Лотоцкий П.А. Список и краткие биографии окончивших полный курс Кишиневской Духовной семинарии за сто лет ее существования (1813–1913). – Кишинев: Епарх. тип., 1913. – 164, с. Магистерский диспут и. д. доцента Академии иером. Иосифа [Петровых] («История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия». Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903)//БВ. 1903. Т. 3, С. 305–330. Магистерский диспут и. д. доцента Академии Н.Г. Городенского («Нравственное сознание человечества». Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903)//БВ. 1903. Т. 2, С. 575–587; Т. 3, С. 91–101. Магистерский диспут и. д. доцента П. . Тихомирова («Пророк Малахия». Св-Троицкая Сергиева Лавра, 1903)//БВ. 1903. Т. 3, С. 102–126. Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). –Erlangen, 1979–1989. – Т. 1–6. Марасанова В.М., Федюк Г.П. Ярославские губернаторы, 1777–1917: Ист,– биогр. очерки/Отв. ред. д. и. н. А.М. Селиванов. – Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 1998. – 417 с.: ил., портр. Маргаритов С.Д. Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни Мартина Лютера. – 2-е изд., испр. и доп. – Кишинев: Ф.П. Кашевский, 1898. – XVI, 183 с. Марков С.М., свящ. Празднование пятидесятилетия церковно-общественной деятельности профессора Николая Ивановича Субботина //БВ. 1902. Т. 3, С. 509–551. Материалы для истории раскола за первое время его существования/Под ред. Н.И. Субботина . – М.: Братство св. Петра, Митрополита, 1875–1895. Т. 1–9. Махов И.И. К.К. Косцюшко-Валюжинич (к годовщине его смерти)//Крымский вестник. 1908. 14 дек. С. 2. Меньшиков М.О. Титан и пигмеи//НВ. 1903. 23 март. С. 2–3. Мережковский Д.С. Грядущий хам: Сб. – СПб.: М.В. Пирожков, 1906. – [б], 185, с. Он же. Иисус Неизвестный. – Белград: Изд. комис.: Палата Акад. наук, – Т. 1–2. (Рус. б-ка; Кн. 36, 37, 39). Он же.Л. Толстой и Достоевский. – СПб.: Изд. журн. «Мир искусства», 1901–1902. – Т. 1–2. Он же. Павел I: [Драма]. – СПб.: М.В. Пирожков, 1908. – 261 с. Он же. Полное собр. соч. – М.: [Т-во И.Д. Сытина], 1914. – Т. 1–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

405 (Новый протодиакон – речь идет о протодиаконе Константине Васильевиче Розове, см. Примеч. к л. 30) 408 («Новый путь» – религиозно-философский ежемесячный журнал (1903–1904) – орган Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. Печатал «Записки Религиозно-философских собраний» и материалы духовномистического содержания. Редакторы Д. Мережковский и В. Розанов . Редактор-издатель П. Перцов, с июня 1904 г. – Д. Философов. В марте 1903 г. журнал «Миссионерское обозрение» опубликовал проповедь о. Иоанна Кронштадтского от 25.02.1903 г. в Иоанновском женском монастыре, где он говорил, что «...в нынешнее время появились неучи, недоученные люди, знающие лишь светскую науку, которые проповедуют другой путь. Умники неумные, вроде Толстого и его последователей, хотят найти другой путь и, сбившись с истинного пути, находят путь заблуждения, отвержения Христа; не хотят веровать в то, что веками установлено, Самим Богом открыто и возвещено, отвергают Церковь , таинства, руководство священнослужителей и даже выдумали журнал “Новый путь”. Этот журнал задался целью искать Бога, как будто Господь не явился людям и не поведал нам истинного пути. Не найдут они больше никакого пути, как только во Христе Иисусе, Господе нашем. Другие пути все ведут к погибели. Это сатана открывает эти новые пути, и люди, бессмысленные буии (церк.-слав. – невежды. – Примеч. ред.), не понимающие, что говорят, губят себя и народ, так как свои сатанинские мысли распространяют среди него. Крепко, остро уши держите, знайте Единый Путь, чрез который спаслись миллионы людей» (Отец Иоанн Кронштадтский о старом и новом пути спасения//Миссионерское обозрение. 1903. С. 691–692). После публикации митрополит Антоний распорядился прекратить собрания и «Записки». 19.04.1903 г. состоялось последнее собрание (см.: Письма З.Н. Гиппиус к П.П. Перцову/Публ. М.М. Павловой//Русская литература. 1992. С. 140). 18.12.1903 г. вышел указ Св. Синода о запрещении допечатывать «Записки» собраний. В январском номере за 1904 г. были опубликованы «Записки» 20-го заседания. В 1905 г. журнал выходил под названием «Вопросы жизни».)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

497 (...в Симонов назначен бывший Саратовский преосвященный Иоанн, – здесь егопобили, а теперь уволили на покой. – Имеется в виду преосвященный Иоанн (Кратиров). 12.03.1903 г. уволен от управления Саратовской епархией, пребывал на покое в Симоновом монастыре в качестве настоятеля его; подробнее онем см. Примеч. к л. 63.) 498 (...назначили прежнего настоятеля – Игнатия, который... и распустил монастырь и не захотел ехать на ректуру в Тулу и попросился на покой в Полтавский Лубенский монастырь. – Игнатий (Иваницкий Иерофей Яковлевич) – архимандрит. Окончил Волынскую ДС (1885) и МДА кандидатом богословия (1889) с четверкой по поведению за дерзость инспектору архимандриту Антонию (Коржавину). Волынский архиерей отказал ему в рукоположении во священство. Некоторое время работал в канцелярии губернатора г. Холма,затем послушником в Киево-Печерской Лавре: убирал отхожие места, юродствовал.Митрополит Иоанникий обратил на него внимание и как кандидата МДА направил на ревизию типографии Киево-Печерской Лавры. После прекрасно выполненной работы митрополит Иоанникий допустил Иваницкогок монашескому постригу, затем он был рукоположен во иеромонаха. С 1897 г. инспектор Холмской ДС. С 1898 г. настоятель Заиконоспасского монастыря в Москве, возведен в сан архимандрита. В начале 1903 г. назначен ректором Тульской ДС, от назначения отказался. С мая 1903 г. настоятель Петропавловской пустыни в г. Раненбурге, где прослужил до 1910 г., затем был переведен. См.: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994.С. 94–96; Доронкин В., свящ. Памятка о Раненбургской Петропавловской пустыни Рязанской губернии//Русский инок. 1912. Февр. С. 34–75.) 500 (Спасский А. – Спасский Алексей Николаевич (06.02.1879–?) – выпускник МДА, кандидат богословия. Сын священника с. Остроуховки Тамбовского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую ДС (1899), затем – МДА состепенью кандидата богословия (1903); магистрант LVIII курса. С 17.09.1903 г. преподаватель словесности и истории русской литературы в Подольской ДС, но 24.10.1903 г. назначен помощником инспектора в Калужскую ДС. Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4125. Личное дело студента МДА А.Н. Спасского.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Как известно, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная владыкой Серафимом, сыграла решающую роль в вопросе канонизации Преподобного Серафима Саровского . Используя свои связи в придворных кругах, архимандрит Серафим сумел передать «Летопись» Императору Николаю II. Прочитав ее, Государь пришел к мысли о необходимости прославления преподобного Серафима в лике святых. Несмотря на сопротивление большей части членов Священного Синода, торжественная канонизация и открытие мощей преподобного Серафима Саровского состоялись в 1903 году. Подготовка канонизации и связанных с нею торжеств была возложена на архимандрита Серафима. Архимандрит Серафим с поставленной задачей справился блестяще. Здесь с необычайной силой раскрылись выдающиеся организаторские способности владыки Серафима. Кроме того, им были составлены «Слово в день прославления преподобного Серафима» и «Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца». Господь вел Своего избранника к высоте архиерейского сана. В 1905 году архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем попеременно направлялся на Орловскую (1906), Кишиневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры – в сане архиепископа. Повсюду он проявлял себя в качестве ревностного устроителя жизни приходских общин. В работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов владыка Серафим участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии, возглавив Соборный отдел «Монастыри и монашество». В конце 1917 года, изгнанный раскольниками со своей кафедры, святитель Серафим назначается Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, вступить в управление которой он так и не смог из-за военных действий в Польше. Разумеется, что столь яркий, талантливый архиерей мешал властям в их политике по уничтожению религии. В 1921 году, будучи к тому времени уже в сане митрополита, владыка Серафим впервые был арестован и приговорен к ссылке в Архангельскую область. После своего возвращения владыка Серафим в 1924 году вновь подвергся аресту: ему вменялось в вину прославление в 1903 году преподобного Серафима Саровского. Спустя несколько месяцев владыка Серафим по ходатайству Патриарха Тихона был отпущен, однако, по настоянию властей, Москву ему пришлось все же покинуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

537 . Макарова Н. Саровский чудотворец//Социум. М. 1991. 8. 72–79. 538 . Макаревский М. Саровская пустынь, краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. СПб. 1903. 539 . Малицкий П. Саровская пустынь и великий подвижник ея, преподобный старец Серафим. Тула 1903. 540 . Маркеллин, игумен. Краткое историческое описание Саровской пустыни. М. 1804. переизд., с добавл., до 1843]. 541 . Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»/Сост. Черная В. В., Стрижев А. Н. М. 1992. 542 . Морев И., прот. Преподобный Серафим, саровский чудотворец. СПб. 1904. 543 . Мочалов Е. В. Серафим Саровский как воплощение русской святости//Православие и проблемы воспитания: Материалы VII Рождественских православно-философских чтений. Н. Новгород 2000. 185–194. 544 . Нилус С. А. Голос веры из мира торжествующего неверия. Поездка в Саровскую пустынь//Московские ведомости. 320 (20.11), 327 (27.11), 328 (28.11), 330 (30.11). изд.: М. 1902. 9 .553. 545 . Нилус С. А. Воспоминания о Серафимо-Дивеевской обители. Б. м. 219. 546 . Описание общежительной Саровской пустыни. 5 М. 1905. 104. 547 . Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца в присутствии Их Императорских Величеств в июле 1903 года. Альбом. М. 1998. 32, ил. 548 . Петров Григорий, свящ. Преподобный Серафим Саровский . М. 1904. 549 . Погожев Ε. Н. Отец Серафим Саровский /Сост. но печатным источникам. М. 1896. 130. 2 М. 1901. 146. 550 . Погожев Ε. Н. Преподобный Серафим Саровский . Его жизнь, подвиги и чудеса по его молитве. СПб. 1904. 134. 4 М. 174. 551 . Подвиг старца Серафима: Житие. Воспоминания. Прославление. Образ преподобного в поэзии/Сост. Стрижев А. Η. М. 1999. 238. 552 . Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Саров; Н. Новгород 1998. 208. [Библ. 194–206] же: Саров; Саранск 1999. 266, ил. 553 . Поездка в Саров. [Сборник] М. 1993. 554 . [Порфирий, иером.] Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни. Муром 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

29 января 1903 года произошло событие, которого с нетерпением ожидали многие верные чада Русской Православной Церкви. Святейший Синод принял решение о канонизации старца Серафима Саровского . На архимандрита Серафима была возложена работа по подготовке к торжествам. Архимандрит Серафим участвовал в освидетельствовании мощей преподобного Серафима, составил его житие. Также ему пришлось взять на себя большую часть организационно-хозяйственных работ. Празднования в связи с канонизацией преподобного Серафима Саровского прошли 17–19 июля 1903 года и стали настоящим духовным торжеством. 19 июня 1903 года состоялось торжественное открытие мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в присутствии Государя Николая II и его семьи. На этом не кончились труды архимандрита, относящиеся к прославлению преподобного Серафима Саровского . Его перу принадлежит «Краткое житие приснопамятного Серафима Саровского », а также «Краткая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и акафист, который звучит в храмах и в настоящее время. Возвратившись в Суздаль, архимандрит Серафим занялся подготовкой к 500-летию со дня преставления преподобного Евфимия, суздальского чудотворца, и составил его жизнеописание. Издание этой книги способствовало духовному возрождению древней обители. В 1905 году в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) с сонмом епископов. Владыка был назначен на Сухумскую кафедру. В предреволюционные годы епископ, а затем уже архиепископ, Серафим Чичагов занимал поочередно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую и, наконец, Тверскую кафедры. Тяжелым испытанием для владыки Серафима вскоре после его переезда в Кишинев стала кончина в декабре 1908 года святого праведного Иоанна Кронштадтского . Владыка Серафим неустанно трудился на благо Православной Церкви и русского народа. В своей епархии при храмах он открывал школы, библиотеки, больницы. Являясь духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадтского , владыка особенно заботился о благоговейном совершении богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В грязном сердце Бог никогда не явится, злому сердцу никогда Бог не покажет Себя. Только чистые сердцем, только избранники Божии, как преподобный Серафим, могут лицезреть славу Божию. Сегодня мы вспоминаем событие 1903 года – открытие мощей преподобного Серафима в Сарове. Прибыла царская семья на это торжество. Прибыли святители земли Русской, многочисленные монахи, архимандриты, священники. Тысячи, десятки тысяч людей прибыли в Саров в тот день, чтобы совершить прославление преподобного Серафима в лике святых угодников Божиих. Торжественно его святые мощи были подняты из-под спуда земного, где он погребен был, и торжественно омыты, переложены в новую раку – кипарисовый гроб. И совершилось прославление. В тот день в 1903 году многотысячная толпа молящихся, собор целый воспел: " Ублажаем тя, преподобный отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов " . Перед нами сейчас это событие 1903 года. Государь-император с высшими сановниками тогдашнего Русского государства нес на своих плечах нетленные мощи в кипарисовом гробе преподобного Серафима. Вспоминаешь это торжество и с печалью думаешь: " Какая страшная Голгофа всех этих людей ждет! " Все они будут казнены, все они будут расстреляны, все они прольют мученическую кровь, как преподобный Серафим говорил при жизни: " А кровушки сколько будет на земле Русской – реки, океаны. Все оросится кровью христианской " . Предвидел эти дни тяжкие преподобный Серафим. Есть предание историческое, что особое письмо преподобный Серафим написал последнему государю-императору и сказал: " Когда будет прославление – отдадите ему " . И действительно, настоятель отдал простой конвертик, хлебушком заклеенный – не было клея у преподобного Серафима, хлебом заклеивал. Прочитал царь письмо, горько очень заплакал. Все, что сказано было в письме, исполнилось на нем и на детях его. О скорби говорил преподобный Серафим, о крови, о страданиях – вот о чем говорил в своем послании, уже посмертном, преподобный Серафим Саровский последнему царю-мученику нашему Николаю. И те люди, что изображены на картине " Торжества прославления преподобного Серафима " , – все они мученики, все они казнены жестоко, пролили кровь свою. Среди них и царь-мученик Николай со своим августейшим семейством, и святители, и священномученик Серафим (его день ангела сегодня празднуем), который особую ревность проявил в прославлении памяти преподобного Серафима Саровского. Всех Господь сподобил дойти до Царствия Небесного через мучения, через страдания, через кровь, очиститься и войти в славу Божию. И мы стоим в храме Божием, и нам Господь, кое-кому, уготовал уже венец мученичества. И нам, кое-кому, придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания – Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти.

http://pravoslavie.ru/2446.html

29 января 1903 года Саровский старец преподобный Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. А несколько позже архимандрит Серафим составил замечательный акафист преподобному. 14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В 1905 году архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем попеременно направлялся на Орловскую (1906), Кишеневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры в сане архиепископа. Повсюду он проявлял себя ревностным устроителем приходских общин. Святейшим Синодом святителю было поручено провести расследование поступивших в Синод сообщений о якобы имевших место нестроениях в духовной и хозяйственной жизни Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Выяснив безосновательность обвинений, возводившихся на скитоначальника его недоброжелателями, и высоко оценив духовный опыт преподобного старца Варсонофия, святитель Серафим стал убеждать старца принять настоятельство в одном из крупных монастырей, духовная жизнь в котором требовала руководства опытного наставника. Несмотря на государственные изменения, происшедшие в 1917 году, владыка Серафим продолжал активную церковную деятельность. Он участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, на котором возглавил Соборный отдел «Монастыри и монашество». Изгнанный раскольниками со своей кафедры в конце 1917 года, святитель Серафим был назначен Святейшим патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, вступить в управление которой не смог из-за разворачивавшихся в Польше военных действий, и пребывал с 1919 по 1921 годы в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой Лавры. 21 сентября 1921 года неожиданно для себя Владыка был арестован и приговорен к ссылке в Архангельскую область. Вернувшись через год в Москву, митрополит Серафим вскоре вновь был арестован по обвинению в подготовке и организации прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. В мае 1924 года по ходатайству Святейшего патриарха Тихона 68-летний старец был освобожден. Но по требованию властей святителю пришлось покинуть Москву. Несколько лет он жил вдали от нее, в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей. Это были годы глубоких раздумий святителя Серафима о судьбах Церкви в России и о путях его собственного служения Церкви в эпоху исторического безвременья.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

127. Истинное поклонение кресту Христову//Душеполезное чтение. – 1900. – I. – С. 491 – 501. 128. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Т. 1: Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1725). – СПб.: Тип. А.П. Лопухина , 1900. – II, 429, II с. 129. Святейший Кир Адриан, Патриарх царствующего великого града Москвы и всея России и всех северных стран. К двухсотлетию со дня кончины (16 октября 1700 года)//Прибавления к Ц Вед. – 1900. – – С. 1691 – 1698. 130. Русская Церковь в XIX веке//История Христианской Церкви в XIX веке/Под ред. А.П. Лопухина . – СПб., 1901. – Т. 2. – 232 с., 12 л. ил. 131. Русская Церковь в XIX веке. (Оттиск из изд. «История Христианской Церкви в XIX веке»). – СПб.: Тип. А.П. Лопухина . – СПб., 1901. – 232 с., 12 л. ил. 132. Фотий (Спасский) , архимандрит//Русский Биографический Словарь. Т. «Фебар – Цявловский». – СПб.: Тип. B. Безобразова и К, 1901. – С. 206 – 209. 133. Академическая паломническая поездка ко святым местам Востока//Прибавления к Ц Вед. – 1902. – – C. 699 – 708. 134. К вопросу об учреждении Святейшего Синода//Странник. – 1903 (апрель). – С. 619 – 632. 135. Новые материалы для истории Русской Церкви начала XVIII века/Рецензия на кн. «Описание архива Александро-Невской Лавры за Время царствования императора Петра Великого». Т. I. 1713 – 1716 гг. – СПб., 1903//Странник.1903. – – С. 957 – 965. 136. Константин (Бродский), архимандрит//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 241. 137. Константин (или Константий), епископ Бузевский//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 242. 138. Корнилий (Чернявский), игумен//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 258. 139. Коссаковский Ян Непомук, римско-католический епископ//Русский Биографический Словарь. Т. «Кнаппе – Кюхельбекер». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1903. – С. 299 – 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Определили: Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки экстраординарному профессору Академии Алексею Введенскому и доценту Николаю Городенскому . V. Донесение библиотекаря Академии Константина Попова о пожертвованиях, поступивших в фундаментальную академическую библиотеку в 1903–1904 учебном году: 1 . От представителя Иерусалимского патриарха в Москве – Η ϑεολογιη σχολη του ιερυ οινου του Παναγιου Tαφου, ετος 10 – ον. Εν Ιεροσολ. 1903. 2 . От Сергия, Архиеп. Владимирского – его Верный месяцеслов всех русских святых. Москва, 1903. 3 . От Виссариона, Еп. Костромского – его Костромские поучения за 1902 г. Москва, 1904. 4 . От Арсения, Еп. Псковского – 118 названий периодических изданий, книг и брошюр в 174 томах и тетрадях и одна рукопись (Самарянское изображение скинии). —266— 5 . Из Хозяйственного Управления при Св. Синоде – а) Сборник Импер. Русск. Историч. Общества, тома 114–116: б) Полное Собрание Законов, 3-е, том 21, в 2-х отдел.; в) Свод законов, тома V, XI, XII и XIV, в новых изданиях, в двух экземплярах. 6 . Из Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода – Отчёт Обер-Прокурора за 1900 г. СПб. 1903. 7 . Из Императорской Академии Наук – а) Исследования по русскому языку, т. II, в. 3-й; б) Памятники старославянского языка, т. I, в. 2-й; в) Барсков, Список трудов академика А. Н. Пыпина. СПб. 1903; г) Майков, Материалы для академ. издания сочинений А. С. Пушкина. СПб. 1902; д) Славяноведение в 1901г. СПб. 1903; е) Lorentz, Slovinzische Grammatik. СПб. 1903; ж) 1-й съезд славянских филологов и историков, 1. СПб. 1904; з) Сборник отделения русского языка и словесности Импер. Академии Наук, т. 75. СПб. 1904; и) Сочинения Импер. Екатерины II-й, т. 5. СПб. 1903; и) Срезневский, Материалы для словаря древнерусского языка, т. 3-й, в. 1. СПб. 1903. и к) Словарь русского языка, в. 10-й. СПб. 1903. 8 . Из Императорской Археологической Комиссии – а) Отчёт Комиссии за 1901 г. СПб. 1903; б) Указатель к Отчётам Комиссии за 1882–1898 г. СПб. 1903; в) Материалы по археологии России, 29. СПб. 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010