Сугубый подвиг выпал на долю св. Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского Православия требовала защиты от латинского поругания. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая значение этой Истины в русской судьбе, князь вступил в служение «удерживающего» Русской земли - державного защитника чистоты церковного вероучения. Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой. Батый послал сказать князю: «Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?» Видя в случившемся попущение Божие, святой Александр добровольно склонился под старшинство татар. «Не бойтесь убивающих тело, - провозглашает Слово Божие, - бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геенне». Душа России жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Смертельным повреждением угрожало русской жизни еретичествующее латинство. Благоверный князь знал это, поэтому делом его жизни стала забота о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог бы все силы бросить на отражение агрессии Рима... В 1247 году, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и святому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался незанятым, и от воли хана зависело - дать его тому или иному князю. Батый принял св. Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к Великому хану. Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев. Возможно, именно в это время св. князь обратил ко Христу сына всемогущего Батыя, царевича Сартака, став его побратимом. От него Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями - Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, и это открывало перед св. Александром широкие возможности в деле объединения Руси под единой властью Вел. князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства: возрастание Русского Православного царства совершилось на почве, уготованной мудрой политикой князя.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/et...

8. Преподобный отец наш Михаил Клопский, Новогородский чудотворец. Преставился в 1453 г. месяца января в 11 день. 9. Преподобный отец наш Пафнутий, Боровский чудотворец. Преставился в 1479 г. месяца мая в 1 день. 10. Преподобный отец наш Макарий, Колязинский чудотворец. Преставился в 1483 г. месяца марта в 17 день. 11. Преподобный отец наш Александр, игумен Свирский. Преставился в 1533 г. месяца августа в 30 день. 12. Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич [Невский], нареченный в иноцех Алексий, Владимирский чудотворец. Преставился в 1263 г. месяца ноября в 14 день. 13. Иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский новый чудотворец. Преставился в 1108 г. месяца января в 31 день. 14. Преподобный отец наш Сава, игумен Сторожевский Звенигородский чудотворец. Преставился в 1406 г. месяца декабря в 3 день. И девять местночтимых святых: 15. Иже во святых отец наш Арсений, епископ Тверской, чудотворец. Преставился в 1409 г. месяца марта в 2 день. 16–18. Святой Благоверный Князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские. Преставился в 1129 г. месяца мая в 21 день. 19–20. Святой Благоверный Князь Петр, в иноках Давыд, и Святая Благоверная Княгиня Феврония, в инокинях Евфросиния, Муромские Чудотворцы. Преставились в 1228 г. месяца июня в 25 день в един час оба. 21. Святой блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 г. месяца июля в 8 день. 22. Святой блаженный Иоанн, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1494 г. месяца мая в 29 день. 23. Святой блаженный Максим, иже Христа ради юродивый Московский чудотворец. Преставился в 1434 г. месяца ноября в 11 день . Необходимо особо сказать о дате Собора 1547 года. Дело в том, что если вы наберете в поисковой системе интернета «Собор 1547 года», то в подавляющем большинстве сайтов (в том числе православных сайтов) вам дадут результат «26 февраля 1547 года». То, что данная дата указывается Википедией или на сайте «Академик», это как-то не удивляет.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

Сегодняшний Крестный ход значим еще и потому, что мы празднуем 350-летие со дня рождения благоверного Государя Петра Великого, который лично перенёс мощи святого великого князя в Петербург менее, чем 300 лет тому назад в годовщину Ништадтского мира. И это в высшей степени значимо. Великий князь Александр своим зримым присутствием на невских берегах ясно утверждает тот мир, за который он некогда сражался со шведами и тот мир, который добыли его потомки по плоти и по духу. Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, которое мы сегодня празднуем, – это событие является духовным утверждением града святого Петра и Александро-Невской Троицкой лавры. Это событие утверждает наши семьи, наши души, наше государство, нашу Церковь. И обращаясь в этот день к святому благоверному великому князю Александру Невскому, мы вспоминаем его трудовое предстояние Богу, о котором так любила говорить покойная мать Елена Казимирчак-Полонская, чью 30-летнюю годовщину со дня смерти мы недавно отмечали. Его трудовое, воинское, княжеское, государственное предстояние Богу, когда его ратный и государственный труд был неразрывно связан с молитвой. Для нас это живой пример и призыв к нашей христианской совести. Для нас святой великий князь Александр Невский – проводник в Царствие Небесное. И в то же время великий утвердитель и великий защитник Руси православной, если только она будет хранить веру православную – в ней же есть утверждение. Аминь. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/12/kr...

Не менее был знаменит и вышеупомянутый дед св. Александра вел. кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. В самом начале своего княжения, несмотря на свои молодые годы, он проявил большое мужество и твердость нрава, расчетливость и осторожность – качества, благодаря которым он приобрел огромную силу на Руси. Не торопя событий, без видимых усилий с своей стороны, умело пользуясь обстоятельствами, он собрал под своей властью почти всю северную Русь. Про его силу пел древний певец: Ты можешь могучую Волгу Разбрызгать веслами людей И вычерпать Дон многоводный Шеломами рати твоей. Являясь великими правителями, ближайшие предки св. Александра отличались глубоким, искренним благочестием, пламенною ревностью к распространению Слова Божия и укоренению его в сердцах современников. Черта глубокознаменательная! Оценивая эту сторону деятельности суздальских князей, историк говорит: «Христианство, утвердившись в Ростово-Суздальской земле не раньше XI века, только при Андрее получает, так сказать, полную оседлость в этой земле. При нем открываются мощи святых, покровителей земли, Леонтия и Исаии; Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем с юга, и икона Боголюбская становятся предметами особого местного почитания, освящают своими чудесами княжескую власть Боголюбского; православие начинает приобретать «земское» значение, становясь мало-помалу у нарождающегося великорусского племени символом того политического сознания, которое в наше время выражается термином «народность». Подготовляется то многознаменательное единение церкви и государства, которое вполне выясняется в позднейший, московский период русской истории, и которое составляет характеристическую особенность истории великорусского племени» 5 . В теплых искренних словах изображает летописец глубоко религиозное настроение души князя Андрея Юрьевича Боголюбского. «Сей благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь, очистив свой ум, как светлую палату, и украсив душу всеми добрыми нравами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание. Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого. Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где ее нет, как происходит, например, с кампаниями по прославлению Ивана Грозного или Распутина – несмотря на неоднократные заявления церкви о невозможности их прославления, некоторые люди упорствуют и пытаются собирать документы в поддержку. Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого, так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти. Святые почитались с самых ранних веков христианства Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры (таковым являлся римлянин Леонид, чью память мы празднуем тоже сегодня, 18 июня). За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский). В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они обитали на соседних улицах, слушали радио, ездили в автомобилях, ходили в магазины и жили обычной, нашей с вами жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть и обожение, теозис, — главная цель жизни христианской – оказывается достижимой. Поэтому мы празднуем сегодня память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx/

В следующем 1245 году, оправившись от понесенных поражений, литовцы вновь сделали набег на русские земли. Жестоко опустошив окрестности городов Торжка и Бежецка, они сбирались уже с захваченной добычей возвратиться на родину, но под стенами Торопца были настигнуты соединенными силами новоторжцев, тверичей и дмитровцев. Потерпев поражение в открытом поле, литовцы засели в Торопце. На утро следующего дня с неожиданной быстротой явился с своей дружиной и новгородцами грозный Александр. Появление его произвело великое одушевление и радость среди русских. Торопец в тот же день был взят. Литовцы в ужасе бросились бежать из города, надеясь на быстроту своих коней, но большею частью были иссечены русскими. Восемь князей их пало в битве. Вся добыча и пленные достались победителям. Довольные победой, новгородцы не захотели продолжать борьбы, но дальновидный князь их на этот раз решил иначе: с дикарями нельзя заключать мирных договоров – они нарушают их при первой возможности. Только страх пред силой, только тяжесть руки, наносящей сокрушительные удары, могут удерживать их от новых набегов. Как бы предвидя, что скоро нужды отечества надолго отвлекут внимание от западных врагов, Александр решился на этот раз дать литовцам урок, который остался бы у них в памяти. Поэтому, не желая терять времени на убеждения близоруких новгородцев, с одной своей дружиною, «со своим двором» Александр погнался за врагами, которые успели спастись бегством. Недолго пришлось ему отыскивать неприятелей. Бежавши без оглядки после торопецкого погрома, литовцы остановились было передохнуть близ озера Жизца, в той же торопецкой области, как вдруг нагрянул на них страшный новгородский князь и истребил всех до последнего человека, до последнего князя 181 . Но этим дело не кончилось. Александр Ярославич прибыл в Витебск, где в то время княжил тесть его Брячислав 182 . Там у деда гостил его сын. После кратковременного отдыха в Витебске, взяв с собою сына, Александр выступил в поход и встретился с новыми полчищами неприятелей близ Усвята (местечко в Витебской губернии, Суражского уезда, при озере того же имени) 183 . Неожиданное нападение Александра привело неприятелей в смятение: несмотря на свою многочисленность, они бросились бежать. Но Александр, не давши им опомниться, спешил нанести им решительное поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

К моменту встречи в 1223 году Киевской Руси с монгольским корпусом на Калке, уже было в ней духовное Православное единство, уже было и осознание этого единства всеми народами Русской земли, НО не было государственного единства. Князья, как сказано в летописях, «несли розно», русскую землю . Каждый князь стремился взойти на престол Великого Киевского княжества, а потому все они были временщиками в своих уделах, в пылу междоусобной борьбы грабили и разоряли русские земли, города и села, иногда хуже монгольских орд. Этот урок хорошо усвоил Александр Невский. Мы, военные профессионалы, недопустимо мало о нём знаем. Мы знаем, что 15 июля 1240 Александр проявил чудеса храбрости, ранил копьем в лицо зятя шведского короля, Биргера, командовавшего захватчиками. Нас учили , что благодаря использованию фактора внезапности Александр с малой дружиной разбил многочисленное войско шведов. Нам известно , что боевые походы молодого князя были стремительны, а его действия отличали решительность и смелость, соединённые с продуманностью и расчетливостью. Но в наших учебниках не говорилось ни слова о главных причинах его побед. Это можно понять, лишь изучив житие святого благоверного князя. С раннего детства его жизнь определялась кругом церковных служб. Читать и писать Александр учился по Библии и Псалтыри. Он постоянно слышал и читал жития святых. Цельность Православия воспринималась им органично. Именно это оказало решающее влияние на его мировоззрение и формирование чувства долга князя перед его людьми. Предстоящее ему княжеского служение он воспринимал как служение Православной вере, служение русской земле, русскому народу и был убежден, что призван Богом на защиту единого для всех русских людей Отечества. Летопись свидетельствует, что перед выступлением на шведов князь Александр пришел в храм Святой Софии, где коленопреклоненно молился: «… Суди, Господи, обидящем мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, возстани в помощь мне». А выйдя из храма, князь обратился к своей малой дружине и небольшому ополчению со словами : «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и подоша» (Историко-Литературная Хрестоматия В. Соколова и П. Борзаковского. Одесса, 1887 г., стр. 181. Полное собрание Летописей. T.VII. С.147; T.XV. С. 377).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/02/my...

«Отличительная особенность этой выставки — люди придут и увидят иконы, которые находятся в храмах нашего города, — сказал владыка Назарий. — Эти иконы — намоленные, может быть, они не столь значительны с точки зрения искусства, но они слышали мольбы о помощи и видели слезы радости, когда исполнялось просимое. В свое время Министерство культуры поддержало идею сделать выставку икон святого князя на федеральном уровне, но, к сожалению, государственные музеи эту идею не поддержали, это оказалось слишком сложным для исполнения. Тогда мы решили организовать выставку сами. Выставка пройдет в знаковом месте — храме святого Александра Невского, который недавно был возвращен лавре. Не так давно была совершена первая Божественная литургия в этом храме после десятилетий разорения. 12 июня также будет совершена Божественная литургия. В пятницу, 11 июня, в 15.30 будет совершен молебен святому князю, после чего выставка откроется. В субботу богослужение начнется в 8.30, после него пройдет конференция. Мы будем касаться одной темы — Александр Невский как святой князь. Будут другие конференции, на которых речь о князе пойдет как о воине и дипломате, но мы выбрали то, что особо значимо для нас — именно святость князя Александра сохранила его образ на многие века в памяти народной. Я уже много раз говорил, что личность князя Александра Невского настолько многообразна, что каждый найдет то, что именно ему нужно и близко. Молодые люди часто ищут героев " где-то там " , а на то, что рядом, не обращают внимания. В этом еще одно значение празднования: святой князь может стать для молодых людей примером, что значит быть патриотом, любить свою землю, отстаивать свои убеждения — и лучшего не найти». Ведущая встречи, президент агентства «Интерфакс — Северо-Запад» Людмила Фомичева напомнила об издании, предпринятом лаврой, посвященном всем храмам Александра Невского: как существующим, так и разрушенным, как старым, так и новым. Директор Института истории и социальных наук РГПУ имени А.И. Герцена Роман Соколов отметил, что юбилейные торжества проходят по всей стране, однако у Санкт-Петербурга есть все основания стать центром празднования: именно здесь, по словам Михаила Ломоносова, «святой князь телом почивает». В административных границах города находится Усть-Ижора — место Невской битвы, где проходят экскурсии, в том числе и для студентов. По мнению Романа Соколова, конференция, которая пройдет в лавре, очень значима, выставка икон также важна в плане исторической памяти: она поможет рассмотреть события с XIII века до современности.

http://patriarchia.ru/db/text/5818591.ht...

АЛЕКСАНДР III (26.2.1845–20.10.1894) – российский император (с 1881), второй сын великого князя Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II) и великой княгини (впоследствии императрицы) Марии Александровны. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, понизил выкупные платежи. Со 2-й пол. 80-х гг. провел «контрреформы». Усилил роль полиции, местной и центральной администрации. В царствование Александра III в основном завершено присоединение к России Ср. Азии (1885), заключен русско-французский союз (1891–1893). АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220–1263) – святой благоверный князь, князь Новгородский (1236–1251), с 1252 г. великий князь Владимирский. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Прославился победами над шведами (Невская битва, 1240) и рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242), обезопасил западные границы Руси. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр Ш Великий, 356–323 до н.э.) – сын Филиппа II Македонского, с 13 лет воспитывался Аристотелем. Великий полководец и царь Македонии (с 336 до н. э.). Создатель крупнейшего государства древнего мира. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629–1676) – на царском престоле с 1645 по 1676 г. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение, 1649); была воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650:1662) и Крестьянская война (1670–1671); в его правление произошел раскол в русском православии. Прослыв «тишайшим» царем в век бунтов, Алексей Михайлович, согласно историографической традиции, не был деятельным государем, степень его участия в принятии важнейших политических решений историкам достоверно не известна, хотя за время его царствования в России произошли события, имевшие долговременное влияние на русскую историю. АЛЕКСИЙ Св. († 1378) – митрополит Московский (с 1353 по 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1348 г., после смерти Ивана Калиты был регентом при малолетнем Дмитрии Донском; имел большое влияние не только в церковной, но и в политической сфере; ему удалось поднять архипастырскую власть на небывалую раньше в России высоту. Алексий активно боролся против княжеских усобиц, неоднократно был примирителем в распрях князей Дмитрия Донского и Михаила Тверского. Большое значение придавал развитию монастырей, духовному просвещению. Осуществил перевод Нового Завета с греческого языка на церковнославянский.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Только небесной помощи и святым молитвам приписывал благочестивый князь все, что ему удавалось совершить во благо своего народа. Вера в небесное покровительство давала ему силы для великих подвигов, для тяжких трудов, поддерживала его изумительную, не знавшую устали, энергию. Поздоровавшись со всеми, Александр прежде всего отправился в соборную церковь Успения Пресв. Богородицы и горячо помолился, благодаря Бога и испрашивая благословения свыше на дальнейшие труды. Поклонившись мощам «сопричастника апостолов» св. Леонтия, князь просил священномученика научить и его до конца понести свой крест и и «пострадать Богови крепко» 355 . «Бысть тишина велика християном!» – свидетельствуют наши летописи о 1260–1261 годах 356 . Может быть, в этот краткий промежуток и неутомимый труженик земли Русской и в то же время «благ домочадецъ своимъ» имел несколько времени для отдыха и для устройства своих семейных дел. О личном своем благоденствии он уже не думал: мог ли он наслаждаться благополучием при тогдашних обстоятельствах? Неутомимая деятельность на благо родины едва оставляла время для недолгих свиданий с близкими. Тем задушевнее были эти свидания, тем теплее родственные беседы. Любящее сердце Александра открыто было для всех: даже те, которые причиняли ему обиды, сознав свою вину, немедленно получали прощение. Так брат его Ярослав, прогневавший было Александра своим появлением в Новгороде, после изгнания новгородцами Василия Александровича, теперь снова пользовался любовью старшего брата. В Ростове Александр находился среди любившей и благоговевшей пред ним семьи: княгиня Мария и ее сыновья не упустили, без сомнения, ничего, чтобы сделать пребывание у них великого князя как можно более сладостным 357 . В дружественных беседах с близкими и дорогими людьми Александр отводил свою душу и, может быть, высказывал свои задушевные думы и упования на лучшую будущность для России. О, если бы возможно было, перенесясь через столетия, хотя однажды послушать его «словеса, услажающа паче меда и сота!» Всякий, имевший счастие внимать Александру, исполнялся желанием после его беседы «реченная и делом исполнити». «Сродницы же его видяще в таковых добродетелях преспевающа и зело пользовахуся и тщахуся всячески угодити Богу, яко же и той всеми нравы угожаше» 358 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010