Серафим. [Инфографика]. Значение имени : Серафим – от древнееврейского «шараф» - «пламенеющий». Так в Священном Писании именуется один из высших ангельских чинов. В видении пророка Исаии серафимы окружают Господа, и у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал (Ис 6:2);  Преподобный Серафим Вырицкий. День памяти: 3 апреля . Один из немногих российских святых ХХ века, кому удалось избежать ссылок, тюрем и расстрела. Канонизирован Юбилейным Собором 2000 года. Биографическую справку подготовил Игорь Цуканов ; «От Меня это было» (отрывок). [Преподобный Серафим оставил своего рода духовное завещание - «Разговор Бога с душой», более известное под названием «От Меня это было». Произведение это необычное: оно написано от лица Самого Господа, раскрывающего человеку глаза на обстоятельства его жизни]; Другие святые и известные люди с именем Серафим :  Преподобный Серафим Саровский (1759-1833), один из величайших святых Русской Церкви, подвизался в Саровской пустыни (Нижегородская губерния). Священномученик Серафим (Чичагов) (1856-1937), духовное чадо Иоанна Кронштадтского, в 1904 году принял архиерейский сан, в 1937 году 82-летний владыка расстрелян на Бутовском полигоне. Иеромонах Серафим (Роуз) (1934-1982), выходец из семьи европейских иммигрантов, осевших в Калифорнии, в 1962 году стал духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, принял монашество, стал священником, известный проповедник и миссионер. Протоиерей Серафим Слободской (1912-1971), сын священника, погибшего в советском концлагере, во время войны попал в плен и был отправлен в Германию, в 1952 году уехал в США, автор известнейшего учебника по Закону Божию, который он писал для семей русских эмигрантов; И нтересные факты ; Ил.: Шестикрылый серафим. Иконографическое изображение; Преп. Серафим Вырицкий. 1940-е годы. Фото; Поселок Вырица (60 км от Ленинграда). Фото диакона Николая Андреева;  Преподобный Серафим Саровский. Моление о даровании источника. Сайда Афонина. 1996 г.; Епископ Хутынский Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I, которому Серафим Вырицкий в конце 1927 года предсказал первосвятительское служение//Фома. - – апрель 2019. – С.24-25. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-192-...

Семь чудес Серафима Саровского 14 января 1833 года в Саровском монастыре скончался один из самых почитаемых русских святых — преподобный Серафим Саровский (в миру — Прохор Мошнин). Основатель и покровитель Дивеевской женской обители был прославлен в лике святых в 1903 году, по инициативе царя Николая II. 14 января, 2014 14 января 1833 года в Саровском монастыре скончался один из самых почитаемых русских святых — преподобный Серафим Саровский (в миру — Прохор Мошнин). Основатель и покровитель Дивеевской женской обители был прославлен в лике святых в 1903 году, по инициативе царя Николая II. Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. «РГ» собрала» несколько чудес, связанных с именем старца. 14 января 1833 года в Саровском монастыре скончался один из самых почитаемых русских святых — преподобный Серафим Саровский (в миру — Прохор Мошнин). Основатель и покровитель Дивеевской женской обители был прославлен в лике святых в 1903 году, по инициативе царя Николая II. Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. «РГ» собрала» несколько чудес, связанных с именем старца. 1 . Известно, что около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери. Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук. 2 . В житие Серафима Саровского сказано, что однажды на него напали разбойники. Узнав, что к монаху часто приходят богатые посетители, лихие люди решили его ограбить. Во время молитвы в лесу они избили отца Серафима и обухом топора проломили ему голову. Саровский не сопротивлялся, хотя мог это сделать — тогда он был молодым и сильным. Никаких богатств разбойники не нашли. Отец Серафим чудом выжил, но после этого случая навсегда остался сгорбленным. Разбойников поймали, но по настоянию Саровского, их не наказали.

http://pravmir.ru/sem-chudes-serafima-sa...

335 …на чтение для рабочих в Епархиальный дом. – См.: Краткая историческая записка о публичных богословских чтениях в Москве//МЦВед. 1903. С. 139–141; С. 178–181; С. 205–207; С. 228–229. 336 (миссионер священник Полянский – протоиерей Иоанн Васильевич Полянский служил и преподавал в Филаретовском епархиальном женском училище в Москве. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1900). Член бюро IV Всероссийского миссионерского съезда, член Православного миссионерского общества. Автор книги «Записки миссионера» (Вып. 1–7. М., 1912). В 1922 г. настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери, что в Малых Лужниках в Москве.) 337 (...статью Спасского в первом номере «Богословского вестника» и полемическую Введенского в «Душеполезном чтении»... – Спасский А.А. Из текущей журналистики//БВ. 1903. Т. 1, С. 172–180; подробнее см. Примеч. кл. 42; Введенский А.И. Против очевидности и мимо запросов жизни//ДЧ.1903. Ч. 2. Май. С. 119–139.) 338 (С.И. Смирнов – Смирнов Сергей Иванович (1870–1916) – и. д. доцента по кафедре истории Русской Церкви (1896). Магистр богословия(1906). Доцент МДА (1906). В дальнейшем профессор МДА по кафедре истории Русской Церкви, доктор церковной истории (1914). Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 582–583.) 339 (...я решил завтра же созвать частное заседание членов Совета... – Частное заседание Совета МДА состоялось 30.01.1903 г., а официальное заседание Совета прошло 01.02.1903 г. см.: Протокол заседания Совета 1 февраля1903 г.//Журналы... МДА за 1903 г. 1904. С. 1–54.) 340 (Академический доктор – имеется в виду Успенский Сергей Николаевич (01.04.1865–30.05.1919) – врач МДА. Окончил медицинский факультет ИМУсо степенью лекаря (1889). 02.11.1889 г. утвержден в звании уездного врача. тС 1890 г. земский врач Сергиева Посада. С 18.03.1900 г. врач МДА и Вифанской ДС (с апреля 1900 г.). 16.08.1910 г. уволен, согласно прошению, из МДА. См.: МДА в начале XX века. С. 98.) 341 (Delirium tremens (лат.) – белая горячка – острое отравление алкоголем (сивушным маслом); выражается бессонницей, бредом и галлюцинациями зрения и слуха, повышенной температурой; иногда заканчивается смертью .)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1901 г., 4 декабря – смерть монахини Марии (Анны Яковлевны Машкиной), тетки о. Серапиона, имевшей па него большое влияние. 1902 г., 25 марта – «Слово на Благовещение» (о воскресении И. Христа в нас) о. Серапиона. 1902 г., 8 июля – «Слово на день Казанской Божией Матери», сказанное в Оптиной Пустыне. 1902 г., лето – письмо к неизвестному о монастырях, вероятно предназначавшееся для печати (письмо не имеет даты; сужу о ней по бумаге и чернилам, а также но тону письма). 1902 г., 23 декабря – «Слово на погребение Михаила Александровича Машкина», племянника о. Серапиона. 1903 г., 4 апреля – «Слово пред Плащаницею». 1903 г. – «Слово на Пасху» (о внутренней чистоте), сказанное в Беляеве. (Пасха была 6-го апреля). 1903 г., 8 июля – повторение «Слова на день Казанский Божией Матери» (1902 г.) в Беляеве. 1903 г., 15 июля – «Слово о просвещении России», оказанное в Беляеве. 1903 г., 20 июля – «Слово на день св. Пророка Илии», сказанное в Беляеве. 1903 г., в ночь с 22-го на 23-е декабря – кончина Екатерины Михайловны Машкиной матери о. Серапиона на 78-м году от рождения, в Беляеве. —336— и —337— 1903 г., 27 декабря – погребение Ек. Мих. Машкиной в Беляеве; предзнаменование смерти о. Серапиону, – понятое им. 1903–1904 г.г. «Система Философии: Опыт научного синтеза», 2-я редакция, часть 1-ая. 1904 г., 1 июля – резкие возражения о. Серапиона на переписанное им рассуждение оптинского о. Ераста Выторпского «Европа, Россия и Европа и о наших, русских, сиротах». 1904 г., 11 декабря – письмо П. А. Флоренскому с приглашением в Оптину Пустынь. 1905 г., 25–26 января – «Мимолетные рассуждения о иезуитизме, шпионстве, шаблонной морали и масонстве». 1905 г., 3 февраля – Письмо к Π. А. Флоренскому, с протестом против уклонения Московской Духовной Академии от забастовки и с рассуждениями о бесконечности. 1905 г., 7 февраля – Письмо редактору «Новостей», помеченное г. Козельском. 1905 г., в ночь с 9-го на 10-е февраля – предсмертный сердечный припадок у о. Серапиона, понятый им как Божие предостережение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

при переброске войск на Кавказ, и 4-я батарея 13-й артиллерийской бригады, в офицерский лазарет которой на Северной стороне былдоставлен смертельно раненный адмирал. После парада состоялось бесплатно народное гулянье. 24 июня, в день памяти Чесменского боя, прошла парусная гонка судов, стоявших на севастопольском рейде, для офицеров и нижних чинов на соискание призов в честь адмирала П.С. Нахимова. См.: Хроника//Крымский вестник. 1902. С. 3. Главный начальник порта – Тыртов Сергей Петрович (19.08.1839–10.01.1903) – вице-адмирал (1894), главный командир Черноморского флота и портов (1899–1903). См.: Некролог: Тыртов Сергей Петрович//Новое время. 1903. 11 янв. С. 2. Преосвященный и не служил. – Только 22.06.1902 г. епископ Таврический и Симферопольский Николай (Зиоров) соборно с городским духовенством Севастополя отслужил молебен по случаю высокоторжественного дня тезоименитства вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны в возобновленном храме свв. Петра и Павла при громадном стечении народа.) 482 (По поводу крестьянских беспорядков в Харьковской и Полтавской губерниях... – См. Примеч. к л. 14.) 483 (...избиения евреев в Кишиневе на Пасху нынешнего года... – Кишиневский погром начался 06.04.1903 г. – на последний день еврейской Пасхи и в первый день Пасхи православной. Причиной послужила статья в газете «Бессарабец» о произошедших ритуальных убийствах православных детей. За двадня погромов было убито 37 человек (по др. ист. – 42), из которых четыре христианина; около 500 человек ранено. 664 человека привлекли к уголовной ответственности. Почти одна треть городских зданий оказалась поврежденной или разрушенной. С осуждением событий в Кишиневе выступил о. Иоанн Кронштадтский . Подробнее см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 413. Л. 109–112 об. Рукопись. Письмо кишиневского епархиального миссионера священника Иоанна Сахарова от 13.04.1903 г.; Кишиневский погром 1903 года: Сб. док. и материалов. Кишенэу, 2000. С. 8–20; Слово о. Иоанна Кронштадтского : Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе//Материалы для истории антиеврейских погромов в России: В 2 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В здании бывшей электростанции, где разместилась временная церковь , епископ отправил вечерню и благословил свящ. Илию Клопотовского с его паствой на воссоздание Архангело-Михаиловского храма 596 . 16/29 апреля 1903 г. В среду преосвящ. Алеутский отслужил вечерню в Петропавловской церкви г. Скрентона. 18 апреля/1 мая 1903 г. В 18 ч. епископ Тихон и священники Илия Зотиков и Илия Клопотовский приехали на поезде в Мэйфилд. В Иоанно-Крестительском храме «Епископа приветствовал своим словом Настоятель прихода о. Иоанн Ольшевский. Епископ возложил на него золотый крест как награду, заслуженную им в его праце при Церкви. Служба закончилась благословением народа» 597 . 19 апреля/2 мая 1903 г. «В Субботу Преосвященный Владыка торжественно отправил вечерню согласно прекрасному обряду греческой церкви. Ему, кроме настоятеля церкви, сослужили протоиерей Товт из Вилькесбарре, недавно награжденный архиерейскою митрою, и свящ. Зотиков» 598 . 20 апреля/3 мая 1903 г. Неделя жен-мироносиц была отмечена архиерейской литургией в Мэйфилдском православном храме. 21 апреля/4 мая 1903 г. В Мэйфилде «в Понедельник была отслужена служба на русском кладбище. Епископ интересовался воспитанием детей и, посетивши русскую школу, дал на гостинцы для детей, которые посещают школу в числе 170 душ. Детей Владыка наставлял быть прилежными и внимательными как в публичной, так и в своей русской школе. Вечером был интересный фейерверк и стрельба. Русская банда услаждала народ музыкою. В Понедельник почетный Гость отбыл, чтобы навестить правосл. приход в Буффало» 599 . 22 апреля/5 мая 1903 г. Приезд Тихона в Буффало. 23 апреля/6 мая 1903 г. Праздничная литургия и молебен по случаю дня тезоименитства имп. Александры Феодоровны были отправлены Тихоном и настоятелем Петропавловской церкви Владимиром Кальневым 600 . Из Буффало преосвященный уехал в Нью-Йорк. 27 апреля/10 мая 1903 г. В неделю о расслабленном в Николаевской церкви Нью-Йорка архиерей служил вместе с духовенством, собравшимся на V конвенцию Православного общества взаимопомощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

28 августа/10 сентября 1903. Четверг. Вечером всенощная, на которой мы с Накаем были, а после нее переводили. Ученики занимались приготовлением уроков. 29 августа/11 сентября 1903. Пятница. Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи. С 6-ти часов утра Литургия. Пели причетники на клиросе. Были в Церкви все учащиеся, почему первого класса у них не было, а потом – занятия по обычному. 30 августа/12 сентября 1903. Суббота. Певчие приготовили к завтрашнему молебну тропарь и кондак Св. Отцу нашему Серафиму Саровскому . 31 августа/13 сентября 1903. Воскресенье. После Литургии я сказал о Св. Серафиме Саровском , о прославлении его в России, о котором ныне получены все подробности, о множестве чудес от него и прочее. Вслед за этим отслужен был молебен Св. Серафиму Саровскому , кончившийся многолетием. Вечером должен был прервать занятия переводом от нестерпимой боли в ухе, мешающей соображению. 1/14 сентября 1903. Понедельник. О. Роман Фукуи пишет, что Максим Обата, катехизатор Сикотана, захворал и лежит больной в Немуро, а между тем на Сикотан опять присланы три бонзы смущать наших курильцев-христиан; да еще собираются монастырь там строить. Если Обата откажется служить на Сикотане, то христианам там, действительно, грозит немалое горе: больше едва ли кто из катехизаторов согласится отправиться в такую глушь. 2/15 сентября 1903. Вторник. После прекраснейшего лета, жаркого и бездождного, давшего Японии отличный урожай риса, вдруг сделалось так прохладно, что ночью уже хоть и под теплое одеяло. Но отчего это болезнь уха, вот уже две недели мучащая меня, ума не приложу. Нарыв ли там, или что другое, только – беспрерывный шум, глухота и по временам такие продолжительные и мучительные боли, что или переводить нельзя, или не заснешь ночью. Врача еще не звал; надеюсь, что натура справится сама; главная же надежда, что Господь, по молитвам Св. Серафима, исцелит. 3/16 сентября 1903. Среда. Послал Надежде Такахаси, начальнице Женской школы в Кёото, по ее просьбе, книги о монашестве: «Игуменья Феофания», «Житие Старца Серафима» (ныне прославленного), «Валаамский монастырь». Не раз уже она просила таких книг. Если бы добрая монахиня из России, то как бы легко было завести здесь женскую обитель! Но куда же надеяться на это, когда и монаха для заведения мужской и в отдаленной перспективе не видно! Вон с Афона, о. Денисий, которого позвал, отказался, царево-кокшайский о. Пантелеймон – ни слова, должно, тоже на попятный. Отсюда надо будет послать в женский монастырь в Россию для воспитания в настоятельницы сюда. Вразуми и помоги, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

43 . Из Воронежской Учёной Архивной Комиссии – Труды Комиссии, вып. I. Воронеж, 1902. 44 . Из Пермской Губернской Учёной Архивной Комиссии – Труды Комиссии, вып. VI. Пермь, 1903. 45 . Из Духовного Собора Александро-Невской Лавры – Описание архива Лавры, т. 1-й. СПб. 1903. 46 . Из Совета Братства Св. Гурия – Отчёты о деятельности Братства за годы 21, 27, 28, 30–34. Казань, 1888–1902. 47 . Из Управления Московской Синодальной Типографии – а) Ведомости времени Петра Великого, вып. I. Москва, 1903; б) Соловьева, Государев Печатный Двор и Синодальная типография в Москве. Москва, 1903; в) Каталог выставки в память 200-летия первых русских Ведомостей; г) Библиотека Московской Синодальной Типографии, часть 1-я, вып. 4-й. Москва, 1903. 48 . Из Комитета Сибирской железной дороги – Сибирские церкви и школы к 1 января 1903 г. СПб. 1903. Два экземпляра. 49 . Из Севастопольской морской офицерской библиотеки – Отчёт библиотеки за 1901 г. СПб. 1902. 50 . Из Совета Харьковского Епархиального Женского Училища – Полное собрание проповедей Амвросия, архиеп. Харьковского, тома 1 с приложением, 2–5. Харьков, 1902–1903. 51 . Из Братства Св. Прав. Симеона Верхотурского – его издание: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. 52 . Из Комитета по реставрации Мцхетского собора – его —286— издание: Мцхет и его собор Свэти-Цховели, А. Натроева. Тифлис, 1900 (1901). 53 . Из Омского Епархиального Училищного Совета – Отчёт Совета за 1901 г. Омск, 1903. Два экз. 54 . От Инспектора Академии Архимандрита Евдокима брошюры: а) Игумен Даниил. Москва, 1902, и б) У мощеии преп. Серафима Саровского . Сергиева Лавра, 1903. 55 . От Представителя Иерусалимского Патриарха в Москве – Η ϑεολογικη σχολη του ιερου κοινου του πανγιου ταφου, ετ. 7, 8, 9. Εν Ιεροσολυμοις, 1900–1902. 56 . От профессорского академического товарищества по выписке журналов – журналы: а) Русский Вестник, 1902 г. 1–12; б) Наблюдатель 1902 г. 1–3, и в) Христианское Чтение 1902 г. 1–12. 57 . От Ректора Вифанской Дух. Семинарии протоиерея А. Беляева – его книги и брошюры: а) Иллюстрированная история русской церкви, ч. 1–2. Москва, 1900–1902; б) 18 ноября в Вифанской дух. семинарии при митр. Платоне. Москва. 1897; в) Мужи долга. Москва, 1903; г) Из истории старой духовной школы. Москва, 1899; д) Хозяйственная деятельность митр. Платона. Москва, 1900; е) 100-ие одного из памятников просветительной деятельности митр. Платона. Москва, 1900; ж) Жизнь Платона, митр. Московского. Сергиева Лавра, 1900; з) Памяти прот. Μ.С. Боголюбского. Москва, 1903; и) Первоучители словенские. Сергиева Лавра, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

583 См.: Речь Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского, сказанная при освящении православного храма в Чикаго//АПВ, 1903, т. VII, 8, с. 113–115. 584 «Новоустроенный Чикагский храм во имя Святой Троицы по своему величию и благолепию один из лучших православных храмов в Северной Америке. Торжественное освящение его совершено было 16 (29) марта 1903 г. На всеподданнейшей телеграмме преосвященного Тихона о молитвах за Ваше Императорское Величество, вознесенных при освящении сего храма, Ваше Императорское Величество собственноручно соизволили начертать: “Радуюсь освящению православного храма в Чикаго” ». (Всеподданнейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода по Ведомству Православного Исповедания за 1903–1904 годы. СПб.: Синод, тип., 1909. С. 181.) 587 Из нашой жизни//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1903.– 17 (30) апреля. 588 Из рапорта преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 31 марта (ст. ст.) 1903 г. за 41: «Священник Подольской епархии Николай Кошевич, согласно просьбе его и по рекомендации Нью-Йоркского благочинного, назначен мною на свободное место священника в г. Аллегени (в шт. Пенсильвания) и, с разрешения Подольского Епархиального Начальства, уже прибыл в Америку к месту своего нового служения» (РГИА, ф. 796, оп. 184, год 1903, д. 5266, л. 2). 589 «Самостоятельных приходов теперь 30, а 5 лет тому назад всего было 14. За 5-летие же построено 27 новых церквей». (Priest. К пятилетию святительского служения Преосвященнейшего Владыки Тихона в Северной Америке//АПВ, 1903, т. VII, 22, с. 394.) 590 Недзельницкий И. Я. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского//АПВ, 1903, т. VII, 10, с. 159–160. 591 Ср.: Извлечение из Протоколов Собрания Духовенства Северо-Американской Епархии, состоявшегося в Ольдфордж, Па 20 Июля – 2 Августа 1905-го года//АПВ, 1905, т. IX, 21, с. 424, 428.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

М., 1998. С. 429–439.) 505 (Кончена династия Обреновичей. – Обреновичи – княжеская (1815–1842, 1858–1882), затем королевская (1882–1903) династия в Сербии. Основатель династии князь Милош Обренович (1815–1839) возглавил в 1815 г. восстание сербов против турецкого ига, а в 1839–1842 гг. Сербией управлял его сын Михаил Обренович. Затем власть этой династии прервалась почти на полтора десятка лет и была восстановлена в 1858 г. Во внешней политике Обреновичи придерживались курса на сближение с Австро-Венгрией. В 1881 г. Австро-Венгрия и Сербия заключили тайное соглашение, по которому Милан Обренович брал обязательства не вести переговоров и не заключать политических соглашений с другими государствами и не разрешать размещение на своей территории чужих войск, даже добровольческих. За это Вена гарантировала сохранение династии Обреновичей и невмешательство в интересы Сербии в Македонии. В 1882 г. Милан Обренович провозгласил Сербию королевством. В правление Александра Обреновича (1889–1903) произошел фактический разрыв Сербии с Россией и подчинение ее Австро-Венгрии. В стране созрел заговор. 29.05.1903 г. король и его супруга были убиты, что стало концом династии Обреновичей. См.: Содомов А. Сербия. М., 1915. С. 17–25. Теплов В. Сербская неурядица. СПб., 1903.) 506 (Провозглашен королем Петр Карагеоргиевич... – Петр I Карагеоргиевич (11.09.1844–16.08.1921) – князь, полковник, король Сербии (1903–1914), король Югославии (1918–1921). Сын сербского князя Александра Карагеоргиевича, свергнутого с престола в 1858 г. Родился в Белграде. Учился в Женевеи Париже, закончил французскую Сен-Сирскую военную школу (1864). В 1870–1971 гг. сражался под Седаном во время Франко-прусской войны. В 1875–1876 гг. под именем Петра Марковича принял участие в Герцеговино-боснийском освободительном восстании против Австро-Венгрии. В 1883 г. женился на дочери князя Николая Черногорского, княжне Зорке (1864–1890), жил в Черногории. После смерти жены поселился в Швейцарии. В 1903 г. провозглашен королем Сербии, возвратился на родину. 09.10.1912 г. Сербия под руководством короля Петра I совместно с Болгарией, Грецией и Черногорией начала войну против Османской империи, а 29.06.1913 г. начала военные действия вместе с Грецией и Черногорией против Болгарии, захватившей в борьбес турками больше других. Болгария за один месяц была разгромлена, и Сербия получила Северную Македонию. 15.06.1914 г. в Белграде произошел переворот, король Петр отрекся от престола в пользу сына Александра. В 1915 г., вовремя Первой мировой войны, когда на помощь австро-венгерским войскам был брошен германский корпус Макензена, сербский фронт рухнул, и произошел 250-тысячный исход сербов в Черногорию и Албанию во главе с королем Петром. В 1916–1918 гг. жил в эмиграции. В декабре 1918 г. провозглашен королем Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославии). Подробнее о нем см.: Кудрявцева Е.П. Король Петр I//Монархи Европы: Судьбы династий/Ред.-сост. Н.В. Попов. М., 1996. С. 500–551.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010