Благоверный Александре,   Отныне и до века " »!       (Бессонов П. Калеки перехожие. Ч. 1. 669–671) Из произведений художественной поэзии воспользуемся следующим поэтическим воспроизведением Невской победы в стихотворении нашего маститого поэта Майкова:     ПОБЕДА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НАД ШВЕДАМИ (1240 год) Сгинь ты, туча-невзгодье ненастное! Выглянь, Божие солнышко красное! Вот сквозь тучу-то солнце и глянуло, Красным золотом в озеро кануло, Что до самого дна недостатного, Бел-горючими камнями стланного. Только ведают волны-разбойнички Да тонулые в весну покойнички, Каково его сердце сердитое, О пороги и берег разбитое. Вихрем Ладога-озеро, бурей обвеяно И волнами, что хмелем бродливым, засеяно; Колыхается Ладога, все колыхается, Верст на двести – на триста оно разливается, Со своею со зимнею шубой прощается: Волхов с правого сняло оно рукава, А налево сама укатилась Нева, Укатилась с Ижорой она на просторе Погулять на Варяжском, родимом им море. И с Ижорой в обгонку несется Нева, И глядят на побежку сестер острова,   И кудрями своими зелеными Наклоняются по ветру вслед им с поклонами. И бегут они вместе, побежкою скорою, – И бегут вперегонку Нева со Ижорою. Али нет в Новегороде парней таких удалых,   Кто б до синего моря не выследил их, Не стоял бы всю ночь до зари на озерной на страже, Как простоял не одну, а три ноченьки даже Ижорянин крещеный Пелгусий? Его от купели Принял князь Александр Ярославич на Светлой неделе, А владыка Филиппом нарек.   Вот стоит он, стоит, И на устье Ижоры он зорко глядит. Ну, и слышит он раннею алой зарею: Зашумела Ижора под дивной лодьею; Под лодьей опрокинулись все небеса; Над лодьею, что крылья, взвились паруса, И стояли в лодье двое юношей, в ризах червленых, Преподобные руки скрестив на могучих раменах; На челе их, что солнце, сияли венцы, И окутаны мглою сидели гребцы... Словно два серафима спустилися с ясного неба... И признал в них Пелгусий святого Бориса и Глеба. Говорят меж собою:   «На эту на ночь Александру, любезному брату, нам надо помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

— Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году. Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского Автор А.Ю. Карпов, историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий» Портал «Слово» Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней. Он родился в 1220 году (1), в городе Переяславле-Залесском, и был вторым сыном Ярослава Всеволодовича, в то время переяславского князя. Его мать Феодосия, по всей видимости, была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или Удалого (2). Очень рано Александр оказался вовлечен в бурные политические события, развернувшиеся вокруг княжения в Великом Новгороде — одном из крупнейших городов средневековой Руси. Именно с Новгородом будет связана большая часть его биографии. В первый раз Александр попал в этот город еще младенцем — зимой 1223 года, когда его отца пригласили на новгородское княжение. Однако княжение оказалось недолгим: в конце того же года, рассорившись с новгородцами, Ярослав с семьей вернулся в Переяславль. Так и будет Ярослав то мириться, то ссориться с Новгородом, а затем то же повторится и в судьбе Александра. Объяснялось это просто: новгородцы нуждались в сильном князе из близкой к ним Северо-Восточной Руси для того, чтобы он мог защитить город от внешних врагов. Однако такой князь правил Новгородом слишком круто, и горожане обычно скоро ссорились с ним и приглашали на княжение какого-нибудь южнорусского князя, не слишком досаждавшего им; и все бы хорошо, но тот, увы, не мог защитить их в случае опасности, да и заботился больше о своих южных владениях — вот и приходилось новгородцам вновь обращаться за помощью к владимирским или переяславским князьям, и все повторялось заново.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

А чтобы ощущать родную историю как внутреннее событие духовной действительности, надо читать жития святых, изучать жизненный путь русских воинов, политиков, дипломатов, ибо память поколений должна прорастать наследием великой державы. И надо четко знать, что без подвига веры Александра Невского, без его успешных военных сражений и успешной дипломатии наше Отечество могло бы превратиться «этнографический материал» для сильных хищников всемирной геополитической игры. В XIII веке – тяжелейший переломный момент! – вопрос о существовании самой Руси, сохранении своей идентичности, государственности встал очень остро. В 1237 году остатки разгромленных меченосцев соединились с Тевтонским орденом, и образованный в результате этого Левонский орден готовил вторжение на Русь, что не было локальным конфликтом, а было глобальным скоординированным наступлением – религиозным и военным – латинского христианства. Совсем юный князь остановил эту агрессию с русской ратью на Неве, а победой в Ледовом побоище он сорвал продвижение ливонских рыцарей на восток, обезопасил западные границы Руси. Во время битвы со шведами ему было 19 лет, а в момент битвы с немецкими рыцарями на Чудском озере – 21 год... Что касается союза с Ордой, то и по сей день иные упрекают в этом святого благоверного князя Александра Невского. Манипуляции нашим сознанием приобретают разные формы. На просторах интернета можно встретить статьи с хлесткими заголовками типа «Почему Александр Невский пресмыкался перед Ордой?» Тема исторического выбора правителя земель Русских отчетливо прозвучала в докладе С.И. Реснянского. Далее ее развил директор Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета В.В. Балытников в своем докладе «Святой благоверный князь Александр Невский (1220-1263) и святой благоверный царь Иоанн Дука Ватац (1192-1254) как борцы с агрессивным натиском Запада и сторонники конструктивного сотрудничества со всеми соседями своих земель».

http://pravoslavie.ru/139572.html

Этот пример юного христианина говорит каждому из нас: если хочешь получить на всё полезную благодать Божию, то утвердись, укрепись в Боге, прилепись к Нему и живи Им. 2 . Святой благоверный Александр Невский родился в 1220 году в семье Ярослава, князя Владимирского. По отцу святой Александр происходил из рода равноапостольного князя Владимира. В благочестии воспитанный, он благочестивым вошёл и в жизнь, любя благотворить бедным во Имя Бога, посещать храмы Божии и всякое дело начинать с молитвы и благословения Божия. Когда он стал управлять княжеством Новгородским и потом Владимирским, то много славных дел совершил по защите родины от немцев, шведов, татар. Слава о его военных доблестях и мудрости в управлении народов дошла до татар. Страшный по своей свирепости хан Батый потребовал его в свою ставку. Совершив напутственный молебен, он отправился в дальний путь – в ставку хана. Жрецы татарские потребовали от него, чтобы он поклонился солнцу и огню (языческие божества), а когда он отказался, направили его к хану. Войдя к нему, святой Александр поклонился, сказав: «Тебе поклонюсь, хан, ибо Сам Бог почтил тебя властью и царством, но твари не поклонюсь: она создана для человека». Это было сказано так мужественно, твёрдо, с таким достоинством и внутренней силой, что хан отступил и не стал настаивать на исполнении языческих обрядов. Победил, таким образом, не грозный хан, окружённый несметной татарской ратью, а безоружный русский князь. Победил силой Божией как мужественный исповедник, готовый скорее принять смерть от, Бога, чем изменить Ему. Пример святого Александра призывает нас, братия и сестры, к мужеству веры, к утверждению себя в Господа нашем Иисусе Христе. 3 . Святитель Митрофан Воронежский жил спустя 400 лет после святого Александра Невского (1623–1703 гг.). Сорокалетним, после смерти жены, ушёл в монастырь и так преуспевал в нём, что был призван достойно занять в Воронеже архиерейскую кафедру (в 1682 г.). В те времена в Воронеже часто бывал царь Пётр в связи с постройкой там флота.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Александр имел долготерпение. Терпение — это большая добродетель, которая свидетельствует о внутренней силе человека, ведь все надо было терпеть — и тяжелые походы, и, что самое главное, смертельно опасные посещения Золотой Орды. Многие считают, что он, скончавшись в сорок с небольшим лет на обратном пути из Золотой Орды, умер не своей смертью, а был отравлен, может быть, еще в Орде. Какое же требовалось терпение, какая кротость, чтобы склонять голову перед ханом только ради того, чтобы новое нашествие не опустошило Родину! Святой благоверный князь Александр был очень воздержанным человеком. Как великий князь он мог позволить себе все, и нравы в то время были разные, а благоверный князь жил доброй и светлой жизнью, и этот опыт его личной жизни — светлой, мирной, радостной — проецировался и на его общественное служение. Он воздерживался от многих вещей, от которых не воздерживались люди во власти, был строг к себе. И вот возникает вопрос: а почему же Александр Невский и Даниил, сын его, стали святыми и стяжали все эти добродетели, в то время как многих князей, в том числе выдающихся политиков, Церковь не прославляет как святых? Откуда все эти добродетели, которые мы сейчас перечислили, говоря о великом князе? От книг, от мудрости, от встреч с умными людьми, то есть, если говорить по-нашему, от образования или опыта? Вовсе нет. Ведь такой же опыт, как Александр, имели многие — и князья, и не князья. Сегодняшнее апостольское чтение, которое мы с вами только что выслушали, небольшой отрывок из послания апостола Павла к Галатам, содержит удивительные слова, которые помогут нам ответить на вопрос, откуда у великого князя Александра все эти добродетели. А слова такие: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (см. Гал. 5:22-23). Все эти добродетели не могут возникнуть на пустом месте. Сколько бы дипломов у человека ни было, какие бы блестящие показатели он ни являл в течение всех лет своего обучения, не будет этих добродетелей, и от напряжения воли ничего не получится. Терпеть можно, напрягая волю, но вот терпеть долго или всю жизнь не получится.

http://pravoslavie.ru/56047.html

Поэт живо рисует нам картину последних мгновений земной жизни Александра:     Ночь на дворе и мороз. Месяц – два радужных светлых венца вкруг него...   По небу словно идет торжество; В келье ж игуменской зрелище скорби и слез. Тихо лампада пред образом Спаса горит; Тихо игумен пред ним на молитве стоит;   Тихо бояре стоят по углам, Тих и недвижим лежит, головой к образам,   Князь Александр, черной схимой покрыт... Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет! Слышится в келье порой лишь болящего бред. Тихо лампада пред образом Спаса горит...     Князь неподвижен лежит... Словно как свет над его просиял головой –   Чудной лицо озарилось красой. Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой   Сердце ощупал его и чело – И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»       (А. Майков) Божественная служба совершалась в соборном храме в стольном Владимире. Митрополит Кирилл вместе с своей паствой возносил теплые молитвы Богу, молился, может быть, об отвращении опасностей, грозивших отечеству, о благополучном возвращении великого князя, которого все так долго и с нетерпением ожидали. Устремляя свои взоры горе, как бы к самому престолу Всевышнего, святитель внезапно был поражен необычайным видением: пред ним, как живой, но озаренный неземным сиянием, великий князь Александр... Тихо, как бы возносясь на крылах ангельских, удаляясь вверх, скрылось от очей святителя «подобие образа блаженного великого князя Александра». Предстоявшие с изумлением смотрели на святителя, на лице которого, без сомнения, сияло отражение необычайного явления. Митрополит понял, что доблестного защитника отечества не стало, и слезы закапали из глаз старца. «Зашло солнце земли русской!» – тихо проговорил святитель 395 . Но никто не понял рокового значения этих слов. Наконец, митрополит, с глубоким вздохом, голосом, в котором слышались рыдания, громко произнес: «Чада моя милая, знайте, что ныне благоверный князь великий Александр преставился!..» 396 Ужас охватил всех при этих словах. Храм огласился воплями скорби и отчаяния. «Погибаем!» – воскликнуло единодушно все собрание – «и ерея, и диаконы, и черноризцы, нищии, богатии и вси людие мнозии» 397 ... Это внезапно вырвавшееся восклицание всего лучше показало все значение Александра для отечества...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

«Церковь во все времена говорит о преодолении разобщенности. Сегодня нас объединило богослужение, в котором мы участвовали, вознося молитвы. Объединили любовь к Богу и Его Святой Церкви, к нашему земному Отечеству — России. Нас сближает пример святого благоверного князя Александра, которому мы стремимся следовать — каждый на своем месте, куда его призвал и поставил Господь, — сказал, в частности, владыка Варсонофий. — Для государственных мужей святой князь — пример мудрого и дальновидного правителя, блестящего дипломата, который в трудный час здраво оценил внутри- и внешнеполитическую ситуацию, принял верное решение для сохранения страны, у руля которой стоял. Для военнослужащих ратные подвиги Александра Невского — это пример выдающегося полководческого таланта, как храбрости и мужества на поле брани, так и миротворчества, стремления решать конфликты не только силой оружия, но убеждающим словом. Для молодых людей жизнь благоверного князя — пример того, как можно использовать еще не истраченные силы, энергию и таланты для пользы Отечеству». «Для всех нас святой Александр — пример беззаветной преданности России и Богу, — продолжил архиерей. — Эти качества он проявил в то время, когда другие потеряли всякую надежду, ослабли духом. Что же ему помогло? В то время князья не выдерживали давления обстоятельств, совершали неверные шаги, расплачиваясь жизнью и свободой народа. Александр Невский обладал стратегическим предвидением, мыслил не пределами одного дня, года или десятилетия, а глобальным масштабом истории. Он понимал сложность времени, в котором жил, но осознавал свою роль и ответственность в преодолении проблем не только материального, но и духовного характера. Их можно было решить через выстраивание своей жизни согласно ценностям православной веры, где единство всегда важнее разобщенности, где слабых и угнетенных нужно защищать, даже ценой своей жизни, где во главу всего ставится жертвенность и любовь к людям, а не эгоизм и гордыня. Когда мы говорим о святом князе, то перед нами всплывает образ глубоко верующего человека, не просто знающего заповеди, но и живущего по ним.

http://radonezh.ru/2022/09/13/v-sankt-pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > По всей Матушке России – от Калининграда до Чукотки – казаки почтили память Александра Невского! А в Касимове святой благоверный князь живёт в бронзе Валерий Камшилов   Олег Романов   10:00 26.11.2023 2818 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено авторами 760 лет назад, 14 (ныне 27-го) ноября 1263 года, в городе Городец Мещерский (теперь это город Касимов), в древнем Богоявленском монастыре преставился ко Господу Великий князь Александр Ярославович Невский. Возвращаясь из Орды, приняв перед кончиной схиму с именем Алексий. О его смерти народу возвестил по наитию в тогдашней столице городе Владимире митрополит Кирилл: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли!». На что народ откликнулся словами: «Уже погибаем!»… На 9-й день тело почившего Великого князя было доставлено во Владимир, где благоверный князь был погребён в Богородице-Рождественском монастыре (в этот день, 6 декабря нового стиля, мы и празднуем день памяти благоверного князя). В 1724 году по повелению императора Петра Великого мощи благоверного князя Александра были торжественно перенесены в новую столицу Санкт-Петербург, в специально построенный в его честь монастырь – Александро-Невскую лавру, где и ныне почивают. А день переноса мощей стал новым праздником, который мы торжественно отмечаем 12 сентября – в день, когда был подписан мирный договор со Швецией, окончивший великую Северную войну. Долгое время считалось, что Александр Ярославович почил в Городце Волжском. Но недавно на запрос касимовских музейщиков директор архива РГАДА Владимир Анатольевич Аракчеев подтвердил сведения, которые и ранее были известны среди касимовских историков и архивистов: «На пути великого князя из Москвы в Нижний Новгород, который был частью его пути в Орду, лежал Городец Мещерский, находившийся на Оке. Городец на Волге был расположен значительно северо-восточнее этого пути. В связи с этим представляется, что в данном летописном известии даны сведения о Городце Мещерском…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/27/po...

Как Залесский Владимир при Всеволоде III Юрьевиче был стольным градом Великих Князей: то и первый в нем монастырь признан старейшим над прочими в наименован Великою Архимандриею и до царствования Uoahha IV занимал первое место в списке великороссийских монастырей. (3) С перенесением Святительского престола из Киева во Владимир, Митрополиты Всероссийские имели свое помещение в Рожествене монастыре, как бы в кафедральном: его прославили своим пребыванием великие ревнители веры и благочестия, всероссийкие Митрополиты: Св. Максим, Петр и Алексий, бывший последннм Епископом Владимирским в XIV веке. Доблестный поборник св. веры и отечества, победитель Ливонцев и Шведов, благоверный Великий Князь Владимирский Александр Невский, на возвратном пути из Орды, скончавшейся под схимою, в Городецком Феодоровские Богоматери монастыре, (4) погребен был в соборной церкви любимого им Рожествена монастыря Ноября 23, 1263 года. Отпевание св. его мощей там ознаменовано было чудом, которое передает нам летопись. Когда иконом Митрополита Кирилла хотел разгнуть руку усопшего, да вложить в нее Святитель душевную грамоту: тогда благоверный Князь, как бы живой, сам простер руку и принял грамоту от Святителя. (5) Хотя прежняя столица причислена была к области всероссийских Митрополитов, потом Патриархов; но Московские Господари, из благоговения к святому предку своему Александру Невскому, делали значительные приклады в Рожествен монастырь. Внук его Иоанн Калита в духовном завещании 1328 года отказал Св. Александру, себе в поминанье сельцо на Киржаче (нынешний город Киржачь) другое Леонтьевское, третие Шараповское; а правнук его Иоанн Иоаннович в: 1356 г. – село Павловское. Сын его Великий Князь Димитрий духовною своей 1371 г. подтвердил предсмертную волю отца своего и сверх того, завещал, к Святой Богородице в Володимер «блюдо великое серебряное с кольцы». В силу тайной договорной грамоты Суздальских Князей Василия и Феодора Юрьевичей с Князем Димитрием Шемякою, 1446 года, возвращены им села, данные Великим Квязем Василием Темным Рождествену монастырю, а последнему предоставлено десятое по старине. (6)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

— Об Александре Невском можно говорить бесконечно, настолько велики его дарования. Он и сегодня для нас как живой, и его пример достоин подражания. Поэтому за прошедшие столетия память о нем не изгладилась, люди помнят и о чертах его характера, и об исторических подвигах, которые он совершал, — все это сохранилось в наших сердцах. Нам выпала честь и ответственность отпраздновать этот юбилей — 800 лет со дня его рождения — здесь, в Северной столице. Кстати, почитают Александра Невского не только у нас в России, но и во всем мире. Мы особо должны благодарить Бога за то, что Он благословил нас провести этот год с именем святого Александра Невского на устах. Откуда мы знаем о князе Александре Невском? Из уст в уста передается предание об этом великом подвижнике Божием. И нам предстоит задача своим детям, внукам и правнукам передать это имя, чтобы оно никогда не было забыто. И память о нем не угаснет в наших сердцах... Не будем забывать о нем ни одного дня и передадим его святое имя из уст в уста следующим поколениям, которые после нас будут так же торжественно почитать его великое имя». Святой Александр Невский (в схиме — Алексий) скончался в Городце по пути из Орды 14 ноября 1263 года, а 23 ноября (6 декабря) был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря во Владимире. Почитание благоверного великого князя началось сразу же по его погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Для общецерковного почитания благоверный князь был прославлен при митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года Петр I после продолжительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского в новую столицу — Санкт-Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там, пока 30 августа 1724 года не были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5730090.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010