Скачать epub pdf Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них – Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро-волынский, потом смоленский; † 1060 г.) – не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти Ярослава помер св. Владимир Ярославич († 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Ростислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, († 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упоминаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черниговский († 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский (после св. Ярополка, † 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский († 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский († 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, † 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка († 1118 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

По его словам возрождаемый собор был построен на месте, священном для «миллионов живших и живущих», причём: «Не только в Татарстане, не только в России, но и во всей Вселенной». Казанский митрополит вспомнил известные строки В.С.Высоцкого: «Купола в России кроют чистым золотом. - Чтобы чаще Господь замечал», добавив, что это - ещё и «золото наших сердец, золото нашей любви к Богу, к чистоте, к Матери Божией, золото нашего мирного бытия». После своего выступления митрополит Казанский и Татарстанский Феофан призвал верующих к совместной молитве, совершив чин освящения крестов и окропив всех собравшихся. Вслед за этим состоялись подъём и установка с помощью высотного крана центрального креста на главный купол собора Казанской иконы Божией Матери. Под молитвенные возгласы собравшихся сияющий на солнце крест взмыл в небо и занял подобающее ему место. Часть верующих после этого приложилась к другим освящённым крестам. Их водружение планируется осуществлять в рабочем порядке с учётом погодных условий и мер безопасности. Завершилась церемония без пятнадцати минут второго. Следует напомнить, что начало реализации проекта возрождения одного из самых известных православных храмов России, основанного на месте явления в 1579 г. чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, положило подписание Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым 4 ноября 2015 г. Указа No УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Первый камень (памятную капсулу) в основание воссоздаваемого собора заложил 21 июля 2016 г. - в День явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), посетивший с этой целью с архипастырским визитом Татарстан. Благодаря, главным образом, усилиям «Фонда Возрождения», возглавляемого первым Президентом (ныне - Государственным Советником) Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым, а также слаженной работе светских властей и священноначалия Татарстанской митрополии, за достаточно короткие сроки удалось в целом отстроить уничтоженный в 1932 г. пятиглавый собор практически в его первоначальном виде.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/18/mi...

Летопись рисует его смерть как мученичество за веру: Василько якобы отказался отвергнуть христианство и заключить с татарами союз против своих земляков. Эта летописная похвала, очевидно появившаяся до 1271 г., явно преследовала цель канонизации Василька, однако вплоть до XVII в. нет никаких данных о почитании “блаженного” князя Василька Ростовского. Владимир (Иоанн) Василькович, сын Василька Романовича, родился около 1249 г., умер 10 декабря 1288 г. Поначалу Владимир занимал один из волынскиих столов, но после смерти своего отца в 1269 г. утвердился во Владимире-Волынском. Как государственный и политический деятель он оставался пассивен, что, видимо, объясняется его многолетней болезнью; с этим связана полная его лояльность по отношению к татарам. Летописец подробно рассказывает о культурной и благотворительной деятельности князя (церковном строительстве, заказах на изготовление произведений искусства, предметов церковного обихода, книг, ктиторстве и пожертвованиях), хваля его как образцового христианина, книжника и философа. По распоряжению Владимира (а возможно, и собственноручно им самим) в 1286 г. был сделан список церковных правил (Номоканона), новая древнерусская редакция которого была предоставлена князю митрополитом Кириллом II. В позднейшей копии сохранилось завещание Владимира, единственный документ такого рода вплоть до XIV в. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина IX Мономаха, родился в 1053 г., умер 19 мая 1125 г., киевский князь в 1113–1125 гг. Около 1074 г. он женился на Гите, дочери англо-саксонского короля Харальда II, павшего в битве при Гастингсе в 1066 г. До 1093 г. Владимир по большей части был проводником политики своего отца, киевского князя. После смерти отца и неудавшихся попыток закрепиться в Киеве или Чернигове Владимир в 1094–1113 гг. утвердился на своем наследственном Переяславском княжении, к которому были приданы также Смоленская и Ростово-Суздальская земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не в югославянских, ни в греческих памятниках мы не наблюдали ии той, ни другой редакции трактуемой молитвы. Мы можем для этой молитвы указать только некоторую аналогию в югославянской письменности. В одном южнославянском сборнике мы встречаем такое краткое молитвенное возвание к священномученику Антипе: «Моление приношу тебе, помолися о мне, грешнем, ко Господу Богу об отпущении грехов моих и неутешимыя зубныя болезни избави мя молитвами, Святе, Твоими» 1065 . В югославянской письменности известны и другие молитвы от зубной болезни: «Молитва за зуби грозящему чрову» и молитва от болезни «зубние» с призыванием св. ап. Иоанна Богослова 1066 . 5. «Молитва над кровию много текущею носом и усты»: «Источи кровь язвами крестными Христе Боже наш, присушил еси вся источники неприязненныя, присуши сию болесть рабу Твоему, имяряк, устави течение крови» 1067 . Насколько нам известно, эта молитва вносилась в наш требник всегда в одной редакции, которая, впрочем, допускала обилие мелких вариантов. Источник появления этой молитвы в русском требнике – югославянская богослужебная практика, где мы находим, как эту молитву 1068 , так, равно, и другие молитвы на тот же случай. 6. «Молитва сердцем болящему» или просто «молитва сердечная»: «Боже великий – Господи Иисусе Христе, иже еси разрешил болезнь сердечную» 1069 . Иногда предписывается при этом написать на бумажке непонятные слова: «Елам, Селам, Варгофа, Тавафи, Фивва, Расис» и «навязать» эту бумажку болящему. В таком случае, эта молитва принимает уже характер заговора. При этом, нужно заметить, что некоторые из непонятных слов этого заговора встречаются и перед молитвами от других болезней, как, напр., перед молитвой «егда запрется в человеке вода«. В греческих и югославянских источниках нам не приходилось встречать этой молитвы; хотя в греческих апокрифических памятниках, иногда, и встречается заговор ες πνον καρφας, но этот заговор совершенно особого характера 1070 . 7. «Молитва от рватвы ручныя»: «Простер руце Свои на распятии святем Своем» 1071 . Попутно можно указать и другую молитву, более общего характера: это – «молитва над всякою болею рвущею» – «Приим копие бодущее в пазуху Твою» 1072 . – Обе эти молитвы, весьма, впрочем, редкие в русских требниках, встречаются в евхологии Гейтлера 1073 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

1064. Покровский, женский, ныне церковь в гор. Петровске, Саратовской губ. Он не мог быть основан ранее первой половины XVIII ст., т. е. уже после построения в 1698 г. самого гор. Петровска; упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 534; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XXXIX, 418 (обращен в приход); “Труды Саратов. архивн. Комиссии», II, 187 (в 1762 г. вместо ветхой дерев. Покровской церкви постр. каменная). 1065. Покровский, мужской, ныне селение Покровское, Якутской обл. и округа, в 82 вер. к юго-зап. от Якутска по почтовому тракту в Иркутск, на левом берегу р. Лены. Неизвестно когда основан, но при издании штатов в 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 577; Ратшин, 549. 1066. Покровский – Александровский, женский, 1-го класса (с 1764 г.), Владимирской губ., в гор. Суздале, на берегу р. Каменки, против Спасо-Евфимиевского мон., на низменном месте Покровской стороны. Основан в 1364 г. по благословению еписк. Иоанна и по просьбе кн. Андрея Константиновича, брата Вел. кн. Суздальского Бориса, ъ благодарность Богу за спасение от погибели на р. Волге. Место для монастыря избрано самим преп. Евфимием «обон пол реки, близ обители святого». Первою игумениею была избрана еписк. Иоанном мать (по другим близкая родственница) преп. Евфимия, которая находилась в иночестве до того времени в Александровском Суздальск. мон. В соборн. храме во имя Покрова, постр. в 1510 г., покоятся под спудом мощи царицы Соломонии, в иноч. Софии, первой супруги Вел. кн. Василия Иоанновича, память которой чтится 18 декабря. Кроме того, в монастыре жили: царица инокиня Александра, супруга царевича Ивана Ивановича, в 1587 г.; царица Мария (в иноч. Елена), супруга Вас. Ив. Шуйского, и Евдокия, супруга Петра I, сосланная сюда в 1698 г. и отсюда потом переведенная в Ладогу. Тут также погребены кн. Суздальские, Черкасские, Скопины, всего 27 гробниц. В ризнице хранятся дорогие и старинные вещи, жертвованные ц. Грозным и другими лицами. М. И. Семевский, “Покров. дев. м-рь в Сузд.», Моск., 1861 г.; “Ист. Росс.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Итак, в 66-летнем возрасте, когда многие из нас уже думают, что наша жизнь подходит к концу, Феодор вместе с Адрианом отправились в Англию. Перед этим Феодор подождал, пока его волосы вырастут достаточно для того, чтобы выбрить тонзуру по западному обряду, чтобы в таком виде начать свой нелегкий и усердный труд. Феодор прибыл в собор Христа в Англии в воскресенье 27 мая 669 года и сразу начал посещать все королевства англов, исправляя ошибки и наставляя в правильном образе жизни и верном способе вычисления даты Пасхи . Как писал преподобный Беда, «он был первым архиепископом, которому подчинялась вся Английская Церковь». Он вместе с игуменом Адрианом основал школу в Кентербери (королевская школа является ее преемницей), в которой преподавали латынь и греческий, Священное Писание, духовную поэзию, астрономию и арифметику. Во всей Церкви англов стали изучать церковную музыку, чтобы можно было правильно петь церковные службы. Святитель Феодор собирал регулярные соборы английских епископов и устанавливал правильные границы их епархий, так что жители всех районов страны знали, какой именно епископ имеет над ними духовную власть. Святитель Феодор также способствовал росту приходов. Ко времени смерти святителя в 690 году в возрасте 88 лет не только Церковь Кента, но и вся Церковь в Англии перешла от статуса «иностранной» и миссионерской к статусу постоянной, установившейся и стала неотъемлемой частью английской жизни. И если заслуга святого Августина в том, что он ввел православное христианство в королевстве Кент, то заслуга святого Феодора в том, что он объединил всю Церковь англов, так что она поддерживала и питала всю страну до тех пор, пока норманны не победили в битве при Сэндлейке (первоначальное название Гастингса. – Прим. пер.) в 1066 году, не разорили страну и насильно не ввели в ней римо-католицизм. В Кенте просияли и многие другие святые, особенно в монастыре Минстер-ин-Танет, где до сих пор хранятся мощи святой Мильдреды, а также в обители Минстер-ин-Шеппи. Сохранились в Кенте и остатки других древних английских церквей, но этот рассказ для отдельной статьи, не связанной с темой зарождения православного Кента. Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Берта (539–612) была франкской принцессой и женой святого короля Этельберта Кентского. До конца жизни она была преданной христианкой. Ее большая заслуга заключается в том, что она убедила своего мужа принять христианство. По некоторым сведениям, после смерти Берта была канонизирована, но у нас нет никаких свидетельств, подтверждающих это. Однако точно известно, что имело место широкое народное почитание королевы Берты. В Католической Церкви существуют витражи с изображением Берты, ее также почитает Англиканская Церковь, хотя определенного дня ее памяти не существует до сих пор. – Прим. пер.

http://pravoslavie.ru/38857.html

Святый первоверховный апостоле Петре... отрини жену блудницу от ног Христовых... Не бранит ей Петр... святый Иоанне Богослове действенниче, поне ты иждени блудницу... да не стоит там скверная... но и Богослов святый уступает ей свое девственное место. 1066 В изложении, по правилам Науки о казаньи Голятовского, находим аполог (апологию) о добродетелях, как они разместились в человеческом теле: благоразумие взяло главу и село в мозгу, молчание во устах, покаяние взяло власы, еже бы теми со Магдалиною отирати нозе Христовы, послушание получило ноги, терпение – хребет, пост сел в желудке и т. д. 1067 Сюда же относятся рассказы о Галене, видевшем человека, из-за гнева не могшего отпереть двери ключом, и впадшего в бешенство, о Корвине пораженном апоплексией, из-за того, что потребованные финики оказались съеденными, о борьбе Телефоса, сына Геркулесова и нимфы Авги, с Ахиллесом. Есть и физиологические известия: об укрощении елефанта мусикийским гласом, о тигре, убивающем себя при звуке тимпана. 1068 Есть образцы и натянутых сближений: совершается духовная лествица беседою, но не делом, и подпирается к небеси ангелом, виденным в апокалипсисе, или риторственное царство греческое, изображаемое в видении Даниила медью гласнейшею и т. д. 1069 Построение проповедей остается прежнее схоластическое, но мы отметим новые, хотя и незначительные черточки. Заканчивая слово о Богородице (5 апреля 1701 г.) проповедник говорит: «Кончу убо слово мое. Мню же, яко не всяк памятствовати будет реченнаго мною, разве кто книжный: простые же и безкнижные человецы без пользы отъидут. Скажу убо и тем нечто памяти достойное. Богородице только тогда будут приятны наши акафистные мольбы: радуйся, когда мы перестанем распинать вторично Христа нашими грехами». 1070 В проповеди 19 августа в Донском монастыре рассказывается о победе Дмитрия Донского заступлением Пресвятой Богородицы, и искусным схоластическим образом толкуются слова «Взбранной воеводе победительная». Но как бы заметив, что схоластические толкования во вкусе «Ключа разумения» не понятны простым слушателям, проповедник прибавляет в конце: «Уже время аминем скончати... но мню яко... вся мною реченная безкнижным людям не внятна быша, и опасаюся, да не без пользы отыдут и да не явлюся яво велеречив ритор, а не яко полезен учитель, еще убо маленько нечто реку на пользу простейших ради». 1071

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

За проповедь христианства были убиты нек-рые католич. миссионеры, в основном францисканцы, посещавшие мусульм. земли начиная с XIII в. (см.: Ryan. 2004). К лику М. причисляли также церковных иерархов и благочестивых правителей, погибших в политической борьбе. Среди правителей-М. были бургундский кор. Сигизмунд , англосакс. кор. Освальд , чешские кн. Вячеслав (Вацлав) и кнг. мц. Людмила , дат. кор. Кнуд IV (II) , норвеж. кор. Олав II Святой. Во время нападений викингов погибли почитавшиеся в Англии кор. Эдмунд и Эльфхеах, архиеп. Кентерберийский. В Меровингской Галлии жертвами кровавых интриг были епископы Дезидерий Вьеннский, Леодегарий Августодунский (Отёнский) и Прейект Арвернский (Клермонский). Особым почитанием в средневек. Европе были отмечены церковные иерархи, убитые по приказу правителей-тиранов,- Фома Бекет , Станислав Краковский, Иоанн Непомуцкий. Противниками григорианской реформы был убит миланский диак. Ариальд († 1066), еретиками - инквизиторы Петр Веронский († 1252) и Педро де Арбуэс († 1485). Т. о., в католич. традиции М. почитались не только те, кто приняли смерть за веру, но и те, кто по примеру Христа жертвовали собой ради др. людей (см. Ин 15. 13). Так, Фома Аквинский считал мученичество высшим проявлением любви, способности к полному самоотречению ради Христа ( Thom. Aquin. Sum. th. 2. 2. q. 124. a. 2-4). В эпоху Реформации (XVI-XVII вв.) на Западе начался новый этап в истории мученичества, связанный с ожесточенными религ. конфликтами. С т. зр. протестантов, «мучеником», пострадавшим за религ. убеждения, отличные от офиц. политики католич. Церкви, был Ян Гус. Впосл. для сторонников Реформации, подвергавшихся преследованиям со стороны гос. власти, претерпеваемые ими страдания являлись важным свидетельством того, что они продолжают традиции ранней Церкви. М. Лютер рассматривал наличие М.-протестантов как признак возрождения истинной Церкви, как доказательство духовной преемственности между ранними христианами и реформаторами. Первыми протестант. М.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Не позднее 1054 г. англ. кор. Эдуард Исповедник (1042-1066), единокровный брат Эдмунда Железнобокого, не имевший собственных детей, стал рассматривать в качестве потенциального наследника своего племянника Эдуарда, жившего в изгнании. В 1054 г. по поручению Эдуарда Исповедника в Германию отправился Эалдред, еп. Вустерский (1046-1062, впосл. архиепископ Йоркский (1061-1069)). Эалдред пробыл в Кёльне ок. года, но не смог договориться о возвращении Эдуарда, по-видимому, из-за шедшей в то время войны между имп. Генрихом III и кор. Эндре I. После смерти Генриха III (5 окт. 1056) отношения между Венгрией и Свящ. Римской империей нормализовались, что позволило Эдуарду и его семье вернуться в Англию. Возможно, 2-е отправленное за ними посольство возглавлял Гарольд Годвинсон, эрл Уэссекса (король Англии в янв.-окт. 1066). Спустя неск. дней после прибытия в Англию Эдуард скоропостижно скончался (19 апр. 1057). О жизни его семьи до Нормандского завоевания 1066 г. сведений нет. По-видимому, М. воспитывалась в одном из жен. мон-рей в Уэссексе, тесно связанных с англосакс. королевским домом. Это могло быть либо аббатство Уилтон (в Уилтшире), либо аббатство Ромси (в Хемпшире). Известно, что младшая сестра М., Кристина, стала монахиней и, возможно, аббатисой в Ромси и Уилтоне. Именно в Уилтон М. отправила на воспитание дочерей. Скорее всего в воспитании М. участвовала жена Эдуарда Исповедника Эдита, сестра Гарольда Годвинсона, известная своей образованностью и христ. благочестием. Младший брат М., Эдгар, возможно, рассматривался Эдуардом Исповедником как потенциальный наследник. В соответствии с т. н. Законами Эдуарда Исповедника (в действительности написаны неизв. англ. автором во 2-й четв. XII в.) кор. Эдуард даровал Эдгару почетный титул этелинга, к-рый в англосакс. Англии традиционно носили сыновья королей. Однако после смерти Эдуарда Исповедника (5 янв. 1066) большинство магнатов поддержали кандидатуру влиятельного эрла Гарольда Годвинсона, хотя он и не состоял в родстве с королевской династией. Согласно англ. источникам, сам Эдуард Исповедник, находясь на смертном одре, выбрал наследником Гарольда. Претензии на англ. трон предъявил также герцог Нормандии Вильгельм, внучатый племянник Эммы, матери Эдуарда Исповедника. Осенью 1066 г. Вильгельм, собрав большое число рыцарей из Нормандии, Фландрии, Бретани и др. регионов Сев. Франции, переправился в Англию и разбил Гарольда в битве при Гастингсе (14 окт. 1066). После гибели Гарольда в бою часть англосакс. знати во главе с Йоркским архиеп. Эалдредом провозгласила королем Эдгара Этелинга, но не смогла собрать достаточно сил, чтобы противостоять Вильгельму, который был коронован на Рождество 1066 г. в Вестминстерском аббатстве.

http://pravenc.ru/text/2561964.html

Богородицкая (богородская) трава, или Тимьян, или Чабрец (лат. Thymus) – род полукустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae), листья используются в качестве приправы. Растение сильно ароматно, с пряным тёплым запахом, обусловленным в основном фенольными летучими ароматными веществами. Макс Фасмер выводит русское название темьян (именно через «е»), равно как и древнерусское темьанъ, старославянское темынъ, болгарское тимян, сербохорватское maмjah, из греч. Θυμαμα – благовонные вещества. Зафиксировано множество народных названий тимьяна (в большей степени относящиеся к виду Thymus seipyllum – Тимьян ползучий): богородская трава, боровой перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка, чабрец. Богородская трава с древних пор используется в народной медицине. Лечебные свойства чабреца неоспоримы. Отвары его и просто истертая в порошок трава в народной медицине обычно применяются в виде различных повязок при воспалении седалищного нерва, при радикулите. В виде отвара или же мази (обычно на меду) тимьян «очищает лёгкие», он способствует лучшему отхаркиванию и хорошо успокаивает боли. Рекомендуется при лечении бронхитов (в виде сиропов). К положительным свойства чабреца относится и то, что его можно применять в виде ванн. Ванны из чабреца полезны при неврологических заболеваниях, кожных сыпях, радикулите, ревматизме, заболеваниях суставов и мышц. Чай из чабреца рекомендован при гриппе, при спазмах желудка, заболеваниях почек, как мочегонное, при анемии, бессоннице, мигренях, ревматических болях. Распространённая в окрестностях города Богородицка Тульской области и перекликающаяся по названию Богородицкая трава в XVIII в. была помещена на герб, указывая на название города. Бонза – буддийский монах. Брачный контракт – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Верста – русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 м, до реформы XVIII в. – 1066,781 м). Упоминается в литературных источниках с XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010