Глинская пустынь закрывалась дважды: первый раз в 1922 году и во второй - в 1961 году, после возобновления работы в 1942 году, связанной с приходом немцев. В этот период, с 1943 по 1958 год, настоятелем был Великий старец схиархимандрит Серафим (Амелин) (изображение 5), истинный последователь богомудрых настоятелей Глинской пустыни. «Именно ему во многом обязана обитель своим духовным расцветом и внешним благоустройством. При нем в 20 веке прославилась Глинская пустынь святыми старцами - духовными руководителями иноков и мирян к вечному спасению... Он принял настоятельство в возрасте 69 лет и был уже преисполнен благодатных дарований. Старец во всей полноте имел дар прозрения в тайники человеческих душ» . Должность благочинного и ризничного в Глинской пустыни, после освобождения из лагерей в 1948 году принял схииеромонах Андроник (Лукаш) (изображение 6), который еще в 1920 году был рукоположен в рясофорные монахи в Глинской пустыни. «Велик был духовный авторитет старца, наделенного дарами прозорливости, утешения, молитвенности. После закрытия Глинской пустыни в 1961 году схиигумен Андроник подвизался в Тбилиси под духовным руководством бывшего глинского насельника митрополита Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. С 1963-го схиархимандрит Андроник служил в храме Александра Невского г. Тбилиси» . В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь ее бывший послушник с 1910 по 1914 год, участник первой мировой войны о. Серафим (Романцов) (изображение 8). В Глинской пустыни он жил на втором этаже двухэтажной башни, за что его называли " столпником " , в 1960г. он был назначен игуменом. После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми, став в 1961 г. духовником в местном кафедральный соборе. В 80-х гг. XX в. постриженик Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов) (изображение 7), исследовав фонды пустыни в РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской обл. и частично восстановил архив пустыни (ок. 4 тыс. ед. хр.), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Глинская пустынь Архимандрит Виталий и митрополит Зиновий Как раз в то время, когда в Грузии и России начался процесс восстановления общения Церквей, на Украине была вновь ненадолго открыта Глинская пустынь. Владыка Зиновий остался в Грузии, но многие насельники вернулись в свой монастырь. Глинская пустынь была одним из нескольких монастырей, существовавших в середине ХХ столетия. Возрождение обители пришлось на нелегкий период Великой Отечественной войны. Будучи открытой в 1942 году, пустынь просуществовала до 1961 года, когда «Хрущевская оттепель» спровоцировала очередное закрытие монастыря. В этот период в ней подвизались великие старцы: настоятель – отец Серафим (Амелин), духовник – отец Серафим (Романцов), благочинный – отец Андроник (Лукаш), отец Виталий (Сидоренко) . Будучи послушником у отца Серафима, отец Виталий принимал странников как отец милосердия, утешал людей и вел очень духовную жизнь . Кавказ “Из примеров он был пример христианской и монашеской жизни. Любвеобилие у него было благодатное” Свой монашеский путь, начатый в Глинской пустыни и закрепленный многими годами странничества, отец Виталий продолжил в горах Кавказа, где подвизался около десяти лет. Один из сподвижников отца Виталия по пустыни, разделявший вместе с ним крест отшельничества, вспоминает: «Очень мы любили брата Виталия. Из примеров он был пример христианской и монашеской жизни. Любвеобилие у него было благодатное. Рассуждение духовное – правильное. Бедность любил, нестяжательность. Эти его христианские добродетели увеселяли нас…» Однажды его решила навестить мать. Узнав, где он живет, она приехала в Сухуми. Рассказывают, что, когда ее вели к нему в келью, она всю дорогу вздыхала: «Ох, куда же ты забрался! Ох, куда же ты залез – в какую глушь!» . Здесь, на Кавказе, она приобщилась к вере и уже начала жить как верующая. Так через сына обратилась к вере и мать. Преставилась она схимонахиней Андроникой, приняв по благословению старца Андроника великую схиму. Молитвенное усердие Храм был наполнен душами поминаемых людей: они как живые и как присутствовавшие физически стояли там

http://pravoslavie.ru/88286.html

Горы Абхазии      Следует отметить, что при кажущейся свободе жизнь братии в горах Кавказа строго регламентировалась определенными келейными правилами, индивидуальными для каждого, и во всем была иерархичной. Все они находились в полном послушании у старца и отсекали перед братиями свою волю. Не получив отеческого благословения схиархимандрита Серафима (Романцова), насельники никого в общину не принимали и также, не испросив предварительного совета духоносного старца, ничего самовольно не смели предпринять. Отец Мардарий рассказывал: «Мы из пустыни выходили редко. Один раз пришли к батюшке Серафиму. Батюшка всегда нам был рад, рыбку, гостинцев, денег даст и говорит: “Ну, теперь отправляйтесь в свои келлии”. Жил он в Сухуми прямо в центре, недалеко от церкви. Многие приезжали к нему» 13 . Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе). Фотография. 40-е гг. ХХ в. Старцы окормляли пустынников не самочинно, а по благословению митрополита Зиновия , пребывавшего в то время в сане епископа и бравшего на себя всю полноту ответственности за молившихся в горах отшельников. Более того, и это следует особенно подчеркнуть, о пребывании в горах монахов было хорошо известно грузинскому Святейшему Католикосу-Патриарху Каллистрату, а затем сменившему его Мелхиседеку – личностям необыкновенным и выдающимся. Общеизвестно, что они высоко ценили подвиг пустынножителей и молились за них. В значительной мере благодаря духовной чуткости этих великих перед Богом архипастырей владыке Зиновию удалось приютить на Кавказе опальных глинских старцев 14 . Отец Серафим был не только опытнейшим духовником, знающим все сокровенные движения человеческого сердца, но и аскетом, имеющим опыт отшельнической жизни. Он помогал пустынникам продуктами, переправляя их в горы. Пустынники много молились – до десяти часов в день. Это была почти исключительно Иисусова молитва Пустынники много молились – до десяти часов в день. Это была почти исключительно Иисусова молитва, заменявшая им все церковные чинопоследования и правила. По благословению отца Серафима один из насельников пустыньки – отец Андрей (Машков) – читал три четки за себя, а остальное время ему было благословение молиться «за нас грешных». Каждый день отец Андрей помимо четок прочитывал одно из Евангелий. Книг в горах пустынники не имели, только Новый Завет и Псалтырь 15 .

http://pravoslavie.ru/82277.html

Из воспоминаний протоиерея Михаила Диденко (впоследствии принял монашество с именем Максим), клирика Александро-Невского храма в Тбилиси, мы узнаем: «Три старца – но у всех разный подход к людям и делу. Владыка Зиновий выделялся своим административным положением и своей архиерейской властью. Отец Андроник всем раб. У него на устах, как и у Серафима Саровского, мой милый, мой дорогой – Христос Воскресе! К кающемуся грешнику обращался с любовью и с большой снисходительностью, давал посильную епитимью, а остальное брал все на себя. Таким он был в монастыре, в заключении и вне монастыря… Старец Серафим (Романцов – прот. А. Ч.) к кающемуся грешнику подходил более строго, более требовательно. Но простой народ всех их любил одинаково и воздавал им свою любовь каждому по достоинству» . Протоиерей Георгий Пильгуев, также являвшийся клириком храма святого Александра Невского в Тбилиси, отмечает: «Больше было справедливой строгости у отца Серафима, а отец Андроник больше покрывал мягким укором, но и тут же прощал с назиданием не возвращаться к прежним грехам. Людьми было замечено, что все стремились к этим старцам, но как-то получалось так, что мужчины и в том числе и священнослужители шли к отцу Андронику, а женщины к отцу Серафиму. Эти отцы никого не отталкивали от себя, всех принимали, невзирая на чины, пол и положение в обществе» . Память Собора преподобных отцов Глинских постановили совершать 9 сентября старого стиля (22 сентября по новому стилю), на следующий день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы – престольного праздника Глинской обители .      Митрополит Тетрицкаройский Зиновий Митрополит Зиновий, в схиме Серафим, родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины) в семье рабочего Иоакима Мажуги. Во святом крещении мальчик получил имя Захария. С самого детства ему пришлось испытать трудности и лишения. В три года он лишился отца, а когда Захарии было всего 11 лет, умерла его благочестивая мать Феодосия, воспитавшая в нем веру и любовь к Богу.

http://pravoslavie.ru/101009.html

Отцы, возле которых мы тогда окормлялись, сейчас причислены к лику святых: Господь их забрал в райские обители. Они прошли через трудный период гонений, испытаний и много чего претерпели в жизни, а «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10: 22). Так произошло и с этими старцами, которые никогда никого не ругали, ни своих гонителей, ни своих обидчиков, но во всем полагались на волю Божию. Раз так происходит, значит это – Промысл Божий. С таким настроением, с таким воодушевлением, конечно, легче жить, легче пронести свой крест, несмотря на трудности, которые встречаются на жизненном пути. – Сейчас старцы есть? – И сейчас старцы есть. И сейчас к ним очереди, не приступишься. Люди нуждаются в окормлении. Хотя иногда, может, и старца не надо? Просто обратись к священнику, у которого исповедуешься, или помолись хорошо, обратись к первому встречному и получишь ответ на свой вопрос. Надо, чтобы ты сам потрудился, сам помолился, и уже по твоему внутреннему сердечному состоянию Господь даст и ответ. Точно так же и здесь. Узнаешь ты старца, не узнаешь – это какое будет твое внутреннее состояние и желание. Глинские отцы: Иеросхимонах Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиигумен Андроник( Лукаш). 1950-е гг.      Даже в период гонений, когда церкви рушились, закрывались, многие были в изгнании, даже тогда души, стремящиеся к Богу, кто хотел и искал старцев, находили, приезжали со всего мира, несмотря на закрытые границы, когда не впускали и не выпускали. О Союзе я просто не говорю: со всех концов и приезжали, и окормлялись, и не было такого, чтобы владыка Зиновий кого-то не принял. Кого-то с рассуждением, кого-то с объяснением, всех встречали, и говорили, и старались накормить, чтобы они уезжали утешенными. А другие спрашивали: «Куда? Где старцы? Какие сейчас старцы?!» Когда закрытая в 1922 году Глинская пустынь была ненадолго открыта в 1942 году, многие приезжали, в том числе одна женщина, которая оставила потом свои воспоминания. А старцам, кроме того что они занимались духовным окормлением, нужно было чисто по-человечески возрождать пустынь, нужно было заниматься хозяйственными делами, нужно было кормить и себя, и многочисленных паломников. И вот эта женщина остановилась посреди двора и внутренне вопрошает – родился такой мысленный вопрос: «Где же найти этих старцев?!» Тут мимо пробегает будущий схиархимандрит Андроник (Лукаш) и вдруг говорит ей: «Книги надо читать». Вот так. Ответ на ее вопрос уже получен. Она даже не успела спросить, а он уже отвечает.

http://pravoslavie.ru/62816.html

Слева направо: Схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш) Отец Андроник всю жизнь хранил в своем сердце память о Глинской пустыни. Уже спустя годы после второго закрытия обители он писал своему духовному сыну, поздравляя его с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и с преддверием Воздвижения Креста Христова: «Это наши престольные праздники» с. 157]. Старец называет эти праздники престольными, потому что Глинская пустынь называлась Рождества-Богородицкой, и там был большой Крестовоздвиженский храм. До конца своих дней старец сохранял духовное единство со своими собратьями по Глинской пустыни и по возможности навещал их. Из писем старца мы знаем, что он регулярно навещал отца Серафима (Романцова) с. 156], ныне прославленного в лике святых с. 76]. Митрополит Исидор (Кириченко) неплохо знал всех трех старцев: «Господь сподобил меня с ними общаться, исповедоваться и просить их святых молитв. Будучи уже на приходе священником-иеромонахом, если испытывал какие-то трудности — пишу письмо, и их молитвами Господь укреплял, и я неоднократно ездил в Тбилиси и в Сухуми к отцу Серафиму один раз» Всю жизнь батюшка хранил в своей памяти наставления дореволюционных Глинских старцев и часто писал в своих письмах: «старцы нас учили…». Тетрадка По свидетельствам духовных чад, отец Андроник любил читать Священное Писание и творения святых отцов. Часто в беседах с духовными чадами он цитировал примеры и поучения из этих книг. Сам он к чтению таких творений относился очень внимательно и вел тетрадку, в которой записывал самые нужные и полезные святоотеческие поучения на разные случаи жизни. Старец не просто записывал на бумагу евангельские заповеди, но слагал их в своем сердце, держал их в своем уме и жил, руководствуясь ими. Кроме этого, преподобный Андроник размножал эти записи и раздавал своим духовным чадам. Нам удалось найти одну из таких тетрадей, которая называется «Наставления батюшки, собранные им из Святоотеческих творений и Священного Писания». В нее вошли не только собственные высказывания старца, но и многочисленные наставления святых отцов, и новозаветные и богослужебные тексты. Старец работал над ней в период с 1950 по 1956 годы.

http://pravmir.ru/uroki-prepodobnogo-and...

Архимандрит Гавриил, находясь в миру, казался свободным от мира. Он отверг его владычество Архимандрит Гавриил, находясь в миру, казался свободным от мира. Он отверг его владычество, как разрывают липкую паутину, принял подвиг юродства, словно посвящение в духовное рыцарство, и мир отступил от него. Надо сказать, что он обличал пороки людей только в глаза, нередко в резкой форме, бил словами, как ударами клинка, угрожая проклятием Божиим тем, кто не хотел исправиться. Однако за глаза он не осуждал никого, кроме себя самого, приписывал себе грехи, которых на самом деле не совершал, и пороки, которых не имел. Те, кто исповедовались у отца Гавриила, вспоминали, что открывать ему грех и даже самые постыдные падения было легко: само сердце раскрывалось перед ним. Люди уходили от него с облегчением и радостью, как будто тяжелую ношу, давившую плечи, сложили у его ног. Народ интуитивно чувствовал духовную силу и дерзновение к Богу этого подвижника. Сразу же после смерти, еще до канонизации, началось паломничество к его могиле. Преподобноисповедник Серафим (Романцев) Я отношусь с большим уважением к духовнику Глинской пустыни отцу Серафиму (Романцеву). В этом старце сочетались строгость и милосердие, душевная мягкость и духовная твердость; он мог утешить скорбящего несколькими словами, поднять павшего и как бы вдохнуть в него новые силы, смирить гордого, указать на скрытые ямы, которые лежат на духовном пути человека, и подробно объяснить, как обнаружить и обойти их. Было замечено, что непослушание отцу Серафиму со стороны духовных чад оборачивалось для них несчастьями и нравственными падениями. Общение с подвижником – это не только радость и утешение, но ответственность: оно похоже на общение с огнем, который светит и согревает, но при неосторожном и небрежном обращении может опалить и сжечь. В наше время я не вижу подвижников, подобных тем, о которых писал. Это не значит, что их нет. Вероятно, они есть и продолжают подвиг своих отцов, но сокровенно. Я просто не вижу их, а может быть, и не ищу. Старцы, о которых я писал, окончили земную жизнь, но духовно пребывают с нами. Они пример для современников, но для меня, прежде всего, обличение моей нерадивой жизни: я имел доступ к сокровищнице, но не взял оттуда ничего и остался нищим.

http://pravoslavie.ru/80880.html

Затем — камера-одиночка в Лефортовской тюрьме, заключение в Бутырской — в камере с уголовными преступниками и семь лет исправительно-трудовых лагерей… Архангельская область, знаменитый разъезд Черная Речка. А там – барак, непосильный труд на лесоповале и особое «распределение» — «санитарная обработка», т.е. многочасовое пропаривание одежды заключенных в особой камере при очень высокой температуре. Но что помнилось ему об этом времени? — Молитва, под самым потолком на третьем ярусе нар, тайные воскресные службы в заброшенном недостроенном бараке, радость в моменты, когда уважение к священнику нежданно-негаданно просыпалось в душах главарей лагерной шпаны… В 1955 году, по досрочном возвращении из лагеря, он был назначен в Псковскую епархию, затем — Рязанскую. 10 июня 1966 года в Сухуми отец Иоанн принял монашество. Постриг над ним совершал глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов). 5 марта в 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псков-Печерский монастырь, в 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — в сан архимандрита. Почти сорок лет отец Иоанн оставался насельником Псково-Печерского монастыря. В 70-е – 80-е годы, когда органы государственной безопасности стремились установить контроль над жизнью людей, отцу Иоанну вновь пришлось пить от Чаши страданий. Теперь он разделял бескровное мученичество со своими воспитанниками, державшими «оборону» от мира. Господь наградил его многими духовными дарованиями, и наиболее явным для окружающих был дар прозорливости. Отец Иоанн предвидел события в жизни близких людей, часто указывая на возможные опасности, и, обычно приучая людей к личной ответственности, в некоторых исключительных случаях все же требовал неукоснительного исполнения своих благословений. Со временем люди, отказавшиеся от послушания своему духовнику, имели возможность убедиться в том, что отец Иоанн имеет основания для такой требовательности: он не говорил от себя. И при этом батюшка сохранял необыкновенную скромность, отзываясь о себе так: «Ну, какой я старец? Вот видели бы вы настоящих старцев!»

http://pravmir.ru/otec-ioann-krestyankin...

«Иеросхимонах Паисий (в миру Уваров Петр Иванович), родился в 1952 г. 13 декабря, почил в 2002 г. 8 ноября. Дай, Господи, в райских селениях Вечную радость тебе и покой, О нас помолися, блаженный Паисий, И встречи на небе с тобой удостой». «Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь – это самое главное. Если будете это иметь между собой, то больше ничего не нужно, и всегда будете иметь в душе радость. Ничем не спасешься, что снаружи тебя, а только тем, чего достигнешь внутри себя в душе своей, в сердце – мирную тишину любви, чтобы взгляд ваш ни на кого никогда косым не был. Прямо смотреть с готовностью на всякий добрый ответ и добрый поступок с сердечной искренностью. Последней своей просьбой я прошу вас об этом. Любите друг друга. Монашеская жизнь трудная, но она и самая легкая…». Преподобный Серафим (Романцов; 1885–1976 гг.), настоятель Глинской пустыни, после её закрытия в 1961-м году приехавший в Абхазию, жил первоначально в Очамчири, затем у одного из прихожан села Илори, наконец обосновался в Сухуми, в Драндском монастыре. Он также был погребен на этом кладбище, и его честные останки пребывали здесь до обретения святых мощей. Могила с деревянным крестом сохраняется и почитается местными жителями. Иеромонах С. и иеродиакон О. Недалеко от Цебельды, в заброшенной деревне, живет иеромонах С. Он занимается пчеловодством и разведением разных животных, а также вырезает постригальные и параманные кресты для монахов. Именно от его скитка начинается горная дорога к отшельникам на Амткел, куда мы и отправились. Часа два-три приходится преодолевать крутой каменистый подъем в гору. Потом около четырех часов — по дороге, которую сделали охотники и лесорубы. А далее — около часа по непролазным зарослям плюща и красивого, но ядовитого рододендрона. На всем этом длинном пути с горных вершин текут всего два источника. Охотничья дорога По дороге с одной горы видно село Георгиевку, где жили подвижницы схимонахиня Елена и монахиня Нина . Через некоторое расстояние с другой горы открывается прекрасный вид на окрестные горы, и, по сложившейся традиции, отшельники, проходя это место, поют тропарь Пасхи.

http://pravoslavie.ru/144754.html

Шли годы. Отец Серафим все реже выходил из дома, но по-прежнему принимал посетителей. Незадолго до смерти он перешел в другой домик – на окраине города, на улице, которая, подобно террасе, пролегала по склону горы. Сюда не доносился городской шум. Отец Рафаил (Карелин) вспоминает: «Когда я посетил отца Серафима, он лежал уже в постели, не вставая. Странное было впечатление: он казался мне новорожденным младенцем, который смотрел на мир какими-то чистыми, слегка удивленными глазами, даже цвет лица был у него розовый, как у маленького ребенка. Он сказал мне всего несколько слов. Было видно, что ему не хотелось говорить. Я чувствовал, что теперь его ответ – это молитва» . Слева направо старцы Глинскои пустыни Модест (Гамов), Зиновии (Мажуга), Серафим (Романцов) и Андроник (Лукаш) До конца своих дней старец сохранял духовное единство с собратьями по Глинской пустыни. Из писем преподобного Андроника (Лукаша) мы узнаем, что он регулярно навещал отца Серафима (Романцова), ныне прославленного в лике святых преподобных. Приведем одно из писем старца Андроника, свидетельствующее о его трепетном отношении к родной обители и внимательности и участливой заботе о своем собрате отце Серафиме (Романцове): «Мир вам и Божие благословение, дорогая матушка Ф. с сестрами! Поздравляю я вас и всех ваших домочадцев с великим праздником, особенно для нас, Глинских насельников некогда бывших, Рождества Божией Матери. Желаю вам, чтобы и вам наша, а также и ваша Заступница даровала всякого благополучия в вашей жизни. Я в настоящее время, милостью Божиею и вашими св. молитвами, нахожусь жив, здоровье, слава Богу, потихоньку, на днях ездил до о. Серафима (Романцова. – З.Ч. ). Он себя чувствует по сравнению с прошлым лучше… Б. сх. ар. Андроник» . Незадолго до кончины батюшки Серафима в письме своему духовному сыну отец Андроник пишет: «Ездил навестить своего собрата о. Серафима. Здоровье ихнее неважное. Каждый день делают два укола, но потихоньку ходит. С. ар. Андроник» . Его слова согревали сердца людей

http://pravoslavie.ru/95165.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010