Много уже времени провел Петр в этом горьком заключении и, не чая никаких человеческих средств для освобождения, стал просить помощи у всесильного Бога. Вспомнил также он и о великом чудотворце Николае, к которому питал горячую любовь, и у последнего также стал просить предстательства и заступления. Святитель внял его мольбе, и вот однажды во сне является ему и говорит: «брат Петр, прошению твоему я внял, и скорбь сердца твоего знаю, и человеколюбивого Бога о тебе молил; но за твою прошедшую медлительность в исполнении твоих обетов и Он медлит исполнением моего о тебе ходатайства».– Прошло несколько времени и Свят. Николай паки является Петру, но уже не один, а с великим подзаконным праведником Симеоном Богоприимцем. И последний Петру говорит: «исполнишь ли, что обещаешь?» т. е. будешь ли иноком и проведешь ли остальную твою жизнь в постничестве, с усердием? «Я, раб ваш,» отвечал Петр с глубоким смирением; «при помощи Божией, исполню все это, и, в истине моего обещания, вас же самих полагаю достоверными свидетелями пред Богом.» «Если так, сказал праведный Симеон, то выходи из этой темницы беспрепятственно и иди, куда хочешь.» И Петр тотчас же чудесным образом был освобожден. Но об исполнении обета Свят. Николай напомнил Петру и еще. Когда последний достиг пределов Рима. Свят. Николай и еще явился ему и сказал: «Время, брат Петр, исполнить тебе без отлагательства свое обещание Богу: если же по-прежнему замедлишь исполнением, то знай, что поведут тебя связанным в Самарскую темницу.» Петр свой обет исполнил. Итак, видите ли? Св. Петр только медлил исполнением обета, но и за одну медлительность понес наказание; что же сказать о тех, которые вовсе не думают о своих обетах, забывают их, или совсем и знать их не хотят? Не грешат ли они пред Богом ложью? Не показывают ли в себе недостаток веры в Него? Не обнаруживают ли неблагодарность? Без сомнения так. Поэтому и наказание вящее их ожидать должно и ответственность пред Богом тягчайшая, ибо Бог поругаем не бывает. Убоимся, братие, слыша это, и если дали обет, то и немедленно исполним его, как святой долг пред Богом, в точности и неотложно, как только внушат нам исполнить его истинное благочестие и ревность по благочестию. Исходящее из уст твоих, говорит Слово Божие, сохрани, и сотвори, имже обещал еси Господеви Богу твоему ( Втор.23:23 ). Будем же верными в слове и деле пред Господом и тем покажем, что мы истинно любим Его не словом, ниже языком, но делом и истиною. Аминь. 2. Св. угодники Божии своими молитвами помогают преимущественно тем, которые с особенной любовью чтут их

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Перевод: «Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного — Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами счастливыми, Сын Божий, дающий жизнь, — потому мир Тебя славит». Тема света, принесенного Иисусом Христом людям, находит продолжение и в славословии Симеона Богоприимца, ветхозаветного праведника, который жил ожиданием исполнения пророчества о пришествии в мир Спасителя. Именно он и встретил в Иерусалимском храме принесенного туда Иосифом и Марией младенца Иисуса. Слова, которые Симеон произнес при этой встрече, завершают вечерню: Церковнославянский текст: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Перевод: Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Таким образом, вечерня символически охватывает время от начала истории мира и до прихода на землю Спасителя, который завершает время Ветхого завета. Что такое вечерня в церкви? Православная вечерня в своей обрядовой части уходит своими корнями в ветхозаветное богослужение. Сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме во время вечерней службы непременно совершался обряд возжигания светильника и воскурялись благовония. И сегодня использование ладана, вынос свечей и возжигание лампад составляют неотъемлемую обрядовую сторону вечерни. Вечерня одно из самых древних богослужений, которое совершалось уже в раннехристианской Церкви. Сохранилось два описания вечерней службы первых веков. Одно находится b VIII книге «Постановлений апостольских», которая датируется исследователями 380 годом. Второе описание оставлено в записках паломницы Этерии, которые относятся к 393-394 годам. Тексты не содержат полного чинопоследования вечерни, но определенное сходство между раннехристианской службой и современной вечерней проследить можно. Отдельные молитвословия напоминают тексты молитв, которые и сегодня можно слышать в церкви.

http://foma.ru/vechernja-chto-jeto.html

Давайте перейдем прямо к теме и посмотрим на текст Песни Симеона Богоприимца (Евангелие от Луки 2: 29-32). Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром… Здесь Симеон говорит, что Бог его отпускает, то есть позволяет ему расстаться с этой жизнью. Поскольку, как говорится в Евангелии от Луки прямо перед этими словами, Святой Дух его заверил, что он не умрет, пока не увидит Христа (Евангелие от Луки 2:26). Далее Песнь продолжается так: ибо видели очи мои спасение Твоё, … Здесь, безусловно, он говорит о младенце-Иисусе, которого он в этот момент держал на руках. которое  уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Хочу напомнить вам, мои многочисленные зрители, что эта Песнь поется каждый вечер во время византийской вечерней службы. То есть наша литургическая традиция считает ее актуальной в каждый вечер нашей жизни. Почему? – вы можете спросить. Поэтому я и люблю вас, мои многочисленные слушатели! Потому что вы задаетесь такими хорошими вопросами. Потому что… Сейчас мне понадобится ваше внимание! И если вы сейчас проверяете сообщения в телефоне или в Интернете, отложите их и  послушайте меня. Потому что слова святого Симеона определенным аллегорическим образом «подходят» к вечернему времени суток. Я скоро вернусь к словам «аллегорический», но пока я хочу сказать, что святой Симеон размышляет о своей скорой смерти или переходе к жизни после смерти. А вечер, закат солнца – источника света в этом мире, также является переходом к ночному времени, и к другим источникам света, данным Богом, — таким как огонь и электричество. И, наконец, — переход к следующему дню. Все это, так же как и то, что мы укладываемся вечером спать, напоминает нам о нашей собственной смерти. Смерти, которая не просто является концом, но переходом к другой фазе нашего существования, в жизни после смерти. Итак, окончание вечерни полностью посвящено переходу. Также вспоминается переход от Ветхого Завета к Новому, поскольку старец Симеон держит Бога в человеческой плоти, Благую Весть и Славу его народа, народа Израилева. И Симеон с надеждой смотрит на эту Славу, которая проявляется также и перед не-евреями в виде света.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Итак, Господь в страшных муках висит на Кресте… Одежду Его разделили между собою воины. Не только палачи, но и распятые с Ним бандиты поносили Христа. Они плевали на распинателей, проклинали их и, обратившись ко Иисусу, говорили: «Если Ты Христос», сойди с Креста «…спаси Себя и нас» ( Лк.23:39 ). Но совершилось изумительно психологическое чудо. Разбойник, распятый справа, стал останавливать своего товарища: «…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…», — говорил разбойник, — «…а Он ничего худого не сделал». На мгновение задумавшись, бандит обратился к умирающему Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» ( Лк.23:41-42 ), — произнес он. Изумительная божественная любовь и власть из уст Иисусовых излились на раскаявшегося злодея: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). За содеянные злодейства разбойник еще долго висел на Кресте, но он первым из представителей человечества в тот же день получил Небесные Обители. Какую великую надежду подает нам случившееся! За каждый грех справедливый Господь попускает нам очистительные страдания. Если грехи превосходят определенную меру, то страдания эти продолжаются в Вечности. Ничто оскверненное грехом не в силах наследовать чистейших Небесных Обителей. Если в скорбях грешник кается, то становится чистым душою. Подобное случилось с разбойником, названным Церковью благоразумным. Оба злодея страдали, но только один раскаялся и наследовал Царство Небесное. Потрясающий пример для нас! Страдания и болезни, перенесенные благостно и с покаянием, приносят спасение, и те же страдания, сопровождаемые озлоблением, оскверняют и губят душу. Вся природа содрогнулась от совершенного над Спасителем злодейства. Началось страшное землетрясение. Трепетала вся Палестина. Образовались глубокие расщелины в земле. Отверзлись гробы многих праведников. По воскресении Иисуса они явились в Святой город. Среди них были Иосиф Обручник, Симеон Богоприимец, пророчица Анна и многие другие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Через несколько лет, в 1945 году, по просьбе верующих, храм был открыт. Здесь царило полное запустение. Трудами верующих и первого настоятеля возрожденного храма профессора Московской Духовной академии протоиерея Вениамина Платонова храм Всех Святых был приведен в порядок. В 1946 году, в праздник Пасхи Христовой здесь была совершена первая Божественная литургия. Постепенно храм возрождался, ему возвращалось благолепие. Мне, будучи епископом, архиепископом и митрополитом неоднократно приходилось возглавлять богослужения в этом храме. Сегодня, в сослужении сонма архипастырей, я был очень рад совершить чин Великого освящения этого храма, ибо, как выяснилось, в послевоенные годы, когда богослужения в храме возобновились, чин освящения не был совершен. Но это отнюдь не значит, что храм Всех Святых не намоленный. После войны люди приходили в этот храм со своим горем, со своими ранами душевными, с потерями, о которых они старались поведать в этих стенах Господу Богу. В этом районе храм Всех Святых всегда был самым посещаемым. Близость места его расположения от станции метро способствовала тому, что люди из разных районов Москвы приезжали сюда. Здесь возносилась молитва, люди черпали духовные силы для дальнейшей жизни. Сегодня, совершив Великое освящение, Мы верим, что сугубая благодать Господня будет пребывать с этим домом Божиим. Благодарю Вас, отец настоятель, за Ваше служение здесь. Вами многое сделано для устройства прихода, для благолепия храма, для того, чтобы и прилегающая территория была достойна храма Всех Святых. Благодарю Вас за переданный на молитвенную память образ Спасителя. Я рад был сегодня вновь совершить здесь Божественную литургию и чин Великого освящения храма. Благодарю архипастырей и всех священнослужителей за совместное служение. Благодарю всех вас, дорогие братья и сестры за совместную молитву, которая возносилась сегодня под сводами этого храма в день престольного праздника придела в честь святого праведного Богоприимца Симеона и пророчицы Анны. Святой праведный Симеон Богоприимец, которому было обещано, что он не увидит смерти, пока не увидит Спасителя, ждал пришествия в мир Христа Спасителя. Приняв на свои старческие руки Богомладенца Христа, праведный Симеон сказал: «Ныне отпущаеши Владыка по слову Твоему с миром». Он будто подводил итог своей долгой, многолетней жизни. Дай Бог, чтобы по примеру святого праведного Симеона каждый из нас, когда придет время завершать жизненный путь, мог бы сказать эти слова молитвы. Спокойствие совести, сознание пройденного с верой в Господа жизненного пути помогут каждому так подвести черту своей земной жизни.

http://pravoslavie.ru/20924.html

Много уже времени провел Петр в этом горьком заключении и, не чая никаких человеческих средств для освобождения, стал просить помощи у всесильного Бога. Вспомнил также он и о великом чудотворце Николае, к которому питал горячую любовь, и у последнего также стал просить предстательства и заступления. Святитель внял его мольбе, и вот однажды во сне является ему и говорит: „брат Петр, прошению твоему я внял, и скорбь сердца твоего знаю, и человеколюбивого Бога о тебе молил; но за твою прошедшую медлительность в исполнении твоих обетов и Он медлит исполнением моего о тебе ходатайства. " –Прошло несколько времени и Свят. Николай паки является Петру, но уже не один, а с великим подзаконным праведником Симеоном Богоприимцем. И последний Петру говорит: „исполнишь ли, что обещаешь?» т.е. будешь ли иноком и проведешь ли остальную твою жизнь в постничестве, с усердием? „Я, раб ваш,» отвечал Петр с глубоким смирением; „при помощи Божией, исполню все это, и, в истине моего обещания, вас же самих полагаю достоверными свидетелями пред Богом.» „Если так, сказал праведный Симеон, то выходи из этой темницы беспрепятственно и иди, куда хочешь.» И Петр тотчас же чудесным образом был освобожден. Но об исполнении обета Свят. Николай напомнил Петру и еще. Когда последний достиг приделов Рима, Свят. Николай и еще явился ему и сказал: „Время, брат Петр, исполнить тебе без отлагательства свое обещание Богу: если же по прежнему замедлишь исполнением, то знай, что поведут тебя связанным в Самарскую темницу.» Петр свой обет исполнил. Итак, видите ли? Св. Петр только медлил исполнением обета, но и за одну медлительность понес наказание; что же сказать о тех, которые вовсе не думают о своих обетах, забывают их, или совсем и знать их не хотят? Не грешат ли они пред Богом ложью? Не показывают ли в себе недостаток веры в Него? Не обнаруживают ли неблагодарность? Без сомнения так. Поэтому и наказание вящщее их ожидать должно и ответственность пред Богом тяжчайшая, ибо Бог поругаем не бывает. Убоимся, братие, слыша это, и если дали обет, то и немедленно исполним его, как святой долг пред Богом, в точности и неотложно, как только внушат нам исполнить его истинное благочестие и ревность по благочестию. Исходящая из уст твоих, говорит Слово Божие, сохрани, и сотвори, имже обещал ecu Господеви Богу твоему ( Втор. 23:23 ). Будем же верными в слове и деле пред Господом и тем покажем, что мы истинно любим Его не словом, ниже языком, но делом и истиною. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

 Яко видеста очи мои  Спасение Твое,  Ежи еси уготовал  Пред лицем всех людий -  Свет во откровение языком  И славу людии Твоих, Израиля. После этого святой Симеон обращается к Божией Матери со словами: " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец " . Вскоре после этого святой Симеон на 360 году жизни отходит ко Господу. За 270 лет до Рождества Христова, когда Птолемей Филадельф – царь тогда эллинизированного Египта – решил создать для своей Александрийской библиотеки греческий перевод священных книг иудеев, то есть Библии – Ветхого Завета. Для этого было собрано 70 переводчиков-ученых иудеев, которые перевели Библию с еврейского языка на греческий, известный под переводом Септуагинта или – " Перевод Семидесяти " , лежащий в основе православной Библии. Святой Симеон, которому выпало переводить тексты пророка Исаии, усомнился в одном месте Писания где " Дева во чреве приимет " и хотел изменить текст на «молодая женщина», но какая-то неведомая сила остановила его, а также старцу было явлено откровение, что не найдет смерть пока не увидит Девы, родившей Еммануила (что значит " С нами Бог " )... Есть еще версия этого события, отраженного в иконографии храма святого Симеона в Иерусалиме. Согласно древнейшему преданию святой Симеон, беседуя на обратном пути с своими спутниками, высказал по этому предмету своё сомнение и неверие; когда же он дорогою переходил чрез какую-то реку, то, сняв перстень с своей руки, бросил его в реку сказав: „если найду его, то могу поверить изречению Пророка по букве». Могила св.прав.Симеона Богоприимца в левом приделе храма Остановившись на ночлег в одном селении, отстоящем недалеко от реки, он на другой день купил там рыбу и когда по приготовлении ел ее вместе с товарищами, то чудным образом нашел во чреве рыбы брошенный им в реку свой перстень. Увидевши это, праведный Симеон был изумлен и очистил душу свою от всяких сомнений: тогда же было ему откровение, «не видети смерти, прежде даже не узрит Христа Господня. " Достигнув пределов Иерусалима, он поселился там и ежедневно по утрам посещал храм, нем и с нетерпением ожидал исполнения бывшего ему откровения и той блаженной минуты, когда, увидит; Божественного Младенца.

http://pravoslavie.ru/16358.html

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы. В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву. Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки. Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2, 29—32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 22—35). Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2, 36—38). Мощи праведного Симеона Богоприимца

http://foma.ru/simeon-bogopriimecz-i-ann...

И вот настал долгожданный миг, когда восприняв на руки Божественного младенца, праведный Старец воскликнул: « Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу твоему с миром! » Для нас эта история, поучительна, во-первых, тем, что нельзя «исправлять» и толковать Священное Писание по своему разумению. Святые Книги настолько превосходят наш естественный разум, что каждый из нас должен много потрудиться, чтобы понять их правильно. Но ещё более мы призваны потрудиться в том, чтобы стать не читателями только, но исполнителями Святых слов. Именно этот труд вводит человека в духовную жизнь. Кроме того, своё понимание Священных текстов надо сверять с пониманием общецерковным, потому, что можно ложь принять за истину, и в обольщении своём всё дальше уходить от истины, мня себя чуть ли не избранным боговидцем. К сожалению, так случается. Это страшное помешательство называется прелестью, и оно всегда основано на самолюбии, стремлении себя и своё мнение поставить выше мнения Церкви. Очень многие отпали таким образом от Христа и погибли, потому, что именно Церковь это – Тело Христово и вне Церкви единства со Христом нет и не может быть. Вообще для спасения человеку нужна не только вера в Бога, но и доверие всему, что составляет содержание Церковной жизни. Очень многое может быть не понятно в духовной жизни, но мы не можем проверить – истина это или нет, если не доверимся, опытно не пройдём путь воцерковления. Вот это доверие со смирением и приводит нас, в конце концов, к Богу. И путь такого смирения указал нам Праведный Старец. Удивительно ещё то, что Симеон Богоприимец узнал Спасителя в безмолвном младенце! Мы скажем: Духом Святым прозрел Старец великую тайну Боговоплощения. Да, но что мешало так же Духом прозреть Истину множеству других людей? Сколько их – прохожих, случайных, мудрых и простецов, пытливых да глумливых… сколько их встречали Господа на своём пути. И что? « Осанна, осанна !» А через неделю: «Распни!» Тоже ведь встреча… но только иная, страшная. Святой праведный Симеон Богоприимец

http://pravmir.ru/uroki-pravednogo-starc...

Только раз бывает в жизни встреча Только раз с судьбою рвется нить… Или другое из той же копилки: Первая встреча, последняя встреча… А то и вовсе непонятно откуда всплывающие слова советско-попсового хита: Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Ну, и прочее в том же духе. Подозреваю, что это не со мной одним происходит. Конечно, когда я впервые увидел книгу митрополита Антония Сурожского «О встрече», никаких подобных ассоциаций не возникло, потому что само имя этого человека вводит в христианское смысловое пространство. Сразу понятно, что подразумевается встреча, о которой уместно писать с прописной буквы. А было бы на обложке написано одно лишь название… Но вот слышу слово «сретение», и никаких посторонних ассоциаций не возникает. Сразу – икона праздника; сразу – целый культурный пласт (как в тумане, масса информации, в которой то одно всплывет в ассоциативном ряду, то другое), сразу – особая атмосфера этого Богородичного праздника. Желание Бога спасти мир обречено на сопротивление в нас Да, это не оговорка: Сретение Господне – Богородичный праздник. Мы не будем вдаваться в литургический анализ (при желании можно найти материалы на данную тему, например, труд Ю.И. Рубана «Сретение Господне»), вопрос этот интересный и весьма непростой, но ограничимся лишь его констатацией как факта и сосредоточим внимание на пророчестве святого праведного Симеона Богоприимца, которое он произнес, держа на руках младенца Иисуса: …се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34). Фото: tatarstan-mitropolia.ru На первый взгляд, он сам себе же противоречит, ведь непосредственно перед этим он сказал: видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2:30–32). Никакого противоречия. Две стороны одного явления. Святой Симеон сначала сообщает о главной истине, а потом о другой, по контрасту с которой первая лишь ярче сияет, сама же эта оборотная сторона, раскрываемая вслед за главной и в ее контексте, обретает истинный смысл. Самое важное – знать, понимать и помнить, что Христос пришел в мир, чтобы спасти его. Весь спасти, всех людей, и нет никакой обреченности на погибель ни для кого.

http://pravmir.ru/myi-vstrechaemsya-s-ni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010