– Я раб ваш, – отвечал блаженный Петр с глубоким смирением, – при помощи Божией исполню все это и в истине моего обещания вас же самих полагаю достоверными свидетелями пред Богом. – Если так, – продолжал праведный Симеон, – то выходи из этой темницы безпрепятственно и иди куда хочешь. Петр показал ему ноги свои, которые были забиты в дерево. Но Богоприимец коснулся жезлом своим оков, и они в мгновение ока распались, как воск от огня. Освободив таким образом Петра от уз, святой Симеон пошел вон из темницы и велел ему следовать за собой, и тотчас же они все трое – святой Николай, Богоприимец Симеон и Петр – оказались идущими вне крепости самарской. Петр от удивления и изумления это совершившееся с ним преславное чудо почитал в мысли своей сновидением. – Не сновидение видишь ты, – заметил тогда праведный Симеон, – а истинное свое от уз освобождение; что еще колеблешься в своих мыслях? Затем, поручив святому Николаю иметь о Петре попечение, он удалился. После сего великий чудотворец Николай велел блаженному Петру укрепиться пищей и взять оной с собой на путь. Уверившись таким образом в истине чудного своего избавления и воздав благодарение Богу и небесным своим ходатаям Симеону и Николаю, Петр начал в точности исполнять свои обеты, данные им Господу Богу во время своего злострадания, – т.е. из Аравии, достигнув пределов греческих, не отправился в свою отчизну, но направил стопы свои прямо в древний Рим. Святитель же Христов Николай, однажды взяв его под свой покров, уже не оставлял своей помощью на всем пути, но, как сострадательный и чадолюбивый отец или как благой детоводитель, руководил его видимо и невидимо и скоро привел в Рим в совершенной безопасности и благополучии. Когда Петр достиг пределов Рима, святой Николай заметил ему так: – Время, брат Петр, исполнить тебе без отлагательства свое обещание Богу; если же по-прежнему замедлишь исполнением, то знай, что поведут тебя связанным в самарскую темницу. Желая удостоверить святого Николая в непременности своего намерения, Петр сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако Матерь Божия является не единственной участницей праздника Сретения; вместе с Ней в нем участвуют праведный Симеон и пророчица Анна. Евангелист Лука рассказывает, как по внушению Святого Духа они пришли в Иерусалимский храм, чтобы встретить принесенного туда Богоматерью Младенца Христа. И поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. Богоносе Симеоне, — обращаемся мы к святому Симеону Богоприимцу, — прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария. А святую Анну пророчицу мы призываем: О дщи Фануилева, прииди, стони с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия. Участие святых праведных Симеона и Анны в событии Сретения Господня и встреча ими Христа в Иерусалимском храме не были случайными. Симеон и Анна были подготовлены к тому состоянием своих душ, посвященных неукоризненному служению Богу. Евангелие говорит, что Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). В этом многолетнем ожидании утешения Израилева, то есть пришествия Мессии, заключались смысл и средоточие сокрытой от человеческих взоров внутренней жизни святого старца. Чистота его сердца, привлекшая к нему Духа Божия, дала ему возможность познать Его же под мраком Моисей законополагающа провиде в Синаи, Младенца бывша, закону повинующася (Служба Сретению Господню, на Господи, воззвах, стихира 2-я). Долгое время праведный Симеон жил ожиданием пришествия Христа Господня и, наконец, увидел Его. Торжественно было это Сретение — Сретение двух Заветов. Ветхого и Нового, закона и благодати. Душа старца, посвященная Богу, обрела плод этого посвящения, и потому в день, когда он увидел Свет во откровение языков и Славу Израиля и поднял Ветхого денми, Который, младенствовав плотию, явился яко Младенец руконосим, путь земной жизни старца получил свое завершение, и он приложился к отцам, чтобы возвестить томившимся во аде ветхозаветным праведникам о скором пришествии Искупителя и Победителя ада.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-rass...

По Евангелию от Луки, Анна Пророчица была благочестивой вдовой из Иерусалима. Когда родители принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, в нем  была 87-летняя Анна, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь», после того как Симеон Богоприимец произнес благословения, Анна «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».  Почитается Православной церковью в лике праведных. Симеон Богоприимец и Анна Пророчица Имя Анна Сретение Господне 2016 Прп. Моисея Мурина (ок. 400). Египетский Христианский святой, родом из Эфиопии. В юности Моисей был разбойником и пьяницей, но позже раскаялся, стал монахом и иеродиаконом. Умер от рук разбойников-берберов. Покровитель исцеляющихся от пьянства. Преподобный Моисей Мурин Обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659).   Почаев – Дом Пресвятой Богородицы Преподобный Иов, игумен Почаевский, праведник и чудотворец, боролся против унии православных христиан с католиками.  Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих. Праздник в честь святых, связанных с Киево-Печерской лаврой. Отцы Киево-Печерской Лавры – покровители монашествующих и всех христиан в скорбях. Киево-Печерская Лавра и ее святые КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. Краткий путеводитель    Православные праздники  11 сентября  Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.   Усекновение главы Иоанна Предтечи Иоанн Креститель (Предтеча) Иоанн Креститель и его праздники Пророк, Предтеча и Креститель: История в картинках Пророк Иоанн Креститель обличал царя Ирода, который жил с женой своего брата - Иродианой. Разгневанный Ирод посадил Иоанна в темницу. Дочь Иродианы Саломея исполняет на дне рождения Ирода танец, за который Ирод обещает исполнить любое ее желание. Саломея, по просьбе своей матери, просит принести ей отрубленную голову Иоанна. Ирод выполняет ее просьбу. Ученики пророка погребают его тело. В поминание мученической смерти Иоанна Церковью установлен Великий Праздник.    Православные праздники 12 сентября

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Младенец Господь принесен был во храм иерусалимский Бого­матерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рож­дении Спасителя. По закону Моисееву (см.: Лев. 12 ), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить во храм в продолже­ние 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в со­стоянии были дать агнца. Дочь Давида могла принести только последне­го рода жертву! Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, «как нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Си­меон, чающий утешения Израиля; и Святой Дух был на нем ( Лк. 2, 25 ). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По вну­шению Духа Божиего, Симеон пришел во храм в то время, когда роди­тели принесли Младенца Иисуса, чтобы поставить Его пред Господом; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2, 29–32 ). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благо­словил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой, – святой старец предрек Богоматери, – оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец ( Лк. 2, 34–35 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2, 36–38 ); почему и называется Пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокадневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал: «Ибо видели очи мои спасение Твое, еже уготовал пред лицом всех людей». Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы он, своими очами узрев Младенца- Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Далее начинаются вообще небывалые вещи: Фиму причащает преподобный Серафим, а святые Иоаким и Анна рассказывают ей, местами сюсюкая, о Рождестве Богородицы и Введении Ее во храм: ” – Серафимушка, сокровище, веруешь ли ты, что в чаше Кровь и Тело нашего Господа? – снова спросил батюшка. – Как в это верить? – пронеслось в голове Фимки. – Глупые выдумки, обманывают народ, буржуи, – и вдруг Фимка ясно поняла, что всё это – насчёт буржуев, выдумок, – ложь, а правда – вот здесь, в этих пламенеющих свечах в руках Иоакима и Анны, в сияющих звёздами глазах Серафима и в этой чаше”. Здесь я прерву цитату, чтобы отметить, что, к сожалению, и здесь все – неправда. Неправда от начала до конца, хотя и маскируется под “благочестивую правду”. А ребенок это очень тонко различает. Потом Фима встречается с царицей Еленой, затем с праведным Иосифом Обручником: “Иосиф спустился по ступенькам в сад, поглядел куда-то вверх и тут же к нему приблизилось несколько крылатых Солнышков. Они принесли с собой небольшое облачко. Иосиф положил на него Фимку, и та стала изо всех сил потягиваться на мягчайшей облачной перине”. А вот какие захватывающие истории и бурные сцены своей молодости живописал нашей героине святой Симеон Богоприимец: ” – Ты, моя хорошая, сейчас о Матери Божией размышляешь, – тихо, немного скрипуче заговорил праведный Симеон.… – Пригласили целых семьдесят человек, самых учёных. Я сам не знаю, как в их число попал. Конечно, был я грамотный и греческий язык выучил в детстве. Родители мои постарались, наняли мне учителя. Ох, и доставалось же мне от него. Однажды он заставил меня учить неправильные глаголы, а сам ушёл вздремнуть. А я как начал эти глаголы повторять, так и не заметил, как меня сон сморил. На локти голова моя ленивая легла, и пошли мне сны сниться про то, как я лезу на скалу, учитель мой снизу меня подталкивает, кричит, чтоб я лез. А мне страшно, да и на вершине горы обезьяна сидит неприятная. Мне совсем туда не хочется. И вдруг – удар, шум. Я упал с табуретки. Сам ушибся, и учителя разбудил. Он, как ужаленный, вскочил, злющий, и меня табуреткой отделал. Вот как я греческий-то язык учил. А всё же выучил.

http://azbyka.ru/fiction/neobyknovennoe-...

Рождаясь от Святой Девы и Святого Духа, Иисус исполняет предвещание богоглаголивого пророка Исаии (см. Ис.7:14 ), справедливо наименовавшего Его «Эммануилом, что значит: с нами Бог» (ср. Мф.1:22–23 ). Бесконечная Божественная тайна окружает как рождение Иисуса по плоти, так и Его предвечное рождение от Отца по Божеству. Посему слова пророка Исаии: «но род Его кто изъяснит?» ( Ис.53:8 ) – можно отнести и к тому, и к другому. Ангел Господень, явившийся пастырям, называет новорожденного Иисуса «Христом Господом» (ср. Лк.2:11 ). В посланном от Бога имени: Иисус (Спаситель) – которое нарекли Новорожденному (см. Мф.1:22, 25 ; Лк.1:31, 2:21 ), предсказана Его Божественная миссия – спасение людей от греха. А спасать от греха может только Бог (см. Ис.43:11 ; Ос.13:4 ), потому что Он один имеет силу и право отпускать грехи (см. Мф.9:2–7 ; Мк.2:1–12 ; Лк.5:20–25 ). Само имя Иисус «показывает, что Он – истинный и по природе (vere et natura) Господь всех». Когда благочестивый и праведный Симеон Богоприимец берет в свои руки младенца Иисуса, то, исполненный Духом Святым, именует Его «спасением» (ср. Лк.2:30 ), потому что Иисус есть воистину Бог, Который как Слово по природе от Отца, а от Девы Он, Тот же Самый, по плоти. Иисуса сопровождают Божественные тайны и украшают Божественные свойства с самого рождения. При крещении же на Иордане Он открывает Себя как второе Лицо Пресвятой Троицы, как Сына Божия, как Бога. Сам Бог Отец голосом с неба свидетельствует о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ; Лк.3:22 ; Мк.1:11 ). Те же самые слова Бог Отец повторил при преображении Спасителя на Фаворе, когда Спаситель беседовал со святыми пророками Моисеем и Илией о Своем искупительном страдании за спасение человеческого рода (см. Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; Лк.9:35 ). Но самое убедительное доказательство того, что Иисус есть воистину Бог и Господь, дано нам в Его досточудном и славном Воскресении. Очевидной реальностью Своего воскресшего тела Спаситель неопровержимо влияет и на такого скептика, каким был апостол Фома, и тот восторженно и радостно восклицает: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). «Апостол Фома осязал тело своего Господа,– говорит святой Иоанн Кассиан ,– и засвидетельствовал, что Он есть Бог, ибо Иисус не может отделяться от Бога». Как Воскресение Спасителя, так и Его Вознесение, и ниспослание Духа Святого на апостолов, являют и неопровержимо удостоверяют, что Иисус из Назарета – действительно Бог и Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В храме сорокадневный Младенец, Владыка неба и земли с благодатным восторгом и великой радостью был встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. Святой Симеон на закате дней своих произносит дивные слова, которые св. Церковь ежедневно повторяет за вечерним богослужением при закате дня: " " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей… " " Продолжая затем свое богодухновенное пророчество, праведный старец обратился к Деве Марии и, указав Ей на Младенца, сказал: " " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец " " (Лк. 2; 35,36). Эти слова означали, что о Нем будут идти споры и рассуждения, что многие найдут в Нем для себя восстание и спасение, а многие – соблазн и гибель, как о камень разобьют свои мысли и усилия, так и не познав в Нем Бога. И Пресвятой Деве предстояло неоднократно уязвляться сердцем при виде страданий Своего Божественного Сына, особенно тогда, когда Она стояла при Кресте Христовом. Устами старца Симеона в гимне: " " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… " " – сказало последнее слово ветхозаветное человечество. Начинается новое время, исполняются пророчества Богоприимца Симеона. В связи с событием Сретения Господня, каждому христианину важно вспомнить, что в свое время наша мать принесла нас в храм и тоже поставила перед Господом, чтобы мы стояли в твердости веры и святости жизни. Слова " " ныне отпускаешь… " " относятся не только к ветхозаветной Церкви, к ветхозаветному человечеству, они относятся к каждому из нас. Рано или поздно они коснутся нас всею своею сущностью. Поэтому очень важно помнить о них, а вместе с этим и о том, что мы всегда стоим перед Богом, хотя не всегда сознаем это или заглушаем это сознание суетой, грехами и непокорностью воле Божией. Пусть нынешний праздник пришествия Христа в храм и встреча Его в этом храме подвигнут нас к христианскому размышлению о Боге и о себе самих, о нашем неизбежном " ныне отпускаешь... " , и да будет для нас тогда мирной и радостной встреча со Христом Богом нашим, к Которому всегда должна стремиться христианская душа.

http://zavet.ru/k/sret/

Вскоре по избиении святых младенцев, число коих было четырнадцать тысяч, казнь Божия постигла и самого убийцу, царя Ирода. Жесток был конец его жизни, как повествует о том святой Феофилакт: одержимый горячкою и болезнью внутренностей, опухолью ног, заграждением ноздрей, трясением всего тела и распадением всех членов, лукавый царь, съедаемый червями, в страшных мучениях испустил дух. Повествуется также, что ему недостаточно было избить Вифлеемских младенцев, но еще при самой кончине своей, он предал смерти множество знатнейших и славнейших граждан Иерусалима: так он казнил Гиркана, первосвященника Иудейского, а также всех тех первосвященников и книжников народных, которых раньше спрашивал: «Где должно родиться Христу?» – и которые ответили ему: «В Вифлееме иудейском». Всех он впоследствии умертвил мечом. И это было для них праведным судом Божиим, так что все они вместе с Иродом скончались в жестоких мучениях, как возвестил о том Ангел Иосифу в Египте: – Умерли искавшие души Младенца. Очевидно, искал не один Ирод, но все советники его, первосвященники и книжники. Поэтому и умер не один Ирод, но и все, искавшие вместе с ним души Младенца. Тот был умерщвлен самим Богом, а эти были избиты Иродом. Кому они сочувствовали, от того и приняли жестокую кончину. А что все они искали убить Христа и были единодушны с Иродом, это явствует вот откуда: когда скончался праведный старец Симеон Богоприимец, свидетельствовавший о Христе в храме и перед всем народом, то они за это не сподобили его достойного погребения, которое бы приличествовало столь святому мужу, премудрому учителю, прозорливому пророку и уважаемому всеми старцу. Также предали они смерти и святого пророка Захарию за то, что он поставил на месте девиц, где не подобало стоять замужним женщинам, Пречистую Деву, вошедшую с Младенцем во храм для очищения. Об этом упоминают Григорий Нисский , Кирилл Александрийский и Андрей Критский . Книжники разъярились в сердцах своих на Захарию, как на явного законопреступника и, снедаемые завистью, гневались как на то, что матерь Младенца была поставлена на месте девиц, так и на то, что возглашались такие свидетельства о Младенце.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Она все упование Свое возлагала на Господа, и, от колыбели до гроба, совершенно покорялась распоряжениям Его промысла. Вот благочестивые родители Ея посвящают Ее по обету своему на служение Богу: Она не только не противится этому, но охотно оставляет отеческий дом и заключается в храме Божием. Архангел Гавриил благовествует Ей о бессеменном зачатии от Нея Сына Божия: Она недоумевает, как это может быть, но не сомневается в истине небесного благовестия и с покорностию ответствует архангелу: «се раба Господня, буди мне по глаголу твоему» ( Лук. 1, 38 ). По смерти обрученника Иосифа Пресвятая Дева не имела с Сыном Своим приюта, где бы могла «главу приклонить» ( Лук. 9, 58 ) однако не унывала духом, но, безропотно сносила нищету Свою. Наконец, когда враги Иисуса Христа достигли своей цели: Невинный осужден, как беззаконник, и распят, как злодей... О, какую скорбь должна была чувствовать тогда Матерь Божия! Тогда действительно прошло душу Ея то «оружие», о котором предрек Ей праведный Симеон Богоприимец ( Лук. 2, 35 ). Но это оружие только прошло душу Ея, а не сразило Ее: Она не упала духом, не изнемогла под бременем несчастия, не пришла в отчаяние. Такова была сила души Ея, а паче твердость веры и упования на Бога! г) Но сколь тверда была душа Божией Матери в терпении и преданности Богу, столь же нежно было сердце Ея для дружбы и святой любви. Она искренно любила ближних, была общительна с ними и по возможности благотворила им, как это видно из того, например, что не отреклась быть на браке в Кане Галилейской и помогла в нужде новобрачным ( Иоан. 2, 1–5 ). Она была добрая и верная обручница: беспрекословно повиновалась Иосифу, покоила его старость, охотно делила с ним все нужды и труды его. Она была нежнейшая Матерь: ибо, несмотря на юность Свою, Сама воспитывала возлюбленного Своего Сына, не вверяя Его чуждым сосцам и попечениям, как это делают иные неблагоразумные матери с детьми своими, и, для сохранения жизни Его, бежала с Ним из родной земли в иноплеменную, зорко следила за всеми Его действиями, была внимательна ко всем обстоятельствам Его жизни ( Лук. 2, 19. 51; 8, 20 ), и сохранила сильную любовь к Нему не только до смерти, но даже и по смерти Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сретение Господне. Фреска церкви Святого Димитрия в Марковом монастыре близ Скопье, Македония. Около 1376 года. – Получается, посвящение Богу первенца не совершилось, его заменило Сретение с праведниками? – Нет, над Христом совершаются все положенные обряды Ветхого Завета, и это важно. Он Сам соблюдает все предписания и праздники Закона (Мф. 5: 17), пока не пролилась на Кресте Его кровь, знаменующая Новый Завет. Но поскольку это Богомладенец, за внешним обрядом приоткрываются смыслы совершенно новые, необычные. Смотрите, для всех Мария с Иосифом – супружеская пара, родители Младенца. А на самом деле, мнимый отец Иосиф покупает за заработанные им шекели голубей, чтобы выкупить ими у Родного Отца – Бога право быть нареченным «отцом» и воспитывать этого Младенца. А кого они приносят в храм? Для многих это лишь Младенец. Но это Тот, Кто давал заповедь Адаму. Тот, Кто давал Закон Моисею, Тот, Кто беседовал с пророками. Это Тот, Кто мир этот тварный создал из ничего! Мария с Иосифом приносят Богу Егоже предвечно рождаемого Сына… Сретение Господне. Фреска Белой церкви в селе Каран, Сербия. 1340 - 1342 годы – Иконография Сретения обязательно включает фигуры встречающих Богомладенцаправедного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. – Сами имена Симеона и Анны – говорящие, они значат «Услышание» и «Благодать». И в символическом смысле в их лице идут к Младенцу сам ветхий праотец Адам вместе с Евой. Долго скитаясь вне Рая, они поняли свою ошибку, поняли, что надо научиться слышать Бога, искать только Его благодати. У этих «новых» Адама и Евы уже оскомина от вкушения плодов с Древа познания. Им насильно предлагай эти плоды – они не захотят. Они прошли через страдание от своего и людского греха, им было так плохо, что от этого они ушли в пост, ушли в молитву. Анна вообще неисходно пребывала в доме Божием более 60 лет. А Симеон, по свидетельству Предания, прожил более 270 лет. Ему было предсказано, что он не умрет, доколе не увидит Бога воплотившегося. Он не напрасно ждал, эти годы не были потрачены впустую – он научился слышать. И вот Дух Святой ведет его в храм встретить Богомладенца. Он только тогда увидел Богомладенца, когда праведность его стала переливаться чрез край естества. Он уже настолько был готов, настолько в нем не осталось ничего от плоти, от мира, что Дух Святой дал ему осознать это чудо. Симеон принимает на свои руки Богомладенца. А его руки – это престол праведности, воистину достойный Бога, как крылья херувимов. Многие праведники до этого дня желали узреть Бога, и только сейчас Симеон увидел Его, поскольку Он получил зримый вид и человеческое имя.

http://pravoslavie.ru/151023.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010