В то же время действия Барской кофедерации дали России удобный повод к отчуждению у Польши в кон. XVIII в. Правобережья, что облегчило церковную жизнь православных. События Колиивщины вдохновили Тараса Шевченко на написание поэмы «Гайдамаки» (ряд событий описан в ней легендарно). Освобожденный от управления Матронинским монастырем, о. Мелхиседек с 1766 г. назначался игуменом других обителей: Свято-Михайловской в Переяславе, Выдубицкой в Киеве, Мгарской возле г. Лубны. Почил о. Мелхиседек в 1809 г. в Мгарском монастыре, в котором и был погребен. Опека церквей и обителей Правобережья вменялась в обязанность Матронинскому монастырю до времен отчуждения этих земель у Польши. Вспоминая времена Колиивщины, в монастырской округе показывают реликтовое дерево, известное как «Дуб Железняка». Период XIX-XX вв. Архитектура [ править править код ] По состоянию на 1777 г. обитель имела деревянный храм Св. Троицы 1726-1727 гг. постройки и трапезный деревянный храм свт. Иоанна Златоуста с приделом Покрова Пресвятой Богородицы на 2-м этаже. В 1800-1804 гг. был построен каменный Свято-Троицкий храм (в нач. ХХ в. он имел придел прп. Матроны Константинопольской, †ок. 492), в 1820-х гг. – новая деревянная трапезная. В 1843 и 1845 гг. в обители побывал Тарас Шевченко, который нарисовал знаменитую акварель «Мотрин монастырь» и рисунок «Било» (это било монастыря, использовавшееся для звона к богослужению, было сохранено в Национальном музее истории Украины в Киеве). В 1911 г. монастырь был преобразован в женский, в 1929 г. – закрыт и обращен в сельхозкоммуну. В 1943 г. почти все постройки обители были уничтожены, а единственный уцелевший каменный храм Св. Троицы – поврежден. В 1991 г. началось возрождение монастыря. В ходе новой застройки обители здесь был сооружен каменный корпус оригинальной архитектуры (с башенками на углах). Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи В монастыре особо чтится память преподобной Матроны Константинопольской - 9 (22) ноября Как добраться [ править править код ] Обитель стоит в 4 км к западу от села, внутри валов скифского городища (VI-IV вв. до н.э.), условно именуемого Матронинским и окруженного лесами. С северной стороны в овальную по очертаниям территорию городища, которая занимает 200 га, входит клином начало оврага, известного как «Холодный Яр». В окрестностях монастыря сохранились монашеские пещеры. Адрес: 20933, Украина, Черкасская область, Чигиринский район, с. Мельники Телефон: (0472) 63-74-41 , 63-54-63 (Епархиальное управление Черкасской епархии) Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Матронинский монастырь. Холодный яр. Мельники. Черкассы Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Из сохранившихся храмов полноценной жизнью живёт один - в честь святой равноапостольной Елены, в 1990 г. переосвященный Владыкой Никодимом в Свято-Никольский, где по праздникам проходят богослужения. Свято-Михайловский и Казанской иконы Божией Матери храмы используются как больничные помещения. Харьковский Николаевский девичий монастырь, при вершине р. Харькова, в 35 верстах от г. Харькова, на границе Харьковской епархии с Курской, открытый в недавнее время. Строители сего монастыря - братья и сестра Степановы. Получив после отца весьма значительное состояние и после матери лучшее сокровище - благочестивое настроение духа, они решились увековечить благодарность свою к родителям мольбами благочестивых душ пред Господом. Мать их всегда отличалась любовью к бедным и особенным усердием к св. Николаю. Кроме постоянных дел милосердия, она в два годичные празднования св. Николаю обыкновенно устраивала трапезу для всех нищих окрестных мест и оделяла при том каждого деньгами. Храм Св. Николая, построенный в небольшом имении Стрелетчине, был делом ее усердия к святителю — и усердие ее награждено было в детях. Дети после смерти отца, скончавшегося в 1843 г., взошли в Святейший Синод с прошением о дозволении учредить в их имении Стрелетчине женский монастырь во имя Святителя Христова Николая. Представив план и фасад предполагаемого монастыря, они обязывались: а) выстроить по планам здания для помещения настоятельницы и сестер, с больничною и теплою церковью, ограду и колокольню, а существующий каменный храм распространить; б) внесть в одно из кредитных установлений на имя монастыря до 43 000 р. серебром, чтобы проценты были употребляемы на монастырь; в) уступить в пользу монастыря в Стрелетчине господский дом с садом, мельницею, рощею и прудом, а также 33 дес. земли, отведенной для приходской церкви; г) употребить впоследствии и другие средства к упрочению существования обители. Девичий монастырь для Харьковской епархии действительно был необходим: в ней оставался тогда только один женский Хорошев монастырь; да и тот стоит на тесной горе, где кое-как теснятся здания, не имея земли для распространения своего и, следовательно, для помещения тех, которые желали бы жить в нем. Святейший Синод, приняв во внимание донесение епархиального начальства о таких обстоятельствах епархии, признал нужным существование новой женской обители, и государь император 14 марта 1846 г. утвердить соизволил определение Святейшего Синода:

http://sobory.ru/article/?object=04112

В 2004 году рядом возведена новая трепезная. Храм был деревянный, на каменном фундаменте, покрыт бляхой, стены обложены кирпичом. С юга пристроены коридор, ризница и четыре кельи. Под алтарем был погреб. При участии епископа также построен загородный архиерейский дом (1803; не сохранился), устроена пасека на 800 ульев, выкопаны два пруда, найден источник с целебной водой. В 1803 году митрополит Киевский Гавриил (Банулескободони) благословил называть Лазаревщину Феофанией в честь епископа Феофана (Шиянова). После перевода в 1807 году епископа на Полтавскую кафедру развитие Феофании практически прекратилось. В 1835 году епископ Владимир (Алявдин) предпринял попытку устроить на хуторе Феофания пустынный скит, но она не увенчалась успехом. Много сделал для благоустройства Феофании Иннокентий (Борисов) – епископ Чигиринский, настоятель Свято-Михайловского Златоверхого монастыря, викарий Киевской епархии в 1836–1841 г.г. В 1836, считая местность подобной Иерусалимскому ландшафту, всем холмам, ручьям, прудам и дорогам он дал названия святых евангельских мест. С тех пор в Феофании есть горы Фавор и Элеон, холмы Синай и Хорив, потоки Кедр и Силоам и Йосафатова долина. Ко всем этим живописным местам были прорублены просеки в лесу и установлены беседки на них. До нашего времени большинство сакральных названий утрачено, сохранилось лишь несколько: гора Фавор, где расположен собор великомученика и целителя Пантелеймона, холм Синай, на котором стоял храм Всех Святых (сохранились остатки церкви), Силоамский поток и Живоносный Источник – ручей с целебной водой. В 1838 году епископ Иннокентий добился выделения еще 43,3 га земли, после чего общая площадь Феофании достигла 186 га. В 1836 и 1849 годах территорию окопали канавой (дл. – 5 км, шир. – 1,5 м, глубина-1 м), которая сохранилась до нашего времени и обозначена на геодезических картах. Изначально количество монахов при архиерейском доме-даче не превышало шести человек. В 1861 епископ Чигиринский Серафим (Аретинский) решил устроить в Феофании мужской скит и поручил сделать это опытному старцу Вонифатию (Венгровскому), который 25 лет своей жизни служил в армии, участвовал в войне России с наполеоновской Францией, был вахмистром 4-го уланского малороссийского полка. Взяв с собой двух иеромонахов, двух иеродиаконов и трех послушников, он поселился в Феофании и начал строительство обители.

http://sobory.ru/article/?object=05911

Под наблюдением Вонифатия был построен деревянный корпус для монахов (1861; не сохранился); отремонтирована церковь (1861) и украшен ее интерьер новым иконостасом; пристроен к храму новый архиерейский дом (1865; не сохранился); построена деревянная колокольня на три колокола рядом с Свято-Михайловской церковью (1863; не сохранилась). 26 сентября 1866 года уже в сане игумена (с 1865) старец Вонифатий заложил в Феофании кирпичную церковь во имя Всех Святых, 8 июня 1869 года епископ Чигиринский Порфирий (Успенский), игумен Вонифатий и старшая братия освятили второй храм скита (частично сохранились фундаменты и стены). В 1869 году со стороны западного фасада построили деревянную колокольню на пять колоколов (разрушена). Игумен надзирал за сооружением еще одного корпуса деревянных келий для братии и копанием колодца (1869; не сохранился), построением часовни над Живоносным Источником (1869; не сохранилась, на ее фундаменте 1888 возведена новая часовня), одноэтажного дома трапезной с кухней (1871; не сохранилась). 1871 церковь и новый отель для паломников (не сохранились) огородили деревянным забором (дл. – 116 м). 27 декабря 1871 года игумен Вонифатий умер, накануне передав управление скитом иеросхимонаху Иринарху (Дороговцеву). За время 30-летнего пребывания руководителем обители с его участием обложены кирпичом все деревянные здания, возведены многие жилые дома и хозяйственные постройки: архиерейский дом (1873), хлебню (1874), портновскую мастерскую (1881), проскурню (1884), баню (1887; сохранились фундамент и несколько стен), конюшню( 1900). Несколько раз перестроены храмы. Не сохранились сооруженные при Иринархе (Дороговцеве) обувная мастерская, келарская палата с ледовней, трехъярусная колокольня (все – 1885), столярная мастерская, дом для мальчиков-канонархов (обе – 1895), иконно-книжная лавка (1897), плотницкая мастерская (1899). Въезд в обитель 1890 года украсила деревянная надвратная церковь палаточной формы во имя Иверской иконы Божией Матери (разрушена в 1930-х г.г.).

http://sobory.ru/article/?object=05911

Подобное «шефство» осуществляли над госпиталями и вновь открытые украинские монастыри. Сразу после освобождения Киева в ноябре 1943 г . Покровский женский монастырь организовал госпиталь, в котором медсестрами и санитарками были насельницы обители. В этом госпитале монахини работали до 1946 г . Игумения Одесского Михайловского монастыря Анатолия (Букач) вместе с сестрами активно помогала Красной Армии продовольствием, медикаментами, теплыми вещами. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Участвовали в поддержке госпиталей и отдельные приходы. Еще в начале войны Князь- Владимирский собор Ленинграда, исполняя, как было сказано в письме председателя двадцатки, завет Христа о любви к ближнему, выделил на создание лазарета для раненых и больных воинов свыше 700 тыс. рублей и принял решение в дальнейшем выделять на содержание лазарета 30 тыс. рублей ежемесячно. Вызывает удивление, что при огромном размахе общецерковной и епархиальной патриотической деятельности, основное бремя которой ложилось на немногочисленные приходские общины, эти самые приходы находили силы и возможности вести свою — менее заметную, но не менее важную — работу. В период отступлений 1941-1942 гг. многие приходы брали на себя попечение об оставленных на произвол судьбы раненых, хоронили убитых, в прифронтовой полосе при храмах действовали убежища для престарелых и детей, перевязочные пункты. Не должен быть забыт подвиг ни одного из тысяч приходских священников Московской епархии, в прошлом насельника Свято-Смоленской Зосимовой пустыни и ученика преподобного старца Алексия (Соловьева) иеромонаха Исидора (Скачкова; 1883-1959). С 1939 г . отец Исидор служил в церкви села Ивановское под Волоколамском. Осенью и зимой 1941 г ., когда немцы рвались к Москве и линия фронта проходила буквально по деревне, где служил отец Исидор, он не покинул своих прихожан. Несколько недель, пока шли бои, он вместе со стариками, женщинами и детьми укрывался от обстрела в воронках, вытаскивал из завалов и перевязывал раненых, отпевал и хоронил убитых, поддерживал живых, причащая их запасными Дарами. 6 декабря 1941 г ., в день святителя Николая, во время отступления немецких войск, отец Исидор под обстрелом отслужил праздничную Литургию в одном из храмов Волоколамска. С приходом советских войск он был арестован и только чудо спасло его от скорого расстрела. И таких священников были тысячи по обеим сторонам фронта.

http://pravmir.ru/cerkovnyj-patriotizm-p...

10 октября 2004 года решением Священного синода Белорусской православной церкви монастырь возрожден. Адрес : Ленина 31, Толочин, 211070, Беларусь Телефон : +375 2136 22-035 Свято-Успенский Тадулинский женский монастырь [ править править код ] Свято-Успенский Тадулинский женский монастырь Свято-Успенский Тадулинский монастырь – обитель, названная жемчужиной нашего края – был основан в середине XVIII века. В 20-е годы прошлого столетия он был закрыт, а во время Великой Отечественной войны разрушен. В 2011 году по благословению архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия начались работы по восстановлению обители, которая очень нуждается в нашей помощи. Сто лет назад монастырский комплекс включал в себя два храма – Успенский собор и церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, а также общежительный монастырский корпус и хозяйственные постройки. Возрождение Свято-Успенского монастыря начнётся со строительства Александро-Невского храма. Адрес: 211332 Витебская область, Витебский район, д. Слобода, ул. Озерная, д.1. Свято-Михайловский Березвечский женский монастырь [ править править код ] Свято-Михайловский Березвечский женский монастырь В августе 2004 года по инициативе епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия определением Синода Белорусской Православной Церкви было решено возродить в Глубоком Березвечский женский монастырь в честь Архистратига Божия Михаила. В сентябре того же года из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря в Березвечье приехали 7 сестёр с Игуменией Анфисой. Новый монастырь расположен в 1 км от исторического места. Два с половиной года сёстры молились в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. С помощью Божией, трудами Игумении Анфисы и сестёр к концу 2006 года был возведён домовый храм в честь святителя Тихона Задонского. В праздник Рождества Христова 2007 года совершена первая Божественная Литургия в новой церкви. Адрес: 211791, Беларусь, Витебская область, г. Глубокое, ул. Ф. Скорины, 77. Телефон: (8-02156)2-12-72 Свято-Пантелеимоновский женский монастырь (Браслав) [ править править код ] Свято-Пантелеимоновский женский монастырь (Браслав)

http://azbyka.ru/palomnik/Витебская_обла...

На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются Ближние и Дальние пещеры, где покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина). В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Адрес: 01015 ул. Лаврская, 15 Телефон: (044) 255-11-05 . Проезд: Подробнее... Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь [ править править код ] Архангело-Михайловский Зверинецкий пещерный монастырь — пещерный монастырь в Киеве, в исторической местности Зверинец. Пещеры монастыря являются памятником археологии национального значения. Адрес: 01014 ул. Мичурина 20-22 Телефон: (044) 285-24-40 Проезд: Подробнее... Свято-Покровский Киевский женский монастырь [ править править код ] Покровский женский монастырь был основан Великой Княгиней Александрой Петровной Романовой (в иночестве — Анастасия), супругой Великого Князя Николая Николаевича, третьего сына Императора Николая I. 24 января 1889 года состоялось освящение места постройки будущей обители, возникновение которой было предсказано прп. Феофилом Киевским ещё в 30-х годах XIX века; и уже в июле Великая Княгиня перешла сюда на жительство с первыми сестрами из Липок. Она принимала деятельное участие в созидании и налаживании жизни в обители, вложив в это все свои средства. Революционное лихолетье не минуло обитель. С 1923 года по 1941 год здесь проживали рабочие-металлисты; в обезглавленных храмах расположились детские ясли, типография, книгохранилище. В октябре 1941 года вновь возродилась монашеская жизнь в обители. Здесь была организована амбулатория, которая в период оккупации Киева оказывала помощь оставшимся в городе жителям. Монастырю была возвращена лишь третья часть его бывшей территории. На протяжении десяти лет по чертежам, находившимся в городском архиве, Покровский храм был перестроен из деревянного на каменный, восстановлены его купола, расписаны внутренние стены и своды. В мае 1999 года состоялось освящение этой церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Киев

В годы богоборческой власти были отобраны земельные угодья, разграблены храмы и келии, а в 1925 году обитель была закрыта. 23 сентября 2008 года Священный Синод Украинской Православный Церкви благословил открытие Свято-Успенский мужской монастырь в селе Слобода Тышковка Гайсинского района Тульчинской епархии. Дата основания: 2008. Адрес: 23734, Украина, Винницкая область, Гайсинский район, с. Слобода Тышковская Телефон: 067–430–15–39 Галайковский Спасо-Преображенский мужской монастырь [ править править код ] Галайковский Спасо-Преображенский мужской монастырь В селе жил подвижник благочестия иеромонах Агафодор. Сюда приезжало множество людей, так как по молитвам старца исцелялись многие болящие душевными и телесными недугами. В то время здесь существовал женский монастырь, в котором жили 11 насельниц во главе с игуменией. По преданию, келья старца, имеющая крестовидную форму была построена по благословению прп. Серафима Саровского. В ней находятся 200-300-летние иконы, а также часть камня, на котором молился прп. Серафим. Здесь хранится список чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», который иногда мироточит. Именно в этой келье, по преданию, о. Агафодору являлась Божия Матерь. Многие жители села помнят старца и его могила до сих пор почитается верующими. Часто, особенно в великие праздники, от нее исходит благоухание. В настоящее время производится сбор необходимых материалов для канонизации подвижника. Дата основания: 2009 Адрес: 23423, с. Галайковцы, Мурованокуриловецкий район, Винницкая обл., Украина Телефон: (04356) 3 66 14 Архангело-Михайловский женский монастырь (пгт. Чечельник) [ править править код ] Четвертый женский монастырь УПЦ в Винницкой области образован на базе прихода в честь Архистратига Михаила пгт Чечельник, где много лет осуществляло духовное и благотворительное служение сестричество, основанное настоятелем и строителем храма архимандритом Пименом (Старчаком). В этом году 88-летний священнослужитель принял постриг в великую схиму с именем Иона и отошел от дел на покой по причине преклонного возраста и болезни. Решение образовать монастырь было принято на приходском собрании 20 октября 2015 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

Адрес: 61003, Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 8/10 Телефоны: +38(057) 731 50 30 (дежурный монастыря) Как добраться: Свято-Покровский монастырь расположен вблизи площади Конституции. Доехать до него можно, воспользовавшись метро. Необходимо выйти на станции «Советская» или «Исторический музей». Подробнее... Свято-Борисоглебский женский монастырь (Водяное) [ править править код ] Свято-Борисоглебский монастырь Начал возрождаться в 1991 году. Официально утверждён решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 15 апреля 1997 года. Настоятельницей была назначена монахиня Серафима (Санталова), а духовным пастырем игумен Севастиан (Щербаков), который через несколько лет (в 2000—2003) отстроил возрождённый Покровский монастырь в Харькове. В мае 1997 года в монастыре начали совершаться богослужения. 20 июля 1997 года во время Божественной Литургии в храме обители чудесным образом мгновенно обновилась икона Спаса Нерукотворного. 28 октября 1997 года Священный Синод УПЦ постановил считать данную икону Спаса Нерукотворного чудотворной. До 2012 года находился в Харьковской и Богодуховской епархии Московского патриархата, с 8 мая 2012 года — в Изюмской и Купянской, поскольку Харьковская епархия была разделена на две, и Змиевской район отошёл к Изюмской епархии. Престольные праздники: Перенесение мощей блгв. князей Бориса и Глеба, мчч. блгвв. князей Бориса и Глеба, обновление иконы Нерукотворного Образа. Адрес: 63411, Украина, Харьковская область, Змиевский район, с. Водяное Телефон: (05745) 6–11–46 Подробнее... Архангело-Михайловский женский монастырь (Лозовая) [ править править код ] Монастырь Архангела Михаила в Лозовой Еще в кон. XIX в. в с. Светловщина в 5 км от Лозовой на средства землевладельца М. Фаддеева была учреждена женская община монастырского типа. Не имея своей церкви, ее насельницы посещали сельский храм Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова , Иоанна Златоуста), от которого община приобрела название Трехсвятительской. В советское время община была упразднена. При возрождении обители (в статусе монастыря) в 1998 г. ее разместили в Лозовой, а в Светловщине учредили монастырский скит. Обитель заняла заброшенное здание бывшего клуба железнодорожников, расположенное среди частных домов в старой части г. Лозовой. В Светловщине возле уцелевших монастырских корпусов возведен новый Трехсвятительский храм (на месте старого в советское время построен дворец культуры), освященный в 2005 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьковская_об...

Адрес : Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова Подробнее... Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь [ править править код ] Монастырь, созданный прот. Иоанном Кронштадтским в родном селе, где он родился в 1829. Открыт в 1899 как женская община, уже в 1900 преобразован в монастырь. В течении 1900-х сооружены кирпичная ограда с башнями и могоярусной колокольней, ряд келейных корпусов, создано большое хозяйство. В 1920 закрыт, позже часть построек разобрана, часть занята больницей. В 2000-х восстановлена женская монашеская община, но официально монастырь ещё не открыт. Сестры живут в бывшем доме монастырского священника. Примечания : К монастырю в 1900-х был перевезён дом, в котором прошло детство Иоанна Кронштадтского, для сохранности поставленный под деревянным чехлом. Адрес : 164630, Архангельская область, Пинежский район, с.Сура, ул. им. И. Кронштадтского, д. 16 Телефон : +7(81856) 5-22-92 ; 5-21-12 Подробнее... Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь [ править править код ] Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму новит имя - Свято-Троицкий монастырь. В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»). В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010