Летом приезжали к пустынникам погостить «академики» и братия из Троице-Сергиевой лавры: архим. Кирилл (Павлов) , архим. Наум (Байбородин), игумен Марк (Лозинский) и другие. Вот как описывал быт горцев-монахов архидиакон Пимен (Шувалов), ныне проживающий в Свято-Успенском монастыре Одессы: В горах Кавказа. Крайний слева -иеромонах Иоанн (Маслов), рядом с ним — иеромонах Исаия (Коровай) «Когда Глинскую пустынь закрыли, прп. Серафим Романцов ушел в Сухум, прп. Андроник (Лукаш) — в Тбилиси. Пришли за ними и их чада: Исаия (Коровай), Андрей (Машков). Они жили в Барганоах, в Ажаре (60 км от Сухума), мы с Кассианом — возле Азанты с 1964 по 1968 гг. Мне тогда было 23 года, только из армии пришел. За наставлениями, проповедью, Причастием ездили к прп. Серафиму в Сухум. Отец Исаия был с братией в Ажарах. Ахилла жил в дупле, а Владимир, Феодосий (глинский) и пчеловод Анемподист (киевский) — в шалашах. Когда Исаия читал молитву Иисусову, то делал небольшие поклончики, чтоб не отвлекаться. Молитву творили по очереди: один читает часа три, потом другой, и так круглые сутки. Читали по очереди жития святых, рукодельничали. Ложки деревянные вырезали, крестики. На одну ложку уходило 300 молитв Иисусовых. Потом отвозили изделия в город. На поле работали Ахилла, Исаия и я. Спали с 19-ти часов до полуночи на досках шириной 30-40 см, под головой — чурбаны. С полуночи до утра молились, днем — опять работа. Хлеб сами пекли. Исаия пёк в консервных банках из-под томатной пасты по семь хлебов в печке: муку смешивал с толчеными горными каштанами, добавлял ароматную измельченную траву — хлеб выходил удивительный! Но сразу всё не ели, сушили на сухари, а потом их грызли. А есть хотелось — ужас! Но все терпели ради Господа. У о. Исаии были Святые Дары заготовлены, причащались каждое воскресенье. Потом с Кавказа нас стали гнать, как будто мы звери какие — вертолетами, облавы устраивали. Уехал я сначала в Одессу, через два года — в Почаевскую лавру, а через 13 лет опять в Одесский монастырь вернулся. Отец Исаия в Почаевской лавре был духовником. Он был молитвенник, больше его никакие дела не интересовали. Лечил он бабок и тех, кто приходил к нему, травами разными. Он с юности знал сотни рецептов. Жалел народ».

http://pravoslavie.ru/104127.html

Как произошло наше знакомство, при каких обстоятельствах, – этого я не запомнила. Помню только, что он в то время лежал в больнице, – у него были больные легкие. Мы проведовали его, беседовали с ним. Он был тогда еще молоденький… Потом отец Серафим (Романцов) благословил отца Виталия в Сухуми, в пустыню. Там мы тоже его посещали – отец Серафим благословлял нам с ним общаться. Десять лет отец Виталий жил в пустыни, в горах Кавказа. Наши таганрогские сестры ездили туда, виделись с ним. Он далеко жил, очень трудно было туда добираться – 33 речки надо было перейти… Однажды я приехала в Сухуми, и тут мне – телеграмма, что моего родного брата забирают в армию. Я была старшей в семье – родителей у нас не было. Прихожу к батюшке Серафиму, а он: “Без тебя проводят. Сиди тут”. Я, конечно, чувствовала, что это неспроста, и не плакала. А дело было под Рождество. В это время братия пришли из пустыни на праздник, и с ними отец Виталий – тут я поняла, почему отец Серафим меня оставил: чтобы повидаться с отцом Виталием. Помню, мы приехали тогда (я и еще несколько матушек), а ночевать негде. И схимонахиня Лариса (сейчас уже покойница) спросила: “Отец Венедикт (отец Виталий еще тогда Венедиктом был), может, их туда? Или туда?” - и начала придумывать, где бы нам переночевать. А он молчит. Потом сказал: “Не бойтесь, сегодня ни одного убийства не будет, потому что родился Богомладенец”. И ведет нас к трем монахиням. Запомнилось, что Батюшка был в мантии. Пришли – он говорит: “Сестры устали – им надо устроиться на ночлег”. Они расстелили нам на полу постель, мы легли. А Батюшка присел на краешек стула рядом с нами и все меня своей мантией прикрывает. Одна из приезжих матушек лежит и говорит мне: “Мария, приезжай к нам в Киев, – мы тебя там в монахини оденем…”. А он говорит: “Нет, матушка”. И вышел. А утром сказал мне, когда мы свечи катали: “Да я же тебя уже одел”. Это означало, что я – его чадо. Батюшка Виталий был внешне строгий, но душа чувствовала, что он свой, родной: на него только посмотришь – и уже ничего не надо говорить, все забываешь, все-все, как будто ты уже не на земле.

http://pravoslavie.ru/117631.html

В эти годы продолжателями традиций глинских старцев были настоятель монастыря схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958), схиигумен Андроник (Лукаш) (1889–1974) и иеросхимонах Серафим (Романцов) (1885–1976). Он был братским духовником, строгим и требовательным. Старец Серафим (Романцов) стал духовным отцом Виталия. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в истории Глинской пустыни писал о старце Серафиме следущее: «Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом... Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и душевному возрождению». Схиархимандрит Серафим (Романцов) говорил: «Единственный подвиг для юных – это послушание. Подвижничество без послушания – ходьба на ходулях». «Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути». Старец Серафим (Романцов) стал духовным руководителем послушника Виталия. Первое время послушник был сторожем, позже работал в трапезной. Когда он нес послушание за свечным ящиком, приходилось задерживаться после службы (он считал выручку). Чтобы не будить братию, он ложился спать у дверей братского корпуса прямо на улице. В монастыре в те годы подвизался прозорливый блаженный иеродиакон Ефрем, который нес послушание ночного сторожа. После закрытия монастыря его насильно определили на лечение в психиатрическую больницу, находившуюся на территории Вышенской пустыни под Рязанью. Там он продолжал юродствовать и принимать людей, приезжавших к нему по духовным нуждам. Отца Виталия с отцом Ефремом связывала духовная близость, он рассказывал о нем, как о старце высокой духовной жизни. Иеродиакон Ефрем часто повторял: «Весь секрет спасения – в смирении». Из воспоминаний иеромонаха Мардария (Данилова): «Глинская пустынь в то время – это рассадник духовности был. Какие там старцы были... А Виталий – он хотя просто послушником был у отца Серафима (Романцова) , но принимал всех странников – как отец милосердия был, и вел очень духовную жизнь...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родился схиархимандрит Серафим (в миру Иван Романович Романцов) в деревне Воронок Курской губернии в 1885 г. в семье крестьян. Окончил церковно-приходскую школу, жил с родителями до конца их дней. В 1910 г. поступил в Глинскую пустынь. Обитель славилась как школа духовного опыта, и местные жители дорожили возможностью помолиться там, исповедаться, попросить совета. Все, кто поступал в монастырь, сразу же определялись к одному из старцев. Определили и Ивана Романцова, которому в то время было 25 лет. Старец должен был научить молодого послушника «монашескому житию». Начиналось оно с обучения вниманию не только к внешнему поведению, но и к тому, что творится в душе. Очень скоро будущий старец столкнулся с первым «искушением»: его старец как-то не вызывал у него желания раскрыться до конца. Обижаться было не на что, но и желания спешить на откровение не было. Загрустившего брата заметил на кухне другой и пригласил пойти к своему старцу. Смущение послушника старцы спокойно и просто развеяли: первый – отпустил с миром, второй – приветливо принял еще одного новичка. Так воспитывались в юных понятия о духовническом долге, о необходимости быть внимательным, участливым, стараться доброжелательно и мягко касаться смущенной души, чтобы ничем не нарушить ее мира или помочь этот мир укрепить. Вскоре началась 1-я мировая война, и некоторые глинские послушники были призваны в армию. Призвали и Ивана Романцова. В 1916 г. он был ранен и после выздоровления вернулся в обитель. Близилась революция. В 1919 г. Иван Романцов был пострижен в мантию с именем Ювеналия. Новый монах понимал, что возможно лишиться всего – от обители до жизни, и надо сохранить главное – веру, преданность Церкви и молитву. В 1920 г. его рукополагают во иеродиакона. Однако вскоре, ввиду закрытия Глинской пустыни, ему пришлось перебраться в Абхазию, где еще были целы монастыри. Он поселился в Драндском Успенском монастыре близ Сухуми. Там в 1926 г. его рукоположили во иерея и постригли в схиму с именем Серафима. Но и Драндский монастырь закрыли. Некоторое время о. Серафим жил в горах отшельником. Много позже он рассказывал, что жили вдвоем с монахом (кажется, Владимиром) в маленькой хижине-келье, разделенной перегородкой. Готовили по очереди. Пока один что-то мастерит по хозяйству, другой читает вполголоса молитву Иисусову. Отвлекся, замолчал – другой включается и читает. Так жили, дорожа каждым днем относительного покоя. Но и оттуда выгнали, пришлось уехать в окрестности Алма-Аты, где о. Серафим устроился работать сторожем на пасеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

13 старцев: 1 . Преподобный Филарет (Данилевский) – игумен, настоятель (1817–1841); 2 . Преподобный Иннокентий (Степанов) – архимандрит, настоятель (1862–1888); 1 . Преподобный Иоанникий (Гомолко) – схиархимандрит, настоятель (1888–1912); 4 . Преподобный Серафим (Амелин), схиархимандрит – настоятель (1943–1958); 3 . Преподобный Илиодор (Голованицкий, 1795–1879) – схиархимандрит; 6 . Преподобный Василий (Кишкин) – иеросхимонах; 7 . Преподобный Макарий (Шаров; 1801–1864) – иеросхимонах; 8 . Преподобный Евфимий (Любимченко; 1795–1866) – схимонах; 9 . Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; ок. 1838–1898); 10 . Преподобный Феодот (Левченко; t 1859) – монах; 1 1. Преподобный Архипп (Шестаков; ок. 1825–1896) – схимонах; 12 . Преподобный Досифей благоговейный (Колченков, 1874) – монах; 13 . Преподобный Мартирий (Кириченко; ок. 1800–1865) – монах. 25 марта 2009 года Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации еще троих Глинских подвижников, подвизавшихся в XX столетии. К лику святых были причислены преподобные Глинской Рождества-Богородицкой пустыни: 14 . Преподобный Серафим (Мажуга, 1896–1985) – схимитрополит; 15 . Преподобный Андроник (Лукаш , 1889–1974) – схиархимандрит; 16 . Преподобный Серафим (Романцов, 1885–1976) – схиархимандрит. Чин прославления этих подвижников состоялся 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области). Все они подвизались в обители до ее закрытия в 1922 году. Затем, после открытия обители в 1943 году, преподобный Андроник (благочинный) и преподобный Серафим (духовник) вернулись в монастырь и пробыли в нем до его закрытия в 1961 году, а митрополит Зиновий продолжил свое сначала старческое, а затем и архипастырское служение в Грузии, но постоянно помогал и оказывал содействие Глинским старцам, которые подвизались в горах и самой Глинской пустыни. Его приход в честь благоверного князя Александра Невского в Тбилиси, где он подвизался более тридцати пяти лет, называли островком Глинской пустыни. После упразднения Глинской пустыни в 1960-е годы он собрал вокруг себя почти всех Глинских старцев и писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских и сам просил их молитв».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помнящий вас всегда молитвенно – недост. Серафим Отче И., предлагаю вам: если вам будет возможность приехать сюда, то я с вами поеду до отцев о. И., о. А., о. В. посетить их убожество и обиталище не земное, а небесное. Прошу: напиши мне через подательницу сего о своем прошении: можешь приехать или нет. Ваше Высокопреподобие дорогие отцы И., Н., М.! Поздравляю вас с праздником Св. и Чудотворца Николая, преподобного Саввы Освященного, святой великомученицы Варвары и желаю вам всякого благополучия и успехов в ваших делах, а наипаче духовного преуспеяния в спасительных подвигах о Господе. Да сохранит вас Господь на всех путях вашей жизни и покроет вас Матерь Божия честным Своим омофором от всех бед, зол и напастей. Ваш убогий сомолитвенник – недост. Серафим Пустынники пока на месте, но им лесники говорят, чтобы они уходили. Ваше Высокопреподобие, дорогой о Господе собрате И., М., М., Н. и все ваши близкие! Поздравляю вас со Святою Четыредесятницею. Желаю вам молитвенно от Господа всех милостей и радости встретить Светлое Христово Воскресение. От всей души вам благодарен за отеческую теплую любовь и внимание ко мне, убогому страннику, за присланные календари. Я поделился с братией. Болезнь моя после сделанных мне уколов телесно намного стала легче. Сердечные перебои и одышка в одном положении; сейчас ничего не принимаю. Предаюсь во всем воле Божией. Я за все благодарю Господа. Всегда помнящий вас всех в своих убогих молитвах и ваших прошу св. молитв. Недостойный Серафим Ваше Высокопреподобие, дорогие о Господе собрате И., Н. и Н.! Поздравляю вас с великим и радостным праздником Святой Троицы и желаю всем вам в светлой духовной радости и здравии провести всю Пятидесятницу, духом возносясь в Горний, вышний Иерусалим. Забывая все повседневные мелочи суеты скоропреходящей земной жизни, быстро идет время, незаметно, как прошел Великий пост и Святая Пасха и наступил праздник Святой Троицы. Прошу ваших святых молитв о моем недостоинстве, худости и неисправности. Недостойный Серафим

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1930 г. его арестовали и выслали на строительство Беломор-канала. С 1934 г. он в Киргизии – в Токтогуле, потом в Таш-Кумыре. Отдаленность от центра дала возможность о. Серафиму пожить в полном уединении. Летом он пристроил к большому камню плетеную хижину, где можно было поместить плетеное сиденье, а выступ скалы заменял стол. Спать можно было только на полу. Внизу был родник, а пищу приносили местные жители. Под праздники и воскресные дни о. Серафим совершал всенощное бдение с вечера до утра. Местные жители, соблюдая осторожность и умея молчать, приходили помолиться с ним, посоветоваться, покаяться. Зимой он жил в маленьком помещении, пристроенном к курятнику, где знакомая семья устроила ему печь, стол и кровать. Что-то более основательное строить не решались, чтобы не привлекать внимания соседей. Приходили к о. Серафиму обычно ночью. Если надо было куда-то пойти по просьбе верующих, он шел, но, оберегая хозяев, старался ни у кого не оставаться более одной ночи. В 1946–1947 гг. о. Серафим мог уже открыто служить в храме. Был он духовником Ташкентского кафедрального собора. В конце 1947 г. вернулся в открывшуюся еще в годы Великой Отечественной войны Глинскую пустынь, где и жил до ее второго закрытия в 1961 г. После закрытия обители снова поехал на Кавказ, в г. Сухуми. Там он помогал священнослужителям собора, исповедуя всех желающих. Поток исповедников с появлением о. Серафима в Сухуми неизменно возрастал. Силы старца стали ослабевать, да и возраст не мог не сказаться. В 1975 г., когда шел старцу уже 90-й год, он заболел и слег, а 1 января 1976 г. скончался. Такова вкратце жизнь старца, которую можно условно разделить на 3 периода: 1-й – обучение основам монашеской жизни в обители; 2-й – духовное возрастание вдали не только от разоренной обители, но и от храмов, без общения с единомысленными братиями; 3-й – возвращение к открытому служению Церкви в родной обители и в Абхазии. Все три периода значительны и поучительны для нас особенно теперь, когда почти не осталось живых носителей духовных традиций прошлого.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

З. всю жизнь хранил духовные связи с воспитавшей его Глинской пуст.: ближайшими его сподвижниками были глинские старцы схиархимандриты Андроник (Лукаш) и поселившийся в Сухуми Серафим (Романцев), архим. Серафим (Амелин) , на отпевании к-рого З. был в Глинской пуст. в окт. 1958 г. Братия и воспитанники пустыни всегда находили приют и окормление у З. в Александро-Невском приходе, который называли «тбилисская Глинская пустынь». Митрополит никогда не расставался с Глинской иконой Рождества Пресв. Богородицы. Схиархим. Андроник (Лукаш) с 1961 г. и до своей кончины в 1974 г. проживал в Тбилиси и находился на непосредственном попечении З. Он говорил о З.: «Владыка Зиновий прошел через всю жизнь и, как алмаз, не имеет ни единого пятна» ( Тихон ( Емельянов ) , Диденко М. 1985. 6. С. 59). В 1963 г. в Александро-Невском храме З. по благословению Патриарха Московского Алексия I возвел схиигум. Андроника в сан архимандрита. Сохранились письма глинского старца схиархим. Иоанна (Маслова) , адресованные З. В 1975 г. З. и схиархим. Виталий (Сидоренко) основали в пригороде Тбилиси Дидубе (ныне в черте города) жен. мон-рь, ставший рус. духовным центром Закавказья. Незадолго до кончины З. принял схиму с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского . Предсказав день своей смерти, он собрал у себя всех живших в Грузии в то время монахов Глинской пуст. Отпевание, согласно воле почившего, было совершено по монашескому чину Католикосом-Патриархом Илией II. Погребен в ц. св. блгв. Александра Невского в Тбилиси, близ придела свт. Николая. З. награжден орденами св. Нины 1-й и 2-й степени (ГПЦ); св. Владимира 1-й степени (РПЦ); ап. Марка 2-й степени (Александрийская Православная Церковь); святых Кирилла и Мефодия 2-й степени (Православная Церковь Чешских земель и Словакии). Арх.: ГАСО. Ф. 454. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 75 об.- 76; Ф. 750. Оп. 1. Ед. хр. 266. Л. 3 об.- 4. Лит.: Радковский Н., свящ. У святынь Грузии//ЖМП. 1957. 10. С. 73-74; Торжество в Богоявленском патриаршем соборе//Там же. 1960.

http://pravenc.ru/text/199827.html

Кроме того, Архиерейский собор обратил внимание на " недопустимость практики лишения причастия " тех, кто живет хотя в невенчанном, но в зарегистрированном браке, и " отождествления такового брака с блудом " . О современном монашестве и разуме " Положение о монастырях и монашествующих " определяет основные принципы и правила жизни обителей в современных условиях. Документ, однако, основан на древних иноческих правилах и уставах. " Современный человек, даже приходя в монашество, к сожалению, очень слабо привязан к истинной церковной традиции, ему нужны все время какие-то разъяснения и инструкции. Чтобы не было " отсебятины " , принят такой документ, на который будут ссылаться как на некую норму " , – разъясняет смысл появления положения о монахах митрополит Барнаульский Сергий. Ожидалось, что один из наиболее " животрепещущих " вопросов, по которому могла возникнуть дискуссия на Архиерейском соборе, – проникновение в монастыри интернета. Однако, как рассказали участники совещания, мнения иерархов не разошлись: использование информационно-коммуникационных технологий возможно. Хотя допустимо оно, сказано в итоговом документе, " только по благословению игумена, для самообразования или с иной целью, определенной руководством обители " . " Православие ни от чего не отказывается. У нас должен быть некий " срединный " путь, по святителю Иоанну Златоусту: " всем пользуйся, но ничто не должно обладать тобою " . И разумный подход ко всему. Потому что во всяком техническом новшестве, новом достижении человечества есть полезная сторона, и нужно все это разумно использовать, обращать на пользу " , – заключает митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. О прославлении украинских святых Собор включил в месяцеслов Русской церкви – то есть, прославил общецерковно – более 30 имен местночтимых украинских святых. Примерно половина из них – старцы знаменитой Глинской пустыни в Сумской области, одного из центров православного паломничества в XIX-XX веках. Это схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и Серафим (Амелин), жившие в советское время, и другие.

http://religare.ru/2_114452.html

Отец Серафим в Глинской пустыне с 1910 г. Разумеется, был перерыв его пребывания в пустыни, ведь пришлось пережить многое: войну, разорение обители, ссылку, скитания. Родился он в Курской губернии в деревне Воронок 28 июня 1885 г. в семье крестьянина Романа Романцова. В крещении дали имя Иоанн. Окончил церковно-приходскую школу и, похоронив родителей, пришел в Глинскую пустынь. Когда началась Первая мировая война, его взяли в армию. В 1916 г. он был ранен, выздоровел и вернулся в Глинскую пустынь. О нем мало сведений сохранилось, только основные этапы известны. Иногда он кое-что рассказывал сам. Так, когда его послали работать на кухню, то, вместе с этим послушанием, благословили, как и каждого вновь поступившего, обращаться к старцу. Послушник походил-походил к этому старцу... и загрустил. Обижаться не на что,... но как быть? Смущение заметил другой послушник, с которым были на кухне. «Ты что, Ваня, такой скучный стал?» Не утерпел Иоанн, рассказал ему о своей печали. Тот предложил ему сходить к его старцу. Просто пойти и послушать, и поговорить, если захочется. Очень понравился Иоанну старец. Такому бы всю душу наизнанку вывернул. Конечно, рассказал он о том, что беспокоит. Старец посоветовал: «пойди к своему старцу и расскажи все, как есть. Если он тебя с миром отпустит, приходи ко мне». Очень волновался Иоанн: вдруг обидится старец? Но тот просто сказал: «Такое бывает. Что же, раз душа не лежит, иди. Я хочу тебе только пользы. Иди с миром». Умели старцы беречь мир души – и своей, и ближних. В 1919 г. постригли Иоанна с именем Ювеналий. Бушевала революция. Надо было успеть утвердиться в самом необходимом – учиться молиться. Смирения, терпения, послушания без молитвы не приобрести, но и молитве без таких добродетелей не научиться. В 1920 г. его рукоположили во иеродиакона. Рукополагал Владыка Павлин (Крошечкин). После закрытия Глинской пустыни надо было искать пристанище. Отец Ювеналий поехал в Сухуми, откуда можно было попасть в Драндский Успенский монастырь, еще существовавший. Монахи (часть которых перешла из закрытого Ново-Афонского монастыря) согласились представлять из монастыря сельскохозяйственную артель, чтобы продлить жизнь обители и так до 1928 г. уцелели, но в 1928 г. закрыли и этот монастырь. Некоторое время о. Серафим, которого епископ Никон рукоположил во иеромонаха и постриг в схиму с именем Серафим, провел в горах, живя с отшельниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010