«Некто из западных стран, из числа тех, которые называют себя «слуги Божии», именем Андреяш, пошел, чтобы видеть Александра («хотя видети дивный возраст его»), подобно тому как некогда царица южская приходила к царю Соломону, желая слышать его премудрость. Так и этот Андреяш, увидав Александра Ярославича и возвратившись к своим, говорил: «Прошел я много стран и народов, но такого не встречал ни между царями, ни между князьями». И вот услыхал о таком мужестве князя Александра Ярославича король римской области, из полунощной страны, и сказал: «Пойду и пленю землю Александрову». И собрал великую силу и наполнил много кораблей своими полками. С большими силами явился он, пылая духом ратным! Войдя в Неву-реку и став у устья Ижоры, он, шатаясь, как безумный, хотел сперва взять Ладогу, а затем-де «заберу и Новгород и всю новгородскую область». Надмеваясь гордостью, он послал послов в Новгород к великому князю Александру Ярославичу с такими речами: «Если только ты можешь сопротивляться... так вот я уже здесь и пленю твою землю»! Услыхав эти слова, князь Александр Ярославич разгорелся сердцем... Придя в церковь святой Софии, он пал на колена пред алтарем и начал молиться со слезами: Боже хвальный, Боже праведный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный, сотворивший небо и землю, назначивший пределы народам и повелевший жить каждому, не заходя в чужие земли! (и далее словами псалмопевца): «суди, Господи, обижающих меня и возбрани борющимся со мною, восприими оружие и щит и восстани на помощь мне!» Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ благословил его и отпустил с миром. Великий князь вышел из церкви, отирая слезы, и начал ободрять свои полки: Не в силах Бог, но в правде! Вспомним слова псалмопевца Давида 429 : сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша. И пошел на врагов в ярости мужества своего, с небольшим числом войска. Уповая на Св. Троицу, не стал и дожидаться, пока соберутся большие войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Характер населения значительно видоизменяется: образуется племя великорусское, заметно отличающееся по своему складу, по своим свойствам от других славянских племен, раньше упоминавшихся в истории Русской земли. Вместе с тем и деятельность князей ростовско-суздальской земли носит характер, чуждый идеалу южнорусских князей. Суздальские князья отличаются трезвым, практическим взглядом, строгим расчетом, искусством организации, «наряда», – они полагают начало единовластию на Руси в противоположность той разноголосице и нескончаемым междоусобиям, которые причинили так много горя Русской земле в так называемый киевский период. В связи с этим стремлением в их деятельности замечается пренебрежение старыми родовыми княжескими отношениями и счетами, намечается борьба с боярством, с старинным вечевым строем и мало-помалу подготовляется возможность государственного объединения Руси. Таков был, например, самый выдающийся из суздальских князейкнязь Андрей Юрьевич Боголюбский, родной брат и предшественник на суздальском престоле деда Александра Невского вел. кн. Всеволода Юрьевича. «Если вы будете во Владимире, – говорит историк, – ступайте в кремль поклониться этому древнему зданию зодчества в русском царстве (храму Святой Богородицы Золотоверхой – создание князя Андрея Юрьевича Боголюбского). На правой стороне от северных дверей стоит серебряная гробница, и недалеко от нее висит древний шитый образ во весь рост усопшего. Помолитесь ему и поклонитесь мощам благоверного князя Андрея. Это был самый смышленый князь своего времени, который умел захватить в свои руки власть почти над всею своею братьею, которого слушались равно и Киев, и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Владимир, князья смоленские, полоцкие, Волынские и прочие. Но не тем он заслужил особливую память в летописях отечества, а вот чем: он обратил средоточие русской государственной тяжести в нашу сторону, он вывел на позорище истории другое племя, великорусское, самое младшее из всех племен здешних, из всех племен славянских, и, второй Рюрик, положил основание другому княжеству, которое примет в один из меньших городов своих, заложенный отцом его, все прочие, и заключит в себе судьбы отечества» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Поклоняясь непобедимому хану, св. Александр выпросил у него одну милость для русского народа, но такую милость, которая вознаграждала его народ за все его бедствия. Эта милость состояла в том, что татары не теснили и не истребляли на Руси святой православной веры. Св. Александр понимал своим великим, богопросвещенным умом, что со святой верой Россия не пропадет, что с нею Россия беду переможет. О! как свят был твой подвиг здесь, святый благоверный и великий княже Александре! Возвращаясь от татар, св. Александр вдруг почувствовал приближение смерти, принял монашескую схиму, наречен Алексием и умер почти во цвете лет, окруженный такою любовию своих подданных, что они готовы были за ним и во гроб лезть (по выражению летописца). Господь принял его в лик Своих святых угодников, прославил его чудотворениями. Нетленно оказалось тело его. Нетленна оказалась и Россия, за которую он терпел опасности и унижения. Из своего порабощения Россия поднялась величественная и несокрушимая, а враги ее и притеснители истаяли и обратились в ничтожество. Теперь мы видим их продающих старье и находящихся в услужении у русских, некогда своих рабов. Престол Александра Невского поднялся, возвысился над множеством народов, и где предел его возвышению? – еще никто сказать не может. III. На этом престоле восседает теперь благочестивейший Государь Николай Александрович. Помолимся святому Александру Невскому, чтобы он, царствуя на небеси, своими молитвами приходил на помощь Насдеднику его престола, царствующему над народом его Да расточатся его молитвами враги России и Царя. Святая вера с добрыми нравами да укрепляет народ и да ведет его к царству вечному, небесному. Аминь. (Сост. с некот. измен. по проп. «Рук. для сел. паст.» за 1890 г., август). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой князь до 1252 года был князем и Новгородским, и Киевским. Значение Патриарха Кирилла для удержания Украины в пространстве Русского мира весьма велико. Мы помним его визит на Украину, который сыграл весьма важную роль в торжестве прорусских сил на Украине, в избрании президентом Януковича и в остановке антироссийской вакханалии. Мы помним, как он повторил пламенный призыв старца Лаврентия Черниговского: «Россия, Украина , Беларусь - это есть Святая Русь». В этом смысле он является продолжателем заветов святого благоверного князя Александра Невского. Надлежит отметить и следующее: этот орден не только признание заслуг, но еще и известная ответственность за следование символам. Святой Александр Невский железной стеной встал против еретического Запада, не допустил завоевания псами-рыцарями, не допустил олатынивания Святой Руси, не допустил ни военного, ни информационного завоевания России. Когда к нему пришли послы от папы Римского с предложением короны, он не прельстился ее суетным блеском, но сказал простые ясные слова: «...От Адама и до потопа, а от потопа до разделения язык и до начала Авраамля, а от Авраамля... до Августа Кесаря, а от начала Августа царя до Христова Рождества и до Страсти и до Воскресения Его, от Воскресения же и до Вознесения на небеса и до царства Константина Великаго и до Перваго Вселенскаго Собора святых отец, а от Перваго и до Седьмаго Собора. Сии вся добре сведаем... учения сии цело-мудрствуем... якоже проповедашеся от святых апостол Христово Евангелие во всем мире, по сих же и предания святых отец Седми Собор Вселенских. И сия вся известно храним, а от вас учения не приемлем и словес ваших не слушаем. От Адама до пришествия Христова, от пришествия Христова до семи Вселенских соборов, от Вселенских соборов и до ныне все по порядку сведали, а от вас учения не принимаем». Жизненно важно, чтобы нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви оставался верен этому завету святого: хранению чистоты Православия против ересей и искажений латинского Запада, который, к сожалению, стал еще более еретичный и изощренный и еще менее христианский, чем он был во времена благоверного князя Александра Невского.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/10/di...

Вначале новгородским князем, как мы видели, был Василий Александрович, успевший в короткое время отличиться своими подвигами в борьбе с Литвою и ливонскими немцами. Но уже самое отсутствие Александра дало простор для возобновления прежде всего борьбы партий. В 1243 году в Новгороде скончался посадник Степан Твердиславич, представляющий единственный в истории Новгорода пример посадника, остававшегося на своем посту 13 лет и умершего при своей должности. При Василии мы видим посадником Ананию, слывшего ревностным защитником старых новгородских прав и вольностей. Но сын Степана Твердиславича Михаил задумал перехватить у Анании звание первого сановника в городе и начал вербовать себе приверженцев. В Новгороде начались смуты. Все чаще слышалась речь о том, что пора прекратить унизительную для чести города зависимость от Суздаля и позаботиться о восстановлении всех старых вольностей. Василий Александрович – храбрый князь, но он – не избранник Великого Новгорода, ставленник и наместник великого князя и послушный исполнитель его воли. Такой князь не может княжить в Новгороде! Всем известна преданность новгородцев Александру, но св. София и Великий Новгород для них еще дороже. Время промыслить себе такого князя, который зависел бы только от народной воли и ни от кого более!.. Такие речи были любы большинству народа, мало понимавшего, что воля, о которой так заботятся, – не воля, а своеволие! Задумавши освободиться от власти великого князя, новгородцы заблаговременно позаботились и о том, чтобы в случае разрыва с Александром не остаться совсем без князя. В 1253 году Ярослав Ярославич, младший брат Александра, княживший в Твери, оставил свой удел и явился в землях новгородских. Новгородцы приняли его с честью и посадили княжить в Ладоге. На то время псковичи оказались без князя и поспешили пригласить Ярослава к себе. Новгородцы не сомневались в том, что Ярослав с радостью явится в Новгород, как только удастся освободиться от власти великого князя. При таких обстоятельствах в 1255 году состоялось решение войти с Александром в переговоры о подтверждении всех старинных вольностей, значившихся в грамотах 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Святитель с освященным собором немедленно отправился во Владимир. С молитвою приступили к могиле Александра и раскопали ее. Тело блаженного князя после 117 лет, истекших со времени его погребения, оказалось нетленным. В чувстве глубокого умиления и благоговения пред судьбами Всевышнего, прославляющего угодников, митрополит положил тело святого в раке поверх земли 412 . Последовавшие затем знамения прославили угодника: близ святых его мощей слепые получали зрение и ноги хромых укреплялись, расслабленным возвращались силы... Прошло еще сто лет. Монгольское иго ослабло и наконец отпало, как отжившая скорлупа. Сама Орда развалилась на части, а судьбами объединенной Руси распоряжался могущественный самодержец великий князь Иоанн III Васильевич. Последним годом тяготевшего более двух столетий ига признается 1480 год. Более, чем когда-либо, надлежало вспомнить и всенародно прославить того, кто некогда поддержал жизнь умиравшего государства и обеспечил его будущую независимость. Не местное только, – всероссийское почитание приличествовало тому, кто больше всех потрудился «за землю Русьскую... и за все великое княжение живот свой отдавая» 413 ... В 1491 году, во Владимире, мая 23-го, в понедельник, над храмом, где почивали св. мощи, «бысть ужасно видение, и страшно явление, и грозно знамение гнева Божия, им же наказуя нас Бог и от грех на покаяние приводя... Над каменною церковию Рождества Пречистыя Богородица славныя обители честнаго архимандритства, прямо чюдесныхъ мощей блаженнаго великаго князя Александра Ярославича Невскаго, во иноцехъ же Алексея, отъ самого верха церкви тоя видеша необычно видение, яко облакъ легкий протязашеся или яко дым тонокъ извивался, белостию же иней чисть, светлостию же яко солнцу подобообразно блещася, идеже тогда въ тонкости и светлости облака того видеша подобие образа блаженнаго великаго князя Александра на кони». Святый князь явно для всех как бы удалялся на небо... «Людие же видевше сие великим страхом и ужасом одержими бяху и начата по всему граду звонити».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Председатель комитета ЗСК по военным вопросам, общественной безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества Евгений Шендрик проанализировал поступки благоверного князя и значение его личного примера для подрастающего поколения. «Лозунгами любовь к Родине не привьешь, нужно работать с каждым человеком, люди должны иметь историческую память. Одна боль у нас — нам нужно сохранить Россию, как это сделал святой князь Александр Невский», — подытожил свое выступление Евгений Шендрик. Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Армавирской епархии протоиерей Виталий Трункин сообщил о проблемах православных общеобразовательных школ Кубанской митрополии. Протоиерей Александр Игнатов, председатель оргкомитета XXVI Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений, обратил внимание собравшихся на пути решения задач, поставленных в ходе общения участников встреч. Священнослужитель предложил объединить в одну общую Кубанскую программу все направления, посвященные грядущему празднованию 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского и создать общий оргкомитет. Говоря о проблемах современного образования, отец Александр отметил, что «при дистанционной форме важно не потерять воспитательного характера образования». «Никакие хорошие законы не способны воспитать хорошего человека», — сказал протоиерей Александр Игнатов. В завершение выступления он вновь попросил участников Парламентских встреч обратить внимание на проблемы общеобразовательных православных школ. В настоящее время в Краснодарском крае функционируют три подобных учебных заведения. Важность обсуждаемых вопросов также подчеркнул секретарь Екатеринодарской епархии, исполняющий обязанности ректора Екатеринодарской духовной семинарии протоиерей Михаил Литвинко. Он предложил через год проанализировать достигнутые результаты и открыто говорить о существующих проблемах, требующих комплексного решения. По результатам V Парламентских встреч единогласно принята итоговая резолюция с учетом всех внесенных предложений.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, " крестоносцами " , носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. - " Без Божия повеления не было бы княжения его " . Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. " Король римской веры из Полуночной страны " , Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Бюргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: " Если можешь, сопротивляйся,- я уже здесь и пленяю твою землю " . Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: " Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне " . Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: " Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были " . С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов,- ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: " Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру " . Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. " И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем " . Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

Кротость — это есть способность потеснить свое собственное «я», которое у каждого из нас в размер всей нашей жизни. Чаще всего кроме «я» мы ничего не видим, мы мир воспринимаем через это «я». А если на это «я» кто-то наступает, то это хуже, чем война с Отечеством, ведь это нас обидели, наше «я» урезонили, наше «я» ограничили. И защищая собственную самость, мы готовы на многое — мы готовы на войну, на пролитие крови. Александр Невский не был таким. Воспитанный в вере Православной с детства, впитавший в себя идеалы Святой Руси, он был кротким князем, он сердце свое уступил Богу, он по Богу сверял свои мысли, поступки и дела, он перед Богом отчитывался в своих мыслях и чувствах. А если ты поставляешь себя под суд Божий — не будешь надувать щеки, не будешь использовать атрибуты власти для того, чтобы доказать свою значимость, не будешь опираться на эти мишурные человеческие представления о власти, связанные с ложным пониманием величия и силы. Это кротость и смирение не помешали святому благоверному князю отстоять Русь в Золотой Орде силой своего ума и защитить Русь на Чудском озере и в устье Ижоры на берегах Невы с мечом в руках. Того человека, который шел в единоборство со шведским великаном и поразил его копьем в голову, нельзя было назвать человеком слабым, трусливым, а это означает, что смирение не есть синоним слабости и трусости. Смирение есть выражение того, что ты есть на самом деле. Если уступаешь место Богу, то твои собственные качества становятся очевидными людям. Если же нет смирения, то, значит, и нет этих внутренних качеств, которые могут быть очевидны для людей и которые могут привлекать людей, особенно к тому, кто является носителем власти. Вот тогда и требуется внешняя мишура, которая создает видимость силы, а силы нет, видимость способности решать сложнейшие задачи, а самой способности нет, видимость мужества, а мужества нет. Но если нет, так ведь нужно создать его искусственно. Такие люди не одерживают побед. Образ святого благоверного князя Александра учит нас, что есть подлинное христианское смирение. Это смирение перед Богом, но не смирение перед врагом. Это сознание собственного греха, но не насмешка над грехами других людей. Это есть способность уступить свое центральное место в жизни Богу, не забывая при этом человека. Святой благоверный князь явил нам удивительный пример святости в осуществлении государственного служения, воинского служения — таких, казалось бы, далеких областей человеческой деятельности от стяжания внутреннего, по Богу преображенного человека. Потому Церковь наша уже в древности и причислила его к лику святых. Потому не забывал его никогда народ. Потому и вспомнили его в грозный 1943 год. Потому и в прошлом году народ наш избрал святого благоверного князя «именем России». Потому что нет иного имени, которое бы так соединило служение Отечеству со служением Богу.

http://patriarchia.ru/db/text/740680.htm...

  «…И чтим образ твой святый» Богослужебные иконы святого благоверного князя Александра Невского из храмов Санкт-Петербургской митрополии Санкт-Петербург, Александро-Невская лавра . До 12 июля Четыре десятка образов святого князя размещены прямо в недавно освобожденном Музеем городской скульптуры пространстве верхнего Александро-Невского храма Благовещенской лаврской церкви. Свои иконы сюда предоставили многие храмы Санкт-Петербурга и окрестностей, в частности Казанский кафедральный собор, Воскресенский Смольный собор, Троицкий Измайловский собор, Константино-Еленинский женский монастырь, Александро-Невский храм в Усть-Ижоре. Специально для выставки петербургский иконописец Алексей Крейдун создал авторский список с написанного им ранее образа Александра Невского, находящегося в углуб­лении за ракой в Троицком лаврском соборе.  Вернулась в Благовещенскую церковь — пускай хотя бы и в виде полиграфической копии — необыкновенная по своим художественным качествам и мастерству исполнения икона святого благоверного князя, созданная лаврским насельником архидиаконом Серафимом (Вавиловым), расстрелянным и погребенным в Бутово, ныне прославленным Церковью в лике преподобномучеников. После закрытия монастыря оригинал иконы оказался в петербургском Князь-Владимирском соборе, где и пребывает поныне.   Воин и святой  Санкт-Петербург, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. До ноября Экспозиция знакомит с военным делом на Руси XIII столетия и старинным бытом Новгородской земли. Представлено множество предметов материальной культуры Руси и Западной Европы — как подлинники, так и выполненные на основе исторических исследований из аутентичных материалов реконструкции (макеты каролингского и византийского мечей и даже нательные крестики той эпохи). Комплекс боевого снаряжения и вооружения древнерусского воина и его коня обнаружен археологами при раскопках Изяславля — одного из центров Галицко-Волынской Руси, уничтоженного монголо-татарами в 1240 году.   История России глазами художников

http://e-vestnik.ru/analytics/dovmontov_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010