После определения нового места под строительство обители игуменом Алексием предпринимаются огромные усилия, касающиеся решения вопросов об отводе земель, о выделении лесосечного фонда и многого другого. На место устроения монастыря отец Алексий прибыл в августе 1895 года, поместившись временно в квартире начальника бывшей тогда телеграфной станции Тихменево. Вскоре прибыли к о. Алексию назначенные с Валаама в помощь ему и сотрудничество иеромонах отец Сергий и иеродиакон отец Герман. Монахи отправляли богослужения и своими руками исполняли все работы, не отказывая в гостеприимстве богомольцам. Первые насельники обители были поставлены в крайне затруднительное положение: пищевых запасов не хватало, даже печеный хлеб по временам приходилось доставать из Владивостока и Никольска (ныне Уссурийск), а отказывать в довольстве пищею богомольцам было нельзя и по долгу иноческого гостеприимства и потому еще, что население в соседних деревнях было крайне разорено наводнением, случившимся летом 1895 года. Монастырь во всем нуждался, нужды все более и более увеличивались, а источников дохода не было никаких. Отец Алексий преступил к делу основания обители будучи в весьма преклонном возрасте и уже летом 1895 года старец, измученный физически и духовно, подает первое свое прошение об удалении его с этого тяжелого послушания. После отъезда отца Алексия на Афон, его сменил на посту игумена приехавший с Валаама иеромонах Сергий (Озеров), под началом котого с 1896 года по 1923 год монастырь достиг таких высот, что к 1917 году претендовал на статус Лавры. Свято-Троицкий Николаевский монастырь, именуемый Шмаковским, или Уссурийским, стал с почтением называться " Новым Валаамом " . Внутренний строй монастырской жизни шел со строжайшим соблюдением общежительного устава в духе самаго древняго подвижничества святых отцев церкви, по образцу Валаамского монастыря. Из святых угодников Божиих Шмаковские иноки особенно чтили память святителя Иркутскаго Иннокентия, небесного покровителя всей Сибири, а также новопрославленного преподобного Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=16559

Помощник начальника ГУФСИН России по Пермскому краю по организации работы с верующими представил доклад, в котором обстоятельно рассказал о тюремном служении клириков и мирян в Пермской митрополии. В структуру ГУФСИН России по Пермскому краю входят 28 учреждений УИС и 4 участка колоний поселения. В общей сложности 32 подразделения, за которыми закреплены 35 священнослужителей. Количество молитвенных помещений Русской Православной Церкви 32, из них — 19 храмов, 1 часовня, 12 молитвенных комнат. В ИК-12 строится храмовый комплекс (храм в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» (Милующая), колокольня, баптистерий и котельная). Приблизительно из 15 тысяч заключенных в богослужениях и Таинствах Православной Церкви в течение истекшего года на постоянной основе участвовали 983 человека. Помощником было совершено в 2021 году 30 посещений учреждений УИС с целью ознакомления с организацией религиозной деятельности. В докладе представлен интересный опыт организации во всех учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю трансляции радиостанции «Вера-ФМ» с целью духовно-нравственного и культурного развития осужденных. Для сотрудников ГУФСИНа в Пермском крае были организованы паломнические поездки в Николаевский миссионерский мужской монастырь на Белой горе, в Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, в Казанскую Трифонову женскую пустынь в Верхнечусовских Городках, а также православные храмы города Перми. В завершение выступающий процитировал слова одного православного священника: «Библию не разрешено читать в школах, но допускается и разрешено читать в тюрьме. Если бы дети могли читать Библию еще в школе, многим из них не пришлось бы читать ее в тюрьме». После завершения выступления руководители тюремного служения Пермской митрополии задали вопросы, адресованные руководству Синодального отдела по тюремному служению, касающиеся опыта проведения Дня милосердия в Московской епархии, получения QR-koдob тюремными священнослужителями для доступа на режимную территорию учреждений УИС для проведения богослужений и духовно-пастырского окормления.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5950571...

Пещеры Церковщины, прежде полузаваленные, трудами братии Скита были полностью расчищены и частично укреплены. Подземный храм при этом расширили, обложили кирпичом, оштукатурили, воздвигли в нем каменные иконостас и надпрестольный киворий (последний — взамен грунтового) и освятили в 1905 г. во имя прп. Феодосия Печерского. Несмотря на утрату первоначального вида, преображенная церковь была по-своему уникальна в плане архитектуры. С 1907 г. началось строительство над входом в пещеры Свято-Николаевского храма с приделами прпп. Антония Печерского (+1073) и Серафима Саровского на втором этаже. До 1917 г. был возведен, однако, лишь корабль церковного здания. Во время гражданской смуты 1917—1920 гг. Церковщина стала прибежищем для многих гонимых христиан. Так, в 1919 г. здесь укрывались от большевиков князья Владимир и Николай Жеваховы — родственники свт. Иоасафа Белгородского (+1754), из которых первый был прежде помощником киевского генерал-губернатора (в 1924 г. принял монашество с именем Иоасафа, а в 1937 г., пребывая в архиерейском сане, стал священномучеником), второй — заместителем («товарищем») обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви (в 1919 г. эмигрировал, +1938). С 1922 г. в Церковщине рядом с монастырем разместилась колония малолетних преступников, которая постепенно вытеснила иноков из урочища. Во время нацистской оккупации Киева (1941–1943) богослужения в Церковщине возобновились, но на рубеже 40-50-х гг. XX в. были опять прекращены по настоянию органов советской власти. Впоследствии в урочище располагались больница, дом отдыха, а с начала 70-х гг. — санаторий МВД Украины «Хутор Вольный». В 1980 г. археологами были исследованы фундаменты древнерусского каменного храма рубежа XII—XIII вв. — на месте уничтоженной церкви Рождества Пресвятой Богородицы 1900—1902 гг. В 1990 г. сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева начали в пещерах археологические раскопки. Содействие этой экспедиции оказали, на разных этапах, санаторий «Хутор Вольный», Святая Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Киево-Голосеевская пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=14106

Осенью 1652 г. самый крупный за историю 17 в. казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов. Бекетов планировал после высадки дойти до устья Селенги и там основать острог. Но отсутствие строевого леса в том месте и некоторые другие причины помешали исполнить этот план. Из-за неясности дальнейшего пути и приближения холодов было принято решение зазимовать в Прорве, заложив здесь острожное поселение. В своих сообщениях енисейскому воеводе Петр Бекетов называл его «острожком» и «новым государевым зимовьем на Усть-Прорве реке», как тогда называлась река Большая Речка. Острожек явился первым пунктом этой экспедиции первопроходцев. Перезимовав, ранней весной 1653 г., отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья. Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители. Таким образом, 350 лет назад было положено начало Российского Забайкалья. В 1681 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви под председательством царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима принял решение об отправке в Забайкалье Даурской духовной миссии во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием для просвещения моногльских народов светом православной веры и поддержания ее в русских переселенцах. От Собора миссия получила такое наставление: «Приехав в Даурию, в Селенгинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к христианской вере православной, поучать со всем тщанием и ревностью из Божественного Писания и крестить. Опасаться, чтобы какими-нибудь строптивыми словами не отдалить иноверцев от святого дела». В этом же году, прибыв в Забайкалье, члены миссии основали Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь и в память убиенных послов - Николаевскую Пустынь на Посольском мысу. В дальнейшем эта пустынь была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=20852

Храм Уссурийскаго Свято-Троицкаго Николаевскаго мужского монастыря обладал редкими для новоустрояемых обителей святынями: 3 частицами Животворящаго древа Креста Господня, 31 частицей святых мощей разных угодников Божиих и иконой Святой Троицы, писанной на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба. По стенам храма были размещены иконы писанные на Афоне и Валааме, а также имелся ряд редких икон - точная копия с чудотворной Курской-Коренной иконы " Знамения Пресвятой Богородицы " , копия с иконы " Умиление " , перед которой молился преподобный Серафим, точная копия Тихвинской иконы Божией Матери, древняя икона Святой Троицы, присланная в дар от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, икона святого Исидора Юрьевскаго - от праведного Иоанна Кронштадтского. Большой деревянный Крест-Голгофа был сооружен на монастырские средства в память о государе императоре Александре III. За свою недолгую дореволюционную историю обитель оказала огромное влияние на духовно-нравственную, хозяйственную, культурную жизнь Приморья. С первых дней существования монастырь доставлял великое утешение соседнему населению - в то время самая ближайшая церковь отстояла от монастыря в 80 верстах; громадный район оставался без служб. Видя безвыходное положение населения, обитель, несмотря на свои скудные средства, открыла у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь каждому оказывалась безмездно, лекарства же давались по низкой цене, а для бедных - бесплатно. Из единственной в епархии монастырской лавочки, существовавшй с весны 1901 года, ежегодно расходились тысячи брошюр и листовок религиозно-нравственнаго и патриотическаго содержания. С самаго начала поселения своего крестьяне этого края становились прихожанами монастыря и обращались к нему в самых разнообразных нуждах. В монастыре размещались глазные отряды Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых. В 1902 году Южно-Уссурийский край впервые посетила страшная болезнь - холера, появившаяся в соседнем с монастырем селе Тихменево, но благодаря монастырскому санитарному отряду болезнь скоро прекратилась.

http://sobory.ru/article/?object=16559

«1) учредить в пределах Камчатской епархии, близ озера Петропавловского в 40 верстах от города Хабаровска, мужской монастырь с таким числом братий, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства; 2) настоятелем вновь учрежденного монастыря назначить состоящего в штате Камчатского архиерейского дома иеромонаха Алексия (Осколкова), с возведением в сан игумена 46 „Церков. вед.“ за 1894 г.)». Выехав вторично на Амур и рассмотрев более внимательно и подробно намеченное для обители место на берегу озера Петропавловского, отец Алексий убедился, что место это непригодно для монастыря, ибо затопляется водою, почему, обследовав Южно-Уссурийский край, он в 1895 году избрал занимаемое в настоящее время монастырем место, в чем бесспорно великая и неоценимая заслуга отца Алексия для Свято-Троицкой Николаевской обители. На место устроения монастыря отец Алексий прибыл в августе 1895 года, поместившись временно в квартире начальника бывшей тогда телеграфной станции Тихменево. Телеграф в то время (до проведения железной дороги) проходил частью по девственной тайге, частью по безлюдным, пустынным местам, и телеграфные станции состояли из одного-двух домиков. СКОРБИ СИБИРСКИХ МОНАХОВ Самой первой заботой отца Алексия было как можно скорее построить дом для жилья. Начальник края Духовской пожертвовал находившийся в шести верстах, на минеральных источниках, дом, построенный из мелкого дубового леса. Наняв работников, отец Алексий перевез этот дом на место будущего монастыря и приспособил его под помещение в нем домовой церкви, трапезной, кухни, келий для себя и для будущей братии. Вскоре прибыли к отцу Алексию назначенные с Валаама в помощь ему и сотрудничество иеромонах отец Сергий и иеродиакон отец Герман. Первое братство обители за время настоятельства игумена Алексия состояло из упомянутых лиц. Как настоятель отец Алексий, так и его помощники отправляли богослужение и своими руками исполняли все работы, как-то: рубили и вывозили лес для монастырских построек и на дрова; весною копали гряды в огороде и садили овощи, уделяя от своей скудости нуждавшимся новоселам семена, капустную рассаду и прочее; косили сено; приготовляли пищу не только себе и немногим рабочим, но и всем приходившим по воскресеньям и праздничным дням богомольцам-крестьянам, приходская церковь которых отстояла от них на расстоянии восьмидесяти верст.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=249...

В 1-й пол. 1890-х гг. в Рыхловском монастыре подвизался будущий старец прп. Лаврентий Черниговский (†1950), до пострига Лука Проскура, родившийся в 1868 г. в селе Карильском в 19 км к юго-востоку от обители. Имея музыкальное дарование, Лука уже в отрочестве управлял хором в храме родного села, а в 23 года, оставив Карильское и став послушником Рыхловского монастыря, был назначен регентом братского хора. Слава о талантливом регенте дошла до епископа Черниговского Антония, который через 3 года подписал указ о переводе Луки в свою резиденцию – Свято-Троицкую Ильинскую обитель в Чернигове. Пока преосвященный Антоний ждал приезда Луки, братия Свято-Троицкого Ильинского монастыря поговаривала: «Все Луку да Луку, будто и людей больше нет!» В ответ владыка говорил, предсказывая будущее духовничество прп. Лаврентия: «Это такой Лука, что все у него будут спрашивать!» Между тем, сам Лука не хотел расставаться с полюбившейся ему пустынной Рыхловской обителью. Но однажды, уснув в слезах, он увидел лик благословляющей его Пресвятой Богородицы. Прибыв в Чернигов и зайдя в храм Свято-Троицкого Ильинского монастыря, Лука увидел тот же лик и утешился. В дальнейшем Свято-Троицкая Ильинская обитель стала основным местом трудов подвижника: здесь он принял постриг с именем Лаврентия, в 1895 г. – священство, а после кончины здесь почили честные мощи святого. Рыхловский монастырь также благоговейно чтит память прп. Лаврентия и хранит переписанные рукой подвижника ноты церковных песнопений. Накануне трагических потрясений 1917 г. Рыхловская обитель насчитывала 5 каменных храмов и множество корпусов. В 1922 г. монастырь закрыли, в 30-х и 50-х гг. ХХ в. все его храмы, и часть корпусов каменную ограду разобрали. В советское время впритык к северной границе монастырского гостиного двора было построено с. Рыхлы. В 2004 г. началось возрождение обители. Описание [ править править код ] Обитель протянулась с севера на юг по занимаемому ею мысовидному выступу возвышенного плато, которое к северу от монастыря покрыто дворами с. Рыхлы. Принадлежащие обители постройки объединены в 3 группы, соответствующие 3-м историческим частям монастыря – главному, гостиному и хозяйственному дворам. Бывший гостиный двор расположен севернее главного, хозяйственный – южнее. На стыках между 3-мя частями обители выступ плато значительно сужен. При плавном понижении выступа с севера к югу 3 монастырских двора находятся на разной высоте – как ступени большой ландшафтной лестницы. Количество построек и компактность их размещения в 3-х частях обители тоже неодинаковы: с севера на юг уменьшается число строений и увеличивается расстояние между ними. Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Адрес: 19451, Украина, Черкасская область, Корсунь-Шевченковский район, пгт Стеблев Телефон: (04735) 5–98–76, 5–99–99 Свято-Пантелеимоновский женский монастырь (с. Одай) [ править править код ] Монастырь учрежден решением Священного Синода УПЦ, в 2011 г. Для первоначального благоустройства обители, в качестве келий используются несколько выкупленных сельских домов, в качестве храмового помещения — оборудованный вагончик. Адрес: 19236, Украина, Черкасская область, Жашковский район, с. Одай Телефон : 097–303–95–13 Троицкий Чигиринский женский монастырь [ править править код ] Троицкий Чигиринский женский монастырь Изначально обитель была мужской. В ее современных описаниях упоминается факт находки в 1925 г. под престолом церкви Св. Троицы плиты с надписью об основании храма в 1542 г. Дмитрием Вишневецким – одним из ранних вождей украинского казачества. «История Российской иерархии» (1807-1815) упоминает под 1627 г. о настоятеле Чигиринской обители игумене Мартирии. Известно письмо Ивана Выговского – войскового писаря при Богдане Хмельницком и впоследствии гетмана – к Московскому патриарху Никону о том, что в 1653 г. храм Св. Троицы, построенный в монастыре Выговским, снабжен от царя России ризами, сосудами и книгами. В 1656 г. обитель посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его сын и секретарь архидиакон Павел Алеппский отметил в своих дорожных записках, что писарь (Выговский) является основателем монастыря и что здесь есть храм св. ап. Иоанна Богослова. С 1663 г. обитель была резиденцией Киевского митрополита Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), который после кончины в 1675 г. был погребен в ней (в 1678 г. тело архипастыря перенесли во Мгарский монастырь). После разорений 1678 и 1711 гг. обитель в 1730 г. была возрождена, в 1735 г. ее преобразовали в женскую. Адрес: 20901, Украина, Черкасская область, г. Чигирин, ул. Короленко, 47 Телефон: (04730) 2–53–83 Николаевский Лебединский женский монастырь [ править править код ] Николаевский Лебединский женский монастырь Обитель находится в 5 км к востоку от села, у р. Гептурки (по местному преданию, название дано в память бывшей здесь битвы казаков с турками, во время которого казаки «гепали турка», т.е. били турок). «Основан сей монастырь и отстроен по благословению Киевских митрополитов Гавриила и Самуила на средства доброхотно-дателей и бывшего местного владельца князя Ксаверия Любомирского монахинями молдавского Свято-Успенского Калатурского монастыря Магдалиною, Трофилиею, Дариею и Феврониею в период времени с 1779 по 1784 год», – гласит ведомость 1893 г. Ввиду отсутствия сведений о Калатурском монастыре, историки предполагают, что речь идет об Успенском Каларашевском монастыре (в бывшем Сорокском уезде Бессарабии) или Благовещенском Каратурском ските (бывший Оргеевский уезд).

http://azbyka.ru/palomnik/Черкасская_обл...

" МАСОНЫ " ПОНЕВОЛЕ Наконец, отец Иероним приехал в Псков, чтобы забрать отца Василия. Указом Патриарха оба они направлялись на постоянное служение в Чувашскую епархию, нести свет Христов в российскую глубинку. В селе Малое Чувашево, куда с самыми благородными помыслами прибыли батюшки, их встретила агрессивная толпа местных граждан с дубьем и кольем, перегородивших дорогу в церковь. Демонстранты выкрикивали оскорбления в адрес священнослужителей, обвиняли их в том, что они купили место в этом приходе, обзывали масонами. На все крики отец Василий, к тому времени еще недостаточно знавший русский язык, а уж тем более ненормативную лексику, лишь недоуменно хлопал глазами: " Что они говорят? Что за шум? " . Отец Иероним объяснил. Ночью " франко-масон " , на всякий случай, дабы не лишиться головы, к себе под бок положил палку. А наутро батюшки собрались и уехали восвояси в Чебоксары. Следующий приход, куда направили батюшек, находился в селе Никулино. Вот как описывает приезд на новое место отец Василий в своем дневнике: " Приехали в Никулино. Ночь, дождь, света нет. Долго искали храм. Староста открыл нам сторожку. Мы выгрузили свой багаж. Нам истопили печку. Печь очень дымила. Постель была влажная, в ужасном состоянии. Крысы. В эту ночь я плакал, думал, куда я попал, зачем это мне все. Поневоле вспоминался теперь уже далекий, чудный Иерусалим. Однако утром, за чашкой чая и дружеской беседой, отогрелся душой и все мысли теперь были о служении " . Жизнь шла своим чередом. Благодать Божия с лихвой скрашивала все бытовые трудности. С недавних пор иеромонах Василий (Паскье) - игумен и духовник Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря в небольшом деревянном городке Алатырь. Переезд в Алатырь отца Василия и особенно отца Иеронима, который возглавил и за короткий срок восстановил здесь из руин Свято-Троицкий мужской монастырь, вдохнул в этот тихо умиравший городок вторую жизнь. И духовную, и культурную. В этот никому не известный населенный пункт зачастили и паломнические группы из других городов, и именитые гости, в том числе из дальнего зарубежья. Среди прочих - посол Франции в России господин Юбер Колен де Вердьер, который заинтересовался своим соотечественником, ставшим православным священнослужителем и переехавшим жить в такую глубинку. Но самым грандиозным событием для Алатыря стал, конечно же, приезд Патриарха Алексия.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200202/05.h...

После падения безбожного режима и распада СССР, в год столетия монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года: " Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии. " 14 марта 1996 года был издан указ президента Российской Федерации " О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий " по которому церковные здания и имущество должны быть переданы первоначальному владельцу. Но и по сей день большая часть территории монастыря занята Шмаковским военным санаторием, в бывшем храме в честь Иверской иконы Божией Матери до сих пор находится клуб, купол с крестом с него снят. Руководство ДВО, отказываясь сдать занимаемую землю, в официальных ответах утверждает что " ... из документов Центрального Архива РА и ВМФ (ф-33892, ф-33892с, ф-40253с) доподлинно известно, что под видом Шмаковского Свято-Троицкого Николаевского монастыря в конце прошлого века была создана разведывательная школа, которой руководил офицер Генерального штаба Русской Армии полковник А. Осколков. Строительство и жизнедеятельность монастыря финансировалась исключительно из средств Генерального штаба России, через канцелярию Главного священника Русской Армии, т.е. изначально " монастырь " строился как военный объект и оставался таковым до 1921 года " . Из вышеприведенного видно, что ссылки на данные о существовании разведшколы делаются без преведения полной информации об архивном документе (фонд, опись, дело, лист). После того как монастырский Духовный Совет послал официальный запрос в Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА), был получен ответ следующего содержания: " В ответ на Ваш запрос сообщаем, что сведений о создании в конце 19 в. под видом Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря разведывательной школы в архиве не имеется. Полковник Осколков в списках офицеров Генерального штаба за интересующий Вас период не значится " . Так, на сегодняшний день легенда о " разведшколе " не имеет документального подтверждения.

http://sobory.ru/article/?object=16559

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010