У благоверного князя Александра было очень мало войска, но много упования на милость Божию и на заступницу христиан Богородицу Марию. Он сказал своим воинам: “Не в силе Бог, а в правде” — и, молясь Господу и возлагая на Него всю свою надежду, одержал много побед над врагами, за одну из которых был назван Невским. Так благоверный князь Александр с Божией помощью спас Русь от немецкого владычества, и она никогда не забывала и не забудет этого великого земного подвига его. Новгород, хотя и не был захвачен татарами, все равно им покорился, потому что противиться столь многочисленной армии Русь тогда еще не могла. Благоверного князя Александра вызвали на поклон к татарскому хану. Причастившись Плоти и Крови Господа нашего Иисуса Христа и взяв благословение у архиерея, он поехал в татарское царство — Орду. Перед представлением царю ему велели исполнить обычные у татар нечестивые обряды, но святой Александр отказался, сказав: “Я христианин, и мне не подобает кланяться идолам. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо, землю и все, что на них”. Татары против обыкновения не убили благоверного князя за такое исповедничество и даже впоследствии сделали его великим князем. С этого времени и до конца своих дней святой Александр Невский все свои силы отдавал родине, всячески стараясь облегчить тяжесть татарского ига. Он, сколько мог, выкупал пленных, а для остальных выпросил у татар разрешение открыть Церкви в самой Орде. Мудро и милостиво правя русским народом, он постепенно восстанавливал жизнь на разоренной земле, стараясь облегчить тяжелое положение жителей. Неодолимый в битвах, изнемог он под бременем великокняжеского венца и вскоре скончался, не дожив даже до сорока пяти лет. Причастившись перед смертью Святых Христовых Тайн, он тихо отошел в вечные обители, предал свою чистую душу Господу. А через сто двадцать лет тело благоверного князя Александра Невского было обретено нетленным. И ныне он хранит Богом врученный ему удел — Отечество наше. И ныне близок он всем, с верою призывающим святое имя его, изливает свою милость и ходатайствует перед престолом Вседержителя Бога. Ему же честь и слава вовеки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

• Мч. Неофит • Прп. Никита исп., еп. Халкидонский • Святитель Николай Чудотворец • Равноап. Нина, просветительница Грузии • Равноап. княгиня Ольга • Прп. Паисий Великий • Вмч. и целитель Пантелеимон • Мч. Параскева, нареченная Пятницею • Преподобная Пелагия • Первоверховные апостолы Петр и Павел • Мч. Порфирий • Семь отроков Эфесских • Прп. Сергий Радонежский • Сорок свв. мучеников Севастийских • Прп. Серафим Саровский Чудотворец • Прав. Симеон Богоприимец и Анна пророчица • Прп. Симеон Столпник • Свт. Спиридон Тримифунтский • Первомученик и архидиакон Стефан • Св. муч. Татиана • Прп. Тит, пресвитер Печерский • Преподобный Феодор Сикеот • Преподобный Феодосий, игумен Печерский • Апостол Филипп • Свт. Филипп, митр. Московский • Мчч. Флор и Лавр • Апостол Фома Благоверный князь Александр Невский Память его празднуется 23 мая/5 июня (Ростов), 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. Пением церковных песнопений он услаждал свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал телесные силы. Сделавшись взрослым, Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение. Приближенных он поучал такими словами: “От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчет в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию”. В то время началось великое нашествие татар на Русь. Они разрушали города и села, убивши жителей или уводили их в плен, а тех, кто оставался, заставляли платить огромную дань. До Новгорода татары не дошли, но, пользуясь бедственным положением Руси, на нее напали немцы и шведы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Мы прославляем святого Александра Невского как полководца и защитника Русской земли, дипломата и государственного деятеля (напомним его титулы: князь Владимирский, князь Новгородский, великий князь Киевский), но прежде всего прославляем его - как святого Русской Церкви, человека - явившего полноту и совершенство человеческого призвания в служении Богу и людям. Свят - один лишь Господь Бог. Но Бог стал Человеком, Он дарует людям все, чем обладает Сам, делится с ними Своей святостью. И насколько открывает человек свое сердце, свою жизнь Богу, настолько действует в нем Божия сила. Но люди разные, соответственно есть разные виды святости. Издревле в Церкви сложился особый чин святых - благоверных князей, которые, будучи облеченными государственной властью, воспринимали и несли свое положение как служение Богу и Его Церкви. Именно следование правде Божией вдохновляло и поддерживало святого Александра Невского в его исполненной духовных и воинских подвигах жизни. И то, что он, приняв на исходе жизни монашество, тем не менее, почитается и прославляется со своим мирским именем, а на иконах изображается в великокняжеских одеждах, свидетельствует о том, что именно в этом качестве - благоверного князя, он послужил людям и прославил Бога. Едва став новгородским князем в 1236 году, Александр был вынужден противостоять агрессивным действиям соседей: с севера - Швеции, с юга - Литве, с запада - немецкому ордену меченосцев. Святой освобождал захваченный рыцарями Ливонского ордена Псков, а в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 году разбил немецкое войско Тевтонских рыцарей. Кстати, последнее упомянутое событие - Ледовое побоище - вошло в список общенародных памятных дат, воспоминание об этой победе - один из дней воинской славы России, отмечаемый 18 апреля. Победа на Чудском озере настолько вдохновляла и окрыляла народное сознание, что через много веков к нему обращались художники и музыканты. Так, в 1938 году Сергей Эйзенштейн снял знаменитый фильм " Александр Невский " , композитор Сергей Прокофьев написал посвященную битве кантату, а Константин Симонов сочинил поэму. В Российской империи существовал орден святого Александра Невского, утвержденный еще императрицей Екатериной I для награждения военных и государственных лиц, и этот же орден был вновь утвержден в тяжелейшее время Великой Отечественной войны в 1942 году.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Богоявленского монастыря в Касимове уже нет, но сохранилась Георгиевская церковь, входившая в монастырский комплекс, а значит, если версия кончины Александра Невского в Городце Мещерском верна, в ней бывал святой князь. Именно у этой церкви и благословил владыка Василий установить бюст. Будет ли поставлена точка в спорах о месте кончины святого благоверного князя Александра Невского, непонятно. Но как бы то ни было, место это заслуживает быть отмеченным на карте России. Тем более, есть сведения, что Александр Невский бывал в Городце Мещерском и при жизни. А для небольшого нынче рязанского городка Касимов бюст князя Александра Невского может стать важной туристической точкой, которая будет привлекать путешественников и любителей русской истории. Тем более, Касимов является знаковым местом истории Отечества, ведь именно касимовский царевич Симеон Бекбулатович по воле царя Иоанна Грозного был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. И эта загадочная страница русской истории тоже связана с Касимовым. На постаменте бюста выгравированы знаменательные слова. Спереди: «Проект Аллея Российской славы. Святой Благоверный князь Александр Ярославович НЕВСКИЙ. 1221-1263. Великий русский полководец и государственный деятель. Бюст преподнесён в дар от автора проекта М.Л. Сердюкова». С тыльной стороны и по бокам: «Сей бюст установлен в память пребывания Александра Невского в Городце Мещерском. По преданию, возвращаясь из Орды, Великий князь заболел и, приняв в Богоявленском монастыре схиму с именем Алексий, почил о Господе 14 ноября 1263 г.» и «Бюст установлен к 800-летию св. блгв. Великого князя Александра Невского по инициативе атамана В.В. Камшилова, казака-добровольца и жителей города Касимова». «Не в силе Бог, а в правде». И слова самого святого Великого князя: « Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости... Но если кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/23/by...

Так быстро объединялись, под управлением Александра, русские земли, принимая вид огромного государства, руководимого единой могучей волей. Татары не мешали ему в этой важной внутренней работе. Ни один князь на Руси не мог отважиться на борьбу с Невским, который, в случае непослушания, мог лишать виновных стола и ссылать на «низ», как это было, например, с его сыном Василием. Но среди подвластных ему земель нашлась одна область, которая сделала было попытку освободиться из-под власти Александра. То был, как и следовало ожидать, господин Великий Новгород. Говоря об отношениях Новгорода к суздальским князям и особенно к отцу Александра Ярославу, мы видели, что Новгород, изнемогая в непосильной борьбе, должен был смириться пред властью великого князя и не далек был от того, чтобы стать простым уделом Ярославова дома. Однако в скором времени произошли обстоятельства, которые, по-видимому, обещали изменить положение Новгорода. Монгольское иго, очевидно, должно было отвлечь надолго внимание князей от дел новгородских. Далее, покоряя русскую землю, татары не тронули Новгорода, который поэтому и считал себя неподчиненным татарскому владычеству, отяготевшему над остальной Русью. Наконец, славные победы новгородцев над шведами и немцами еще более подняли дух вольнолюбивых граждан. Все это породило в новгородцах надежды на восстановление старых порядков, когда в Новгороде не признавали иной высшей власти, кроме веча, когда Новгород, в числе русских земель, считался почти самостоятельным государством... Но пока Невский находился среди новгородцев, таким стремлениям трудно было обнаружиться. Князь, пользовавшийся громадным авторитетом и любовью народа, был слишком тяжел для новгородцев: ему нельзя было указать пути из Новгорода... Александр правил там, вовсе не думая подчиняться воле своенравного веча, вполне самостоятельно. Сделавшись великим князем владимирским, Александр продолжал держать Новгород в строгой зависимости, назначая князьями туда своих сыновей, которых скорее можно было назвать его наместниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

На многочисленных редакциях, которым подвергалось житие святого, остановился проректор СПбДА протоиерей Константин Костромин. Сразу после смерти Александра Невского было написано его житие. Существовали немногочисленные примеры, среди которых — святые князья Борис и Глеб, князь Андрей Боголюбский и еще несколько. Однако их жития не претерпевали существенных изменений. Житие великого князя не раз редактировалось, что свидетельствует о том, что он волновал умы многих поколений. Повесть о нем пытались сделать понятной для конкретной эпохи. В ранней редакции его нигде не называют святым, а на первое место выходит его храбрость, которую постоянно испытывают — некий римский король и татарский хан Батый. В первом случае храбрость испытывается в бою, во втором — в дипломатии. Великий князь выступает как праведный, боголюбивый и человеколюбивый. Он одним из первых получил святость не благодаря мученической кончине — как князья до него — а благодаря праведности. В редакции XIV века появляется термин «святое тело», что свидетельствует о почитании его мощей. Через столетие он уже называется благоверным. Макарьевский Собор 1547 года подтвердил его святость, а не установил ее. Она была очевидной для царской семьи, для народа, для тех, кто молился у мощей в Рождество-Богородичном монастыре Владимира. Директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Роман Соколов посвятил доклад образу Александра Невского в культурном дискурсе предвоенной эпохи XX века. После 1917 года великий князь оказался в забвении из-за своей святости. Наступала атеистическая эпоха, и святым в ней не было места. Но уже в 1937 году выходит первая статья историка и библиографа Антона Козаченко о победах полководца над шведами и немецкими рыцарями, автор провел параллели между агрессивными планами Гитлера в отношении СССР и действиями немецких рыцарей в XIII веке. В 1937-1939 годах в СССР стали выходить публикации, прославлявшие победы Александра Невского над немецкими рыцарями, в которых последние изображались как опасный, жестокий и коварный враг. Личность Александра Невского становится частью советской культуры. Выходит знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». В нем впервые в положительном ключе изображено духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/5819760.ht...

Жалостно было слышать, что его отец, честный князь Ярослав Всеволодович, и не знал о таком нападении на своего милого сына, великого князя Александра: не было у него времени послать весть к отцу, потому что неприятели уже приближались. Да и новгородцев собралось не много, потому что великий князь Александр Ярославич поспешил выступить против врагов. И пришел на них в воскресенье – в день, посвященный памяти святых отец, бывших на соборе в Халкидоне, святых Кирика и Улиты и святого великого князя Владимира, крестившего землю Русскую и нареченного во св. крещении Василием». О Пелгусии-ижорянине. Невская победа «Был один муж именем Пелгусий, старейшина земли Ижорской. Ему поручено было наблюдать стражу на море. Он принял святое крещение с именем Филиппа и жил среди своих соплеменников, остававшихся в язычестве, богоугодно, воздерживаясь от пищи по средам и пятницам. Поэтому Бог сподобил его страшного видения, о котором мы и скажем вкратце. Пелгусий имел великую веру и надежду на свв. мучеников Бориса и Глеба. Увидав неприятелей, он пошел к великому князю Александру Ярославичу, чтобы рассказать ему о силе варяжской и о расположении их стана. Случилось ему стоять на краю моря и наблюдать оба пути. Всю ночь провел он без сна. На восходе солнца ему послышался страшный шум на море – и вот он видит приближающийся насад. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах багряных; руки их лежали на раменах друг у друга; гребцы в насаде были одеты как бы мглою. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу». Пелгусий, увидав видение и услыхав такие речи святых мучеников Бориса и Глеба, в ужасе затрепетал и стоял неподвижно до тех пор, пока насад не скрылся от очей его. Потом он поспешил к своим, и вот встретил его великий князь Александр Ярославич. С радостью («радостныма очима») во взоре увидал он князя и рассказал ему одному о том, что он видел и слышал. Великий князь отвечал ему: «Не говори, друже, об этом никому». Тогда князь устремился на врагов, в шестой час дня, и была злая сеча с римлянами. И избил он бесчисленное множество римлян, и самому королю «возложил печать» на лицо своим острым мечом». О шести храбрых мужах

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Сражение со шведами в 1240 году было 16 июля, в день памятной кончины крестителя Руси — великого князя Владимира. Перед самым началом его воину Пелгусию было видение, как гребут на лодке святые страстотерпцы Борис и Глеб, и говорят: «Поспешим на помощь сроднику нашему Александру». Через сто двадцать лет после кончины святого благоверного князя Александра, перед Донской битвой, один инок увидел, как перед его гробницей сами собой зажглись свечи, и два старца, подойдя к ней, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию». Святой князь встал и стал невидим. После Донской победы его святые мощи были открыты и найдены нетленными. В 1571 году, во время нападения на Москву крымского хана Гирея, подобное же видение было иноку Антонию, отличавшемуся высокой духовной жизнью. На этот раз к гробнице святого князя Александра подошли святые князья Борис и Глеб. Святой Александр встал, к ним присоединились почивающие в соборе благоверные князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав. Над татарским ханом была одержана победа. Невозможно здесь не упомянуть и о великом нашем полководце Александре Васильевиче Суворове, не начинавшем ни одного сражения без молитвы к Богу и своему небесному покровителю. Так что можно с уверенностью сказать, что во всех его легендарных победах принимал участие и святой князь Александр Невский. Напомним, что праздник всех русских святых был установлен на поместном соборе 1918 года, когда началось открытое гонение на Церковь. Нам надо было увидеть, что мы не одни на этом страшном пути: с нами Бог и Пречистая Его Матерь, все святые и все русские святые за тысячу лет Святой Руси. Святой Александр Невский был первым в ряду наших великих предков, кто вдохновлял на подвиг в сражениях с фашистскими ордами. (Вновь одной из почетнейших наград стал орден в его честь, учрежденный еще в 1725 году согласно с волей Петра Великого).  И в сегодняшней нашей войне все бесчисленное воинство наших святых сражается вместе с нами. Так пророк Даниил перед лицом все сокрушающего врага молился в отчаянии Богу, и был ему голос: «Не бойся! С нами больше, чем с ними».

http://moral.ru/svyatoy-voin/

В секциях приняли участие учёные и студенты города и области, а также гости из Санкт-Петербурга. Торжественное закрытие VII Международных Александро-Невских чтений «Святой благоверный Александр Невский: история и современность» состоялось в актовом зале Детской музыкальной школы им. М.П. Мусоргского. В концерте в честь закрытия Чтений приняли участие студенты Псковского Областного Колледжа Искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, учащиеся Детской музыкальной школы им. М.П. Мусоргского, хор Свято-Троицкого кафедрального собора и хора воинского храма св. Александра Невского. Завершилось мероприятие исполнением «Многолетия» (Московский распев) сводным хором Псковской Митрополии в составе хора Свято-Троицкого кафедрального собора и хора воинского храма св. Александра Невского. Заключительным моментом VII Международных Александро-Невских чтений стал колокольный звон. Александро-Невские чтения в городе Пскове способствуют консолидации усилий всех православных людей, направленных на утверждение в обществе высоких духовно-нравственных принципов, дают возможность обсудить вопросы, связанные с патриотическим воспитанием. Каждый, кто задумывается о будущем Отечества и о сегодняшнем положении дел, понимает острую необходимость укрепления единства, независимости, жизнеспособности, обороноспособности России, восстановления народного духа и национального самоопределения. Александро-Невские чтения дают возможность чувствовать гордость за свою великую культуру, объединяют неравнодушных людей разных возрастов и социальных групп, привлекают к ним молодежь разных культурных и образовательных групп. Хор ДМШ им. М.П. Мусоргского Секция А.В. Филимонова Секция Т.С. Рыжова о. Олег Тэор и В.Н. Туманов Закрытие Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/17/sv...

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые Антон Андреевич, Александр Владимирович, Владимир Иванович! Дорогие отцы, братья и сестры Хотел бы сердечно всех вас приветствовать и выразить чувство радости в связи с тем, что Господь привел меня сюда, на берег Балтийского моря, в город Балтийск, в храм святого благоверного князя Александра Невского. С этим городом и с этим храмом многое связано в моей жизни. Когда я был митрополитом, в том числе и Калининградским, то, как, может быть, многие из вас помнят, достаточно регулярно посещал город Балтийск и совершал богослужения, и посещал корабли Балтийского флота, общался с личным составом, встречался с прихожанами. И всякий раз посещение этого города было для меня событием. Но сегодня это особое событие, потому что мы освятим памятник в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, замечательного правителя Руси, героя и святого, защитника Отечества нашего, являющего немеркнущий образ того, каким должен быть идеальный государственный деятель. В первую очередь он должен беззаветно любить Бога и народ свой, свою страну, и быть героем в том смысле, чтобы в самый сложный момент, когда это потребуется, быть готовым жизнь свою отдать за Отечество. Всякое занятие высокой государственной должности для того, кто эту должность занимает, должно сопровождаться именно таким восприятием возлагающейся на него ответственности. Конечно, власть связана с соответствующим высоким протоколом, с соответствующими привилегиями, но все это — второстепенные вещи. А первично в исполнении высокой государственной власти — любовь к Отечеству и способность совершать подвиг. Дай Бог, чтобы святой благоверный великий князь Александр Невский вдохновлял правителей наших следовать по тому замечательному пути, которым он прошел, несмотря на свою короткую жизнь, оставив такой яркий след в нашей народной памяти». Святейший Патриарх поблагодарил генерального директора Уральской горно-металлургической компании, сопредседателя Попечительского совета программы «Александр Невский» А.А. Козицына за «решающий вклад в строительство этого храма и в созидание памятников святому Александру Невскому по рубежам нашего Отечества».

http://patriarchia.ru/db/text/5309736.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010