В докладе «Российская историческая наука XIX – начала ХХ века об Александре Невском. Значение «истинных» славянофилов для современного русского самосознания» доктор исторических наук, профессор исторического факультета Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина, Александр Каплин отметил, что в середине XIX века образ Александра Невского в русской историографии был представлен недостаточно полно. Наиболее известные историки – Татищев, Костомаров, Соловьев и Ключевский – склонны были либо негативно оценивать правление Александра Невского, либо они считали его роль в истории Руси незначительной. В частности, многие из них осуждали политику Великого Князя в отношении Золотой Орды. Кроме того, не может не удивлять тот факт, отметил А.Каплин, что военных историков почти совсем не интересовал полководческий опыт Александра Невского. Адекватней оценивали правление князя, по мнению профессора Каплина, церковные историки, в частности, Михаил Хитров, написавший фундаментальную работу «Святой благоверный князь Александр Ярославич Невский», в которой дана объективная оценка деятельности князя. И если церковная историческая наука традиционно придавала большое значение изучению правления Александра Невского, то светская историческая наука предпочитала игнорировать эту тему. Затем с докладом «Опыт сотрудничества государства, Церкви и армии под стягом Александра Невского в Пскове» выступил настоятель храма Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор, который рассказал о патриотической и просветительской деятельности, которую ведет его приход. Руководитель цикла «Культура и искусство» Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса Виктория Гусакова, выступившая с докладом «Религиозно-культурологические традиции в духовно-нравственном воспитании. Образы святого Александра Невского как воспитательный идеал», рассказала о результатах реализации программы «Земное и небесное воинство». По ее словам, реализация программы показала, что примером для подражания для кадетов является не Дмитрий Донской и Александр Невский, а «Шрек» и футболист Андрей Аршавин. Среди героев, которым они хотели бы подражать, не оказалось ни одного святого человека. В ходе анонимного опроса выяснилось, что для большинства кадетов Родина – это их дом, местность, в которой они родились, Отечество - это страна, которую надо защищать и за которую они вынуждены воевать, а Россия – это просто территория. Более того, Отечество многими из них воспринимается как некий анахронизм, устаревшее понятие, потерявшее актуальность. «Будет не просто добиться того, чтобы Александр Невский стал примером для подражания подрастающего поколения. Это тяжелая и трудная работа», - заключила Виктория Гусакова.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/ale...

Обращаясь к присутствующим, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор подчеркнул, что народы наших стран являются единым народом Святой Руси.  Заместитель председателя оргкомитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Псковский и Порховский Тихон поблагодарил архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, который приложил много сил для того, чтобы организовать перенесение мощей не только в города Белоруссии, но и по всей России.  «Витебск — это город, где святой благоверный князь обрел свою земную человеческую любовь, обрел свою супругу, мать своих детей, продолжательницу рода Рюриковичей, мать князя Даниила, впоследствии во многом определившего жизнь столицы России — Москвы», — сказал митрополит Тихон.  «Святой князь с самой юности выбрал главное в жизни — Бога. Остальное для него тоже было важно, в том числе и государственные труды. Но все зиждилось на краеугольном камне — Господе Иисусе Христе. В этом смысле особенно понятно, почему князь шел на мир, на переговоры, иногда даже на унижение, когда ехал в столицу хана и мирился с ним, молил его за русские города. Вместе с тем он был абсолютно непримирим к тем западным захватчикам, от которых он не потерпел ни одного поражения. Ему было всего 19 лет, когда он одержал победу на Неве и стал известен как Александр Невский», — напомнил митрополит Тихон.  Предстоятель Белорусской Православной Церкви отметил, что святой благоверный великий князь Александр Невский является образцом мужества и твердости, и вместе с тем терпения, кротости и рассудительности.  «Благодаря этому он одерживал победы и хранил землю Русскую. Он и теперь нам силен помогать. И мы во время нашего сегодняшнего общего праздника прикасаемся еще к одной тайне Церкви — тайне объединения во Христе, тайне объединения через святых, которые ходатайствуют за нас, для которых нет национальных границ, которые всех любят и всем помогают, — сказал Патриарший экзарх. — И святой благоверный князь сегодня нас здесь собрал для совместной молитвы, и несомненно, что вдохновившись сегодняшней молитвой, общением у святых его мощей, мы получим помощь Божию свыше и продолжим каждый свое служение Матери-Церкви и Отечеству своему с усердием, тщанием, подражанием святым угодникам Божиим».

http://patriarchia.ru/db/text/5825927.ht...

И вот возникает самый главный и важный вопрос в связи с личностью святого благоверного князя: а почему же мы молимся ему как святому? Почему память о нем сохраняется не только среди политиков, изучающих политическую историю страны, не только среди военачальников, изучающих в академиях талант полководца Александра Невского? Ответ стал ясен в далеком 1943 году, когда, казалось бы, забытое имя святого благоверного князя вспомнили тогдашние руководители Советского Союза. Им не надо было объяснять народу, кто такой Александр Невский, но они понимали, что для того, чтобы сокрушить страшного врага, нужно вдохновить народ на эту борьбу так, чтобы все без остатка принимали участие в этой борьбе. И никакими идеологическими лозунгами, никаким принуждением, даже самым страшным, нельзя было поднять весь народ на эту борьбу. В труднейший момент Великой Отечественной войны вновь вспоминается имя святого благоверного князя Александра Невского. Не потребовалось никакого ликбеза, не надо было в школах изучать, не надо было по радио ничего говорить — каждый знал, кто такой Александр Невский, и одно только упоминание об этом святом благоверном князе душу русских людей наполняло великой силой любви к своему Отечеству. Одно это имя сопрягло 1943 год с далеким XIII веком и дало действительно великую энергию тем, кто должен был идти и жизнь свою отдать за Отечество. Почему же народ помнил Александра Невского, когда даже имя его запрещено было упоминать до того момента, пока власть это не разрешила? И никакие доблести и никакая политическая квалификация не имеют к этому отношения. Ответ на вопрос, почему все это произошло, в сегодняшнем Евангельском чтении, которое приурочено ко дню памяти святого благоверного князя Александра. И Церковь именно этот небольшой отрывок из Евангелия от Матфея предлагает нашему вниманию и указывает на самое главное, чем обладал святой князь, на ту причину, по которой мы его помним, на ту причину, почему он стал святым. Слова апостола удивительны: « Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем » (Мф. 11:28-29). Это говорит Бог людям, Бог Творец мира, в деснице Которого вся человеческая история. И Он говорит о Себе как не о грозном полководце, не о мудром правителе, исполненном абсолютного разума и абсолютной силы. Он говорит о Себе, что Он кроток и смирен сердцем. Бог кроток. Величайшая сила имеет своей наиважнейшей характеристикой кротость и смирение. Святой благоверный князь стал святым, потому что он был кротким и смиренным сердцем.

http://patriarchia.ru/db/text/740680.htm...

Попытки покорить Финляндию (в то время Финляндия это земли лопарские — Финнмарк) предпринимал еще отец Александра Ярослав Всеволодович. Однако же главные завоевания северных земель осуществил его сын Александр. Особое расположение ордынского хана Для таких решительных действий по пересмотру устоявшихся отношений и границ надо было иметь достаточно веские основания, учитывая, что святой благоверный князь Александр Невский в отношении Норвегии проводил политику всемерного укрепления и развития давних дружеских и родственных связей. Стремясь к стабильному и прочному миру в Лапландии, Александр Ярославич предлагал династический союз королю Норвегии Хокону IV через брак своего сына князя Василия с принцессой Кристиной. Однако король Хокон, видимо, первоначально считал этот брак малополезным для укрепления положения Норвегии. Русь ­числилась в ­данниках Золотой Орды, и, возможно, этот брак представлялся королю не вполне достойным. При этом не стоит забывать, что, понужда­емый Папой, Запад пытался использовать это сложное положение Руси, чтобы склонить непокорных «схизматиков» к принятию католичества в обмен на обещание военной помощи против татар. Однако в 1251 году Александр Ярославич окончательно отказывается от предложений Папы Иннокентия IV. Более того, он заключает крайне важный договор между Новгородом и Норвегией, узаконивший русский сбор дани с саамов по всему Кольскому полуострову и во всем Финнмарке вплоть до норвежского Гологаланда (нынешний округ Тромсе)4. Великий князь новгородский Александр Ярославич, добившись особого расположения ордынского хана, сумел в полной мере реализовать возможности своей практически абсолютной власти, в которой он опирался на Орду. Он понял, что покорность этой пока что неодолимой силе может принести Руси такие выгоды, о каких ни один из правителей прежде и не мечтал. При этом благоверный князь всегда оставался христианином и патриотом5. Союз с Золотой Ордой завещал Александру крепить его отец, князь Ярослав, как условие предотвращения нового разгрома Руси. Сам же великий князь Ярослав Всеволодович добился особого к себе расположения со стороны Золотой Орды. Об особом почете, выказываемом князю, что было вовсе не характерно для татарских нравов, царивших при дворе великого хана Гу­юка, пишет очевидец, посланник Папы Римского Иннокентия IV: «…Там было несколько вождей, более десяти других султанов, более четырех тысяч послов в числе тех, кто приносил дань, и тех, кто шел с дарами султанов, других вождей, которые являлись покориться им, и тех, кто были наместниками земель. Всех их вместе поставили за оградой. Нам же и князю Ярославу они всегда давали высшее место. Мы там пребывали в довольстве четыре недели»6.

http://e-vestnik.ru/church/aleksandr_nev...

В княжеском образе Александра Невского стали писать, начиная с эпохи Петра I. Петр считал себя продолжателем дела Александра Ярославича по защите северо-западных рубежей России. В1710 году в память о Невской битве он основал в Петербурге Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь (с 1797 года лавра), и в 1724 году перенес в него из Владимира святые мощи князя. В том же году Святейший Синод постановил: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ, во одеждах великокняжеских». Именно таким благоверный князь в основном и предстает на иконах с XVIII века. В нижнем храме Никольского собора, который освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, есть икона, написанная, судя по стилю, в начале XX века. На ней святой изображен в рост и в полном соответствии с постановлением Священного Синода — в княжеской одежде, красных сафьяновых сапогах и горностаевой мантии. Грудь его прикрывает кольчуга, но при этом у святого нет меча, а правая рука прижата к груди там, где висит крест, подчеркивающий принадлежность князя к христианству. Кажется, с первого взгляда, что он держит в руке крест, а так традиционно изображают мучеников. Горностаевая мантия имеет красный цвет, что также соответствует иконографии мучеников. Несомненно, эта ассоциации намеренно подсказана художником. Изображения Александра Невского с крестом в руке действительно встречаются в иконографии. В народе его нередко почитали как мученика, ведь после того как Александр, возвращаясь из очередной поездки в Орду, по дороге заболел и умер, распространился слух, что князь был отравлен в ставке хана. И многие историки соглашаются с тем, что эта версия имеет под собой определенные основания: Александр Невский был молод и обладал крепким здоровьем, когда отправлялся в Орду, а вернулся смертельно больным. Он умер довольно молодым, ему было всего 42 года. На иконе нижнего храма Александр Невский изображен погруженным в раздумья о судьбах Руси и о том непростом пути, который был уготован ему историей.

http://foma.ru/obraz-aleksandra-nevskogo...

И многие современники не могли понять, что делает этот странный князь, этот молодой герой, почему он вдруг превращается в смиренного просителя за Русскую землю вместо того, чтобы поднять за собой народ на борьбу с монголами. И многие, даже близкие родственники, братья называли его изменником, обвиняли его в трусости, упрекали его в корысти, в желании с помощью монголов укрепить свою власть над Русью. И, может быть, это было самое страшное испытание для него, ибо для князя, для государя гораздо легче было погибнуть величественно на поле брани, нежели годами нести на себе клеймо отступника и предателя, нести это клеймо и знать, что он продолжает осуществлять, может быть, самое главное и необходимое тогда для России служение — служение во имя ее спасения. Ибо святой Александр Невский знал одно: да, монголы — это завоеватели русской земли, да, монголы — это поработители русского народа, но они не порабощали души этого народа. Православная Церковь при монголах не подвергалась никаким гонениям, а возможность гонений на Русскую Церковь со стороны католического Запада была тогда весьма велика. И вот во имя спасения Церкви, в сохранении которой он видел залог возрождения будущей Православной Руси, он брал на себя бремя унижения. При жизни святой Александр Невский не вкусил большой славы, хотя слава его началась уже в ранней юности. Большую часть своей жизни он воспринимался как князь-предатель и князь-отступник — многими, но не всеми. Уже тогда находились люди, которые понимали, что русский государь делает единственно возможное в этих трагических исторических обстоятельствах дело. Он это дело делает, может быть, самым трудным образом, и слова, которыми много веков позже святой патриарх Тихон определил свое служение: «Пусть имя мое погибнет для истории, лишь бы Церковь была жива», — эти слова стали за много веков до патриарха Тихона принципом жизни святого благоверного князя Александра Невского. И вот в этой удивительной способности принести в жертву свое славное имя, отказаться от очень ярких, очень завораживающих посулов мира сего: стать коронованным императором Руси, приняв корону из рук папских легатов — заключался главный подвиг святого благоверного князя Александра Невского, подвиг очень трудный, ибо отец его был отравлен монголами, и самому ему пришлось принять смерть во время возвращения из Орды, и до сего времени существует мнение о том, что его ранняя смерть в 1263 году, а именно сегодняшний день является днем блаженной кончины святого благоверного князя Александра Невского, стала результатом его отравления монголами.

http://azbyka.ru/propovedi/mitrofanov_sv...

Александр Невский жил именно в это страшное и казалось бы, безотрадное время: с одной стороны – бескрайняя степь, могущественная орда, с другой – Запад, который хотел навязать нашему отечеству католицизм, воспользовавшись ослаблением Руси. Этот натиск и с Востока, и с Запада Александр Невский должен был принять и остановить. И с этой задачей он справился потрясающе, явив высочайший пример служения своему народу. Если с Золотой Ордой князь Александр пытался договариваться, чтобы преждевременно не вступать в вооруженный конфликт, то с Западом он вступил в самую непримиримую борьбу и одержал в ней победу. История показала нам ясный пример, что было бы с нами, если бы святой благоверный князь Александр пошел не по тому пути — современник Александра Невского князь Даниил Галицкий пошел на соглашение с католичеством в надежде, что его поддержат в борьбе с татарами, и Галицкая Русь исчезла, став частью католической Польши. Поэтому мы всегда должны быть благодарны святому благоверному великому князю за его мудрость и труд. Важно отметить, что в ту эпоху князем был тот, кто мог принять на себя наибольшую ответственность и наибольшую опасность. Александр Невский лично участвовал в битвах, в рукопашных схватках и выходил победителем в поединках с такими же доблестными витязями, как он сам. Он прославился и как полководец, и как дипломат, и как политик. У нас со временем сложилось несколько искаженное представление о том, кто такой аристократ. Раньше аристократами были те вожди, которые своей головой отвечали за победы или поражения народа. И так было на протяжении многих столетий. А со временем, особенно к XIX веку, когда жизнь стала более мирной, аристократами начали становиться по наследству. К обыкновенному человеку, который, предположим, служил на государственной службе, было особое отношение только потому, что у него великие предки. Но какое отношение сынок имеет к доблести отца, если он не в состоянии даже и близко приблизиться к тем славным деяниям, которые совершал его предок? Впоследствии, одной из причин потрясений, которые произошли с нашим государством, явилась эта утрата первоначального значения аристократии.

http://pravmir.ru/aleksandr-zashhitnik-l...

Нет. Не жалею. Единственное что, чем старше, тем больше думаешь о себе, о своём будущем. Как оно будет дальше. Конец жизни подходит. А вместе с тем, есть хорошая пословица: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Тут уже необходимо до конца нести свой крест, с честью. Вы служите в храме, который освящён во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Вообще удивительная вещь. У меня иногда складывается впечатление, что князь Александр Невский чуть менее любим православным русским миром, чем скажем, Николай Чудотворец или Георгий Победоносец, или другие великие подвижники Церкви. А вот смотрите, главный храм Болгарской Православной Церкви – кафедральный собор Александра Невского в Софии, главный храм Эстонской Церкви – кафедральный собор Александра Невского в Таллине, главный собор в Париже – тоже кафедральный Александра Невского. В Белграде великолепный Александро-Невский собор. То есть не в родном Отечестве, а за рубежом Святой князь почитается больше? Это печально. Александр Невский является защитником Отечества, строителем нашего Отечества. Строителем! И, наверное, вот за это строительство государства и нации его так чтут зарубежные народы. А вот Вы, в Вашей жизни как-то ощущаете присутствие Александра Невского, его молитвенную помощь? Постоянно мы ощущаем помощь. И Святого князя Александра Невского , и даже храма, освящённого в его честь. Храма? Да, именно так. Храм – живой организм, это не просто стены и купола. И Святой князь, и храм, они, конечно, помогают нам в нашей жизни, во всех наших жизненных ситуациях. И мы чтим нашего небесного покровителя, на каждом Богослужении поминаем его. И очень рады, что у нас в посёлке такой храм. Давайте тогда подробнее о Вашем приходе. Расскажите, что за люди помогают Вам, кто эти люди? Наш приход количественно, можно сказать, не очень-то и большой. Есть, конечно, активные прихожане, которые помогают в строительстве храма. Причём очень продолжительное время. По сути, они сроднились со своим приходом. Есть и такие, кто недавно влился в наш приход. Они тоже помогают, кто чем может. Эта помощь очень ощутима. Без них бы мы просто не смогли бы. Строить храм нам помог местный предприниматель. Когда мы его пригласили, он сказал: «Сделайте проект, и я вам помогу». И помог он нам с фундаментом. Вывел до отметки минус шестьдесят сантиметров. А потом и до нулевой отметки он нам помог. А уже дальше, пояс и всё остальное, уже мы силами прихода потихоньку воздвигали. Это было удивительное время. Служили мы в маленьком, тесном храме. Холодно, тесно, но всё-таки много лет мы там прослужили, за это время воздвигая новый, каменный храм.

http://azbyka.ru/way/put-k-bogu-beseda-s...

Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился Егор Поляков. Он напомнил об указе «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского», подписанном Президентом России Владимиром Путиным в 2014 году. «Основные торжества, посвященные празднованию этой даты, планируется провести в 2021 году, но подготовка к ним идет уже сейчас, — сказал заместитель губернатора. — 2020 год — год славы и памяти о суровых испытаниях, которые пришлось героически преодолевать нашему народу в годы Великой Отечественной войны. Однако этот год оказался не только годом памяти и благодарности, он стал и годом глобального вызова для всего человечества. Пандемия, вызванная вирусом, не обошла стороной и нашу страну. Мы вынуждены изменить себя, подстроить под новые реалии, быстро адаптироваться в условиях постоянно меняющейся ситуации. Мы должны выстоять и сохранить в себе высоконравственного, духовного человека, который поможет ближнему, не бросит тех, кому нужна помощь. Мы как никто понимаем, с какими трудностями столкнулся в свое время великий князь Александр Невский, оказавшись между врагами с Запада и захватчиками с Востока. Изменились исторические реалии, мир, но мы также оказываемся лицом к лицу с врагом, будь то реальный противник или страшная болезнь. Опыт и память о таких великих людях, как Александр Невский, пронесенная через столетия, дает нам силы сражаться, жить, верить и оставаться людьми». Пленарная часть конференции началась с доклада главы Нижегородской митрополии «Святой благоверный князь Александр Невский и князь Даниил Галицкий». Владыка Георгий сравнил жизненный путь этих людей и то, к чему их деяния привели государства, которыми они руководили. Во времена нашествия монголов с Востока и крестоносцев с Запада задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. И Александру Невскому это удалось. Тем самым он положил твердое основание на будущие времена и по справедливости может назваться истинным правителем своего века. Папа Римский предлагал князю Александру помощь в борьбе с ордынцами взамен на принятие католичества, но тот отказался, сохраняя веру православную и считая, что рано или поздно Русь одержит победу над монголо-татарами. Что и случилось. Даниил же Галицкий, возглавлявший Галицкую Русь, не отвергал помощи Папы Римского, обещая ему за это принять католичество, но при этом он не порвал и с Православием. В итоге в XIV веке богатая Галицкая Русь была поглощена Польшей и Литвой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Князь Александр Невский. Другой прекрасный пример из русской истории - Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский. Среди народных героев, о которых хранит память русский народ, князь Александр Невский занимает ведущее место. Как полководец и дипломат, защищавший Родину мечом и словом; как ревностный хранитель православной веры и умелый и справедливый правитель вошел князь в историю Руси. Уже вскоре после смерти князь был назван святым в лике благоверных заступников Русской земли . «Житие» восхваляет ум и сердце, красоту и храбрость Александра, рисует его как богато одаренную личность — и духовно, и физически. «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.» В 1237 году на западе, в прибалтийских землях, Русь теснили рыцари Тевтонского ордена. Тевтонский орден имеет еще название Немецкий, или орден крестоносцев. В 1240 году шведский военачальник Биргер (по шведскому преданию, основатель современной столицы Швеции — города Стокгольма), побуждаемый папой против «неверных», то есть православных, высадился на берегах Невы. Биргер направил послов к Александру, говоря: «Если можешь, то сопротивляйся мне, — я уже здесь и беру в плен землю твою». «Александр же, услышав слова эти, распалился сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами». Ар­хи­епи­скоп Спи­ри­дон бла­го­сло­вил св. кня­зя и во­ин­ство его на брань. Вый­дя из хра­ма, Алек­сандр укре­пил дру­жи­ну ис­пол­нен­ны­ми ве­ры сло­ва­ми: « Не в си­ле Бог, а в прав­де. Иные – с ору­жи­ем, иные – на ко­нях, а мы имя Гос­по­да Бо­га на­ше­го при­зо­вем!» 15 июля 1240 года дружина князя и новгородские ратники подошли к месту стоянки шведского флота. Войско Александра было значительно меньше, но исход битвы решили внезапность нападения и талант полководца. Конная дружина самого Александра неожиданно ударила в центр шведских войск. Одновременно пешие воины теснили врага, уничтожали мостки, ведущие к кораблям, отрезая шведских воинов от флота. Победа Александра была полная и решительная . «И была сеча великая с латинянами (так «Житие» называет шведов), и перебил их князь бесчисленное множество, и самому королю (Биргеру) возложил печать на лицо острым своим копьем».

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/18/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010