«Князь же Александръ воздвъ руц на небо и рече: Суди ми, Боже, и разсу ди прю мою от языка непреподобна, и помози ми, Господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадду нашему Ярославу на окааннаго Святополка”». Мы видим, что здесь присутствует тот же 34 псалом с идеей Божия Суда: «Суди, Боже, обидящия мя, побори борющия мя», с которым святой князь Александр выходил на Невскую битву, и сходное сравнение крестоносцев с братоубийцей Святополком Окаянным. Здесь присутствует еще один образ, взятый из Исхода – Моисей и Амалик. С одной стороны, князь Александр выступает как защитник Закона Божия и Правды Божией, а крестоносцы уподобляются язычникам-амалекитянам, с другой стороны, уподобляясь Моисею, крестообразно простиравшему руки во время брани, святой князь Александр является подлинным защитником Креста, в отличие от самозванцев-крестоносцев. Но вспомним о явлении Животворящего Креста св. равноапостольному Императору Константину перед решающей битвой с узурпатором Максенцием на Мульвийском мосту в 312-м году, когда он увидел на небе Животворящий Крест и услышал слова «Сим победиши» (правильнее «Сим побеждай» – ν τοτ νκα). Во время битвы его враги потонули в Тибре, «подобно тому, как при Моисее и при почитавшем Бога народе евреев колесницы фараона и силу его бросил в море и избранных всадников его колесничников погрузил в Красном Море”» (Евсевий Кесарийский). И святой Император Константин, и его биограф Евсевий рассматривали битву на Мульвийском мосту как Суд Божий. Итак, параллель между святым Александром Невским и святым равноапостольным Константином Великим достаточно очевидна. Что это значило для наших предков, и что означает для нас? 1. Святой равноапостольный Константин – основатель христианской Империи и «крестоносный Император», как он именуется в самой первой службе в его честь, написанной, по-видимому, прп. Иоанном Дамаскиным. Империя является, прежде всего, оболочкой для жизни нового Израиля – боголюбивого народа ромеев – во главе с новым Моисеем – Императором, являющимся его вождем в Землю обетованную. Она носит имя Христа и находится под знамением Креста. Из этого явствует, что христианская Империя призвана к сораспятию Христу и к воскресению с Ним. Соответственно, несчастья, обрушивающиеся на Империю, в некотором смысле носят характер крестных страданий, а победы – пасхального торжества.

http://pravoslavie.ru/143256.html

В годы испытаний мы вспоминаем истинных воинов духа. Их деяния и через века остаются примером, укрепляющим нас духовно, призывающим быть верными Богу и Отечеству. Именно такой личностью является святой благоверный князь Александр Невский, 800-летию со дня рождения которого посвящен наш нынешний форум. Выдающийся российский историк Сергей Михайлович Соловьев так оценил деятельность святого князя: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории» (История России с древнейших времен. Т. 3//Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. II. Т. 3-4. М.: Мысль, 1988. — С. 155). И, наверное, неслучайно, когда возникла идея определить историческую личность, которую можно было бы отождествить с Россией, назвать именем России, был выбран именно Александр Невский, хотя предлагалось много других достойных исторических имен. Я участвовал в этой захватывающей процедуре, и могу свидетельствовать, как менялось отношение даже тех, кто отстаивал иные имена, в пользу Александра Невского. И ведь никто никого не принуждал, но образ князя, святого и полководца, государственного деятеля и действительно великого патриота, не мог оставить безразличным никого, кто участвовал в этом конкурсе, и голоса были отданы именно за святого благоверного великого князя Александра Невского. Не буду повторять многократно сказанные слова о жизни и подвигах святого Александра. Образ князя, жертвенно послужившего своему народу и увенчавшего свой жизненный путь принятием монашества, стал примером для подражания для многих последующих поколений наших соотечественников. Масштаб личности святого благоверного князя и величие его исторической миссии заключается не столько в одержанных им победах, сколько в том выборе, который он сделал для своей страны и в русле которого протекала дальнейшая история, развивались культура и национальная жизнь России. Он сумел утвердить наш цивилизационный путь как путь особый, не сливающийся ни с Западом, ни с Востоком. Это своего рода средний, «царский» путь, основанный на традициях православного мировоззрения, которое соединено с жизненным укладом и национальной культурой русского народа.

http://pravoslavie.ru/139331.html

В.И. Якунин указал на отличительную особенность МГИМО — преемственность поколений и лучших традиций отечественной дипломатии. Он поблагодарил А.В. Торкунова за всестороннюю поддержку проектов и инициатив Фонда и выразил уверенность, что выставка будет интересна как профессионалам-историкам, так и подрастающему поколению — студентам. В.И. Якунин сообщил о благословении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на вручение общественной премии благоверного князя Александра Невского. Высокой награды были удостоены А.В. Торкунов и председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» А.В. Громова. В своем обращении А.В. Громова рассказала, что открываемая выставка демонстрирует удивительный пример не только Александра Невского, но и российских императоров, небесным покровителем которых являлся святой князь. Она заверила, что выставка не останется не замеченной в студенческой среде, ведь многие молодые люди мечтают учиться в МГИМО именно для того, чтобы служить своему Отечеству и нести ответственность за судьбу своей страны. Затем были вручены почетные грамоты программы «Александр Невский» Фонда апостола Андрея Первозванного: ректору Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского А.С. Соколову, настоятелю храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерею Игорю Фомину и декану факультета международной журналистики Я.Л. Скворцову. На открытии выставки также выступил заведующий кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО М.А. Липкин, который заверил собравшихся, что кафедра продолжит активные научные исследования времени и личности Александра Невского. Приветственное слово произнес и протоиерей Игорь Фомин, которому ректор А.В. Торкунов вручил медаль за заслуги перед МГИМО. Ректор отдельно подчеркнул, что храм святого Александра Невского стал культурным центром, который с каждым днем притягивает все больше представителей молодежи — студентов МГИМО.

http://ruskline.ru/politnews/2023/02/13/...

Глава Санкт-Петербургской митрополии подарил директору выставочного комплекса Олегу Черняге икону святого Александра Невского. «Открытие фотовыставки — это не просто дань уважения великому святому земли Русской, это обращение к нашим истокам, нашей культурной традиции, к нашим историческим корням — великой и могучей тысячелетней истории России, — отметил в своем слове Вячеслав Макаров. — То, что наш город имеет такого небесного покровителя, поможет Санкт-Петербургу во веки веков оставаться православным городом. Святой благоверный князь Александр Невский — это наш барометр, нравственный камертон. Это полководец, который в 22 года одерживал великие победы, и именно он доказал, что сила, могущество — это не физическая величина, а духовное состояние». Председатель комитета по культуре Константин Сухенко огласил приветствие губернатора Александра Беглова. «Этим торжественным мероприятием мы начинаем юбилейный год, посвященный 800-летию святого благоверного князя Александра Невского, — сказано в приветствии градоначальника. — Небесный покровитель и заступник Санкт-Петербурга Александр Невский показал пример христианской жизни и любви к своему Отечеству. Он стал символом национальной гордости и славы. Его образ занимает особое место в исторической памяти нашего народа. На выставке представлены уникальные фотографии храмов, построенных в честь Александра Невского на разных континентах. Такие события способствуют сохранению памяти о выдающихся предках, национальных героях и подвижниках, воспитывают в обществе уважительное отношение к корням и истокам». От себя Константин Сухенко добавил, что помнит, как строился выставочный комплекс, который стал прекрасным примером сотрудничества городских властей и Церкви. Владыка Назарий рассказал, как у него возникла идея собирать информацию о храмах, посвященных святому благоверному князю. Он напомнил, что 12 лет тому назад, в 2008 году, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Святейший Патриарх, в телевизионном проекте «Имя России» предложил в качестве имени России князя Александра Невского, и это предложение набрало большинство голосов.

http://patriarchia.ru/db/text/5729621.ht...

Православные люди в большинстве своем бережно относятся к его житию и почитают его многоразличные добродетели. В контексте выбранной темы особенно важно, что, будучи талантливым военачальником и мудрым политиком, святой Александр Невский постоянно и искренне молился Богу и явил величие добродетели живой надежды на Господа, доверия Его Промыслу. Знаменитое высказывание-воззвание святого «не в силе Бог , а в правде» в своей сконцентрированной формуле отражает этот духовный источник всего нравственного подвига великого князя. Своим глубоким и искренним доверием Богу, выразившимся в несомненной уверенности в том, что за бескорыстное служение Церкви и Отечеству Всевышний поможет ему и в военных, и в политических битвах, святой Александр воистину заслужил доверие как своих современников, так и нас с вами. Возможно ли было воинам дружины святого князя идти за ним в бой с превосходящими силами шведов и тевтонцев, если бы они не доверяли своему военачальнику? Пошел ли бы сам князь в бой, если бы не имел надежду на Божию помощь и на верность своих бойцов? Неоднократные физически и психологически изнурительные путешествия в Золотую Орду и в дальнюю столицу Монгольской империи также требовали молитвенной преданности Богу, соединенной с осознанием своей жизни как служения Богу и ближнему. В житии благочестивого князя, составленном святителем Димитрием Ростовским на основе древнерусских летописей, говорится о том, что «вся жизнь благоверного князя Александра Ярославича была посвящена служению своему Отечеству» [ Димитрий Ростовский , свт. 2004: Т. XII, 30 августа, 580]. Полное упование на Бога, реализуемое в таком высоком служении – это важнейшая духовная характеристика земного пути святого князя, чему призван подражать каждый верующий человек, особенно церковный или светский руководитель. Современные исследователи отмечают, что «начиная с XVIII столетия началось формирование образа Александра Невского, которому были присущи, прежде всего, секулярные черты. Этот процесс был подготовлен как мероприятиями государственной власти, так и общим состоянием социума, в течение XVII в. становившегося все более светским» [Соколов 2013:18]. Однако хочется обратить внимание на несомненный факт, что процесс этот начался еще в XVII в., чему наглядным примером может служить изображение святого князя Александра Ярославича Невского на северной грани юго-западного столпа Архангельского собора Московского Кремля 5 . Здесь святой изображен в княжеских одеждах, хотя на противоположном столпе мы видим его сына, святого князя Даниила Московского, в схимническом облачении. Кроме постепенного обмирщения древнерусского социума, в тенденции изображать святого Александра в светских одеяниях стоит узреть и положительную идею освящения самого понятия служения в гражданском звании, в то время как церковная святость была понятна всем жителям Московии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Иначе дело обстоит с иконографией святого князя Александра. Как известно, свой земной путь он завершил 14 ноября 1263 года, незадолго до кончины приняв постриг в великую схиму. При его прославлении для местного почитания в 1380 году нетленные мощи, пребывавшие 117 лет в земле, с честью поместили во Владимире в открытую раку. Была составлена служба, и, без сомнения, написана икона. Она не сохранилась, но, скорее всего, являла образ святого Александра Невского именно в монашеском чине. Самое раннее из сохранившихся изображений святого Александра Невского относится к середине XVI столетия. Это фреска в Государевом Благовещенском соборе, написанная по заказу Ивана Грозного после пожара 1545 года. Аскетично утонченный княжеский лик плотно обрамлен куколем, борода средней длины заострена книзу. В общем, исключая некоторые детали, это соответствует источнику XVII века: «брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видать маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист» 1 . Любопытно, что вместо должного в подобной иконографии наименования святого преподобным Алексием чаще всего встречаются надписи «святой Александр Невский во иноцех Алексий», «святой благоверный князь Александр во иноцех Алексий» или «святой Александр Невский». — На первый взгляд странно и необычно, что еще до общецерковной канонизации у прославленного во Владимире схимника на иконах указывается его мирское имя... — Да, но дело тут, думаю, в жившей в народе исторической памяти о святом князе, о его связанном с ратными и государственными делами жизненном подвиге. Монашеский постриг, ставший его личным предсмертным желанием, коллективная память усвоила только в чине святости, оставив, так сказать, при нем его мирское имя. Второй иконографический тип — княжеский — существует с конца XVI века, причем поначалу он развивался параллельно с официаль­ной преподобнической иконографией. Это свидетельствует о неоднородности почитания владимирского великого князя Александра Невского в русском обществе. Первый сохранившийся и, вероятно, самый ранний пример подобного изображения — ряд книжных миниатюр из Московского Лицевого свода конца XVI века, а именно пятый, «Лаптевский» том этого библиографического памятника. В зависимости от сюжета князь предстает в воинском плаще, надетом поверх доспехов, с обнаженным мечом (если иллюстрируется бой), либо в сорочке или ризе, поверх которых надета турская 2 шуба с меховым воротом и длинными рукавами, с мечом в ножнах. Голова князя неизменно при этом покрыта тафьей 3   Таковы принципиальные отличия этого типа изображения великого князя и на его иконах.

http://e-vestnik.ru/interviews/ikonograf...

6 декабря 2020 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем день погребения святого благоверного великого князя Александра Невского. Он скончался на 43-м году жизни, возвращаясь из Орды, недалеко от Городца. Размышляя о том, как неожиданно умер человек в расцвете сил, богатырь, воин, многие подозревают, что причиной смерти было отравление в ханской Орде. Исключать этого нельзя, как нельзя с уверенностью об этом говорить, но кончина действительно была безвременная. Святой благоверный князь Александр Невский, обладавший огромным авторитетом на просторах Руси, был великой надеждой для нашего народа, в то время находившегося под игом Орды, – потому что умел общаться с ханом, умел своим дипломатическим искусством, правильными словами, подарками ограждать народ свой от нападений, оставаясь с ханом в добрых отношениях. Но святому благоверному князю Александру Невскому довелось оберегать народ от гибели не только дипломатическими усилиями и уважительным отношением к завоевателю – ему приходилось обнажать меч и вставать во главе своей рати, чтобы защитить народ наш от нашествия с Запада. На землю нашу наступал Ливонский орден, опасный враг; и если хану и Орде нужны были наши богатства, сокровища, материальные ценности, то те, кто наступал с Запада, руководствовались иными целями: им нужно было завоевать Русь, обратить народ в свою веру и таким образом подчинить его духовным и политическим центрам в Европе, чужим и по вере, и по культуре. Разницу между этими двумя неприятелями святой благоверный князь понял очень хорошо. От восточного владыки он добивался своего без всякого употребления силы, но отчетливо осознавал: с теми, кто наступал на Русь с Запада, никакими подарками и добрыми словами урегулировать конфликт невозможно. И потому, несмотря на то, что Русь была ослаблена, он собрал всё, что только можно было собрать, всю рать свою, и дал бой на льду Чудского озера, а несколько ранее – и в устье реки Ижоры, при впадении ее в Неву, где также оказались нападавшие на нашу землю западные соседи; и во всех случаях одержал победу.

http://religare.ru/2_120101.html

В Федоровском монастыре часто бывал и большой почитатель Ивана Грозного Петр Первый. Здесь на Плещеевом озере юный император создавал свой потешный флот, который стал колыбелью российский флота. В 1913 году в Федоровском монастыре торжественно встречали святого страстотерпца российского государя Николая Второго с его царственным семейством. Перед революцией 1917 года прихожанином Федоровского монастыря являлся местный земский врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - будущий русский святой архиепископ Лука. Несколько лет назад в Федоровском женском монастыре довелось служить и автору этих строк, но тогда Федоровский собор еще только восстанавливался, а сегодня в нем уже совершаются богослужения. Здесь же на территории Федоровской обители разместилось сегодня управление новообразованной Переславской и Угличской епархии, которую возглавляет молодой очень деятельный епископ Федор Казанов, уроженец здешних мест. Неподалеку от Федоровского монастыря возвышается другая белокаменная обитель, история которой неразрывно связана с именами первого русского царя Ивана Васильевича Грозного и его отца - Василия Ивановича Третьего. Великий московский князь Василий Иванович основал этот монастырь вместе с местным игуменом преподобным Даниилом Переславским, а когда у великого князя и его супруги великой княгини Елены Глинской в 1530 году родился будущий русский государь Иван Васильевич, то великокняжеская чета построила здесь каменный храм в честь Святой Троицы. Так они благодарили Бога за рождение долгожданного сына, крестным отцом которого был преподобный Даниил. В Троицком соборе почивают мощи Даниила Переславского. Недавно в Свято-Троице-Даниловом монастыре случилась трагедия - в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна был убит наместник этой обители игумен Даниил Соколов. Молился Иван Грозный и в Преображенском соборе. Собор находится в самом центре Переславля на Красной площади. Это самое древнее церковное здание в Ярославской области. Собор начал строиться в 1152 году Юрием Долгоруким, а достроен был его сыном святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским в 1157 году. Здесь возле собора находился княжеский терем, в котором 30 мая 1220 года родился великий русский полководец святой благоверный великий князь Александр Невский. Здесь в Преображенском соборе Александр Невский был крещен.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/28/...

По мнению игумении, для человека с его падшей природой каждодневное смирение — это подвиг, равносильный распятию и смерти. Поиск обходных путей, которые выбирали некоторые князья — современники святого Александра, например, союз с католическим Западом против ордынцев, тоже можно сравнить с тем, как соглашается монах с помыслами, сулящими ему быстрое преуспеяние. Он начинает тратить силы не на изменение и совершенствование себя, а на пустую борьбу то с игуменом, назначающим ему «не то» послушание, то с братьями, которых пытается переделать, и т.п. Матушка привела слова одного подвижника: «В час, когда у меня трудности, буду делать все, что от меня зависит, буду продолжать свою работу, свою молитву в спокойствии, в тишине, с верой — и этого для меня достаточно». Такого пути не внешнего благополучия, а в первую очередь внутреннего искания Божией правды желал для себя и для Отечества креститель Руси святой князь Владимир, и вслед за ним этому пути следовал святой Александр Невский. «Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что такое же значение имеет подвиг каждого монаха, самого простого, незаметного, который живет в покаянии, смирении, внутренней борьбе и тем возделывает в себе Царство Божие. Такой монах не только свою жизнь, но и жизнь всех окружающих направляет в духовное русло. Он становится семенем, которое, по слову Спасителя, пав в землю, умирает и приносит много плода. Таким семенем стал для русского народа святой благоверный великий князь Александр Невский, смирение которого принесло тысячекратный плод — православную веру для всех его потомков, в том числе и для нас с вами», — завершила свое выступление игумения Домника. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) представил вниманию участников встречи доклад «Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром: практические аспекты». Этой же теме посвящен документ Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Русской Православной Церкви «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов», который готовит рабочая группа, возглавляемая архимандритом Мелхиседеком.

http://patriarchia.ru/db/text/5811023.ht...

Тема, предложенная нам для обсуждения, имеет большое значение для национального самосознания, для понимания того, в каких условиях проходило становление Российского государства и формирование внутреннего мира русского человека. Неслучайно поэтому к житию святого благоверного великого князя Александра Невского обращались на всех этапах отечественной истории, практически с момента его блаженной кончины. Взирая на исторический образ святого благоверного великого князя Александра Невского, мы видим выдающегося военачальника, одерживавшего победы над силами, пытавшимися покорить Русскую землю, а также мудрого государственного деятеля и дипломата, стремившегося в сложных условиях иноземного ига достичь возможной внутренней национальной консолидации и в то же время умерить аппетиты Золотой Орды, жадно эксплуатировавшей богатства Отечества. Князь Александр Невский оставил по себе память как правитель, в невероятно тяжелых обстоятельствах созидавший будущее величие России, ставший основателем московской династии Рюриковичей. Отличительными чертами его были глубокая вера, молитвенность и преданность Святому Православию, которое он отстаивал мужественно и бесстрашно, за что был прославлен Русской Церковью как местночтимый святой и чудотворец, видимо, в конце XIII века, а общецерковно — на Соборе 1547 года. Благоверный князь Александр является для нашего национального сознания символической фигурой. На протяжении своего земного бытия, к сожалению, не очень продолжительного (на день кончины ему было немногим более сорока лет), он решал комплекс уникальных задач, обусловленных необходимостью сохранения духовной идентичности православного народа, волею Божией расселившегося на огромной территории, объединяющей часть Европы и часть Азии, то есть Запад с Востоком. В XXI веке перед Церковью и школой встает немало просветительских задач, которые в совокупности ориентированы на достижение цели воспитания в подрастающем поколении осознания своей принадлежности к великой исторической преемственности, лежащей в основе Российского государства. Личность благоверного князя Александра является примером того, сколь неразрывна связь между верой и судьбой народа в веках.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5735242...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010