80 Обнаружение совращения от Православия делается на основании общих уголовных законов об открытии преступлений. Ст. 52. Указ от 21 марта 1840 г. § 4. 81 В опеке над имением не может участвовать ни муж отступившей от православия, ни жена отступившего. Если в семействе их будут малолетние дети, то об особенных мерах к охранению их Православия представляется на Высочайшее усмотрение. Ст.ст. 49, 50, 53. 54. Указ от 21 марта 1840 г. § 1, 2, 5, 6. 87 Сроком для явления в Синод назначен был год, от марта 1722, до марта 1723, для раскольников всех мест Российской Империи. Собр. зак. т. VI. 3925. 92 Собр. зак., т. XV, 11420, 11434, 11435, т. XVI, 11683, 11725. Дозволено им селиться в Сибири и других краях России, а из внутренних губерний в казанской, воронежской и курской. 11738. 93 Там же, т. XVI, 12067. Указ от 1724 г. 12272, 12281. Срок для объявления потаенных раскольников назначен был от 4––х до 7––ми месяцев. 94 Там же, т. XXII, 12239 § 9, т. XXV 18428, т. XXVI 19621. Единоверческие церкви были основаны сначала в новороссийском крае, потом в губерниях нижегородской, московской и др. 96 Там же, т. XIV, о предупреждении преступлений против веры: ст.ст. 72, 73, 77. Под внешним оказательством ереси разумеются в законах собрания последователей ее в один дом для молений, обрезание, венчание, и др. обрядов, не имеющие сходство с православными христианскими; под соблазнами разумеются всякие действия еретические в присутствии христианина, противные его вере, и в особенности хула и насмешки над правилами Церкви и над теми, кто им следует. Указ от 1825 г. Собр. зак. 30436. 99 Там же, ст.ст. 61, 62. Сн. Собр. зак. 2, т. I, 584 и от 13 октября 1842 г. Высочайшее повеление. Сюда не относятся церкви, основанные для раскольников на правилах единоверия. О них существуют особые положения. Для погребения умерших раскольников отводятся отдельные места при общих кладбищах: но устройство часовен, или молитвенных домов на этих кладбищах воспрещается. Св. зак. ст. 63. Высочайшее повеление от 3 ноября 1838 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси. IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3.Б), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно – в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст./2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст./6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст./9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст./10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст./11.12 н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15.12 ст. ст./28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст./2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст./3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст./7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст./25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст./26.12 н. ст.), – хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых.

http://pravoslavie.ru/108588.html

Четвертый брак Церковью совершенно запрещен (Собор. пост. 920 г.). Гражданские постановления о лицах брачующихся – Лица православного исповедания, всех без различия состояний, могут вступать между собою в брак, не испрашивая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат. На сем же основании допускается брак иностранца православного исповедания с российскою подданною того же исповедания. Но это общее правило, в сей статье изложенное, подлежит следующим ограничениям и изъятиям (Свод. зак. т. X, ч. I, ст. I, изд. 1874 г.). Монашествующим и посвященным в иерейский или диаконский сан, доколе они в сем сане пребывают, брак вовсе запрещается (Там же, ст. 2. Статья эта основывается на правиле 6 Трульского собора); но, по снятии сана или монашества, и этим лицам возвращается право на вступление в брак. – Запрещается вступать в брак лицам мужского пола ранее восемнадцати лет от рождения, а женского ранее шестнадцати лет 48 (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 3). – В возрасте же старости – запрещается венчание лиц, имеющих более восьмидесяти лет 49 (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 4), и брачные сопряжения таких лиц законными и действительными не признаются (Там же, 37). – Запрещается венчать лиц, находящихся между собою в степенях родства, возбраненных правилами Церкви (Там же, ст. 23. О родстве см. особ. главу в отдел. о браке). – Наконец, запрещается венчать безумных и сумасшедших (Там же, ст. 5). – Брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетавающихся лиц; посему запрещается родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать к вступлению в брак против их желания (Там же, ст. 12). Но лица, состоящие под властью других, кроме собственного произволения, должны также иметь позволение от тех лиц, под властью коих находятся (Там же, см. ст. 6), именно: – Дети не должны вступать в брак без согласия их родителей (Там же). – Находящиеся под властью опекунов или попечителей – без согласия сих последних лиц (Св. зак. т., X ч., ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

1) Головеньки – ст. Ясенки Карамышево – ст. Лазарево Колядино – ст. Ясенки Кочаки 5) Ламиносово – ст. Ясенки Мясоедово Переволоки – г. Крапивна Потемкино – ст. Ясенки Пришня – г. Крапивна 10) Спасское на Солове Трасна – ст. Ясенки 3-й округ Благочинный, священник села Покровского-Ушакова Николай Глаголев. Духовный следователь, священник села Пирогова-Зыкова Димитрий Глаголев. 1) Архангельское – ст. Горбачево Голощапово – ст. Лазарево Драгуны (Кудрино) – г. Крапивна Красное – ст. Сергиево 5) Красногорье Лапотково – ст. Лазарево Новая Локна – ст. Горбачево Покровское-Ушаково Пирогово-Зыково – станц. Сумароково М.-К. жел. дор. 10) Рахманово – ст. Сергиево Синявино Старая Локна Частые Колодези 4-й округ Благочинный, протоиерей села Сергиевского Евгений Озерецковский. Духовный следователь, священник села Сергиевского Василий Ивановский. 1) Змиево-Ильинское – ст. Лазарево Камынино-Покровское – ст. Сергиево Липово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. Нарышкино (Петровское) – ст. Теплое Р.-У. жел. дор. 5) Ново-Никольское – ст. Лазарево Пирогово-Спасово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. – ст. Лазарево Сергиевское – ст. Сергиево 10) Сорочинка-Димитриевское Спасское на Уперте-Тихие Затоны – ст. Лазарево Теплое – ст. Теплое Р.-У. ж. д. Царево Юрьево, прип. к с. Сергиевскому – ст. Сергиево 5-й округ Благочинный, священник села Панина Александр Глаголев . Духовный следователь, священник села Воронков Димитрий Петровский. 1) Богучарово – ст. Ясенки Бородино Воронки Головлино 5) Горячкино-Нижнее Костомарово Долгое Иконки – ст. Лазарево Колычево Костомарово-Вышнее – ст. Ясенки 10) Кобелево-Пречистеское Крутицы – ст. Лазарево Крутое – ст. Ясенки Миленино Панино – ст. Ясенки 15) Хилково – ст. Лазарево Новосильский уезд 1-й округ Благочинный, священник Казанской Кладбищенской ц. г. Новосиля Николай Борисоглебский. Духовный следователь, священник села Воротынцева Петр Вознесенский. Гор. 1) Соборная Успенская – г. Новосиль Николаевская Казанская Кладбищенская 5) Воротынцево Зарецкая Слобода Петушки Ямская Слобода

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Зак.“ 68 ст. Примеч). Основные Законы Русского Государства не знают западно-европейского начала «свободы религиозной совести», а говорят только о «свободе веры» и «веротерпимости». Они же ясно и точно говорят и о пределах веротерпимости, что эти «пределы» подробно означены в Уставах по принадлежности. А этими «Уставами» свидетельствуется, что: «в пределах государства одна господствующая Православная Церковь имеет право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию её учения и веры. Духовные же и светские лица прочих христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждении совести не принадлежащих к их религии (Уст. иностр. испов. ст. 4-я): что одна господствующая церковь имеет право в пределах государства убеждать ненринадлежащих к ней подданных к принятию её учения о вере (Уст. о пред, и пресеч. прест. ст. 70); что «те же правила терпимости, которые сохраняет правительство, обязывают всякую духовную власть и всякое частное лицо иностранного христианского и иноверного исповедания не прикасаться в делах веры к убеждению совести последователей других вер“. Посему и «всякое отвлечение“ не только от Православной Церкви, но и от «других терпимых вер, строжайше запрещаются» (ст. 77 Уст. о пред, и пресеч. прест.). Начертанные в приведенных статьях, действующих у нас законов «пределы веротерпимости» закреплены силою «Основных Законов», именно силою примечания к ст. 68, и потому не подлежат ни упразднению, ни даже изменению без почина Государя (ст. 8 «Осп. Закон.»). Иначе, странною являлась бы ссылка «Основных Законов» на такие законодательные акты, которые в части, указываемой «Основными Зак.“, не обладали бы свойством «Основных Зак.“. Ведь в противном случае может статься, что «Основные Законы» найдут «в Уставах!» по принадлежности», о которых они говорят (примеч. к ст. 68 «Осн. Зак».), вместо «подробных» указаний на «пределы веротерпимости», одно только пустое место, как-то и окажется с принятием разбираемой нами главы законопроекта комиссии! Разве это не будет упразднением «Основных Законов»?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

По оглашению, все, имеющие сведения о препятствиях к браку, обязаны дать знать о том священнику, на письме или на словах, немедленно и никак не далее сделанного в церкви последнего из трех оглашений (Св. зак. т. Х, ч. I, ст. 27). Если в течении двух месяцев после совершения последнего оглашения брак не совершен, в таком случае оглашения должны быть повторены, когда те же лица снова изъявят желание вступить в брак. Впрочем, епархиальный архиерей может в этом случае разрешить венчание брака и без повторенияоглашений (Корм. кн. гл. 50). Если по оглашению откроется правильное препятствие к совершению брака, то священник доносит о том местному архиерею, который, ежели не может разрешить того сам собою, представляет на благоусмотрение Святейшего Синода (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 29). Благочинному, в его инструкции, вменяется в обязанность смотреть, чтобы в подведомых ему церквях, перед совершением браков, выполнялось в точности требование закона о трех публикациях или оглашениях – «с объявлением, кто вступает в брак, и не знает ли кто какового сомнения» (Инстр. Благоч. ст. 19). Обыск По оглашении составляется обыск (т.е. записывается в книгу для записи браков то, что обыщут совершающие Таинство) по правилам, от духовного начальства предписанные, и по существующей форме (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 26). Каждая церковь получает от консистории или духовного правления, для ведения обысков белые, прошнурованные, за скрепою присутствующего, книги, не ограничивая времени, на сколько стать они могут. На первом листе пишется (узаконенная) единообразная форма, по которой священно- и церковнослужители обязаны вести записку обыска перед самым совершением брака, держась в точности сей формы и условий, в оной изъясненных при повенчании браков (Св. зак. т. X, ч. I, примеч. 1 к ст. 28). По обыску свидетели, при совершении брака находящиеся (поезжане), удостоверяют, что между сочетающимися родства, принуждений и никаких других препятствий к браку не имеется, и сие удостоверение по установленной форме, сами или, по неграмотности их, те, кому они поверят, подписывают в книге, для сего содержимой (Там же, ст. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Указом 1797 г. Имп. Павел повелевал вместо концертов петь в церквах Псалмы или каноны (Собр. Зак. 17,960). Указом 1804 г. 21,567) предписано петь в церквах стройно; указом 1815 г. 26,143) повелено не употреблять письменных нот, а печатать нотные книги с одобрения директора придворной капеллы. Искажения, какие ввели было в церковное пение Сарти и подобные ему, исправил Бортнянский. 253 Собр. Зак. ук. 1759 апр. 16 и 31 10,935, 10,984), ук. 1760 нояб. 6 и 1761 янв. 22 11,140, 11,189), авг. 22. 1767, окт. 18. 1744. 254 О первых двух Словарь Митр. Евгения; он же о Еп. Феоктисте. Кроме того четыре Рассуждения – о чинах, облачении, о пении, об алтаре, М. 1817 г. 257 Донесение Митр. Арсения Мацеевича – в ркп. Библ. Толстого, 5, 24. 78. Нащокин в ркп. своих записках. 259 Чит. известия С. Н. Глинки: Русское Чтение, 2, 80 – 85. Слч. выше пр. 151. Собр. Зак. ук. 7450. 7950. 262 Сильвестр Казанский, распространитель христианства, отрешен 31 дек. 1731 г. Варлаам Митр. Киевский и Лев Епископ Воронежский лишены сана в 1730 г.; оба оправданы при Елисавете, но не приняв сан, окончили жизнь в иноческих подвигах. Георгий Дашков, Архиепископ Ростовский, и Игнатий Смола, Епископ Коломенский, Члены Синода, в дек. 1730 г. лишены сана за то, что медлили осудить невинного Еп. Льва. Илларион Черниговский отставлен в 1738 г., а Варлаам Псковский (прим. 265) – в 1739 г; Досифей Курский отрешен в 1736 г.; Мельхиседек архимандрит Воскресенский, лишен священства в 1733 г. О Биронах в Малоруссии – Конисский, о прочем – Устрялов. Надобно заметить, что Феофан Прокопович умер 8 сент. 1736 г., а Бирон имел влияние на Имп. Анну и в 1730 – 32 г. Однако участь пострадавших в 1730 – 31 г. во многом зависела и от страстей Прокоповича. См. прим. 133. 263 Собр. Зак. ук. 1736 7072), янв. 15 и мар. 15 1737 г. Вследствие сего до сентября 1737 г. отдано было в солдаты 6557 духовных лиц. 265 Собр. Зак. ук. янв. 15 и мар. 15. 1737 г. Синод требовал правосудия по представлению Псковского Архихиепископа Варлаама, который между прочим писал, что 200 причетников отдано таких, которые были совершенно необходимы для церквей. Слч. пр. 262. 266 Указом 4 апр. 1739 г. по настоянию Синода положено о причетниках: а) за небытие у присяги взять с неразобранных по 30 р. штрафу; б) тех, которые не в состоянии внесть штраф, наказать плетьми. Указом 21 янв. 1739 г. о монастырских служителях определено: а) положенных в подушный оклад оштрафовать 30 р.; б) не положенных в оклад кузнецов, портных, сапожников отдать в солдаты; в) таких же столяров, резчиков, живописцев, мастеров серебряных и золотых дел оштрафовать сверх 30 р. 200 р. или поставкой рекрута; не желающих же платить, но негодных к службе, отослать с женами и детьми в Сибирь на заводы. В 1740 г. (ук. 1 апр. 1740 г.) Синод вынужден был предписать – посвящать в диаконы и священники и таких, которые не в состоянии выучить книжицы о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

62 В 1732 г. назначен был в Камчатку игумен Варфоломей Филевский; при этом назначено было игумену 200 р., иеромонаху 150 р. иеродиакону 100 р. в год и прогонные деньги на проезд. Варфоломей не доехал до Камчатки, но доставил в ее пользу 200 букварей. Собр. Зак. ук. 26 сент. 1732 и 2 янв. 1744 г. Сибирский Вестник част. 18, стр. 79 – 86. Истор. Обозр. Сибири 1,364. 2,19. 63 Собр. Зак. ук. 1742 янв. 2. Сенат вследствие отношений Синода от 7 сент. и 4 декаб. назначает жалованье и другие пособия миссии и кроме того определяет жалованье 5 священникам и 2 диаконам с причетниками для церквей в Охотском и Анадырском острогах. Прежде Иоасафа в том же 1742 г. назначали было в Камчатку архимандрита Иосифа Зинкевича: но он в декабре того же года был уволен. В библиотеке Демидова 580: «Сила божественного учения вкратце начертанная Иоасафом архимандритом Хутунцевским». 64 Указом Сената 1762 г. дек. 12 повелено: для ободрения детей крещенных Камчадалов, обучающихся и имеющих обучатся в школах, когда они по окончании учения определены будут на службу (гражданскую), или способные в духовное звание, исключать их из податного звания и производить им жалованье, положенное для воспитанников гарнизонных школ. 66 Собр. Зак. ук. 1728 г. авг. 28. Из того, что указ повелено было распубликовать по сношению с тобольским Архиепископом, можно заключать, что о положении новокрещенцев секретно доносил Архиепископ. 67 Собр. Зак. ук. 1748 сент. 1. 9518. С. Петербургские Ведомости 1754 14. Словцова Обозр. Сибири, 2,16. 19. 69 Коммандор Биллингс пишет: «Язычник Тунгус принес богатый дар рухлядию православной церкви. На вопрос: что это значит? отвечал он: это жертвую я Богу по моему обещанию за выздоровление крещеного брата моего, который на одре смертном не принял пособий шаманских, но призывал на помощь Николая Угодника Божия». Voyage dans le Nord, a Paris 1802 1,89. Другие опыты у Семивского: Восточная Сибирь. 1817 г. Приложение 40. 72 Собр. Зак. ук. 1789 г. 17,135. 17144. Щекатова Географ. Словарь, под словом: Кадьяк. Ж. М. Нар. Просв. 1840 г. час. XXVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Зак. т. X, ч. 1, ст. 72). – Даже просьбы о дозволении совершить обряд брака по правилам одной лишь иноверной церкви у нас положительно принимать запрещается (там же, ст. 67, § 3). – Допускается в этом случае только то, что, по желанию заинтересованной Стороны, лица, обвенчавшиеся в церкви православной, могут после этого обращаться за благословением их брака и к той церкви, к которой принадлежит лицо иноверное. – В Финляндии для коренных ее жителей это даже разрешается по прямому смыслу закона (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 68). – За то, с другой стороны, православные священники могут также венчать в особенных обстоятельствах жениха и невесту неправославных, в тех местах, где за неимением пастора или священника их веры, им не у кого более венчаться. – Но в таком случае бракосочетание это должно быть совершаемо не иначе, как с благословения местного архиерея, и при этом как самое совершение оного, так и соблюдение всех основных формальностей, необходимых для правильности брака, а равно также в случае надобности и развод оного должен производиться не иначе, как по правилам и обрядам церкви православной, без малейшего уклонения, или изменения (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 65). § 55. Что до времени совершения браков, то вообще приличнейшим и законным для этого полагается у нас время после литургии (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 31). – Венчать поздно, ночью, вообще не дозволяется (Корм. ч. II, гл. L; Указ 1728 г. Февр. 19; Указ 1631 г. Ноябр. 29; сравн. Зап. по ц. закон. изд. 1857 года стр. 199). – Кроме того, по нашим законам совершение браков допускается и не во все дни года. Напротив того, и по ясному определению Церкви, и по законам нашим гражданским, браки не могут быть совершаемы безусловно: I. Во все продолжение известных четырех постов, а именно: 1) в Филиппов пост, начиная с кануна или навечерия 14-го Ноября, т. е. со дня ап. Филиппа, до праздника Рождества Христова; 2) в Великий пост с предшествующею ему Сырною седмицею, начиная от недели или воскресенья Мясопустного, и со всею Страстною седмицею до св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

О надлежащем совершеннолетии, необходимом для вступления в брак по нашим законам. – В каких летах у нас не могут вступать в супружества лица, достигшие старости? О физической и нравственной способности к брачной жизни со стороны венчающихся, и можно ли венчать лиц, находящихся в сумасшествии? Каким образом священники должны венчать немых или глухонемых и слепых? Могут ли священники венчать тяжко больных, не могущих для этой цели явиться в церковь ? О венчании лиц, страждущих заразительными болезнями. – О взаимном согласии брачующихся на вступление в брак между собою. § 8. Но древним законам совершеннолетие для брака считалось в 15 лет для мужчины и в 13 – для женщины (Кормч. гл. XLVIII, гр. 4, ст. 2 и 4). – Но в настоящее время (с 1830 г.) для правильности законного брака у нас требуется, чтобы мужчина был не моложе 18 лет, а женщина не моложе 16 лет (Св. Зак., т. X, ч. 1, ст. 3; сравн. указы 1830 г. Июля 19 и 1833 г. Декабря 23). Впрочем, в необходимых случаях епархиальные архиереи имеют право разрежать венчание браков и тогда, когда жениху или невесте недостает до полного совершеннолетия не более полугода. А потому, в случае надобности, священники могут отсылать несовершеннолетних этого рода к епархиальному архиерею и за тем уже действовать согласно его указанию или разрешению (Св. Зак., т. X, ч. 1, примеч. к статье 3-й, по продолжению). – В одном только Закавказском крае природным жителям дозволяется вступать в брак, согласно древним правилам, т. е. когда жених имеет 15, а невеста – 13 лет (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 3; сравн. Полож. кавказск. комит. Высочайше утвер. 3 Сентября 1846 г.). В случае, если бы оказалось, что брак повенчан при недостижении женихом или невестою надлежащего совершеннолетия, то брачившиеся немедленно разлучаются от сожительства, и если погом, по достижении полного совершеннолетии, снова пожелают жить в супружестве, то они опять должны быть венчаны в церкви но чиноположению (Уст. Духов. Консист. § 225, 226). § 9. Для стариков, по законам собственно церковным, браки воспрещаемы были с 60 лет, а потому таковые прежде до 80-ти летнего возраста могли быть венчаемы не иначе, как с разрешения архиерейского (сравн. Инструк. благоч. 1806 г., ст. 23. – Указ 5 Августа 1779 года и того же года ук. Июля 31). – Но Ию нынешним нашим законам гражданским, каждый старик не может вступить в брак только но истечении 80 лет, а потому раньше этого испрашивать разрешения от архиереев на повенчание старых людей в настоящее время не принято (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010