агрогородка Щорсы Новогрудского р-на, в ней находилась местночтимая чудотворная икона вмч. Димитрия. По преданию, храм был построен по обету, данному родоначальником магнатского рода Хребтович в благодарность вмч. Димитрию за избавление от гибели во время неудачной битвы с татарами. В XIV в. была построена церковь в мест. Крево (ныне деревня Сморгонского р-на). В 1508 г. в Дятлове кн. Константин Острожский заложил храм во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1532 г. заботами виленского воеводы, канцлера ВКЛ Альбрехта (Альберта) Гаштольда был заложен православный храм свт. Николая Чудотворца в Юратишках (ныне Ивьевского р-на). В 1533-1550 гг. в пос. Мир (ныне Кореличского р-на) на месте более древнего храма была воздвигнута каменная ц. Св. Троицы. В сер. XVI в. был построен храм в Белице (ныне Лидского р-на), в 1586 г.- храм на территории совр. дер. Ст. Переволока Слонимского р-на. В 1568 г. в Новогрудке действовали 10 правосл. церквей: Воскресенская, Крестовоздвиженская, Свято-Троицкая, Успенская, Покровская, Иоанновская, Николаевская, Борисоглебская, Симеоновская и Параскевинская (Пятницкая). В 1595 г. Новогрудок получил герб с изображением арх. Михаила. В 1622 г. Константин Долмат основал в Дятлове Преображения Господня Дятловичский мужской монастырь , к-рый сразу же был приписан к Киево-Печерскому мон-рю (см. Киево-Печерская лавра ), во главе Дятловичского мон-ря стояли киево-печерские монахи. (Возможно, Дятловичский мон-рь был основан ранее - в 1570.) Дятловичский мон-рь, располагавший обширными владениями, являлся крупнейшим правосл. мон-рем в Полесье, благодаря поддержке Киево-Печерского мон-ря он не был захвачен униатами в период господства унии, сохранялся как важнейший центр Православия на белорус. землях. В регионе существовали 2 др. мужских мон-ря: Троицкий в Гольшанах, известный с 1556 г., и Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный в с. Голдове (ныне деревня Лидского р-на), основанный в 1633 г. и в 1650 г. приписанный к виленскому Свято-Духову мон-рю (см.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

В столетие первой обители на Дальнем Востоке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил Указ Св. Синода от 22 февраля 1995 года: " Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии " . В 2010 году возрожденному монастырю исполнилось 15 лет. За этот короткий срок благословенным трудом монахов, послушников и трудников обустраивается духовная и хозяйственная жизнь монастыря. Почитаемые святыни монастыря - икона Пресвятой Троицы, написанная на спиле сучка Мамврийского дуба. Эта святыня была пожертвована в монастырь со святой Афонской горы. На престоле хранятся частицы мощей новопрославленных Дивеевских святых: преподобных Марфы, Елены и Александры. Монастырь сейчас расположился на участке бывших монастырских конюшен, в советские времена сильно разрушенных, и перестроенных в совхозные коровник и гараж. На этой же территории находятся два здания. В первом двухэтажном здании находится административный корпус. В нем располагаются келия настоятеля, келия наместника, административные кабинеты и домовой храм прп. Сергия и Германа Валаамских. Второе здание - одноэтажное, в нем расположен келейный корпус (келии насельников). Ко времени восстановления монастыря вся его территория находилась в ведении Дальневосточного военного округа (ДВО) и на ней расположился Шмаковский военный санаторий. В собственности курорта оказались часть сохранившихся монастырских зданий: храм во имя Иверской иконы Божией Матери (2-й этаж превращен в клуб, 1-й в лечебный корпус); недостроенный в 1917 году храм-часовня Преображения Господня (стал смотровой площадкой санатория из-за своего выгодного географического расположения на вершине сопки); домик настоятеля (стал административным корпусом санатория); трапезная (теперь столовая курорта); келейный корпус (стал спортивным залом). Монастырские конюшни были перестроены в совхозные коровник и гараж. Из четырех храмов в годы гражданской войны два сожжены. Из всего большого монастырского хозяйства (типографии, больницы, школы, свечного и кирпичного заводов и проч.) к 1995 г. не осталось ничего; как и от всей церковной утвари и икон. Полуразрушенный и оскверненный храм-часовня Преображения Господня, да небольшой клочок земли на вершине сопки рядом с часовней - это все, что было возращено вновь открытому монастырю в 1995 году.

http://sobory.ru/article/?object=16559

Вечером 7 января в соборе была совершена Рождественская великая вечерня. По окончании богослужения все прихожане были приглашены на праздничное чаепитие. Рождественское богослужение в Успенском кафедральном соборе столицы Венгрии началось поздно вечером 6 января. Великое повечерие совершали настоятель Троицкого прихода в Будапеште иерей Димитрий Корнилов и настоятель Троицкого прихода в Дебрецене иерей Варнава Барнабаш в сослужении диаконов кафедрального собора Стефана Вайно-Элиаша и Святослава Булаха. Разделить молитвенную радость праздника пришло очень много людей, только на помазание елеем подошли более 250 человек. После помазания началась подготовка к Божественной литургии, которую совершал иерей Варнава, а исповедь принимал иерей Димитрий. Утром в соборе состоялась вторая праздничная Литургия, на которую пришли около 200 человек, в частности, было много детей. В конце богослужения было оглашено Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Затем настоятель прихода сказал проповедь и вручил ценные подарки к празднику особо активным членам общины. В ответном слове староста прихода Татьяна Касса от лица всех прихожан поздравила отца Димитрия Корнилова с пятилетием священнического служения, а также с назначением его настоятелем прихода указом правящего архиерея Венгерской епархии архиепископа Егорьевского Марка. Также Рождественские службы прошли в храме преподобного Сергия Радонежского в Будапеште и на православном приходе в Хевизе. В ночь с 6 на 7 января праздничные богослужения в Королевстве Таиланд были совершены в Свято-Николаевском храме г. Бангкока, во Всехсвятском и Покровском храмах г. Паттайи (провинция Чонбури), в Троицком храме на Пхукете, Вознесенском храме о. Самуи, а также в Королевстве Камбоджа — в г. Пномпене и в Сиануквиле. В Успенской мужской монашеской общине в Ратчабури братия совершала службу мирским чином из-за отсутствия священника, который смог приехать в монастырь лишь 8 января. Заметно многолюднее было за праздничными богослужениями в Паттайе и на Пхукете, где к постоянным прихожанам присоединились многочисленные туристы, отдыхающие на этих популярных таиландских курортах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Особо прославились старчеством в XVIII— XIX вв. следующие обители. Флорищева Успенская пустынь . Основана в 1655 г. святым Иларионом, возведенным в 1682 г. в сан митрополита Суздальского и Юрьевского (14 декабря 1707). Прославилась строгим общежительным уставом. Саровская Успенская пустынь . Общежитие введено в 1706 г. иеросхимонахом Иоанном (1737). Там подвизались схимонах Марк Молчальник (1817) и преподобный Серафим Саровский (2 января 1833). Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря . Основан в 1715 г. на Анзерском острове Соловецкого архипелага преподобным Иисусом (1726). Иноки Голгофского скита способствовали духовному расцвету всего монастыря. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь . Старчество и устав Саровской обители введены в этом монастыре игуменом Назарием (1782—1801), Саровским иноком. В 1793 г. десять иноков Валаамской Спасо-Преображенской обители, прошедших школу игумена Назария, были посланы с миссионерской проповедью на Аляску. В их числе был и преподобный Герман Аляскинский (1837), Небесный покровитель Автокефальной Православной Церкви в Америке. Иноками Валаамского монастыря была устроена в 1895 г. первая обитель на Дальнем Востоке — Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Козельская Введенская Оптина пустынь Старчество введено с 1829 г Наиболее известные старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин; 11 октября 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; 7 сентября 1860), схиархимандрит Моисей (16 апреля 1862), иеросхимонах святой Амвросий (Гренков; 10 октября 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; 1922), иеромонах Нектарий (1928). Их подвиг продолжал в наши дни совершавший пастырское служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; 19 апреля 1966). С 1839 г. Оптина пустынь издавала на русском языке святоотеческие творения. Продолжая дело преподобного Паисия Величковского, братия пустыни переводили и издавали знаменитые творения великих врачевателей душ человеческих — преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина и Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста, которыми руководствовались в духовной жизни многие поколения русских людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436408/

«Православие – основа русской культуры: пути духовно-нравственного возрождения современного общества» - так назывались Пятые Валаамские чтения, об этом пишется в открытом сейчас нами на берегу Тихого океана зеленом сборнике «Свет Валаама». Свет Валаама… Северный Афон на Ладожском озере, где монашеская жизнь началась много веков назад. Суровые условия природы холодного каменного Валаама и обильно разлившаяся благодать Божия. Тысячи иноков и множество скитов, куда веками бежали боголюбивые души от мятежа мирского, где шла работа по созиданию Святой Руси. Свет Валаама сияет миру. Из глубины веков этот свет проливается на ищущих спасения. Пролился он и на Тихом океане среди чистых сердцем и открывшихся Богу алеутов через проповедь скромного старца-святого Германа Аляскинского, валаамского монаха… На другом берегу Тихого океана, в Русской Америке, и покоится преподобный Герман. Святой из героической эпохи. Той эпохи, когда русские северным путем уверенно шли к тихоокеанским берегам. Ставили крепости и города на Аляске, в Северной Америке. В Охотске, что на материке напротив Камчатского полуострова, зародился наш Тихоокеанский флот. Славное героическое время освоения новых земель русским народом. Народом, который прошел до Америки с Крестом и Евангелием. И ведь немалую роль в этом сыграл священный остров Валаам, где веками молились монахи за Святую Русь и за весь православный люд. С Валаама уходили монахи, чтобы основывать монастыри и храмы в далекой сибирской и тихоокеанской тайге. Со времен игумена Назария (1782 – 1801 годы) валаамские насельники отправлялись на миссионерские труды к далеким Алеутским островам. Свет Валаама пролился в конце XIX века и в Русском Приморье или, как тогда называли, в Южно-Уссурийском крае. В 1896 году на берегу таежной реки Уссури был основан Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Основали его афонский монах Алексий и два инока Валаамского монастыря – Сергий и Герман. Суровая река с быстрым течением среди скалистых сопок. Впадает в Амур, шумя стремительными перекатами по большим валунам. На высоком берегу этой реки по сей день стоит златоглавая обитель. Таежный дальневосточный монастырь – прямая связь с северным островом, с алтарями Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

http://pravoslavie.ru/100296.html

После возобновления мон-ря им управляли архимандриты. В 1887 г. в мон-ре насчитывалось свыше 120 насельников, из них - 70 иноков; в 1908 г.- 67 монахов, 21 указной послушник, 53 чел. на испытании; в 1917 г.- 86 монахов и 34 послушника. В 1887 г. за А. м. числилось 254 дес. земли и 289 дес. леса в Ахтырском у. и 150 дес. в Купянском у.; в 1917 г. земельные владения мон-ря составляли 750 дес. земли. Мон-рю принадлежали лавка в каменном ряду и дом с усадьбой в Ахтырке, а также неск. мельниц в близлежащих селах. Ежегодный доход А. м. составлял 17 616 р. До 1868 г. мон-рь ежегодно получал 171 р. 42 к. штатной суммы - «милостынной дачи», перечисленной от упраздненных мон-рей Курской епархии - хотмыжского Знаменского и Белогорского Николаевского. В обитель поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано кнг. С. А. Голицыной, правнучкой прот. Тимофея Надаржинского. В 1922 г. А. м. закрыли, последний настоятель архим. Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 г. на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек мон-ря сохранилась полуразрушенная колокольня. 28 мая 2002 г., по благословению еп. Сумского и Ахтырского Иова (Смакоуза), началось возрождение мон-ря. В сент. 2002 г. в колокольне начались реставрационные работы. На первом этаже колокольни устроили храм. 12. янв. 2003 г. еп. Иов совершил освещение престола храма. К 2009 г. весь мон-рь распологался в одной колокольне. Наместник мон-ря - игум. Симеон (Гагатик). Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывш. обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. Ист.: 2 ПСЗ. Т. 17. С. 67; ОДДС. 1880. Т. 4. С. 77-78, 360-367; Чудесные исцеления пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что в Ахтырском Свято-Троицком мон-ре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом мон-ре. Х., 1884; Багалей Д. И. Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства в XVI-XVIII ст. Х., 1886. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/77222.html

Следующий приход, куда их направили, находился в селе Никулино. Вот как описывает приезд на новое место о. Василий в своём дневнике: «Приехали в Никулино. Ночь, дождь, света нет. Долго искали храм. Староста открыл нам сторожку. Мы выгрузили свой багаж. Нам истопили печку. Печь очень дымила. Постель была влажная, в ужасном состоянии. Крысы. В эту ночь я плакал, думал, куда я попал, зачем это мне всё. Поневоле вспоминался теперь уже далёкий, чудный Иерусалим. Однако утром, за чашкой чая и дружеской беседой, отогрелся душой, и все мысли теперь были о служении». Иеромонах Василий Паскье стал игуменом и духовником Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря , который располагался в небольшом деревянном городке Алатырь. Переезд в Алатырь о. Василия и, особенно, о. Иеронима, который возглавил и за короткий срок восстановил здесь из руин Свято-Троицкий мужской монастырь, вдохнул в этот тихо умиравший городок вторую жизнь: и духовную, и культурную. В этот, никому не известный населённый пункт, зачастили один за другим паломнические группы из других городов, именитые гости, в том числе из дальнего зарубежья. Среди прочих посол Франции в России господин Юбер Колен де Вердьер, который заинтересовался своим соотечественником, ставшим православным священнослужителем и переехавшим жить в такую глубинку. Посетил Алатырь и президент знаменитого парижского издательства «ИМКА-ПРЕСС» Никита Струве. Он безвозмездно передал городу и монастырю большое количество духовной литературы. Но самым грандиозным событием для Алатыря стал, конечно же, приезд Его Святейшества Алексия II. Из дневника о. Василия: «Мой путь получения российского гражданства длинный и тернистый. Начиная с моего приезда в Никулино меня постоянно обязывали приходить в органы, во всём подозревали. Городская администрация обращалась к президенту по моему поводу. Меня проверяли даже на СПИД. Я всё стерпел. Наконец, настал тот день, когда в Чебоксарах, официально, перед взглядом телевизионных телекамер, я стал гражданином России!»

http://azbyka.ru/way/iz-katolichestva-v-...

Программа пребывания в Пермской епархии св. мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары (10 - 13 октября 2004 г.) 10 октября (воскресенье) 17.30 - сбор духовенства и верующих в сквере 250-летия Перми (перед железнодорожным вокзалом Пермь II). 18.00 - Встреча духовенством и верующими св. мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в сквере 250-летия города Перми. 18.00-18.45 - Крестный ход проследует с первым ковчегом со св. мощами от железнодорожного вокзала Пермь II до Свято-Троицкого кафедрального собора. Крестный ход с первым ковчегом со св. мощами проходит от перрона вокзала Пермь II по ул. Ленина, ул. Крисанова, ул. Орджоникидзе до Свято-Троицкого кафедрального собора. 18.45 - Встреча св. мощей верующими в Свято-Троицком кафедральном соборе, где святыня будет находиться до 24.00 часов 13 октября. Перед мощами духовенством и хорами пермских храмов 11, 12, 13 октября с 7.00 до 22.00 будут совершаться молебны. Программа перемещения второго ковчега со св. мощами по монастырям и храмам Пермской епархии 10 октября(воскресенье) 17.46-20.15 - Перенесение второго ковчега с мощами преподобномучениц в Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь, где мощи пробудут ночь. 11 октября (понедельник) 00.00-06.00 - Всенощное бдение и Литургия в Крестовоздвиженском соборе Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря. 06.00-07.30 - Перенесение мощей из Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря в Свято-Никольский храм в городе Кунгуре. 07.45-19.30 - Пребывание мощей в Свято-Никольском храме в городе Кунгуре. 19.30-22.00 - Перенесение мощей в Свято-Троицкий собор Пермского Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря. 12 октября (вторник) 00.00-07.00 - Всенощное бдение и Литургия в Свято-Троицком соборе Пермского Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря. 07.00-07.45 - Перенесение мощей из Свято-Троицкого собора Пермского Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря в храм Успения Божией Матери на Егошихинском кладбище.

http://pravoslavie.ru/11331.html

C февраля 2022 года Церковь организует помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта на Украине. Синодальный отдел по благотворительности направил в епархии рекомендации по организации помощи беженцам. В российских регионах, куда прибыли беженцы, организованы епархиальные штабы помощи, священники посещают пункты временного размещения (ПВР), оказывают людям духовную поддержку. Добровольцы и сестры милосердия в 41 епархии Русской Православной Церкви привозят в ПВР горячее питание, одежду, предметы первой необходимости. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в российских храмах и монастырях организован сбор средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. Координирует помощь Церкви Синодальный отдел по благотворительности. Мирных жителей размещают в церковных учреждениях. Беженцев и нуждающихся людей приняли Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии,Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Успенская Почаевская лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Преображенский монастырь Киевской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь Одесской епархии, Елизаветинский монастырь и Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии. Церковный благотворительный фонд «Помогаем» открыл пункт временного размещения в Днепропетровской области, в котором размещены люди, эвакуированные из Харькова. В России беженцев разместили в Иверском женском монастыре, Александрийском приюте Ростовской епархии, в приюте при Покровском храме в Каменске-Шахтинском и в станице Манычской Шахтинской епархии, в церковном приюте в Воронежской епархии. Также при поддержке Церкви размещены беженцы в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://radonezh.ru/2022/03/22/edinyy-cen...

28 сентября в Свято-Троицком мужском монастыре г. Алатыря состоялась встреча комиссии с епископом Алатырским и Порецким Феодором . В ходе беседы была отмечена важность богословского образования насельников монастырей и актуальность открытия данных курсов. Затем в трапезной монастыря члены комиссии встретились с преподавателями курсов этой учебной площадки. На встрече присутствовали наместник Свято-Троицкого мужского монастыря игумен Софроний (Дубровин), благочинный Свято-Троицкой обители иеромонах Лазарь (Белянин), настоятельница Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря г. Алатыря игумения Елисавета (Ванькина) с сестрами и несколько насельниц женского подворья Свято-Троицкой мужской обители. В Рождественском скиту комиссией была проведена беседа с некоторыми учащимися из братии монастыря. В этот же день члены комиссии посетили Иверский Богородицкий женский монастырь в с. Шерауты, в котором прошла встреча с игуменией Кириллой (Саликовой) и сестрами. Члены комиссии рассказали об открытии курсов в их монастыре. Вечером 28 сентября выездная группа побывала в Тихвинском Богородицком женском монастыре г. Цивильска, где председатель комиссии архимандрит Феофилакт сообщил сестрам во главе с игуменией Ниной (Волковой) об открытии и программе курсов, об уникальной возможности в стенах обители получить базовое богословское образование. 29 сентября рабочая группа посетила Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке в г. Чебоксары. В воскресной школе состоялась беседа с игуменией Сергией (Рузавиной) и насельницами монастыря, которые выразили свою готовность исполнить новое послушание — учиться на курсах и получить богословское образование. В тот же день в актовом зале Чебоксарского Свято-Троицком мужского монастыря состоялась общая встреча членов комиссии с преподавателями Центра подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского Чувашской митрополии. На встрече присутствовали наместник монастыря архимандрит Василий (Паскье), директор епархиального центра подготовки церковных специалистов и руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих, преподаватель общецерковной истории иерей Илия Лебедев, секретарь и методист курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих, преподаватель православного вероучения и основ социальной концепции Русской Православной Церкви протоиерей Игорь Крейтор, настоятель Александро-Невского мужского монастыря игумен Феодосий (Шитов), преподаватель устава и литургики протоиерей Алексий Кошкин, преподаватель патрологии протоиерей Евгений Давыдов, преподаватель истории монашества и аскетики иерей Николай Корниенко,  преподаватель Нового Завета иерей Иоанн Маштаков, преподаватель общецерковной истории иеромонах Феодосий (Аксенов), преподаватель церковнославянского языка иерей Николай Забегаев, преподаватель устава и литургики протодиакон Валерий Краснов.

http://patriarchia.ru/db/text/5849259.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010