PL139: Бенедикт (монах); Сильвестр II (папа Римский); Пурхард из Рейхенау; Гоцперт (аббат Тегернзее); Тиепальд (аббат Тегернзее); Аббо (аббат Флёри); Альберт, аббат Сен–Месмен–де–Миси; Рорико Муассакский; Эмуэн из Флёри; Иоанн Диакон Венецианец; Херигер (аббат Лоббе); Ноткер (епископ Льежский); Титмар (епископ Мерзебургский) PL140: Император Генрих II; Тангмар Хильдесхаймский; Альперт Мецский; Бурхард (епископ Вормсский); Адельбольд (епископ Утрехтский); Ромуальд (аббат Камальдульский) PL141: Адемар Ангулемский; Бернард Анжерский; Фульберт (епископ Шартрский); Гвидон Аретинский; анонимные Хильдесхеймские и Кведлинбургские анналы и анналы Ламберта Херсфельдского; Дудон Сен–Кантенский; Гослен (архиепископ Буржский); Адальберо (епископ Лаонский); Гийом V (герцог Аквитанский); Гийом (аббат); Гийом (аббат Сен–Пьер–сюр–Див); король Роберт II; Мегинфрид Магдебургский; Арнольд Эммерамский; Эбал (епископ Реймсский); Иоанн XIX (папа Римский); Годехард (епископ Хильдесхеймский); Катваллон (аббат Ротский); Фроумунд из Тегернзее; Эберхард (аббат Тегернзее); Перингер (аббат Тегернзее); Эллингер (аббат Тегернзее); Удальрик (аббат Тегернзее); Годесхальк; Ледуин (аббат Арраса); Отельбольд (аббат Гента); Бенедикт IX (папа Римский); Хериберт (епископ Айхштетский); Ангельранн (аббат Сен–Рикье); Роберт (епископ Лондонский); Гарсия из Кухи; Доминик (патриарх Градо и Аквилеи) PL142: Бруно (епископ Вюрцбургский); Григорий VI (папа Римский); Климент II (папа Римский); Олива (епископ Осонский); Родульф Глабер из Клюни; Сифрид (аббат Тегернзее); Одоранн, монах из Санса; Одилон Клюнийский; Берно (аббат Рейхенау); Випон (пресвитер); Герард (епископ Камбре); Гуго (епископ Лангрский); Халинард (епископ Лионский); Иордан (епископ Лиможский); Гвидо (епископ Реймсский); Ансельм Реймсский PL143: Герман Расслабленный; анонимный « Chronicon Petrishuensis»; Лев IX (папа Римский); письмо Михаила Керулария; Иоанн I (аббат Фекамский); Виктор II (папа Римский); Беренгарий Нарбоннский; Теуцо (отшельник); Одо из Сен–Мор–де–Фоссе; Дрого (епископ Бовэ); Стефан X (папа Римский); Гоцехин (схоластик); Иоанн (епископ Сабинский); Гумберт (епископ Сильве–Кандиде); Адельманн (епископ Брешии); Николай II (папа Римский); Фролланд (епископ Санлисский); Видрик (аббат монастыря Св. Гислена в Эно); Франкон (схоластик Льежский); Маврилий (архиепископ Руанский); Раймбальд (архиепископ Арльский); Гервасий (архиепископ Реймсский); Леодегарий (архиепископ Вьенский); Стефан (кардинал); Лев (епископ Атинский); Авесгот (аббат Ле–Мана); анонимные «Деяния святых мучеников Арнальда и Герлембальда»; Анно (архиепископ Кёльнский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аббатство Сен-Ван в Вердене. XIII в. [Франц. mauristes], монахи франц. католич. конгрегации св. Мавра, входившей в орден бенедиктинцев . Создание конгрегации М. стало частью масштабной реформы католич. монашества в период после Тридентского Собора (1545-1563). Ко 2-й пол. XVI в. бенедиктинское монашество в Зап. Европе находилось в упадке: в результате Реформации были ликвидированы мн. мон-ри в Германии и все - в Англии и в Скандинавских странах. Во Франции по Болонскому конкордату (1516) право назначения аббатов перешло к королю, широкое распространение получила практика комменды ; многие мон-ри были уничтожены во время религиозных войн во Франции (1562-1598). Одним из центров движения за обновление монашества путем возвращения к строгому соблюдению первоначального бенедиктинского устава стал мон-рь Сен-Ван в Вердене (Лотарингия). В 1601 г. к реформе присоединился Сент-Идульф в Муайенмутье (ныне деп. Вогезы). В 1604 г. папа Римский Климент VIII объединил оба мон-ря в конгрегацию святых Витона и Хидульфа (ваннисты). Уже через неск. лет конгрегация включала более 40 мон-рей. Во Франции распространению реформы способствовал, в частности, Лоран Бенар (1573-1620), приор коллегии Клюни в Париже. Однако из-за того что в нач. XVII в. Лотарингия относилась к Свящ. Римской империи, а не к Французскому королевству, присоединение французских мон-рей к конгрегации святых Витона и Хидульфа оказалось затруднено. В 1618 г. на генеральном капитуле ваннистов было принято решение о создании во Франции самостоятельной конгрегации реформированных бенедиктинских мон-рей. Это решение получило поддержку французского кор. Людовика XIII и кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье . Новая конгрегация, названная во имя св. Мавра , ученика прп. Венедикта Нурсийского , была официально утверждена папой Римским Григорием XV (булла от 17 мая 1621). Центром конгрегации М. стало аббатство Блан-Манто (до 1631), а затем аббатство Сен-Жермен-де-Пре (оба в Париже). Название в честь св. Мавра подчеркивало приверженность М. традициям первых бенедиктинцев и одновременно не вызывало ассоциаций с к.-л. определенным мон-рем. Лишь в 1750 г. мощи св. Мавра были перенесены из упраздненной коллегиальной церкви Фоссе (ныне Сен-Мор-де-Фоссе, деп. Валь-де-Марн) в аббатство Сен-Жермен-де-Пре (уничтожены осенью 1793 вместе с др. монастырскими святынями и церковным убранством).

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Об архитектурном облике К. можно судить по памятникам романского и готического периодов (время перестройки более ранних монастырских комплексов). Как правило, обрамление К. имело вид простых аркад, пролеты к-рых могли украшать колонны. Из Жития св. Одилона, аббата Клюни, известно, что в конце жизни он построил в мон-ре еще один К. (ок. 1042). Для его оформления с большим трудом по рекам из отдаленных мест сплавляли мраморные колонны; это строительство дало повод сравнивать св. Одилона с имп. Августом Октавианом Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в. Клуатр в аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, Франция. Сер. XI в. (Vita Sancti Odilonis. Lib. 1. Cap. XI//PL. 142. Col. 905-906). Капители колонн в К. начиная с сер. XI в., особенно в мон-рях Каталонии и юга Франции, богато украшали, размещая зоо- и антропоморфные орнаментальные композиции, в т. ч. с сюжетами из ВЗ и НЗ, а также из житий святых, как, напр., в К. аббатства Сен-Пьер в Муасаке (Лангедок), сер. XI в. На гранях столпов сохранились рельефы с образами апостолов в рост, а также портрет заказчика, аббата Дюрана де Бредона, погребенного перед входом в К. ( Braunfels. 1969. S. 109-110. Abb. 19). Об иконографии скульптурного убранства можно судить также по памятникам письменности, напр. по «Апологии» св. Бернарда Клервоского , обращенной к Гийому, аббату монастыря Сен-Тьерри (Apologia ad Guillelmum. 1127). С поразительной наблюдательностью в ней описана скульптурная декорация К. клюнийского аббатства Сен-Дени, вызвавшая осуждение читателей ( Bernard. Clar. Apologia//PL. 182. Col. 915-916; Mortet, Deschamps. 1929. P. 43; История эстетики. 1962. Т. 1. С. 282-283; Rudolph. 1990. P. 282; Bernard de Clarvaux. 2005. P. 54-55). Сюжеты и мотивы подобной декорации чрезвычайно близки тератологическому орнаменту, который господствовал в европ. искусстве книжной иллюминации в раннем средневековье, получив распространение в Др. Руси, где сохранял устойчивые позиции, напр. в новгородской книжности, вплоть до сер. XV в.

http://pravenc.ru/text/1841516.html

Доктор госпиталя, француз (28) , женатый на уроженке Ковно (29) , немного говорящей по-русски (вероятно, немке или полячке), произвел на Д.Л. Сенявина благоприятное впечатление. Этот врач сообщил, что в госпитале уже умерло 20 русских, и интересовался, есть ли в Париже русский Красный Крест, чтобы получить вспоможение больным и сообщить фамилии умерших. К сожалению, в тех условиях полагаться можно было лишь на частную инициативу отдельных благотворителей, хотя великим князем высказывалось пожелание создать специальную благотворительную организацию для помощи советским пленным. Протоиерей Иоанн Григор-Клочко приехал в Сен-Бриак 26 августа 1943 г . и пробыл до 31 августа. Службу для заключенных в Сен-Мало он совершил в воскресенье, 29 августа, так как это был единственный день, когда они освобождались от работ. Содействие в сборе средств и доставке вещей оказывали генерал Д.Ф. Левшин, князь В.Д. Голицын (30) , Л.И. Любимова (31) и др. В помощи советским пленным участвовала мадемуазель Песнель, сотрудница Французского Красного Креста, проживавшая в Ротенёф и часто навещавшая больных в госпитале. Её имя тоже заслуживает благодарной памяти. Великий князь передавал ей свои пожертвования, будучи уверенным, что она, безусловно, честно потратит их на нужды своих русских подопечных. В общей сложности советских заключенных в Сен-Мало было около 300. Д.Л. Сенявин посетил лагерь вместе с о. Иоанном. В середине сентября он констатировал некоторые результаты усилий и хлопот: «Благодаря просьбам Великого Князя отношение к русским гражданским и военным пленным, работающим в С[ен]-Мало, изменилось к лучшему. Особенно же радикально изменилось отношение к больным в госпитале. Их стали прилично и достаточно кормить, а иногда балуют виноградом и другими фруктами. В субботу я снова их навещу. Надо отдать справедливость, властьимущие сдержали свое обещание. Тоже произошло и на острове Джерсей, как мне передали побывавшие там русские» (32) . В октябре 1943 г. мадемуазель Песнель сообщила, что госпиталь в Ротенёф закрывается. Туберкулезных больных перевели в казармы Конкорд в городок Сен-Серван. Остальных больных распределили по другим госпиталям Сен-Мало. Несмотря на это рассредоточение мадемуазель Песнель продолжала исполнять свою благородную миссию.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/28/...

Иулиана (Сен-Жюльен) в Бриуде. Это 3-нефные церкви с трансептом, в рукавах к-рого расположены апсидиолы; алтарная апсида окружена деамбулаторием с 3 или 4 радиальными капеллами. Над боковыми нефами, почти равными по высоте центральному нефу, размещены галереи. Во всех храмах, кроме базилики в Бриуде, трансепт увенчан массивным завершением в форме параллелепипеда, служащего основанием для 8-гранной башни-фонаря. Со стороны алтарной части храмы имеют ступенчатый силуэт, который формируется благодаря вертикальному ритму убывающих в массе объемов (капеллы деамбулатория, алтарная апсида, завершение трансепта, башня). Особое внимание уделено декорации стен, прорезанных широкими окнами в аркатурах; использована полихромная каменная кладка и резные детали. Мн. романские храмы Оверни отличаются простотой архитектурного решения. Так, в ц. Сен-Лоран в Озоне (XII в.) единственный неф завершается апсидой, 5-гранной снаружи, но в интерьере прорезанной 3 нишами-апсидиолами. Небольшая однонефная ц. Сен-Марсьяль в Сёйе имеет крестообразную планировку; в ц. Сен-Леже в Монферми округлые ветви трансепта в сочетании с алтарной апсидой образуют триконх. Во всех крупных храмах сохранились резные капители, как правило с фигуративными изображениями (эпизоды из Свящ. Писания, аллегорические и нравоучительные сцены). Росписи храмов в большинстве случаев утрачены; лучше всего сохранились фрески XII в. в капелле св. Михаила в базилике Сен-Жюльен в Бриуде - Христос во славе, окруженный сонмом ангелов (часть композиции «Страшный Суд»), а также в рефектории аббатства Лаводьё (Христос на престоле с символами 4 евангелистов; в нижнем регистре - Дева Мария в окружении ангелов и апостолов). По указанию еп. Стефана II для кафедрального собора была изготовлена золотая статуя Девы Марии с Младенцем, восседающей на престоле; внутрь статуи поместили реликвии (по преданию, их принес в К. св. Австремоний). Об изготовлении этой статуи клириком Аделельмом, к-рый был также зодчим кафедрального собора, сообщается в сказании диак.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Кроме этих двух кварталов, застроенных – один дворцами, другой домами, третьей частью панорамы правого берега был длинный пояс аббатств, охватывавший почти весь Город с востока на запад и образовавший позади крепостных стен, замыкавших Париж, вторую внутреннюю ограду из монастырей и часовен. Близ парка Турнель, между улицей Сент-Антуан и старой улицей Тампль, расположен был монастырь святой Екатерины, с его необозримым хозяйством, кончавшимся лишь у городской стены Парижа. Между старой и новой улицами Тампль находилось аббатство Тампль – зловещая, высокая, обособленная громада башен за огромной зубчатой оградой. Между новой улицей Тампль и Сен-Мартен было аббатство Сен-Мартен – великолепно укрепленный монастырь, расположенный среди садов; опоясывающие его башни и венцы его колоколен по мощи и великолепию уступали разве лишь церкви Сен-Жермен-де-Пре. Между улицами СенДени и Сен-Мартен шла ограда аббатства Пресвятой троицы. А далее, между улицами Сен-Дени и Монторгейль, было аббатство Христовых невест. Рядом с ним виднелись прогнившие кровли и полуразрушенная ограда Двора чудес – единственное мирское звено в благочестивой цепи монастырей. Наконец четвертой частью Города, четко выделявшейся среди скопления кровель правого берега и занимавшей западный угол городской стены и весь берег вниз по течению реки, был новый узел дворцов и особняков, теснившихся у подножия Лувра. Древний Лувр Филиппа-Августа – колоссальное здание, главная башня которого объединяла двадцать три мощных башни, окружавших ее, не считая башенок, – издали казался как бы втиснутым между готическими фронтонами особняка Алансон и Малого Бурбонского дворца. Эта многобашенная гидра, исполинская хранительница Парижа, с ее неизменно настороженными двадцатью четырьмя головами, с ее чудовищными свинцовыми и чешуйчатыми шиферными спинами, отливавшими металлическим блеском, великолепно завершала очертания Города с западной стороны. Итак, Город представлял собою огромный квартал жилых домов, – то, что римляне называли insula, – имевший по обе стороны две группы дворцов, увенчанных – одна Лувром, другая – Турнель, и ограниченный на севере длинным поясом аббатств и огородов; взгляду все это представлялось слитным и однородным целым. Над множеством зданий, черепичные и шиферные кровли которых вычерчивались одни на фоне других причудливыми звеньями, вставали резные, складчатые, узорные колокольни сорока четырех церквей правого берега. Мириады улиц пробивались сквозь толщу этого квартала. И пределами его с одной стороны служила ограда из высоких стен с четырехугольными башнями (башни ограды Университета были круглые), а с другой перерезаемая мостами Сена с множеством идущих по ней судов. Таков был Город в XV веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Павла в Риме, а затем аббатом мон-ря в Салерно. Посетив Италию в 4-й раз, аббат Клюни реформировал мон-рь св. Илии близ Непи и, вероятно, способствовал утверждению в аббатстве Монте-Кассино франк. монастырских обычаев. Св. Одон скончался во время паломничества в Тур, к гробнице св. Мартина, и был похоронен в реформированном им аббатстве Сен-Жюльен. Жизнь св. Майоля подробно освещена в агиографических сказаниях (сохр. не менее 10 сочинений о нем - Iogna-Prat. 1992. P. 87-89). Наибольшую известность среди современников получило сообщение о пленении аббата провансальскими арабами в июле 972 г.: по дороге из Рима в Бургундию во время перехода через Альпы св. Майоль и его спутники были захвачены в плен и содержались в укреплении Ла-Гард-Френе. По просьбе аббата монахи выкупили его за 1 тыс. фунтов серебром. Это событие стало поводом для местных сеньоров окончательно изгнать арабов из Прованса ( Rodulf. Glab. Hist. I 4. 9). Как и св. Одон, аббат Майоль был умелым дипломатом: ему удалось наладить отношения с герм. императором и с местными епископами, в то же время поддерживая тесные контакты с Римскими папами. Св. Майоль укрепил положение Клюни в Бургундии: участники Собора в Ансе (994) запретили кому-либо покушаться на собственность мон-ря, в т. ч. на возникшее рядом с аббатством городское поселение (бург) ( Mansi. T. 19. Col. 99-101). Деятельность св. Майоля способствовала дальнейшему расширению влияния Клюни. По просьбе местных сеньоров аббат реформировал крупнейшие франц. мон-ри Лерен , Мармутье близ Тура (987), Сен-Бенинь в Дижоне (после 989), Сен-Жермен в Осере (ок. 990) и Флавиньи. Как правило, св. Майоль воздерживался от вмешательства в дела Французского королевства, хотя по просьбе Бурхарда I, гр. Вандома, он реформировал аббатство Сен-Мор близ Парижа. Незадолго до кончины св. Майоля кор. Гуго Капет (987-996) обратился к нему с просьбой восстановить дисциплину в аббатстве Сен-Дени. Не менее успешно Майоль действовал за пределами франц. земель. В 962 г. Берта Швабская, кор. Бургундии, и ее дочь имп. Адельгейда (Аделаида) (ок. 931-999), супруга имп. Оттона I , передали клюнийцам мон-рь Пайерн. В 967 г. Клюни получил неск. церквей в Павии, здесь был основан приорат св. Петра (впосл. именовался в честь св. Майоля); мон-рь св. Павла в Риме стал клюнийским приоратом. Весной 971 г. св. Майоль вновь посетил Павию и благодаря содействию имп. Адельгейды реформировал мон-рь Спасителя (Сан-Сальваторе). Затем св. Майоль направился в Равенну и по просьбе имп. Оттона I реформировал крупный мон-рь Сант-Аполлинаре-ин-Классе. В этой обители жил св. Ромуальд , впосл. ставший основоположником движения монастырской реформы в Италии (см. Камальдулы ).

http://pravenc.ru/text/1841530.html

    Скан Patrologia Latina 136     PL 137: Виго (декан); Хельперик, монах Санкт-Галленский; Бернер (аббат Гумоларский); Этельвольд (епископ Винчестерский); Видукинд Корвейский; Иоанн, аббат св. Арнульфа в Меце; Одо Ошский; Бенедикт VII (папа римский); Иоанн XIV (папа римский); Теодерик (епископ Мецский); Гецо (аббат Дертонский); Дунстан (архиепископ Кентерберийский); Адальберон (архиепископ Реймса); Фолькуин (аббат Лоббе); Эркембальд (епископ Страсбургский); Адсон из Монтье-ан-Дер; Аймард (аббат Клюнийский); Майол IV (аббат Клюнийский); Летальд из Сен-Месмен-де-Миси; Иоанн XV (папа римский); Гвидо II (епископ Ле Пюи); Адальберт (епископ Пражский); Григорий V (папа римский); Конрад Кельт; Хросвита Гандерсгеймская     Скан Patrologia Latina 137     PL 138: Рихер Реймсский; Герард Суассонский; Альбуин (отшельник); Теральд; Амблалард (аббат Солиньякский); ряд анонимных сочинений о епископах и монахах (X век); «Церковные законы» королей Альфреда Великого, Эдуарда I, Хивел Дда, Эдмунда, Эдгара; материалы собора в Грателеане (928); документы Лондонского собора (970—972); анонимные «Законы пресвитеров Нортумбрии» (X век); капитулярии императоров франков (802—923); акты Оттона I, Оттона II, Оттона III; галликанские мессы; многие литании; старая алеманнская литургия; древние календари и мартирологи; латинская месса и монашеские документы (X век)     Скан Patrologia Latina 138     PL 139: Бенедикт (монах); Сильвестр II (папа римский); Пурхард из Райхенау; Гоцперт (аббат Тегернзее); Тиепальд (аббат Тегернзее); Аббо из Флёри; Альберт, аббат Сен-Месмен-де-Миси; Рорико Муассакский; Эмуэн из Флёри; Иоанн Диакон Венецианец; Херигер Лоббский; Ноткер (епископ Льежский); Титмар (епископ Мерзебургский)     Скан Patrologia Latina 139     PL 140: Император Генрих II Святой; Тангмар Хильдесхаймский; Альперт Мецский; Бурхард (епископ Вормсский); Адельбольд (епископ Утрехтский); Ромуальд (аббат Камальдуленский)     Скан Patrologia Latina 140     PL 141: Адемар Ангулемский; Бернард Анжерский; Фульберт (епископ Шартрский); Гвидон Аретинский; анонимные Хильдесхаймские и Кведлинбургские анналы и анналы Ламберта Херсфельдского; Дудон Сен-Кантенский; Гослен (архиепископ Буржский); Адальберон (епископ Лана); Гийом V (герцог Аквитанский); Гийом (аббат); Гийом (аббат Сен-Пьер-сюр-Див); король Роберт II; Мегинфрид Магдебургский; Арнольд Эммерамский; Эбал (епископ Реймсский); Иоанн XIX (папа римский); Годехард (епископ Хильдесхаймский); Катваллон (аббат Ротский); Фроумунд из Тегернзее; Эберхард (аббат Тегернзее); Перингер (аббат Тегернзее); Эллингер (аббат Тегернзее); Удальрик (аббат Тегернзее); Годескальк; Ледуин (аббат Арраса); Отельбольд (аббат Гента); Бенедикт IX (папа римский); Хериберт (епископ Айхштетский); Ангельранн (аббат Сен-Рикье); Роберт (епископ Лондонский); Гарсия из Кухи; Доминик (патриарх Градо и Аквилеи)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Активное сопротивление означенным тенденциям и твёрдая убеждённость в необходимости сохранения православных приходов западного обряда привело в том же 1966 году к извержению епископа Сен-Денийского Иоанна-Нектария (Ковалевского) из священного сана, что, однако, им не было признанно. Низложение Иоанна-Нектария повлекло за собой выход значительной части священнослужителей и приходов «Православной католической церкви Франции» из состава Русской Зарубежной Церкви. На протяжении четырёх лет «епископ Сен-Денийский» продолжал возглавление абсолютно независимой епархии галликанского обряда, не оставляя попыток урегулирования её канонического статуса. Начав ещё в 1967 году переговоры с Румынским патриархом Юстинианом и не успев их завершить, «епископ» Иоанн-Нектарий (Ковалевский) скончался в январе 1970 года, пребывая в состоянии раскола. Присоединение «Православной католической церкви Франции» к канонической Румынской Православной Церкви состоялось только в 1972 году, после чего румынскими иерархами сразу же был рукоположен новый епископ Сен-Денийский Герман (Бертран-Харди) 605 . В 1993 году «Православная католическая церковь Франции» вышла из подчинения Румынскому Патриархату и с тех пор пребывает абсолютно независимой. Во главе данной церковной структуры вот уже более 35 лет пребывает епископ Сен-Денийский Гермам (Бертран-Харди). По состоянию на ноябрь 2008 года в составе «Православной католической церкви Франции» состоит около 30 приходов и 1 монастырь 606 . Рассмотрение истории французского Православия западного обряда не обретёт необходимой завершённости без упоминания о судьбе той части «Православной католической церкви Франции», которая в 1966 году не последовала примеру низложенного епископа Иоанна-Нектария (Ковалевского) и продолжила своё пребывание в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Раскол епископа Иоанна-Нектария повлёк за собой упразднение Сен-Денийской епархии РПЦЗ. Немногочисленные оставшиеся французские приходы западного обряда вошли в состав Женевской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ, возглавлявшейся архиепископом Антонием (Бартошевичем) (1963–1993).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО [лат. Guillelmus (Guglielmus) de Campellis (Campellensis, Catalaunensis); франц. Guillaume de Champeaux] (1068/70, мест. Шампо, близ Мелёна, Франция - 1121/2, Шалон-сюр-Марн, Франция), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы. Жизнь В. из Ш. учился сначала в Париже у Манегольда Лаутенбахского, затем у Ансельма Ланского и Росцелина из Компьеня. В 1103 г. был избран архидиаконом в Париже и возглавил кафедральную школу, где преподавал логику (диалектику), риторику и богословие. Его школа, в к-рую стекались студенты из мн. европ. гос-в, приобрела широкую известность. Однако из-за критики Петра Абеляра , слушателя школы, В. из Ш. вынужден был пересматривать свое учение о природе универсалий , в результате чего в 1108 г. покинул школу. Он удалился в маленький мон-рь Сен-Виктор в пригороде Парижа, где вступил в ряды регулярных каноников . Его спор с Абеляром продолжался неск. лет. Научная деятельность В. из Ш. в мон-ре Сен-Виктор способствовала становлению здесь знаменитой школы мистического богословия, воспитавшей таких богословов, как Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский . В 1113 г. В. из Ш. был рукоположен во епископа г. Шалон-сюр-Марн. Принимал деятельное участие в церковной политике: участвовал в Реймсских Соборах 1114-1119 гг., Римсском Соборе 1117 г. и др.; в 1115 г. благословил Бернарда Клервоского в качестве настоятеля мон-ря в Клерво ; оказывал поддержку папе Каллисту II в проведении церковных реформ, особенно в борьбе за целибат духовенства; в 1119 г. вместе с Клюнийским аббатом был направлен папой Каллистом II к герм. имп. Генриху V для выработки условий соглашения между империей и Св. престолом, в частности в вопросе об инвеституре . За активную церковную деятельность, благочестие и ученость В. из Ш. пользовался большим уважением современников: на одном из Соборов он был провозглашен «столпом ученых» (columna doctorum), Бернард Клервоский называл его «святым и ученым епископом» (episcopus sanctus et doctus). Традиц. почетное именование В. из Ш.- «досточтимый [доктор]» ([doctor] venerabilis). Похоронен В. из Ш. в Клерво. Сочинения

http://pravenc.ru/text/158664.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010