Прежде всего, будучи членами тела Христова, членами Его Святой Церкви, мы должны чувствовать себя не чужими друг другу, не предоставленными самим себе одиночками, невнимательными к другим и болезненно обидчивыми, когда дело касается нашей собственной личности, но должно поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф. 4: 2–3 ). Живя в обществе, где не все являются христианами, но все составляют предмет заботливого попечения Божия, Который »хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины«, мы должны проводить »жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте« ( 1Тим. 2:4, 2 ). Именно такой жизнью будет святиться великое и всеспасительное имя Божие, будет расти и укрепляться добрая слава Церкви, возвышаться наше христианское достоинство. Будучи плотью от плоти и кровию от крови своего народа, христианин должен с особенным достоинством исполнять свой патриотический долг. Этот священный и радостный долг должны выполнять и мы, русские люди, научаясь лучшим примерам подлинно христианского патриотизма у великих святых Божиих, таких как святой благоверный великий князь Александр Невский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, святой священномученик патриарх Гермоген, и памятуя, что великое множество известных своей святостью верных сынов нашего Отечества на протяжении многих веков усердно молилось о том, чтобы наша страна всегда была богохранимой и Святой Русью. В нашей семейной и частной жизни мы также призваны являть достоинство нашего звания, создавая вокруг себя атмосферу любви и мира, следуя замечательному завету преподобного Серафима Саровского : «Стяжи себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя!» Звание христианина есть то бесценное сокровище, которое несравненно превосходит все ценности мира сего. Оно есть та драгоценная жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), ради приобретения которой слышащий слово Христово и разумеющий готов пожертвовать всем, что имеет, как пожертвовал когда-то всем своим прошлым великий просветитель нашего народа святой равноапостольный великий князь Владимир. Этим званием дорожили и с достоинством несли его бесчисленные сонмы святых мучеников, исповедников, преподобных и праведников, ведомых миру и неведомых, всем сердцем возлюбивших Господа, помышлявших о горнем более, чем о земном, всегда помнивших слова нашего Спасителя: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вслед за ней встаёт в нашей молитвенной и благодарной памяти святой Владимир, князь стольно-Киевский, в реке Днепре крестивший киевлян и озаривший светом христианства Русь того времени. Одновременно мы молитвенно вспоминаем и центр духовного просвещения и иноческого подвига того времени – Киево-Печерский монастырь с его дальними и ближними пещерами, сохранившими до наших дней свидетельства (святые нетленные мощи) славных духовных подвигов наших предков. Кому не известны святые подвижники Киева – Антоний и Феодосий, и их многочисленные преемники по духовным подвигам, как в самой обители, так и за её пределами? На севере нашей страны рано возник Новгород, крепкий не только силой меча, но и силой креста. Здесь просияли своими подвигами Никита, Ефрем, Иоанн и другие. Здесь воспитался и получил благословение на ратные подвиги в защиту Родины святой благоверный князь Александр Невский. Ещё дальше на север пронесли свет Христовой веры прославляемые нами Валаамские чудотворцы – Сергий и Герман, и Соловецкие – Савватий и Герман. В далёкой и суровой Сибири подвизались и привлекали к Христу святители Иннокентий, Иоанн и другие. Ближе к Москве, в Воронеже, святительствовал Митрофан – мужественный ревнитель веры и благочестия, а также Тихон Задонский  – подвижник и духовный писатель-просветитель. Невдалеке от Воронежа плодоносно святительствовал святитель Питирим Тамбовский. Почти в те же времена богомудро и благочестиво святительствовали Феодосий Черниговский и многоучёный Дмитрий Ростовский , описатель Четьи-Минеи и обличитель раскола. Много раньше их (в 14 веке) ближе к Москве, в лесах Радонежских, воссиял преподобный и богоносный отец наш Сергий, «взбранный воеводо» всей земли русской. «Чудотворец преславный и помощник скорый, инокам наставник и собеседник.., всего русского монашества северного насадитель и всея Руси игумен небесный.., а в несчастные годины нашей страны вдохновитель побед над врагами нашей отчизны великой» 82 . Великий град Москва! Здесь подвизался Василий Блаженный, а также первопрестольный святитель Пётр, предрёкший великую славу Москве. Здесь в патриаршем соборе почивает крепкий молитвенник и защитник земли русской святитель Алексий. Можно ли не упомянуть святителя Иону, страстотерпца Филиппа и священномученика Гермогена, не вспомнить их пламенную веру и защиту Москвы и православной веры от врагов родины. Великое множество других святых просияли на русской земле. Не достало бы времени повествовать об этом облаке свидетелей помощи Божией, действия благодати Христовой в спасении верующих людей нашей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

А уж если я «ёрник», то и позволю себе напомнить Вам анекдот, кстати, рассказанный мне впервые Вашим собратом по святой обители. Итак. Больного готовят к операции. Приходит, как это и положено, анастезиолог. Беседуют. Вдруг больной в ужасе кричит: – Да он же пьяный! Анастезиолог в ответ (еле ворочая языком): – Кто пьяный? Я пьяный? Да это он еще хирурга не видел! Так что, Вы, батюшка, «ёрников»-то еще и не видели. Все впереди... Но ближе к тексту. Статья «В поисках вымышленного «православного» царства» (с. 160-173) вызывает, пожалуй, чувство определенной солидарности. Здесь, при всем, на мой взгляд, теоретизировании, явно ощущается здоровая тенденция. Сам устал безумно от наших доморощенных монархистов с их «государственными катехизисами». Согласен и с утопичностью (если не сказать больше) разного рода «монархических проектов». Не согласен, что наш опыт монархической государственности был столь уж жалок. Идея московского единодержавия при всех недостатках её носителей и тех, кто в глазах современников эту идею воплощал в своей личности (включая и Иоанна Грозного), объединяла русские земли, способствовала сокрушению внешних и внутренних врагов. И все же полагаю, что нельзя согласиться с тем, что на «пятисотлетний период отсутствия на Руси власти православных самодержцев приходятся все святые русские государи, среди которых значительное место занимают князья-страстотерпцы». Их же всего-то трое за весь период до утверждения Московской державы: святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+1015) и святой князь-страстотерпец Игорь (+1147). Так ли уж много? А вот «святых державников» (воинов и правителей, защитников Земли Русской) — целый сонм. И все это еще до Иоанна III. И святой Александр Невский, и святой Дмитрий Донской, и святой Даниил Московский, и святой Иоанн Калита и многие, многие другие. А были еще и «домосковские» святые, павшие на поле брани и замученные татарами: святые Ярославские чудотворцы, святой Василько Ростовский, святой Георгий Владимирский, святой Михаил Черниговский...

http://bogoslov.ru/article/505319

В то же время отец Александр следил за течением педагогической мысли и дела в России: принимая живое и деятельное участие в трудах педагогического музея военно-учебных заведений, часто выступая со своими мнениями и докладами; был учредителем Петроградского Родительского Кружка; много лет состоял в Родительском Совете при девяти гимназиях; доставлял экспонаты по Закону Божию и дошкольному детскому образованию на выставки в Чикаго и в Брюсселе; как педагог и законоучитель участвовал в трудах противоалкогольной комиссии при Обществе охранения народного здравия. Много труда и энергии употребил отец Александр на создание храмов Божиих. Для любимых литературных занятий мало оставалось времени и носили они характер случайный. Кроме статей в журналах, беглых заметок в газетах, отец Александр участвовал в комиссии по обзору народной педагогической литературы, редактировал вместе с другими 11 педагогами, врачами и учеными 60 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания и обучения», причем составленный им выпуск 18, озаглавленный «Религиозное воспитание в семье» переведен на болгарский язык и издан Синодом Болгарской Церкви. Он также составил и издал несколько книжек и листков религиозного содержания: «Три слова о милосердии и помощи блудным», «Воскресная церковно-приходская народная библиотека», «Мученики за веру и Отечество, князь Михаил Черниговский и боярин Федор», «Святой благоверный князь Александр Невский», «Святитель Феодосий Черниговский», «Преподобный Серафим Саровский», «Святитель Иоасаф Белгородский», «О девяти заповедях церковных», «Пособие к доброй исповеди», «О развитии религиозного чувства детей дошкольного возраста», «Первая книжка по Закону Божьему для детей», «Как учить детей Закону Божьему по первой книжке», «Молитвы Царицы Небесной Утоли моя печали и Иоанну Воину». Приготовил к печати: учебник Закона Божьего для школ (первый год преподавания) и др. издания. Его книга «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский» выдержала три издания в несколько десятков тысяч экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Maly...

Без преувеличения, святого князя Александра можно считать отцом русского самодержавия Если мы рассмотрим жизнь и деятельность святого князя Александра Невского, то увидим, что, во-первых, он в течение своей жизни выстраивает свою державу, которая объемлет почти всю Русь – Новгород, Киев, Владимир – и в которой он стремится распоряжаться самовластно, как некий царь. Без преувеличения, святого князя Александра можно считать отцом русского самодержавия. Но для него его держава – это государство правды. Вспомним его слова перед Невской битвой: «Не в силах Богь, но въ правд. Помянемъ Пснотворца, иже рече: Сии въ оружии, а си на конх, мы же во имя Господа Бога нашего призовемь, тии спяти быша и падоша, мы же стахом и прости быхом”». Житие Александра Невского являет нам и русский крест, и воскресение Руси. 2. Тезис «не в силе Бог, а в правде» и призыв Александра Невского не вступать в чужие пределы является утверждением законности на международном уровне. Это – призыв к праву и правде. Он глубинно близок к правосознанию Константина Великого, выразившегося в его знаменитом Миланском Эдикте. В нем святой равноапостольный Император Константин, с одной стороны, основывается на естественном праве, апеллируя к здравому смыслу. С другой стороны, естественное право в конечном счете восходит к сверхъестественному источнику. Философский монотеизм равноапостольного Императора явно обладает христианскими чертами. 3. Святого князя Александра и Константина Великого объединяет стремление хранить православную веру. Когда равноапостольный Император окончательно убеждается во вредоносности ереси Ария, он собирает в Никее Вселенский Собор для ее осуждения, несмотря на все риски, смуты и возможные потери. В 1249-м или в 1251-м г. к Александру прибывают легаты Агальдад и Гемон, по-видимому, с достаточно выгодными предложениями от Папы Иннокентия IV – союза (в т.ч. против монголов) и помощи, в т.ч. военной. Однако святой князь не поддался на их авансы. Когда после приезда легатов и собеседования с ними он понял, что Рим ни в чем уступать не намерен, никакой истины не ищет, и речь идет о простом подчинении Римскому Папе и его заблуждению, то дает следующий простой, мудрый и исполненный достоинства ответ:

http://pravoslavie.ru/143256.html

Разве не с нами и не за нас адаманты Православия - преподобные отцы Афанасий Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней Иоанн Дамаскин и наши русские преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, ВарлаамХутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от Православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, - знают ли они, каковы были столпы Православия все наши благоверные святые князья: равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер православную; особенно же - святой благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства; Даниил и Роман Галицкие; свя­той Михаил Черниговский и Михаил, благоверный князь Тверской? Разве пустое зрелище - недавнее прославление новоявленного святите­ля и чудотворца Черниговского Феодосия? Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские Петр, Алексий, Иона и Филипп, Московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению , разве он не свидетель об истине и спа­сительности нашей веры и Церкви? Наконец скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доны­не? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины? Но кто отрекается от Православия, тот отрекается от общения со всеми святыми, которые между прочим потому и называются святыми, что сохранили свято догматы веры и показали ее на деле; отрекающийся от православной веры как истинной веры по этому самому отрекается и от общения с Самим Главою Церкви - Христом . Спрашиваю еще всех и каждого, колеблющегося в святой православной вере: разве мы покинуты чудодейственною и спасительною силою Божиею? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей святой вере и Церкви? И кто же из православных разумных и просвещенных, дознавших на опыте спасительность своей веры и ее удовлетворение всему существу нашему, оставит свое Православие и перейдет в другую какую-либо веру?

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/03/...

К тому же он скоро убедился, что для немцев распространение христианства было лишь предлогом и оправданием их завоевательных замыслов. Вместо помощи против русских, немцы под знаменем креста готовили иго его народу... Миндовг отрекся от христианства и королевского титула и снова вступил в борьбу с немцами. Тем не менее можно было предвидеть, что раз намеченная Римом богатая добыча так или иначе попадет в сети папской политики, что действительно и произошло столетием позже... Для России вражда литовцев с немцами представляла, конечно, большие выгоды, и южнорусские князья успешно действовали против Миндовга. Далеко не так удачно шли дела в земле полоцкой. Последним полоцким князем упоминается в летописях Брячислав, тесть Александра Невского, но потом мы встречаем в стольном Полоцке уже Миндовгова подручника и племянника Тевтивила. За полоцкой землей, по-видимому, такая же участь грозила и Смоленску. В 1252 году Миндовг послал своего дядю Выкынга и двоих племянников, Тевтивила и Едивида, воевать смоленскую землю, давши им такой наказ: «Что кто возьмет, то пусть держит при себе!» Как раз в том же году Александр должен был оставить Новгород и спешить в Орду. Отсутствие грозного князя придало еще больше смелости литовцам. В 1253 году они сделали совсем неожиданный набег уже на новгородские земли и, рассеявшись в разные стороны, забирали скот, пожитки и пленников. Отъезжая из Новгорода, Александр оставил там князем второго своего сына Василия. Молодой князь, стремясь подражать подвигам своего великого отца, быстро собрал войско и погнался за литовцами, которые с большой добычей уже подвигались к своим пределам. У Торопца новгородцы настигли варваров и вступили с ними в жаркий бой. Василий Александрович сражался геройски и своим примером воодушевлял других. Отбив всю добычу и пленников, «новгородцы отмстили за кровь христианскую». Этот первый опыт показал, что Александр мог рассчитывать на своего сына. Чрез пять лет литовцы сделали, однако, новый набег под Смоленск и «взяша Войщину на щит» 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Город начался с закладки Спасо-Преображенского собора, которая состоялась 6 (19) августа 1152 г. – в праздник Преображения Господня. Первую церковь князь Юрий построил в Клещине годом раньше, но клещинцы разрушили храм; возможно, это и послужило причиной основания нового города и упадка Клещина. Храм был завершён в 1157 г. сыном Юрия Андреем Боголюбским . Второй необходимой составляющей города была крепость. О важности, которую придавал Переславлю Юрий Долгорукий, говорит её величина: длина вала 2,5 км, ширина основания – 30 м, высота валов 10-17 м. Первый переславский кремль был вдвое обширнее первого московского. Ярославское шоссе разрезает бывшую крепость. От неё сохранились земляные валы, которые можно увидеть, например, у Спасо-Преображенского собора. Родина Александра Невского Около 1220 г. у Ярослава Всеволодовича родился сын Александр. Произошло это в княжеских палатах возле Спасо-Преображенского собора. В 1228 г. юный Александр ушёл на княжение в Новгород. В 1240 г. увенчанный славой мудрого властителя, смелого и расчётливого полководца, Александр Невский вернулся на княжение в Переславль. Он пробыл здесь недолго, но успел построить под Переславлем, на Александровой горе, княжеские палаты и церковь. Александрова гора – холм над Плещеевым озером – высится в 1 км от Городища в сторону от Переславля. Раньше эта гора называлась Ярилиной, так как здесь находилось главное капище язычников, живших в Клещине. Просвещая православием Залесскую землю, святой благоверный князь Борис уничтожил капище и поставил церковь. Вероятно, храм Александра Невского был наследником первого храма. Позже храм был обращён в Александровский монастырь, который исчез в Смутное время. Сейчас на горе нет и следа человеческой жизни и подвигов. Только стоит памятник – деревянный крест. От креста открывается вид на величественные просторы Плещеева озера. А под горой, на берегу лежит Синий камень – 12-тонный валун, с которым связано много мистических историй. Издревле ему поклонялись язычники-меря. В первые века христианского Переславля многие жители продолжали оказывать ему почтение, как идолу. «...Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля людей: мужей и жен и детей их и рассевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушали его и к нему стекалися из году в год и творили ему почести».

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

Из многочисленного потомства Ярослава Всеволодовича далеко уже не все были в живых: в 1255 году Александр похоронил брата своего Константина, княжившего в Галиче, «и бысть плач велик» 359 . В следующем году скончался другой брат Даниил Ярославич. Михаил Хоробрит, как мы уже знаем, умер еще во время путешествия Александра в Монголию. В живых оставались Андрей, бывший владимирский князь, теперь княживший в Суздале, Ярослав тверской и Василий костромской. Зато на глазах великого князя поднималось молодое поколение сыновей и племянников: мы уже знаем его сыновей – Димитрия и Василия. Димитрий княжил в Новгороде вместо провинившегося Василия. Третьему сыну Андрею отец предназначал Городен с Нижним. Дочь Евдокия была замужем за Константином, сыном смоленского князя Ростислава, одним из участников похода 1262 года против ливонских немцев. Воспользовавшись тишиною, без сомнения, князья-родственники собрались вокруг великого князя, чтобы выразить ему свое уважение и любовь. Присутствие Александра, устраняя соперничество, водворяло – увы! – лишь временный мир между князьями. С кончиной Александра многое изменилось – точно тихий ангел отлетел из среды русских князей. Отдохнув в Ростове, Александр отправился во Владимир. В 1261 гаду Бог обрадовал его рождением четвертого сына Даниила, будущего князя московского и родоначальника князей – собирателей русской земли 360 . Радостное событие, без сомнения, было светло отпраздновано в присутствии собравшихся во Владимир князей – ближайших родственников. Благочестивые родители, в чувстве благодарности, посвящали свое дитя Богу. Однако не одни семейные дела занимали в это время Александра. Бесконечная доброта его сердца непрестанно побуждала его заботиться о тех несчастных, «иже бяху пленени от безбожных татар». «Милостилюбец, а не златолюбец» не жалел сокровищ для выкупа пленных, но, конечно, всех его средств не хватило бы для возвращения всех на родину. Много русских постоянно проживали в Орде по торговым делам, но несравненно больше было пленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Еще одна древность, о которой нельзя не сказать. Икона «Необоримая стена и Покров России», написанная в 1866 г. «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь Царя — освободителя Александра Второго в 1866 г.» Икона была приложена в Церковь Благовещенья села Покчи крестьянином и прихожанином того же храма Федосеевым Василием Ивановичем. Об этом гласит надпись на самой иконе. Святые, которых можно видеть на иконе: Образ Богородицы с Покровом в виде омофора — сверху. В центре — Андрей Первозванный с крестом, Святой Равноапостольный Князь Владимир и Святой Благоверный Князь Александр Невский (небесный покровитель Царя Александра Второго). Слева - Святитель Стефан Великопермский и Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий … Справа: Святители Питирим (без митры с Евангелием) и Святитель Иона. В настоящее время " Необоримая стена и Покров России " хранится в Музее истории веры в Чердыни. В музее хранится еще и часть иконостаса, написанного для храма деревни Анисимово и подписанного опять же Василием Ивановичем Федосеевым. Василий Иванович Федосеев, крестьянин села Покчи. Считается, что он был зачинателем династии иконописцев Федосеевых. Сын его, Алипий Васильевич, содержал уже в Покче свою иконостасно—живописную мастерскую. В конце 19 - начале 20 веков в ней работало около 25 человек, в частности, братья Яговкины, Широкшины, Кунгины. Мастерсая очень много делала для благоукрашения Покчинского храма. Братья Кунгины увеличили икону Благовещенья, ту самую древнюю. Сверху был подписан Господь Саваоф, сидяший на Херувимах. Позже была сооружена и возложена на икону риза , серебряная, позолоченная. В день Благовещения к этой иконе стекалось много народу. Кроме содержания иконостасно-живописной мастерской, Алипий Васильевич долгое время был старостой Покчинской Церкви. Так что все, что ни происходило с храмом на рубеже веков, так или иначе касается деятельности Алипия Васильевича. Историю храма оставили мы в 1896г. А в 1892 найдено было, что теплый храм с алтарем в честь Великомученика Георгия и святителя Николая Мирликийского, в котором Богослужения совершаются большую часть года, по " своим размерам мал, низок, тесен и имеет мало света " . На это обратил внимание Преосвященный Петр, Епископ Пермский и Соликамский. После чего Покчинские жители братья Симеон и Михаил Васильевичи Черных выразили желание расширить этот храм до желаемых размеров и построить новую к нему колокольню на свой счет и на свои средства. Проект на это сооружение по приглашению составил архитектор А.Б.Турцевич. В 1896 году попечительское собрание решило сделать совершенно новый иконостас. Собрание же решило выработку рисунка нового иконостаса поручить церковному старосте Алипию Васильевичу Федосееву.

http://sobory.ru/article/?object=02957

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010