289. Слово над гробом учителя – протоиерея Н.А. Елеонского. Прот. И.И. Соловьев. 1910, III, 11, 553–557. 290. Речи проф. С.П. Смирнова и свящ. И.А. Артоболевского – при погребении проф. В.О. Ключевского . 1911, II, 5, 16–20 (В приложении). 291. Слова и речи проф. свящ. Е.А. Воронцова, проф. С.И. Смирнова, И.Д. доцента А.К. Мишина и И.Д. доцента С. П. Знаменского – при погребении проф. А.П. Голубцова . 1911, II, 7–8, 32–40 (В приложении). 292. Из критических очерков по вопросам гомилетики. М.М. Тареев. а) Каков должен быть проповедник? 1902, III, 12, 478–505. б) Предмет христианской проповеди. 1903, I, 1, 40–63; 3, 403–423. в) Внешняя сторона проповеди в связи с вопросом: есть ли проповедь искусство? 1903, I, 4, 650–686. 293. Филарет, Митрополит Московский, как служитель слова. Речь на юбилейном, в память 40-летия со дня кончины митроп. Филарета, собрании Московской Духовной Академии 19 Ноября 1907 г. Н.А. Заозерский. 1907, III, 11, 550–568. 294. Сатирический элемент в беседах св. Иоанна Златоуста . Публичная лекция, 13 Ноября 1907 г., в память 1500-летия со смерти св. Иоанна Златоуста . Свящ. Д. В. Рождественский . 1907, III, 12, 666–697. 295. «Последний из могикан». (Памяти Амвросия, Архиепископа Харьковского). В.П. Виноградов. 1911, III, 10, 278–309. 296. А. Юрьевский. Гомилетика, или наука о пастырском проповедании Слова Божия. Киев, 1903. – М.М. Тареев. 1903, I, 4, 789–802. 297. По живому вопросу о живом слове. Нравственная светобоязнь свящ. Вл. Бабуры. (Странник, январь 1903 г.) М.М. Тареев. 1903, II, 5, 178–187. 298. Статьи по гомилетике. Обзор журналов. (Духовная смута. Запросы современного общества, предъявляемые пастырям – —29— учителям. Возможно ли выполнить их в настоящее время? Какими положительными чертами должна отличаться современная христианская проповедь? Проповедник Берсье, как пример и образец для современных пастырей-учителей. Речи о «живом слове». Будущее «живого слова»). Архим. Евдоким. 1903, III, 10, 331–360; 11, 524–553. 299. Как пишет архим. Михаил (о его статье: «Типы ораторства» в «Христианском Чтении» 1905 г., 10 и 11). М.М. Тареев. 1906, I, 1, 205–206.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

84 . От П.И. Щукина – его издания: а) Русские портреты, вып. 4-й. Москва, 1903; б) Бумаги, относящиеся до Отечественной войны, ч. 7-я. Москва, 1903; в) Щукинский Сборник, вып. 1-й. Москва, 1902. 85 . От Инспектора Подольской духовной семинарии И. Евсеева – его брошюра: Григорий пресвитер. СПб. 1902. 86 . От преподавателя Козловского реального училища С. П. Казанского – а) его брошюра: О сочинении проф. Малинина, Старец Филофей. СПб. 1902, и б) разных книг и брошюр 14 названий в 15 томах и тетрадях. 87 . От кандидата XXIII к. Академии Μ.И. Капустина – его брошюры: а) Поэзия и проза в старой Пермской семинарии. Пермь, 1901, и б) Преосв. Иннокентий Коровин. Пермь, 1903. 88 . От старшего помощника справщика Московской Си- —290— нодальной Типографии С. Касаткина – Служба преп. Макария Колязинского. Москва, 1885, 89 . От Г.З. Кунцевича – его издание: Грамоты Казанского Зилантова монастыря. Казань, 1901. 90 . От Π.К. Симони – Каталог изданий Академии Наук. I. СПб. 1902. 91 . От А.А. Титова из Ростова – его издания и книги: а) Митр. Арсений Мацеевич . Москва, 1903. Два экз.; б) Летопись Великоустюжская. Москва, 1903. Два экз.; в) Синодики Никитского монастыря. Москва, 1903; г) Синодики Горицкого монастыря. Москва, 1902; д) Синодики Ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. 92 . От А.И. Яцимирского – его книга: Из славянских рукописей. Москва, 1898. 93 . От П. Донича из Румынии – его Orientalischer Kirchenkalender. Bucarest, 1903. 94 . От проф. богословской школы Св. Креста в Иерусалиме архим. Хрисостома Пападопуло – его книги: а) О αγιος Ιωαννης Χρυσοστομος. Εν Τεργεστη, 1898; б) Στοιχειωδης ιερα ερμηνευτικη. Εν Ιεροσολυμοις, 1902. 95 . От законоучителя Московской 2-й гимназии свящ. И. Виноградова – его книги: а) Курс методики Закона Божия, издание 2-е. Москва, 1903; б) Учение об основных истинах прав. Церкви. Издание 2-е. Москва, 1903. 96 . От священника Московской Воскресенско-Кадашевской церкви Н. Воскресенского – его книга: Святые архипастыри русской церкви 19-го века. Издание 2-е. Москва, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1903 год   1/14 января 1903. Среда. За Литургией, кроме учащихся, весьма мало в Церкви. Потом обычные поздравления японцев, после полудня – русских. Исаия Мидзусима представил подписи Церквей: Ситая, Хонго, Хондзё и даже Хориноуци (где он состоит катехизатором), что продавать дом, где живет о. Симеон Юкава, они не позволют. В Асакуса сегодня умер один христианин, и хотели просить другого священника для погребения, но я сказал, что это нельзя, пусть похоронит свой священник, о. Семен Юкава. 2/13 января 1903. Четверг. Начали обычные занятия: в школах классы, у нас с Павлом Накаи перевод – с «Ин» ирмос шестой п. в неделю Святых Отцов и чтение корректуры Пентикостария, сегодня дошедшего до девяносто шестой страницы. После полудня перевод расписок к отчету. 3/16 января 1903. Пятница. Диакон Петр Уцида, по словам Петра Исикава, теперь действительно старается о примирении христиан Асакуса с о. Семеном Юкава; ходит по домам и убеждает. И странно: отдельно каждый христианин не имеет ничего против о. Семена и высказывает расположение к нему, а как соберутся несколько вместе, то и начинают злословить. Был Reverend Petec, из Окаяма, с другим протестантским миссионером из Кобе, отбирать разные статистические сведения по нашей Миссии. Показал и рассказал им все, что они хотели, отвел взглянуть их на училища. И охотники же эти протестанты до статистики – то и дело, что собирают и составляют сведения. 4/17 января 1903. Суббота. Петра Исивара, одного из здешних церковных старост, попросили отправиться сего дня вечером в Асакуса на собрание христиан. Он прежде жил в том квартале, имеет там много друзей и крестников и может повлиять на них в смысле примирения с о. Семеном Юкава. Отправится также Василий Ямада, красноречивый говорун, начальник общества молодых людей. 5/18 января 1903. Воскресенье. Сколько раз уже я испытывал, что не в меру медленное пение охлаждает и прогоняет молитвенное расположение, а спешное совсем убивает его! Сегодня и то и другое пришлось опять перестрадать. «Херувимскую» так тянул этот несчастный урод, лишенный всякого чувства и смысла меры, Львовский, что мы кончили все не только у престола, но и у жертвенника, а он еще не начинал третьей части песни. Послал я иподиакона сказать, чтоб «не тянул», но все же таки пришлось стоять у жертвенника и ждать, пока он кончит. А затем «Верую», «Отче наш», «Достойно» так рвал, что слова нельзя было разобрать, да и певчие не выговаривали слова. В камень надо обратиться, чтобы молиться с такого рода пением, только камень может ли молиться? На всенощной Львовского не было, пел в Посольстве, но Обара продолжал спешную линию, начатую им, что расстроило меня до крайности! Точно деревянные, ничего не вдолбишь им!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Лит.: П. [Рец. на кн.:] Лисицын М., свящ. Обзор духовно-музыкальной литературы. СПб., 1901//Нар. образование. 1901. Май/июнь. Библиогр. отд. С. 54-57; В. П[етрушев]ский. [Библиогр. заметка:] Лисицын М. Обзор духовно-муз. лит-ры//Церковно-приходская школа. 1901. Кн. 12. С. 421-422; А. Р. [Рец. на изд.:] Лисицын М. А. Обзор духовно-муз. лит-ры//ВиЦ. 1902. Кн. 1. С. 174-177; А. [Рец. на изд.:] Свящ. М. Лисицын. Духовно-муз. соч. для смеш. хора//Музыка и пение. 1903/1904. 2. С. 5-6; 3. С. 6; 5. С. 5; он же. Приятные подтверждения//Там же. 1903/1904. 12. С. 5; Витошинский Е. М. Ответ свящ. М. А. Лисицыну//Там же. 1902/1903. 7. С. 4-5; Леонович М. [Рец. на духовно-муз. соч. Л.]//Там же. 1903/1904. 3. С. 5; 1904/1905. 7/8. С. 7; 1906. 7. С. 6; 1907/1908. 4. С. 8; он же. [Рец. на изд.:] Свящ. М. Лисицын. Церковь и музыка//Там же. 1903/1904. 5. С. 5-6; Компанейский Н. И. Духовно-муз. соч. свящ. М. Лисицына//РМГ. 1903. 25/26. Стб. 614-622; он же. По поводу доклада М. А. Лисицына «О новом направлении в русской церковной музыке»//Музыка и пение. 1908/1909. 2. С. 3-5; Петр В. И. О совр. состоянии церк. пения в Киево-Печерской лавре: [Ответ на ст. Л.]//РМГ. 1903. 27/28. Стб. 631-642; Лебедев В., свящ. Свящ. М. А. Лисицын//Гусельки яровчаты. 1907/1908. 5. С. 7-9; 6. С. 5-6; Азъ [псевд., Авраамов А. М.]. Свящ. М. Лисицын. Духовно-муз. соч., ор. 6//ХРД. 1909. 12. С. 316; Редкий духовный концерт//Музыка и пение. 1909/1910. 2. С. 1-2; Нефедьев Н. По поводу нового течения в правосл. церк. музыке (ответ М. А. Лисицыну)//Колокол. 1911. 1508; Скабалланович М. Н. Неск. поправок к кн. о. прот. М. Лисицына: «Первоначальный славяно-русский Типикон. СПб., 1911 г.»: (Рец. и результаты коллоквиума). К., 1912; Карабинов И. А. Отзыв о труде прот. М. Лисицына «Первоначальный славяно-русский Типикон». СПб., 1911. Пг., 1916 (отт. из: Сб. отчетов о премиях и наградах, присуждаемых Рос. Имп. Акад. наук за 1912 г.: (Премия им. М. Н. Ахматова)); Семёнов. Словарь церк. пения. 1961; Сове Б. И. Русский Гоар и его школа//БТ. 1968. Сб. 4. С. 39-84; Пентковский. Типикон. С. 31-37; Артемова Е. Г. Прот. М. А. Лисицын - идеолог Нового направления духовной музыки//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2014. 1(13). С. 136-148; она же. Духовно-муз. культура Петербурга рубежа XIX-XX вв. М., 2015. С. 67-81, 172-184.

http://pravenc.ru/text/2110556.html

Тихомиров может видеть в любом годовом отчете отсюда, печатаемом и в «Благовестнике» и в «Церковных Ведомостях». Непростительное русское спустярукавье! Вообще, спасибо доброму Льву Александровичу за его усердие и любовь к Миссии вообще, но не спасибо за эту статью. Переусердствовал. Здесь его статья может дурное впечатление произвести, углубив недовольство содержанием. 5/18 августа 1903. Вторник. В 182 и 183 «Московских Ведомостей» прочитал напечатанное мое описание «Освящение Церкви в Кёото». Показалось бесцветным. На всенощной, пред завтрашним праздником, совсем мало было молящихся, 6/19 августа 1903. Среда. Праздник Преображения Господня За Литургией христиан было больше, чем вчера. Из трех русских, бывших в Церкви вчера и сегодня, дама являла пример благочестия: почти все время молилась, на коленях стоя, а после обедни просила отслужить для нее молебен и потом панихиду, что о. Роман Циба исполнил. 7/20 августа 1903. Четверг. В подробных статьях газеты «Владивосток», 30, описывается открытье мощей и прославление Преподобного О. Нашего Серафима Саровского . Сам Государь с Государыней и Великие Князья прибыли в Сарово и участвовали в этом торжестве. Народа – тьмы! Совершается множество чудес, которые тут же и записываются. Слава Тебе, Господи! До слез радостно читать все это! А вот нерадостно письмо о. архимандрита Никона, издателя «Троицких Листков». Жалуется на повсюдный упадок веры и благочестия. Особенно раздражает его в это время, по-видимому, спор за идеал монашества, который он отстаивает против благочестивого, хотя и ошибающегося христианина Круглова и против завирающегося архимандрита Евдокима, инспектора Московской Духовной Академии. О. Никон прислал мне и брошюры свои, из которых весьма ясно видно, что он совершенно прав в своем защищении идеала монашества; что обратить монастыри в места «больниц» и «школ» не должно – что это значило бы поставить «поделие» на место «дела», чем последнее унизилось бы и постепенно уничтожилось. 8/21 августа 1903. Пятница. Занятия в библиотеке: приготовление к переплету книг и духовных журналов за прошедшие два года. Из Оотавара настоятельно просят катехизатора: «Иначе-де протестанты разворуют Церковь – они там ныне очень усилились». Но где же взять катехизатора, если его нет? Авось, «Бог не выдаст, свинья не съест». 9/22 августа 1903. Суббота. Те же занятия в библиотеке. 10/23 августа 1903. Воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

4/17 февраля 1903. Вторник. Из Нагасаки известие, что девятнадцать ящиков с иконостасом и девять с колоколами отправлены на пароходе в Кобе и завтра будут там. 5/18 февраля 1903. Среда. Был у посланника попросить выхлопотать позволение на беспошлинный пропуск иконостаса и колоколов через таможню в Кобе. Обещал. Объявлена смерть принца Комацу и трехдневный траур по сему случаю. Завтра школы не учатся – три дня нет нигде музыки и тому подобного. Полковник Глеб Михайлович Ванновский, военный агент, по случаю возвращения в Россию приезжал вместе с женою Марией Дмитриевной и дочками проститься и попросить отслужить напутственный молебен; так как Львовский уехал в Иокохаму, то петь было решительно некому; я же попросил его жену Катерину Петровну, отлично поющую в Церкви, пропеть, и мы вдвоем с нею отслужили молебен в Крестовой Церкви. 6/19 февраля 1903. Четверг. Секретарь посольства, князь Кудашев, известил, что в Гваймусе позволения на беспошлинный пропуск церковного груза не дали. Нечего делать; видно, придется заплатить пошлину. Отправил я иподиакона Моисея Кавамура в Кобе; завтра утром уедет, чтобы получить груз в Кобе и доставить в Кёото. Наказал просить, чтобы, по крайней мере, не открывали ящиков в таможне, а послали чиновника в Кёото освидетельствовать вещи при открытии ящиков в храме, – боюсь, чтобы не перепортили иконы и позолоту на иконостасе. 7/20 февраля 1903. Пятница. Сиденье не разгибая спины за перепиской отчетов. 8/21 февраля 1903. Суббота. То же, рассылка содержания служащим на третий и четвертый месяцы. 9/22 февраля 1903. Воскресенье. После Литургии между гостями был Давид Ниими, врач из Ханда, весьма благочестивый и радетельный о Церкви христианин. Бог послал ему тяжелое испытание – параличное поражение, впрочем, такое, что еще может ходить и владеть руками, но не свободно, а всего ему пятьдесят восемь лет, и по виду он не стар. Приехал посоветоваться с здешними врачами. Был еще христианин из Сиракава, говоривший, что Церковь там весьма оживилась с поселением у них о. Игнатия Мукояма. Уже помышляют по постройке храма; тысяча ен для того собрана, но мало – будут собирать больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Св. Давид III-й Возобновитель, царь Грузии». (1089–1125). Тифлис, 1899· «Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Тифлис, 1899. «Або, мученик Тифлисский». Тифлис, 1899. «Назревший вопрос» (Ко дню столетия приосединения Грузии к России 1900 г.). Тифлис, 1900. «Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной церкви и общества». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, 22. «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом». 1900 . «Восковая свеча в Греко-Грузинской Церкви». Тифлис, 1901. «Крест св. Нины в связи с вопросом о значении креста в древности», «Две святыни в Кахетии». «Давид Гараджели и его лавра». Тифлис, 1901.· «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX веке». Тифлис, 1901. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1901, 4–7, стр. 1735–1738. «Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831–1834гг.» Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Ананурская атлешга». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Мцхетский храм и его реставрация». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Народные обычаи и их значение». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Новый вариант творения Александра Сергеевича Грибоедова». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853–1903 гг.) Одесса, 1905. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1905, 16–17, стр.732–734. «Четыре доклада в пользу Грузинской Церковной автокефалии». «Журн. и Проток. Предсоборн. Присутств.» m.III. СПБ, 1907, стр.43–58. «Культурная роль Иверии в истории Руси». Тифлис, 1910, стр.445–448. «Крест в мире языческом и христианском». Харьков, 1912. «Лексикологический материал». (На грузинском языке в сборнике Груз.Об-ва истории и этнографии). Тбилиси, 1912–1913 гг. «Грузинские фемы в Византии: Халдия и Иверия». Полоцк, 1916. «Клемакс св. Иоанна на грузинском языке».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Некоторые наши богословы, впрочем, не хотят признать этого взгляда общим, как взгляда крайнего. «Несомненен один факт, – говорит A.A. Киреев, – и факт весьма утешительный: наши отношении к иноверцам становятся всё более и более человечными, гуманными» (Церковн. Вестн. 1903 г., 27) и будто бы «многие и притом выдающиеся православные богословы считают... римскую церковь ... принадлежащей к христианской вселенской церкви» ... Проф. же о. Светлов последний взгляд считает даже «общепринятым и господствующими в православной церкви» (Богословский Вестник. 1903 г., май, стр. 144–145). В подтверждение своих мыслей Киреев и Светлов указывают на некоторых авторитетных богословов православной церкви, которые, будто бы, более или менее ясно говорили о принадлежности римской церкви к церкви вселенской (см. Церк. Вестн. 1903 г., 26–28; Богословск. Вестник 1903 г., май, стр. 139). Но в конце концов оказывается, что авторитетные богословы, на которых ссылаются Киреев и Светлов, высказывали лишь мысль, что в римско-католической церкви присутствует «в известной степени божественная благодать», что римско-католическая церковь есть «церковь христианская». Это достаточно было выяснено проф. Керенским (см. его статью «Кто виноват». Христ. Чтение. 1903 г., декабрь). Да на это, собственно, указывают и Киреев, и Светлов, когда ссылаются на авторитетных богословов православной церкви (см. «Старокатолики и вселенская церковь». Церк. Вестн. 1903 г., 23: «О новом мнимом препятствии к единению старокатоликов и православных». Богословский Вестн. 1903 г., май, стр. 139–140). Но из признания православными богословами присутствия в римской церкви некоторых даров божественной благодати нельзя ещё, как совершенно справедливо заметил проф. Керенский, заключать, что тем самым эти богословы считали римскую церковь принадлежащей к церкви вселенской. Мы знаем, что древняя церковь также признавала у еретиков и раскольников некоторое присутствие божественной благодати. За это ясно говорят соборные правила (см., например, I, 8, II, 7, VI, 95). Но в то же время она решительно заявляла, что они не принадлежат к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Из «Беседовки» через час Его Преосвященство вернулся на фарму Ястремского…» 576 . 3/16 марта 1903 г. Утром на ферме Дмитрия Ястремского архипастырь читал акафист Спасителю, поучал исповедников, как надо каяться в грехах, и раздавал крестики и иконки. Иерей Константин Попов отправил обедню. Пополудни священнослужители отбыли к В. Скрылюку 577 , в доме которого отслужили вечерню и переночевали. 4/17 марта 1903 г. «...с самого раннего утра прибыло много народа, и к исповеди приступило 99 человек. Преосвященный читал исповедникам молитвы пред причащением и акафисты Спасителю и Божией Матери, поучал народ, как надо приступать к таинствам исповеди и причащения, и дарил крестики и образки богомольцам. Совершал литургию о. К. Попов . После литургии крещено было семь детей и миропомазано трое крещенных мирянином и одно крещенное римским ксендзом. Вечером того же дня Владыка вернулся назад в Иорктон. В отеле едва нашлась небольшая комнатка: здесь и переночевали» 578 . 5/18 марта 1903 г. Утром духовенство отправилось поездом в Виннипег. Туда приехали в десять часов вечера. 6/19 марта 1903 г. В четверг Тихон и Попов К. В. отбыли (в два часа дня) из Виннипега в Миннеаполис. Проведенная инспекция части Канадской православной миссии подвигла Тихона составить записку «О положении церковного дела в Канаде» 579 . Эта записка была епископом Алеутским представлена товарищу обер-прокурора Владимиру Саблеру в августе 1903 года. § 2. Посещение Тихоном Нью-Йоркского благочиния весной 1903 года 7/20 марта 1903 г. В Миннеаполисе архиерей провел лишь полдня. Сперва он побывал на занятиях нового учителя миссионерской школы Александра Кукулевского 580 . «Выслушана была в этот раз Владыкой и просьба прихожан о том, чтобы с них собирались «рочные» и поступали в Правление на хранение с тем, чтобы эти суммы образовали фонд для построения нового храма, так как нынешний храм и обветшал, да и стал особенно тесен. Преосвященный от души благословил такое желание Миннеаполисцев и пожелал скорейшего осуществления их доброго предприятия» 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Тогда-то и забрал нас о. Серафим из монастыря в скит на Мохнатую сопку. Александру Нагибину, Татьяну Хахулину, Дарью, меня и пожилую монахиню Евсевию (Чурляеву). Сами же монахи решили найти для своих подвигов более уединенное место. И вот, как-то утром сели мы на лошадок и поехали в Аксайское ущелье искать место для нового скита. Вчетвером поехали: о. Серафим, Виктор (он странником был), я и Александра Нагибина. Отец Серафим сказал, что место Господь укажет. Притомившись, к вечеру остановились близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы. Наловили в Аксайской речке рыбы, перекусили и думаем, куда завтра идти. Вдруг Виктор говорит: «Серафим, Серафим, гляди-ка! — и показывает вправо на гору.— Ты видишь, Серафим, сияет, огонь Божий сияет! Пойдем, поднимемся, посмотрим». Мы с Александрой, как ни смотрели, ничего видеть не могли. Темнота кругом, да и только. Отец Серафим говорит: «Да, вижу, яркий свет горит на горе». Три дня пробыли мы у подножия горы, и каждое утро о. Серафим и Виктор ходили осматривать место, откуда с наступлением сумерек исходило это неземное сияние, и, возвращаясь, говорили между собой: «Какое дивное это место! Как там радостно! Какая там святость, красота какая, какая благодать!» И на месте том, как Богом указанном, иеромонахи Серафим, Феогност и монах Ираклий начали строить скит». Поставили кельи на расстоянии приблизительно ста метров одну от другой, вырыли три пещеры: в одной хранили продукты, в двух других молились. (Пещеры эти существуют поныне.) Обедню служили в большой деревянной келье о. Анатолия. Монахиня Магдалина вспоминала: «У него в келье престолик был, и все нужное было. Пели они сами, ой, пели! Стоишь, молишься, как не на земле. Я сейчас представлю — как не на земле, нет. И какая-то жалость, такая жалость, душа трепещет, радуется… Монахи!» Отец Серафим Отец Серафим, человек строгой жизни и образованный, был духовником скита. Родился он в городе Глухове в 70е годы XIX века, в крещении был наречен Александром. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать, Мария, была женщина кроткая и благочестивая, постоянно посещала храм Божий. В семье было двое детей — Саша и его старшая сестра. Матери его было открыто Богом, что он примет мученическую кончину. Когда Александр был еще мальчиком-гимназистом, мать как-то, проснувшись утром, плакала и говорила: «Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Мать непрестанно о нем плакала, а он очень любил и жалел ее. Как-то Александр играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала. Вдруг он заметил, что она плачет, и спросил: «Мама, что ты плачешь?» Она отвечала, что, когда он пел, она видела венец над его головой и Ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Эти слова матери глубоко запали в его душу. Александр так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру?». И, достигнув юношеского возраста, он удалился в Глинскую пустынь.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010