Праведный Симеон переводил книгу пророка Исайи. Прочтя слова Се, Дева во чреве приимет и родит Сына ( Ис. 7:14 ), он решил, что слово «Дева» употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия обетованного Мессии. И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец взял в руки Младенца Христа и произнес пророческие слова: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2:29–33 ). Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец ( Лк. 2:34–35 ). О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник Антоний, будущий архиепископ Новгородский († 1231). Праведная пророчица Анна Праведная пророчица Анна тоже участвовала во встрече сорокадневного Младенца Христа в Иерусалимском храме. Святой евангелист Лука повествует: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2:36–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

П. Строев «Списки иерархов...» стлб. 1049); Евфимий и Лаврентий – неизвестно какие епископы; Симон, или Симеон (в светильне службы на 28 сентября между иерархами упоминается Симеон, а не Симон), не Суздальский епископ, а епископ Переяславский, окончивший свою жизнь мученическою смертью, как видно из канона иеромонаха Мелетия Сирига (песнь 9, тропарь 3). На старинной иконе печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». По летописям, святитель Симеон окончил свои дни страдальческой смертью при нападении татар на Переяславль в 1339 году (ПСРЛ, 1, 200; 3, 188; Никоновская летопись, 3, 4, 5 у архиепископа Филарета: Русские святые, 3-я книга, с. 106); Дионисий, архиепископ Суздальский (†1385; память 15 октября и 26 июня). Священномученик Макарий, митрополит Киевский (†1497; память 1 мая) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 9, тропарь 4). Мощи его почивают в соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира. Святые мученики Антоний, Иоанн, Евстафий, Виленские мученики (†1347; память 14 апреля) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 7, славник). Святая равноапостольная Ольга (в святом Крещении Елена) (†969; память 11 июля); святой равноапостольный Владимир (в святом Крещении Василий) (†1015; память 15 июля) и чада его святые благоверные Борис (в святом Крещении Роман), князь Ростовский (†1015; память 24 июля) и Глеб (в святом Крещении Давид), князь Муромский (†1015; память 5 сентября). (Канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 1, славник). В каноне на 28 сентября они также упоминаются (песнь 9, тропарь 6). В служебниках и других церковных книгах, печатанных в Киево-Печерской Лаврской типографии, вместе со святыми Борисом и Глебом воспоминается святой благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский (†19 сентября 1147; перенесение мощей 5 июня 1150), но в обоих канонах печерским святым имя его не находится. Святая великомученица Варвара (†ок. 306; память 4 декабря), честные мощи которой почивают в Киевском соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира, прославляется в службе на 28 сентября вместе с преподобной Евфросинией Полоцкой (†1173; память 23 мая) и праведной девой Иулианией Ольшанской (обретение мощей XVI в., память 6 июля) (песнь 9, слава).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1879 г. отец Авраамий произвел новые изыскания, в результате которых под скалой внизу были открыты вырубленные гробницы, наполненные землей, камнями – и костями, которые, однако, при соприкосновении с воздухом тотчас обратились в прах. Эти погребальные пещеры и были признаны за место погребения праведного Симеона. Современный храм в Катамоне состоит из двух частей, соединенных общим широким портиком. Могила праведного Симеона находится в боковом левом приделе. Это пустая могильная яма (мощи, как мы говорили, давно были перенесены в Константинополь, а ныне, унесенные при разграблении города крестоносцами, находятся в городе Загорье). Над могилой беломраморная плита, покоящаяся на четырех столбах, над ней – высокий резной деревянный киворий. Слева от гробницы, на северной стене храма, размещен ряд икон, иллюстрирующих историю о Симеоне. На первой из них Симеон со своими сотрудниками работает над созданием Септуагинты. На второй – он бросает перстень в реку, и рыба тотчас подхватывает его. На третьей иконе изображена трапеза. Симеон разрезает рыбу и видит свой перстень. На восточной стене придела в особом аркосалии находится икона «Не рыдай Мене Мати» (интересно, что по-гречески этот извод называется «Крайнее смирение»). Главный, правый, придел храма во имя Сретения Господня тоже небольших размеров. Деревянный, резной иконостас содержит иконы русского письма. На столпе слева висит большая пятичастная икона, содержащая основные эпизоды из жития Симеона, включая Сретение Господне и погребение старца в Катамоне. В притворе храма можно видеть большую репродукцию, изображающую ковчег с мощами Богоприимца. Храм освящен в 1881 г. при Патриархе Иерусалимском Иерофее, который особенно любил это место и превратил его в одну из загородных патриарших резиденций. Раньше храм был приходским, поскольку вокруг жило много православных арабов. В 1948 г. арабские жители были изгнаны из этого района. Теперь храм посещают лишь паломнические группы, в основном из Греции, реже из России. Наибольшее число верующих бывает здесь, конечно, в праздник Сретения Господня (2/15 февраля) и следующий за ним день, посвященный памяти Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Так все уверяет нас в том, что душа наша сотворена Богом не для настоящей временной жизни, что мы на земле только «странники и пришельцы». Будем же чаще размышлять о сей высокой истине бессмертия души человеческой, дабы среди удовольствий мира, когда либо не забыться до излишней привязанности к ним, или среди скорбей и напастей не предаться отчаянию. Мысль о жизни будущей пусть постоянно предносится пред очами нашими. Беден ли кто? Не скорби среди лишений, помня, что благодушно претерпевающим бедность и нищету, обещано царствие небесное. Богат ли кто? Не превозносись богатсвом, помня, что оно может сделать тебя нищим в будущей жизни. Несчастен ли кто? Не смущайся временною скорбию, помня, что плачущие здесь на земле, утешатся на небе. Счастлив ли кто? Не предавайся излишней радости помня, что смеющимся на земле горе возвещается на небе. Словом – всегда и везде помышляй о будущей вечной жизни бессмертной души твоей. Тогда никакия скорби не устрашат тебя; тогда, хотя бы самая смерть внезапно предстала пред очи твои, ты без страха скажешь, подобно праведному Симеону Богоприимцу: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». (Слово прот. Романовского). 20. Почему праведный Симеон не боялся смерти Воспоминая Сретение Господа нашего Иисуса Христа в храме иерусалимском, св. Церковь ублажает и тех лиц, которые участвовали в этом евангельском событии первых дней земной жизни Богомладенца. Когда прошло сорок дней от рождения Спасителя, Богоматерь и Иосиф принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы представить Его пред Господа. Здесь встретили их праведный Симеон с пророчицею Анною и открыто возвестили всем о наступлении спасения чрез рождение Единородного Сына Божия. По свидетельству евангелия, Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Этот святой старец благоговейно служил Богу и верно исполнял все обязанности к своим ближним. За свою святую и богоугодную жизнь он удостоился особенного благоволения Божия: ему обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. Сколько лет праведный Симеон ожидал этого радостного обещания, нам неизвестно. Но, судя по его словам, не малое время ему пришлось ожидать Утехи Израилевой, так что он смотрел на смерть, как на отрадный предел своего многотрудного и долголетняго странствования на земле. Наконец в один день он, по внушению Духа Божия, приходит в храм и встречает Богомладенца вместе с преблагословенною Мариею и праведным Иосифом. Тогда Симеон, приняв на свои руки Младенца Иисуса, прославляя Бога, возгласил: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Здесь же присутствовала и пророчица Анна, вдова лет около восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она вместе с Симеоном восхваляла Господа и говорила о явлении Спасителя всем, ожидавшим в Иерусалиме Его пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

(Четьи-Минеи, 26-е число Марта) II. Память Св. праведного Симеона Богоприимца По свидетельству Божественного Евангелия, Симеон был человек праведный и благочестивый, чаявший утехи Израиля, и Дух Святой был в нем. Ему было возвещено Духом Святым о скором пришествии в мир Мессии. Вот как об этом повествуют древние историки. Когда по повелению Птолемея, Царя Египетского, предпринят был перевод с еврейского на греческий язык книг Закона Моисеева и писаний Пророческих и на это дело избраны семьдесят мудрейших мужей из народа иудейского, в числе их находился и Св. Симеон, как мудрый и сведущий в писании Божественном. При переводе книги Пророка Исаии, прочтя слова «се Дева во чреве зачнет, и родит сына» ( Ис.7:14 ), Симеон усомнился и сказал: «Невозможно, чтоб дева, не познав мужа, могла родить!» Тут он взял нож и хотел уничтожить слова сии, как вдруг явился Ангел Господень и, удержав его руку, сказал: «Не не веруй написанному! Ты сам увидишь исполнение сих слов и не умрешь, пока не узришь Христа Господня, рожденного от чистой Девы!» Уверовав в слова Ангела и Пророка, Симеон ожидал с нетерпеливым желанием пришествия Христова в мир. Он жил праведно и непорочно, уклоняясь от всякаго зла, не отходя от церкви и молясь Богу, чтоб он помиловал мир Свой и избавил людей от лукавого диавола. Когда же Господь принесен был Пресвятою Материю Своею во храм, тогда Старец Симеон, приняв на руки Предвечного Младенца, воспел пророчественную песнь Свою «Ныне отпущаеши раба Твоего...» ( Лк.2:29 ) и потом, благодаря Бога, отошел с миром от мира сего. Пишут, что Он прожил 360 лет до того вожделенного дня, в который принял Спасителя мира на руки Свои. Таким образом Он достиг начала счисления новых лет, того великого лета, в которое родился Сын безлетный от Матери-Девы. (Четьи-Минеи, Февраля 3-е) Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина Св. Мария Магдалина была родом из Сирии, от гор Магдалинских, почему и называется Магдалиною. Тяжко страдая от семи бесов, услышала Она о Христе Спасителе, изгонявшем бесов и целившем всякие недуги. Тогда Он проходил по городам и селениям Галилейским, благодетельствуя всем Своею божественною силою. И Магдалина удостоилась Его человеколюбивого благоволения. Милосердно воззрев на страдалицу, Господь изгнал из Нее семь лютых бесов, Ее мучителей, и исцелил не только Ее тело, но и душу, просветил ум Ее светом познания истины и дал Ей веровать в Него, истинного Христа, Сына Божия, посланного от Бога Отца для спасения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

Эту удивительную молитву произнес святой старец Симеон Богоприимец, когда Пресвятая Богородица со Своим нареченным мужем во исполнение закона Божиего в сороковой день по рождении принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Кто же был этот старец, которого евангелист Лука называет праведным и говорит, что Дух Святой почивал на нем? Он был одним из тех еврейских ученых книжников, которые переводили с еврейского на греческий Священное Писание Ветхого Завета для царя Птоломея Египетского. На долю старца Симеона выпал перевод пророчества Исаии. И когда он дошел до того места, в котором говорится: Се Дева во чреве приимет и родит Сыта Эммануила, что значит " с нами Бог " (Ис. 7; 14), - то остановился, призадумавшись: " Как возможно то, о чем пишет святой пророк? Разве возможно, чтобы дева, а не замужняя женщина родила сына? " Он думал, что это ошибка, и хотел исправить ее, заменив слово " Дева " словами " замужняя женщина " , но Дух Святой остановил его, и повелел написать то, что написано у пророка Исаии, и предрек ему: " Ты не умрешь, пока своими глазами не увидишь исполнение этого пророчества " . И святой Симеон жил долго, как ни один из его современников. И вот, когда в храм был принесен Младенец Иисус, старец Симеон, движимый Духом Святым, тоже отправился туда. Он не был священником, который должен был принять посвящаемого Богу новорожденного первенца, и тем не менее принял Его. И, взглянув на Младенца Иисуса, он Духом Святым узнал, что это Тот, о Котором пророчествовал святой Исаия. Он узнал в Нем Мессию, Господа Иисуса, он понял, что теперь разрешились узы его земной жизни, которые тяготили его, и, благословив Бога, произнес удивительную молитву, с которой я начал проповедь. Но почему эту молитву Церковь признает настолько важной, что повторяет ее ежедневно на вечернем богослужении? Симеону Богоприимцу надлежало вознести хвалу и благодарение Богу, благословить Его, когда он увидел в лице принесенного в храм Младенца Самого Мессию, Спасителя мира. И если св. Симеон видел спасение Божие, уготованное всем людям, то и мы - не телесными, а духовными очами - видим его, зная, что воскресший Спаситель оставил нам Евангелие, зная путь, указанный Им, зная Его слова: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14; 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

— Знаешь ли ты, Петре, — сказал ему тогда святой Николай, — праведного Симеона, названного Богоприимцем, потому что он в иерусалимском святилище принял в объятия свои Христа Бога нашего, нас ради вочеловечившегося, когда он был сорокадневным младенцем? — Как не знать, святче Божий, того, о котором написано во святом Евангелии! — сказал ему в умилении души Петр. — Так его-то оба мы с тобой будем просить, — прибавил великий Николай, — да походатайтствует он со мной о тебе пред Христом Богом, и я уповаю, что всеблагий Человеколюбец услышит тогда нас, ибо святой Симеон, предстоя престолу Владычнему с честным Предтечей и Крестителем Иоанном и Пресвятой Божией Матерью, имеет великое дерзновение ко Господу Богу и силен у Него. С сими словами видение кончилось и Петр, пробудившись, от души благодарил святителя Христова Николая. После сего он стал еще более поститься и усерднее просить Бога и Святых Его угодников, Николая и Симеона. Наконец, как бы с торжествующим видом, является блаженному Петру св. чудотворец Николай, уже наяву, и говорит: — Дерзай, брат Петр, и воздай славу Богу: наконец услышал Он наше о тебе моление, и вот великий Симеон, которого я предлагал тебе в помощники в наших к Богу молитвах, пришел освободить тебя от уз. Когда Петр взглянул и увидел идущего к себе великого подзаконного праведника, тогда от чудного вида небесного посетителя объял его невольный страх и трепет. Священнолепный старец Симеон имел в руке своей златой жезл и был облечен в полное ветхозаветное архиерейское облачение. Дошедши до Петра, он стал возле него и говорит ему: — Ты ли стужаешь брату нашему Николаю об освобождении тебя от этого заключения? Петр от объявшего его страха едва мог отвечать: — Да, святче Божий, я тот окаянный, который споручником моим к Богу положил сего великого Николая, а ходатаем пред Ним о мне и молитвенником — твою святыню. — Но если ты полагаешь нас споручниками к Богу, — спросил св. Симеон, — то исполнишь ли, что обещаешь, — т. е. будешь ли иноком и проведешь ли остальную твою жизнь в постничестве, с усердием?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

– Знаешь ли ты, Петре, – сказал ему тогда святой Николай, – праведного Симеона, названного Богоприимцем, потому что он в иерусалимском святилище принял в объятия свои Христа Бога нашего, нас ради вочеловечившегося, когда он был сорокадневным младенцем? – Как не знать, святче Божий, того, о котором написано во святом Евангелии! – сказал ему в умилении души Петр. – Так его-то оба мы с тобой будем просить, – прибавил великий Николай, – да походатайтствует он со мной о тебе пред Христом Богом, и я уповаю, что всеблагий Человеколюбец услышит тогда нас, ибо святой Симеон, предстоя престолу Владычнему с честным Предтечей и Крестителем Иоанном и Пресвятой Божией Матерью, имеет великое дерзновение ко Господу Богу и силен у Него. С сими словами видение кончилось и Петр, пробудившись, от души благодарил святителя Христова Николая. После сего он стал еще более поститься и усерднее просить Бога и Святых Его угодников, Николая и Симеона. Наконец, как бы с торжествующим видом, является блаженному Петру св. чудотворец Николай, уже наяву, и говорит: – Дерзай, брат Петр, и воздай славу Богу: наконец услышал Он наше о тебе моление, и вот великий Симеон, которого я предлагал тебе в помощники в наших к Богу молитвах, пришел освободить тебя от уз. Когда Петр взглянул и увидел идущего к себе великого подзаконного праведника, тогда от чудного вида небесного посетителя объял его невольный страх и трепет. Священнолепный старец Симеон имел в руке своей златой жезл и был облечен в полное ветхозаветное архиерейское облачение. Дошедши до Петра, он стал возле него и говорит ему: – Ты ли стужаешь брату нашему Николаю об освобождении тебя от этого заключения? Петр от объявшего его страха едва мог отвечать: – Да, святче Божий, я тот окаянный, который споручником моим к Богу положил сего великого Николая, а ходатаем пред Ним о мне и молитвенником – твою святыню. – Но если ты полагаешь нас споручниками к Богу, – спросил св. Симеон, – то исполнишь ли, что обещаешь, – т.е. будешь ли иноком и проведешь ли остальную твою жизнь в постничестве, с усердием?

http://isihazm.ru/?id=1827

И дальше будет развиваться та же истина Боговоплощения. Перворожден из Отца прежде век, перворожден Младенец из Девы Нетленным, Адаму руку простирая, явися , — говорит Святитель в первом тропаре 3–й песни канона. Здесь образ Адама звучит совершенно иначе, чем в каноне на Крещение Господне. Там — Адам истлевший, и его обновляет струями Господь; здесь — Адаму Младенец Христос простирает руку. Такова сила гения святого песнописца: в каждом священном событии можно различить действующую благодать Божию, и очищающую, и милующую, и простирающую руку. В 5–й песни Христос — опять Младенец–Бог, и святой Симеон Богоприимец трепещет и говорит Богоматери: Огнь… носиши, Чистая: Младенца боюся объяти Бога, Света Невечерняго и миром владычествующа . В 6–й песни продолжается молитва праведного Симеона, по–прежнему отражая великий догмат Богочеловечества Христова: Сыну Вышняго, Сыну Девы, Богу, Отрочати бывшему, поклоншася Тебе ныне отпусти с миром . Какая власть в этом Отрочати–Боге, как радуется Ему и как одновременно трепещет старец Симеон! Праведный Симеон будет и дальше продолжать свои речи в остальных песнях канона, и Богочеловечество Христово опять и опять будет возноситься. Се, Симеон вопияше, пререкаемое знамение Сей будет, Бог Сый и Отроча . И в заключительной, 9–й песни канона: Иже древним новорожденных горличищ супруг, двоица же бяше птенцев, в нихже место Божественный старец и целомудренная Анна пророчица, от Девы рожденному и Сыну Единородному Отчу, в церковь приносиму, служат величающе . От начала и до конца этого канона Христос — Бог и Человек, Бог и Младенец, Бог и Отроча. Воздадим похвалу таланту великого Божия песнописца! В своем замечательном каноне на Неделю ваий святитель Косма весь погружен в созерцание грядущего на осляти Сына Божия, глубокого смирения Его и — в связи с этой глубиной смирения — судьбы будущего Царства Христова. Здесь он уже не богословствует о Его Богочеловечестве, а свидетельствует, что Он — Камень, на котором утвердилась Его Церковь. Сладкопение ирмосов и дивная мелодия тропарей воистину достигают в этом каноне своей вершины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Ныне отпущаеши. Узревши уготованное нам свыше спасение, как видно было из значения псалмов: Блажен муж; Господи, воззвах и проч., – также входа, мы, отходя ко сну, как от жизни к смерти, произносим с праведным Симеоном благодарственную песнь: ныне отпущаеши. Симеон Солунский (в гл. 341) пишет: «и потом один из служащих, как бы Симеон Богоприимец, с благоговением произносит молитву: ныне отпущаеши. Святой Симеон просил разрешения души от тела, увидев спасение Божие; мы же просим разрешения души от страстей, от вражиих искушений и сугубых недугов душевных и телесных». И в другом месте: «читаем благодарственное благословение Богоприимца Симеона, и как он разрешение от тела считал сладостию, так и нам предлагает помнить исход, который уже явился и который означается вечером, и благословить его в том, в чем должно». §33. Тропари отпустительные Отпустительные тропари суть те, которые читаются на вечерни и утрени пред отпустом. В настоящем тропаре первые два слова: Богородице Дево, церковь прилагает к словам архангельским с того времени, как Несторий, отвергая Божество Христово, дерзнул назвать Пречистую Деву Христородицею. И потому церковь сперва называет Пресвятую Деву Богородицею, а потом прибавляет слова: радуйся, благодатная. На конце же сей архангельской песни показывает и причину названия Девы Марии Богородицею: яко Спаса родила еси душ наших. Этот отпустительный тропарь в честь Богородицы читается только в бдения на дни воскресные и на дни святых; но в Господские праздники как сей, так и другие Богородичные тропари не полагаются. Симеон Солунский (в гл. 341) говорит: «это есть архангелов глас о Деве и Божественном Ее зачатии. Так как это начало Домостроительства нашего спасения соделалось в день недельный, то песнь сия и полагается особенно в бдениях на дни воскресные и на праздники святых, потому что девственное рождение Христа есть источник святости святых. Не полагается только в праздники Господские». Посему не только тропарь: Богородице Дево, но и прочие тропари и стихиры Богородичные в Господские праздники, кроме воскресных дней, нигде не полагаются; потому что таинства и догматы , заключающиеся в Богородичных тропарях и стихирах, излагаются во всех тропарях и стихирах, которые излагаются в праздники Господские. §34. Благословение хлебов на всенощных

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010