Ее сподвижница, монахиня Анастасия, была духовным чадом Оптинского старца Нектария. По его благословению матушка приняла подвиг юродства: она часто совершала поступки, противоречащие здравому смыслу, значение которых открывалось только впоследствии. В годы гонений мать Анастасия несколько лет провела в лагерях. После освобождения ee выслали в Кокчетав на поселение. Обе старицы были наделены благодатными дарами, многое прозорливо предсказывали, но, имея глубокое смирение, продолжали жить под старческим водительством преподобного Севастиана. Мать Анастасия умерла 13 апреля 1977 года. Перед смертью она была пострижена в схиму. Обе старицы похоронены на Михайловском кладбище города Караганды. Неутомимое подвижническое служение отца Севастиана Православной Церкви продолжалось в течение пятидесяти семи лет -- с 1909 по 1966 год. 22 декабря 1957 года архиепископом Петропавловским и Кустанайским Иосифом (Черновым) отец Севастиан был возведен в сан архимандрита, а в 1964 году награжден архиерейским посохом (случай беспрецедентный). Перед блаженной кончиной старец принял от своего духовного сына епископа Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) постриг в великую схиму. Он же, владыка Питирим, проводил старца в последний путь. Схиархимандрит Севастиан почил о Господе на Радоницу 19 апреля 1966 года и был погребен на Михайловском кладбище на окраине Караганды. В духе любви воспитывал батюшка всех своих чад -- как монашествующих и священников, так и мирян. После блаженной кончины преподобного они продолжили его духовное делание. Большемихайловский храм, собравший под свой кров людей подвижнической жизни, в 1998 году был обращен в Богородице-Рождественский женский монастырь. Один из преемников старца, архимандрит Петр (Горошко), исполнял послушание духовника этого монастыря. Настоятельница монастыря игумения Севастиана (Жукова) также возрастала под старческим руководством. Воспитанный преподобным Севастианом протоиерей Александр Киселев – ныне настоятель Свято-Введенского собора, построенного по пророческому благословению старца недалеко от Мелькомбината. Все эти люди являются хранителями духовных традиций и ревностными исполнителями заветов любви, завещанных преподобным Севастианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Так, в Пензенской области в 1966 г. в сельской местности 52% назвали себя атеистами, 21% – колеблющимися и 26% – верующими, но при этом выяснилось, что от 63 до 97% семей держат в своих домах иконы. В Казани в 1967 г. из 4000 человек верующими назвали себя 21% опрошенных. В ряде мест Белоруссии верующими считали себя более 60% населения. В феврале 1967 г. на семинаре по вопросам атеистического воспитания были названы данные о количестве верующих в стране: 20% городского и 30– 35% сельского населения 585 . При населении в 232 млн. это составляло более 60 млн. человек. По характеристике современного исследователя, эти данные были занижены, чтобы не нарушить « душевного спокойствия вождей» , «эту цифру надо было бы как минимум удвоить, чтобы получить более-менее реальную картину» 586 . В большинстве регионов число официально зарегистрированных треб в послехрущевскую эпоху выросло в сравнении с периодом гонений. На Украине с 1964 по 1967 г. процент крещений новорожденных детей вырос с 48 до 51, в Молдавии – до 57. Не менее часто детей крестили на дому, поэтому общий процент крещений приближался, вероятно, к 75, но верно и то, что детей часто крестили по традиции или по настоянию бабушек. Церковная благотворительность во все времена советской истории оставалась строжайше, под угрозой уголовного наказания запрещена; но она существовала, и не только как личное благодеяние христианина своим ближним, не доступное никакому контролю и запрету, но и в формах общинных. Примеры такой благотворительности, как правило, попадали в поле зрения уполномоченных и отражались в отчетах Совета по делам религий. После хрущевских гонений у Русской Православной Церкви осталось 18 монастырей внутри страны. Уцелел один мужской монастырь в пределах Российской Федерации – Псково-Печерский Успенский; сохранилось две лавры: Свято-Троицкая и Успенская Почаевская. Большинство монастырей находилось на территории Украины. Это были самые крупные по числу монашествующих монастыри: Покровский со 168 насельницами и Флоровский Вознесенский со 144 насельницами в Киеве, Корецкий Троицкий женский монастырь тоже со 144 насельницами и еще четыре женских монастыря на Украине: Свято-Михайловский в Александровке под Одессой, Свято-Никольский в Мукачеве, Вознесенский под Хустом в Закарпатье и Красногорский монастырь в Золотоноше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2) ИОНА. Потом приписана была к Судженской пустыни, а после того к Сумскому монастырю, наконец, по прошествию нескольких лет опять восставлено Игуменство, и с 1759 года были Игумены: 3) BAPЛAAM I, переведён в Белгород; а оттуда в Краснокутск; 4) КИРИЛЛ Григорович, переведён в Белгород; 5) BAPЛAAM II, с 1761 года. Михайловская или Святомихайловская Нежинская церковь Братская Греческая церковь . Упоминается в числе монастырей Малороссийских. В ней около 1740 года было Иеромонахов 2, Иеродиакон 1, монах 1. Михайловский Киевский Златоверхий монастырь См. Киево-Злато-Верхо-Михайловский. Михайловский Новорождественский монастырь См. Новорождественский Михайловский. Михайловский Переяславский Гарнизонный монастырь Мужской, упразднённый, Полтавской Епархии. Находился в городе Переяславле внутри крепости и до разорения Батыева был кафедральным Коадъюторов Киевских. Возобновлён в 1711 году Переяславским Епископом Захарией Корниловичем, с учреждением настоятельства Игуменского. В нём две ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя Архистратига Михаила, почему монастырь и называется Михайловским; 2) во имя Преподобномученика Макария, бывшего Архимандритом Овруцким в Каневском монастыре в Польше, и замученного от Татар. В этой церкви почивали мощи его до упразднения монастыря, а потом перенесены в Полтавский Крестовоздвиженский; 3)  ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. См. Крестовоздвиженский Полтавский. Михайловский Рождественский монастырь Рязанской Епархии женский, упразднённый. Находился в уездном городе Михайлове. Михайловский или Свято-Михайловский Сорочинский монастырь Мужской, упразднённый, Полтавской Епархии. Находился в Миргородском уезде при местечке Сорочинцах на берегу реки Полы. Михалицкий, что на Молотове монастырь Иначе Молотков или МолотковскийНовгородский , девичий, упразднённый. Находился в Великом Новгороде у земляного вала на торговой стороне, расстоянием от кремля к востоку в 2½ вёрстах по правую сторону Московской дороги в Плотенском конце, на улице Молоткове.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Нет сомнения, что мы не перечислили всех обителей, какие существовали тогда в средней полосе России. О большей части и из перечисленных летописи и другие исторические свидетельства упоминают только мимоходом, случайно. Очень естественно, если о тех монастырях, о которых не было случая что-нибудь сказать, они вовсе не упомянули. III Новгородской области и других северных, ей сопредельных, не коснулась непосредственно буря монгольская. А потому она не имела никакого влияния и на состояние здешних обителей. В самом Новгороде, который и прежде превосходил все русские города числом своих монастырей, число это еще более теперь увеличилось. Местные летописи часто упоминают о прежних монастырях: Юрьевском, Антониевом, Хутыне, Аркаже, Покровском на Зверинце, Николаевском на Липне, Благовещенском, Росткине и других 2334 , но еще чаще говорят о монастырях новых или только восстановленных и обновленных. Владыки Новгородские принимали в этом деле большое участие. Архиепископ Давид соорудил в 1313 г. каменную церковь святого Николая в Неревском конце на собственном дворе и совокупил вокруг нее черноризцев: кажется, тут речь идет только о восстановлении Бело-Николаевского монастыря, который существовал и прежде 2335 . Архиепископ Моисей основал пять монастырей: еревяницкий Воскресенский в 1335 г. на реке Деревянице, в четырех верстах от Новгорода; Болотов Успенский в 1352 г. на Волотовом поле, в трех верстах от Новгорода к востоку; Богословский женский – в 1354 г. за городским земляным валом близ Новгорода; Сковородский Михайловский – в 1355 г. в четырех верстах от Новгорода к югу и Радоговицкий Успенский – в 1357 г. за городским земляным валом, в 50 саженях от монастыря Богословского женского. Кроме того, Моисей обновил и украсил церквами монастыри: Десятинский женский – в 1327 г. на Софийской стороне в Новгороде и Свято-Духов в 1357 г. там же 2336 . Архиепископ Иоанн в 1407 г. основал два монастыря: Спасо-Преображенский на реке Видогоще, в 23 верстах от Новгорода и Николаевский на реке Веренде, в 25 верстах от Новгорода к югу. Архиепископ Евфимий основал в 1432 г. монастырь святых 12 апостолов на Чудинцевой улице 2337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

147 Архиепископ Александр (Тимофеев, 1941–2003) – с 1982 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, ректор Московской духовной академии и семинарии, с 1986 г. – архиепископ, председатель Учебного комитета при Священном Синоде. С 1995 г. – архиепископ Саратовский и Вольский. 148 Гаврюшин Николай Константинович (род. 1946) – кандидат философских наук, с 1971 г. – сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР (ныне РАН). С 1980 г. сотрудничает с Издательским отделом Московского Патриархата. С 1987 г. – преподаватель философии Московской духовной академии и семинарии. С 2002 г. – профессор Московской духовной академии. Одновременно – преподаватель истории философии, истории русской и белорусской религиозно-философской мысли и истории религии минских духовных академии и семинарии. В 1997–2000 гг. – главный редактор «Богословского вестника», издаваемого МДА. 149 Комаров Виктор Степанович (1893–1974) – регент правого хора в московском кафедральном Богоявленском соборе в Елохове (1943–1974), композитор, врач-гомеопат. 150 Протоиерей Николай Устинов (род. 1930) – почетный настоятель Михайловского храма города Вильнюса, Литва. 151 Саров – закрытое административно-территориальное образование в Нижегородской области, образовано в 1946 г. в связи с размещением секретных научных и промышленных предприятий по разработке и изготовлению оружия массового поражения. В документах именовался «Горький-130», «Арзамас-75», «Арзамас-16», «Кремлев». С 1995 г. – «Саров». В центре города расположена Саровская пустынь, место, где подвизался преподобный Серафим Саровский (1754–1833). В 1925–1927 гг. монастырь был ликвидирован, имущество и здания переданы в ведение Нижегородского управления НКВД. В 2006 г. Священным Синодом принято решение об открытии монастыря, в 2009 г. в монастырь назначен наместник. 152 В селе Дивееве Нижегородской области находится Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Первая община (Казанская) основана Агафьей Семеновной Мельгуновой (в постриге Александрой) во второй половине XVIII в. В 1789 г. попечение над общиной взял прп. Серафим Саровский , тогда – молодой иеродиакон. До своего преставления старец Серафим окормлял сестер общины. В 1826 г. по благословению старца Серафима недалеко от Казанской основана девичья Мельничная община. В 1842 г. обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. В 1861 г. община получила статус монастыря. После 1917 г. обитель продолжала действовать как рабочая артель, в 1927 г. закрыта. Возрождение монастыря началось с 1988 г., 21 июля 1991 г. Священным Синодом принято решение о восстановлении обители. В этом же году в монастырь прибыли мощи прп. Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В " Описании Белева и Белевского уезда 1792 года " можно отметить следующее: " Мужской монастырь Спаса Преображения Господня; ограждён девятиугольной с семи сторон каменной стеною с двумя воротами; в нем четыре церкви каменные: 1) Соборная Спаса Преображения с приделом Архангела Михаила; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Богослова; 3) Иоанна Предтечи; 4) Надвратная Алексея Митрополита. Келий каменных четыре, деревянных десять " . Как известно, что в непосредственной близости от Спасо-Преображенского монастыря располагается Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь, основанный в 1625 году. В том же документе о женском монастыре говорится следующее: " Монастырь Крестовоздвиженский огражден десятиугольною каменною стеною с одними воротами. В нем каменная церковь Воздвижения креста Господня с приделом Николая Чудотворца. Келий деревянных двенадцать " . В XIX - первой половине ХХ века городскую застройку определяли четырнадцать церквей и два монастыря. Особенно живописно Белёв воспринимался с противоположного низкого берега Оки. Панорама города в утренние часы была необычайно красива - многочисленные купола сверкали на солнце. В XIX веке в Спасо-Преображенском монастыре находилось Белёвское духовное училище и духовное правление, а в начале ХХ века было открыто Алексеевское братство призрения и воспитания беспризорных детей и братство трезвости. До разорения монастыря безбожниками, в мужской обители хранились: серебряный напрестольный крест, сделанный по убитому в 1605 году князю Андрею Романовичу Волконскому, крест воздвигаемый, обложенный серебром, позолоченный, обнизанный жемчугом, подаренный в 1637 году князем Иваном Тимофеевичем Волконским, две иконы - Преображения Господнего и Божией Матери " Одигитрия " , - пожертвованные княгиней Анной Васильевной Волконской в 1622 году. В XIX - нач. ХХ века в Спасо-Преображенском и Введенском храмах сохранялись иконостасы, созданные не позднее 1 четверти XVIII века. В числе реликвий хранилась икона Преображения Господнего, подаренная в главный монастырский храм в 1700-м году окольничим Тимофеем Борисовичем Юшковым. Согласно записи Т. Б. Юшкова на иконе, её благословил царь Иоанн Алексеевич. До разорения монастыря, в обители также находился древний образ святого Иоанна Предтечи (Крестителя). В 1734 году к северной стене Спасо-Преображенского храма был пристроен Михайловский придел, позднее разобранный.

http://sobory.ru/article/?object=04683

Если рассмотреть современную жизнь в духовном плане, ее преимущество заключается в огромных возможностях свободно изъявлять свою веру, окормляться духовно в церквах и монастырях, пользоваться изобилием святоотеческой литературы, получать духовное образование. При всем этом дух горения, ревностного самоотверженного служения Богу заметно слабеет. Причин много, но все они связаны с бытовой материализацией сознания. В духовной жизни одни трудности преодолеваются, потом наступают другие. Должна быть к этому внутренняя готовность. Ко всем трудностям надо готовить и детей, и себя, эта активность сейчас от нас требуется, а опустить руки — значит быть выброшенным вовне. Рейтинг: 10 Голосов: 244 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Комаров Виктор Степанович (1893–1974) — регент правого хора в Московском кафедральном Богоявленском соборе в Елохове (1943–1974), композитор, врач-гомеопат.  Протоиерей Николай Устинов (род. 1930) — почетный настоятель Михайловского храма города Вильнюса, Литва.  Саров — закрытое административно-территориальное образование в Нижегородской области, образовано в 1946 г. в связи с размещением секретных научных и промышленных предприятий по разработке и изготовлению оружия массового поражения. В документах именовался «Горький-130», «Арзамас-75», «Арзамас-16», «Кремлев». С 1995 г. — «Саров». В центре города расположена Саровская пустынь, место, где подвизался преподобный Серафим Саровский (1754–1833). В 1925–1927 гг. монастырь был ликвидирован, имущество и здания переданы в ведение Нижегородского управления НКВД. В 2006 г. Священным Синодом принято решение об открытии монастыря, в 2009 г. в монастырь назначен наместник.  В селе Дивеево Нижегородской области находится Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Первая община (Казанская) — основана Агафьей Семеновной Мельгуновой (в постриге Александрой) во второй половине XVIII в. В 1789 г. попечение над общиной взял прп. Серафим Саровский, тогда — молодой иеродиакон. До своего преставления старец Серафим окормлял сестер общины. В 1826 г. по благословению старца Серафима недалеко от Казанской основана девичья Мельничная община. В 1842 г. обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. В 1861 г. община получила статус монастыря. После 1917 г. обитель продолжала действовать как рабочая артель, в 1927 г. закрыта. Возрождение монастыря началось с 1988 г., 21 июля 1991 г. Священным Синодом принято решение о восстановлении обители. В этом же году в монастырь прибыли мощи прп. Серафима Саровского.

http://pravoslavie.ru/66749.html

церквей в 74 находились склады, в 22 - различные учреждения, 92 церкви были в разрушенном или полуразрушенном состоянии. Несмотря на политику властей по ограничению числа храмов, в 1950 г. Курская обл. занимала 1-е место по количеству действующих молитвенных зданий среди краев и областей РСФСР, находившихся под оккупацией: здесь официально было открыто 315 церквей и молитвенных домов. На 1 июля 1945 г. в Курской обл. служили 319 священников, 23 диакона, 116 псаломщиков. Из 319 священников высшее духовное образование имели 2 чел., высшее светское - 4 чел., духовные семинарии окончили 113 чел., пастырские курсы и духовные уч-ща - 60 чел., полное или неоконченное среднее светское образование получили 27 священников, 101 чел. учился лишь в начальных классах, 12 клириков не имели образования. Во время войны подоходный и военный налоги, которыми облагались священнослужители, достигали очень больших размеров. Такая же ситуация сохранилась и после 1945 г. Священники облагались налогом на уровне частных предпринимателей, размер налогов за 1943-1944 гг. доходил до 75% годового дохода клирика. Правовое и хозяйственное положение мон-рей и монашествующих после войны регламентировалось постановлением Совета министров от 29 мая 1946 г. «О православных монастырях». В Курске на тот момент действовал один монастырь - Свято-Троицкий женский. В 1945 г. в нем несли служение 25 монахинь и 130 рясофорных послушниц, из них жили на территории обители 9 монахинь и 40 послушниц. Мон-рь пребывал в бедственном состоянии, основная часть зданий принадлежала советским орг-циям: обкому ВКП(б), обл. архиву. Обители передали часть Новодворско-Богородичного храма. Уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР по Курской обл. В. Ефремов безрезультатно обращался к властям с просьбой освободить помещения мон-ря, обитель вновь была закрыта в 1949 г., Свято-Троицкий храм - в следующем году. После окончания войны посещаемость храмов в Курской обл. оставалась высокой. На Пасху в мае 1948 г. «церкви г. Курска были полны... значительное количество было на улице около церкви, так, например: в кафедральном Сергиевском соборе было минимум до 4000 человек, из них человек 400 было на улице, в Троицкой церкви до 3000-3500 человек, в Михайловской церкви до 2500» (ГА Курской обл. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 20. Л. 53). Особой многолюдностью отличались архиерейские службы. Верующие Курской обл. почитали и любили своего архипастыря. Во время выездов архиеп. Питирима в районы в 1946 г. его встречала многолюдная толпа - до 3 тыс. чел. Значительное увеличение притока верующих в храмы привело к росту церковных доходов, что позволило настоятелям заняться ремонтом церковных зданий сразу после окончания войны. Так, доход всех храмов в Курской обл. в 1945 г. составил 40 млн р., что позволило направить значительные суммы на ремонт храмов.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Помещик фон-Роткирх устроил, по левую сторону шоссе, между селом и церковью, мызу, которая называется Михайловскою, Пятницкою и Роткирхскою. Храм св. Арх. Михаила, каменный, пятиглавый; устроен на краю оврага реки Подожицы, в 100 саж. от села, подле шоссе. Стены храма стрельчатые, сводами в 3 аршина. Храм покрыт железом. Восточная стена состоит из трех полукружий. Храм утвержден на цоколе, высотою в 5 четвертей. Своды храма утверждены на четырех плитных колоннах; толщина колонн и стен 2 арш. и потому храм тесен, хотя и занимает 42 кв. сажени. Высота храма до креста средняго купола 12 саж., длина – 7, ширина – 6 с. 2 арш. Храм устроен в два света; пол в храме деревянный; солея возвышена на 3 ступени. В 1868 году храм сделан теплым. Храм освящен в мае 1780 года архимандритом, с протодиаконом и певчими, присланными из Петербурга. Антиминс освящен епископом Аполлосом и подписан митрополитом Исидором. Ограда церковная, в 66 с., сделана из каменных столбов, поставленных на плитном фундаменте и соединенных деревянными решетками. На юго-восточном углу ее – кирпичная часовня, со входом с нарвского шоссе. Южная стенка ограды, от часовни, вниз по уклону дороги, возвышается от 1 арш. до 2 саж., и на ней, в воротах на шоссе, устроена каменная, о 8-ми ступенях, лестница; на восток, по направлению к селу – другие ворота. Ограда возобновлена в 1876 году на церковную сумму. По преданию здесь был монастырь. В Новгородских писцовых книгах 1500 года (т. III, стр. 956) значится в Ямском посаде, на Копорской стороне, Спасский монастырь, и притом – женский, так как далее упоминается о «чернице Авдотье из города Ямы». По устройству храма можно полагать, что монастырь был католический: он устроен в 3 арки и в восточной стене были окна, заложенные плитою. Может быть храм устроили Ливонские рыцари и, по завоевании края Иоанном IV, храм обращен в православный, разрушенный при нашествии Шведов. По рассказам старожилов, на сводах храма, в 1764 г. стояли две рябины и одна сосна: следовательно, храм долго стоял в развалинах, так как сосна растет медленно. Екатерина обратив внимание на развалины, устроила здесь православный храм. В это время (1764 г.), положено было уничтожить Ямбургскую крепость, а деревянный, во имя Арх. Михаила собор в крепости – упразднить и, вместо него, устроить новый каменный собор, во имя св. великом. Екатерины, в самом городе. Из развалин храма в Пятницкой придворной слободе Императрица велела построить православный храм, во имя Арх. Михаила, на средства Двора. Причту оклад должен был даваться из сумм придворного ведомства, а приход этой церкви был отчислен от прихода Ямбургского собора. Храм был устроен и освящен в 1780 году, а приход образовался в 1782 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

I.Co стороны улицы Мичурина (участки 20 и 22): подойти к монастырю к 10-00, 11-00,13-00, 14-00, 15-00 или 16-00, пройти через ворота, подняться к металлической двери входа в пещеры, перезвонить по телефону (044) 285-24-40 и ожидать проводника. ВНИМАНИЕ! Паломническим группам на автобусах - РАЗВОРОТ и ПРОЕЗД автобусов длинной более 9м ОСЛОЖНЕН! Лучше оставлять автобус на ул. Струтинского и подниматься по ул. Мичурина пешком. II.Co стороны Ботанического сада: 1.Следуя стрелкам на карте (ориентирам и белым стрелкам на дорожках), не задерживаясь, пройти к калитке Зверинецкого монастыря. Дорога занимает 15-20 минут. 2. Подойдя к калитке к 10-00, 11-00,13-00, 14-00, 15-00 или 16-00, перезвонить по телефону (044) 285-24-40 и ожидать проводника. Оплата за посещение пещер осуществляется по возможности. Это Ваше посильное пожертвование на возрождение древней православной святыни. Где остановиться [ править править код ] Дом " Лаврский паломник " Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15 Телефоны: +38(044)379-34-05 , +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус +38(044)379-34-80 , +38(093)381-01-87 - Дом " Лаврский паломник " корпус +38(093)345-01-21 - Дом " Лаврский паломник " корпус Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц. На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное). При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт). Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой. Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе. Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангело-Миха...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010