Имя прп. Серафима было записано первым в помянниках сестер, в обители хранилось много картин и портретов, написанных при жизни или после кончины преподобного. Торжества, связанные с открытием мощей и прославлением прп. Серафима в июле 1903 г., обрели особую значимость для мон-ря. Игум. Филарета обратилась к священноначалию с просьбой об освящении предуготовленного задолго до того левого придела Вознесенской ц. во имя преподобного. Освящение совершил 17 сент. 1903 г. временно управлявший Уфимской епархией еп. Балахнинский Нестор (Фомин). При игум. Филарете завершились основные строительные работы. Мон-рь занимал территорию ок. 120×170 м, будучи по фасаду ограничен улицами Б. Ильинской (совр. ул. Розы Люксембург), Монастырской (ул. Социалистическая), М. Ильинской (ул. Карла Либкнехта) и Театральной (ул. Карла Маркса). М. м. был окружен внешней стеной до 2,5 м высотой с 4 угловыми шатровыми башенками - пинаклями. Над св. вратами возвышалась крестово-купольная Тихвинская ц. с шатровой 3-ярусной колокольней. В глубине мон-ря располагался 5-главый Вознесенский храм. К 1905 г. на территории М. м. находились также полукаменный главный 2-этажный корпус, 4 каменных и 5 деревянных флигелей. В главном корпусе кроме келий размещались мастерские: иконописная, столярная, портняжная, чеботарная (обувная), переплетная, белошвейная, золотошвейная. Монахини трудились также в просфорной, хлебной и трапезной. За оградой располагались 5 деревянных домов, в т. ч. 3 - для монастырского причта (2 священников и диакона), по одному - для монастырского училища (школы) и для гостиницы для паломников. Через дорогу от мон-ря находилось старинное кладбище, ставшее монастырским. Вокруг него была выстроена каменная стена (90×120 м) с воротами. В глубине находились ц. свт. Николая Чудотворца и деревянный флигель для сторожа. В годы первой мировой войны здесь хоронили военнопленных австрийцев, чехов, словаков, а также ссыльных. М. м. владел 4 дачами (всего до 800 дес. земли). На 2 лесных дачах, расположенных в 5-6 верстах от Мензелинска, имелось 183 дес. леса. На одной из дач были построены каменная ц. Преображения Господня и 2 флигеля, там же находились пчельник, фруктовый сад, а на другой даче был скотный двор. Территория других 2 дач была занята пахотной землей и лугами (включая участок в 30 верстах от Мензелинска, пожертвованный имп. Александром II в 1871). Сестры занимались также огородничеством, литьем восковых свечей (до открытия в 1905 епархиального свечного завода).

http://pravenc.ru/text/мензелинского во ...

48 Фомин С. Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) . Т. 1. М., 1996. С. 396. «И что характерно, игумен Иерофей был против открытия святых мощей, предполагая, что огромное стечение народа, последующее открытию, нарушит строгую пустынническую жизнь саровских монахов». Дивеевские предания. Серафима (Булгакова), монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 56. 49 «По уставу (богослужебному – авт.) иноки много времени посвящают молитве. Богослужение в Саровской пустыни отличается продолжительностью, и подобное ему можно встретить еще только в Киево-Печерской Лавре». Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 43. По свидетельству очевидцев, приезжавших в пустынь, отдых для братии обители между службами был «очень не велик» (около полутора часов). Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений.//Православный собеседник. Март 1893. С. 163. 50 Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем//Православный Собеседник. 1893. С. 268. 51 Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем//Православный Собеседник. 1893. СС. 268–269. 52 Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем//Православный Собеседник. 1893. С. 254. 53 К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823–1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 30. 54 Крестьяне, привыкшие к тяжелому труду, могли вполне естественно переносить тяготы многоразличных послушаний в монастыре и соединять при этом продолжительную молитву в храме. 55 Количество братии и послушников в Саровской пустыни было уже более ста человек к концу XVIII в. По статистике в 1903 г. в обители находилось 70 монашествующих и 240 послушников. Саровская пустынь. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2004). И. представлен в образе старца с длинной, сужающейся книзу седой бородой, пряди волос выполнены энергичными линиями, создающими эффект динамики и напряжения. Монашеское облачение составляют оливковый подризник, темно-бордовая мантия, застегнутая вверху и внизу, синяя схима, куколь лежит на плечах. Правая рука с раскрытой ладонью поднята до уровня груди, в левой - свиток с текстом, приведенным по иконописному подлиннику сводной редакции (подлинники под ред. С. Т. Большакова и Г. Д. Филимонова): «Вечеръ и заутра и полудне повемъ возвещу и услыша гласъ мой». Сохранились упоминания о ряде икон с единоличным изображением И. Так, в главном иконостасе собора свт. Спиридона Тримифунтского, размещавшегося в здании Адмиралтейства в С.-Петербурге, в местном ряду была икона И., «писанная на полотне, в сребряно-позлащенной 84 пробы ризе, с таковым же венцом, украшенным разноцветными камнями». Эта икона была создана, согласно надписи, «в память рождения Петра Великого 1672 года 30 мая». Икона (размер ок. 140×70 см) была помещена в золоченую раму под стекло. Как и некоторые др. иконы Адмиралтейского собора, она была перенесена сюда из Исаакиевского собора в 1821 г., после прекращения там служб в связи со строительством нового собора ( Ставровский. 1906. С. 295). Еще один образ И. (размер 45×38 см), «обложенный по краям серебряным вызолоченным бордюром», был подарен Исаакиевскому собору имп. Александром II. Он был поднесен императору в благодарность за устройство т. н. Галерного селения, что зафиксировано на серебряной пластинке внизу: «Угодник Божий, Преподобный Исаакий Далматский, святыми молитвами своими да поможет Тебе, Государь, Отец наш, в совершении всех начатых тобою великих дел к благу и счастию твоих верноподданных. От благодарных жителей Галерного селения 1863 года августа 30 дня». Икона находилась на аналое в киоте в приделе св. Александра Невского ( Серафимов, Фомин. 1903. С. 84-85). При создании ликов Иисуса Христа, Богоматери и И. для Исаакиевского собора по приказу императора в качестве руководства были сделаны копии с картин итал.

http://pravenc.ru/text/Исаакий Далмат и ...

Это входящие в систему художественного оформления собора и созданные в сер. XIX в. иконы, монументальная живопись, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, а также вклады различных лиц, в т. ч. императоров. В 3-ярусном главном иконостасе собора в местном ряду справа от образа Иисуса Христа первоначально помещалась большая (488×212 см) икона И., написанная маслом в живописной манере Т. А. Неффом (1848, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). Святой представлен фронтально в рост, в монашеском облачении и схиме, голова покрыта куколем, на ногах сандалии. И. смотрит вверх, в левой опущенной руке держит развернутый свиток с рисунком-чертежом Исаакиевского собора, правой - указывает на свиток. Эта икона, как и др. иконы местного ряда, была заменена мозаичным образом, который находится в иконостасе. Мозаичный образ И. по оригиналу Неффа выполнили В. Е. Раев и Н. М. Алексеев. На проектном рисунке главного иконостаса (О. Монферран, 1841; Комитет по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) можно видеть образ И. в иконографии Неффа (в нижнем ряду 3-й справа). Впосл. этот тип изображения И. получил распространение в разных видах изобразительного искусства. Для отливки на главном колоколе Исаакиевского собора скульптор А. В. Логановский изготовил в низком рельефе глиняный медальон (1845) с поясным образом И. На колоколе были также помещены медальоны с поясными профильными изображениями имп. Петра I, имп. Екатерины II, императоров Павла I, Александра I и Николая I. Колокол был отлит валдайским мастером И. М. Стуколкиным ( Серафимов, Фомин. 1903. С. 30). Прп. Исаакий. Рельеф сев. дверей Исаакиевского собора в С.-Петербурге. 1851 г. Скульптор И. П. Витали Прп. Исаакий. Рельеф сев. дверей Исаакиевского собора в С.-Петербурге. 1851 г. Скульптор И. П. Витали Прп. Исаакий. Резная икона. 1858 (?) г. Мастер Я. П. Серяков (Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор») Прп. Исаакий. Резная икона. 1858 (?) г. Мастер Я. П. Серяков (Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор») На наружных дверях северного портика в центральной филенке на правой створке помещено скульптурное изображение И.

http://pravenc.ru/text/Исаакий Далмат и ...

Серафим (Александров) с 19.03.1918 еп. Полоцкий и Витебский; с сент. 1918 г. управ. Тверской епархией; с 1919 г. еп. Тверской и Кашинский; с 1922 г. в сане архиепископа; с 24.03.1924 в сане митрополита; с 15.06.1928 митр. Саратовский; с 11.08.1933 митр. Казанский и Свияжский; с 15.11.1936 на покое; расстрелян 2.12.1937. Серафим (Афанасьев) 4.02.1923 хирот. во еп. (кафедра неизвестна); с 1932 г. в обновленческом расколе. Серафим (Велицкий) в 1920 г. хирот. во еп. Крестецкого, вик. Новгородской епархии; с 1922 г. еп. Маловишерский, вик. Новгородской епархии; † в окт. 1927. Серафим (Виноградов) в 1917 г. хирот. во еп. (кафедра неизвестна); с 1927 г. еп. Колымский, вик. Якутской епархии; с 1929 г. еп. Якутский и Вилюйский; Серафим (Гачковский) 13.12.1975 хирот. во еп. Алмаатинского и Казахстанского; † 14.04.1982. Серафим (Голубятников) с 1917 г. на покое (б. еп. Екатеринбургский); † 1921. Серафим (Зализницкий) 1.08.1994 хирот. во еп. Белоцерковского и Богуславского. Серафим (Зборовский) 3.05.1931 хирот. во еп. Покровского, вик. Саратовской епархии; с 3.09.1931 еп. Пугачевский, вик. Саратовской епархии; c 27.07.1932 на покое; с 19.10.1932 еп. Мелекесский, управ. Ульяновской епархией; с 29.06.1934 управ. Чувшско-Чебоксарской епархией; с 22.11.1934 еп. Читинский и Забайкальский; с 17.01.1935 уволен от управ.; с 9.09.1935 еп. Красноярский и Ачинский; с 1.04.1936 на покое; с сент. 1936 еп. Актюбинский и Кустанайский; с 4.09.1937 сведений нет. Серафим (Звездинский) 15.12.1919 хирот. во еп. Дмитровского, вик. Московской епархии. Серафим (Игнатенко) после 1917 г. хирот. во еп. Новооскольского, вик. Курской епархии; после 1927 г. епархией не управ. Серафим (Кокотов) 17.12.1934 хирот. во еп. Гомельского, но епархией не управ.; с 27.05.1935 еп. Томский; с 31.05.1936 на покое; расстрелян 3.04.1938. Серафим (Коровин) 5.04.1925 хирот. во еп. Кунгурского, вик. Пермской епархии обновленческими архиереями старого поставления; с 1927 г. после покаяния назначен еп. Ялуторовским, вик. Тобольской епархии; † 8.08.1932.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

    Преп. Серафим    Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: «проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс. 65:12).     «Преп. Серафим» Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем.     Преп. Серафим    Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством того и в премирном: в мирном, то есть с совестью благой; в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: «в мире место Его» (Пс. 75:3).     Преп. Серафим    Когда человек придет в мирное устроение, тогда может и на других изливать свет просвещения разума.     Преп. Серафим    Мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий и с Церковью всегда взывать: «Господи, Боже наш, мир даждь нам» (Ис. 26:12).     Преп. Серафим    Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.     Преп. Серафим    Для сохранения мира душевного всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный.     Преп. Серафим    Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей.     Преп. Серафим    Выше меры подвигов предпринимать не должно, а стараться, чтобы друг — плоть наша — был верен и способен к творению добродетелей.     Преп. Серафим    Надобно идти средним путем, «не уклоняясь ни на десно, ни на шуе» (Притч. 4:27) и давая духу духовное, телу — телесное, для поддержания временной жизни потребное, и жизни общественной, как ею законно требуемое, по словам Священного Писания: «воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови» (Мф. 22:21).     «Преп. Серафим» Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки других, но не облениться, и побуждать себя к лучшему.     Преп. Серафим

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Преп. Серафим    Когда мы отвращаемся от человека, или оскорбляем его, тогда на сердце наше прикладывается как бы камень.     Преп. Серафим    Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.     Преп. Серафим    Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божиих.     «Преп. Серафим» Когда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием и заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братьями и рождает отвращение от всякого собеседования. Ибо душа, исполненная печали, отчаясь, как бы безумная и исступленная, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы. Она убегает людей, как виновников ее смущения, и не понимает, что причина болезни внутри ее. Печаль есть червь сердца, грызущий рождающую его мать.     Преп. Серафим    Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словом любви.     Преп. Серафим    Брату грешащу, покрой его, как советует св. Исаак Сирин: простри ризу твою на согрешающем и покрой его.     Преп. Серафим    Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали.     «Преп. Серафим» Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел.     Преп. Серафим    С духом печали неразлучно действует и скука. Она производит такое страшное беспокойство, что несносны становятся и место жительства, и живущие с ним братия, а при чтении возбуждается какое-то отвращение и частая зевота… Болезнь сия врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением; потому что и рождается она от малодушия, и праздности, и празднословия.     Преп. Серафим    Скучают только те, у кого дела не в порядке. Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем.     Преп. Серафим    Иное — скука, а иное — томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче было бы ему уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели оставаться в этом безотчетно мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

16(29).06.1934–22.11(05.12). 1934: Чебоксарская 16(29).06.1934–22.11(05.12). 1934: Алатырская, в. у. 09(22).11.1934–04(17).01.1935: Читинская и Забайкальская 27 .08(09.09).1935–19.03(01.04).1936: Красноярская и Енисейская 1935–01(14).04.1936: Ачинская, в. у. 1936–1937: Кустанайская, в. у. Серафим Звездинский 21 .12(03.01).1919–12(25).04.1928: Дмитровская Серафим Игнатенко –1926: Ново-Оскольская Серафим Кокотов 17(30).12.1934–14(27).05.1935: Гомельская 27 .05(09.06).1935–31.05(13.06).1936: Томская Серафим Коровин 23 .03(05.04).1925–03(16).07.1925: Кунгурская (обн.) 23 .03(05.04)(?).1925–03(16).07.1925: Красноуфимская (обн.), в. у. 1925–1927: Тюменская (обн.) 1927–08(21).08.1932: Ялуторовская Серафим Кушнерук 1942–: Херсонская 08(21).07.1942–1944: Николаевская (укр.) Серафим Лукьянов 07(20).09.1914–17(30).01.1918: Сартавалавская 11(24).08.1917–17(30).01.1918: Финляндская, 17(30).01.1918–1924: Финляндская Западно-Европейская (заруб.) 1945–1946: Западно-Европейский Экзархат Московской Патриархии, в. у. 27 .07(09.08).1946–02(15).11.1949: Западно- Европейский Экзархат Московской Патриархии Серафим Лядэ 08(21).09.1923–1927: Ахтырская (обн.) 1927–1927: Изюмская (обн.), в. у. 1927–1929: Змиевская (обн.) 1929–1938: Мюнхенская (заруб.) 1938–1939: Потсдамская (заруб.) 1939–1945: Берлинская и Германская (заруб.) Серафим Мещеряков 1918–03(16).06.1922: Костромская 03(16).06.1922–1922; Харьковская (обн.) 1922–29.08(11.09).1924: Минская (обн.) 29 .06(12.07).1927–28.01(10.02).1928: Тамбовская 28 .01(10.02).1928–11(24).08.1933: Ставропольская Серафим Остроумов 21 .04(04.05).1916–27.05(09.06).1917: Холмская, в. у. 27 .05(09.06).1917–19.08(01.09).1917: Орловская, в. у. 19 .08(01.09).1917–01(14).11.1927: Орловская 01(14).11.1927–11.1936: Смоленская Серафим Поляков Сталинградская (григ.) Серафим Протопопов 09(22).01.1924–04(17).03.1924: Колпинская 30 .11(13.12).1926–27.04(10.05).1928: Колпинская, паки 27 .04(10.05).1928–27–06(10.07).1928: Аксайская 27 .06(10.07).1928–25.09(08.10).1928: Сызранская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

    «Преп. Серафим» Сердце не может иметь мира, доколе не стяжешь сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость.     Преп. Серафим    Стяжавший совершенную любовь существует в жизни сей так, как бы не существовал… Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь. Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.     Преп. Серафим    Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.     Преп. Серафим    Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.     Преп. Серафим    В уме его всегда должны быть напечатлены сии пророческие слова: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2:11).     «Преп. Серафим» Он должен проходить путь сей с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно.     Преп. Серафим    Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что сие море, то есть сердце со своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания, велико и пространно: «тамо гади, имже несть числа», то есть многие помыслы суетные, неправые и нечистые, - порождение злых духов.     Преп. Серафим    Боясь Бога, ты все будешь делать хорошо. А диавола не бойся; ибо если боишься Бога, то диавола одолеешь; потому что он бессилен.     Преп. Серафим    Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благостью Божией.     Преп. Серафим    Страх Божий приобретается тогда, когда человек, отрекшись от мира и от всего, что в мире, сосредоточит все свои мысли и чувства в одном представлении о законе Божием и весь погрузится в созерцание Бога и в чувство обещанного святым блаженства.     Преп. Серафим    Проходящий путь внимания не одному только сердцу своему должен верить, но сердечные свои действия и жизнь свою должен поверять с Законом Божиим и с деятельной жизнью подвижников благочестия, которые таковой подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться, и яснее узреть истину.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

562 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского...//АПВ, 1903, т. VII, 8, с. 124. «...русин находит утешение в религии, он очень предан своему восточному обряду, а потому, хотя и с тугою сердечною, внимает сим самозванным учителям, которые несколько, более по внешности напоминают православных священников, чем их униатские ксендзы, руководствуясь при сем своим довольно неосновательным заключением: «лучше який нибудь пип, чем ниякого». Сим простодушием и пользуются любители легкой наживы. Стефан Уствольский (лже-Серафим) в течение 3–4 месяцев своего пребывания в Канаде оставил после себя целую плеяду попов-серафимчуков там ...» (Пашковский Ф.Н. К отъезду Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Сев.-Американского, в Канаду. Основание Православной Миссии в Канаде.– Условия миссионерского служения там.– Самозванцысерафимчуки.– Проводы Архипастыря из С. Франциско//АПВ, 1904, т. VIII, 16, с. 313). 563 «По словам «Правды», лжеепископ Серафим уже вернулся из Канады. За свое пребывание тут он высвятил 20 священников и 5 диаконов». [Американская Русь//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 8 (21) мая.] 564 См., напр.: письмо преосвящ. Алеутского архиеп. Харьковскому Флавиану (Городецкому) от 30 ноября (ст. ст.) 1902 г. (Письма святителя Тихона. С. 123); письмо преосвящ. Алеутского архиеп. Харьковскому Флавиану от 23 января (ст. ст.) 1903 г. (Письма святителя Тихона. С. 127); письмо преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 12 марта (ст. ст.) 1903 г. (Письма святителя Тихона. С. 130); письмо преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану от 28 марта (ст. ст.) 1903 г. (Письма святителя Тихона.С. 132); письмо преосвящ. Алеутского митр. Киевскому Флавиану от 20 июня (ст. ст.) 1903 г. (Письма святителя Тихона. С. 140); АПВ, 1903, т. VII, 19, с. 329; АПВ, 1903, т. VII, 23, с. 417

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010