§ 13. «Таинство крещения есть таинство всеобщее», а потому креститься должны все, без различия пола, возраста, нации, звания и состояния ( Mф. XXVIII, 10 ; Ср. Догматич. Богословие Пр. Филарета Черниг. т. II, § 237). В частности, что касается тех лиц, кои должны быть крещаемы священниками нашей православной церкви, то сюда относятся: а) Дети всех православных родителей, подданных Российского Государства и без всякого решительно исключения, как образованных, так и необразованных, и служащих, и не служащих, и т. п. (Уст. Духов. Консист. § 23. Св. Зав. т. XIV, Уст. о предупр. и пресечен. преступ., раздел I, глава 3-я). b) Все дети от смешанных браков лиц православного исповедания с иноверцами (Св. Зак. т. XIV, Уст. о пред, и пресеч. преступ. ст. 101; там же т. X ст. 67). Исключение из этого составляют только дети коренных жителей Финляндии, которых дозволяется крестить в той вере, к которой принадлежит отец (Св. Зак. т. X, ст. 68). c) Все подкидыши и найденыши, которые так или иначе окажутся у обывателей православного исповедания. Незаконнорожденные дети, которых родители вовсе неизвестны, в тех местах прибалтийских губерний, где есть православные приходские священники, крестятся в господствующей православной вере, исключая только те случаи, когда таковые младенцы, среди народонаселения лютеранского, могут получить призрение только чрез лютеранские семейства (Св. Зак. т. XIV о пред, и пресеч. преступ., ст. 116, § 6). Кроме сего, священники должны наблюдать при этом, чтобы без особенной надобности не крестить когда-либо, вместо младенцев подкинутых или подкидышей, детей, похищенных насильно у родителей иноверных, ибо «господствующая наша церковь православная не дозволяет себе ни малейших понудительных или насильственных средств при обращении лиц иных исповеданий и вере к православию по образу проповеди апостольской» (Св. Зак. Уст о пред, и пресеч. преступ. т. XIV, ст. 97). Потому, если бы священник имел когда основание сомневаться, точию ли данное дитя найдено или подкинуто, то, не приступал к его крещению, он должен навести прежде надлежащие справки, в случае надобности даже через полицию или другие местные власти, чье именно это дитя? И только потом уже или крестить его, или же распорядиться о передаче его, кому следует, по закону. Исключение в этом случае может быть только тогда, сели бы младенец, о котором будет сомнение, находился в смертной опасности тогда священник должен крестить его и и потом все дело предоставить воле Божьей, или власти гражданской. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

332 При экономе, свящ. А. Соколове (с 1867 г.), которому, по словам о. И. Л. Ян., академия много была обязана погашением долга. 333 Василий Гаврилович Рождественский , новг., 2-й маг. XXVI к. СПб. акад. (1865), с 1865 по 1867 – бак. Казан. акад. по философии (логике, нравств. фил. и истории филос.), с 1867 – препод. СПб. сем., 1869 – доц. СПб. акад., 1874 – проф. богосл. в СПб. универ., 1880 – экстраорд. проф. СПб. акад. 335 Николай Павлович Рождественский, курск., 1-й маг. XXVI СПб. акад. (1865), 1865–1869 – бак. Казан. акад. по основн. и обличит. богосл., 1869 (31 янв.) – бак. и доц. СПб. акад. по основн. богосл., 1877 – экстраорд. проф., † 1882. 336 Михаил Иванович Каринский, моск., 4-й маг. XXIII к. Моск. акад. (1862), сначала препод. Вифанской, потом Моск. сем., с 1869 – доц. СПб. акад., 1871 – командирован за границу, 1872 – экстраорд. проф., 1880 – докт. филос. СПб. универ. и орд. проф. СПб. акад. 337 Михаил Иванович Смоленский, яросл., канд. XXXI к. СПб. акад. (1874), до 1876 – препод. Харьков. сем., 1876 – прив.-доц., у 1881. 338 Федор Федорович Гусев, родной брат А. Ф. Гусева (бывшего проф. Казан. акад.), тверск., канд. XXIX к. СПб. акад. (1871), 1871–1872 (21 сент. – 12 янв.) – прив.-доц. по антропологии; 1872–1878 – маг. и доц. Киев. акад., † 1878. 340 Василий Иванович Модестов, из воспитанников Новгород. сем., получил образование сначала в Главн. пед. институте, а потом – в Петр. универ., где по окончании курса был, кажется, приват-доцентом, а потом – профессором в Казанском, Новороссийском и Киевском университетах. 342 Яков Егорович Смирнов, владим., канд. XXXV к. СПб. акад. (1873), в наст. время – настоятель нашей православной церкви в Париже. 343 Александр Иванович Садов, нижег., XXXIII к. СПб. акад. (1876), 1876–1878 г. – пом. секретаря совета акад., 1877 – прив.-доц., 1883 – маг. и доц., 1887 – экстраорд. проф., 1896 – докт. церк. ист. и ордин. проф., 1891–1893 – редакт. «Христ. чтения», 1902 – заслуж. орд. проф. 344 Алексей Сергеевич Лебедев, Владим., канд. XXXIII к. СПб. акад. (1876), 1876–1878 – прив.-доц., 1878 – законоуч. Смольного инст. и проф. Мед. акад., 1886 – маг., † настоятелем Вознесен. ц. в Петрограде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Молебны на особенные случаи, напр., во время безведрия, бездождия и др. общественных бедствий, предоставляется священнослужителям отправлять с осмотрительностью (Ук. 1734 г. июл. 9 и 1823 г. мая 31 дн.). Эти молебны обыкновенно бывают с ведома епархиального архиерея и могут быть, по его усмотрению, соединяемы с пощением, в случае бедствий (Ук. 1730 г. март. 17). Молебные пения запрещается отправлять во время литургии (Ук. 1723 г. сент. 23) не дозволяется также служить молебны в то время, когда в том же месте (в церкви или в доме) совершается другое богослужение, или петь за один раз два молебна (Дух. Регл. част. II § 9). К молебнам в домах дозволяется брать из церкви иконы, по желанию просителя, но переносить иконы из церкви в дома и обратно должно не иначе как на руках, или в карете и без громогласного пения (Уст. о пред. и прест. ст. 19 по изд. 1876 г.). В праздники Рождества Христова, в Светлую седмицу и в храмовые праздники дозволяется священникам приходить с крестом в дома прихожан, желающих того, но только не в позднее время – ночью (Инст. благ. § 22). δ) Присяга дается: 1) на верноподданство – при вступлении государей на престол, когда совершается присяга всенародная; 2) на верность службы, при определении ни службу и к новой должности, и 3) по требованию судебных учреждений и лиц. 1) К присяге на верность подданства при воцарении государя приводятся вообще все мужского пола, достигшие 17-ти летнего возраста, всякого звания и чина, не исключая к крестьян (Св. Зак. т. I Основн. госуд. Зак. прим. 2 в. ст. 34; Ук. Син. 1881 г. мар. 2 за 6663). Каждый присягает по своей вере и закону и приводится к присяге своим начальством (там же). К присяге приводятся в соборах или в приходских церквях и даже в монастырях, смотря по удобности. Иноверцы, где нет церкви их, приводятся к присяге в присутственном месте при членах оного. Умеющие писать подписывают присяжный лист (там же) обыкновенно этот лист подписывается и священником, приводившим к присяге 174 . 2) Чиновники военные и гражданские, при первоначальном своем поступлении на службу или при поступлении на оную вновь после отставки, приводятся к присяге на верность службе (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Любопытно продолжать изложенные соображения наблюдениями над ст. 64 и 65 Осн. Зак. изд. 1906 г., дословно повторяющими ст. 42 и 43 Осн. Зак. изд. 1832 г. и следующих (проф. Е. Н. Темниковский, op. cit. стр. 37–41). В новом издании они имеют и новый смысл, хотя текст их прежний. Это зависит от того, что по новым Осн. Зак. в законодательстве участвуют Г. Дума и Г. Совет, и акты законодательства точно ограничиваются от актов управления, которое, каково бы оно ни было, отныне должно быть подзаконным (ст. 10 и 11). Следовательно, слова ст. 65 «В управлении церковном Самодержавная Власть действует посредством Св. Пр. Синода, Ею учреждённого» означают: в подзаконном управлении, или администрации (от которой не отделим, по особым причинам, и церковный суд) Самодержавная Власть действует посредством Св. Синода. Что же касается установления новых законов для Русской Церкви, то они могут последовать не иначе, как с одобрения Г. Совета и Г. Думы (ст. 86). Таким образом, в делах законодательных Св. Синод теперь не только по прежнему не самостоятелен, не только зависит от Государя, но зависит и от законодательных учреждений. Если же были уже попытки обойти их, напр. в проведении нового Устава Духовных Академий, то такие попытки должны быть признаны противоречащими действующим Основным Законам, т. е. главнейшему и коренному источнику права для всей России и для всего, что в России. Очень важно, что законодательной и даже законосовещательной власти на основании ст. 86 не может иметь никакое «Предсоборное Присутствие», «Предсоборное Совещание» и даже самый «Поместный Всероссийский Собор». Таким образом, создан тупик, выход из которого может быть только следующий: необходимо просить Государя, чтобы Он принял на себя инициативу изменения Основных Законов в том смысле, чтобы из общего положения ст. 86 было сделано изъятие относительно особого порядка издания церковных законов, независимо от Г. Совета и Г. Думы. Этот особый порядок может быть определен двояко. Или санкция церковного закона может быть сохранена за Русским Императором, а за Собором или Синодом оставлено право выработки и предварительного одобрения закона; или же и право санкции может быть вверено Собору. Тогда самостоятельность Русской Церкви будет восстановлена, а у Государства, точнее у светского правительства, останется право надзора, и наступит та система отношений Церкви и Государства, которая носит в науке название «системы государственного над церквами верховенства» (Kirchenhoheit). См. У. Штутц, ib. стр. 220–230.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

X ч. 1 Зак. Гражд. слова: «с поверкой действий и отчётов их в Консистории, на основании правил об опеке», в дополнение к этой статье постановить временно, впредь до преобразования опекунской части вообще, следующие правила: 1) Дела по опекам над сиротами духовного звания епархиального ведомства, не принадлежащими к потомственному дворянству, относятся к ведению Епархиальных Попечительств о бедных духовного звания. Примечание: 1) Над детьми лиц духовного звания, принадлежащими к потомственному дворянству, опеки учреждаются по ст. 236 Зак. Гражд. (Т. X ч. 1): 2) опекуны над сиротами духовного звания состоят под ближайшим надзором местных благочинных, которым они обязаны представлять означенные в ст. 286 (п. 2) Зак. Гражд. (Т. X ч. 1) отчёты для поверки и представления на ревизию в Попечительство о бедных духовного звания: 3) продажа принадлежащих малолетним духовного звания имуществ и строений, возведённых не на собственной земле, разрешается епархиальным начальством; а на продажу земель и других, кроме вышеупомянутых недвижимых имуществ, испрашивается (за исключением случаев, означенных в примечании к п. 3 ст. 277 Зак. Гражд. Т. X ч. 1 по прод. 1863 г.) разрешение Св. Синода. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем собрании Государственного Совета об изменении существующих постановлений касательно опек над сиротами духовного звания Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. 26 Июня 1867 года. Приказали: О содержании Высочайше утверждённого в 26 день Июня мнения Государственного Совета, об изменении существующих постановлений касательно опек над сиротами духовного звания, дать знать по Духовному Ведомству, для должного руководства, циркулярным указом. Августа 16 дня 1867 года. 38 .-слушали дело о перенесении или перевезении преданных земле тел на другие места. Обстоятельства сего дела таковы: При рассмотрении переданного из Министерства Внутренних Дел на заключение Св. Синода представления одного из Начальников губерний о разрешении частному лицу перенести под сооружаемую церковь тело жены, погребённое на общем кладбище, Синод не мог не остановиться на той мысли, что при существующем ныне разрешении дел сего рода происходит много бесполезной переписки, замедляющей без нужды самый ход дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зак. т. X, ч. I, ст. 31; Инстр. благоч. §24). Все так называемые тайные браки, т.е. совершаемые скрытно, без надлежащих оглашений, обманутым или подкупленным священником, не могут иметь никакой силы и значения, и брак заключенный таким образом по всей справедливости считается незаконным, а потому и недействительным, как и всякий противозаконный брак (Кормч. гл. L; Сравн. Зап. по ц. зак. стр. 200). Браки совершенные в отсутствие жениха или невесты, как это допускается иногда на западе (О богослуж. зап. ц. Тар. Серед. стр. 191), в нашей Церкви никогда не были признаваемы, и виновные в их совершении всегда подвергались строжайшей ответственности, по закону (Анк. Соб. пр. 11. Сравн. Кратк. излож. канон. права митроп. Андрея Шагуны , стр. 131). §72. Что касается брачных отношений между лицами нехристианского исповедания, то и в том случае, если одно из них, приняв христианство , пожелало бы по прежнему продолжать жить в супружеском союзе с прежним лицом не крещенным, брак между ними остается во всей силе и без утверждения оного Венчанием по правилам Церкви православной (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 79, 80). Таким же образом брак остается законным и в том случае, когда оба лица нехристианской веры, состоящие в супружестве, приняв Православие, станут продолжать жить в супружеском союзе между собою, по прежнему. Но по принятому у нас обычаю и даже прямо по ясному определению закона, освященному Церковью, браки неверных супругов, принявших христианство, должны быть освящаемы христианским Таинством прямо после их Крещения, и брак их остается в своей силе, даже когда был совершен в степенях родства, возбраненных Церковью (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 82–84). §73. Ко всему этому считаем долгом присоединить наконец, что православная Церковь наша не совсем благосклонно смотрит на разные брачные пиры и игралища, которыми у нас обыкновенно сопровождается совершение Браков (Сравн. Лаод. Соб. прав. 52; Златоуст. на послан. к Колос. Нравоуч. 12, и др.). Но особенно она с первых же времен христианства старалась оградить священно- и церковно-служителей от участия в непристойных «пиршествах и плясаниях брачных“ (Номок.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

260-я Уст. Стр. Св. Зак. т. XII, ч. 1, изд. 1858 г.), при сем наблюдаются следующие правила: 1) чтобы при всякой мечети прихожан было не менее двухсот наличных (а не «ревизских душ») мужского пола душ, и 2) чтобы общество, долженствующее составить новый приход, изъявило надлежащим образом, в общественном приговоре, согласие свое на доставление средств для обеспечения содержания мечети и нужного при ней духовенства (ст. 261-я Уст. стр. по излож. в Зак. дек. 15-го 1886 г.) 354 . В 1888 г. 15 апреля существующий сбор за браки магометан был увеличен с 15 до 25 коп. с каждого брака, с тем, чтобы в метрических книгах были обозначаемы все таковые платежи, исключая добровольных взносов свыше установленного размера 355 . В изменение действующих правил об управлении духовными делами караимов (Св. Зак. Т. XI, ч. I, Уст. иностр. исп. ст. 1097, прил., по прод. 1886 г.) постановлено: «подчинить проживающих в городе Киеве караимов по делам веры ведению Таврическаго Караимскаго Духовнаго Правления» (зак. дек. 3-го 1890 г.) 356 . §8. Предупреждение и пресечение преступлений против веры и церковных постановлений. За погребение христиан без совершения надлежащих христианских обрядов, в случаях, когда приглашение духовного лица подлежащего вероисповедания к погребению умершего было возможно и не было сопряжено с особыми трудностями, виновные подвергаются аресту от трех недель до трех месяцев (закон 13 мая 1891 г. в дополн. отд. III, гл. II. разд. II. Улож. о наказ., изд. 1885 г., статьею 2091 357 . При следовании погребальных шествий в церковь для отпевания и на кладбища – для погребения, – запрещается ношение венков с надписями или без оных, а равно и иных знаков и эмблем, не имеющих церковного или государственно-официального значения (опред. Син. от 20 дек/.20 янв. 1885/6 г. 358 . Виновные в нарушении должного благочиния в церкви, часовне или другом каком-либо молитвенном доме, вне времени священнодействия, когда в сих местах происходят собрания для церковно-общинных нужд, поступками, описанными в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

739 Ст. 49–56. Седьмая строфа. Псалмопевец видит, что окружен людьми, попирающими Закон (ст. 51), он унижен и печален (ст. 50, 53), однако он держится за слово Божие и утешается им (ст. 49–50, 54), он верен Закону и бережет его в сердце своем (ст. 55–56). 740 Ст. 52. Вспоминаются, вероятно, исторические события, когда Бог приходил на помощь Своему народу. 742 Ст. 57–64. Восьмая строфа. Внимание пророка Давида снова переносится с внешнего на внутреннее: он еще раз заверяет Бога в своей преданности Закону (ст. 57) и устремляется к Нему всем сердцем (ст. 58), однако, чувствуя в себе самом некоторую неустойчивость, он молит о прощении (ст. 58) и снова преодолевает препятствия, делает выбор и твердо держится Закона (ст. 59–61), он опять наедине с Богом и с теми, кто боится Бога (ст. 62–63). 743 Ст. 65–72. Девятая строфа. Колебания кончились. Псалмопевец, униженный, согрешивший, вновь обращается к благости Божией (ст. 68), приобретенный опыт возводит его на новую ступень духовной жизни (ст. 67, 71), на него восстают люди жестокие и гордые, но он непоколебим в своей верности Закону, который для него дороже всех богатств мира (ст. 69–70, 72). 744 Ст. 71. В этом стихе отражена глубокая вера в Промысл Божий: Псалмопевец воспринимает наказание как воспитательную меру, которая помогает ему утвердиться в заповедях Божиих. 745 Ст. 73–80. Десятая строфа. По своему содержанию это восьмистишие схоже с предыдущим. Ст. 73. Псалмопевец вспоминает, что он создан Богом по Его образу и подобию, и создан для блаженства (см.: Быт. 1:27; 2:7–8 ); для того чтобы выполнить свое назначение, он просит Бога вразумить его, как это сделать. 747 Ст. 80. ...сердце мое непорочно – освобождено от страстей; ...не буду я посрамлен – не буду обуреваться страстными помыслами и недобрыми движениями. 748 Ст. 81–88. Одиннадцатая строфа. Псалмопевец молит о помощи, он ждет утешения и спасения только от Господа (ст. 81–82), его гонят и преследуют (ст. 84–87), но он верен Божиим заповедям (ст. 83, 87–88). Ст. 81. ...ожидая от Тебя спасения – мысль о том, что спасение приходит от Бога, повторяется у Пророков (см.: Ис. 45:17 ; Иер. 3:23 ); ...на слова – на обещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

80) Ст. 32. «Воскресное чтение», 1820. 81) Мысли свт. Феофана на 22–31 ст. 82) На ст. 35. «Воскресное чтение», 1886. 83) А. Анатолий на слова: любите враги ваша (35 ст.). «Воскресное чтение», 1818. 84) На ст. 36. Христианское милосердие. «Христианское чтение», 1856. 85) Белюстин. Закон жизни. «Воскресное чтение», 1833. 86) Не мсти за обиду, а Богу предоставляй дело отмщения. «Достопамятные сказания о подвигах свв. отцев». 87) А. Орфано. Изъяснение 5 гл. Еванг. Матфея в статье: В чем должна заключаться истинная вера, по поводу книги графа Л.Н. Толстого «В чем моя вера?», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1887. Изъяснение заповедей о блаженствах. Об отношении Ветхого Завета к Новому (ст. 17–20). О заповеди: не убий и о гневе (ст. 21–22). Закон о разводе (ст. 31–32). О клятве (ст. 33–37). О непротивлении злу (ст. 38–42). О любви ко врагам (ст. 43–48). 88) С. Соллертинский . Изъяснение 5 гл., 22 ст. о гневе и 38–42 ст. о непротивлении злу в Речи на торжественном акте С.-Петерб. духовной академии. «Христианское чтение», 1887. 89) Свящ. Н. Елеонский о непротивлении злу в ст. «О новом евангелии Толстого». «Чт. в Общ. люб. д. пр.», 1887. 90) Волков. Толкование 22 ст. о гневе (против Толстого) в статье: «Последние произведения графа Л.Н. Толстого в русской и отчасти иностранной литературе. «Православный собеседник», 1886; О непротивлении злу (ст. 38–42). Там же; О браке. Там же; О любви ко врагам (ст. 44). Там же. В Словах, Беседах и ученых сочинениях 91) Матфея 5:3–12 . С. Соллертинский . Экзегетическое толкование евангельских изречений о блаженствах в кн. «Пастырство Христа Спасителя». Разбор святоотеческих и новейших западных толкований. 92) Ст. 13–14. Его же и в той же книге. Толкование изречений Иисуса Христа о соли земли и свете мира в связи с 9 заповедию о блаженствах. 93) Ст. 3. Из слов Макария, еп. Тамбовского, о нищете духа. 94) Ст. 7. Филарет, митр. Московский. Каким образом к твоему помилованию или освобождению от греха может послужить твое милосердие к другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В исчислении трех браков, после коих четвертый почитается запрещенным и незаконным, встречаются сомнительные вопросы, требовавшие решение Синода. Так признано было в 1848 году, что из трех последовательных браков, в коих состояло лицо, принявшее христианскую веру в православной церкви, полагаются в счет лишь браки, заключенные по принятии христианства. Но брак, прекращенный расторжением, полагается в счет трех браков (реш. 1824 г.). Для предупреждения двойных и четвертых браков велено отмечать на паспортах у купцов, мещан и крестьян: кто женат или холост или вдов и после которого брака. У всех на паспортах и видах совершение брака отмечается священником. Солдатских вдов не венчать без удостоверения о смерти их мужей. Зак. Гр. 22. О вторичных браках жен отбывающих обязательную военную службу магометан см. Зак. Гр. 93–95. О разрешении браков супругам, безвестно отсутствующих, см. ниже и ст. 54, 56 и сл. Зак. Гр. и 882 Уст. Ин. Исп. Для жены вступление во второй брак сопровождается невыгодными последствиями только в праве на пенсию после прежнего мужа или на некоторые пособия и наделы по его службе. См. т. III, Уст. о пенс., ст. 250, п. 2; Уст. Эмерит. кас. изд. 1886 года: Мин. Юст., ст. 40; Горн. Инженер., ст. 65, п. 3; Инженер. Пут. Сообщ., ст. 65, п. 4; ведом. Импер. Марии, ст. 25, прим. 1; Петерб. пожарн. команды, ст. 28, п. 1; см. также Уст. Казач. Сел. прил. к 53 ст. по прод. 1862 г. § 35, 66. 3 . Третье существенное условие для вступления в брак, чтобы вступающие не состояли в близком родстве между собой. От таких браков имеет отвращение совесть у всех цивилизованных народов. Отвращение это (horror naturalis) не подлежит сомнению, но что называть близким родством, в этом не все условились одинаково, и границы запрещенья определяются различно. В средние века католическая церковь , под влиянием аскетических стремлений, простирала запрещение до седьмой степени не только кровного родства, но и свойства. Иннокентий III в 1219 г. умерил эту строгость до четвертой степени канонического счисления. По Тридентскому собору запрещение это еще умерено.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010