». Старчество как способность открывать людям волю Божию, провидеть их сокровенные мысли и чувства и вести истинным, единственно верным, спасительным путем было даровано о. Иоанну еще в молодости. Именно поэтому духовно опытные Глинские подвижники с первых дней поступления его в обитель стали посылать к новоначальному послушнику богомольцев, а настоятель обители схиархимандрит Серафим (Амелин), пользовавшийся огромным духовным авторитетом, против обыкновения сразу же благословил его отвечать на многочисленные письма, поступавшие в обитель от тех, кто просил совета, духовного наставления и помощи ... Уже в те годы проявилась тесная связь о. Иоанна с духовным миром. Настоятель схиархимандрит Серафим после своей блаженной кончины не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. После закрытия Глинской пустыни в 1961 г. о. Иоанн, по благословению старца Андроника, поступил в Московскую Духовную Семинарию. После окончания Семинарии он продолжал обучение в Духовной Академии. Тогда же ему было вверено духовное окормление преподавателей и студентов. Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования о. Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником. Он имел доступ к сердцу каждого и говорил: «Только любовью можно постигнуть внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение». Он возвращал падшим людям образ Божий, умел заставить их плакать слезами покаяния, слезами возрождения к новой духовной жизни. Силой любви он прозревал душу человека, открывал затаенные помыслы, забытые грехи, прозревал будущее. Часто батюшка отвечал не на тот вопрос, который задавал человек, а на ту мысль, которая была главной в душе вопрошающего. Дар проникновения в тайники человеческих сердец удивлял многих и побуждал всецело отдаваться его руководству, у людей появлялась уверенность, что старец лучше их знает, в чем они нуждаются и что им полезно. В наше время, когда люди не имеют ни внешнего, ни тем более внутреннего мира, неоценим дар батюшки передавать это духовное сокровище ближним, умирять и умиротворять их души.

http://lib.cerkov.ru/authors/826

В историческом центре столицы Республики Парагвай на улице Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон (в переводе с испанского — Успение Божией Матери) стоит русская православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы и привлекает внимание прохожих своим необычным стилем, в котором сочетается модерн и древняя псковская архитектура. Этот храм построен в 1927 году русскими эмигрантами. В прошлом году приход, который борется за выживание с момента открытия, отметил 85летие со дня освещения храма.   16 июня 2014 г. Посвящая один из выпусков нашей рубрики качеству применяемого для наружных и внутренних отделочных работ сусального золота (см. материал «Золотая середина» в ЖМП за 2013 год), мы обещали уделить больше внимания современным заменителям драгметалла. Сегодня мы выполняем это обещание и предлагаем вашему вниманию обзор ситуации на российском рынке нитрида титана — материала, имитирующего блеск и расцветку сусального золота. Дмитрий Анохин 2 июня 2014 г. Приобщать молодых людей к Церкви можно разными способами: паломническими поездками, рассказами о подвигах святых и новомучеников или через уроки православной культуры. Однако есть и еще один, не менее действенный метод — восстанавливать своими руками разрушенные памятники православной архитектуры. Ведь заброшенные храмы и часовни — это не только образцы древнего зодчества, но и живые свидетельства искренней веры в Бога и любви к Нему наших предков.   Алексей Реутский 5 мая 2014 г. Революцией в Рождества Богородицы Глинской пустыни, расположенной в Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы, было разрушено почти всё. Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и Серафим (Амелин) и другие старцы прошли через множество испытаний: изгнание из обители, лишения и мытарства в советских лагерях. Но, несмотря на все трудности, на многочисленные расколы в обществе и Церкви, глинские подвижники своим поведением и служением подавали личный пример, как правильно жить и молиться.

http://e-vestnik.ru/jmp/2014/4/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010