дух. конс. ст. 29 и 33). Попечение об охранении православия малолетних детей лица, совратившегося в раскол или ересь, возлагается на Министра Внутренних Дел, который в случае усмотренной им необходимости принятия в сем отношении мер, превышающих его власть, испрашивает на то Высочайшее Его Императорского Величества соизволение установленным порядком (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 57). Если кто из раскольников обратится к православию во время производства суда, то по надлежащем в том удостоверении местного духовного начальства, возвращается в прежнее свое общество. Губернаторы обязаны немедленно прекращать производство дел о проступках раскольников против православия, если подсудимые обратятся к святой Церкви (т. XVI, ч. II Зак. о судопр. по делам о прест. и прост. ст. 645 и 548). Последователям раскольнических сект, подвергнутым ссылке, за преступления, ст. 196–206 Улож. о нак. предусмотренные кроме скопцов и людей, сосланных за вторичное уклонение в раскол, в случае обращения в православие, по надлежащем в том удостоверении местного духовного начальства, дозволяется возвращаться во внутренние губернии, с соблюдением правил, указанных в п. 12 ст. 522 Зак. о сост. (т. XIV, Уст. о ссыльн. изд. 1890 г. ст. 524). Возвратившиеся из ссылки раскольники подвергаются, для утверждения их в православии, надлежащему надзору со стороны духовного начальства (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 63). Но, если последователь ереси или раскола, обратившийся в православную веру и, вследствие того, возвращенный из места ссылки, снова возвратится в ересь или раскол, то он повергается лишению всех прав состояния и ссылке на поселение безвозвратно в Закавказье, или в отдаленнейшие места Сибири (Улож. о нак. ст. 204). II. Общественная молитва и духовные требы Раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам, как в казенных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

(Ст. 1014 Уст. Угол. Суд. Улож. о Нак. ст. 1560, 1568, 1585, 1593–1596. Т. 16. ч. 2, Св. Зак. Угол. изд. 1892 г. ст. 697). 31 . Сему же порядку следуют и другие дела брачные, в коих уголовный суд, по передаче их из суда духовного, определяет уголовную ответственность подсудимых 22 , а также дела о браках таких лиц духовного звания, коим по законам церкви их воспрещено вступать в брачный союз, если виновными употреблен был для сего обман или подлог. (Ст. 1015 Уст. Угол. Суд. Улож. о Нак. ст. 1569 изд. 1885 г. Т. 16 ч. 2 Св. Зак. Угол. 92 г. ст. 697). 32 . Брачные сопряжения лиц, которые состоят в ближайшем родстве Духовном по восприемничеству от Святой купели, или же в ближайших степенях родства плотского, по законном удостоверении о сем, расторгаются; – и брачившиеся предаются покаянию (VI Всел. Соб. пр. 53 и 54. Анк. соб. 20 пр. св. Вас. Вел. 68 пр.), а суждение о прижитых ими детях предаются гражданскому начальству. Лицам, бывшим в таковом браке, не возбраняется вступать в новые браки, если нет других к тому препятствий (ст. 210 Уст. Дух. Конс.). За кровосмешение в первой и второй степенях родства виновные подвергаются церковному покаянию по силе 30 и 36 прав. Номоканона (напечатан. в Требнике) на 11 лет. (Ук. Св. Син. от 24 Окт. 1852 г. на имя Харьков. Архиерея 23 . По 75 пр. св. Вас. Вел. осквернившийся с родной сестрой, с невесткой и мачехой подлежит епитимьи на 12 лет. См. еще пр. 67, 75 и 79 того же Вас. Велик. 33 . Заключения свои о незаконности браков по родству и по восприемничеству от купели епархиальное начальство должно основывать на строгом рассмотрении доказательств о родстве и соображении степеней оного с правилами, изъясненными в определениях Святейшего Синода, основанных на точном разуме правил Св. Церкви. (Ст. 211 Уст. Дух. Конс.). а) Ноября в 21 день Ее Императорское Величество соизволила повелеть мне 24 объявить именной свой Императорского Величества указ Св. Правительствующему Синоду, дабы оный Свят. Синод, по имеющимся делам Тобольской епархии города Тары протопопа Ивана Зуева, Ростовской епархии, села Еремейцова попа Афанасия Матвеева, которые на кумовство, яко бы учиненное в противность правилам св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

II, ст. 2, §§ 12–14; отд. того же ст. 3, §§ 15–23). О приготовлении мирян к причащению (отд. VII, ст. 1, §§ 137, 138). О приготовлении к причащению больных (отд. VIII, ст. 2, § 159). О сен же смотр. Правило. Причащение , – и в особенности как должны священники возлагать Тело Христово на руки, во время причащения (отд. VI, ст. 3, § 114)? О необходимости особенной осторожности со стороны священников, чтобы не обмокнуть усов в Кровь Господню во время причащения (отд. VI, ст. 3, §§ 113, 115). Как грешат те священники, которые служат, но не причащаются (отд. VI, ст. 1, § 102). О причащении в случае, если освященный агнец окажется негодным для совершения литургии (отд. IV, ст. 2, § 71). О причащении священнослужителей в случае, если вся Кровь Христова прольется из чаши (отд. VI, ст. 2, § 109). Как вообще миряне должны причащаться Св. Тайнам во время говения (отд. VII, ст. 1, §§ 130, 131)? Можно ли в случае недостачи вливать простое вино или всыпать простой хлеб в чашу, когда бы св. даров не доставало для причастников (отд. VII, ст. 1, § 132)? Можно ли причащать мирян, в случае надобности, частицами с надписаниями IΣ или XΣ (там же)? какие лица из верующих могут быть удостаиваемы св. причастия и какие нет (отд. VII, ст. 1, §§ 133–136)? Правило для мирян, готовящихся к причащению, и о том, как священники при этом должны поступать в сомнительных случаях (отд. VII, ст. 1, §§ 137, 138)? Может ли православный священник удостаивать причастия иноверцев, если они не примут православия (отд. VI, ст. 1, § 139)? Как причащаются неслужащие священники или диаконы (отд. VII, ст. 2, §§ 140, 141)? Как должны причащаться священники или диаконы, состоящие йод запрещением (отд. VII, ст. 2, § 142)? Можно ли причащать причетников в алтаре, во время причастного (отд. VII, ст. 2, § 143)? О причащении младенцев (отд. VII, ст. 2, §§ 144, 145). О причащении больных умирающих (отд. VII, ст. 2, §§ 159–166). Проглотивши утром случайно каплю воды при умовении, могут ли священнослужители совершать литургию (отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Начало этой главы составляет продолжение молитвы пленных иудеев к Богу, изложенной в предыдущей главе Здесь они умоляют Бога, чтобы Он простил им их согрешения и не вспоминал грехов предков их, но по милосердию Своему внял тому, что они теперь удалили из сердца своего неправду предков своих и готовы дальнейшую жизнь свою посвятить прославлению Его имени (1–8 ст.). Затем до конца главы пророк говорит от своего лица и, обращаясь к пленному народу иудейскому, – а) научает его заповедям жизни и мудрости: «слушай, Израиль, заповеди жизни, говорит он, внимай, чтобы уразуметь мудрость» (9 ст.). б) Объясняет причину его положения в чужой стране: «что с тобою, Израиль? спрашивает пророк. Что значит, что ты находишься теперь в земле врагов, одряхлел в стране чужой, осквернился вместе с мертвыми и причислен к находящимся в могиле» (10–11 ст.)? – и сам же отвечает на эти вопросы так: все это потому, что «ты оставил источник премудрости (12 ст.): если бы ты ходил по путям Божиим, то жил бы в мире вечное время» (13 ст.) в) Внушает ему: 1) что той мудрости, которую он добровольно оставил и от которой зависит долголетие и мир, не могут достигнуть ни цари языческие при всем могуществе и богатстве своем (15–21 ст.), ни даже известные своею мудростью древние народы (22–23 ст.), и 2) что мудрость эта зависит единственно от Бога невместимого (24–25 ст.), всеведущего и всемогущего (32–35 ст.), которую Он не открыл даже исполинам (26–28 ст.), а сами они при всей силе своей овладеть ею не могли, ибо никто из них не имеет доступа на небо (29–31 ст.), но сообщил её возлюбленному народу Своему Израилю (36–37 ст.) и даже Сам явился на земле и обитал среди людей (38 ст.). Последние слова этой главы (36–38 ст.) вместе с начальными словами следующей главы (4:1–5 ст.) читаются в качестве паремии в навечерии Рождества Христова, под именем пророчества Иеремии. " Таков (сей, т. е. всеведущий и всемогущий, каким Он изображен выше – 32–35 ст.) Бог наш, не сравняется (не вменится) с Ним никто другой (36 ст. ср. Иер. 10:6, 7; 49:19; 50:44 ). Он нашел, постиг (изобрете) все пути мудрости (хитрости) и открыл (даде) Своему возлюбленному народу Израилю (47 ст.), а потом и Сам явился на земле и обитал среди людей» (38 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Таким образом, проэкт 1813 года требует 1) умысла, 2) прерыва богослужения для наличности церковного мятежа; но этого мало. Его особенность еще в том, что особой статьей, именно § 117, он подвергает тем же самым наказаниям всех, кто такия преступления учинит в церквах других христианских исповеданий. Обратимся к Своду Законовь Уголовных. Здесь нарушению мирянами благочиния в церкви посвящена 204 ст. (по изд. 1832 г., 222 по изд. 1842 г).: «Кто нарушит благоговение при отправлении службы Божией, или к соблазну других придет в церковь пьяный, или пришед в церковь, учинит во время службы Божией суетный разговор о светских или иных делах, или будет ходить взад и вперед по Церкви, или говорить громко, или кричать, или хохотать начнет, или иной учинит шум, или от службы Божией отвратить внимание православных словом, делом или движением: того подвергать взысканию штрафа в пользу Приказа Общественного Призрения, или временному аресту, тюремному заключению, или телесному наказанию» (204 ст.; 222 ст.). Недопущение совершить литургию подвергало виновного лишению всех правь состояния, наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу (206 ст. изд. 1832 г.; 224 ст. изд. 1842 г.). Духовные особы в этих случаях подлежали духовному суду (ст. 207 изд. 1832 г.; ст. 225 изд. 1842 г.). Что касается Уложения о наказаниях, то в первых изданиях его особыми статьями запрещалось нарушать в церкви должное благоговение и неприлично-громким криком, хохотом или иным шумом производить соблазн (ст. 231 изд. 1845 г.; ст. 243 изд. 1857 г.), – занимать места, предназначенные для священнослужения (ст. 233 изд. 1845 г.; ст. 245 изд. 1857 г.), или места, где стоят особы Императорской Фамилии (ст. 234 изд. 1845 г., ст. 246 изд. 1857 г.), подавать в церкви просьбы кому бы то ни было (ст. 235 изд. 1845 г.; ст. 247 изд. 1857 г.) и наконец – силою врываться в церковь (ст. 236 изд. 1845 г.; ст. 248 изд. 1857 г.). Наказанием за эти проступки служат или денежная пеня от 50 коп. до 1 рубля или арест от 3 до 7 дней. Только остановка богослужения, вызванная в первом случае, усиливает наказание арестом до 3 месяцев maximum. После издания Устава о наказаниях все эти статьи заменены одной 35 ст. Устава, по которой за нарушение благоговевия в церкви, часовне или ином молитвенном доме непристойным криком и шумом или неблаговидными поступками виновные наказываются или арестом не свыше 1 месяца или денежной пеней не свыше 100 рублей. Священнослужители же и церковнопричетники как белого, так и черного духовенства за нарушение благочиния в церквах наказываются по определению своего духовного начальства (ст. 218).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Раздел первый. Изображение духа жизни христианской (12:1–2) Сознавая великие Божьи благодеяния к нам, посвятим на служение Ему тело, и наш дух. Таков образ жизни по духу Христову. А в чем выражается эта жизнь по духу Христову, Апостол говорит далее. Раздел второй. Правила относительно взаимных отношений христиан, как выражение духа жизни христианской (12:3–21) I. Каждый должен занимать в Церкви то положение, какое ему указано даром веры, и проходить его со всякою осторожностью (12:3–8) II. Дух Христов должен выражаться в искренней взаимной любви христиан(12:9–21) A). Любовь – основа, сила ее – в пламенении (12:9–15) Нелицемерная – с отвращением от всякого зла (ст. 9), сама ищущая предмета своей любви (ст. 10), всегда пламенеющая в служении Богу (ст. 11), полная надежд и молитв (ст. 12), жаждущая духовного взаимообщения (ст. 13), сочувствующая даже врагам (ст. 14), а тем более своим, и притом без тени зависти (ст. 15). Б). Что препятствует горению любви (12:16–17) Препятствуют высокоумие, разномыслие и самонадеянность (ст. 16), ссоры, неприязни и месть (ст. 17). B). Как сохранять и возгревать любовь (12:18–21) Надо стараться со всеми иметь мир (ст. 18), даже избегать всех тяжебных дел, предоставив Богу судьбу обижающих, как Он и Сам того от нас требует (ст. 19). Единственная оборона против зла – добро, им и борись (ст. 20), в этом и будет твоя победа над злом (ст. 21). Раздел третий. Как христиане должны жить и действовать, как члены общества гражданского или государства, тогда еще языческого (13:1–14) I. Христиане должны подчиняться установленным властям (13:1–7) Раскрытие идеи власти и идея власти – от Бога (ст. 1), потому противник ее, противник самому Богу (ст. 2). Как выразители Божественной воли, начальники не страшны добрым (ст. 3–4), следовательно, повиноваться приходится не им, а Богу, то есть не за гнев только, а и за совесть (ст. 5). Оттого народы, видя во властях пользу, содержат на свой счет представителей власти – правительство, ибо видят в них свою защиту (ст. 6). И вы воздавайте им должное (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Стефана Толкование на ст. 45–48 гл. VII Мысли на ст. 48–49 гл. VII На ст. 55. О вере и видении Пример молитвы за врагов (на ст. 60) О любви ко врагам Библиографический указатель к V-VII гл. III. Церковь Христова во всей иудее и самарии в переходе к язычникам (VIII-XII ГЛ.) Глава VIII Обращение самарян (VIII, 1–25) Симон волхв Симон волхв и его время Мысли на ст. 13, 21, 22. Мысли на ст. 30–31 Обращение евнуха (VIII, 26–40) Как на востоке читают книги Библиографический указатель к VIII гл. Глава IX Краткое начертание жизни св. Апостола Павла Автобиография Апост. Павла Сказание о св. апостоле Павле Апостол Павел до своего обращения ко Христу Апостол Павел до обращения и после обращения своего ко Христу О чудесном обращении св. Апостола Павла Обращение Савла (IX, 1–31) Обращение Павла (37 г.) О том, что обращение Апостола Павла нельзя объяснить естественным образом Приготовление Павла к апостольской деятельности Церковные обстоятельства и нужды времени, когда апостол Павел проходил свое служение и писал послания Проповедническая деятельность св. апостола Павла среди иудеев, по Деяниям Апостольским Свидания св. Апостолов Петра и Павла Наружный вид ап. Павла, его природные дарования и характер О том же Что ты Меня гонишь (Деян. IX, 4) Мнимые разности в повествовании об обращении ап. Павла О слепоте Павла и о том, почему с неба беседует с ним Бог (ст. 8) На сказанное об апостоле: сосуд избран Ми есть сей (ст. 15) Мысли на ст. 21 Апостол Петр в Лидде и Иоппии (Деян. IX, 31–43) Библиографический указатель к IX гл. Глава X Начаток Церкви из язычников Проповедь ап. Петра (34–43 ст.) Совершение таинств в доме Корнилия (44–48) О предваряющей благодати (на ст. 3) О послушании заповедям Христовым (ст. 20) О сошествии Духа Св. на язычников до крещения (ст. 44–46) О том же Почему Господь наш по воскресении своем не являлся между иудеями общенародно (ст. 41–42) Глава XI Как отнеслась Иерусалимская Церковь к событию в доме Корнилия (1–18) Обращение язычников к вере Христовой в Антиохии (19–30) О новом наименовании верующих христианами (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

84). Не допускается только иноверцам после присоединения их к православной церкви жить с двумя или многими женами, а также и женам жить одной с несколькими мужьями; в этом случае требуется от многоженцев и от многомужниц выбрать себе одну жену и одного мужа; во исполнение этого условия им дозволяется опять продолжать брачное сожитие. Напр. в наказе Св. Синода Осетинской комиссии 8 апреля 1771 г. (П. Собр. Зак. 13592) предписано: в супружествах новокрещенных наблюдать, чтобы оставался муж с одной женой, если прежде многих имел, с коею он пожелает; то же разумеется и о женах 4 . Таким образом у нас постановлениями церковной и гражданской власти признано за общее правило, что в случае обращения в православную веру иноверцев-супругов, одного или обоих вместе, брак их признается в силе, без подтверждения церковным венчанием. Это закон действующий. Он должен быть применен и к браку раскольническому, записанному в метрическую книгу, в случае обращения супругов-раскольников в православную церковь ; это применение будет только подведением частного случая под общее правило. По справедливому замечанию обер-прокурора Прав. Сената Кони, если постановления, содержащияся в 79–84 ст. X. ч. I, Св. Зак., прилагаются к нехристианам, то тем более применимы они к раскольникам-христианам. (Рус. Вед. 1894. 292). При применении их к раскольникам не потребуется делать и тех снисхождений, какие предусмотрены в упомянутых статьях относительно иноверцев-нехристиан, так как по закону 19 апр. 1874 г. раскольнические браки, записанные в метрические книги, должны удовлетворять всем законным условиям, соблюдаемым и при заключении браков между лицами православного исповедания (т. X, ч. I, ст. 78 Св. Зак.). В особую группу должны быть выделены браки раскольников, не записанные ими в метрические книги. В виду того, что они не считаются законными с точки зрения гражданского закона, естественно спросить: как же должна относиться к ним церковная власть в случае обращения супругов-раскольников – одного или обоих – к православной церкви? Это отношение должно зависеть от того взгляда, какого будет держаться церковная власть на эти браки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

3) В случае присоединения к православной церкви раскольнических пар, называющих себя супругами, из таких беспоповщинских сект, которые не признают брака, и где возможны только временные половые связи, имеющие значение блудных сожитий, эти пары обязательно венчаются, в случае желания их продолжать между собою сожитие уже в форме законного брака. Если же обратится к православаой церкви один из таких якобы супругов, то он обязывается прекратить сожитие с лицом, оставшимся в расколе, и получает дозволение на вступление в законное супружество с лицом православного исповедания по правилам православной церкви. 1 Замечательно, что во время выработки в правительственных сферах закона 19 апр. 1874 г. князь С.Н. Урусов, по званию главноуправляющего II отд. собственной Его Императорского Величества канцелярии, в частной записке министру внутр. дел А.Е. Тимашеву писал между прочим, что « церковь считает всякий раскольнический брак, хотя бы и записанный в метриках полицией, ничтожным» (Нильский. Нужно ли венчать обратившихся раскольников, вступивших в брачные союзы до обращения в православие. Церк. Вестн. 1888. 15, стр. 307). 3 Не совсем последователен в решении этого вопроса и о. архимандрит Павел. Он говорит совершенно справедливо: «самое присоединение супругов (иноверцев) к св. церкви, самое принятие в церковное общение – обоих или одного из них – есть уже церковное подтверждение законности их брака; ибо св. церковь от неверия приходящих ко св. крещению не приемлет в свое единение, если кто из них имеет в сожительстве блудницу и не хощет оставити ея». Но с другой стороны, он считает недостаточным одного подтверждения иноверческого брака в акте присоединения иноверцев-супругов к прав. церкви, и желает еще навершения его чрез особую молитву и благословение священника (Братское Слово. 1888, 4, стр. 255. 256. 272). 4 В 82 ст. X т. ч. I Свод. Зак. говорится: буде новокрещенный имел прежде нескольких жен, то, по восприятии св. крещения, он должен выбрать из них одну, с коею жить пожелает, преимущественно же обратившуся равномерно к христианству, и тогда брак их благословляется по церковному чиноположению. Эта статья гражданских законов стоит одиноко среди других статей, изложенных нами выше, и не гармонирует с ними по своему принципу. Она основана на неизвестном постановлении. Правда, под ней поцитовано постановление 1739 г. янв. 12, ст. 14; но в Пол. Собр. Зак. под указанным годом и числом не обретается указанного постановления, и потому неизвестно, кем и по какому случаю оно постановлено, и в каком смысле. Другое постановление, поцитованное под той же статьей (Ук. Син. 1771. апр. 8 Пол. Соб. Зак. 13592), содержит в себе предписание, проникнутое противоположным началом, как мы видели это в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

суд. по делам о прест. и прост. ст. 152 в XV т. Св. Зак.). Понятые присутствуют при осмотре в качестве свидетелей, но пред осмотром к присяге не приводятся (Зак. суд. по делам о прост. и прест. ст. 159 в XV т. Св. Зак.). Если обвиняемый в учинении преступления находится налицо, то он имеет право присутствовать при осмотре (Зак. суд. по делам о прест. и прост. ст. 101 в XV т. Св. Зак.). Протокол осмотра должен заключать в себе: 1) означение: когда, где, по какому поводу и при ком производился осмотр; 2) подробное описание распоряжений следователя по производству осмотра, порядок действий и 3) точное описание всего, что осмотром обнаружено или приведено в ясность (Зак. судопроизв. по делам о прест. и прост. ст. 165 в XV т. Св. Зак.). Протокол, пред подписанием оного, прочитывается вслух всем лицам, бывшим при осмотре и немедленно после сего ими подписывается (Зак. суд. по делам о прест. и прост. ст. 166 в XV т. Св. Зак.). з) О повальных обысках Если потребно удостовериться о таком в деле обстоятельстве, которое может быть известно всем или многим жителям какого-либо места, как-το: о поведении подсудимого, то надлежит сделать об оном повальный обыск, т. е. допросить окольных жителей (Зак. суд. по дел. о прест. и прост. ст. 297 в XV т.). Повальный обыск называется малым, когда допрашиваются ближние окольные люди, и большим, когда допрашиваются не одни ближние, но и дальние окольные люди (Зак. суд. по делам о прест. и прост. ст. 298 в XV т.). В повальном обыске по делам уголовным допрашиваются одни достоверные люди. От чего отстраняются: безумные и сумасшедшие; глухонемые и малолетние ниже 15 лет; дети против родителей, и находящиеся у кого-либо в услужении по делам тех, у которых они в службе находятся; также запрещается писать к обыск людей, понаслышке о чем-либо знающих. При наблюдении сим изъятий не приемлется, впрочем, от обвиняемого против обыскных людей никакого отвода (Зак. суд. по дел. о прест. и прост. ст. 299 в XV т.). Следователь, производя повальный обыск, обязан: 1) обыскных людей призывать к допросу в такое время, в которое они свободны от занятий, и допрашивать немедленно; 2) пред приводом к присяге, расспрашивать обыскных людей об обстоятельствах, препятствующих допросу их под присягой; 3) призывать к допросу ближайших по месту жительства соседей подсудимого и, если число семейства более 12, то из семьи или дома по одному из старших летами; 4) при расспросах о поведении не ограничиваться неопределенными и неточными ответами, а стараться получить подробные и ясные сведения о занятиях, связях и образе жизни подозреваемого в преступлении (Зак.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010