Святой праведный Симеон Богоприимец не дождался бы рождения Спасителя, если бы ему не дано было такое долголетие. Господь дал ему и держал его: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит. Вот это как раз и есть то, что должно быть в душе каждого верующего человека. Помнить нужно, что всё - от Бога, и с Богом, и к Богу: Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3). Всё, что мы имеем, мы имеем как дар Божий, и если что приносим, то Божие. Вот простейший пример: детей растят, воспитывают, учат. А потом этот ребенок, выращенный родителями, получивший образование, профессию, что-то покупает и приносит в подарок своим родителям на день рождения или на именины. Какую часть он делает из того, что для него сделано? Восточная мудрость гласит, что если ты на ладони своей изжаришь яичницу для своей матери, ты ничего еще для нее не сделал. То есть, держать на огне руку так, чтобы там зажарилась яичница - такое самопожертвование, - и то еще это ничто из того, что ты должен был бы для нее сделать. Если, как говорит земная мудрость человеческая, которая тоже всё черпает от Бога, мы в таком долгу перед своими родителями, от которых получили жизнь, в каком же мы долгу перед Богом, от которого имеем всё ? И что мы приносим Ему из того, что нам дано? Поэтому Господь, явив Свое неизреченное смирение, сказал: Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9-10). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, Владыка и Творец всего, Он не взял себе бóльшую часть, не взял половину, ни третью часть - а только одну седьмую. И то, если взглянуть на это понастоящему, то это больше дар Божий нам, чем наш - Богу. Потому что, вырываясь из круговерти суеты, мы приходим в храм Божий, получаем здесь благодать и хоть тогда задумываемся над бренностью этой жизни. И очищается душа, и обновляется. Будем же ценить дар Божий, который дан каждому человеку в его дарованиях. И этот безценный дар, дар милости Божией: веры истинной, храм Божий. Будем ценить это и по возможности посещать храм Божий и смиряться, всегда напоминать себе, что если мы пришли сюда, то не мы что-то совершили, а Господь сподобил нас вступить в это святое место. Аминь.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/15/...

Преподобный Зинон, ученик святого Василия Великого , сорок лет в постничестве богоугодно проводивший, сначала ни от кого и ничего принимать не хотел, поэтому щедролюбцы, унося свои подаяния назад, уходили от него с душевной печалью о том, что святой муж не приемлет от них. Между тем приходили к нему бедные, желая что-нибудь получить от него как от великого старца; но поскольку Зинон не имел, что дать, то и эти уходили от него также печальны. «Что предприму? Что буду делать? – наконец сказал сам себе старец. – Печалятся и те, которые назад уносят дары свои; печалятся и те, которые хотят что-нибудь принять от меня. Буду же поступать таким образом: если кто мне принесёт что-нибудь, я возьму; если кто у меня попросит, я отдам». Соблюдая это, святой Зинон и сам был спокоен, и других успокаивал. По какому случаю установлен праздник Сретения Господня В один злополучный год царствования Юстиниана, с последних чисел октября, в Византии и окрестных странах открылось моровое поветрие и свирепствовало так сильно, что стало умирать тысяч по десять каждодневно; в некоторых местах оказалось такое запустение, что «не бе погребаяй...» Но в Антиохии, сверх этой язвы, продолжалось ужасное землетрясение: ежедневно разрушались дома и церкви, и множество народа погибало под их развалинами. Среди прочих был подавлен и Евфрасий, епископ Антиохийский, в то время приносивший бескровную жертву в храме Господнем. Мизийский город Помпеополь до половины был разрушен, а другая половина его поглощена землей с тысячами жителей. Дабы отвратить этот гнев Господень, по особливому откровению некоторому святому человеку, установлено торжественно праздновать Сретение Господне. И как скоро, февраля второго дня, начали всенощное бдение с крестным ходом, в тот час язва миновала, мор перестал, землетрясение укротилось. Симеон Богоприимец 9 Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания , был человек праведный и благочестивый; просвещённый Духом Святым, он «чаял утехи Израилевы» по следующему откровению. Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки, приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий, тогда из израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом языке искусных мужей 10 . В числе их был и праведный Симеон. Занимаясь переложением книги Исаии, когда Симеон достиг пророчества: «Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына» 11 , усомнился и, остановившись, рассуждал сам с собой: как девица может родить отрока? Потом взял нож и в своей рукописи хотел изгладить оное... Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, доколе не узришь Имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». Утвердившись на словах Ангела и пророка, с того времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, не выходя из церкви, молился Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Праведный Симеон обрадовался такому голосу с неба, оставил пророчество неизменным и возблагодарил Бога за то, что сподобит Он его дожить [до грядущих времен] и увидеть Обетованного [Мессию]. Когда Младенец Иисус был принесен Девой Марией в Иерусалимский храм, Дух Божий уведомил о сем Симеона, достигшего глобочайшей старости и седого, как лунь (в серб. букв:, белого, как лебедь. – Пер.). Симеон поспешно пришел в храм и узнал там и Деву, и Младенца – по свету, ореолом сияющему вокруг их голов. Радостный старец взял Христа на руки и обратился с молитвой к Богу, чтобы отпустил Он его теперь из этой жизни: Ныне отпущаешираба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему... яко видеста очи мои спасение Твое ... Тут оказалась и Анна пророчица, дочь Фануилова, которая тоже узнала Мессию и возвестила о Нем народу. Анне тогда было 84 года. Вскоре после этого святой Симеон преставился. Сей праведный старец Симеон считается защитником младенцев [в серб, букв: малых детей. – Ред.]. Молитва о младенце О Господи могучий, помилуй и спаси! И огонек сей нежный смертью не угаси! Дитя – как искорка свечи прекрасной, А бури – и для звезд ужасны. Огонь немощной под теплым пеплом кроется, А под Твоей рукой – детские души покоятся, Воды вздымаются, желая дитя потопить, Смири их неистовство, не дай им огонь угасить. Спаси его, Господи, миром Твоим заступи, Избавь от погибели, в Духе Благом укрепи! Пророк, царь Давид Тебе сердцем молился, И зов его факелом светлым горе возносился. Но что сей младенец в сравнении с тем исполином? – Нежнейшая лань на земле, наполненной рыком звериным; помыслов буйных нещадно борима везде, От чуждых наветов – трепещет, как лист на воде. Дитяти рассудок скорбит и не знает покоя, Любой ветер злобы его расслабляет и колет. И светлое пламя задуть норовит постоянно, Но сила Твоя охраняет его неустанно. О Господи могучий, помилуй и спаси! И огонек сей нежный смертью не угаси! – Молитвами славного старца сего Симеона, Богоприимца, ликующего в оном. 2. Свв. мученики Адриан и Еввул .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не разработан вопрос о вечной жизни, о мытарствах. Существует неувязка в богослужебной практике: раздельное празднование дней Святой Троицы и Святого Духа. Обычно после основного торжества на следующий день вспоминается виновник священного события. Например, после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется Собор архангела Гавриила; после праздника Рождества Христова – Собор Пресвятой Богородицы; после Крещения Господня – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; после Сретения Господня чествуются праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица и т.п. Стало быть, раздельное празднование, вначале Святой Троицы, а потом Святого Духа, – есть отражение имеющей место идеологической борьбы в IV веке. Даже в Символе веры, утверждённом на Втором Вселенском соборе в 381 году, не сказано, что Дух Святой – Бог истинный от Бога истинного. Таким образом, в Символе веры не подчёркнуты совершенная полнота Божества Святого Духа и Его единосущие Богу Отцу, хотя это было бы здесь уместно сделать. Видимо, не решились предложить такую формулировку ввиду опасения в её неподдержке. На Великой вечерни в день Святой Троицы читаются коленопреклонные молитвы только Богу Отцу и Богу Сыну. До сих пор изменения в богослужение так и не были внесены. Об идеальном и материальном Однажды, 26 января 1984 г., я заговорил с А.Ф. о проблеме идеального и процитировал К. Маркса: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» ( К. Маркс, Ф. Энгельс, ПСС, Т.23. М., 1960. С.21). – Сплошная путаница, – возразил Алексей Фёдорович. – С одной стороны – субъективный идеализм (идеальное существует только в голове, в субъективной реальности), с другой – отрыв идеи от материи. – Скажи, без математики ты можешь обойтись? – Нет, конечно. – А ведь это обобщение, абстракция. С её помощью мы можем, скажем, высадиться на Луне, доверяя этим знаниям. По мере обобщения мы от единичного, конкретного переходим к абстрактному, неконкретному. Например, француз → человек → живое существо → существование → бытие.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/23/...

В 397 году духовные братья вернулись в Вифлеем и три года подвизались в полном уединении. В то время начали распространяться заблуждения оригенистов и антропоморфистов, производившие раздоры среди христиан в египетских областях и в Палестине, нарушавшие спокойствие в монастырях. Это, вероятно, и заставило преподобных Кассиана и Германа отправиться в Константинополь, чтобы поучиться у святого мужа, просвещенного Богослова и знаменитого проповедника, – святого Иоанна Златоустог о (†407; память 13 ноября). Святителъ принял их с благосклонностью, рукоположил святого Кассиана во иеродиакона, а Германа, как старшего летами, – во пресвитера. Когда на святого Иоанна Златоуста было воздвигнуто гонение и враги приговорили его к заточению, друзья невинного страдальца послали святого Кассиана и Германа как людей разумных, благочестивых и преданных Православию, к папе в Рим просить о помощи и заступлении. Посольство это не имело желаемого успеха, так как святителя Иоанна уже отправили в ссылку в Каманы, а всех близких ему по духу начали злобно преследовать. Святой Иоанн Кассиан остался в Марселе, в области Римского папы. Там он вскоре был посвящен во пресвитера и, продолжая подвизаться как научился у египетских подвижников, устроил два монастыря – мужской и женский (по правилам палестинских и египетских монастырей). Благоустройство этих монастырей и святость жизни их основателя – преподобного Кассиана – скоро обратили на себя внимание многих иерархов и настоятелей монастырей Галльской области. Они просили написать им о правилах жизни палестинских и египетских общежитий и сообщить высокое учение египетских подвижников о разных вопросах деятельной и созерцательной монашеской жизни. В ответ на просьбу епископа Аптского Кастора, преподобный Иоанн написал для него 12 книг: об одежде монахов, о молитвах, псалмопениях и о восьми главных страстях (417–419). Десять собеседований старцев, обитавших в Скитской пустыне, преподобный Кассиан изложил и посвятил по смерти епископа Кастора епископам Леонтию, брату Кастора, и Елладию. Семь собеседований старцев, живших в Фиваиде, преподобный написал для епископа Гонората и настоятеля монастыря Евхерия. Остальные семь собеседований отцов, подвизавшихся в Нижнем Египте, написаны в 426–428 годах для настоятелей Иоавиниана, Минервия, Леонтия, Феодора и для монахов, живших на островах Стихадских недалеко от Марселя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Где на земле так величается и превозносится по достоянию – достойно яко востину – имя Пресвятой Богородицы, кроме Православной Церкви и особенно – Русской Церкви? – восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Мы имеем готовую небесную помощь во Владычице нашей Богородице, которой не имеют противники наши, не чтущие Ее по достоянию и не кланяющиеся образу Ея всечестному. Доколе Россия будет православна и будет усердно чтить Бога и Богоматерь, дотоле она будет могущественна и непоколебима, ибо от начала и доселе она выходила из всех бед, укреплялась и расширялась заступлением и помощию Богоматери во всех войнах и ратных, бедственных обстоятельствах – и российские князья, цари, императоры и христолюбивое воинство всегда усердно чтили Приснодеву и Матерь» . «Божия Матерь обещала никогда не оставлять верующих, а всегда помогать им. Еще апостолам Она сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!» И Она с нами! Мы не сироты», – вторит праведному Иоанну пастырь современной Русской Православной Церкви схиархимандрит Феофил (Россоха) . Красота Божией Матери в русской православной культуре лишена латинской чувственности и византийского эстетизма; это красота Материнского страдания. Архимандрит Илия (Рейзмир) говорит о том, что Пресвятая Дева «испытала скорбей и страданий больше всех матерей, когда стояла у подножия Креста Сына Своего и Бога. Вот поэтому Господь и поставил Ее пред Престолом Своим Небесным. Так высока и многоценна перед Господом любовь матери» . Крестьяне почитали материнство в трех формах: Первая мать – Пресвятая Богородица, Вторая мать – сыра земля, Третья мать – кая скорбь приняла. Народный религиозный максимализм возвел материнскую скорбь Царицы Небесной в наивысшую степень. Русские духовные стихи изображают муки Матери Божией всеобъемлющими и безмерно одинокими. Стих «Сон Богородицы» повествует о начале Богородичных страстей задолго до рождения Спасителя мира. Здесь не Симеон-Богоприимец, как об этом повествует Святое Евангелие, а Сам Господь, явившись Своей Матери еще в пору Ее жития во Святая Святых Иерусалимского храма, положил начало Ее Материнским страданиям. Во «Сне» Пресвятая Дева видит Рождество Христово, бегство от палачей Ирода и Страсти Господни, сопереживая Своему Сыну. Она уговаривает Христа пожалеть Ее материнское сердце и избежать крестных мук, но Сын Божий отказывает Матери ради спасения людей от вечной смерти. Богородица понимает Его, но это не умаляет Ее скорби. В одном из вариантов «Сна» страдания Приснодевы так велики и безысходны, что народ не нашел иных слов для описания их, кроме:

http://pravoslavie.ru/656.html

О чем еще рассказывают штурмовики, прошедшие через мясорубку на фронте? Бойцы рассказывали нам о произошедших с ними чудесах, о том, как их Бог хранит, как они молятся на передовой. Нам не надо было их уговаривать верить в Бога — тех, кто уже побывали на передовой, тех, кто воевал и видел гибель своих товарищей Один командир очень переживал: у него уже несколько подразделений сменились, в которых погибали все подчиненные. Каждый раз он предупреждает новеньких: «Слушайте, что я говорю. Слушайте каждое слово. Я знаю, как вам сохранить жизнь. Если вы будете меня слушаться, то все будет нормально». Но почти никто, по его словам, не слушался. «Я их всех помню. Лица этих бойцов постоянно возникают у меня в голове, когда я закрываю глаза на ночь», — говорил он мне. Что ему теперь делать? Что советует Церковь и как это конкретно помогает человеку? То же, что и матери, потерявшей сына: молиться. Когда я в первом классе семинарии учился, там был такой предмет — катехизис. У нас преподавал удивительный профессор Константин Ефимович Скурат. Он мой любимый преподаватель был. Я ему тогда задал вопрос: «А как вот Матерь Божья там в раю смотрит на то, что у нас здесь на земле столько зла, горя, несчастья? В раю ведь нет ни слез, ни печали, ни воздыхания. Как она может радоваться, глядя на то, что здесь происходит?» А профессор мне тогда сказал, что у Матери Божией такая сильная молитва, что она обретает покой и избавляется от скорби. Когда человек научается вот так молиться и достигать единения с Богом, такая любовь изливается в его сердце, что он уже с такой сильной болью свою жизненную скорбь не переживает. Когда Матерь Божия стояла на Голгофе, когда распинали ее сына божественного и «оружие проходило ее сердце», как говорил святой праведный Симеон Богоприимец, конечно, у нее сердце разрывалось, но пережила она это в итоге благодаря тому, что умела молиться с детства и уповала на Бога. А наше смятение берется из того, что мы не умеем молиться, у нас на сердце нет покоя, что мы к Богу приходим, как Достоевский. Как он говорил: «Через такое горнило сомнений моя осанна прошла», — это путь всей нашей интеллигенции.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/23/o_chem...

Ты каешься пред Богом, штундист? А знаешь ли, простит тебя Бог или нет? где уверенность, где успокоение душевное насчет прощения, без чего никакое покаяние не удовлетворит мятущегося духа нашего? Вы веруете, штундисты, и ради веры надеетесь получить все? Ваша вера, что сок в дереве и по нем плоды. Вот и бесы веруют, но не почитают святых угодников, жилища Божья, т.е. Храма, Свя-тыни Христовой, т.е. честного Креста. Подумайте, братья, с кем вы сходствуете по вере: это такое сходство между вами штундистами и нами христианами, какое между демонами и ангелами. Ужасно это вымолвить, но это правда чистая, правда святая. Вы говорите, что такая власть – прощать грехи дана лишь Апостолам, которых теперь нет на земле, а потому и прощения не от кого получать, кроме как от Самого Бога? В таком случае, откажетесь совсем от звания христиан, ибо, где вы его взяли – от Апостолов? Но вы же их не видели! Так будьте же последовательны в рассуждении, если хотите рассуждать, а не веровать Христу. Апостолы видели Христа, преемники видели Апостолов, а не Христа, а мы видим не Апостолов, а их отдаленных (будучи сами отдалены по времени) преемников с такими же полномочиями и властью от Духа Святого, как и сам Апостол наставляет ( Деян.20:28 ). Господи, слава любви, снисхождению и милосердию Твоему к нам грешным! 13) «И прииде (Симеон Богоприимец)Духом в церковь » ( Лк.2:27 ). Какие вразумительные для вас, штундистов (да и для всего мира – грешников и праведников) слова! Вы же хвалитесь, что вы все и всегда живете с Духом Святым. Почему же вас, как воистинну руководимого Духом Святым Симеона, Он не ведет в храм – Церков Божью? Тот же Дух Святой руководивший пророков и Апостолов ( 1Кор.11:12 ), учивших истине и спасению мир, сюда же приводил их. А Пресвятая Дева Мария, сделавшаяся достойнейшей обителью Христу, где, в каком наидостойнейшем на земле месте воспитала Себя – не в храме ли? А Христос какое место на земле наиболее возлюбил – не храм ли – дом Отца Небесного? Значит, на земле не было и нет более достойного места для Бога, как храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Святой праведный Симеон имел в себе Духа Святого, – и чего сподобился? какого богатства? какой чести? какого блаженства? Сподобился приять на руки свои Христа Господа своего; а это богатство большее всех богатств, честь выше всех почестей, самое высшее блаженство. Он принял Христа, а вместе с Ним принял и богатства небесные, нетленные; принял Христа и вместе с Ним принял царскую честь, чтобы вечно царствовать со Христом; старец принял Христа, вместе с Ним принял и бесконечное блаженство; принявши Христа на руки, он принял жизнь нестареемую, сущую на небесах. Удостоился же всего этого потому, что с самой ранней юности старался иметь в себе Святого Духа: и Дух Свят бе в нем. Будем и мы, возлюбленные, подражать тому великому угоднику Божию, хотя отчасти, насколько может немощная наша сила, подражать праведности его, – не будем никого обижать, ни клеветать, ни лгать, ни мыслить лукаво. Будем подражать его благочестию, почитать Бога не только верою истинною, но и добрыми делами; злых же и небогоугодных дел всеми силами избегать. Будем подражать ему и в твердом уповании получить будущее блаженство, возлагая всю свою надежду на Бога. Чистым житием потщимся иметь в себе и Духа Святого: ибо Святой Дух вселяется только в том, кто проводит жизнь чистую, целомудренную, нескверную. Дух Святой пребывает там, где – друголюбие нелицемерное, кротость и мирное пребывание со всеми. Ты же, святой праведный Богоприимец Симеон, сам соделай с нами то, чтобы мы были твоими подражателями и сообщниками блаженства твоего. Ты устроишь сие, когда помолишься о нас Владыке всех: ибо благоприятны Ему твои молитвы. Помолись же, молим тебя со смирением! руки, на которых носил Христа, ныне простри к Нему за нас; уста, которыми благословил Бога и Богородицу, те уста воздвигни на молитву о нас к Богу и Богородице; очи, которыми видел воплощенное на земле спасение, те очи возведи к Спасителю нашему, пред Которым ныне предстоишь, и умоли Его благостыню, да будет к нам милостив и милосерд ныне и в будущий век. Аминь 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Имеющий в себе Духа Святого богат без серебра и золота, исполнен изобилия без имений, без высоких почестей пречестен, ибо он имеет все во Святом Духе и не желает более ничего, кроме живущего в себе Божия Духа. Не имеющий же в себе Святого Духа, хотя бы он имел бесчисленные сокровища серебра и золота, все же нищий. Хотя бы всеми был хвалим и прославляем, все же – окаянен. Хотя бы один почтен был всеми высочайшими почестями и санами, которые имеются в поднебесной, – все же бесчестен. Хотя бы владел всей вселенной, он все-таки беден. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф. 16:26 ). Ибо без Духа Святого и с приобретением всего мира он «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Святой праведный Симеон имел в себе Духа Святого и чего же сподобился? Какого богатства, какой чести, какого блаженства? Сподобился принять на руки Христа, Господа своего, Который из всех богатств – богатейшее Богатство, из всех почестей – Честь пречестнейшая, из всех блаженств – Блаженство всеблаженнейшее. Принял Христа – принял вместе с тем и богатства небесные, нетленные. Принял Христа – принял вместе с тем и честь царскую, чтобы соцарствовать Христу вечно. Принял старец Христа – принял он и блаженство бесконечное, принял он и жизнь нестареющую, небесную, Христа на руки приняв. Причиной же всему тому было то, что от юности своей он старался иметь в себе пребывающим Святого Духа: «И Дух Святой был на нем». Будем подражать и мы этому великому угоднику Божию, о возлюбленные! Хотя бы отчасти, насколько может немощная наша сила, будем подражать праведничеству его, никого не обижая, ни на кого не клевеща, не говоря лжи, не помышляя о зле. Будем подражать благочестию его, почитая Бога не только истинной верой, но и благими делами, а злых и неугодных Богу дел отрицаясь. Будем подражать упованию его, чаявшему утешения Израилева, все наше упование и чаяние возлагая на Бога. Озаботимся и тем, чтобы иметь в себе Духа Святого чистой жизнью, ибо не иначе вселяется Дух Святой в людях, как только там, где видит чистую, целомудренную, нескверную жизнь; где дружелюбие нелицемерное, кротость и мир со всеми, там же и Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010