Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

Но если мы обратим внимание на то, какие другие типы святости у нас представлены широко, то увидим, что мучеников на Руси очень мало. Преподобные в подавляющем большинстве – это либо игумены, либо настоятели, либо основатели монастырей, а это очень, скажем так, элитарное положение. Это благоверные князья, вне зависимости от формы их кончины, и соответственно, эта святость может быть связана с особенностями кончины, но не только с ними. И это святители, то есть архиереи. Святость в социальном плане Древней Руси элитарна. Она связана с верхом общества, и возникает вопрос: «а справедливо ли это, когда князь получает много почитания как правитель на земле и много почитания после смерти как святой? Справедливо ли это, когда святитель входит и стоит на орлеце в храме, одевается в парчовые одежды и после смерти опять оказывается почитаем, примерно так же, как и на земле? Или это та сторона жизни средневекового общества, в которой мы, люди XXI века, должны в какой-то степени мириться c такими особенностями эпохи?» Необходимо прежде всего сказать о феномене вот этой самой благоверной святости. Благоверный князь — это святой, прежде всего каким-то особенным образом связанный с Церковью и церковным сообществом, с церковной жизнью. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский , который особенным образом посчитал Богородицу и был инициатором появления праздника Покрова Богородицы , введения службы Акафиста , появление Боголюбской иконы Божией Матери, в конечном счете перенесения во Владимир Владимирской иконы Божией Матери. Церковная жизнь была очень насыщенной и достойна особого разговора. Святой благоверный князь Александр Невский , который в большей степени сегодня у нас ассоциируется с военными победами, как некий национальный защитник Руси. Для древнерусского читателя это был человек, который особенным благоговейным образом общался с митрополитом Кириллом, который не знал, что ждет его на севере Руси, поскольку традиционно до него митрополиты никуда из Киева не уезжали. Он встретил в лице князя Александра Невского радушный прием. Но мог его и не встретить, как его не встретил один из его преемников, святитель Петр, который вместо доброго отношения великого князя встретил суд, якобы за симонию.

http://blog.predanie.ru/article/neozhida...

Россия за тысячу лет дала столько святых, как ни одно государство в мире! Основание всему этому заложила самодержавная правительница – богомудрая великая княгиня Ольга. Ее внуки, дети князя Владимира, Борис и Глеб – первые любимые русские святые. Св. великий князь Александр Невский, св. князь Даниил Московский, св. князь Димитрий Донской, прп. Евфросиния Полоцкая, благоверный князь Михаил Тверской – потомки великой княгини Ольги. Наше Ольгинское общество создано в 2005 году. Несколько женщин-педагогов были награждены Русской Православной Церковью орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги за труды по сохранению православных традиций в образовании. Нашли в телефонном справочнике храм-крестильню во имя святой княгини Ольги в Москве при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, настоятель – протоиерей Константин Татаринцев, теперь он духовник Ольгинского общества. Отец Константин на первой встрече сказал: «Я буду рад, если вы полюбите это место, и будете иметь о нем доброе попечение. Но, прежде всего, храм должен жить, должны быть Богослужения». Мы стали служить молебны св. великой княгине Ольге и создали Общество ее имени. Главные направления деятельности Общества во имя св. княгини Ольги: 1. Обеспечить жизнь храма как центра, объединяющего всех желающих участвовать в работе. 2. Духовное осмысление жизни и деяний святой равноапостольной княгини Ольги, опыта и трудов ее потомков, просветительская работа Ольгинского общества в форме Ольгинских чтений, лекций и конференций, участие в различных форумах, издание сборников. 3. Образование и воспитание в семье, школе и Церкви. 4. Очередные и перспективные задачи Церкви и государства. 5. Сотрудничество с общественными организациями: Международной общественной организации «Союз православных женщин», Объединением «Алтарь Отечества», Ассоциацией учителей православной культуры, АНО «Семья России» и др. 6. Совершать поездки по святым местам России и мира. На X Ольгинских чтениях 23 июля 2017 года было принято решение обратиться к руководству Русской Православной Церкви с предложением организовать широкое общенародное церковно-государственное празднование. Отправили письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Легойде Владимиру Романовичу, встречались с руководителем Управления по работе с общественными организациями Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиереем Димитрием Рощиным.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Председатель городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ Владимир Рябовол сообщил о поддержанных в этому году социально значимых, культурных и издательских проектах. При поддержке комитета по печати и взаимодействию со СМИ Александро-Невское братство издало книгу профессора МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрия Володихина «Александр Невский: воин, государь, святой». Плакатами, разработанными при участии епархии, оформлена площадь Александра Невского. Плакаты также размещены на рекламных конструкциях в районах города. Юбилей будет отмечен также в рамках акции «Поющие мосты». В ночь с 11 на 12 сентября Дворцовый мост разведут под музыку Сергея Прокофьева, шоу дополнит лазерная проекция. Первый заместитель председателя комитета по культуре Федор Болтин отметил, что некоторые санкт-петербургские культурные мероприятия вышли на федеральный уровень. Так, фотовыставка «Во имя святого князя», которая зимой прошла в комплексе «Россия — моя история», посетила несколько российских регионов. Ее организовала Лавра при поддержке комитета. Более 40 миллионов рублей было направлено некоммерческим организациям на поддержку культурных проектов, связанных с юбилеем. Святому посвятили рубрику в рамках «Ночи музеев», Суворовский патриотический фестиваль, праздник выпускников «Алые паруса» и многое другое. Весной в Мариинском театре состоялся спектакль «Александр — мудрая сила России». Выставка «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Образы и символика» в Эрмитаже продлена до 3 октября. В экспозиции почти 200 экспонатов, связанных с жизнью святого, его образом и значением в истории России. В этом году также отмечается 300 лет подписания Ништадтского мира, завершившего Северную войну. Мирный договор со шведами был подписан 12 сентября 1721 года, через три года император Петр Великий перенес в Северную столицу мощи святого Александра Невского. В память об этой победе и обретении городом небесного покровителя полуденный выстрел из пушки в Петропавловской крепости произведет кавалер ордена Александра Невского.

http://radonezh.ru/2021/09/10/v-sankt-pe...

В «уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московск. Успенском соборе» (ок. 1634): ноября «в 23 день князю Александру Невскому трезвон средней бывал, а 139-го, для храму в ревут, приказано в вечеру отпуск книгу Минею-Четью, а по утру сосуды золотые да шанданы оловянные» (Тимофеев, «Русск. Ист. Библиот.,» III, 36). Об изображениях св. Александра на иконах в «Иконописном подлиннике» под 23 ноября: «Подобием: брада аки козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист». Первый храм на Руси во имя св. Александра Невского воздвигнут был патриархом Филаретом Никитичем около 1630 года в Московск. Кремле над Тайницкими воротами, как видно из дел патриаршего приказа. 1630 года, июля 7, по указу патриарха, «впервые» выдано на молебен двум священникам и диакону 8 алтын и 2 деньги. Вот, между прочим, некоторые подробности о внутреннем убранстве первого на Руси Александро-Невского собора: Евангелие «поволакивал бархатом червчатым» переплетчик Петр Ермолаев. «Знаменил», т. е. золотил евангелистов и крест знаменщик Петр Матвеев. За киот и образ св. Александра Невского, для ношения в крестных ходах, заплочено иконнику Ондрюшке Ондрееву 16 алтын 4 деньги. За медное кадило заплочено 2 рубля 3 алтын 2 деньги. Над царскими вратами поставлены были образа: Всемилостивого Спаса, Знамения, Пречистые Одигитрии, Пречистые Владимирские, Страстотерпца Феодора и преп. Михаила Малеина. Писаны иконописцем Назарием Истоминым. Протопоп собора с причтом на «праздник св. Александра Невского» ходил к патриарху со св. водою два раза в год: в августе и в ноябре. Петр I сочетался 27 января 1689 года первым браком с Евдокией Феодоровной Лопухиной. Первенец – сын, родившийся 1691 года 3 окт., назван был Александром, в честь св. Александра Невского. В расходной книге казенного приказа значится, что по случаю семейной радости соборному при храме св. Александра Невского протопопу Симеону выдано сукна кармазину 5 арш., священникам: Поликарпу, Иоанну и диакону Иоанну сукна полукармазину по 5 арш., дьячку Егорке, пономарю Андрюшке, сторожу Ивашке, просвирнице Прасковьице сукна «анбургского» по 5 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Храм был разобран в конце прошедшего столетия. В настоящее время в каждом городе обширной русской земли существуют храмы и часовни, посвященные св. Александру Невскому, в каждом сельском храме есть, наверное, если не придел, то по крайней мере благолепно украшенная икона святого. В последнее время воздвигается новая Александро-Невская лавра, в воспоминание чудесного события 17 октября 426 . Светлый образ св. Александра Невского живо рисуется пред нами в песнопениях, которыми православная Церковь прославляет угодника. «От благочестивого корене святопомазанная розга произшед, плод произнесе себе преподобия и правды. От ложесн пород свят Богу наречен еси, благими делы светло украсился еси, милостынями и чистотою сосуд святого Духа был еси! Красен телом и душею, и благочестием сияя, славне, божественного разума, орган был еси Святого Духа! Земных всех возгнушався, к небесным духом прилепил еси себе. Благочестием и верою пресветло украшен, яко благочестив скиптроносец и преизряден, и преименит Пресвятые Троицы поборник был еси! Из млада возлюбив Христа, богоименит венценосец был еси, преподобием и правдою светло украшен: милостынями же и чистотою пространное селение был еси Духа Святого! Не от Рима воссиял еси, ни от Сиона, богомудре, но в Российстей земли явился еси!» Изображая подвиги св. Александра на благо отечества, его благость, кротость и сострадание к бедным, православная церковь поет: «Велий щит и крепость в Российстей земли, Александре, обрелся еси! Богомудре Александре, великий княже, блажен, яко блаженство наследовал еси, его же ради вся земная презрев, неотложно того взыскуя, нищыя удовлил еси, сирот питатель, пленных свободитель был еси! Киими смиренными устнами воспоем Александра премудраго, солнца пресветлаго, всечестныя Троицы молитвенника, печальных утешение и отчаянных заступника, похвалу земли Российский, реку милости воистинну, и больных врача безмездна, смирения Христова подражателя? Кто любовь твою и милость ко всем человеком, паче же к ншцым изглаголет?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Экспозиция в залах Зимнего дворца «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Образы и символика» включает около 200 экспонатов из собрания Эрмитажа. В ней представлен деревянный ковчег, в котором мощи святого князя были перенесены в Санкт-Петербург, а также проект повозки, сооруженной специально для перевозки мощей. Посетители могут познакомиться с видами Рождество-Богородичного монастыря во Владимире, где ранее находились мощи святого князя. Центральный экспонат — серебряная рака, изготовленная в 1746-1752 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны из серебра, найденного в России. Комплекс гробницы был передан в Эрмитаж из Александро-Невской лавры в 1922 году. На выставке представлены документы, свидетельствующие о том, как музейные сотрудники спасли уникальное произведение искусства от переплавки. Комплексная реставрация гробницы начата в 2011 году и продолжается по сей день.  На выставке представлены иконы святого благоверного князя, по которым можно проследить изменения в его иконографии. Святой Александр Невский был небесным покровителем трех императоров из дома Романовых, что способствовало и написанию большого количества икон, и строительству храмов в его честь. Часть экспонатов с изображением святого Александра Невского принадлежало нескольким поколениям дома Романовых. Есть на выставке и гравюры, изображающие сцены из его жития.  Отдельный раздел экспозиции посвящен ордену святого Александра Невского — всем трем периодам его бытования. К первому периоду относится, в частности, епископская мантия с вышитыми знаками ордена, принадлежавшая, скорее всего, одному из настоятелей Александро-Невской лавры. Современную историю ордена представляют орденские знаки, которыми были награждены директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и его заместитель Георгий Вилинбахов.  Выставка открыта до 5 сентября. Посетить ее можно в рамках двух маршрутов — 1 (вход со стороны Иорданской лестницы) и 2 (вход со стороны Церковной лестницы).  По материалам  Санкт-Петербургской митрополии

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5814654...

Да, теперь время иное, ветер дует с востока, Запад из друга снова, как всегда, превратился во врага, и символом очередного противостояния на текущий год избран Святой благоверный князь Александр Невский, спасший нашу веру и с ней саму будущую русскую цивилизацию. Получается, что один герой и его юбилей противопоставляется (из лучших побуждений?) другому герою и юбилею. Логично?! Для бессовестных конформистов – вполне. Славя Александра Невского, разгромившего очередную шведскую вылазку, забудем того, кто начатое святым князем, триста лет назад довёл до блестящего завершения, навсегда отучив «надменного соседа» соваться в Неву? Будем славить святого, именем которого называется Александро-Невская Лавра, а державного основателя её… нет, не забудем – унизим «фигурой умолчания». А ведь нам не привыкать. Это давно вошло в систему. Когда то «из политической целесообразности» на фотографиях вымарывали нежелательные лица, потом из энциклопедий выдирали страницы. Мы славим ветеранов, всех участников последней Великой войны, живых и мёртвых: «и маршалов страны…», но за одним странным исключением – их Верховного главнокомандующего! Хотя, вообще то, славить за дарованную Победу, в первую очередь следовало бы Бога, как это было принято повсюду среди народов со времён Иисуса Навина. По этому вопросу Александр Невский, Александр Суворов, тот же Пётр Великий, да и любой мужик родом из прошлого нам бы нынешним «вправил мозги». Вот она – причина того нравственного (и умственного) падения, когда город Цхинвал уже на один день в году хотят переименовывать в Сталинири, Сирийский поход задним числом пытаются выдать за «защиту ясель Господних», а празднование 800-летия одного из творцов будущей Православной империи отменяет празднование 300-летия самой Российской империи, а за ним, выходит, - и последующее 350-летие самого Императора, так почитавшего и прославлявшего своего предшественника на брегах Невы. Господь поругаем не бывает, а вот разум может отнять. У «подсвечников» ельцинского призыва, отсутствие веры естественно привело к отсутствию совести и чести, а в таком состоянии разум омрачён низменными соображениями. Круг замкнулся, сумрачный российский административный гений рождает чудовищные проекты. Ну кто, какой «дирижёр общественного энтузиазма», решил, что царь-западник ныне России «не в строку» и, более того, о нём теперь велено помалкивать, «убрать за кулисы» как не нужную бутафорию! Хотя, скорее здесь иное. В прошлом царил тотальный безбожный советский цинизм, а теперь к нему добавился, от уже полной безыдейности, ещё и мертвящий пофигизм, распространяющий в стране апатию и уныние – для очень многих ставшие главными символами нашей эпохи.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/27/30...

В сентябре 2009 года Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин освящения Феодоровского собора Городецкого монастыря. «Очень важно, что тема святого князя всегда остается актуальной для Святейшего Патриарха. ­Именно он, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, предложил внести имя Александра Невского в список проекта “Имя Россия”1, в котором по итогам голосования святой князь занял первое место», — говорит владыка. Забегая вперед, скажем, что в Городецкой епархии действует 69 программ, часть из них посвящена святому князю и продолжется из года в год. Например, всероссийский молодежный патриотический проект «Александр Невский — слава, дух и имя России», региональная молодежная исследовательская экспедиция «От Александра Невского к героям Народного ополчения» (из Городца в Нижний Новгород), молодежный веломарафон «Наследники Победы» по 13 районам севера Нижегородской области, в котором участвуют школьники и студенты. Следует отметить, что миссионерская деятельность протекает в сотворчестве с муниципальными образованиями и администра­циями. В год 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского в епархии планируются межрегиональный образовательный форум для молодых отцов и их семей «Живи как Невский», Городецкий кинофестиваль имени Александра Невского и другие программы и проекты, многие из которых поддержали правительство Нижегородской области и областное Министерство культуры. Однако Феодоровский монастырь — это не просто монашеская обитель Городецкой епархии, а один из центров духовной, просветительской, культурной и миссионерской жизни России. Городецкий призыв Известно, что в наши дни, по сравнению с 1990-ми годами, приток новых насельников в монастыри заметно сократился. Между тем в Феодоровском монастыре за восемь лет приняло постриг несколько десятков монахов. Это произошло в том числе благодаря активной деятельности епископа Августина. Владыка много проповедует и ездит не только по Нижегородской области, но и по стране. Его выступления и проповеди, в которых духовные вопросы тесно переплетены с острыми социальными проблемами (демография, брак и семья, воспитание и образование), собирают не только полные залы и аудитории, но и десятки тысяч просмотров в интернете. И нередко, послушав проповедь, к владыке подходят молодые люди с желанием принять монашество. Но епископ Августин сразу предупреждает, что кандидату в послушники нужно в перспективе быть готовым к принятию священнического сана. У иеромонахов совсем другие возможности в плане миссионерского служения, и необходимо все время учиться. Кроме обязательного семинарского потребуется еще высшее гуманитарное образование. И постоянное самообразование, в том числе и в епархиальном Институте квалификационных инноваций имени архимандрита Петра (Каменского). Так, за восемь лет владыке Августину удалось собрать в монастыре около трех десятков иеромонахов.

http://e-vestnik.ru/church/gorodetskiy_f...

«Державная воля Петра, – говорит православный проповедник, – преодолев все затруднения, какие противопоставляла намерениям его северная природа, основала, на удивление всем, столицу в пустынном краю, в местах, едва проходимых, где только царственный ум Петра мог прозревать возможность существования одного из обширнейших и великолепнейших городов в мире... Эта столица, быстро возраставшая под рукою Великого, была предметом постоянных его забот... Но мало для него было тех трудов, какие сам он подъял для блага своей столицы; не довольно, казалось ему, он сделал ей добра, давши ей жизнь; ему хотелось, чтобы созданный им град, долженствовавший стать во главе градов русских, был ничем не меньше других градов, – чтобы судьба его любимой столицы была ограждена – навсегда... И вот юная столица, которой еще долго надлежало бы ждать, пока на ее нивах произрастет цвет нетления и она украсится, подобно другим градам, святынею нетленных останков какого-либо угодника Божия, – юная столица получила от своего основателя и благодетеля последнее благодеяние, прияв, по воле его, в свои объятия нетленные мощи св. благоверного великого князя Александра... И можно ли было лучше избрать покровителя граду, заселившему берега Невы? Герой невский, несомненно, всегда и был, и есть, и будет лучшим стражем и покровителем тех мест, где некогда так славно подвизался он для блага своей родины и православной церкви» 422 . Вознамерившись перенести нетленные мощи св. Александра, Петр заблаговременно озаботился приготовлением для них нового покоища, и сам указал место для постройки монастыря. В журнале Петра Великого на июль 1710 года читаем следующее: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям и над Невою рекою, при С.-Петербурге, на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Св. Троицы и св. Александра Невского, и на том месте, в присутствии Его Государя и при нем обретающихся министров и генералитета, архимандрит, назначенный в тот монастырь, Феодосий водрузил крест с таковым надписанием: «во имя Отца и Сына и Св. Духа, повелением Царского Пресветлого Величества, на сем месте имеет создатися монастырь» – и поставлена на том месте часовня» 423 . Несмотря на трудные войны со шведами и турками, на неустанную, всепроникающую деятельность, разнообразнейшие труды, на вечные разъезды от Балтийского моря до Волги, от Архангельска до Азова, Петр не оставлял своих забот об устроении обители. Уже в 1712 году, на левой стороне речки, была заложена, а в следующем году 25 марта была освящена деревянная церковь Благовещения. Как только отделаны были кельи, устроилось и иноческое общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010